Научная статья на тему 'Теоретические основания полоролевой социализации в контексте социокультурной и социобиологической парадигм'

Теоретические основания полоролевой социализации в контексте социокультурной и социобиологической парадигм Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
973
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД / ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Юлия Сергеевна

В статье представлен сопоставительный анализ психологических теорий и подходов в рамках изучения проблем полоролевой социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a comparative analysis of psychological theories and approaches in the context of the study of sex-role socialization problems.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания полоролевой социализации в контексте социокультурной и социобиологической парадигм»

УДК 37.035 ББК С54

Григорьева Ю. С.

Теоретические основания полоролевой социализации в контексте социокультурной и социобиологической парадигм

В статье представлен сопоставительный анализ психологических теорий и подходов в рамках изучения проблем полоролевой социализации.

Ключевые слова: компаративистский подход, полоролевая социализация, пол, гендер, гендерная идентичность.

The article presents a comparative analysis of psychological theories and approaches in the context of the study of sex-role socialization problems.

Обогащение сфер взаимодействия представителей разных стран в условиях современного политического, экономического и профессионального диалога предполагает изучение накопленного мирового опыта и его трансформацию в различные (в том числе - образовательные) системы. В этих условиях все более востребованными становятся идеи сравнения и сопоставления образовательных парадигм, основу которых составляют различные подходы.

Сущностные характеристики подхода рассматриваются в контексте смыслоо-бразующих позиций, методологических принципов, движущих сил и функций, позволяющих раскрыть значение и общие ориентиры объекта исследования в рамках обозначенных границ [7].

Вариативность современного российского образования приводит к многообразию различных подходов к изучению, анализу и построению педагогического процесса, особое место среди которых занимает компаративистский подход. Компаративистика - новое направление методологии анализа научной деятельности и развития науки [5].

По мнению В. П. Котэнко и С. А. Кур-носовой, компаративистика в образовании позволяет реализовывать в педагогическом исследовании идеи системности, целост-

ности, дополнительности; интегрировать различные подходы и образовательные практики; выполнять в современном контексте все функции, предписываемые научному знанию [5,6].

Методологической основой компаративистского подхода традиционно рассматривается сравнение концептуальных идей, социально-культурной практики, выявление сходства и обнаружение характерного, обращение к сравнительно-историческому анализу, что позволяет сопоставить и более точно оценить сущностные особенности изучаемого явления. Компаративистский подход использует два важнейших инструмента: понимание на основе герменевтического метода и сравнение на основе понимания. Основными методами реализации компаративистского подхода являются: описательное, диагностическое и проблемное сравнение,сопоставительно-типо-логический и сравнительно-исторический анализ.

Одним из обязательных условий реализации компаративистского подхода в педагогической теории является четкое обозначение основных критериев, связанных с объемом изучаемого материала и степенью его обобщения, широтой и глубиной хронологического среза, с уровнем и глубиной теоретической базы исследования, степе-

нью раскрытия динамики образовательного процесса. Общим для всех перечисленных параметров является то, что они служат измерениями широты и глубины сферы компаративного анализа [9].

Разноплановость социокультурного опыта, обнаруживаемая в ходе реализации компаративистского подхода, способствует как определению универсалий, так и многофакторных явлений в образовательном процессе.

В современных зарубежных и отечественных науках о человеке с позиций компаративистского подхода рассматриваются разные аспекты личностного развития и воспитания, один из которых связан с по-лоролевой социализацией.

В основном диалог о детерминации половых различий осуществляется в рамках двух парадигм: социокультурной и социо-биологической. В рамках социобиологиче-ской парадигмы половая дифференциация рассматривается как универсальный биологический процесс, который культура только оформляет (З. Фрейд, Э. Эриксон, Р. Ассад-жиоле), в социокультурной парадигме - как результат социализации, осуществляемый через освоения мужчинами и женщинами полоспецифических социальных ролей (У. Джемс, Дж. Мид, Т. Лукман) [1,3].

Основную роль в половой дифференциации поведения социобиологическая концепция приписывает биологическим факторам, эмоциям и бессознательному подражанию и считает основным ее механизмом идентификацию ребенка с родителем своего пола, происходящую на фаллической стадии развития. Центральной в данной теории является идея становления личности ребенка в процессе его психосексуального развития (З. Фрейд, Р. Сирс, Э. Эриксон).

Психоанализ основывается на представлении о превосходстве мужчины над женщиной и о диаметральной противо-

положности мужской и женской модели. Если для мужского поведения характерны агрессивность, решительность, стремление к достижению, способность к творческой деятельности, то для женщин - пассивность, нерешительность, отсутствие логического мышления, эмоциональность. Только следование данным моделям, по мнению З. Фрейда, может обеспечить гармоничное и полноценное развитие личности и формирование нормальной половой идентичности [12].

По теории Э. Эриксона свою биологическую неполноценность осознает мужчина, а не женщина (в отличие от позиций фрейдизма). По его мнению, гендерная идентичность окончательно формируется в возрасте 5-7 лет, а в дальнейшем происходит ее развитие и содержательное насыщение за счет «опытов и практик». В юности осуществляется сознательная идентификация с культурной средой, которая, как правило, транслирует традиционные стереотипы мужских и женских ролей, делая невидимым реализацию гендера.

Представители теории социального научения (А. Бандура, Л. Сербин) утверждают, что формирование полоролевого поведения зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают его поведению родители. Типичное для пола поведение определяется как поведение, которое вознаграждается по-разному, в зависимости от соответствия полу. Дети предпочитают вести себя согласно модели своего пола, так как их за это больше вознаграждают и меньше критикуют [10].

С позиции социокультурного подхода (У. Джемс, Т. Лукман, Дж. Г. Мид) идентификация осуществляется через «процесс называния» и помещение себя в социально сконструированные категории. Идентичность трактуется как «социально создаваемое, социально поддерживаемое

Григорьева Ю. С.

и социально трансформируемое» образование, ее формирование происходит на уровне межличностного взаимодействия и ограничивается рамками социального опыта человека [11].

С точки зрения когнитивизма (Л. Коль-берг, Г. Мартин), в качестве основного фактора полоролевой социализации выступает активное структурирование ребенком собственного опыта и получаемой от взрослых информации, а также понимание им своей половой принадлежности и осознания ее необратимости. Представители когнитивизма считают, что формирование половой роли связано с существующими в данной культуре полоролевыми стереотипами и самокатегоризацией, т.е., причислением себя к определенному полу. В процессе полоролевого развития ребенок узнает о существовании двух полов, включает себя в один из них в процессе половой типизации и на основе самоопределения регулирует свое поведение [2, 13].

Согласно модели «рекрутирования в нормальные гендерные идентичности», разработанной С. Кахилл, первоначально дети отличают себя от других по критерию социальной компетентности. Таким образом, возможными оказываются две идентичности ребенка: представленная взрослыми как некомпетентная, отклоняющаяся от нормы, и адекватная гендерным стереотипам девочки или мальчика. Дети узнают, что использование определенной модели полоролевого поведения не зависит от их выбора, а является принудительным. Декларируя собственную идентичность мальчика или девочки, дети тревожно относятся к любому проявлению несоответствия, которое может дать повод для сомнений в их компетентности.

Гендерные различия определяют разные жизненные стратегии мужчин и женщин в рамках одного социального порядка и являются естественными, нормативными чертами индивидов. Мужчины ориентиру-

ются на «эффективную» модель поведения, женщины - на модель, которая позволяет презентовать другим свой «внешний облик» [11]. Однако результаты многочисленных исследований утверждают, что различные вариации способностей и характеров гораздо чаще встречаются внутри каждой половой группы, чем между ними.

Все рассмотренные подходы, несмотря на различие в концептуальных основаниях, в качестве условия формирования половой идентичности называют усвоение детьми определенной модели поведения, предлагаемой взрослыми. Эта модель является социально создаваемой, часто стереотипной и качество ее исполнения жестко регламентируется окружающими [4].

Новая психология пола (Л. Вейцман, Е. Маккоби, К. Джеклин) основную роль в формировании модели поведения мужчины или женщины отводит социальным ожиданиям общества и воспитанию, которое их отражает. Социальные требования столь жестко задают схему гендерных реакций, что остаются значимыми даже в тех случаях, когда индивид находится наедине с самим собой [10].

В рамках данного подхода отвергается то, что мужчины выполняют инструментальную функцию, а женщины - экспрессивную, так как, по мнению авторов, оба типа ориентации присутствуют в деятельности обоих полов. Без экспрессивной ориентации на другого, являющейся важнейшим приобретением личности, невозможно нравственное воспитание ни мальчиков, ни девочек [13].

С точки зрения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), человек в своем становлении как мужчина или женщина создает предпосылки для самоактуализации, являющейся последовательным раскрытием творческого потенциала человека через реализацию мужских и женских качеств, которые сильнее общечеловеческих [8].

Анализ рассмотренных концепций позволяет сделать вывод, что они не противоположны друг другу, а, скорее, направлены на разные аспекты полоролевой социализации и являются взаимодополняемыми. Выделенные в рамках этих концепций механизмы формирования гендерной мо-

список ЛИТЕРАТУРЫ:

дели поведения (идентификация, осознание половой роли, социальные подкрепления и ожидания) могут дать представление о психологических механизмах гендерной социализации лишь при их взаимодополняющем объединении в единое целое.

1. Грошев, И. В. Психология половых различий / И. В. Грошев. - Тамбов, 2001. - 345 с.

2. Дробижева, Л. Об условиях формирования толерантных установок общественного сознания и поведения групп в Российском социуме / Л. Дробижева // Век толерантности. - № 3-4. - С.14-17.

3. Клецина, И. С. Гендерная социализация : учеб. пособие. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 92 с.

4. Конышева Е. А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) / Конышева Елена Алексеевна - ; [Урал. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2006. - 23с.

5. Котенко В.П. Компаративистика новое направление методологии анализа научной деятельности и развития науки // Библиосфера . 2007. №3. URL: http://cyberLeninka.ru/a rticLe/п/ komparativistika-novoe-napravLenie-metodoLogii-anaLiza-naüchnoy-deyateLnosti-i-razvitiya-naüki (дата обращения: 08.09.2014).

6. Курносова С.А. Педагогические возможности компаративного подхода к подготовке студентов вуза к проектированию педагогического дизайна // Современные проблемы науки и образования 2012, №1. URL: http://www.science-education.ru/101-5506 (дата обращения: 08.09.2014).

7. Луговская И. Р. Параметрический подход к анализу систем школьного образования разных стран: Автореф. дис... док. пед. наук. СПб., 2004. 36 с.

8. Машихина, Т. П. Формирование полоролевого поведения старших подростков: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - (13.00.01) / Машихина Тамара Петровна - ; [Волгогр. гос. пед. ун-т]. - Волгоград, 2003. - 23 с.

9. Мусиенко Т. В. Современная компаративная политическая теория: системный анализ Г.Экстейна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://Library.by/portaLus/moduLes/phiLosophy/referat (дата обращения 08.09.2014).

10. Радзивилова, М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Радзивилова Марина Анатольевна. - Волгоград, 1999. - 177 с.

11. Радина, Н. К. К проблеме использования гендерного анализа в психологических исследованиях / Н. К. Радина // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С. 22-28.

12. Репина, Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т. А. Репина // Вопросы психологии.-1987.- № 4.

13. Уэст К., Зиммермани Д. Создание гендера // Гендерные тетради /под ред. А. А. Клецина, выпуск 1, - Сп-б., 1997. с.117-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.