Научная статья на тему 'Теоретические (гносеологические) предпосылки генезиса и классификации прав и свобод человека и гражданина'

Теоретические (гносеологические) предпосылки генезиса и классификации прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
163
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ЛИЧНОСТЬ / IDENTITY / СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / SOCIAL RELATIONS / "АНТРОПОЛОГИЯ ПРАВА" / "ANTHROPOLOGY OF LAW" THE RULE OF LAW / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ / NATURAL RIGHTS AND FREEDOMS / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Неказаков Владимир Яковлевич

Настоящая статья представляет собой теоретико-правовое осмысление проблематики генезиса и последующего становления личности в качестве естественного носителя и активного пользователя совокупности природных и производных от социальных связей прав и свобод. Подробно изложены и оценены решающие этапы (стадии) становления прав и свобод человека и гражданина через призму гносеологического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical (epistemological) backgrounds of genesis and classification of human and civil rights and freedoms

This article presents a theoretical and legal understanding of the issues of Genesis and subsequent development of the individual as a natural carrier and the active user population natural and derived from the social relations of rights and freedoms. Described and evaluated decisive phases (stages) of development rights and freedoms of man and citizen through the prism of epistemological analysis.

Текст научной работы на тему «Теоретические (гносеологические) предпосылки генезиса и классификации прав и свобод человека и гражданина»

© 2014 г. В. Я. Неказаков

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ) ПРЕДПОСЫЛКИ ГЕНЕЗИСА И КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Настоящая статья представляет собой теоретико-правовое осмысление проблематики генезиса и последующего становления личности в качестве естественного носителя и активного пользователя совокупности природных и производных от социальных связей прав и свобод. Подробно изложены и оценены решающие этапы (стадии) становления прав и свобод человека и гражданина через призму гносеологического анализа.

Ключевые слова: права человека, личность, социальные связи, «антропология права», правовое регулирование, естественные права и свободы.

В целях осмысления проблематики генезиса и последующего становления личности (индивида) в качестве носителя и активного пользователя суммы определенных естественных прав и свобод необходимо отыскать и сформулировать ключевые принципы, а также обосновать закономерности трансформаций, происходящих в метасистемах: «природа - первобытное сообщество - прачело-век», «природная среда - протосоциум - протого-сударственные образования - социализированный индивид», «очеловеченная (антропоморфная) природная среда - цивилизация - государство - гражданин». В указанном контексте не утратил своей методологической актуальности вывод В. Ж. Кел-ле и М. Я. Ковальзона о том, что: «Совершить обратный переход - от социального к индивидуальному - значит не просто возвратиться к первоначальному эмпирическому многообразию человеческих действий, а подняться в своем познании на новую ступень - на ступень понимания индивидуального как конкретного выражения социального. Следовательно... предстоит выявить уже не просто родовую сущность человека, а причины появления конкретного многообразия человеческих индивидов. Это путь научного познания конкретной социальной природы индивидов. Формацион-ное членение мировой истории служит основой для выделения конкретных типов социальности, хотя и не всегда в истории наблюдалось полное соответствие между ними. Специфика категории "тип социальности" состоит в том, что она выступает как синтетическая характеристика совокупности условий, формирующих человеческого индивида и определяющих тип его взаимодействия с обществом. Поэтому развитие индивида можно проследить, анализируя типы социальности, имевшие место в истории» [1, с. 163-164].

Изначально первобытные люди ничем не выделяли себя из природной среды, следствием чего

было очеловечение последней, перенесение своих собственных качеств на природу, персонификация ее явлений, считавшихся чьей-то деятельностью (в мифотворчестве); отсюда же происходили и представления о родстве человека с животными и растениями, а также их взаимопревращениях. «Первобытный человек считал, что звери те же люди, только рубашка у них другая. Если рубить дерево, то ему будет больно» [2, с. 23]. Уместно здесь напомнить и тезис Ф. Энгельса, который отмечал: «Первые выделявшиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные; но каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» [3, с. 116]. На самых ранних этапах зарождения социальных связей между одноплеменниками появлялись запреты людоедства, кровосмешения и убийств. Зачастую именно «нарушение меры» во взаимоотношениях между сородичами, между мужчинами и женщинами, человеком и животным выступало в качестве основы и ведущей коллизии мифа [4, с. 90]. «Таким образом, - как справедливо замечал В. С. Нерсе-сянц, - уже у истоков формирования социального порядка и представлений о нормальном и отклоняющемся поведении система социальной регуляции располагала весьма жесткими и действенными средствами позитивного и негативного характера, необходимыми для освящения, возвышения, защиты и укрепления сложившихся отношений, одобряемого образа жизни и поведения, с одной стороны, и для дискредитации и суровой кары отступников и нарушителей - с другой» [5, с. 22]. Он же, подчеркивая значение правового бытия человека в качестве социального существа и отмечая эволюционный характер правовых форм его жизни в обществе, сформулировал понятие юридической антропологии как науки о человеке -социальном индивиде в его правовых проявлени-

Юристъ-Прлвов^дъ, 2014, № 2 (63)

ях, измерениях, характеристиках, которая «изучает правовые формы общественной жизни людей от древности до наших дней» [6, с. 1].

В этой связи следует заметить, что мы не разделяем (хотя бы и с позиции необходимости большей терминологической точности) то отождествление понятий «юридическая антропология» и «антропология права», которое применил в своей известной работе А. И. Ковлер [7]. На наш взгляд, эти понятия вполне могут и должны быть разведены, точно так же, как это имеет место при «нюансировке» определений «юриспруденция» и «право».

В этом контексте более убедительной является научная парадигма, афористично сформулированная Г. В. Мальцевым: «Многие ранние формы права выражали точку зрения необходимости, которая вытекала из древнего космизма, системы взглядов, представлений о роковой предопределенности событий и судеб, об универсальных циклических законах, связывающих все живое и неживое, далекое и близкое, естественное и сверхъестественное. В традиционных обществах правовое регулирование утверждает необходимость безоговорочного подчинения людей воле и законам Бога, авторитету харизматических лидеров, вождей и пророков, повелениям которых, субъективным по происхождению, право должно было придавать значимость объективного требования. За тысячи лет до нашей эры и по крайней мере первые полтора тысячелетия новой эры право в ранних формах (первобытное, традиционное, религиозное) постоянно и сильно подпитывалось из иррациональных источников - сакральных представлений магии, мистики, метафизики, руководствовалось пафосом религиозной веры в непреложность потусторонних законов. Именно эти источники в сочетании со стихийным рационализмом, идущим от повседневной практики, определяли тип и характер развития ранних правовых систем. В сущности, все основные черты права как социального явления сложились еще на донаучных стадиях его развития. Если бы мы всегда учитывали фундаментальность и масштабы накопленного в прошлом иррационального опыта правового регулирования, который никогда не может исчезнуть полностью, мы не удивлялись бы многому, что происходит сегодня в правовой сфере, точнее и глубже понимали бы природу современных юридических мифологем, фикций, общепринятых условностей» [8, с. 40-41].

Возьмем на себя смелость провести некую, хотя бы и условную, аналогию с концептуальной позицией философской антропологии М. Бубера: «В момент встречи "Я" и "Ты" что-то создается, происходит некоторое обогащение, некоторое

"приращение". То, что возникает в этом проявлении, не есть изменение "другого" по собственному образцу и не есть стимулированное "другим" проявление в соответствии с собственной природой. Возникает что-то, чего не было ни в "Я", ни в "Ты", и возникает оно, как говорит Бубер, "между" ними. Это новое содержание может, по Бу-беру, воплощаться в ткани непосредственно жизненных поступков, но может также получать объективированную форму и тем самым возможность вступать в новые "диалогические" отношения... То, что возникает в диалоге, представляет собой некоторое новое духовное содержание, имеющее культурную ценность. Быть верным себе и "встречаемому" бытию, несмотря на то и именно потому, что оба эти бытия различны, - таково, по Буберу, антропологически-сущностное проявление человека» [9, с. 173-174].

Суть концепции Бубера перекликается с одной из методологических клаузул антропологии права, согласно которой, в изложении А.И. Ковлера, «способность признать право другого быть другим, понять логику этой "инаковости" и есть первая заповедь как этнолога, так и юриста» [7, с. 29].

Симптоматично и то, что «акт общения имеет место тогда, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, видит в нем себе подобного и себе равного, т. е. субъекта же, и рассчитывает поэтому на активную обратную связь, на обмен информацией, а не на одностороннее ее отправление или снятие ее с объекта» [10, с. 82].

Как верно замечено Л. С. Мамутом, «право возникает в сфере деятельности людей, взаимодействия субъектов, удовлетворяющих в общении друг с другом (межличностном, межгрупповом, социальном) различные свои потребности. Оно представляет собой некое отношение между ними, некие приобретаемые ими роли ("маски"), появляющиеся у них некие социальные качества и проч. Поэтому. производство права - это процесс, который существует не в сознании общества (и тем более не в сознании группы или индивида), а совершается в жизнедеятельности людей. Он означает прежде всего кристаллизацию социальных отношений (связей, взаимозависимостей) определенного рода, формирование сопутствующих им позиций, статусов, стереотипов поведения, появление соответствующих притязаний у субъектов (сторон) этих отношений» [11, с. 19].

Данные суждения Л. С. Мамута соответствуют и положениям общей теории прав человека, согласно которой: «Права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой

деятельности, включающей множество индивидов со своими интересами, потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство этих зачастую разнонаправленных ориентиров поведения людей. Однако при всем разнообразии поступков и действий участников общественного взаимодействия кристаллизуются определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, которые способны упорядочивать процесс взаимодействия людей, сочетать интересы различных индивидов с учетом исторически складывающегося бытия с его способом производства, духовной культурой, государственностью» [12, с. 2].

Таким образом, проведенный анализ показывает, что как внутренняя, так и внешняя формы проявления сути человеческой природы имеют солидарное значение для объединения людей на всех этапах их совместной жизнедеятельности.

Литература

1. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история (проблемы теории исторического процесса). М., 1981.

2. Хрестоматия по истории Древнего мира / сост. Е. А. Черкасова. М., 1991.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961. Т. 20.

4. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

5. Социальные отклонения / под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1989.

6. Нерсесянц В. С. Юридическая антропология как наука и учебная дисциплина // Рулан Н. Юридическая антропология / отв. ред. В. С. Нер-сесянц. М., 2000.

7. Ковлер А. И. Антропология права. М., 2002.

8. Мальцев Г. В. Социальные основания права. М., 2007.

9. Субботин М. М. Проблема сущностного проявления человека в современной философской антропологии // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978.

10. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.

11. Кленнер Г. От права природы к природе права / под ред. Б. А. Куркина. М., 1988.

12. Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукашева. М., 1996.

© 2014 г. Е. В. Рябченко

ФАКТОРЫ РОСТА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассмотрены проблемы роста религиозного экстремизма в условиях глобализации информационной среды, предложена авторская трактовка факторов роста религиозного экстремизма в современном информационном обществе.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, глобализация и информатизация социума, факторы роста религиозного экстремизма, глобализация информационной среды.

Экстремизм составляет одну из самых серьезных угроз для демократических сообществ в XXI столетии, в особенности - религиозно мотивированный экстремизм. Религия - сильный фактор мотивации как для позитивных и прогрессивных социальных изменений, так и для массового насилия и жестокости. Это - мощная общественная сила, остающаяся во многом необъяснимой для современного общества массовой культуры и потребления. Это - социальный институт, который защищается в гражданском обществе как внутренними законами государств, так и многочисленными международными соглашениями.

Учитывая тот факт, что экстремизм, терроризм и другие деструктивные социальные феномены, имеющие религиозную основу, составляют серьезную угрозу существованию демократических

государств, усилия исследователей должны быть направлены на изучение религии как социального института более предметно, чем это было в прошлом. Очевидно, что религиозный экстремизм и терроризм, использующий в качестве оправдания и поддержки конфессиональные идеологемы, представляет собой именно такую угрозу

Рассматривая вопрос о религиозном экстремизме, стоит обратиться как к определению понятия «религия», так и к генетически близкому ему понятию «религиозный экстремизм». Ответ в значительной степени зависит от исторических условий развития социума, его социальной перспективы и созданной и поддерживаемой культуры. Пытаемся ли мы давать определения как описательные (что люди в обыденной жизни идентифицируют в качестве религии или религиозного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.