Научная статья на тему 'Теоретические формы функционирования внутреннего рынка в национальной экономике Республики Таджикистан'

Теоретические формы функционирования внутреннего рынка в национальной экономике Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЫНОК / ОСОБЕННОСТИ / ТЕРРИТОРИЯ / ПОДХОДЫ / ТОВАРНЫЙ РЫНОК / КРИТЕРИИ / АКТ КУПЛИ И ПРОДАЖИ / REGION / MARKET / PECULIARITIES / TERRITORY / APPROACHES / COMMODITY MARKET / CRITERIA / PURCHASE-SALE ACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байматов Алиджон Азизович, Ризоев Дилшоджон Бурхонджонович

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования и развития внутреннего рынка, обосновывается его существование в форме регионального и товарного рынков, выявлены особенности развития, обусловленные природно-экономическими условиями и традициям, периодом становления и развития рыночной экономики, уровнем социально-экономического развитием общества независимого Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Forms of Home Market Functioning in the National Economy of Tajikistan Republic

The article dwells on theoretical aspects of formation and development of home market; the authors substantiate its existence in the form of regional and commodity markets, they elicit the peculiarities of development preconditioned with natural-economic plight and traditions, the period of formation and development of market economy, the standard of social-economic development of the independent Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Теоретические формы функционирования внутреннего рынка в национальной экономике Республики Таджикистан»

Байматов Алиджон Азизович,

директор Научно-исследовательского центра устойчивого развития, доктор экономических наук, профессор ТГУПБП Ризоев Дилшоджон Бурхонджонович, соискатель кафедры информационных технологий ХГУ им. акад. Б. Гафурова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН

Внутренний рынок Республики Таджикистан существует и развивается в двух формах: в форме регионального рынка и в форме товарного рынка. Они тесно

связаны между собой: товарные рынки развиваются в рамках региональных, последние, в свою очередь, воздействуют на развитие товарных рынков, представляя их в совокупности на определенной территории.

Региональным рынкам свойствен ряд специфических особенностей, связанных прежде всего с их ролью в региональном воспроизводственном процессе. Эти особенности обусловлены международным разделением общественного труда и территориальной специализацией отдельных регионов, а также природно-климатическими условиями. Исследование и учет специфических особенностей отдельных региональных рынков даст возможность наиболее полно раскрыть закономерности и пути развития внутреннего рынка, более обоснованно размещать производство и эффективно использовать товарные ресурсы, сокращать трансакционные издержки.

В экономической литературе региональный рынок определяется как “важнейший элемент территориальной организации народного хозяйства” или как “совокупность условий, при которых осуществляется реализация товаров в рамках территории определенного района страны”.

Не совсем правильным, на наш взгляд, является отождествление некоторыми экономистами понятия регионального рынка с территориальным. Так, “под региональным рынком понимается рынок некоторого территориального подразделения (например области, республики или отдельного экономического района)”, т.е. региональный рынок рассматривается часто как административно-территориальный рынок.

При определении регионального рынка необходимо исходить из положения классической экономической теории о том, что “рынок есть простое выражение общественного разделения труда” (1,468).

В условиях переходной экономики Республики Таджикистан происходит рост общественного и совершенствование территориального разделения труда, что

вызывает необходимость межрайонного обмена как формы связи между различными обособленными рыночными товаропроизводителями. При этом если территориальное разделение труда и углубление производственной специализации региона ведет к дифференциации производства, к пространственному обособлению производства отдельных видов продукции от районов потребления и, наконец, просто к распределению производства между отдельными районами, то межрайонные хозяйственные связи, межрайонный обмен, наоборот, способствуют объединению районов в единый рынок.

Приступая к рассмотрению вопроса об определении форм внутреннего рынка, было бы целесообразным выявить сущность самого понятия «регион».

Сейчас регион как базовый социально-экономический институт выступает в качестве центрального звена, которое связывает разные субъекты экономических отношений в рамках определенной территории. Но, вместе с тем, в условиях перехода к рыночным отношениям регион как объект управления приобретает особое значение. Что касается региона как субъекта экономических отношений, то он изучен во многих работах отечественных и зарубежных авторов (4,12).

Это, в-первых, воспроизводственный подход. Этот подход больше используется представителями экономической теории, где подчеркивается важность и целостность воспроизводственных процессов в рамках территории определенного региона.

Во-вторых, существует административно-территориальный подход, согласно которому рассматривают регион с точки зрения размещения производительных сил. Этот подход базируется на существующем административно-территориальном делении страны, что в большей степени соответствует предмету экономической географии (3,16).

Прежде всего региональный рынок есть относительно самостоятельная часть внутреннего рынка. Он представляет собой сферу обмена и характеризуется совокупностью экономических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями), выступающими в форме многочисленных актов купли и продажи товаров. Нужно отметить, что в региональном рынке выражаются специфические особенности и своеобразие условий реализации продукта в рамках определенной территории (область или группа районов) страны.

Региональный рынок является экономической категорией и потому имеет свое содержание и форму. Его содержание определяется совокупностью экономических отношений между производителями и потребителями, базирующихся на господствующих производственных отношениях. Сущность этих отношений заключается в возмещении затрат на производство товаров и удовлетворение потребности населения в них. Форма категории регионального рынка характеризуется совокупностью актов купли-продажи товаров, совершаемых в пределах региональной сферы товарного обращения.

Важнейшими критериями регионального рынка являются относительная его обособленность и целостность, т.е. основная масса актов купли-продажи товаров совершается в пределах региональной сферы товарного обращения, а также наличие в регионе специфических особенностей экономического, демографического, национально-бытового и природно-климатического характера ( 2,159).

Теоретической основой относительной обособленности региональных рынков может быть следующее положение. Поскольку региональное хозяйство представляет собой определенный социально-экономический организм, у которого объективно существует относительно обособленный экономический интерес, то региональный рынок, являясь органической составной частью внутреннего рынка, выступает в значительной мере как подсистема, относительно обособляется от внутреннего рынка и в то же время не мыслится вне его. Они взаимосвязаны диалектикой общего и отдельного, что предполагает возможность внутренних противоречий между ними, ибо отсутствие таких противоречий означало бы отсутствие развития всего внутреннего рынка.

Таким образом, региональный рынок - это внутренний рынок в миниатюре с более сложными и разнообразными взаимосвязями: с одной стороны, воздействие общеэкономических параметров развития внутреннего рынка, и межрегиональные и внутрирегиональные экономические связи - с другой. Вследствие этого региональный рынок должен иметь общие черты, характерные для всего внутреннего рынка, и обладать свойственными только ему специфическими особенностями.

Следует отметить, что относительная обособленность регионального рынка вызывает необходимость его специфической экономической оценки - выяснения того, насколько обеспечиваются потребности региона за счет местного производства. В практическом плане это выражается в определении места и роли региона в ВВП страны. Важным является, какое место занимают межрегиональные и внешнеэкономические связи в формировании рыночных товарных ресурсов, в достигнутом уровне производства и потребления, и т.д.

С развитием и углублением территориального разделения труда и специализации регионов страны и отраслей, производящих средства производства и предметы потребления, призойдет дальнейшее развитие и расширение товарного обмена для более полного удовлетворения нужд народного хозяйства и разнообразного спроса населения.

Товарные рынки как форма существования внутреннего рынка характеризуют уровень отраслевого разделения общественного труда и степень специализации производства. В рамках товарных рынков реализуется продукция отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, поэтому уровень развития этих отраслей определяет степень развития товарных рынков. Так как все товарные рынки тесно связаны между собой, изменение соотношения предложения и спроса на одном из них проводит к тем или иным сдвигам в других. При этом на каждом товарном рынке складывается специфическое соотношение спроса и предложения, которое выражает собственные условия реализации. Учет этих особенностей позволяет оптимизировать распределение общественного труда и капитальных вложений между отдельными отраслями народного хозяйства в соответствии с требованиями рыночной экономики, поддерживать в перспективе правильные пропорции их развития.

Товарный рынок - это важнейшая форма существовании внутреннего рынка и представляет собой сферу обращения отдельного товара или группы товаров.

Термин «товарный рынок» получил самое широкое распространение в экономической литературе. Однако некоторые экономисты предлагают рассматривать товарный рынок как отраслевой. При этом под отраслевым рынком понимается рынок какого-либо конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного характера или служащих удовлетворению одной и той же потребности. Неправомерно, на наш взгляд, проведение какой-то грани между товарными и отраслевыми рынками, поскольку объектами купли-продажи, объектами обмена на них выступают товары, представляющие продукт отдельных отраслей производства. Следовательно, понятие «товарный рынок» выражает одновременно и товарный, и отраслевой характер внутреннего рынка.

На товарном рынке предметом обмена является продукция двух крупных сфер: 1) рынка средств производства или товаров производственно-технического назначения и 2) рынка товаров и продуктов для народного потребления. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в следующей таблице:

(в. млн. долл. США.)

2008 г. 2011 г. 2011 г. в % к 2008 г.

сумма в % к итогу сумма в % к итогу

Внутренний рынок, всего, в том числе 4488 100 5893 100 131,3

Средства производства 3420 76,2 4719 80.2 138,0

Предметы потребления 1068 23,3 1213 19,8 113,6

Источник: Республика Таджикистан: статистический ежегодник, 2011.

Региональный рынок характеризуется объемом продажи товаров, динамикой цен, складывающейся в рыночных условиях на основе соотношения спроса и предложения, а также источниками формирования рыночных ресурсов. За последние три года общий товарооборот внутреннего рынка возрос почти на одну треть и достиг $ 5,9 млрд. Данные свидетельствуют об опережающем темпе прироста оборота по продаже средств производства - 38% по сравнению с предметами потребления - 13,6%. Изменение в соотношении этих двух групп товаров в общей продаже является положительным и характеризует рост реального сектора экономики, техническое обновление производственных мощностей, реконструкцию и модернизацию производственных предприятий, создание новых, в т.ч. совместных производств, а также связано с повышением цен на современную

технику и технологические линии, информационное и программное обеспечение производства.

Анализ показывает, что преобладающая часть товаров, реализуемых на внутреннем рынке, составляют машины и оборудование, транспортные средства, сырьё, топливно-энергетические товары, продукция разных отраслей промышленности и др. (5,186).

Масштабы рынка средств производства, или рынка внутрипроизводственного обмена, определяются размерами и структурой регионального производственного комплекса, а рынок предметов потребления, индифферентного к местному производству, зависит от уровня роста населения, его доходов и потребностей.

Между этими двумя рынками существуют различия не только в назначении реализуемой продукции, но и в специфических отношениях, связанных с куплей и продажей, в особенностях организации продажи этих товаров. Так, в частности, на рынке средств производства товарное предложение и спрос представлены различными предпринимательскими структурами, которые являются самостоятельными рыночными субъектами и отражаются в биржевых сделках и хозяйственных договорах, заключаемых между ними. Однако в обращении средств производства Республики Таджикистан важное место занимает импорт из зарубежных развитых стран.

Преобладающее значение и главная особенность рынка товаров и продуктов для народного потребления определяется тем, что он связан с личным потреблением. Кроме того, спрос, выступающий на рынке как социально-экономическая форма проявления потребностей населения, индивидуален и разнообразен, а количественная определенность этой потребности чрезвычайно эластична и изменчива.

Процесс формирования и развития регионального рынка охватывает два важнейших этапа: первый (до 2005г.) - становления и количественного насыщения внутреннего рынка, то есть так называемый этап заполнения прилавков магазинов и рынков товарами, завезенными представителями челночного бизнеса. Характерной чертой этого этапа является слабое развитие организованного регионального рынка, высокая степень стихийности и неопределенности в поведении потребителей как результат значительного удельного веса рыночной торговли в удовлетворении спроса населения. Второй ( после 2005г.) - развитие и изменение характера рынка, то есть разборчивость потребителя и обращение его внимания на качество и ассортимент, а также на новизну товара. Эти этапы в основном соответствуют периодам создания и развития независимой национальной экономики Республики Таджикистан.

Список использованной литературы:

1. Андреев А.В. и др. Основы региональной экономики.- М., 2008. - 819с.

2. Бойматов А.А. Региональный рынок: состояние и проблемы сбалансированности. -Душанбе:Дониш, 1985. -324с.

3. Воронина И.Н. Провинциальная культура как исследовательская проблема // Ре-гионология. -М., 1993. - № 2. с. 96.

4. Райсберг Б.А., Заставенко Е.Л., Гловко Е.Н. Язык рынка. - М.: МИП Дума, 1991.

5. Назаров А.А., Бойматов А.А. Таджикистан и Киргизия: торгово-экономическое сотрудничество.-Худжанд, 2011.

А.А. Байматов, Д.Б. Ризоев Теоретические формы функционирования внутреннего рынка в национальной экономике Республики Таджикистан

Ключевые слова: регион, рынок, особенности, территория, подходы, товарный рынок, критерии, акт купли и продажи

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования и развития внутреннего рынка, обосновывается его существование в форме регионального и товарного рынков, выявлены особенности развития, обусловленные природно-экономическими условиями и традициям, периодом становления и развития рыночной экономики, уровнем социально-экономического развитием общества независимого Таджикистана.

A. A. Bаymatov, D.B. Rizoyev

Theoretical Forms of Home Market Functioning in the National Economy of Tajikistan

Republic

Key words: region, market, peculiarities, territory, approaches, commodity market, criteria, purchase-sale act

The article dwells on theoretical aspects of formation and development of home market; the authors substantiate its existence in the form of regional and commodity markets, they elicit the peculiarities of development preconditioned with natural-economic plight and traditions, the period offormation and development of market economy, the standard of social-economic development of the independent Tajikistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.