Холодилина Ю.Е.
Оренбургский государственный университет E-mail:[email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ
Рассмотрено понятие научного туризма, основные виды научного туризма, факторы, влияющие на его развитие в регионе, выделены этапы формирования и развития научного туризма на локальной территории.Предложен механизм организационно-экономического управления развитием научного туризма в регионе, реализация которого позволит активизировать развитие данного вида туризма в регионе.
Ключевые слова: научный туризм, уникальность территории, организационно-экономический механизм.
Современная сфера туризма является одной из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйствования.
В настоящее время туризм отличают, прежде всего, количественные изменения. По данным ЮНЕСКО ежегодное число международных туристов составляет 625 млн. человек, без учета внутреннего туризма. В таблице 1 представлены данные ФСБ России (Пограничная служба) численности поездок иностранных граждан в Россию по целям за 2009 г.
Таким образом, данные представленные в таблице 1, показывают высокие темпы возрастания массовости всех видов туристского отдыха. Эти темпы неодинаковы в различных странах, тем неменее очевиден совокупный рост.
Именно с этим связано интенсивное развитие туризма и как науки и как отрасли хозяйствования. За последние годы в российской практике появилось достаточно много серьезных и разносторонних исследований по различным видам туризма и их организации, позволяющие сформировать необходимую базу для комплексного исследования условий и факторов повышения эффективности использования ресурсов региона для развития конкретного вида туризма.
Одним из менее изученных видов туризма является научный туризм. Научный туризм находится в начальной стадии развития, но в настоящее время научный туризм перешел из экзотического вида отдыха в оборот рыночного обращения. Под научным туризмом понимают тип туризма, целью которого является участие в тех или иных научных программах, без извлечения туристом материальной выгоды. Существует подход, который характеризует научный туризм как поездки с целью участия в различных конгрессах, симпозиумах и совещаниях [1].
Научный туризм - это путешествие, позволяющее вояжерам изучить природу, ее флору и фауну благодаря помощи и объяснению ученого персонала. Некоторые исследователи дают следующее определение научного туризма - это путешествие и сбор каких-либо научных данных в той местности, в которой проходит путешествие. Как понятие, «научный туризм» включает в себя и экологический, и этнокультурный, и подводный и многие другие виды туризма.
Анализируя различные определения научного туризма можно сделать вывод, что суть большинства из них сводится к следующему: научный туризм - это осуществление исследовательской (научной) деятельности, на конкретной территории, не являющейся местом постоянного проживания туриста в период от 24 часов до 6 месяцев подряд без извлечения материальной выгоды.
Основным отличительным признаком научного туризма от каких-либо других видов туризма является активное участие туриста в программе тура, а не просто получение интересной информации и созерцании объектов.
Научный туризм включает в себя познавательную систему научных исследований в регионах государств и в целом по стране. Познавательная часть позволяет туристам обмениваться различными направлениями научных исследований, развивая при этом новый склад мышления в той или иной отрасли государственного народного хозяйства.
По мнению специалистов Русского географического общества (РГО), существуют всего два основных вида научного туризма:
1. Экспедиционный научный туризм в составе полевого отряда научной организации.
2. Самостоятельный научный туризм на свой страх и риск.
Экспедиции можно разделить на следующие типы:
- изучение флоры и фауны;
- изучение уникальных климатических зон;
- этнографические;
- геологические;
- археологические и др.
В настоящее время научный туризм может подразделяться на три основных вида:
1. Ознакомительный научный туризм: туристам демонстрируются природные и антропогенные объекты и образцы и даются квалифицированные пояснения по ним и проблемам, с ними связанным, по их месту в России и мире.
2. Вспомогательное участие: туристы принимают участие в научных и сопутствующих работах в качестве вспомогательного персонала (участие в реставрационных работах, работах в заповедниках по сохранению редких животных, полевых научных исследованиях).
3. Самостоятельные исследования туристов в сотрудничестве с научным персоналом [2].
Анализируя классификацию научного туризма, можно сделать следующие выводы:
- ознакомительный научный туризм по своему содержанию и цели туриста ничем не отличается от обычного познавательного туризма;
- вспомогательное участие туриста в научных работах - это экспедиционный научный туризм;
- самостоятельные исследования туристов в сотрудничестве с научным персоналом: данные путешествия в зависимости от квалификации туристов могут быть как обычными увлекательными турпоездками, так и полноценными научными экспедициями.
Таким образом, к научному туризму можно отнести только те поездки, где основной целью туриста является не ознакомление с объектом, а активное
участие в научной работе экспедиции или группы.
При туристических встречах и обменах зарождаются новые научные идеи, и ученые получают сильный импульс творческого подъема для душевного состояния.
Существует множество дестинаций и объектов для функционирования научного туризма,
Таблица 1. Численность поездок иностранных граждан в Россию по целям за 2009 г. (из стран дальнего зарубежья; тысяч)
Всего в том числе по целям
служебная туризм частная транзит обслуживающий персонал
Число поездок всего 8361 2755 2000 2663 61 883
в том числе из стран:
Австрия 70 27 31 5 0,1 6
Германия 592 162 334 52 11 33
Израиль 89 13 46 28 1 0,0
Испания 116 10 95 7 0,3 3
Италия 191 53 113 13 0,2 12
Канада 60 11 44 4 0,1 1
Китай 718 195 116 310 4 93
Латвия 517 330 34 99 1 53
Литва 600 145 34 365 5 51
Монголия 157 14 9 95 8 31
Нидерланды 79 28 32 7 0,1 12
Норвегия 49 11 28 4 0,1 6
Польша 434 325 26 40 10 33
Республика Корея 84 13 35 14 7 15
Соединенное Королевство 240 63 151 12 0,2 14
США 285 62 183 25 1 14
Турция 177 73 44 18 1 41
Финляндия 1058 539 150 305 0,1 64
Франция 185 55 94 21 0,3 15
Швеция 59 22 28 7 0,1 3
Эстония 920 294 34 556 2 34
Япония 74 21 39 7 1 6
но самыми распространенными выступают, как правило, особо охраняемые природные территории (ООПТ):
- заповедники;
- заказники;
- национальные парки;
- памятник природы [3, с 23].
Теоретически, любой объект может быть
интересен для научного туризма, он может использоваться в удовлетворении их разнообразных целей и поэтому рассматриваться в качестве туристского ресурса для научного туризма.
Для развития любого вида туризма, как правило, необходимо наличие:
1. Природных ресурсов (ландшафт, биоклимат, гидроминеральные ресурсы, экологические условия и др.).
2. Культурно-исторический потенциал (исторические памятники архитектуры, музеи, памятные места, современные культурно-зрелищные и развлекательные объекты).
3. Материально-техническая база и инфраструктура туризма (гостиницы, мотели, кемпинги, сфера услуг, предприятия общественного питания, социальная инфраструктура района).
4. Кадровые ресурсы (обеспеченность квалифицированными кадрами, специалистами в области туризма, обслуживающим персоналом соответствующего уровня).
Для развития научного туризма необходима лишь одна составляющая - уникальность территории. Под уникальностью территории подразумевается — неповторимость, исключительность конкретного участка территории или расположенного на нем объекта и редкость по отношению к другим объектам и территориям. Неповторимость участка территории или объекта заключается в его расположении, природно-климатических факторах, в его историческом процессе развития цивилизации, особенностях биоценоза и пр.
При развитии научного туризма необходимо сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы [4, с 6]. Поэтому развитие научного туризма должно содействовать решению следующих задач:
1) активное содействие в сохранение уникального наследия местности: культурного, исторического и природного;
2) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
3) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.
Научный туризм обычно составляет относительно небольшую долю в общем туристском потоке, так как для его развития и функционирования требуется создание материально-технической базы. Вместе с тем значение научного туризма возрастает и заключается в следующем:
- пополнение информации о малоизученных районах и объектах;
- расширение научных и образовательных связей между различными регионами и странами;
- разработка международных проектов, осуществляемых на гранты благотворительных фондов.
Изучение понятия научного туризма позволило выделить этапы формирования и развития научного туризма на локальной территории, рисунок 1.
На первом этапе развития научного туризма на территории происходит поиск уникальных особенностей территории или объекта, и результатом данного этапа становится определение объекта для развития научного туризма.
Второй этап характеризуется формированием туристского потока, основными участниками которого являются исследователи и ученые, для которых данный объект или территории представляют научный интерес или являются областью исследований. Именно этот этап является целеполагающим для развития научного туризма.
На третьем этапе развития научного туризма посредством проведения исследований участники научного туризма публикуют результаты своей работы в научных журналах, СМИ, в сети Интернет и т. д. Данный процесс косвенно осуществляет «пропаганду» уникальности территории и объектов на ней расположенных, что способствует формированию популярности и повышению привлекательности данной территории.
Для четвертого этапа характерно формирование туристского потока. Именно на дан-
ном этапе происходит развитие других видов туризма на конкретной территории на устойчивой основе.
Пятый этап характеризуется взаимообусловленным функционированием научного туризма и развитием на сформированной научно-туристской базе других видов туризма. На данном этапе развиваются различные виды туризма, основным из которых является познавательный туризм.
Активизация развития научного туризма должна осуществляться в комплексе на трех уровнях управления: федеральном, региональном и местном (муниципальном).
Значительное влияние на развитие научного туризма оказывают федеральные и региональные власти. Задачей федерального уровня является нормативно-законодательное обеспечение развития и функционирования научного туризма; разработка программ и страте-
гий в отношении наиболее значимых объектов и территорий. Задачами региональной власти является развитие сопутствующей туризму инфраструктуры (транспортная, коммуникации и т. д.). Задачами местных (муниципальных) властей является создание условий для развития научного туризма на локальной территории и сопутствующей туристской инфраструктуры.
Экономической основой активного управления муниципальных властей в развитии научного туризма является возможность получения экономической выгоды при его функционировании: в виде создания дополнительных рабочих мест для местного населения, создания рынка сбыта сувенирной продукции и т. д.
Именно с этим связана необходимость разработки организационно-экономического механизма управления развитием научного туризма в регионе. На рисунке 2 представлена схема
Рисунок 1. Этапы формирования и развития научного туризма на локальной территории
Рисунок 2. Организационно-экономического управления развитием научного туризма в регионе
организационно-экономического управления развитием научного туризма в регионе.
Представленная схема показывает, что система организационно-экономического управления развитием научного туризма - это совокупность методов и форм, а также конкретных мероприятий, направленных на управление и стимулирование развития научного туризма в регионе или на конкретном участке территории и ориентированное на увеличение воспроизводственных функций рекреационных ресурсов.
Управление развитием научного туризма направлено не только на развитие самой науки, но и на развитие локальной территории (объекта) как привлекательного объекта для туризма. Для этого необходимо разработать хозяйственный механизм идентичный применяемому в управлении экономикой регионов путем обеспечения единых подходов к организации планирования и производства и развития объектов научного туризма.
Наиболее эффективным методом управления развитием научного туризма является программно-целевой метод, который предполагает распределение полномочий и функций между региональными уровнем и уровнем отдельных локальных территорий (дестинаций).
Обоснованность применения данного метода в сфере развития научного туризма подтверждается выполнением требований, предъявляемых к отбору региональных и отраслевых целевых программ развития: развитие научного туризма должно способствовать решению приоритетных задач социально-экономического характера и сохранения наследия: культурного, исторического, природного и др.
В рамках действующего общественно-экономического механизма невозможно комплексно решить проблему развития научного туризма, так как развитие научного туризма требует координации и межотраслевого взаимодействия: министерства и департаментов по туризму, сфе-
ры образования и науки, региональных и муниципальных властей, общественных организаций, представителей индустрии туризма и др.
Организационно-экономический механизм управления развитием научного туризма является долгосрочным планом и направлен на решение следующих задач: превращение региона, обладающего большим природно-ресурсным потенциалом для развития научного туризма, в динамично развивающийся регион, на основе разумного потребления рекреационных и особо ценных ресурсов [5, с. 14].
Использование научного туризма в качестве основополагающей стратегии развития локальной территории может стать перспективным вариантом развития молодых, только формирующихся туристских дестинаций. Данная тенденция может оказывать непосредственно положительное влияние как на деятельность локальной территории (дестинации), так и деятельность всего региона. Данное положительное влияние возможно не только в области науки и в сфере туризма, но и сопутствующих отраслях, что делает научный туризм особенно привлекательным.
04.11.2011
Список литературы:
1. Glossary Commander: Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.glossary.ru/cgi-bin. - Дата обращения: 30.11.2011.
2. Твоя Экспедиция - Your Expedition [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ntour.ucoz.ru/index/0-8. - Дата обращения: 27.11.2011.
3. Храбовченко, В.В. Экологический туризм: учеб.-метод. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 208 с.
4. Квартальнов, В.А. Современные особенности туризма как научного познания и исследования // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №11. - С. 3-9.
5. Байсултанова, Л.Б. Формирование организационно-экономического механизма управления развитием экологического туризма в регионе (на примере КБР) // Вестник СГУТиКД. - 2011. - №3. - С. 10-15.
Работа выполнена в рамках тематики исследований НИИ региональной экономики Оренбургского государственного университета
Сведения об авторе:
Холодилина Юлия Евгеньевна, соискатель кафедры управления персоналом, сервиса и туризма
Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6405, тел. 8(3532) 372448, e-mail: [email protected] .
UDC 338.48 Holodilina Yu.Ye.
Orenburg state university E-mail: [email protected]
THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT SCIENTIFIC TOURISM IN REGION
In article the concept of scientific tourism is investigated, principal views of scientific tourism, the factors influencing its development in region are considered, stages of formation and development of scientific tourism in local territory are allocated. The mechanism of organizational-economic management by development of scientific tourism in the region which realization will allow to make active development of the given kind of tourism in region is offered.
Key words: scientific tourism, uniqueness of territory, the organizational-economic mechanism.
Bibliography:
1. Glossary Commander: service of thematic explanatory dictionaries [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.glossary.ru/cgi-bin. - Date of the reference of: 11.30.2011.
2. Your Expedition - Your Expedition [Electronic resource] . - Access mode: http://ntour.ucoz.ru/index/0-8. - Date of the reference of: 11.27.2011.
3. Khrabovchenko, V.V. Century of Century Ecological tourism: ucheb.-metod. posobie. - M.: The Finance and statistics, 2007. - 208 p.
4. Kvartalnov, V.A. Modern features of tourism as scientific knowledge and research // the Theory and physical training practice. - 2002. - №11. - 3-9 p.
5. Baysyltanova, L.B. Formation of the organizational-economic mechanism of management of development of ecological tourism in region (on example KBR) // Bulletin SGUT&KD. - 2011. - №3. -10-15 p.