Научная статья на тему 'Теоретические аспекты развития менеджмента качества'

Теоретические аспекты развития менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронкова О. В.

The article emphasizes the necessity for introducing the integrated, scientifically motivated theory for the analysis of the modern tendencies and historical retrospective of the conceptions of quality management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of the development of quality management

The article emphasizes the necessity for introducing the integrated, scientifically motivated theory for the analysis of the modern tendencies and historical retrospective of the conceptions of quality management.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты развития менеджмента качества»

«Кадиллак») и Генри Форд. Леланд впервые применил в автомобильном производстве работу по калибрам и придумал пару «проходной» и «непроходной» калибр.

Форд применил сборочный конвейер и ввел вместо входного контроля комплектующих на сборке выходной контроль на тех производствах, где эти комплектующие изготавливались, т. е. на сборку стали поступать только годные, качественные изделия. Он также создал отдельную службу технического контроля, независимую от производства.

Научным обобщением и обоснованием опыта, накопленного в теории и практике управления качеством, стали работы американского ученого, инженера и менеджера Фредерика У. Тейлора, соратника Форда. Им предложена концепция научного менеджмента, включившая системный подход, кадровый менеджмент, идею разделения ответственности между работниками и управленцами в обеспечении качественной и эффективной работы организации, идею научного нормирования труда. Он разработал основные идеи иерархической структуры управления организацией, которые в окончательном виде сформулировали Анри Файоль и Макс Вебер. Можно сказать, что благодаря деятельности Тейлора и Форда была создана концепция организации машинного производства (производственная система Форда -Тейлора), которая в основных чертах просуществовала до настоящего времени и является моделью организации производства большинства современных предприятий. Только в 70-е гг. ей на смену стала приходить другая концепция (производственная система Тойота).

Идеи Э. Деминга, Дж. Джурана, К. Иси-кавы, многих других мировых авторитетов в области качества (Ф. Кросби, А. фейгенбау-ма, Дж. Харрингтона, Г. Тагути, Т, Конти) предопределили практику использования подходов менеджмента качества в общем менеджменте организации.

В конце 60-х гг. в Японии в рамках практических работ по реализации философии Э. Деминга зародилась концепция «хосин-ме-неджмент» (Hoshin Management), т. е. «менеджмент политики». В 1987 г. на 44-м симпозиуме Союза японских ученых и инженеров (JUSE) концепция хосин-менедж-мента была включена в состав 10 характеристик менеджмента качества в масштабах всей

компании. В дальнейшем хосин-менеджмент приобрел популярность в Европе и США как один из методов TQM.

Примером практического использования идей менеджмента качества может служить формирование в конце 80-х гг. европейского подхода - системы менеджмента организации на основе политики в области качества -Management by Policy System (MPS). Этот подход предполагал совершенствование всех процессов производства и менеджмента на основе объединения программы качества со стратегическими целями фирмы.

Спустя более 10 лет после разработки концепции MPS, международный стандарт ИСО 9004:2000 (п. 5.3) рекомендует использовать политику в области качества как средство руководства всей организацией.

Убедительным доказательством использования подходов менеджмента качества в общем менеджменте организации является эволюция критериев оценки национальных и международных премий в области качества, именуемых моделями делового совершенства или просто моделями совершенства. Известно, что эти премии, начиная с премии им. Э. Деминга, учрежденной в Японии в 1951 г., были задуманы для стимулирования организаций в овладении ими современными методами обеспечения качества и повышении на этой основе конкурентоспособности выпускаемой продукции. Однако постепенно критерии качества стали критериями бизнеса, и центр тяжести в премиях стал смещаться в сторону оценки результатов в бизнесе. Таким образом, являясь лишь частью общего менеджмента организации, менеджмент качества стал оказывать на него определяющее влияние.

Один из наиболее продуктивных подходов совершенствования менеджмента и бизнеса организаций (в первую очередь, организаций с неустановившимся менеджментом) -применение международных стандартов (как официальных, так и фактически ставших таковыми) на системы менеджмента - MSS (Management System Standards). Объектами этих стандартов выступают: менеджмент качества (стандарты ИСО серии 9000), экологический менеджмент (стандарты ИСО серии 14000), менеджмент промышленной безопасности и охраны труда (стандарты OHSAS серии 18000), социальный и этический ме-

неджмент (стандарты SA серии 8000). Устанавливая требования к тому, что следует делать для достижения целей организации в различных областях ее деятельности, но не определяя правила выполнения этих действий, MSS служат инструментами для оценки и подтверждения соответствия установленным требованиям.

Ведущая роль среди MSS принадлежит, по общему признанию, стандартам ИСО серии 9000. Разработанная в соответствии с требованиями этих стандартов система менеджмента качества (самостоятельно или в интеграции с другими MSS) становится концептуальной основой для качественно нового совершенствования действующего в организации общего менеджмента. Важно отметить, что стандарты ИСО серии 9000 способствуют активному внедрению в менеджмент организации системного и процессного подходов, ориентации менеджмента на потребителей и учету интересов всех заинтересованных в деятельности организации сторон, рациональному документированию управленческих процедур. Благодаря стандартам ИСО серии 9000 в организации вводятся внутренний аудит и анализ системы менеджмента качества (СМК), из которых выросла и получила широкое распространение самооценка (самодиагностирование), охватывающая всю деятельность организации.

Теория менеджмента вплотную подошла к разработке международных стандартов на систему общего менеджмента предприятия, объединяющую все ее части (целевые подсистемы) в одно целое согласно принципу: одна организация - одна система менеджмента.

Наблюдаемая тенденция перехода от менеджмента качества к качеству менеджмента требует уточнения понятия «качество менеджмента» и методики оценки среды качества функционирования предприятия.

Рост конкурентоспособности промышленных предприятий на рынке происходит на основе менеджмента качества, обеспечивающего последовательную эволюцию и способность постоянно и динамично улучшать качество продукции и услуг, с помощью которых функционирует предприятие, а также возможности повышать степень удовлетворенности потребителей.

В современном динамично развивающемся мире предприятиям необходима науч-

но-методическая помощь в создании подходов обеспечения качества управления, приемов и способов его контроля, а также экономической оценки эффективности проводимых мероприятий.

Недостаточность научной проработки этих проблем определяет актуальность и значимость их исследования.

Проблемы качества управления исследовались широко и по разнообразным направлениям. Вопросы качества и управления материальными ценностями, определяющими качество экономических объектов, их взаимосвязи с экономическими процессами нашли отражение в трудах Аристотеля, Е. Бем-Баверка, Л. Вальраса, Гегеля, У. Джевонсона, Д. Локка, К. Маркса, К. Менгера, В. Парето, П. Самуэльсона, Ф. Эджуорта.

Исследование проблем качества продукции и организации производства проводилось в трудах таких зарубежных авторов как: В. Деминга, Д. Джурана, К. Исикавы, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фейгенбаума,

Дж. Харрингтона и в работах отечественных ученых: Г.Г. Азгальдова, Ю.П. Адлера,

Л.М. Бадалова, Р.Я. Белобрагина, А.В. Гли-чева, Б.И. Герасимова, Д.С. Демиденко,

Н.Д. Ильенковой, Е.М. Карлика, Д.С. Львова, В. В. Окрепилова, B.C. Синько и др.

Следует особенно выделить труды академика Р.Я. Белобрагина и его научной школы, посвященные созданию теоретической концепции и применению теории шесть сигм качества продукции и услуг на предприятии.

Рыночные преобразования обострили интерес и выявили значительный дефицит в теоретическом осмыслении концепции управления качеством на предприятии, вызванный недооценкой взаимосвязи качества продукции и ее конкурентоспособности в системном взаимодействии с качеством функционирования экономической системы.

Исследование природы конкурентоспособности в рамках качества рынка промышленной продукции приведено в работах М. Портера, Н. Паркинсона, Э.В. Минько, М.Л. Кричевского, И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др.

Статистический контроль и регулирование качества продукции хорошо известны в нашей стране. В этой области наши ученые имеют несомненный приоритет. Достаточно вспомнить работы А.Н. Колмогорова и дру-

гих авторов по несмещенным оценкам качества принятой продукции на основании результатов выборочного контроля.

Методологические положения стратегии кайзен впервые были обобщены в работах зарубежных экономистов P. Barnes, M. Imai, P. Cane, M. Colenso, P. Harrison, P. Wellington (1995-2000 гг.), а также российских ученых-экономистов В. А. Лапидуса, О.П. Глудкина,

Н.М. Горбунова, А.И. Гурова, Ю.В. Зорина, В.В. Окрепилова (1998-2003 гг.).

Труды этих ученых имеют большое теоретическое и практическое значение. Однако в большинстве из них отсутствует системный анализ последнего этапа формирования системы менеджмента качества на основе экономного производства и системного влияния менеджмента качества на общий менеджмент предприятия в реализации концепции TQM (Total Quality Management - Глобальный менеджмент качества), их природы, структуры и порядка применения. Зачастую проблемы качества как социально-экономической категории рассматриваются в отрыве от информационной парадигмы качества.

Имеют значительные перспективы изучения вопросы вербального и модельного

представлений качества функционирования системы менеджмента предприятия под влиянием менеджмента качества, наполняющих стратегию TQM, и это не позволяет в полной мере решить комплекс задач по выявлению резервов повышения качества промышленного предприятия.

Недостаточно работ по систематизации и обобщению накопленного опыта в области последовательного развития систем менеджмента качества, не исследована структура экономико-организационного механизма

реализации влияния менеджмента качества, теории шесть сигм, стратегии кайзен, хосин-менеджмента и концепции экономного производства на менеджмент предприятия. В условиях реального производства это не позволяет реализовать институциональные резервы повышения качества.

Из сказанного выше вытекает необходимость создания целостной, научнообоснованной теории анализа современных тенденций и исторической ретроспективы концепций управления качеством.

Поступила в редакцию 6.03.2006 г.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИНСТИТУТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А.А. Поляков

Polyakov A.A. Mechanism of implementation of the state policy of the institute of business. The article studies the mechanism of implementation of the state policy of the institute of business.

Проблема социальной ответственности предпринимательства относится в современной России к числу наиболее широко обсуждаемых. При этом подавляющая часть дискуссий концентрируется вокруг вопроса о том, может ли социативная ответственность ограничиваться своевременной уплатой налогов и выплатой достойной заработной платы или же означает принятие каких-либо дополнительных социальных обязательств, участие в благотворительных программах. Однако соблюдение законов и сложившихся в обществе норм есть лишь необходимое ус-

ловие ведения предпринимательской деятельности в цивилизованной экономике. Благотворительная деятельность предпринимателей широко практиковалась задолго до того, как был поднят вопрос о социальной ответственности бизнеса.

1. Становление социальной ответственности предпринимательства - это длительный процесс, который протекает непросто и противоречиво даже в наиболее развитых и благополучных экономиках. При этом внешние атрибуты корпоративного гражданства усваиваются и распространяются значитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.