Научная статья на тему 'Теоретические исследования формирования и развития конкурентоспособности организаций'

Теоретические исследования формирования и развития конкурентоспособности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2283
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК / ОРГАНИЗАЦИИ / ФАКТОРЫ / МЕХАНИЗМ / МОНОПОЛИЯ / МОНОПСОНИЯ / ОЛИГОПОЛИЯ / СТРАТЕГИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Надеин Н.В.

В статье проведен анализ развития теории конкуренции и конкурентоспособности организаций. Показано, что эволюция конкурентоспособности прошла ряд этапов, отмечены основные ученые, занимавшиеся вопросами исследования конкурентоспособности и их основные разработки. Теория конкуренции, разработанная классиками политической экономии, явилась одной из самых первых фундаментальных научных разработок, посвященных понятиям и основным положениям конкуренции в развитии общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical investigations of formation and development of competitiveness of organizations

In the article the analysis of development of competitive theory and competitiveness of organizations is carried out. It is shown that evolution of competitiveness had a number of stages, basic scientists that worked in the investigation of competitiveness and their basic considerations are noted. Competitive theory, developed by the classics of political economy became one of the first fundamental scientific research results devoted to the notions and basic foundations of competitiveness in the development of society.

Текст научной работы на тему «Теоретические исследования формирования и развития конкурентоспособности организаций»

Надеин Н.В.

Теоретические исследования формирования и развития конкурентоспособности организаций // Вестник Самарского госудаиственного университета. 22015. № 2(124). (и. 157—163 157

УДК 33

Н.В. Надеин*

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье проведен анализ развития теории конкуренции и конкурентоспособности организаций. Показано, что эволюция конкурентоспособности прошла ряд этапов, отмечены основные ученые, занимавшиеся вопросами исследования конкурентоспособности и их основные разработки. Теория конкуренции, разработанная классиками политической экономии, явилась одной из самых первых фундаментальных научных разработок, посвященных понятиям и основным положениям конкуренции в развитии общества.

Ключевые слова: теория, исследование, конкуренция, конкурентоспособность, рынок, организации, факторы, механизм, монополия, монопсония, олигополия, стратегии, конкурентные силы.

Вся совокупность научных и теоретических исследований, находящихся в основе формирования конкурентоспособности организаций, подразделяется на две группы: базовые и прикладные к ним теории. Базовые теории непосредственно связаны с самими определением понятия конкурентоспособности организаций и формируют ее фундамент, основываясь на экономических теориях, полезности, стоимости и конкуренции. Теоретические прикладные положения изучать возникающие связи и функциональную структуру формирования конкурентоспособности организации, основываясь на теории принятия решений и теории управления, теории систем, оценки стоимости собственности организации, мотивации, маркетинга [1].

Зарождение теории конкуренции, появились в трудах экономистов в середине XVIII века.

Так, в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» А. Смит привел обобщение теории конкуренции [5]. Теория конкуренции А. Смита обладала новизной в следующих положениях [5]:

— было впервые сформулировано понятие конкуренции как борьбы, соперничества;

— был сформулирован главный принцип конкуренции — принцип «невидимой руки рынка»;

— был разработан механизм управления конкуренцией, согласно которому уравновешивается отраслевая норма прибыли, которая приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями и сферами деятельности;

— были определены основные условия совершенной, монополистической, оли-гополистической конкуренции, монополии и монопсонии;

— была разработана модель монополистической конкуренции.

Также существенный вклад в развитие теории конкуренции кроме А. Смита внесли такие известные экономисты как: Д.С. Милль, Д. Риккардо, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер, Дж. Кейнс, П. Хейне, Ф. Найт, Ф.А. Хайек, С.Л. Брю, К.Р. Макко-нел, М. Портер, Ю.И. Коробов, Г. Л. Азоев, А.Ю. Юданов, Л.Г. Раменский и др. [3].

* © Надеин Н.В., 2015

Надеин Никита Вячеславович (nikitanadein@me.com), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Представитель английской классической политэкономии Д. Риккардо (1772— 1823) в работе «Принципы политической экономии и налогообложения» дополнил идеи А.Смита о ценовом регулировании рынка с помощью инструментов конкуренции: «цены формируются только под воздействием предложения и спроса путем конкурентной борьбы» [5].

Другой представитель классической школы экономики, Джон Стюарт Милль (1806—1873), также внес весомый вклад в развитие теоретической модели чистой конкуренции. Он выделил неконкурирующие группы на рынке, вывел уравнение международного спроса и тройную классификацию ценовой эластичности спроса, определил понятия экономии на альтернативных издержках и эффекте масштаба [2]. По его мнению, конкуренция является единственным условием формирования рыночных цен, заработной ренты и заработной платы, а кроме этого, он обосновал, что конкуренция сама по себе является экономическим законом, устанавливающим конкретные правила рыночного равновесия.

Лауреат Нобелевской премии в области экономики в 1974 г., австрийский ученый, представитель неоклассической школы Фридрих Август фон Хайек (1899—1992) подверг обширной критике ряд положений классиков политэкономии [6]. В частности он отмечал, что надо принимать во внимание тот факт, что государственное устройство уже организовано и существует, следовательно, процесс конкуренции происходит в уже существующей, определенной системе. В случае существования модели совершенной конкуренции в реальном государстве, это сняло бы ограничения во всех сферах деятельности. Но данный факт невозможен, так как необходимы государственные ограничения и государственное регулирование экономики».

Другой неоклассический английский экономист, автор учебника «Принципы политической экономии» Альфред Маршалл (1842—1924), в свое время также усовершенствовал основные понятия классиков о конкуренции, обосновав механизм автоматического установления равновесной цены на рынке при помощи чистой (совершенной) конкуренции и законов предельной полезности и предельной производительности труда [4]. Открыв теории анализа долгосрочного и частичного устойчивого равновесия на рынке, а также учтя развитие технологий и потребительских предпочтений покупателей при определении относительных цен, он создал основы новой теоретической модели конкуренции — монополистической или реальной.

В конце XIX начале XX веков изменившаяся в результате кризиса экономическая ситуация в ряде европейских стран привела к пересмотру сложившихся в экономической науке традиционных представлений о факторах, сущности и функциях конкуренции [7].

В первой половине ХХ в. опубликован ряд фундаментальных работ П. Сраффы «Законы получения доходов в условиях конкуренции» (1926 г.), Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.) и Дж. Робинсона «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933 г.), в которых вышеуказанные авторы определяют, что при увеличении масштабов производства крупные предприятия промышленности и сферы услуг получают новые дополнительные преимущества, которые они могут реализовать только выходя за рамки имеющейся модели совершенной конкуренции [3].

Экономист из США Эдвард Гастингс Чемберлин (1899—1967) ввел новое понятие: «монополистическая конкуренция». В своей работе «Теория монополистической конкуренции» он указывает, что реальные цены на рынке движутся к промежуточному значению, определяемому в каждом конкретном случае соответствием относительным значением чистой монополии и чистой конкуренции [2]. По выводам Э. Чемберлина, конкуренция и монополия — это взаимосвязанные между собой явления,

а именно: рынок любого отдельного производителя при условии монополистической конкуренции лимитируется и определяется лишь тремя факторами: особенностями самой продукции и услуг (качеством), ценой и расходами по его сбыту.

Джоан Вайолет Робинсон (1903—1983), американский экономист, профессор Кембриджского университета в своем труде «Экономическая теория несовершенной конкуренции» дает критику концепции конкуренции, он отмечает: «Изучение различных закономерностей экономической теории необходимо начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующую особому случаю правильнее начинать исследование, а рассмотрение монополии, трактуется условиями совершенной конкуренции как особого случая» [9].

Экономист Эрвин Дж. Долан также выделяет три положения, посредством которых предприятие может быть единственным производителем продукции и услуг для рынка:

1. Понятие закрытой монополии, защищенной с помощью юридических положений (НПА, патенты, авторское право).

2. Понятие естественной монополии, в которой масштаб производства и оказания услуг выше того количества, на которые рынок предъявляет спрос по цене, который достаточен для покрытия собственных издержек производства и сферы услуг.

3. Понятие открытой монополии, полагающее, что предприятие на некоторое время становится основным и единственным поставщиком какой-либо продукции или услуг и не обладает защитой от конкуренции.

Раскрывая далее теорию монополии, экономист А. О. Курно определяет равенство между маржинальным общим годовым доходом и равновесной монопольной ценой на продукцию и услуги, что приводит, в конечном счете, к появлению теории чистой олигополии и монополии, которая была в последствии развита в работах А.П. Лернера и Ф.И. Эджуорта [10].

В своей работе экономист Ф.А. Хайек «Индивидуализм и экономический порядок» (1948 г.) описывает конкуренцию как «процесс, через который люди приобретают и получают знания» [11]. Конкуренция приводит к наилучшему использованию знаний и способностей человека. Именно большая часть достигнутых человечеством благ получена именно путем конкуренции, состязания. По мнению Ф.А. Хайека, конкуренция, используя механизм цен, информирует всех участников рынка о тех возможностях, которыми они могут непосредственно воспользоваться для эффективного использования ограниченных ресурсов общества. А именно рынок способствует концентрации умений, знаний и навыков, которые рассеяны и находятся в обществе и могут быть применены для производства товаров и оказания услуг. Ф.А. Хайек определяет конкуренцию как процесс открытия [11].

В конце ХХ века у конкуренции появились новые черты: чистая конкуренция товаропроизводителей на открытых рынках сочеталась в разных формах с монополистической и олигополистических на частично закрытых рынках, в том числе и с применением протекционизма на указанных выше рынках; постепенно начался сдвиг в сторону использования неценовых методов конкуренции, несмотря на то, что в реальной экономике всегда присутствует их сочетание; изменение товарной составляющей спроса от потребления в массовом количестве унифицированной продукции и услуг к индивидуальному потреблению продукции и услуг, а также к инвестиционному спросу вызвало трансформацию рынков на отдельные сегменты с все возрастающей интенсивностью использования конкуренции [8].

Экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (1908—2006) в своем труде «Новое индустриальное общество», предвидя прорыв в маркетинговых исследований конца ХХ века, подробно раскрыл вопросы управления спросом и поведения покупателей на рынке. Он выяснил, что основная часть благ удовлетворяет потребности человечества

тем, что приобретение их связано с психической реакцией (например, чувство достоинства, успеха).

Усиление всемирной конкуренции в конце ХХ века, было вызвано кардинальными изменениями в самом характере конкурентной борьбы. Причиной этого стали научно-техническое развитие и НИОКР, глобализация, интеграция и концентрация производства, образование межнациональных корпораций. Все это потребовало от теоретиков в сфере экономики и конкуренции новых эффективных положений концепций поддержания рыночного равновесия [10].

Теория конкуренции настоящего времени получила свое формирование развитие в последней четверти ХХ в., благодаря таким ученым, как А. Стрикленду, М. Портеру, А. Томпсону и И. Ансоффу. Также появились новые серьезные достижения в этой области, разработанные отечественными учеными-экономистами: Г.А. Азоевым, А.Ю. Юдановым, А.П. Челенковым, Р.А. Фатхутдиновым, Н.К. Моисеевой, В.Е. Хруцким и др. [11; 12].

В настоящее время наиболее применимой является теориея конкуренции М. Портера, где конкуренция выражается действием пяти сил или факторов конкуренции [10]:

— имеющейся угрозой появления на рынке новых конкурентов;

— наличием угрозы появления новых товаров-заменителей;

— возможностью поставщиков комплектующих изделий и полуфабрикатов к торгу;

— наличием возможности покупателей к торгу;

— соперничеством и борьбой уже имеющихся конкурентов на рынке между собой.

Уровень воздействия каждой из пяти сил может изменяться меняется в зависимости от отрасли и определяет, в конечном итоге, прибыль данных отраслей. Но конкуренция не ограничивается только воздействием пяти сил на продавцов и покупателей рынка, так как зачастую на ее уровень влияет государственное воздействие на экономику, а также потенциальные возможности самого предприятия, т.е. его конкурентоспособность [7].

В экономической теории на сегодняшний день имеется несколько подходов к определению понятия и сути конкуренции:

1. Традиционная (атомистическая) теория конкуренции. Она возможна только при условии идеального рынка на котором экономический вес каждого участника незначителен, присутствует полная информационная доступность цены на однотипные товары и данные товары являются взаимозаменяемыми [8].

2. Теория информационной конкуренции. Если у других участников рынка имеется неосведомленность в решениях, то это приведет субъектов, принимающих решения к составлению неудачных планов [10].

3. Конфликтная (структурно-функциональная) теория. Данная теория рассматривает конкуренцию как конфликт или столкновение противоположных устремлений субъектов рынка, сил интересов, их выражающих [13].

К определению понятия конкурентоспособности также имеется множество подходов (см. таблицу).

В рамках современной поведенческой теории конкуренция трактуется как организация взаимодействия заинтересованных субъектов рынка, каждый из которых претендует на лучшие, относительно других, условия реализации своих услуг и продукции и получение относительно большей выгоды. Это взаимодействие имеет двусторонний характер. Оно включает в себя стратегии, формы, модели, виды, методы и направления воздействия на соперников, а также условия противодействия данным соперникам, которые претендуют на обеспечение наилучших на-

Таблица 2

Различные определения конкуренции

№ Авторы определения конкуренции Содержание определения конкуренции

1 Ф.А. Хайек Конкуренция - это процесс, посредством которого люди передают и получают знания. По его мнению, на рынке благодаря конкуренции все скрытое становится явным

2 Ф. Найт Конкуренция- это рыночная ситуация, где много конкурирующих единиц и они все независимы

3 М. Портер Конкуренция - это динамично развивающийся процесс, а также непрерывно изменяющийся ландшафт, на котором появляются все новые товары, новые направления маркетинга, новые производственные ресурсы, технологии и процессы и новые сегменты рынка

4 И. Шумпетер Конкуренция- это соперничество, борьба старого с новым, с новыми инновациями

П. Хейне Конкуренция - это стремление полнее и лучше удовлетворять критериям доступности к редким и невозобновляемым благам

6 Д.Б. Губин По его мнению глубинные корни конкуренции в поступках и действиях людей состоят в необходимости постоянного соперничества за относительно лучшие условия жизни и существования

7 Ф. Половцева Объединяет вместе конкуренцию и конкурентоспособность, а именно: «Конкуренция - это экономическое состязание, стремление не уступить, не отстать от конкурента, обогнать. Она во главу понятия ставит, конкурентоспособность продукции и устойчивые позиции предприятия

8 Э.Чемберлин Конкуренция определяется тремя факторами: особенностями самой продукции и услуг (качеством), ценой и расходами по сбыту

9 А.Ю.Юданов Конкуренцию- это борьба предприятий за ограниченный и малодоступный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущейся ими на всех доступных сегментах рынк.

10 Г.Л. Азоев Конкуренция-это соперничество, борьба на каком-либо поприще или в сфере деятельности между отдельными физическими или юридическими лицами (конкурентами), которые заинтересованы в достижении одной цели

правлений реализации своих собственных интересов [8]. Таким образом, в основе конкуренции любых экономических субъектов рынка всегда присутствует совокупность конкурентных воздействий, производимых другими заинтересованными субъектами рынка.

Библиографический список

1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: федер. закон от 22.03.1991 г. № 948-1.

2. Брикс А.Н. Программа повышения способности конкурировать // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2000. № 1. С. 141—143.

3. Вершинина О. Конкурентоспособность национальной экономики. М., 2011

4. Маршалл А. Принципы политической экономики. М.: Прогресс, 1983.

5. Сараев А. Л., Сараев Л. А. Закономерности взаимодействия потребителей и производителей в условиях непрерывного конкурентного рынка // Актуальные проблемы развития финансово-экономических систем и институтов материалы и доклады 1 международной научно-методической конференции: в 2 ч.; под общ. ред. А.Н. Сорочайки-на. Самара, 2010. С. 58-68.

6. Сараев Л.А., Тюкавкин Н.М. Организационная структура и сфера деятельности всемирной торговой организации // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 1 (102). С. 145-150.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. М.: Соцэкгиз, 1962.

8. Никишов В.Н., Сараев Л.А. Эконометрический и опционный методы оценки стоимости страхования в валютном эквиваленте // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 4 (105). С. 203-213.

9.Тюкавкин Н.М. РОССИЯ ВО ВТО: ИТОГИ ГОДА РАБОТЫ//Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 411-414.

10. Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2008. № 1. С. 78.

11. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Экс-мо, 2005. 542 с.

12. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность / под ред. Т.Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 271 с.

13. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. М.: Мировая экономика и международные отношения, 1989.

References

1. On Competition and Limitation of Monopolistic Activity in Commodities Markets: Federal Law dated 22.03.1991 № 948-1 [in Russian].

2. Briks A.N. Program of increasing of competeability. EKO. Ekonomika i organizatsiia promyshlennogo proizvodstva [EKO. Economics and organization of industrial production], 2000, no. 1, pp. 141-143 [in Russian].

3. Vershinina O. Competitiveness of national economics. Moscow, 2011 [in Russian].

4. Marshall A. Principles of political economy. M., «Progress», 1983 [in Russian].

5. Saraev A.L.,. Saraev L.A. Laws of interaction of consumers and producers in continuous competitive market. Aktual'nye problemy razvitiia fnansovo-ekonomicheskikh sistem i institutov materialy i doklady 1 mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii: V 2-kh chastiakh [Current issues of development of financial and economic systems and institutions: matters and reports of 1 International scientific and methodical conference: In 2 Vols. A.N. Sorochaikin (Ed.)]. Samara State University, 2010, pp. 58-68 [in Russian].

6. Saraev L.A., Tyukavkin N.M. Organizational structure and sphere of activity of the World Trade Organization. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 1(102), pp. 145-150 [in Russian].

7. Smith A. An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations. Transl. from English. M., Sotsekgiz, 1962 [in Russian].

8. Nikishov V.N., Saraev L.A. Econometric and optional methods of estimate of the cost of insurance in currency equivalent. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 4(105), pp. 203-213 [in Russian].

9. Tyukavkin N.M. Russia in the WTO: Year in review. Audit i finansovyi analiz [Audit and financial analysis], 2013, no. 6, pp. 411-414 [in Russian].

10. Tyukavkin N.M. Strategic directions of development of market in Russia. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of modern economics], 2008, no. 1, p. 78 [in Russian].

11. Fathutdinov R.A. Management by competitiveness of an organization. M., Izd-vo Eksmo, 2005, 542 p. [in Russian].

12. Filosofova T.G., Bykov V.A. Competition and competitiveness. T.G. Filosofova (Ed.). M., IuNITI-DANA, 2007, 271 p., p. 14 [in Russian].

13. Hayek F. Competition as a procedure of opening. M., Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia, 1989 [in Russian].

N.V. Nadein*

THEORETICAL INVESTIGATIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMPETITIVENESS OF ORGANIZATIONS

In the article the analysis of development of competitive theory and competitiveness of organizations is carried out. It is shown that evolution of competitiveness had a number of stages, basic scientists that worked in the investigation of competitiveness and their basic considerations are noted. Competitive theory, developed by the classics of political economy became one of the first fundamental scientific research results devoted to the notions and basic foundations of competitiveness in the development of society.

Key words: theory, investigation, competition, competitiveness, market, organizations, factors, mechanism, monopoly, monopsony, oligopoly, strategies, competitive strengths.

Статья поступила в редакцию 22/I/2015. The article received 22/I/2015.

* Nadein Nikita Vyacheslavovich (nikitanadein@me.com), Department of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

Оганесян Д.А., Курносова Е.А.

Теория институциональных изменений//Вестник Самарского государственного университета. 2015. 164 № 2 (124). С. 164-168

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 330.88

Д.А. Оганесян, Е.А. Курносова* ТЕОРИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Неоинституционализм, или, по-другому, новая институциональная экономика на данный момент является одним из ведущих, наиболее быстро развивающихся и перспективных направлений экономической мысли. В данной статье рассматривается одна из теорий институциональной экономики, теория институциональных изменений выдающегося экономиста Америки Дугласа Сесила Норта, лауреата Нобелевской премии. Изучены пути смены институтов, соотношения формальных и не формальных институтов, их взаимовлияние, также проанализировано влияние институтов на экономический потенциал и рост.

Ключевые слова: неоинституционализм, институциональная эволюция, институты, права собственности, формальные и не формальные институты, пути смены институтов.

Теория институциональных изменений или по-другому теория институциональной эволюции является одним из направления новой экономической истории. Родоначальник данной теории является Д. Норт, американский экономист, получивший за свои экономические труды Нобелевскую премию в 1993 году. В своей теории Д. Норт проанализировал и обобщил огромное количество фактов из истории Америки и многих других стран. Он пытался определить внутренние факторы, именно те эндогенные причины, которые определяют и подталкивают к изменениям, как всей институциональной структуры общество, так и отельных институтов. У Д. Норта множеств экономических трудов, в которых он объясняет становление групп экономических интересов, приводящие к изменению институтов, работы в которых он анализирует институциональные изменения обществ, пытается объяснить пути развития отдельных стран и их причины.

Институты являются главным фактором, которые подвергаются анализу, они являются основой. Но в таком походе Норт не забывает добавить предпосылку об индивидуальном влиянии человека как субъекта создающего институт, индивида максимизирующего. Происходит взаимозависимое влияние, человек создает институты и в тоже время уже созданные институты налагают определенные ограничения на человека, на его поведение [1]. В определении института Норт выделяет следующие основные черты:

— установленные правила поведение и ограничения, законы конституция и всевозможные обязательные контакты;

— необходимы процедуры и действия направленные на обнаружение и пресечение отклоняющегося от нормы поведения;

— неформальные правила поведение, которые нигде не записаны, фигурирующие в сознание человека через обычаи и традиции, которые, в свою очередь, явля-

* © Оганесян Д.А., Курносова Е.А., 2015

Оганесян Давид Артурович (david-oganesyan777@mail.ru), студент III курса факультета экономики и управления, Курносова Елена Александровна (elena.obrasovanie@yandex.ru), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.