Научная статья на тему 'Теоретические основания исследования идентичности в политической психологии'

Теоретические основания исследования идентичности в политической психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
527
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / IDENTITY / MULTIDISCIPLINARY APPROACH / MODELS OF SOCIAL DEVELOPMENT / GLOBAL TRANSFORMATION / CIVILIZATION / CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Свешникова Наталья Олеговна

Статья посвящена проблематике исследования идентификационных процессов в период глобальных трансформаций социальных, политических и экономических систем. Парадигмальный сдвиг в представлении о человеке и обществе, будущем цивилизации актуализирует осмысление проблемы идентичности современного человека. Обсуждаются теоретические основания исследования идентичности, рассматриваются ее детерминанты. Основные подходы к исследованию идентичности определяются двумя базовыми методологическими установками: универсализм и индивидуализм. Культура рассматривается как объективная системообразующая детерминанта развития общества в целом и как основа для формирования идентификаций разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis to research an identity in political psychology

This article is devoted to the analysis of theoretical and methodological problems in the researches of an identity at the period of political, economic and social global transformation. It discusses theoretical framework of an identity and its determinants.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания исследования идентичности в политической психологии»

УДК 159.9

Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2012. Вып. 4

Н. О. Свешникова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Грядет революция! Она будет отлична от революций прошлого, устремившись на этот раз непосредственно к человеку, а не классам. И прежде всего она затронет культуру, изменения же политических структур совершатся лишь на последнем этапе.

Чарльз Райх

Эпоха великого исторического оптимизма и технологического романтизма завершилась. XX век — век идеологий — не дал человеческому сообществу мира и изобилия. Одним из печальных итогов ушедшего столетия является усугубившийся раскол в мировом сообществе, деградация многих сфер жизни отдельного человека и групп в целом, в первую очередь ослабление моралитета. Новые акценты приобретает проблема будущего современной цивилизации. Л. Карсавин, П. Сорокин когда-то предупреждали о возможной варваризации человеческого общества как закономерном процессе цивилизационного перехода. Многое из жизни современных сообществ подтверждает этот тезис и вызывает тревогу и пессимизм. К. Ясперс писал: «Быть может, нам грозит опасность вновь превратиться в людей каменного века, ибо мы, собственно говоря, никогда не перестаем ими быть» [1, с. 56]. Кризис философии заключается в том, что новые знания приходят из математики, физики, биологии, а современная философская мысль осмыслить их не может. Как пишет В. В. Налимов: «Нет духовного и, соответственно, морального возрастания от вновь полученного знания» [2, с. 65]. В подходах к исследованию общества все ярче проступает противостояние двух базисных постулатов. Согласно первому, социальная реальность понимается как результат действий, мысли и воли отдельных людей, независимых друг от друга. Второй постулирует общество как некий организм, который оказывает формирующее воздействие на человека. Это противостояние определяет и гносеологические установки в познании функционирования общества: методологический индивидуализм и методологический универсализм. В качестве парадигмы общественного познания в последнее время доминировали именно установки индивидуализма, которые являются базой основных моделей, разработанных в рамках деятельностного подхода в социальной философии — от марксистских до постмодернистских. При этом универсализм долгие годы связывался, да и сегодня часто ассоциируется, с идеологическими стереотипами. В противостоянии этих позиций следует отметить ключевой аспект, а именно расхождение в понимании смысла жизни человека, ее содержательности, конечности — бесконечности. Именно эти методологические установки определяют основные подходы к исследованию идентичности и прогнозированию развития социальных систем.

© Н. О. Свешникова, 2012

45

С начала 1980-х годов заметно возрос интерес представителей гуманитарных наук к феномену идентичности. Это связано, с одной стороны, с глобальной трансформацией социальных, политических, экономических процессов и институтов, технологической революцией, преобразованием в сфере коммуникации. С другой стороны, происходит парадигмальный сдвиг в научном представлении о человеке и обществе, их будущности.

В различных социогуманитарных исследованиях предлагается множество интерпретаций идентичности. Особенно высокой вариативностью отличаются работы, где осуществляется попытка проанализировать и объяснить взаимосвязь социальных и политических процессов. Можно обозначить некий научно-исследовательский тренд как «моду на идентичность». С другой стороны, обращение к проблематике идентичности является выражением потребности в научном переосмыслении и познании характера социальных трансформаций, политических и экономических преобразований на основе накопленного опыта в рамках специализированных научных отраслей. Современный этап научного познания можно охарактеризовать как интегрирующий.

Весьма ярко проблематика идентичности выступает при анализе политических систем. В политической риторике последних лет активно используются такие термины, как «патриотизм», «национальные традиции», «национальные интересы», «национальная история». «Русский вопрос» стал предвыборным лозунгом ряда ведущих российских лидеров, хотя акценты в его формулировании были разными. Во Франции, Германии наблюдается также обращение к «национальной» теме на фоне кризиса муль-тикультурализма. Является ли это проявлением реального политического осмысления современной ситуации, или представляет собой одну из форм обращения к населению с целью удержать влияние и поддержать угасающий интерес к власти, консолидируя общество на базе «вечных», исторически выстраданных ценностей. При этом растет количество столкновений между представителями разных национальностей, конфессий, территорий. Знаковым можно назвать и возникновение движений против экономического, гендерного, профессионального неравенства. Таким образом, маркируется линия фронта между разными социальными группами, между властными элитами и населением, выражая общемировую тенденцию. Неустойчивость социальных систем усугубляется и появлением нового вида неравенства — информационного. Это связано не только с существующими ограничениями (искусственными или реальными) в сфере потребления информации, но с возможностью производства информации, т. е. доступностью профессиональной деятельности в этой области, а также с уровнем и качеством образования. Все эти факты являются последствиями глобальных трансформаций политических и экономических процессов и институтов, технологической революции, преобразования системы коммуникации.

Глобализация определяет характер социальных изменений, который можно описать сквозь призму двух антогонистических тенденций — глобальность и локальность.

Меняющийся глобализирующийся мир означает не просто целестремительное движение к единым нормам, правилам и предписаниям, регламентирующим жизнь мирового сообщества. Это не только необходимость следовать заданному образцу, эталонной модели общества. При этом следует отметить, что конечного решения по поводу эталонной модели не существует, о чем свидетельствует противостояние американского и европейского образцов, а также все больше заявляющий о себе восточно-азиатский проект. Сказанное в полной мере согласуется с необходимостью понимания человеческой цивилизации как всеобщей универсальной целостности или общности

46

людей, для описания которой выделяются следующие признаки: образ жизни, технологический уровень развития, средства и особенности коммуникаций, формы и способы управления. При этом среди представителей различных отраслей гуманитарного знания наблюдаются серьезные противоречия: одни полагают, что цивилизация возникла в определенном месте и затем распространялась на другие территории, вторые считают, что цивилизация возникает в разных местах в разное время. В наших исследованиях мы придерживаемся второй точки зрения, фиксирующей универсальность и гетеро-хронность цивилизационных процессов. В связи с этим следует отметить, что яркой иллюстрацией заблуждения по поводу одного из аспектов цивилизационного развития (политического устройства) служит появление таких фантомов, как «демократия американского образца», «управляемая демократия», «суверенная демократия» и др. Демократия либо реально есть, либо существует нечто, заявляемое как демократия, использующее язык описания данного общественного устройства. Сложилось достаточно устойчивое, научно обоснованное мнение отечественных и зарубежных экспертов, что демократия не реализована ни в одном современном обществе или что демократия деградирует. Идеи гуманизма, которые лежали в основе становления европейской цивилизации, претерпевают катастрофические изменения. Сегодня они практически не встраиваются в современную модель мира «цивилизованного» индивидуалиста, верящего в личный успех, стремящегося к материальному благосостоянию, теряющего чувствительность в отношении к миру и людям, заменившего стремление к солидарности на эгоистический разумный рационализм, идеалы возвышенного и прекрасного — на полезное здесь и сейчас. Все возрастающее противостояние в мире является одной из ведущих характеристик как индивидуальных, так и коллективных субъектов, использующих широкий спектр силовых способов воздействия и испытывающих агрессивность по отношению к инакомыслящим.

П. Турчин, профессор экологии и математики Университета Коннектикута (University of Connecticut) и Института Санта-Фе, предлагает рассматривать современные тенденции политического, экономического и социального развития сквозь призму структурно-демографической теории, разрабатываемой в названном институте [3]. Согласно этой теории, кризисы связаны с перепроизводством элит и расколом внутри элит: происходит увеличение бюрократии, «беловоротничковой» среды компаний и особенно транснациональных корпораций, людей, получающих высшее образование не столько для знаний, сколько для обеспечения карьерного роста, «золотой молодежи», желающей наследовать высокий материальный уровень своих отцов. Возникает, с одной стороны, проблема «лишних» менеджеров внутри стран, с другой стороны, на глобальном уровне эта проблема трансформируется в противостояние элитарных групп развитых и развивающихся стран. Исследования социальных структур Института Санта-Фе свидетельствуют о значительном дисбалансе роста элит и населения как характерном признаке кризисного состояния в современном глобальном мире. И это еще одна линия раскола социальной системы, оказывающая решающее влияние на идентификационные процессы.

Общие тренды деформации социального пространства современности наблюдаются практически во всех регионах мира: демассовизация, «этнизация» и «национализм», гетерохронность социальных процессов, гендерные сдвиги, трансформации в сфере профессий, консьюмеризация, инфантилизация. Все это определяет появление характерных «вызовов» социальному миру в виде роста агрессивности, расширения сферы

47

конфликтности, неопределенности и неустойчивости социальных позиций как отдельных индивидов, так и сообществ, кризиса самосознания. Социокультурный кризис трансформировал и проблему идентичности. Вследствие утраты привычного набора социальных ролей, статусов, потери прогнозируемого экономического положения, нивелирования системы ценностей модерна человек может оказаться в ситуации одиночества. Именно поэтому особую роль в жизни современного человека начинают играть базовые идентичности — территориальная, этническая, национальная, религиозная. Поиск и обретение идентичности превращается в доминирующую потребность, носит экзистенциальный смысл.

В социальных науках растет интерес к теоретическому осмыслению проблем социального самоопределения. Субъективное, национальное, социальное выходят на первый план. Более того, многие проблемы хозяйственного, экономического, политического и культурного плана в конечном итоге оказываются вопросами идентичности. Поэтому понятие идентичности, которое охватывает и субъективное время, и личную деятельность, и национальные особенности, становится одной из главных тем в обществе конца ХХ — начала XXI в.

Необходимость детального исследования социальной идентичности в настоящее время вытекает из ряда оснований. Во-первых, поведение человека, его действия во многом зависят от того, из какой социальной позиции он действует в данный момент времени, причём значимым оказывается не только само объективное положение человека в общественной структуре, но и то, как оно видится своему носителю, т. е. его социальная идентичность. Во-вторых, в период крупных структурных перемен в обществе происходит смена сложившихся ранее идентичностей, формирование новых, восстановление разрушенных, исчезновение некоторых прежних идентичностей, а также изменения иерархической структуры идентичностей. Ряд аспектов идентичности трансформируется особенно заметно: так, серьезные изменения претерпевают пространственный и временной аспекты из-за переопределения границ самой территории общества и рамок протяженности его социального времени.

Для научного анализа и последующего описания проблематики идентичности необходимо понимание происходящих изменений в области фундаментальных наук, которые во многом преобразуют мировоззренческие и смысловые установки человека в понимании окружающего мира. Смена научной картины мира связана с новейшими достижениями фундаментальных наук. При этом резко увеличивается различие между научным представлением мира и обыденным, между объективным и субъективным. Наиболее актуальной является исходная посылка научного познания о прогностично-сти знания на основе интеграции специализированных отраслей. Преобразуется метод познания от всеобщего к частному, который соответствует современному интеграционному тренду формирования исследовательских программ. Роль науки в общественном познании существенно меняется, следствием чего является проблематизация использования накопленных знаний, выбора конкретного знания для понимания сути происходящих в общественном развитии трансформаций. В постмодернистском контексте не знание определяет власть человека над природой и социальными процессами, а человек для осуществления собственного проекта осуществляет отбор научных конструктов, моральных и политических установок. Наблюдается сдвиг и в переосмыслении исторического развития человеческой цивилизации. Уходит в прошлое историцизм как основание для рассмотрения последовательного развития человеческих общностей. Ему на

48

смену приходит понимание «альтернативной истории» (А. Тойнби). Историческая наука современности переходит к обобщению и формулированию закономерностей развития человека и общества в будущем. В своем выступлении А. О. Чубарьян [4] определил основные направления развития исторического знания. Макроистория представляет целостный взгляд на человека, исходя из исторической и культурной антропологии. Основное внимание исследователей сосредоточено не на исторических и политических личностях, а на конкретном человеке. Растет количество исследований на уровне микроистории как истории повседневности или истории частной жизни. Активно развивается и глобальная история как направление, изучающее связь времен, эпох и народов, а также взаимозависимости развития отдельных регионов в историческом горизонте. Плодотворным является и рассмотрение в историческом разрезе пересечения двух трендов: национальной истории и интернационализации исторических процессов. Фундаментальным для научного осмысления остается вопрос о том, кто формирует историю, лежащий в рамках исследовательской парадигмы «история и общество». Все перечисленное непосредственно задает основание для формирования представлений об идентификационных процессах в горизонте не столько прошлого, сколько будущего.

Эвристичными для формирования исследовательских программ в сфере изучения идентичности являются представления из области социальной философии о пространстве и времени социальных систем. Уточняется понятие среды — как внутренней среды системы, так и внешней (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Н. Луман, Ю. Хабермас и др.). На основании теоретических разработок коммуникативной теории Н. Лумана [5] и Ю. Хабермаса [6] утверждается постметафизический подход, постулирующий «де-трансцедентализацию деятельной субъективности». Следует отметить и вновь обозначившиеся тенденции интереса к трансцедентному, намеченные, например, в теории рефлексии В. А. Лефевра [7], в синергийной антропологии С. С. Хоружего [8]. При этом указанные современные тенденции артикулируют исторически существующие различия в фундаментальных установках европейской и русской философии: гносеологизм и онтологизм соответственно. А. Ф. Замалеев определил эти различия следующим образом: «Европеец идет от познания к истине, русский — от истины к познанию» [9, с. 68]. В связи с этим, как нам представляется, в социальной философии имеются предпосылки для формирования в психологии подходов к изучению проблемы «сознательное — бессознательное» в структуре идентичности, рассмотрению ментальных пространств, коллективных представлений и др.

Многие исследователи высказывают мысль о том, что будущее во многом определяется не технологическими и экономическими факторами, а социокультурными особенностями. «Усталость от прогресса» определяет поиски иных фундаментальных детерминирующих факторов развития. Актуальным среди отечественных исследователей становится изучение коллективного субъекта [10]. Мы живем в мире, где существуют различные угрозы для человека и сообщества в целом: природные и техногенные катастрофы, военные конфликты, террор и насилие в различных его проявлениях, информационные воздействия, экономические коллапсы и политические преобразования. Противостоять любым воздействиям сегодня может лишь совокупность людей, или коллективный субъект. В дальнейшем именно его качества — в большей степени, чем технологические разработки — будут определять уровень развития системы и цивилизации. Именно коллективный субъект способен будет создать целостную картину мира в период «когнитивной глобализации». Основные признаки, по которым можно судить о становлении коллективного субъекта:

49

1) коллективный субъект является носителем целостных психологических феноменов;

2) формирование группового поведения и выбор системы коммуникации;

3) способность к рефлексии (рождение чувства «Мы», формирование норм и правил группового поведения) [11].

Культура играет системообразующую роль в развитии общества. А. С. Панарин пишет: «Методологическое кредо прогностики, которую я считаю перспективной, состоит в постулате о первичности культуры по отношению ко всем так называемым объективным детерминациям социального мира» [12, с. 44-45]. Осмысление общественного развития в будущем невозможно без обращения к культуре. Весьма часто можно наблюдать некоторую поверхностность толкования реалий современности, особенно в сфере трансформации идентификационных процессов. Например, многие авторы полагают, что проблемы социального проектирования по-прежнему лежат в плоскости «традиционализм — модернизм», что приводит к провинциализации ныне развитых сообществ, так как на смену европейскому проекту приходят проекты азиатских стран. Успешность социальных преобразований, трансформаций идентичности и самоопределение в условиях глобального мира в большей степени необходимо описывать в терминах «прошлое — настоящее — будущее». Также важно понимать соотношение теоретического знания и обыденных представлений о переходных процессах, что существенно расширит научные концепции становления идентичности в глобальном мире. Культура не только фиксирует накопленный социальный опыт, аккумулированный в произведениях искусства, вобравший пафос религиозных и мировоззренческих воззрений. Культура содержит и потенциальный ресурс развития человека и общности, задает горизонт возможного преобразования. В русской классической литературе нашли отражение проблемы соотнесенности бытийного и духовного в жизни человека. Главные герои — царь, народ и юродивый — есть константы осмысления совместного взаимного творения на земле Родины, Отечества. «Лишние люди», «маленький человек», бунтари и праведники, благородные разбойники (Дубровский) и самодуры-помещики, «скалозубы» и «городничие», «Давыдовы» и «Сусанины», «Раскольниковы» — весь блестящий и многоликий ряд литературных персонажей, ищущих и побеждающих, праздных и борющихся, свидетельствует о живом смыслоискании. Творчество писателей, художников и композиторов пронизано болью о «духолишенном» (наш термин) человеке. Н. А. Бердяев писал: «Русские мыслители, русские творцы, когда у них была духовная значительность, всегда искали не столько совершенной культуры, совершенных продуктов творчества, сколько совершенной жизни, совершенной правды жизни... Гоголь и Толстой готовы были пожертвовать творчеством совершенных произведений литературы во имя творчества совершенной жизни. Русские писатели не закованы в условных нормах цивилизации и потому прикасаются к тайне жизни и смерти» [13, с. 64].

В культуре ничего не бывает лишним. Все имеет свой смысл и предназначение. Именно поэтому культура целостна и в силу этого важна во всех своих проявлениях и для отдельного человека, и для общества в целом. Человек растет в культуре и творит себя и историю через ее осмысление. В культуре ничтожным видится разделение на великих людей и маленьких, на героев-созидателей и «геростратов» — все они суть истории культуры в их единстве и многообразии. Ю. М. Лотман пишет: «.В ходе развития культуры оказывается возможным возникновение внутри индивидуального сознания человека психологических "личностей" со всеми сложностями коммуникативной

50

связи между ними, с другой [стороны], отдельные личности с исключительной мощностью интегрируются в семиотические единства» [14, с. 11]. Культура представляет собой единство бытийного и духовного, актуального и потенциального, реального и идеального. Культура является базовой матрицей для самоопределения человека и формирования идентификаций разного уровня.

Актуальность проблемы идентичности в психологической науке связана в первую очередь с формированием теоретических представлений о закономерностях социального развития в информационную эпоху, когда все больше акцентируется проблема социальности в плоскости «естественное — виртуальное». При этом фундаментальные положения классических концепций получают развитие в новых исследовательских проектах.

Все современные теоретические и эмпирические подходы в основе своей исходят из концепции идентичности Э. Эриксона [15; 16]. Идентичность, по Э. Эриксону, — это психосоциальное тождество. Обозначенные Э. Эриксоном параметры идентичности позволяют понять неуловимость и сложность этого феномена:

• процесс идентификации проходит одновременно в двух измерениях — на уровне индивидуума и на уровне культуры;

• при формировании идентичности включается процесс рефлексии на всех уровнях психики, проходит он бессознательно;

• процесс идентификации динамичен и изменчив, в ходе его множится дифференциация, а вследствие этого нарастает содержательность;

• кризисы идентичности совпадают с кризисами в окружающей среде;

• понятие идентичности может быть раскрыто наиболее полно лишь на уровне концепции развития человека, т. е. целостной концепции;

• практики и приемы раскрытия идентичности в современной науке не позволяют корректно и в полной мере описать среду. Часто наблюдается противопоставление «внешнего» и «внутреннего», а это нарушает принципы целостности и тождественности идентичности.

Концепция Э. Эриксона содержит богатый теоретический потенциал для формирования современных подходов к исследованию идентичности, разработки методов изучения. В самой концепции заложена принципиальная возможность конвергенции знаний психологии, культурологии, социологии, философии, этнографии и лингвистики. Принцип междисциплинарности является основанием многих исследовательских программ, позволяет синтезировать научные направления и теоретические подходы разных отраслей психологии (психологии личности, социальной психологии, политической психологии, исторической психологии), а также различных научных дисциплин (социальной и политической философии, политологии, этнологии, культурологии, социологии и др.). Благодаря этому понимание идентичности предстает более масштабным и фундаментальным. Смысл обращения к проблеме идентификации заключается не столько в том, чтобы выявить и описать индивидуальные процессы социальной и политической жизни человека, но в построении перспективы становления общности на основе ретроспективного анализа коллективного опыта формирования социального пространства. При этом идентичность необходимо рассматривать как целостный феномен, что позволяет понять наличие в модели самосознания конкретной личности общих взглядов, этических императивов, характерных как для всех людей, так и для отдельных групп. Можно использовать следующие категории: цивилизационная

51

идентичность, социальная идентичность, персональная идентичность. Цивилизацион-ный уровень является онтологическим относительно других уровней, он подобен «материнской плате», где собрана и систематизирована совокупная информация о должном и возможном, необходимом и достаточном.

В заключение выделим некоторые важные аспекты, обращение к которым будет во многом способствовать преодолению узких мест становления междисциплинарных исследований идентификационных процессов. Во-первых, все более артикулированные в научно-теоретическом плане проблемы онтологического вызова определяют характер научного осмысления будущего человечества. В связи с этим необходимо вводить в научный дискурс по проблемам идентичности концепты трансцедентного, картины мира и культурных универсалий. Также требуется пересмотреть дихотомии, заданные модерном: «внешнее — внутреннее», «субъективное — объективное», «обыденное — научное». Во-вторых, разработка теоретических оснований исследования идентификационных процессов связана с пониманием ценностей и преодолением идеологизированных установок в отношении ценностей. Культура рассматривается как фундаментальный детерминирующий фактор социального мира. Следует признать множественность и разнообразие ценностных структур в глобальном мире. Развитие социальных систем и их взаимодействие возможны лишь на основе принципа необходимого разнообразия. В третьих, для формирования прогностической модели становления идентичности в современном социальном мире должно быть преодолено противостояние «отраслевых» дискурсов.

Литература

1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.

2. Налимов В. В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку. М.: Лабиринт, 1994.

3. Турчин П. В. Историческая динамика: На пути к теоретической истории. М.: УРСС, 2007.

4. Чубарьян А. О. Современные тенденции развития мировой исторической науки. 1-я лекция. Эфир телеканала «Культура». 23.12.10.

5. Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004.

6. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.: Весь мир, 2002.

7. Лефевр В. А. Рефлексия. М., 2004.

8. Хоружий С. С. Очерки синергийной антропологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.

9. Замалеев А. Ф. Самосознание России: Исследования по русской философии, политологии, культуре. СПб.: Наука, 2010.

10. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕРСЭ, 2002.

11. Донцов А. И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984.

12. Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование. М.: Алгоритм, 2000.

13. Бердяев Н. А. Русская идея. М.: Наука, 1990.

14. Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума. М., 1977.

15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

16. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Статья поступила в редакцию 28 мая 2012

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.