Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты обеспечения информационной безопасности детей и подростков в глобальной сети'

Теоретические и практические аспекты обеспечения информационной безопасности детей и подростков в глобальной сети Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-ND
1521
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / CHILDREN AND TEENAGERS / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DIGITAL COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селюнина С.В., Горбачева Н.А.

Проведен анализ проблем взаимодействия подрастающего поколения пользователей глобальной сетью Интернет. Дана оценка нормативно-правового обеспечения информационной безопасности детей и подростков в Сети, определена необходимость разработки и обоснования современных подходов к обеспечению безопасности их общения в виртуальном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical aspects of ensuring information security of children and teenagers in global network

The analysis of problems of interaction of younger generation of users by a wide area network the Internet is carried out. An assessment of normative legal support of information security of children and teenagers on a network is given, need of development and reasons for the modern approaches to safety of their communication for the virtual space is defined.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты обеспечения информационной безопасности детей и подростков в глобальной сети»

g УДК 613.955:613.956

g ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

= ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

^ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ

= С.В. Селюнина, Н.А. Горбачева

¡-^ ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва, Россия

I_U

Проведен анализ проблем взаимодействия подрастающего поколения пользователей глобальной сетью Интернет. Дана оценка нормативно-правового обеспечения информационной безопасности детей и подростков в Сети, определена необходимость разработки и обоснования современных подходов к обеспечению безопасности их общения в виртуальном пространстве.

Ключевые слова: дети и подростки, информационная безопасность, цифровая компетентность, информационные технологии.

S.V. Selyunina, N.A. Gorbachevа □ THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF ENSURING INFORMATION SECURITY OF CHILDREN AND TEENAGERS IN GLOBAL NETWORK □ Federal Center of Hygiene and Epidemiology of Rospotrebnadzor, Moscow, Russia.

The analysis of problems of interaction of younger generation of users by a wide area network the Internet is carried out. An assessment of normative legal support of information security of children and teenagers on a network is given, need of development and reasons for the modern approaches to safety of their communication for the virtual space is defined.

Key words: children and teenagers, information security, digital competence, information technologies.

Стремительные темпы развития и распространения информационных технологий приводят к формированию качественно иной картины мира, транслируя ценности, задавая новые нормы, паттерны поведения и стратегии социального взаимодействия [31]. Плоскость общения упрощается, перемещаясь из традиционной в виртуальную, благодаря чему формируется информационно-коммуникативная среда (ИКС), подразумевающая особую систему социальных коммуникаций современного общества, в котором социальные субъекты становятся взаимозависимыми за счет объединения в коммуникационную сеть, способствующую координации и согласованию совместной деятельности путем общения с использованием интернет-технологий (ИТ), и новые формы построения социальных взаимоотношений, приводящих к качественно новым сдвигам во всех сферах жизнедеятельности.

Согласно прогнозу аналитической группы ТАСС-Телеком, мировой рынок веб-технологий в ближайшие годы будет давать ежегодный прирост в 10 %, а темпы развития крупнейших 1Т-компаний мира составят 14-15 % при среднем росте мировой экономики в 3-3,5 %. Интернет-технологии существуют как в физическом (сети, компьютеры, программное обеспечение, каналы связи пр.), так и в логическом (сервисы, ресурсы, навигация) аспектах [6]. Темпы развития современных технологий расширяют горизонты интерактивного взаимодействия для успешной коммуникации субъектов ИКС, получения отклика пользователей, облегчению поиска контента в Сети.

Стоит отметить, что право доступа в Интернет является ключевым правом пользователя [14], одним из неотъемлемых прав человека, таким же универсальным и фундаментальным, как право на средства массовой информации, но при этом превосходящим последнее в полноте своего выражения, позволяя посредством одного и того же инструмента не только рас-

пространять, но искать и получать необходимую информацию [8]. Оно непосредственно следует из права на свободу выражения убеждений, которое включает: «свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ», как определено в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской конвенции по правам человека, ст. 11 Хартии основных прав Европейского Союза, ст. 26 Хартии европейской безопасности ОБСЕ и ст. 29 Конституции РФ. Следовательно, право доступа не зависит от цели его использования. Каждый человек имеет право на обучение и выражение своих убеждений с его помощью, имеет право использовать глобальную сеть в развлекательных, коммуникационных и других целях [29, 33].

Поскольку «информация представляет собой главный движущий фактор самоорганизующихся систем любой природы, включая и социальные», она определяет развитие эволюционных процессов, структуру и устойчивость возникающих при этом природных, социальных и искусственно создаваемых человеком систем, что определяет интенсивность и организацию информационного обмена [5]. Поэтому особенно остро в настоящий момент встает вопрос исследования проблем обеспечения информационной безопасности аудитории от нежелательного воздействия на нее масс-медиа, не решив который сейчас, невозможно дальнейшее устойчивое общественное развитие и обеспечение безопасности личности, общества и государства в политической, экономической, социальной, духовной, военной и других областях [3, 4, 11, 13, 22, 23].

Российский сегмент Интернета стал активно развиваться во второй половине 90-х гг., примерно лет на 5-6 позже, чем национальные сегменты Интернета во многих европейских странах, и широко доступным Интернет в Рос-

сии становится только в начале нового тысячелетия, когда количество интернет-пользователей в Европе уже превышало 100 млн. В 20032004 гг. практически во всех странах Европы количество пользователей составляло больше 30 % населения. В России к 2006-2007 гг. началась интернетизация учебных учреждений: в рамках национального проекта «Образование» более 52 тысяч российских школ получили доступ к Сети. По данным опроса, проведенного Фондом Развития Интернет, уже в 2009 г. (опрошено 4 336 школьников) около 90 % подростков 14-17 лет назвали себя пользователями Интернета [26]. «Ежемесячных» взрослых пользователей Интернета в России в это время насчитывалось не более одной трети от всего взрослого населения. Несмотря на чрезвычайную необходимость повышенного внимания со стороны государства и общества к проблемам безопасности детей и подростков в Интернете, программы такого рода стали появляться в России только с 2009 г. В странах Европы с 1999 г. начала реализацию программа Safer Internet - инициатива Европейской комиссии, предпринимаемая с целью финансирования деятельности по борьбе с противозаконными и вредными материалами и предотвращению их появления в Интернете. Сложившиеся стандарты Совета Европы в области свободы выражения мнения, свободы получения и распространения информации в том числе «предусматривает наличие в демократическом обществе соразмерных правовых ограничений, необходимых для защиты несовершеннолетних» [21]. В 2014 г. российский сегмент Интернета отметил свой 20-летний юбилей. Согласно статистическим данным - 87,5 млн россиян используют Интернет, что является 61,4 % населения страны. Возраст почти каждого десятого пользователя Интернета не превышает 15-летней отметки. Три четверти юных пользователей используют Интернет самостоятельно, без контроля родителей [28]. В настоящий момент уже 104,5 млн россиян активно используют его ресурсы, т. е. 73,0 % населения страны. При этом российские дети опережают европейских в плане самостоятельности освоения и использования Интернета и, как минимум, 9 млн - это дети в возрасте до 14 лет [9]. Взаимодействие с медиа-пространством оказывает различное

влияние на психику различных возрастных категорий людей и, в первую очередь, негативное. Это касается неокрепшей детской и подростковой аудитории. Личность современных детей и подростков, установки, мотивы поведения, ценностные ориентиры, поведенческие навыки во многом формируются сегодня на стыке виртуального мира с реальностью. Возрастная аудитория пользователей молодеет с каждым годом [24]. Сейчас уже можно говорить о появлении целого поколения «цифровых детей». Дж. Палфри и У. Гассер - авторы исследования Беркманского центра изучения Интернета и общества (Berkman Internet and Society Сenter), отмечают, что социологический портрет «цифрового поколения» образуют такие качества, как «тотальная» креативность, инновационность (подразумевающая разрушение и отказ от традиционных устоявшихся форм в бизнесе и построении деловых отношений), информированность, благодаря постоянной включенности в поисковую деятельность, многозадачность (способность решать несколько когнитивных задач одновременно). По мнению исследователей, проблемной зоной «цифрового поколения» является информационная перегруженность, вследствие чего снижается способность формировать знания и ими оперировать [12, 16, 34, 39, 41].

На основе результатов глобального исследования «EU kids online» (в проекте приняли участие дети и подростки от 9 до 16 лет из 25 европейских стран, а также их родители; общий объем выборки составил 25 142 человека) представляется возможным говорить, что использование Интернета «индивидуализировалось, приватизировалось и стало мобильным» [40]. Дети и подростки в возрасте от 9 до 16 лет в среднем ежедневно проводят 88 минут онлайн; в возрасте 15-16 лет продолжительность использования Интернета достигает 118 минут: 87 % опрошенных имеют онлайн-доступ дома, 63 % - в школе; 49 % участников исследования признались, что пользуются Интернетом у друзей. Это свидетельствует о необходимости усиления контроля за использованием детьми Интернета в рамках потребления ресурсов, содержащих опасный, травмирующий, аморальный, или не соответствующий их возрасту контент [30, 32, 35-38] (табл. 1).

Таблица 1. Частота столкновения подростков с рисками и угрозами Интернета: сопоставительный анализ данных России и Европы

Онлайн-риски Россия, % Европа, %

Видел сексуальные изображения онлайн 49 14

Видел/получал сообщения сексуального характера 28 15

Писал/отправлял сообщения сексуального характера 4 7

Подвергался буллингу в Интернете 10 6

Встречался лично с тем, с кем познакомился в Интернете 21 9

Видел веб-сайты, на которых обсуждают ненавистнический контент 29 12

Видел веб-сайты, на которых обсуждают способы чрезмерного похудания 28 11

Видел веб-сайты, на которых обсуждают способы причинения себе вреда и боли 14 8

Видел веб-сайты, на которых обсуждают наркотики, опыт их употребления 13 7

Видел веб-сайты, на которых обсуждают способы совершения самоубийства 11 5

Становился жертвой обмана/мошенничества или хищения личных данных в Интернете 26 9

Происходящие в современном мире глобальные перемены, связанные с техническим и ^ экономическим развитием общества, сопряже-^■р ны с возникновением риска нового типа, действие которого оказывается вне пространства и ° времени [1, 2], достаточно полно охарактеризованным У. Беком: 1) риск выходит за временные ограничения настоящей ситуации, ибо может воздействовать на будущие поколения; ^^ 2) риск преодолевает пространственные грани-I—Т цы, т. е. выходит за различного рода национальные границы; 3) риск не имеет социальных границ, он затрагивает судьбы большого числа разных людей [32]. При этом стоит признать, 1 что в нашем современном обществе ситуаций с нулевым риском не существует, нужны умения диагностировать уровень риска, навыки по противодействию негативному воздействию и угрозе и разработке соответствующей стратегии действий. Указанные выше характеристики приложимы к тому риску, с которым сталкиваются пользователи Интернета.

На основе исследований, направленных на анализ риска, которому подвергаются дети и подростки, используя Интернет, представляется возможным говорить о четырех общих категориях риска [39]. Во-первых, это риск, связанный с содержанием материалов, представленных в Интернете. Речь идет о тех ситуациях, в которых ребенок получает доступ к нелегальной информации, несущей вред его здоровью и развитию (в наибольшей степени это касается насилия, сексуального содержания, ксенофобии, суицидов, примеров асоциального поведения, наркотиков и пр.).

Во-вторых, это риск, связанный с контактами. Используя социальные сети, а также участвуя в дискуссиях (чаты, форумы и пр.), дети и подростки могут завести нежелательное знакомство. Подростки в социальных сетях становятся объектом пропаганды и манипуляций, как следствие, подвергаются радикализации и экстремистским наклонностям, а в результате могут быть даже вовлечены в террористическую деятельность [27, 34]. Крайне опасен стиль поведения и жаргон (сленг), принятый в социальных сетях, т. н. «Олбанский язык» -распространившийся в Рунете в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но орфографически нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением ненормативной лексики и определенных штампов, характерных для сленгов. Чаще всего используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и веб-форумах. Сленг породил множество стереотиных выражений и интернет-мемов, но при этом содержащих массу ненормативной лексики и имеющих ярко выраженый асоциальный, агрессивный и ксенофобский характер. Этот аспект необходимо подвергнуть самому тщательному анализу и изучению, принимая во внимание показатели радикализации и роста экстремизма в подростково-молодежной среде [27, 36].

В-третьих, речь идет о коммерческом риске, связанном с нелегальным скачиванием контен-

та, с играми, рекламой. Наконец, риск, связанный с использованием персональных данных, так как дети и подростки зачастую легко предоставляют личную информацию о себе, членах семьи и своем окружении [35].

По мнению исследователей, в наибольшей степени проанализирован риск, связанный с содержанием, а именно с уязвимостью по отношению к значительному числу явлений, угрожающих пользователю, будь то насилие, нарушение приватности, столкновение с изображениями порнографического содержания, провокация суицидов; в наименьшей - коммерческий риск. Важно отметить, что сеть Интернет пока никому в целом не принадлежит, как и не существует на сегодняшний день единых законов, регулирующих Интернет по всему миру, но борьба за кибербезопасность и, в первую очередь, за безопасность детей в Интернете -основной вызов времени в развитии глобального сетевого пространства, и Россия здесь не исключение.

Воздействие на интернет-рынок в нашей стране оказывается преимущественно за счет правового регулирования отрасли: в последние годы был принят ряд новых законов и подзаконных актов, накладывающих ограничение на распространение информации в Сети. Многие из них позволили исключить из Рунета внушительный пласт опасных для детей тем. Законодательное оформление вопросов, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания, в нашей стране началось еще в конце 90-х гг. прошлого века. Однако в условиях интенсивного развития новых информационных технологий особое значение приобрела необходимость государственного обеспечения информационной безопасности детей. Интересы ребенка в информационной сфере определены в документе, который был принят еще в Советском Союзе в 1989 г., -Конвенции о правах ребенка. Так, в статье 17 Конвенции говорится, что «...государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка» [10]. Начиная с 2004 г., вопросы безопасности детей в глобальной сети стали предметом широкого обсуждения на мероприятиях, проводимых по инициативе специально созданных общественных организаций (таких, например, как Российская ассоциация по противодействию сексуальной эксплуатации детей, фонд «Дружественный Рунет»), правоохранительных органов и иных служб, в чью компетенцию входят обеспечение интересов ребенка, защита его прав и свобод. Результатом стало принятие Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон яв-

ляется одним из важнейших законодательных актов, обеспечивающих безопасность детей в плоскости современного информационного пространства. Он дает определение информационной безопасности детей как «... состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [18]. Кроме того, значимость его заключается в том, что в нем впервые определены правовые основы государственного регулирования деятельности, связанной с оборотом информационной продукции в сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности. Также он четко определил критерии информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, и общие требования к ее обороту в сети Интернет. К ней относится: информация, запрещенная для распространения среди детей, и информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено (всего выделено 5 возрастных категорий).

Для противодействия угрозам информационной безопасности была принята Концепция информационной безопасности. Это определенный шаг в обеспечении информационной безопасности детей и подростков в России. Данные меры созвучны действиям мирового сообщества в этом направлении, а также направлены на реализацию положений Национальной стратегии действий в интересах детей [16, 20]. Также созданы специальные подразделения, как в транснациональных правоохранительных органах («Интерпол»), так и в государственных системах правоохранительных органов. В частности, в Российской Федерации вопросы информационной безопасности находятся в компетенции Совета Безопасности Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестр экстремистских сайтов ведет Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляют мероприятия антисуицидальной интернет-профилактики. Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации систематически проводят парламентские слушания проблем инфор-

мационной безопасности, издают аналитические материалы в своих периодических изданиях. Налажено тесное взаимодействие органов государственной власти с Уполномоченным по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. Запрету по решению суда могут подлежать конкретные сайты, социальные группы и их адреса. Владельцы социальных сетей и администраторы сайтов также могут по своему усмотрению блокировать сайты и страницы, содержащие экстремистские, ксенофобские и террористические материалы.

Во-первых, в России блокируются сайты, содержащие детскую порнографию и информацию о несовершеннолетних, пострадавших в результате преступлений и насилия.

Во-вторых, закрывается доступ к ресурсам, способным спровоцировать опасное для жизни и здоровья поведение детей, сайты, содержащие призывы к суициду, участию в массовых публичных мероприятиях, фанатских движениях и пр. Вероятность встретиться с подобным контентом в Сети не так уж и велика, но стоит ввести конкретный запрос в поисковой строке Яндекса, Гугла или любой другой поисковой системы, и уже по первым ссылкам можно найти информацию о том, какие существуют способы самоубийства или как добиться желанной худобы [25] (табл. 2).

В-третьих, законодательство ограждает детей и подростков от информации в Интернете, рассказывающей о производстве и распространении наркотиков, психотропных средств, употреблении спиртных напитков и табачных изделий, средств электронной доставки никотина, т.н. «вэйпах».

В-четвертых, под запрет подпадает транслирование контента, содержащего признаки ст. 245 Уголовного кодекса Российской Федерации «Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних...». Кроме того, подобный контент и его авторы отслеживаются самими участниками интернет-сообщества, и информация о его размещении оперативно передается активистами в правоохранительные органы.

В-пятых, блокируются ксенофобские сайты, направленные на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, подпадающие под действие ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Все эти ресурсы, согласно закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [15], с 2012 г. попадают в Единый реестр запрещенных сайтов и подлежат быстрому досудебному закрытию. Заблокировать при этом могут как весь сайт, так и отдельную его страницу [19].

Таблица 2. Частота столкновения российских школьников с сайтами, на которых описываются способы нанесения вреда своему здоровью или публикуются сообщения, направленные против отдельных групп или лиц

% Возраст % общий

11-12 лет 13-14 лет 15-16 лет

Ненавистнический контент 17 33 33 29

Способы чрезмерного похудения 18 30 32 28

Способы причинения себе вреда и боли 11 14 14 14

Наркотики, опыт их употребления 7 15 15 13

Способы совершения самоубийства 10 10 12 11

Сталкивался с чем-либо из перечисленного 33 50 50 46

Ряд сайтов включается в тот же реестр запрещенных по решению суда. Процедура более длительная, но позволяет бороться с азартными играми и лотереями в Сети и любыми ресурсами, содержащими информацию, запрещенную на территории России, например, сведений о продаже поддельных дипломов или иных документов.

В России ведется Единый реестр доменов, указателей страниц сайтов и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие запрещенную к распространению информацию (www.zapret-info .gov.ru).

Регламентировано, как взаимодействуют оператор реестра с провайдером хостинга в ходе ведения реестра. Прописано, как оператор направляет провайдеру уведомление о включении в реестр (исключении из него) доменного имени и (или) указателя страницы сайта; каким образом провайдер передает оператору обращение об исключении информации из реестра в случае удаления запрещенных сведений и (или) ограничения доступа к сайту. Определено содержание уведомлений (обращений).

Для формирования актуальных контактных данных провайдеров оператор создает базу их электронных адресов. Провайдеры могут и сами направить сведения о себе для включения в нее. Если в базе нет электронного адреса провайдера, оператор определяет его с помощью сервиса ICANN Whois. Оператор и провайдер могут выделить электронные почтовые ящики для направления уведомлений и информации, а также ответственных должностных лиц для организации взаимодействия. Провайдер вправе запросить у оператора заверенную выписку из реестра со ведениями, его касающимися. Определены содержание выписки, порядок и сроки ее направления. До привлечения к ведению реестра оператора его функции выполняет Роскомнадзор [17]. Федеральной службой по защите прав потребителей и благополучия человека с 2013 года проводится работа по экспертной оценке обращений с указанием страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на предмет наличия или отсутствия информации о способах самоубийства и (или) призывов к совершению самоубийства. За истекший период проведена экспертиза материалов порядка 30 000 сайтов и

страниц сайтов на предмет содержания запрещенной к распространению в Российской Федерации информации о способах самоубийства. В настоящее время в целях усиления совместных действий по взаимодействию в плане идентификации сайтов, содержащих запрещенную информацию, и их последующей блокировке издан совместный приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, МВД России, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 18 мая 2017 г. № 84/292/351/ММВ-7-2/461С, согласно которому утверждены критерии оценки материалов и (или) информации, необходимые для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой о включении в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Это позволит ускорить реализацию мер, направленных на обеспечение информационной безопасности материалов в Сети, в том числе адресованных детям, подросткам, а также их родителям в связи с угрозами различного рода, обусловленными бесконтрольным использованием Интернета.

Информационная безопасность детей и подростков - стратегическая задача для государства, так как дети являются его будущим. Она должна стать первостепенной задачей родителей, опекунов и педагогов подрастающего поколения. Создание безопасной ИКС, способствующей благополучному развитию данной возрастной категории возможно при совместном подходе со стороны государственных и

общественных институтов. При этом необходимо дальнейшее развитие института правового обеспечения информационной безопасности детей и подростков в нашей стране, развитие и совершенствование института экспертной оценки информации, к которой может получить доступ ребенок, дальнейшее развитие цифровой компетентности населения, в том числе в области информационной безопасности, а также вовлечение поставщиков информационных услуг в деятельность по разработке мер по обеспечению информационной безопасности детей при работе с информационными технологиями и ресурсами [7, 30].

С целью предупреждения рисков информационно-психологической безопасности подростков в Сети необходимо дальнейшее продолжение и интенсификация научных исследований по данной проблеме, а также разработка и внедрение программ по формированию навыков безопасного поведения в Сети для учащихся и разработка программ психологической коррекции нарушений личностной сферы детей и подростков, пользующихся Интернетом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бовина И.Б. и др. Как здоровье приходит к детям? Развитие социальных представлений о здоровье у детей и подростков с точки зрения кросс-культурной перспективы (Франция/Россия) / И.Б. Бовина, Н.В. Дворянчиков. Отчет РГНФ, 2017.

2. Бовина И.Б. Риск: социально-психологический взгляд: [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 4. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/ 49292.shtml (дата обращения: 07.04.2017).

3. Будыкин С.В. и др. Информационная безопасность детей и подростков в представлениях родителей: [Электронный ресурс] / С.В. Будыкин, Н.В. Дворянчиков, И.Б. Бовина // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. С. 117-126.

4. Будыкин С. В. Информационная безопасность детей и подростков в современном мире: психологические аспекты проблемы: [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Т. 7. № 1. С. 13-24.

5. Василенко Л.А. и др. Информационная культура в системе государственного управления / Л.А. Василенко, И.Н. Рыбакова. М., 2004.

6. Википедия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 10.02.2017).

7. Горбачева Н.А. Правоприменительные аспекты формирования у подрастающего поколения цифровой компетентности и их реализация в гигиенической практике // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 12 (285). С. 21-25.

8. Гражданское право: Учебник / М.В. Карпычев, В.А. Бессонов [и др.] / Под общ. ред. М.В. Карпычева, А.М. Ху-жина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИД ФОРУМ: НИЦИНФРА-М, 2014. 784 с.

9. Дети в Интернете. Исследование компании ЯИметрика. Режим доступа: http://www.internet-kontrol.ru/stati/deti-v-internete.html (Deti v Internete. Issledovanie kompanii RUmetrika.

10. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

11. Куликов А.Н. Специфика рисков социокультурного развития в современном обществе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 4. С. 133-138.

12. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве: [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 26. С. 7. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 03.12.2016).

13. Матяш С.А. Информационная безопасность личности

как социальная проблема современности // Вестник '—' ГУУ. 2013. № 8. С. 38-45. =£

14. Международный пакт о гражданских и политических 4—' правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Ведомости ^^ Верховного Совета СССР, 1976, № 17, ст. 291. ^

15. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля ^ 2006 г. № 149-ФЗ (с изменениями и дополнениями). _

16. Об утверждении Концепции информационной безо- |_р

пасности детей: Распоряжение Правительства РФ от |—~ 2 декабря 2015 г. № 2471 -р. ^

17. Об утверждении Порядка взаимодействия оператора ,—j-единой автоматизированной информационной системы —г «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяю- ■ щих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21 февраля

2013 г. № 170 с провайдером хостинга» (с изменениями и дополнениями).

18. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г.

19. О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено: Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 (с изменениями и дополнениями).

20. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). Режим доступа: http://base. garant.ru/70183566/ (дата обращения: 5.05.2017).

21. Продвижение интернет- и онлайновых ресурсов, безопасных для несовершеннолетних: Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 28 сентября 2009 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5BRuss ian_d0cuments%5D/%5B2009%5D/%5BSep0ct2009%5D /Rec1882_rus.asp#P7_228 (дата обращения: 10.06.2017).

22. Самыгин С.И. и др. Глобальные вызовы современности и безопасность цивилизации третьего тысячелетия / С.И. Са-мыгин, А.В. Верещагина // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 6. Т. 2. С. 60-66.

23. Самыгин С.И. и др. Информационные аспекты обеспечения национальной безопасности России / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 92-95.

24. Самыгин С.И. и др. Информационная безопасность молодежи в современной России / С. И. Самыгин, А.В. Верещагина, А. В. Кузнецова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11/1. С. 140-144.

25. Солдатова Г. и др. Дети России Онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU KIDS ONLINE II в России / Г. Солдатова, Е. Рассказо-ва, Е. Зотова [и др.]. М. 213 с.

26. Солдатова Г.В. и др. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Зотова, А.И. Чекалина, О.С. Гостимская / Под ред. Г.В. Солдатовой. М., 2011. 176 с.

27. Тихонова А.Д. Проблема вовлечения в террористическую деятельность посредством использования социальных сетей: Доклад на конференции «Коченовские Чтения», 10-12 ноября 2016 г.

28. Толоконникова А.В. Дети и Интернет: проблемы и гарантии информационной безопасности: [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2015. № 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1766 (дата обращения: 03.09.2016).

29. Трофимов Д.Ю. и др. Правовое регулирование доступа в Интернет / Д.Ю. Трофимов, С.В. Чирков // Актуаль-¡"^ ные проблемы агропромышленного комплекса: Сб.

4—_ трудов научно-практической конференции преподава-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ телей, студентов, магистрантов и аспирантов, посвя-

'—Т щенный 80-летию Новосибирского государственного I— аграрного университета (г. Новосибирск, 7-11 ноября

^— 2016 г.), том «Общественные науки. Юридические нау-

ки» / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Новосибирск: ИЦ «Зо-;—р лотой колос», 2016. 109 с.

■ |е 30. Шпагина Е.М. Информационная безопасность в кон-—-f тексте защиты прав детей в Российской Федерации с^ // Психология и право psyandlaw.ru 2016. Т. 6. № 4. F^ С. 86-94.

^— 31. Юревич А.В. Три источника и три составные части поддержания нравственности в обществе // Психологи'— ческие исследования нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2013. С. 13-35.

32. Breakwell G.M. The psychology of risk. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 256 p.

33. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions - European Strategy for a Better Internet for Children. URL: http://ec.europa.eu/digital-agenda/en/european-strategy-deliver-better-internet-our-children (дата обращения: 10.01.2017).

34. Ernst-Vintila A. et al. Is there social psychology of historic grievances and intergroup conflict in the age of «radicali-sation» / A. Ernst-Vintila, Y. Klar. Paper presented at the Conference «Tribute to Serge Moscovici», 17-18 November, 2016.

35. Kopecky K. et al. The risks of Internet communication / K.Kopecky, R. Szotkowski, V. Krejci // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 69. B.1348-1357.

36. Kwan G.C.E. et al. Facebook bullying: An extension of battles in school / G.C.E. Kwan, M.M. Skoric // Computers in human behavior. 2013. Vol. 29. P. 16-25.

37. La perception par les parents des risques encourus par leurs enfants sur Internet: [Электронный ресурс] // IPSOS. URL: http://www.social-sante.gouv.fr/espaces,770/famille, 774/publications-et-textes-officiels,893/sondages-etenquetes-sur-la,740/la-perception-par-les-parents-des,7411.html (дата обращения: 31.10.2016).

38. Livingstone S. et al. Theoretical framework for children's internet use / S. Livingstone, L. Haddon // Children, risk and safety on the Internet: research and policy challenges in comparative perspective / Eds. by S. Livingstone, L. Haddon, and A. Görzig. Bristol: The Policy Press, 2012. P. 1-12.

39. Livingstone S. et al. Risky experience for children online: charting European research on children and the Internet / S. Livingstone, L. Haddon // Children and society. 2008. Vol. 22. P. 314-323.

40. Livingstone S. et al. With members of the EU kids online network. EU kids online / S. Livingstone, L. Haddon, A. Görzing, K. Olafsson. London, Final report, September, 2011. 54 p.

41. Livingstone S. et al. Annual research review: harms experienced by child users of online and mobile technologies: the nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age / S. Livingstone, P. Smith // Journal of child psychology and psychiatry. 2014. Vol.55. № 6. Р. 635-654.

Контактная информация:

Горбачева Наталия Анатольевна, тел.: +7 (985) 483-96-43, e-mail: gorbachevana@fcgie.ru

Contact information:

Gorbacheva Natalija, phone: +7 (985) 483-96-43, e-mail: gorbachevana@fcgie.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.