Научная статья на тему 'Теоретические и экспериментальные основы оценки состояния сводовой части транспортных тоннелей с использованием метода акустической резонансной дефектоскопии'

Теоретические и экспериментальные основы оценки состояния сводовой части транспортных тоннелей с использованием метода акустической резонансной дефектоскопии Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОМЕХАНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / МАССИВ / ОЦЕНКА / СВОДОВАЯ ЧАСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЙ ТОННЕЛЬ / СПЕКТР / АКУСТИЧЕСКАЯ РЕЗОНАНСНАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ / ПРОГНОЗ / КОНТРОЛЬ / ОСЛАБЛЕННЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОНТАКТ / GEOMECHANICAL STATE GEOLOGICAL ENVIRONMENT / THE ARRAY / EVALUATION / ARCHED PART / THE TRANSPORT TUNNEL SPECTRUM / ACOUSTIC RESONANCE INSPECTION / PROGNOSTICATION / CONTROL / FORECAST / WEAKENED MECHANICAL CONTACT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Молев М.Д., Плешко М.С., Насонов А.А., Алаши М.

В статье изложены основные результаты теоретических и экспериментальных исследований в области неразрушающего контроля и прогнозирования геомеханического состояния сводовой части транспортных тоннелей. Показано, что для указанной цели можно применить метод акустической резонансной дефектоскопии. Методика шахтных измерений состояла в фиксации вынужденных колебаний многослойного углепородного массива при ударном инициировании в нем сейсмоакустического сигнала. Возбуждение и приём акустических стоячих волн осуществлялись в нижнем породном слое. Фактические характеристики эффективности акустической оценки состояния геосреды предоставляют авторам возможность рекомендовать изложенную методику для массового практического применения при проведении транспортных тоннелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Молев М.Д., Плешко М.С., Насонов А.А., Алаши М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and experimental bases of assessment of the arched part transport tunnels using the method of acoustic resonance inspection

The article presents the main results of theoretical and experimental research in the field of non-destructive testing and forecasting of geomechanical condition of the arched part of the transport tunnels. It has been shown that this goal can be to apply a method of acoustic resonance inspection. Methodology Research was registering the resonant response of the layered rock mass to impact mechanical excitation of an acoustic signal. Initiation and receive elastic vibrations produced in the lower layer of the breed. These technical and economic parameters allow to recommend Geophysical prediction described underground geophysical methods for wide industrial use during transport tunnels

Текст научной работы на тему «Теоретические и экспериментальные основы оценки состояния сводовой части транспортных тоннелей с использованием метода акустической резонансной дефектоскопии»

Теоретические и экспериментальные основы оценки состояния сводовой части транспортных тоннелей с использованием метода акустической

резонансной дефектоскопии

Аннотация: в статье изложены основные результаты теоретических и экспериментальных исследований в области неразрушающего контроля и прогнозирования геомеханического состояния сводовой части транспортных тоннелей. Показано, что для указанной цели можно применить метод акустической резонансной дефектоскопии. Методика шахтных измерений состояла в фиксации вынужденных колебаний многослойного углепородного массива при ударном инициировании в нем сейсмоакустического сигнала. Возбуждение и приём акустических стоячих волн осуществлялись в нижнем породном слое. Фактические характеристики эффективности акустической оценки состояния геосреды предоставляют авторам возможность рекомендовать изложенную методику для массового практического применения при проведении транспортных тоннелей.

Ключевые слова: геомеханическое состояние, геологическая среда, массив, оценка, сводовая часть, транспортный тоннель, спектр, акустическая резонансная дефектоскопия, прогноз, контроль, прогноз, ослабленный механический контакт.

Большой научный и практический интерес для специалистов в сфере строительства транспортных тоннелей представляет оценка геомеханического состояния массива пород в их сводовой части. Как показывает практика горных работ в шахтах и метро, достоверная информация о геологической среде в районе строительства позволяет выбрать оптимальные параметры элементов крепления выработок.

Существующие геологические методы контроля не позволяют с достаточной степенью достоверности решить указанную проблему, а бурение разведочных шпуров и скважин является весьма затратным технологическим производственным процессом.

В настоящее время для прогнозирования сплошности геологической среды довольно широко и успешно применяются геофизические методы, основанные на различии в физических параметрах объектов массива горных

2 1 3 2

М.Д. Молев2, М.С. Плешко1, А.А. Насонов , М. Алаши 1 Ростовский государственный университет путей сообщения 2Донской государственный технический университет 'Шахтинский институт (филиал) Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова

2

пород. Их преимуществами перед другими методами прогнозирования являются: высокая достоверность результатов (до 92%), производительность работ, сравнительно низкие финансовые расходы на выполнение шахтных исследований [1].

Результаты внедрения геофизической оценки строения массива на угольных и рудных месторождениях, а также установленные опытным путем тесные корреляционные зависимости между физико-механическими параметрами углепородной среды и фиксируемыми текущими значениями геофизического поля дают возможность правомерно применять подземные сейсмоакустические методы и технологии в целях прогнозирования состояния горного массива при строительстве тоннелей [2].

Геофизические работы по оценке геомеханического состояния сводовой части тоннелей предлагается осуществлять методами спектральной геоакустики. Основная роль отводится акустической резонансной дефектоскопии (АРД), которая с необходимой и достаточной надежностью для обоснования и разработки технологии проведения выработок позволяет определить пространственное расположение породных слоёв.

Анализ и обобщение результатов изучения физико-механических свойств горных пород в свободном состоянии и массиве позволил сделать ряд выводов, которые были положены в основу физико-математической теории контроля состояния геологической среды с использованием метода акустической дефектоскопии. Исходным положением является фундаментальный тезис геофизики, заключающийся в том, что реакция (отклик) горной породы на искусственно генерируемый сигнал зависит от частоты сигнала, физических и механических свойств слагающих элементов: плотности, пористости, напряженного состояния, акустического и электрического сопротивления, влагонасыщенности. В процессе прохождения по комплексу пород, слагающих массив, акустический сигнал

изменяет свою форму в соответствии со свойствами пород, а также качеством механического контакта между породными слоями и их геометрическими размерами.

Геологическая среда в пределах Ростовской области сложена следующими породами: аргиллитами, сланцевыми прослоями (глинистых и песчаных фракций), алевролитами и песчаниками. Перечисленные горные породы имеют довольно высокую плотность (средняя величина составляет 2,7 г/см ), прочность (до 115 МПа), относительно низкую водонасыщенность (в среднем 0,4 %) и пористость (3,4 %). При этом наблюдается существенный разброс параметров пород в горизонтальном и вертикальном направлениях.

В рамках разработки методики спектральных исследований авторы опирались на результаты исследований специалистов в области геомеханики, которые изложены в специальной литературе [3]. Согласно указанным сведениям были измерены на прессах института ВНИМИ прочностные и физико-технические параметры горных пород: пределы прочности на растяжение и сжатие, и крепости. В соответствии с принятой литологической классификацией породные образцы составили приблизительно равные выборки: 114 штук - глинистые сланцы, 116 - песчаные сланцы, 120 — алевролиты. Объём группы песчано-глинистого литотипа включал тридцать образцов.

На основе полученных результатов были сделаны выводы, имеющие определяющее значение при комплексной оценке электрических и акустических характеристик литологических разностей для формулирования уравнений связи прочностных и физических параметров в конкретных условиях геологической среды. Показатель прочности на сжатие в направлении, перпендикулярном слоям горных пород составил асж = 10 - 170 МПа. Для конкретной горной породы значения прочности занимают на числовой оси свой определённый отрезок. Минимальной величиной

обладают глинистые и песчано-глинистые литотипы (ссж = 10 - 90 МПа), а большая часть значений находится в интервале от 30 до 70 МПа. Прочность сланцевых фаций характеризуется величинами 30 - 110 МПа (преимущественно 50 - 90 МПа). Максимальные значения имеют алевролиты - 70-170 МПа, при этом подавляющая часть испытанных проб (92 штуки) имеет прочность 91 - 170 МПа. Прочностные характеристики образцов литотипов, исследованных на растяжение, располагаются в порядке аналогично ссж - меньшие значения пределов прочности принадлежат группам глинистых и песчано-глинистых фаций (от 1 до 3 МПа), среднее положение (в районе 4-6 МПа) занимают образцы песчаных сланцев, максимальные величины от 6 до 9 МПа принадлежат алевролитам.

При имеющемся существенном разбросе значений прочностных параметров однотипных фаций по различным регионам достаточно чётко просматривается тенденция, заключающаяся в том, что пределы прочности проб одних и тех же литотипов, взятых в нормальной геологической среде (без нарушений сплошности) и в нарушенных участках, отличаются на десятки процентов. Так параметр ссж образца из нарушенного массива имеет значение в среднем на 37 % меньше по сравнению с аналогичной пробой, отобранной в эталонной зоне.

С позиций геомеханики снижение значений прочностных характеристик литотипов, расположенных в нарушенной зоне, можно объяснить способностью горных пород деформироваться под воздействием тектонических процессов. При приложении нагружения изменяются структурные и текстурные характеристики фаций, а также возрастает трещиноватость. Классическая теория геоакустики утверждает, что скоростные и динамические характеристики упругих колебаний зависят от прочностных параметров горных пород и однозначно оцениваются соответствующими модулями упругости, входящими в так называемое

волновое уравнение. Приведённые результаты натурных экспериментов дают возможность уяснить условия возникновения и распространения сейсмосигнала в геологической среде.

Из практики известно, что устойчивость «кровли» выработки, т.е. сводовой части тоннеля, определяется геомеханическими и геометрическими характеристиками породных слоев, образующих горный массив: степенью расслоения, пространственным положением в геосреде плоскостей механического ослабления (ПМО) и величиной коэффициента механического сцепления между соседними породными слоями. Реальное расслоение горного массива наблюдается преимущественно по ПМО, а не между поверхностями, ограничивающими распространение на данном участке геологических литотипов.

Идентификация физических причин, определяющих разделение горных пород на слои по плоскостям механического ослабления и распространения сейсмосигнала в геосреде при изучении её геоакустическим спектральным методом (АРД) дало возможность авторам статьи построить модель, которую вполне обоснованно предлагается использовать при интерпретации результатов исследований.

Интерпретационная модель геологической среды, названная нами вертикально-градиентной физико-геомеханической моделью (ВГФГМ), представляет по своей сути аппроксимацию части массива пород «кровли», в которой распространяется сейсмосигнал. Основой применения метода АРД является установленная опытным путём тесная корреляция между спектральной характеристикой отклика геосреды и толщиной породного слоя с учетом качества сцепления по плоскостям расслоения [4]. Определение положения ПМО по вертикали осуществляется, исходя из величины суммарную толщины породных слоёв, заключённых между обнажением свода тоннеля и границей расслоения, которую необходимо найти. Вариация

мощности слоёв, которая однозначно определяет частоты резонансных колебаний /рез, имеет вертикальный вектор (вертикальная ось симметрии выработки). Анализ фактических материалов подземных измерений позволил оценить величину так называемой активной зоны горного массива геосреды над выработкой к, равную примерно 20 метрам [5].

С учетом этих данных был произведён представительный объем экспериментальных исследований, в процессе которых были изучены условия и физические характеристики распространения акустических колебаний в породах кровли и почвы тоннеля по вертикали к напластованию.

При возбуждении импульсных сигналов в массиве на поверхности ПМО ( в пограничной зоне между породными прослоями) формируются так называемые вынужденные «толщинные» колебания. Амплитуда возникших собственных акустических колебаний отклика породной структуры в случае присутствия плоскости ослабления существенно (в несколько раз) превысит амплитуду отклика в нормальных условиях, т.е. в отсутствии ПМО.

Методика проведения эксперимента состояла в периодической аппаратурной записи вынужденных колебаний горного массива, представляющего в первом приближении слоистую плоскопараллельную структуру, при ударном инициировании сейсмических акустического сигналов. Возбуждение и регистрация геоакустических импульсов осуществлялись в нижнем породном слое. Расстояние между пунктами возбуждения и регистрации сигнала составляло 1 -5 м. Запись сигнала осуществлялась на записывающее устройство (рис. 1).

Рис. 1 - Схема проведения испытаний

Обработка полученных сейсмограмм выполнялись на персональном компьютере. Типовые экспериментальные записи откликов горного массива содержат последовательность резонансных экстремумов в виде максимальных значений амплитуд, которые, согласно теории геоакустики, обусловлены наличием в геологической среде расслоений по плоскостям механического ослабления. Расстояние от сводовой части выработки до нижней границы искомого породного прослоя однозначно определяет резонансную частоту /рез, а значение максимума амплитуды позволяет оценить качество сцепления между слоями. Сопоставительный анализ результатов исследований методом АРД и характеристик геологических разрезов по эталонным шпурам подтвердил правильность выдвинутых предположений. Было установлено, что регистрируемый сигнал стабильно определяется физико-механическим состоянием геологической среды в пункте измерений точке и изменяет свою амплитудно-частотную

характеристику в соответствии с вариацией геометрии породных слоев и качества ПМО.

Величина расстояния от свода выработки до границы К-того породного слоя вычисляется по формуле

к = V, 2 /

где V - средняя скорость распространения упругих колебаний в геосреде по вертикали, м/с; / - резонансная частота вынужденных колебаний, Гц.

Скорость по различным участкам составляет 4000 - 5000 м/с. Амплитуда спектральных составляющих сейсмосигнала обратно пропорциональна качеству механического сцепления между породными прослоями.

Экспериментальные исследования волновой картины подтвердили следующие выводы по результатам модельных исследований и теоретических изысканий: относительно формы сейсмограмм, регрессионных связей между резонансными частотами и толщиной породных слоев, взаимосязи между амплитудами спектральных составляющих сейсмосигнала и качеством сцепления пород по плоскостям ПМО. При этом была проведена классификация спектрограмм в соответствии с характеристикой кровли тоннеля. При наличии устойчивой непосредственной «кровли» горной выработки высокочастотная области сейсмограммы имеет резонансные максимумы в количестве от двух до трёх единиц, в противном случае (неустойчивое состояние) - 5-6. Основная вышележащая часть массива, тяжёлая по нагрузочным свойствам, не имеет расслоений и характеризуется отсутствием спектральных составляющих в низкочастотном интервале (рис. 2).

а)

б)

Рис. 2 - Типовые экспериментальные сейсмоограммы для основных типов «кровли» тоннеля: а - для устойчивой непосредственной «кровли»; б -для неустойчивой непосредственной «кровли»; 1,2,3, ... п - резонансные экстремумы.

Практическим подтверждением научной обоснованности и эффективности рекомендаций, изложенных в данной статье, служат

результаты испытаний методики в шахтных условиях. Экспериментальные работы по оценке физико-механического состояния пород кровли горных выработок с привлечением метода АРД проводились в течение двадцати пяти лет на шахтах Донбасса. Объём испытаний составил 137 профилей в различных горных выработках, которыми охватываются все типичные горногеологические условия. Сопоставление прогнозных данных с результатами каротажа скважин, разведочного бурения и другими фактическими материалами горных работ позволило:

а) оценить возможность практической реализации теоретических разработок;

б) разработать методику шахтных измерений;

в) определить количественные критерии оценки состояния пород.

По результатам испытаний геоакустический спектральный метод оценки физико-механического состояния пород кровли характеризуется следующими показателями:

а) надёжностью определения количества поверхностей ОМК - 90 %;

б) дальностью исследований (по вертикальной оси) -15 - 20 м;

в) разрешающей способностью (минимальным расстоянием между двумя соседними плоскостями) - 0,2 м;

г) погрешностью определения расстояния до ОМК - 10 %;

д) надежностью прогнозирования состояния кровли по критерию устойчивости - 90 %.

Полученные технико-экономические показатели геофизического прогнозирования строения пород кровли при проведении подготовительных горных выработок на шахтах Донбасса с учетом анализа конкретных горногеологических условий позволяют рекомендовать описанные подземные геофизические методы для широкого промышленного использования при

проведении транспортных тоннелей, что в настоящее время является весьма актуальным [6-12].

Литература

1. Молев М.Д. Геофизическое прогнозирование горно-геологических условий подземной разработки угольных пластов. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2000. 184 с.

2. Колос А.Ф., Сидоренко А.А., Соловьев С.В. Особенности напряженного состояния грунтов подплитного основания при безбалластной конструкции верхнего строения пути // Инженерный вестник Дона. 2014. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2443.

3. Молев М.Д., Бородин Р.А. Лабораторные исследования физико-механических свойств горных пород, слагающих углевмещающий массив Восточного Донбасса // Научно-технические проблемы строительства вертикальных стволов, околоствольных дворов, горизонтальных и наклонных выработок: сб. науч. тр. / АО «Ростовшахтострой», Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ, 1999. С.101-103.

4. Бауков Ю.Н., Данилов В.Н. Физические основы резонансного метода контроля расслоений кровли горных выработок // Известия вузов. Горный журнал. 1988. № 1. С. 84-87.

5. Молев М.Д. Методология контроля и прогнозирования состояния углепородного массива // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2007. №3. С. 159-162.

6. Плешко М.С. Анализ напряженного состояния безбалластной конструкции верхнего строения пути и обделки железнодорожного тоннеля // Инженерный вестник Дона. 2015. № 1 (ч. 2). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2831.

7. Калмыков Б.Ю., Высоцкий И.Ю., Овчинников Н.А. Предложения по оценке прочности конструкции пассажирских транспортных средств //

ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/765.

8. Прокопов А.Ю., Прокопова М.В., Ротенберг М.А. Математическое моделирование взаимовлияния автодорожного тоннельного комплекса №6-6а и действующего железнодорожного тоннеля №5 в г. Сочи // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2013. ОВ № 7. Освоение подземного пространства мегаполисов. - C. 101 - 109.

9. Гергарт Ю.А. Методика испытания горных пород на прочность неразрушающим методом при проходке транспортных тоннелей // Инженерный вестник Дона. 2013. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2118.

10. Страданченко С.Г., Плешко М.С., Армейсков В.Н. О необходимости проведения комплексного мониторинга подземных объектов на различных стадиях жизненного цикла // Инженерный вестник Дона. 2013. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1994.

11. Jing, L. A review of techniques advances and outstanding issues in numerical modelling for rock mechanics and rock engineering. International Journal of Rock Mechanics and Mining Sciences, 2003, no 40, pp. 283 - 353.

12. Pleshko M.S., Stradanchenko S.G., Maslennikov S.A., Pashkova O.V. Study of technical solutions to strengthen the lining of the barrel in the zone of influence of construction near-wellbore production // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. VOL. 10. NO. 1, JANUARY 2015. Pp. 14-19.

References

1. Molev M.D. Geofizicheskoe prognozirovanie gorno-geologicheskih uslovij podzemnoj razrabotki ugol'nyh plastov [Geophysical forecasting geological

Инженерный

вестник

Дона. 2012. № 2. URL:

conditions of underground mining of coal seams]. Juzh.-Ros. gos. tehn. un-t. -Novocherkassk: JuRGTU (NPI), 2000. 184 p.

2.Kolos A.F., Sidorenko A.A., Solov'ev S.V. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2443.

3. Molev M.D., Borodin R.A. Laboratornye issledovanija fiziko-mehanicheskih svojstv gornyh porod, slagajushhih uglevmeshhajushhij massiv Vostochnogo Donbassa. Nauchno-tehnicheskie problemy stroitel'stva vertikal'nyh stvolov, okolostvol'nyh dvorov, gorizontal'nyh i naklonnyh vyrabotok: sb. nauch. tr. AO «Rostovshahtostroj», Juzh.-Ros. gos. tehn. un-t. Novocherkassk: JuRGTU, 1999. Pp. 101-103.

4. Baukov Ju.N., Danilov V.N. Gornyj zhurnal. 1988. № 1. pp. 84-87.

5. Molev M.D. Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten'. 2007. №3. pp. 159162.

6. Pleshko M.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015. № 1 (ch. 2). URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2831.

7.Kalmykov B.Ju., Vysockij I.Ju., Ovchinnikov N.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012. № 2. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/765.

8. Prokopov A.Ju., Prokopova M.V., Rotenberg M.A. Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten'. 2013. OV № 7. Osvoenie podzemnogo prostranstva megapolisov. pp. 101 - 109.

9. Gergart Ju.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. № 4. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2118.

10. Stradanchenko S.G., Pleshko M.S., Armejskov V.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2013. № 4. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1994.

11. Jing, L. A review of techniques advances and outstanding issues in numerical modelling for rock mechanics and rock engineering. International Journal of Rock Mechanics and Mining Sciences, 2003, no 40, pp. 283 - 353.

12.Pleshko M.S., Stradanchenko S.G., Maslennikov S.A., Pashkova O.V. Study of technical solutions to strengthen the lining of the barrel in the zone of influence of construction near-wellbore production. ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. VOL. 10. NO. 1, JANUARY 2015. Pp. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.