Научная статья на тему 'Теоретические аспекты развития проектирования в гуманитарном знании'

Теоретические аспекты развития проектирования в гуманитарном знании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / ЦЕЛЬ / СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ / РЕЗУЛЬТАТ / THE PROJECT / THE DESIGNING / NEEDS / PURPOSE / MEANS OF REALIZATION / THE RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Юлия Евгеньевна

Рассматриваются «проект» и «проектирование» как предмет научного исследования, теоретически освещается поэтапный переход понятий из технической в гуманитарную сферу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE DESIGNING DEVELOPMENT IN HUMANITIES

The article is devoted to the scientifi c research of the project and the design. It describes the stages of transition of these terms from technical range to humanities.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты развития проектирования в гуманитарном знании»

УДК 159.9

Ю. Е. Сорокина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

Рассматриваются «проект» и «проектирование» как предмет научного исследования, теоретически освещается поэтапный переход понятий из технической в гуманитарную сферу.

Ключевые слова: проект, проектирование, потребности, цель, средства реализации, результат.

В отечественной практике понятие «проект» 15-20 лет назад рассматривалось преимущественно в технической сфере и долгое время использовалось исключительно представителями инженерных и строительных специальностей. Проект связывали с набором технической и сметной документации для создания новых технических разработок, каких-либо зданий и сооружений. Сам процесс разработки называли проектированием. В зарубежной практике для обозначения процесса проектирования применяли иной термин «designing», обозначающий дизайн, разработку изделия, проектирование здания. Понятие же «project» трактуется более широко. Проект - это: 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и пр.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план, прототип какого-либо объекта [1, с. 5]. В настоящее время проект используется не только в строительстве домов, разработке оборудования и программных средств, но и в проведении рекламных кампаний и выборов, организации творческих и культурно-досуговых мероприятий менеджерами, экономистами, предпринимателями, учеными, вкладывающими в него свой смысл. По определению Е. С. Полат, проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального предмета, объекта, разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [2].

Разнообразное множество определений проекта имеет право на существование. Специалисты в отдельных областях применяют то из них, которое наиболее точно подходит к решаемым задачам. Проект (от лат. projectus - брошенный вперед, выдающийся, выступающий вперед, торчащий, т. е. замысел в виде прообраза объекта) представляет собой уникальную деятельность, отличную от операций, имеющую свои начало и конец, направленную на достижение заранее определенного результата или цели, создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных ограниченных ресурсах и сроках, требованиях к качеству и допустимому уровню риска [3]. Институт управления проектами (PMI, США) определяет проект как некоторое предприятие с изначально

установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта; это временное предприятие (усилие), осуществляемое для создания уникального продукта или услуги [4, с. 4]. Английская ассоциация проект-менеджеров расширяет характеристики проектов и относит к ним отдельные предприятия с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству, достигаемым результатам. Проект - уникальная совокупность скоординированных действий с определенными точками начала и окончания, предпринятая индивидуумом для достижения определенных целей с установленными сроками, затратами и параметрами выполнения [5, с. 2]. Схожи с данными определения ученых Австралийского университета, понимающих под проектом уникальную совокупность скоординированных действий с определенными датами начала и окончания, предназначенных для успешного достижения общей цели [6, с. 18]. Немецкие специалисты приводят три дефиниции проекта:

1) предприятие, которое характеризуется принципиальной уникальностью условий его деятельности, таких как цели (задачи), время, затраты и качественные характеристики и другие условия, и отличается от других подобных предприятий специфической проектной организацией;

2) предпринимаемое усилие, организующее человеческие, материальные и финансовые ресурсы в неизвестный путь в рамках уникального предмета работы, заданной спецификации, с ограничениями на затраты и время с тем, чтобы следование стандартному жизненному циклу проекта приводило к осуществлению успешных изменений, определенных посредством количественных и качественных целей и задач;

3) уникальный набор скоординированных действий с определенным началом и завершением, осуществляемый индивидуумом или организацией для решения специфических задач с определенным расписанием, затратами и параметрами выполнения [7, с. 23].

Таким образом, можем заметить, что английские специалисты сходятся в толковании проектов с третьей дефиницией немецких исследователей. Исходя из перечисленного множества попыток определения, что такое «проект», будем пони-

мать под данным понятием предприятие (намерение), план, который в значительной степени характеризуется уникальностью условий в их совокупности, а именно: видение цели, временные, человеческие, материальные и иные ограничители, особая организация его реализации.

Опираясь на вышесказанное, выделим основные признаки проекта и раскроем их содержание: целенаправленность; изменение; уникальность; ограниченность во времени; средства реализации; комплексность.

Проект невозможен без видения образа желаемого результата, т. е. цели. Цель выступает той движущей силой проекта, которая организует его начало и направляет усилия по планированию и реализации. Достижение желаемой цели определяет завершение проекта. Правильное и четкое обозначение конечной цели проекта способствует успешной реализации его в условиях удачной формулировки промежуточных целей.

Признак «изменение» определяется нами как один из наиболее значимых. Согласно Своду знаний по управлению проектами (PMBOK - Project Management Body of Knowledge), проект представляет собой задачу с определенным исходным набором данных и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения [8, с. 466-472]. Следовательно, проект включает в себя замысел, средства его реализации и результаты. Аналогично структуре (ступеням) волевого действия, где постановка цели и мысленное планирование не означают силу воли без реализации задуманного, проект может остаться планом, если не понесет за собой изменений некой системы или предметной области, в которой реализуется проект. Позднее обозначим особенности проекта в отличие от плана. По существу, реализация проекта всегда влечет изменение системы, так как является динамическим переводом существующего положения в желаемое или задаваемое.

Каждый проект в определенной мере неповторим и имеет свои отличительные особенности. Не существует идентичных проектов, даже если они предполагают выполнение схожих действий. Отметим, что степень уникальности может значительно разниться в различных проектах, и даже там, где присутствует высокая степень новизны, не исключаются процессы, характерные не только для данного проекта, но и встречающиеся в иных проектах.

В качестве средств реализации проекта могут быть задействованы различные ресурсы:

- материально-вещественные (материалы, финансы, оборудование);

- информационные (каналы и носители информации);

- ресурсы времени;

- ресурсы пространства (площадь, объем);

- энергетические;

- человеческие;

- иные (события прошлого, имидж, культура).

Кроме того, среда напрямую влияет на проекты. К таким воздействиям относим социальнокультурное сопровождение (ценности, этические нормы, традиции), окружающую среду (географическое положение, экологические условия), международно-политическую обстановку.

Комплексность подразумевает учет всех факторов: как внешних, так и внутренних, напрямую или косвенным путем оказывающих влияние на конечный результат. Необходимо постоянно удерживать в голове цель и выполнять одни действия последовательно, другие - одновременно, чтобы не нарушить реализацию проекта.

Очень близки по смыслу термины «проект» и «план». Несмотря на то, что оба понятия могут подчиняться определенной цели, реализовываться и управляться людьми, быть связаны с ресурсами, обратим внимание на признаки, различающие их:

1. Цель проекта конкретна и определена изначально.

2. Результат проекта всегда уникален. В противном случае имеем дело с серийным производством, т. е. запуск нового продукта - проект, а потоковое производство - программа с периодическими показателями в качестве результата.

3. В проекте четко сформулированы ограничения (сроки, ресурсы) [4, с. 4].

Обозначив основные признаки, предложим толкование проекта с интересующей нас позиции: проект - это изменение определенной системы, направленное на достижение уникального результата, с заданными временными границами, в комплексном учете ресурсов и иных факторов. Схематически изобразим «проект» в следующем виде:

временные

рамки

Цель Г> + Г> средства уникальный

ресурсы реализации Ч/ результат

Добавим, что цель, дабы не остаться мысленным образом результата планирования, в обязательном порядке должна быть:

- поставлена в определенные временные рамки начала действий по ее достижению и их завершения;

- проанализирована с точки зрения имеющихся и возможных и/или необходимых ресурсов.

В реальной жизни приходится сталкиваться с великим множеством проектов, классификацию

которых целесообразно проводить по различным основаниям:

Основание для классификации Типы, виды и классы проектов

Уровень Проект. Программа. Система

Т ерриториальный уровень участников Международный. Государственный

Состав, структура и предметная область Монопроект. Мультипроект. Мегапроект

Длительность (срок реализации) Краткосрочный. Среднесрочный. Долгосрочный

Сфера деятельности Социальный. Экономический. Организационный. Технический. Смешанный

Характер предметной области Учебно-образовательный. Инновационный. Инвестиционный. Исследования и развития (научно-исследовательский). Комбинированный

Рассмотрим наиболее распространенные варианты проектов, не единственные, но применяемые в научном знании.

В ряде случаев создаваемые объекты представляют значительную сложность, и работа над ними ведется в составе программ, которые составляют совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью поставленной цели и/или его управления. В таких случаях под проектом подразумевают относительно краткосрочные цели.

Система, по В. Н. Сагатовскому, - это конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала [9]. В качестве элементов могут выступать как люди, так и технические объекты. Соответственно, в крупных системах действуют свои программы, которые в свою очередь могут содержать в своем составе отдельные проекты.

Международные проекты базируются на взаимовыгодных отношениях и возможностях нескольких государств. Они отличаются значительными сложностями и затратами, при этом играют важную роль в экономике и политике задействованных в них стран. Для достижения поставленных целей нередко создаются совместные предприятия (мероприятия) под определенным контролем обеих сторон. При этом каждая сторона привносит свой вклад и получает выгодные результаты.

Государственные проекты могут носить как повсеместный, так и локальный характер.

Монопроект - это отдельный проект различных сфер деятельности, характера предметной области и масштаба.

Мультипроект представляет собой комплексный проект, в составе которого действуют несколько монопроектов, что требует мультипроект-ного руководства их деятельности.

Мегапроект - есть целевая программа развития отраслей, регионов и иных структур, состоящая из ряда моно- и мультипроектов.

Продолжительность периода осуществления краткосрочных проектов составляет менее трех лет, среднесрочных - от трех до пяти лет, долгосрочных - свыше пяти лет.

Согласно классификации по сферам деятельности, в качестве примеров социальных проектов приведем проект социальной поддержки определенных слоев населения, проект преодоления последствий природных или социальных потрясений; экономические проекты могут касаться внедрения системы финансового планирования, введения новой системы финансирования; организационные проекты применяют новую систему управления, проект проведения международных конференций; технические - не только строительство объектов, но и разработка иного программного обеспечения; смешанные проекты осуществляются сразу в нескольких областях деятельности.

Учебно-образовательные технологии реализуют новые тенденции в образовании, привносят в учебный процесс другие педагогические технологии. Инновационные проекты заключаются в разработке и внедрении новых технологий, тех нововведений, что максимально обеспечивают развитие организации. Целью инвестиционных проектов выступают создание и реновация фондов учреждений, которые требуют инвестиций. Они предусматривают вложение определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, материальных, финансовых, человеческих, для достижения целей в обозначенные сроки. Научноисследовательские проекты предполагают проведение работ по изучению, исследованию явления или процесса, применение и апробацию новейших достижений различных областей знаний и т. д. Комбинированные проекты сочетают в себе черты вышеназванных проектов.

Очевидно, что термин «проект» появился в гуманитарной науке из технической сферы и вследствие этого испытывает ее влияние. Но как и когда произошло «заимствование» и переход из одной группы наук в другую? Понятие «проект» впервые встречается в XVI в. в Римской архитектурной школе для обозначения планов и эскизов. Однако

В. М. Розин находит предпосылки проекта уже в античности. Он отмечает особые знаковые средства как основу для разработки сооружений, научных составляющих, философии, о чем говорит в лекциях по социокультурному проектированию и программированию. В «Государстве» и «Законах» Платон обсуждает проект построения «идеального государства» начиная с мысленного планирования. В определенной мере это первые предпосылки проектирования. «Проект - это прежде всего то, - подчеркивает В. М. Розин, анализируя труды древнегреческого мыслителя, - что создается как объект, но создается в мысли» [10]. Идеи и замысел Платона, претерпев неудачу в практическом плане, некоторое время спустя породили в Европе многочисленные попытки проектирования нового общественного устройства. Другая точка зрения у методолога В. Ф. Сидоренко, отстаивавшего позицию, что проектирование возникает только в эпоху Возрождения. Но в работах В. М. Розина утверждается, что это происходит значительно позже, и имеется в виду специфическая форма рефлексии и особая терминология понятий.

Дж. К. Джонс в «Методах проектирования» говорит, что до 50-60-х гг. XIX в. под проектированием понимали то, чем занимаются инженеры, художники-прикладники и пр., когда создают чертежи для клиентов и целей производства. Позднее появляется множество новых формулировок данного процесса:

1) «отыскание существенных компонентов какой-либо физической структуры» [11, р. 83-114];

2) «целенаправленная деятельность по решению задач» [12, р. 57];

3) «принятие решений в условиях неопределенности с тяжелыми последствиями в случае ошибки» [13, р. 3-6];

4) «моделирование предполагаемых действий до их осуществления, повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в конечном результате» [14, р. 3];

5) «приведение изделия в соответствие с обстановкой при максимальном учете всех требований»

[15, р. 16];

7) «оптимальное удовлетворение суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий» [16, р. 4];

8) «вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего» [17, р. 3];

9) «творческая деятельность, которая вызывает к жизни нечто новое и полезное, чего ранее не существовало» [18, р. 12].

При всей непохожести определений, сформулированных авторами различных сфер деятельности 60-х гг. XX в., нетрудно отметить в них описанные ранее признаки проекта: целенаправлен-

ность, изменение, уникальность, комплексность и пр. Примечательно и то, что не упоминается «изготовление чертежей», хотя проектировщики любых специальностей неизбежно их выполняют. Из цитат заметим, что в зависимости от предложенных обстоятельств характер процесса создания проекта может меняться в очень широких пределах.

Путем логических суждений Дж. К. Джонс приходит к заключению: проектирование - вид деятельности, цель которого «положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде» [19, с. 45]. Нетрудно проследить, что данное понятие охватывает деятельность не только архитекторов, конструкторов и других профессиональных проектировщиков, но также экономистов, администраторов, публицистов, ученых специалистов прикладных наук, политиков и т. д. Действительно, более развернутое понимание проектирования, отличающее его от других видов деятельности, возникает в конце XIX в. Примером тому служат работы А. Ридлера, хотя и заметна комбинированная инженерно-проектная идеология.

Активно развивалось проектирование в XIX -начале XX в. в США, когда обществу требовались инициативные и предприимчивые граждане. Проекты использовались изначально в общем образовании и профессиональной подготовке инженеров и сельскохозяйственных рабочих и позднее получили развитие в русле теоретических концепций прагматической педагогики. Наиболее широко пропагандировал идеи гражданской активности, включенности подрастающего поколения в общественную жизнь Дж. Дьюи, предложивший выстраивать образовательный процесс как активную проектную деятельность ребенка, в которой он решает насущные проблемы путем изучения окружающего мира, приобретает знания и реализует их на практике. Как правило, такая деятельность организуется в сотрудничестве детей в процессе работы над проектом. Детство рассматривалось им как полноценный этап человеческого бытия, где образование лишь способствовало приобретению знаний, умений и навыков для решения жизненных задач, а не период по получению знаний для будущей взрослой жизни. Модель образовательного процесса Дж. Дьюи характеризуется сочетанием физической, умственной и эмоционально-волевой сфер, самостоятельной активной позицией ребенка, реальностью материала и применением игровой деятельности в обучении.

Проекты в России развиваются параллельно с работой американских ученых и в сфере воспитания молодых людей связаны с именами С. Т. Шацкого, М. В. Крупениной, В. Н. Шульгина. В отличие от опыта США отечественный метод проек-

тов имел общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность (например, «Вред алкоголя», «Ликвидируем неграмотность»). А. В. Розенбергу принадлежит первая методологическая основа проектирования: представление о процессе, организации, необходимости анализа и пр. Четкое осознание проектного подхода и деятельности А. В. Розенберга нашло отражение в его «Философии архитектуры» с идеологией проектирования и «Нормировании строительства», важных для проектной рефлексии ХХ в. Именно в 20-30-х гг. XX в. встречается убеждение проектировать не только здания и технические объекты, но и социальные запросы. Н. К. Зотова утверждает, что «основоположниками проектной парадигмы... стали А. С. Макаренко и другие выдающиеся педагоги этого периода, выступившие в роли конструкторов.» [20, с. 127-132]. Метод проектов стал широко востребованным после выхода в свет Декларации о единой трудовой школе Народного комиссариата просвещения в 1918 г., опирающейся на данный метод, и в 1925 г. книги В. Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе». Так идеи проектов нашли широкое применение в воспитательных целях, взяв на себя функцию формирования личности ребенка.

С. Т. Шацкий, на чье мировоззрение оказал значительное влияние Дж. Дьюи с его демократизмом и стремлением внести новые элементы в традиционный уклад, активно применял метод проектов для развития инициативы, творческой самостоятельности, обеспечения связи полученных знаний с жизнью. Важнейшей целью воспитания он считал проектирование развития личности ребенка. В работах М. В. Крупениной отражено, что метод проектов способствует сотрудничеству детей и взрослых, учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, самостоятельность.

1920-е гг. ознаменовали появление специфической методологической рефлексии проектирования и особого языка его методологического описания. На практике это означало реализацию проектов в новые морфологические формы, но не преобразование социальной жизни. Начали расходиться реализация проекта как морфологического устройства, артефакта и то, что в нем закладывалось как характеристика социальной жизни. С этого времени проекты оказывались все более несообразными. Заложенные в них социальные параметры в процессе исполнения проектов утрачивались. Разнились социальный объект, реализуемый в проекте, и обеспечивающие его морфологические средовые условия. Следовательно, этот период рождает несоответствие идей и реализацию проекта: в ходе осуществление проекта получает-

ся новая морфологическая форма и не то, что мыслилось, и социальные характеристики либо искажаются, либо исчезают. Несмотря на проведение опытно-экспериментальной работы на базе 10 школ, 10 детских садов, школ при клубах, воскресных школ, школ для детей с замедленным психическим развитием, «трудных» и прочих детей, запрет на использование метода проектов Постановлением ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. означал окончание всех экспериментальных исследований.

Лишь в 1960-70-е гг. снова возникает методология проектирования, связанная с именами В. Я. Дубровского, Г. П. Щедровицкого, О. И. Генисаретско -го, пришедшими во ВНИИТЭ (Институт технической эстетики) для совместной работы в отделе, возглавляемом К. М. Кантором, который придавал огромное значение проектам как специфической форме сознания, конституирующей всякий традиционный процесс. Это было обусловлено двумя причинами:

- необходимостью рефлексии уже развитых видов проектирования (архитектурное, градостроительное) и формированием нетрадиционных, требующих интеллектуального обеспечения в социальной сфере, дизайне, организационного, системного проектирования;

- экспансией проектирования в другие виды деятельности. Инженерия, выступающая в качестве ведущего вида деятельности в XIX и первой половине ХХ вв., передает лидерство проектированию. Проектируют все, что мыслится, и проектирование выходит на уровень тотального. Все виды деятельности оформляются через проектный, а их продукты восприминаются как проекты. Проектирование рассматривается как самостоятельная большая сфера, не менее значимая, чем наука или инженерия.

Отметим, что на Западе параллельно существовало близкое направление со схожими идеями, но не внутри методологии, а в рамках системного, организационного подходов. Но вернемся к новым видам проектирования, получившим название нетрадиционных. Чтобы отличать их от традиционных, В. М. Розин предложил принципы реализуемости и соответствия процессов морфологическим условиям:

Принципы Традиционное проектирование Нетрадиционное проектирование

Реализуемость То, что заложено в проекте, то и получается в результате Закладываются одни характеристики, получаются другие, отличные от них

Соответствие процессов и морфологических условий Всегда Отсутствует, так как часто неясна обеспеченность процессов, может быть неизвестна природа процессов

А. Г. Раппопорт в различении традиционного и нетрадиционного проектирования применял идею прототипа. В нетрадиционном проектировании образцы отсутствуют. Приведем пример. При проектировании новых форм социальной жизни если следовать модели, то получаются не новые формы, а модернизированный вариант (оптимизированный или ухудшенный) уже имеющихся. Б. В. Сазонов утверждал, что для традиционного проектирования характерны одни функции, связанные прежде всего с прототипическими вещами, для нетрадиционного - другие: управление, конструирование и пр. В становлении нетрадиционных видов огромную роль сыграла методология проектирования. Без методологического обеспечения они не могли развиваться сами по себе. Это характерно как для нашей страны, так и для Запада.

Рационально возникает вопрос, почему мы рассматриваем методологию проектирования, а не собственно проектирование, обособившееся к тому времени от технического знания в отдельную область. Но именно на стадии кристаллизации новых видов деятельности методологическая работа конструировала их, т. е. являлась моментом становления видов деятельности, сложных по структуре и требующих применения специальных знаний и методологических представлений. После формирования они могли существовать и без методологии.

1970-е гг. начались с идей социального конструирования методологизирующего философа И. И. Ляхова. Другие виды проектирования семиотического типа (социальное планирование, социальное прогнозирование) носили «бумажный» характер: вопросы реализации либо не рассматривались, либо отодвигались на задний план. Интенсивное развитие прикладных социологических исследований в синтезе с проектной идеологией и инженерным подходом рождают социальное конструирование, где: 1) объект рассматривается как особая социальная природа; 2) данная природа исследуется (социологией); 3) изучаются тенденции движения процессов в природе (прогнозированием); 4) на основе законов природы и тенденций происходит инженерное конструирование.

Первоначальное «социальное конструирование» в силу тенденции развития института проектирования заменяется на «проектирование», которое выступает ведущей деятельностью, а «конструирование» заимствуется из инженерии. Работы Л. Н. Когана, С. Н. Пановой противопоставляют проектирование планированию и программированию. План и программа рассматривают объект в развитии, реализации, а проект требует целостного представления объекта и функционирования.

Прежде локального характера проектная деятельность приобрела огромные масштабы. Конец

1970-х гг. показал отрицательные последствия тех видов социального проектирования, которые удалось реализовать. Нетрадиционное проектирование помимо предусмотренных эффектов обнаружило незапланированные последствия: невозможность эффективного управления, нарушение природных процессов, сбои, вредные выбросы и пр. Все это привело к критике тотального проектирования. И лишь в конце 80-х гг. ХХ в. возвращается массовая практика проектирования в стране, сопровождающаяся серьезными философскими, методологическими и научными разработками. Предпосылками этому послужили следующие обстоятельства:

- активное развитие проектирования в сферах градостроительства, высокотехнологичного производства и др., когда проектировочная деятельность не была в достаточной степени обеспечена соответствующими философскими, теоретическими и методическими знаниями;

- распространение движения учителей-новато-ров, декларировавших идею сотрудничества в конце 1980-х гг.;

- деятельность различных коллективов и отдельных людей, связанная с разработкой философских и методологических проблем образования. Интересны в этом плане работа сотрудников Института педагогических инноваций РАО под руководством В. И. Слободчикова и Н. Г. Алексеева, статьи П. Г. Щедровицкого и Ю. В. Громыко по философии образования;

- активная деятельность зарубежных и отечественных фондов, поддерживающих различные инициативы. Например, фонд «Открытое общество» Д. Сороса, фонд «Евразия», фонд Вернадского, которые организовывали конкурсы проектов, предоставляя поддержку (в поиске партнеров, предоставлении оргтехники, финансов) [21, с. 15-21].

Таким образом, осмысление процесса и результатов проектирования с точки зрения науки как особого вида деятельности относится к границе XX-XXI вв. К этому моменту складывается деятельность проектирования, расширяется терминология. Собственно педагогическое проектирование - это построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности [22, с. 56]. Близка нашему исследованию позиция В. И. Слободчикова, где он считает проектированием «идеальное „промысливание“ того, что может быть; а точнее - мысленное конструирование и практическая реализация того, что возможно, или того, что должно быть» [23].

При этом отметим, что, несмотря на общие черты (ориентация на будущее, предвидение результата и последствий деятельности, в основе со-

здания проекта - ценность и др.), проектирование в интересующем смысле существенно отличается от педагогического проектирования. Во-первых, педагогическое проектирование всегда строится с опорой на некое изобретение; во-вторых, результаты его предназначаются для массового приме-

нения. В настоящее время проектирование характеризуется разнообразием подходов к его изучению, множеством оснований для введения нового понятийного аппарата, акцентированием различных аспектов процесса и исследуется с разных позиций [24, с. 382-384].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Практическое руководство к Своду знаний по управлению проектами Американского проектного института (PMI PMBOK). 3-е изд. 2004. 388 с. (Американский национальный стандарт ANSI/PMI 99-001-2004, Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newtown Square, PA 19073-3299 USA).

2. Полат Е. С. Метод проектов. URL: http://www.ioso.ru/distant/project/meth %20project/metod %20pro.htm

3. Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск.: Книжный дом, 2003. 1312 с.

4. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI Standard Committee, Four Campus Boulevard, Newtown Square PA 190733299 USA. 2000. 176 p.

5. British Standard BS 6079-1: 2000. Project Management. Part 1: Guide to Project Management. BSI, 2002. 62 p.

6. National Competence Standard for Project Management. AIPM Australian Institute for Project Management, Guidelines. 1996. P. 18.

7. ICB-IPMA Competence Baseline. Version 2.0. IPMA Editorial Committee: G. Caupin, H. Knopfel, P. Morris, E. Motzel, O. Pannenbacker. Bremen: Eigenverlag, 1999. 112 p.

8. Whitty S. J., Schulz M. F. The PM bok code // 20th IPMA World Congress on Project Management. 1. 2006. P. 466-472.

9. Сагатовский В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1973. 432 с.

10. Розин В. М. Социокультурное проектирование и программирование. URL: //http://neapolis.narod.ru/lec/ROSIN2.htm

11. Alexander C. The determination of components for an Indian village // Conference on Design Methods J. C. Jones, D. G. Thornley. Pergamon, Oxford, 1963; Macmillan, New York, 1963. P. 83-114.

12. Archer L. B. Systematic Method for Designers / ed. N. Cross. 1984. Developments in Design Methodology. Chichester: John Wiley & Sons, 1984. 57-82. (Originally published by The Design Council, London 1965.) P. 57.

13. Asimow M. Introduction to design. Prentice-Hall, New York, 1962. P. 3-6.

14. Booker P. J. Written contribution appended to Conference on the Teaching of Engineering Design. Institute of Engineering Designers, London, 1964. P. 3.

15. Gregory S. Creativity in chemical engineering research // Proc. of the Symp. on Productivity in Research. Inst. Of Chem. Eng., London, 1966. P. 16.

16. Matchett E. Control of thought in creative work. Chartered Mech. Eng. 1968. Vol. 14. P. 4.

17. Page J. K. Contribution to building for people. 1965. Conf. Rep, Ministry of Public Building and Works. London, 1966. P. 3.

18. Reswick J. B. Prospectus for Engineering Design Centre. Case Inst. of Technol., Cleveland, Ohio. 1965. P. 12.

19. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. 327 c.

20. Зотова Н. К. Сущность педагогического проектирования // Вестн. ОГУ. 2005. № 2. С. 127-132.

21. Тупицын А. Проектирование в образовании: миф или путь развития? // Учитель. 1998. № 1. С. 15-21.

22. Лях Ю. А. Образовательное проектирование в инновационной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 1 (91). С. 56.

23. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. 272 с.

24. Яковлева Н. О. Проектирование как условие повышения качества образования // Модернизация образования: проблемы и перспективы: мат-лы науч.-практ. конф. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. Ч. 1. С. 382-384.

Сорокина Ю. Е., аспирант.

Тульский государственный университет.

Пр. Ленина, 92, Тула, Россия, 300012.

E-mail: neblondinka99@mail.ru

Материал поступил в редакцию 26.08.2011.

Y. E. Sorokina

THEORETICAL ASPECTS OF THE DESIGNING DEVELOPMENT IN HUMANITIES

The article is devoted to the scientific research of the “project” and the “design”. It describes the stages of transition of these terms from technical range to humanities.

Key words: the project, the designing, needs, purpose, means of realization, the result.

Tula State University.

Pr. Lenina, 92, Tula, Russia, 300012.

E-mail: neblondinka99@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.