Научная статья на тему 'Теоретические аспекты регионального антикризисного управления в современных условиях'

Теоретические аспекты регионального антикризисного управления в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
671
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КРИЗИС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / CRISIS MANAGEMENT / CRISIS / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мазур Л.В.

В статье рассматриваются теоретические аспекты антикризисного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты регионального антикризисного управления в современных условиях»

Таким образом, в условиях инновационной экономики необходимым условием существования и развития предприятия, является формирование и реализация маркетинговой стратегии их деятельности, основанная на применении маркетинговых технологий.

Список литературы:

1. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. — М.: Дело, 2000,—С. 126, 155—157, 158—159.

2. Джоббер Д., Ланкастер Дж. Продажи и управление продажами. / Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ. 2002. —Гл. 2.

3. Диксон П.Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. — М.: БИНОМ, 1998, —С.95—126.

4. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент /Пер. с англ. — СПб.: ПИТЕР. 1998,—С. 229—266.

Мазур JI.B.

11:014:1 ИЧIX КИК ACI IICKTbl I'l l HOIIАЛЫIOI О АНТНКТН Ш( IIOIО MIl'AIMI IIIIM IHOm'IMl lllII.IX У< lOlillMX

Воронежский экономико-правовой институт, филиал в г. Орёл

Ключевые слова: антикризисное управление, кризис, региональная

Keywords: crisis management, cnsis. regional economy.

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты антикризисного управления.

Abstract: This paper discusses the theoretical aspects of crisis

Тенденции последних десятилетии сконцентрировали внимание на кризисных явлениях в экономическом развитии не только на международном уровне, но и на уровне суоъектов Российской Федерации. Поскольку кризис является закономерным этапом развития люоои экономической системы, то к нему следует относиться не как к катастрофе, а как к стадии циклического исторического развития. По мнению Л.И. Аоалкина. в динамике лолгосрочного кондратьевского цикла нижняя точка оыла достигнута в 1996 г. [2]. Следующей нижнеи точкой стал 2008 год. пошатнувший экономику не только России, но и всех стран. Причем на мировом уровне данный

кризис не окончен до настоящего времени. Более того он усугубляется в связи с применением к России санкций и соответственно ответными мерами Российской Федерации.

Особое значение в настоящее время следует уделять кризисным факторам регионального развития, поскольку именно на уровне субъектов Российской Федерации должны быть сформированы локомотивы роста. которые в условиях геополитической нестабильности будут способствовать наращиванию экономического потенциала государства. Именно на региональном уровне следует рассматривать антикризисное управление, так как. начиная с 9и-х годов XX века, начавшийся спад производства в Российской Федерации до сих пор не остановлен, более того, в ряде регионов продолжается закрытие предприятий. Статистика последних десятилетии свидетельствует о том. что единственной динамично развивающейся отраслью во всех субъектах Российской Федерации является торговля, к сожалению, зачастую импортными товарами. Возможно, западноевропейские санкции будут способствовать экономическому развитию нашего государства. поскольку акцентируют внимание не на закупках иностранных товаров, а на собственном производстве. Следовательно, в создавшихся условиях необходимо выявить конкурентные региональные преимущества каждого субъекта Российской Федерации. которые будут способствовать развитию их экономического потенциала.

Говоря о циклическом развитии. Н.Д. Кондратьев отмечал, что перед экономическим подъемом или в его начале наблюдается трансформация в хозяйственной жизни общества, выражаемая как в совершенствовании нормативно-правовои базы. так и в институциональных изменениях в макросреде. Причем, данные изменения обусловлены необходимостью эффективного регионального антикризисного управления. зависящего от макроэкономической ситуации в целом, а также на стадии роста от качества управления на уровне субъекта Российской Федерации. При этом, отдельные отрасли, функционирующие на территории региона оказывают влияние на социально-экономическое развитие региона в

Несоответствие социально-экономических параметров параметрам окружающей среды вызывает кризис региона. Таким образом, мы считаем, что регион находится в кризисном состоянии, когда на его территории наблюдаются следующие тенденции: происходит резкое сокращение числа рабочих мест, снижение среднего уровня

прожиточного минимума, несвоевременно и не в полном ооъеме идут уплаты текущих налоговых платежей в бюджетную систему РФ. растут долги перед кредиторами всех очередей, эффективность отраслей регионального развития сокращается производство валового регионального продукта, происходит резкое снижение качества и уровня жизни населения. Причем данные тенденции происходят на протяжении нескольких лет (не менее двух-трех лет).

В этой связи особое значение приобретает региональное антикризисное управление. Однако, в настоящее время данное понятие четко не определено, поскольку оно достаточно сужено и в основном рассматривается исключительно с точки зрения антикризисного управления на уровне хозяйствующих субъектов. Кроме того, потребность в региональном антикризисном управлении в российских регионах возникла несколько лет назад, обусловленная кризисными

Необходимость регионального антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса на уровне региона. На протяжении последних лет. большинство россииских регионов находятся в состоянии реактивнои формы управления, направленной на недопущение усугубления кризисного состояния в них. т.е. речь не идет о их социально-экономическом развитии, речь идет о смягчении кризисных явлении в региональной экономике. Следовательно, в настоящее время особую актуальность приобретает достижение устойчивого социально-экономического развития регионов в долгосрочной перспективе. Исходя их этого, необходимо формировать эффективный механизм управления регионами.

состояния, последствии реализации региональных программ, с учетом выявления их недостатков и определения стратегических целей развития, направленных на повышение уровня и качества

Антикризисное управление -процессы предвидения кризисов.

шн кризиса развития. Регион как соинал

антикризисного управления [1].

эффективности деятельности предприятии, находящихся на территории

Функциональное пространство систем регионального антикризисного управления, как реакция на кризисные факторы, обусловленные различными причинами можно рассматривать в различных аспектах, поскольку оно будет зависеть от причин кризиса. Следовательно, формы регионального антикризисного управления будут зависеть от факторов кризисных явлении в регионе. В теории менеджмента выделяют более 30-ти типов управления (планово-директивное. экономическое, социально-регулируемое, нормативное, автократическое. коллегиальное. корпоративное. либеральное, административное, стратегическое, антикризисное и др.). Вопросы регионального управления рассмотрены в работах Анисимова Ю.. Кулькова В.. Пашкуса В.. Рисина И.. Садкова В.. Трешевского Ю., Туровца О.. Шапошниковой С.

Следовательно, региональное антикризисное управление следует рассматривать с точки зрения эмерджентнои системы включаюшеи субъект (управляющую) и объект (управляемую), внутренние связи, антикризисные цели и антикризисные функции, которые при их взаимодействий с другими компонентами среды приобретают определенные свойства, которые можно рассматривать как синергетическую систему, направленную на выход региона из

Таким образом, в качестве предмета регионального антикризисного управления (как одного из разновидностей управления) можно определить совокупность отношении и связей систем регионального управления разных уровней, без единого функционального центра. Для каждого субъекта Российской Федерации необходимо учитывать его региональную специфику и особенности, в первую очередь связанные с его экономическим потенциалом. При этом уже имеется негативный опыт создания единого правового и экономического поля по региональному антикризисному управлению. Поскольку для множества субъектов РФ он обеспечил исключительно возможность единообразного выполнения государственных антикризисных мероприятии (спушенным из федерального центра), реализованных на уровне регионов, без учета региональной специфики каждого конкретного субъекга При этом практически везде отсутствовав должный эффект, о чем свидетельствуют тенденции социатьно-экономического развития регионов по итогам

реализации федеральной антикризисной программы 2009 года. На федеральном уровне оыли определены 9 основных антикризисных мер. которые реализовывались 1в оолышшстве случаев далеко не в полном ооъеме) в субъектах РФ. Для достижения положительного эффекта неооходимо в рамках регионального антикризисного управления соединить усилия региональных властей, в рамках реализации как государственных, так и региональных антикризисных программ с региональными органами власти, хозяйствующими суоъекгами (фирмы, корпорации, ооьединения. компании, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующих регионов), региональными суоъекгами инфраструктуры (финансовые, страховые, консалтинговые, аудиторские, инвестиционные компании) и населением региона. При этом, несмотря на все многоооразие данных форм их можно идентифицировать и выстроить иерархическую

В качестве ооъекта регионального антикризисного управления следует рассматривать его функциональное пространство, т.е. совокупность элементов, ооразующиися на стыке взаимолеиствия систем регионального управления разного уровня (человек, предприятие, город, ооластъ. регион, государство). При этом в данном случае невозможно совместить и синхронизировать задачи управления в ланнои структуре. Региональные антикризисные управленческие воздействия формируются по инициативе множества суоъектов. функционирующих на территории региона, при этом они распределены среди его носителей и нуждаются в консолидации, моментом же принятия решения о неоохолимостн реализации регионального антикризисного управления является факт выявления определенной кризиснои ситуации в социально-экономическом развитии соответствующего суоъекга РФ.

При этом региональное антикризисное управление можно рассматривать с двух позиции. С позиции реактивного регионального антикризисного управления как процесс планирования и внедрения ограниченного перечня антикризисных мероприятии локального характера в целях восстановление прежнего. докризисного социально-экономического состояния региона. И с противоположной позиции, как антиципативное региональное антикризисное управление, направленное на оощие цели, сформулированные на оолее низкои ступени, нежели задачи разработки конкретных мероприятии. Антиципативные отношения понимаются как долгосрочные задачи регионального антикризисного управления, охватывающие все сферы жизнедеятельности региона и увязанные с его стратегией развития.

Говоря о региональном антикризисном управлении в

регулиров; программ.

фиксирует Федерации

формирования

гецифику. Однако. ш база практическ

вре

антикризисную программу.

Таким образом, в настой антикризисное управление» поскольку, во-первых, возник < мировым финансовым кризисе

регионов, а не их причины и вс

атривают антикри на предприятии.

о регионально

управлении, региональным кризисам и в

для возможности предотвра

индикаторов, в це как региональный

процесса в регионах, можно формы регионального антикр! 1. Региональное антикризи

формы регионального антикризисного управления яв; мониторинг и анализ отклонений индикаторов от зад:

идентификация возможнс

факторов.

Региональные антикр: власти региона на данно уровня и качества жи-налоговых доходов. Их >

управлением в условиях сокращения р в первую очередь, налого]

[я в регионе окажет негативное эды регионального бюджета, и в первую очередь на налоговые потери субъекта РФ. ее следует диагностировать на самых ранних стадиях для своевременного использования всего арсенала превентивных антикризисных мероприятий, с целью её нейтрализации. Здесь речь идет о постоянном мониторинге показателей социально-экономического развития региона и сравнение их с прогнозными.

2. Бюджетирование, ориентированное на результат. Оценка эффективности и продуктивности реализуемых программ на территории соответствующего субъекта при выделении ресурсов на достижение антикризисных целей.

ре

4. Постоянный мониторинг как самих факторов, приводящих к региональным кризисам, так и их изменений. Диагностирование кризисных факторов.

5. Срочность и адекватность реагирования на отдельные кризисные явления в социально-экономическом развитии региона. Здесь речь идет о предотвращении тенденции расширения кризисных

л при использовании механизмов их нейтрализации.

>ализуя кризисные явления необходимо использовать как антикризисные мероприятия, затрат. При этом следует по нейтрализации кризиса, в прямой зависимости, от потерь собственных [ков регионального бюджета при развитии

ясна соблюдаться, в первую очередь адекватность на антикризисные мероприятия и их противном случае это приведет к существенному

Территория науки, 2014.№ 4

такие управленческие и экономические механизмы, которые позволят ликвидировать кризисные явления с минимальными бюджетными расходами.

Региональное антикризисное управление является частью стратегии социально-экономического развития региона, должно постоянно корректироваться с учетом изменения внешних факторов и быть ориентировано на учет структуры экономического потенциала и внедрение инновации.

Следовательно, региональное антикризисное управление можно определить следующим образом.

С нашей точки зрения, региональное антикризисное управление представляет собой комплекс мер социально-экономического, политического и стратегического характера, направленных на предотвращение и преодоление неблагоприятных условии социально-экономического развития региона посредством использования различных факторов (экономических, социальных, экологических) и административных процессов, используемых в региональной антикризиснои программе, позволяющей обеспечить повышение уровня жизни населения и устранить отрицательное влияние неблагоприятных условии на социально-экономическое развитие соответствующей территории.

Региональное антикризисное управление является сложной, многоуровневой системой управления как экономикой государства в целом, так и экономикой региона и отдельно взятого муниципалитета. Региональное антикризисное управление, являясь эффективным инструментом структурной перестройки экономики, способствует формированию благоприятного инновационно-инвестиционного климата, созданию новых рабочих мест, повышению качества жизни населения, внедрению новых прогрессивных методов управления, улучшению социально-экономического развития регионов в целом.

Система антикризисного управления на региональном уровне должна представлять собой совокупность органов федерального, регионального и местного значения. В настоящее время антикризисное управление на уровне предприятии имеет хорошо проработанную структуру и нормативно-правовую базу. Однако с точки зрения кризисного состояния социально-экономического развития регионов этот процесс проработан не до конца. Безусловно, что при разработке региональной инноваиионнои антикризиснои программы необходимо учитывать экономический потенциал региона и связывать саму программу с региональной стратегией социально-экономического

развития. Определим общие цели, критерии региональных антикризисных программ.

Основной целью функционирования региональных органов в рамках регионального антикризисного управления должш реализация региональных мероприятии в отраслях за сч направлении развития региона направленных на повышение уровня

Необходимо рассматривать региональные программы исходя из специфики экономического m региона и создания на его основе возможносте экономического развития: осуществлять постоянный moi результатов (плановых и фактических) антикризисных мерой целях их корректировки для достижения запланир

эффективности региональной ш стать: сохранение и среднего уровня зарабсп 7 МРОТ). обеспечение своевременной и обязательных платежей, ги отраслей регионального развития и др. финансовое стимулирование отраслей региональной экономики. Однако, в первую очередь, эти меры должны быть направлены на поддержание реального сектора региональной

Поскольку, именно реальный сектор в дальнейшем обеспечит росл г решать как социальные, так и экономические задачи о развития.

ашей точки зрения, реализуемые в настоящее время региональные антикризисные программы. являютс* неэффективными, поскольку не решают главную задачу - выход регионов из кризисного состояния. Каждая реализуемая в России программа регионального антикризисного управления должнг учитывать в первую очередь специфические потребности.

развития конкретного региона. Для этого, в целях эффективности регионального антикризисного управления, считаем необходимым, учитывать экономический потенциал соответствующего субъекта Российской Федерации, г также долгосрочную стратегию его сопиально-экономическогс развития.

Таким образом, под региональным антикризисным управлением следует понимать управляемый процесс своевременного предотвращения или преодоления кризисных явлении, охватывающий все этапы анализа и выработки управленческих решении по обеспечению целенаправленного динамичного и эффективного развития регионов России.

Список литературы:

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. - 495 е., с.16

2. Валдайпев. C.B. Антикризисное управление на основе инноваций. M.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005,- с. 12

3. Туманова Е. Н. Совершенствование системы государственного регионального антикризисного управления [Текст! Е- Н. Туманова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г.С'анкг-Петербург. апрель 2012 г.). — СПб.: Реноме. 2012, —С. 204-208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.