Научная статья на тему 'Теоретические основания исследования инновационного потенциала службы занятости'

Теоретические основания исследования инновационного потенциала службы занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болтенкова Ю. В.

The article states that the significant moment of the provision of innovation potential of Federal State service of population employment is the availability of not just potential opportunities of formation and application of innovations, but formation of economically expedient structure of innovation potential, that will provide the introduction of necessary innovations into the sphere of practical application.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of the research of the innovation potential of the employment service

The article states that the significant moment of the provision of innovation potential of Federal State service of population employment is the availability of not just potential opportunities of formation and application of innovations, but formation of economically expedient structure of innovation potential, that will provide the introduction of necessary innovations into the sphere of practical application.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания исследования инновационного потенциала службы занятости»

растает в более серьезное столкновение, которое часто сопряжено с применением насилия чаще на сегодняшний день в России на этнической почве и напряженностью в обществе. Похоже, что для России все большее значение приобретают социально приемлемые и недорогие механизмы регулирования и разрешения конфликтов, направленные на смягчение их разрушительных для общества и инвестиционной среды последствий, а также на предупреждение возможности их перерастания в крупномасштабные противостояния. Любая система государственноадминистративного управления недвижимостью должна обладать способностью предвидеть возможность возникновения кон-

фликта и располагать механизмами разрешения конфликтов, особенно там, где нехватка жилья и земельных ресурсов ощущается все острее.

Роль государства состоит в содействии системам кадастрового учета и регистрации прав, обеспечивающих защиту прав собственности или долгосрочной аренды отдельных ее граждан. Защищенность прав собственности или долгосрочной аренды обусловливает повышение продуктивности и воспроизводства недвижимости и доходов тех, кто от нее зависит.

Поступила в редакцию 11.03.2007 г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Ю.В. Болтенкова

Boltenko va Y.V. Theoretical bases of the research of the innovation potential of the employment service. The article states that the significant moment of the provision of innovation potential of Federal State service of population employment is the availability of not just potential opportunities of formation and application of innovations, but formation of economically expedient structure of innovation potential, that will provide the introduction of necessary innovations into the sphere of practical application.

Существенным моментом обеспечения инновационного потенциала ФГСЗН является наличие не просто потенциальных возможностей создания и использования новшеств, а формирование экономически целесообразного состава и структуры инновационного потенциала, которые должны обеспечить введение необходимых новшеств в сферу практического применения [1-6].

Инновационный потенциал, на наш взгляд, обладает двухуровневой иерархической структурой, в состав которой входят личностный и организационный уровни. На личностном уровне инновационный потенциал работника службы занятости - это совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, которая выражает его способность и готовность совершенствовать репродуктивную деятельность и наличие соответствующих средств и методов их обеспечивающих. На организационном уровне инновационный потенциал Департамента

ФГСЗН - это ресурсное обеспечение, которое может быть использовано для решения конкретных стратегических задач, связанных с обеспечением необходимыми новшествами и их использованием.

Инновационный потенциал работника представляет собой систему, в которой каждый элемент функционирует внутри системы во времени и в определенных условиях среды. В систему входят: психофизический потенциал, отражающий возможности продуктивного участия в инновационном процессе; профессиональный потенциал, характеризующий достигнутый уровень профессиональной подготовки, разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений; социально-психологический потенциал (личностный потенциал), выражающийся в предельной величине возможной самореализации своих личностных качеств работника в инновационной деятельности.

Для измерения инновационного потенциала Департамента ФГСЗН на организационном уровне, на наш взгляд, необходимо руководствоваться функционально-измерительным подходом, при котором основным принципом выделения в структуре инновационного потенциала ресурсных элементов является, прежде всего, их функциональная роль в инновационном процессе, раскрывающая основное значение каждого из них. В наиболее распространенном определении при характеристике инновационного потенциала акцентируется внимание на определенных его блоках организационных, информационных, финансовых и маркетинговых ресурсах.

Основные характеристики двухуровневой системы инновационного потенциала службы занятости раскрываются через понятия «способность», «готовность», «возможность», поскольку именно они характеризуют скрытые, нереализуемые резервы изучаемого объекта, которые при изменении окружающих условий могут стать действительными атрибутами организации.

Понятие «способность» можно применить и при определении инновационного потенциала отдельного сотрудника, и при характеристике инновационного потенциала Департамента ФГСЗН. В первом случае оно означает способность к восприятию новой информации, приращению своих профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей, нахождению решения нестандартных задач и новых методов решения стандартных задач [7]. Во втором - «наличие и сбалансированность структуры компонентов потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности)» [8]. Речь идет об инновационном потенциале, как элементе инновационного процесса, которым обладает система, характеризующая ее способность к усовершенствованию или обновлению.

На личностном уровне осуществление инновационной деятельности тесно связано с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала человека - ее субъекта. Инновационные (творческие, креативные) способности работника службы занятости заключаются в использовании и комбинировании общих и специальных знаний, использовании реальной практики (уме-

ния), опыта и профессионального поведения (интеллектуальное и коммуникативное). Инновационные способности включают в себя как отдельные умения и навыки создавать новшества, так и готовность к обучению новым способам и приемам пользоваться достижениями других служб занятости. По сути дела, инновационные способности социального работника службы занятости зависят от определенных его качеств, которые во взаимосвязи характеризуются общим понятием -профессиональная компетентность, или профессионализм. Инновационная компетентность проявляется в умении планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее; умении находить нестандартные решения (креативность); в гибком теоретическом и практическом мышлении; в умении видеть проблему, способности самостоятельно приобретать новые знания и умения.

Для исследования содержания и раскрытия внутренних связей инновационного потенциала Департамента на организационном уровне нам представляется целесообразным дать характеристику поэлементной структуры.

Организационный ресурс характеризует организационно управленческую структуру Департамента ФГСЗН по отношению к изменениям внешней и внутренней среды и обеспечению на этой основе возможности внедрения новшеств. Для оценки организации инновационной деятельности предложены следующие показатели: эффективность организации инновационной деятельности; показатели эффективности инновационной деятельности; наличие специализированного субъекта инновационной деятельности. Уровень финансово-экономического ресурса зависит от финансового состояния Департамента, стратегической приоритетности инновационной деятельности, а также результатов предыдущих инновационных разработок. Ее ключевым вопросом является анализ и прогноз финансовых ресурсов, поиск источников финансирования и обеспечения непрерывного и достаточного финансового обеспечения инновационной деятельности.

Информационный ресурс характеризует состояние информационной базы службы занятости, гарантирующей своевременное и полное насыщение достоверной входной, выходной, оперативной, нормативно-спра-

вочной информацией о новшествах, внедряемых службой занятости. Показатели состояния информационного ресурса: количество и качество накопленных информационных фондов, возможности и качество распространения информации; удовлетворенность специалистов количеством и качеством информации. Маркетинговый ресурс предполагает выявление, анализ и использование востребованности результатов деятельности Департамента на региональном рынке услуг, с целью постоянного выявления новых требований, предъявляемых к качеству оказываемых услуг. Применение маркетинга в инновационной деятельности возможно оценить с позиций частоты проведения маркетинговых исследований; наличия, форм и качества проведения комплексных маркетинговых исследований; частоты опросов безработных с целью выявления их отношения к качеству оказываемых услуг; осуществления мониторинга рынка труда по направлениям деятельности Департамента с последующим анализом.

Кадровая составляющая инновационного потенциала включает необходимый количественный и качественный состав работников, обладающих способностями к творческому труду. Она характеризуется такими показателями, как: средний стаж работы в службе занятости, направленность, возраст, образование, включая повышение квалификации и переподготовку, участие работников в различных конференциях, семинарах и т. п.

Понятие «инновационной готовности» также можно рассмотреть на двух уровнях: личностном и организационном. На личностном уровне необходимо проанализировать не только социологические, но и психологические взгляды на эту проблему с тем, чтобы глубже понять механизмы жизнедеятельности и самоосуществления личности в современном инновационном обществе. Исследования показывают, что высокий уровень психологической готовности к нововведениям обнаруживает расхождение между социальными установками (готовностью) и реальным поведением и деятельностью, в которых эта установка не реализуется. В инновационной готовности можно выделить уровни: уровень психологической готовности к нововведениям (мотивационного компонента); подготовленности к жизнедеятель-

ности в новых условиях (знаний, умения, навыков, опыта и т. п.).

На организационном уровне «готовность» следует рассматривать как достаточность наличных ресурсов, их определенный уровень, необходимый для осуществления инновационной деятельности [8]. Каждый из составляющих ресурсов инновационного потенциала Департамента может быть оценен по абсолютной величине, по относительной величине, реальной величине. Наличие или отсутствие способности и готовности системы к воспроизводству новшеств говорит о недостатках ее самоорганизации, которые необходимо восполнить существующими возможностями. В этом случае мы сталкиваемся с представлением о потенциале как о возможностях, определяющих масштабы, сроки, количество и качество инновационной деятельности, осуществляемой в службе.

Возможности - это внешние и внутренние факторы, детерминирующие формирование инновационного потенциала. Инновационные возможности службы занятости - это те элементы деятельности службы занятости, наличие которых в перспективе может способствовать разработке и внедрению инноваций, реализация этих возможностей позволит обеспечить планомерное и поступательное развитие посредством целенаправленного преобразования новшеств в нововведения.

Процессы формирования и развития инновационного потенциала Департамента становятся успешными только тогда, когда они базируются на результатах прогнозирования состояния и динамики внешней среды, выявлении внешних и внутренних факторов и условий, способных ощутимо повлиять на темпы развития. Наиболее существенными для формирования и развития инновационного потенциала службы занятости являются: состояние рынка труда и тенденции его развития, потребности и интересы клиентов, характер взаимодействия с другими социальными институтами, решающими сходные задачи.

Под внутренними факторами формирования и использования инновационного потенциала понимаются такие факторы, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны Департамента [7, с. 253]. К ним можно отнести следующие: организационную структуру

управления и социально-психологические

факторы. Основная задача, которая стоит перед организационной структурой, - создание таких организационных форм, которые способствовали бы успешному проведению инновационного процесса, обеспечивали бы оптимальные условия для проявления творческой инициативы, делали бы организацию гибкой, динамичной, восприимчивой к часто происходящим изменениям внешней среды. Использование социально-культурных ресурсов инновационной деятельности, отражающихся в культуре, нормах поведения, системе ценностей субъектов инновационного процесса, предопределяет качественную организацию инновационной деятельности.

Служба занятости обосновывает цели своей деятельности в зависимости от тенденций на рынке труда, оценивает ресурсные возможности, планирует последовательность тактических и практических мероприятий, осуществляет процедуры контроля и оценки полученных результатов. Такая политика позволяет констатировать наличие у СЗ свойства целесообразного организационного саморазвития, а саму эту организацию опре-

делять как саморазвивающуюся. Именно в ходе постоянного саморазвития формируется ее инновационный потенциал.

1. Жиц Г.И. Инновационный потенциал. Саратов, 1999.

2. Жиц Г.И. Методология управления формированием и эффективным использованием инновационного потенциала экономических систем: дис. ... д-ра экон. наук. Саратов, 2001.

3. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. СПб., 2004.

4. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. М., 2000.

5. Причина О. С. Корпоративная культура: потенциал инновационной деятельности. Ростов н/Д, 2002.

6. Четвернина Т. // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 6. С. 47-52.

7. Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. М., 2002. С. 460.

8. Преобразования научно-инновационной сферы в регионе: понятийный аппарат / ред. А.Е. Когут. СПб., 1995. С. 49.

Поступила в редакцию 3.03.2007 г.

РАЗВИТИЕ ПТИЦЕВОДСТВА РОССИИ ПУТЕМ КОНСОЛИДАЦИИ ФИНАНСОВЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ КРУПНЫХ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

P.A. Смыков

Smykov R.A. The development of poultry farming in Russia by the way of consolidation of financial and industrial resources of big-scale agroindustrial associations. There are given the results of the analysis of meat poultry state in Russia. The directions of its development on the basis of formation of large integrated agroindustrial associations are considered. The variants of investment projects in poultry farming subcomplex of Russia, which take into account the specificity of their organization in the branch are proposed.

Восстановление потенциала птицеводческой отрасли входит в число приоритетных направлений развития российского АПК. Оценивая развитие птицеводства в период проведения экономических реформ, следует признать, что в последние годы оно находится в чрезвычайно трудном положении, что сказывается на результатах работы отрасли и эффективности производства в ней.

Начиная с 1990 г. производство продукции птицеводства стало сокращаться. Так, за период 1992-2005 гг. производство мяса пти-

цы сократилось с 1428 тыс. т до 1112 тыс. т. Одновременно более чем вдвое возрос импорт мяса птицы.

Однако уже с 2000 по 2005 г. производство мяса птицы ежегодно росло в среднем на 100 тыс. т. Сохранились высокие темпы выращивания птицы, обеспечившие полную компенсацию ее забоев: 1,14 млн т в живом весе в 2000 г. и 1,72 млн т - в 2004 г. Производство мяса птицы в живом весе увеличилось в I полугодии 2006 г., по сравнению с I полугодием 2005-го, на 19,1 %. По дан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.