Научная статья на тему 'Теоретические аспекты понятия "инновация" в розничной торговле'

Теоретические аспекты понятия "инновация" в розничной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ИННОВАЦИЯ / НОВШЕСТВО / INNOVATION / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ / CRITERIA FOR THE CLASSIFICATION OF INNOVATION / РИТЕЙЛ / RETAIL / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / MODERN RETAIL DEVELOPMENT / УСПЕШНАЯ ИННОВАЦИЯ / SUCCESSFUL INNOVATION / ФАКТОРЫ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ / FACTORS OF INTENSIVE DEVELOPMENT / ФАКТОРЫ ЭКСТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ / THE FACTORS OF EXTENSIVE DEVELOPMENT / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутаева Татьяна Николаевна, Горшкова Дарья Сергеевна, Дубиновский Марк Зиновьевич

В процессе осуществляемых в нашей стране рыночных преобразований и связанных с ними реформ услуги розничных торговых организаций претерпели значительные изменения. Это связано с глобализацией и диверсификацией бизнеса, со структурными преобразованиями в экономике. В целом развитие розничной торговли способствует активизации производства потребительских товаров, развитию экономики страны, повышению эффективности деятельности субъектов рынка. Розничные торговля является важным звеном национальной экономики и постоянно приспосабливаются к нуждам целевых потребителей и ищут пути развития своей производственно-хозяйственной деятельности. Постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные товары и услуги приводит к необходимости принятия мер по обеспечению конкурентоспособности розничных торговых организаций с учетом внедрения инноваций в технологические процессы, новой техники, новейших научно-технических действий или нового рыночного обеспечения производства купли-продажи товаров и услуг. В настоящее время перед организациями стоит задача увеличить объемы розничной торговли, услуг, обеспечить конкурентоспособность и устойчивое финансовое развития российской розницы. Кардинальные структурные преобразования в экономике страны, усиление конкуренции во всех сегментах рынка обусловили необходимость глубокого исследования теоретических аспектов понятия «инновация», классификации инноваций применительно к розничной торговле. Статья посвящена исследованию дефиниции «инновация» в розничной торговле, необходимой для поддержания достаточного уровня конкурентоспособности организаций, которые обусловлены, с одной стороны, важностью выполняемых социальных и экономических задач, с другой стороны, необходимостью разработки комплексного подхода к инновационному развитию в условиях жесткой конкуренции. Авторы отмечают особенности различных трактовок ученых понятия «инновация», классификации инноваций, совершенствуют и дополняют классификацию по критериям, которые точно отражают специфику деятельности, которую осуществляют розничные организации. Проведенное авторами исследование имеет научную и практическую значимость и позволит организациям своевременно выявлять и систематически оценивать свой уровень конкурентоспособности, предвидеть негативные сценарии развития и принимать оптимальные управленческие решения по внедрению инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF "INNOVATION" IN RETAIL TRADE

In the process carried out in our country, market transformation and related reforms retail trading organizations have undergone significant changes. This is due to the globalization and business diversification, structural change in the economy. In General, the development of retail trade promotes the production of consumer goods, the development of the national economy, increase of efficiency of activity of market subjects. Retail trade is an important link of the national economy, and constantly adapt to the needs of the target consumers and are looking for ways to develop its production and economic activity. In primary increased competition in the consumer market, change of demand and supply for various goods and services leads to the necessity of taking measures for provision of competitiveness of retail trade organizations with respect to the implementation of innovations in technological processes, new equipment, newest scientific and technical activities or new market to ensure the production of sale of goods and services. At present, the organizations are challenged to increase the volume of retail trade, services, generate sustainable competitiveness and financial development of the Russian retail. Fundamental structural change in the economy, increased competition in all segments of the market has necessitated a deep study of the theoretical aspects of the concept of «innovation», the classification of innovation in a retail environment. The article is devoted to the definitions of «innovation» in retail trade needed to maintain a sufficient level of competitiveness of the organizations, which are caused, on the one hand, the importance of fulfilling their social and economic objectives, on the other hand, the need to develop an integrated approach to innovative development in conditions of tough competition. The authors note the peculiarities of the various interpretations of scholars of the concept of «innovation», the classification of innovation, improve and complement the classification criteria that accurately reflect the specific activities carried out by retail organizations. The authors ' study has scientific and practical significance and will allow organizations to identify and systematically assess their level of competitiveness, to anticipate negative scenarios and make optimal management decisions on innovation.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты понятия "инновация" в розничной торговле»

экономические науки

Кутаева Татьяна Николаевна, Горшкова Дарья Сергеевна, Дубиновский Марк Зиновьевич ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» В РОЗНИЧНОЙ ...

УДК 334.735

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

© 2016

Кутаева Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Горшкова Дарья Сергеевна, магистрант программы «Учет, анализ и аудит» Дубиновский Марк Зиновьевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Сервиса и экономики сферы услуг» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Введение. В процессе осуществляемых в нашей стране рыночных преобразований и связанных с ними реформ услуги розничных торговых организаций претерпели значительные изменения. Это связано с глобализацией и диверсификацией бизнеса, со структурными преобразованиями в экономике. В целом развитие розничной торговли способствует активизации производства потребительских товаров, развитию экономики страны, повышению эффективности деятельности субъектов рынка. Материалы и методы. Розничные торговля является важным звеном национальной экономики и постоянно приспосабливаются к нуждам целевых потребителей и ищут пути развития своей производственно-хозяйственной деятельности. Постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные товары и услуги приводит к необходимости принятия мер по обеспечению конкурентоспособности розничных торговых организаций с учетом внедрения инноваций в технологические процессы, новой техники, новейших научно-технических действий или нового рыночного обеспечения производства купли-продажи товаров и услуг. В настоящее время перед организациями стоит задача увеличить объемы розничной торговли, услуг, обеспечить конкурентоспособность и устойчивое финансовое развития российской розницы. Результаты. Кардинальные структурные преобразования в экономике страны, усиление конкуренции во всех сегментах рынка обусловили необходимость глубокого исследования теоретических аспектов понятия «инновация», классификации инноваций применительно к розничной торговле. Статья посвящена исследованию дефиниции «инновация» в розничной торговле, необходимой для поддержания достаточного уровня конкурентоспособности организаций, которые обусловлены, с одной стороны, важностью выполняемых социальных и экономических задач, с другой стороны, необходимостью разработки комплексного подхода к инновационному развитию в условиях жесткой конкуренции. Обсуждение. Авторы отмечают особенности различных трактовок ученых понятия «инновация», классификации инноваций, совершенствуют и дополняют классификацию по критериям, которые точно отражают специфику деятельности, которую осуществляют розничные организации. Заключение. Проведенное авторами исследование имеет научную и практическую значимость и позволит организациям своевременно выявлять и систематически оценивать свой уровень конкурентоспособности, предвидеть негативные сценарии развития и принимать оптимальные управленческие решения по внедрению инноваций.

Ключевые слова: виды инноваций, инновационная активность, инновационная деятельность, инновация, конкуренция, критерии классификации инноваций, новшество, ритейл, розничная торговля, современное развитие розничной торговли, успешная инновация, факторы интенсивного развития, факторы экстенсивного развития

THEORETICAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF «INNOVATION» IN RETAIL TRADE

© 2016

Kutaeva Tatiana Nikolaevna,candidate of economical science, associate professor of the chair

«Accounting, analysis and audit» GorshkovaDariaSergeevna, graduate program «Accounting, analysis and audit» Dubinovsky Mark Zinovyevich, doctor of technical Sciences, Professor of the chair of «Services and the service economy» Nizhny Novgorod state engineering-economic University, Knyaginino (Russia) Abstract. In the process carried out in our country, market transformation and related reforms retail trading organizations have undergone significant changes. This is due to the globalization and business diversification, structural change in the economy. In General, the development of retail trade promotes the production of consumer goods, the development of the national economy, increase of efficiency of activity of market subjects. Retail trade is an important link of the national economy, and constantly adapt to the needs of the target consumers and are looking for ways to develop its production and economic activity. In primary increased competition in the consumer market, change of demand and supply for various goods and services leads to the necessity of taking measures for provision of competitiveness of retail trade organizations with respect to the implementation of innovations in technological processes, new equipment, newest scientific and technical activities or new market to ensure the production of sale of goods and services. At present, the organizations are challenged to increase the volume of retail trade, services, generate sustainable competitiveness and financial development of the Russian retail. Fundamental structural change in the economy, increased competition in all segments of the market has necessitated a deep study of the theoretical aspects of the concept of «innovation», the classification of innovation in a retail environment. The article is devoted to the definitions of «innovation» in retail trade needed to maintain a sufficient level of competitiveness of the organizations, which are caused, on the one hand, the importance of fulfilling their social and economic objectives, on the other hand, the need to develop an integrated approach to innovative development in conditions of tough competition. The authors note the peculiarities of the various interpretations of scholars of the concept of «innovation», the classification of innovation, improve and complement the classification criteria that accurately reflect the specific activities carried out by retail organizations. The authors ' study has scientific and practical significance and will allow organizations to identify and systematically assess their level of competitiveness, to anticipate negative scenarios and make optimal management decisions on innovation.

Keywords: innovations, innovative activity, innovative activity, innovation, competition, criteria for the classification of innovation, innovation, retail, retail trade, modern retail development, successful innovation, the factors of intensive development, the factors of extensive development

Введение живание, успешное развитие экономических субъектов

При современных тенденциях развития экономиче- рынка. Успешные инновации определяют перспективы ских процессов в нашей стране инновационная деятель- для будущего развития организаций розничной торгов-

ность является ключевой задачей, определяющей вы- ли._

Кутаева Татьяна Николаевна, Горшкова Дарья Сергеевна, Дубиновский Марк Зиновьевич жономические

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» В РОЗНИЧНОЙ ... науки

Розничная торговля на данном этапе развития считается одной из самых крупных отраслей, рост которой и вклад в экономическое развитие страны является важным. По опубликованным статистическим за 2015 г. в России основные экономические показатели в среднем уменьшились на 4 %, в два раза снизились доходы и потребление населения. Главный показатель благосостояния народа - конечное потребление домашних хозяйств уменьшилось на 10,2 %, объем розничной торговли - на 10 %, реальная зарплата - на 9,5 % [1].

По оценки Мирового рейтинга розничной торговли развивающихся стран, который публикуется A.T. Kearney и оценивает состояние ритейла в 30 крупнейших развивающихся странах мира. В 2015 г. Россия продемонстрировала резкое снижение объемов продаж среди международных сетей 30 крупнейших развивающихся стран мира по 20 макроэкономическим и отраслевым параметрам. Следует отметить, что, если в 2014 году Россия осуществила рекордный рост розничного товарооборота, переместившись с 23 на 12 позицию, то в 2015 году снизила свои показатели на 9 строчек и заняла 21 место [2]. Причины падения в 2015 году объясняются влиянием внешних факторов: низкие цены на нефть, девальвация национальной валюты, ускорение темпов инфляции, увеличение оттока капитала из страны, снижение покупательской способности и общее замедление экономического роста, а также политические последствия кризиса на Украине.

В современных условиях любое направление бизнеса определяется высоким уровнем конкуренции. Для достижения лидерства и сохранения своих позиций на рынке компании должны развиваться, увеличивать объемы деятельности, внедрять новые технологии. Это возможно только при обеспечении их конкурентоспособности, достижения финансовой устойчивости, развития инновационных процессов, активного внедрения инновационных процессов маркетинга[3, с.13]. Функционирование российских организаций розничной торговли в условиях интеграции России в мировую экономику требует освоения новых технологий и разработки теоретических подходов по внедрению инноваций.

В этих условиях важной задачей становится достижение более высоких темпов объемов деятельности на основе использования инновационной активности организаций розничной торговли в целях своевременной оценки рисков, оптимизации себестоимости продажи товаров и услуг, введение нового товара или услуги на рынок.

Материалы и методы

По мнению авторов, недостаток внимания к вопросу повышения инновационной активности российской розничной торговли приводит к нестабильности в развитии хозяйственной деятельности организаций, повышает их уязвимость, ослабляет рыночные позиции. Несмотря на научные труды по проблемам инновационного развития розничных организаций, теоретические подходы к оценке инноваций и инновационной активности разработаны недостаточно.

Актуальность, практическая значимость розничной торговли в формировании бюджета страны и территорий, социальная направленность ее по улучшению условий жизни населения определили цель и задачи исследования: разработать теоретические аспекты понятий «инновация» в сфере предоставления услуг розничной торговли.

Результаты

Инновационное развитие розницы требует особого рассмотрения в связи с тем, что организации исследуемой отрасли способствуют активизации производства потребительских товаров, участвуют в решении социально-экономических задач регионов и территорий, влияют на удовлетворение запросов жителей страны в товарах и услугах. Необходимость внедрения инноваций в современных условиях определяется множеством взаимосвязанных факторов и причин, которые имеют 158

характер как использование открывающихся новых для организаций возможностей, так и возникновение реальных рисков и угроз их внешнего окружения и условий конкурентной среды. Это важно учитывать при разработке теоретических подходов обоснования внедрения инноваций и разработки научно-обоснованных направлений инновационной активности розничной торговли.

Обсуждение

Необходимо отметить, что: инновация всегда связана с прогрессом, необходимым условием признания новшества инновацией является его внедрение в практическую деятельность, и, инновация предполагает получение коммерческой выгоды[4, с. 44]. То есть, необходима не только сама идея создания нового продукта, но также и ее практическое воплощение для удовлетворения потребностей клиента, основной целью которого является получение прибыли [5, с. 80].

В процессе изучения и анализа источников литературы по вопросу определения понятия «инновация» определено, что в настоящее время дефиниции «инновация» разнообразны и нет единства взглядов, хотя раскрытие его сущности является важным методическим вопросом. Основателем теории инноваций считается Й. Шумпетер. По его мнению, внесение в разнородные виды деятельности человека новейших видов и методов, увеличивающих их результативность, является единым и широким взглядом содержания инновации[6].

Научные исследования свидетельствуют, что в экономической литературе анализ определения термина «инновация», проведенный авторами, позволил установить, что в самом общем виде сущность понятия заключается в двух подходах:

- инновация - это результат творческого процесса;

- инновация - процесс внедрения новшеств.

В целях установления критериев развития инновационной активности, нами был проведен анализ теоретических аспектов термина «инновация» применительно к организациям розничной торговли, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Обобщение подходов к трактовке понятия «инновация»

Автор(ы) Определение понятия «инновация»

МальцеваО.И., ГнедовГ.В. деятельность субъекта хозяйствования торговой отрасли или ее отдельные технологические процессы и элементы, ранее не применявшиеся данным организационным или территориальным образованием и направленные на повышение эффективности торговой деятельности в целом или соответствующей части торгово-технологического процесса[7].

Шпакова А.В. внедренное в коммерческую деятельность новшество, выступающее фактором интенсивного роста с целью получения экономического, социального и другого вида эффекта [8].

Акмаева Д.Р. конечный результат инновационной деятельности экономических субъектов, который способствует усовершенствованию торговых процессов, преобразованию форм и методов торговли, а также улучшению и внедрению программных технологий[9, с. 19].

Шарф А.А. набор определенных процессов, которые происходят внутри торгового предприятия и приводят к повышению конкурентоспособности предприятия, росту производительности труда и увеличению прибыльности [10, с. 31].

Гомилевская Г.А процесс производства нового или усовершенствованного продукта, состоящий из нескольких этапов и направленный на повышение эффективности работы предприятий и организаций [11].

Бабенешев С.С. конечный результат трансформации научной идеи в уникальный продукт, реализуемый на рынке, отличающийся от ранее существовавших и имеющий явные конкурентные преимущества, позволяющие его производителю получить значительную экономическую выгоду [12].

экономические науки

Кутаева Татьяна Николаевна, Горшкова Дарья Сергеевна, Дубиновский Марк Зиновьевич ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» В РОЗНИЧНОЙ ...

Нами проведено исследование подходов к определению понятия «инновация», предложенные различными учеными. Следует отметить схожесть в суждениях авторов, что инновации являются главным фактором повышения эффективности и росту результативности розничных организаций. На наш взгляд, в современных условиях развития экономических процессов, внедрение инноваций в исследуемой отрасли должно быть непрерывным процессом создания новшеств, системной организацией инновационной деятельности.

В международном стандарте «инновация» определена как конечный результат творческой деятельности, воплощение нового или усовершенствование продукции либо технологии, применимой и способной удовлетворить определенные потребности. Таким образом, следует охарактеризовать основные критерии инновации: практическая применимость; новизна; способность удовлетворять потребности общества.

В приведенном нами определениях следует, что подходы авторов к трактовке понятия «инновация» неоднозначны, общая основа авторских определений -деятельность или новшество, при внедрении которого происходит рост производительности труда, увеличению эффективности организации повышение ее конкурентоспособности.

Основная задача инновации в торговле - обеспечить высокое качество процессов купли-продажи и товародвижения, торгового обслуживания и торговой деятельности в целом. Очень важно внедрение технологий, позволяющих более эффективно использовать здания, торговые площади, торговое оборудование, технические средства, программные продукты, а также создавать необходимые условия для роста производительности труда, снижения затрат и повышения эффективности работы организации в целом [13, с. 65].

При исследовании новшеств в розничной торговли и трактуемых как инновации, возникает необходимость учесть особенности их внедрения в рознице:

-инновации в большей степени связаны с изменением свойств уже существующей услуги и технологии ее предоставления или появлением новой на основе внедрения маркетинга, анализа конкурентных преимуществ, бенчмаркинга и т.д.;

-внедрение новых элементов в торгово-технологи-ческом процессе, совершенствование маркетинговой службы в розничных организациях, методов продвижения и продаж товаров;

-в розничной торговли создаются как собственные инновации, так и внедряются инновации, созданные в других сферах экономики, особенно в промышленности;

-значительная часть инноваций заимствуется из зарубежного опыта[14, с. 48].

Инновационная деятельность является объективным условием для повышения и поддержания определенного уровня конкурентоспособности розничной организации, поэтому основное внимание уделять инновационным инструментам развития.

Анализ научных источников показал, что при анализе подходов к трактовке понятия «инновация» отсутствует единое мнение по подходам к ее классифика-ции[15-20].

Основные авторские позиции относительно видов инноваций в торговой отрасли представлены в таблице 2.

На наш взгляд, в научной литературе существует множество классификаций инноваций в розничной торговле. Однако они недостаточно точно отражают специфику деятельности, которую осуществляют розничные организации.

Существующие классификации фиксируют инновации по мере появления высококачественных изменений технологических процессов и техники, но не предлагают возможности разделения их по организации производства.

Таблица 2 -классификации

Систематизация авторских подходов к инноваций в розничной торговле

Автор

О.И. Мальцева, Г.В. Гнедов

Д.О. Клейменов

Э. Блондо

Стасишин Н.Е.

Власова А.Е.

Гаркушова М.В.

Критерий классификации

Место возникновения

Сфера применения

Глубина вносимых изменений

Степень использования научных знаний;

По отношению к состоянию процесса;

Источник планирования.

Сфера проявления; Степень новизны; Сила воздействия; Характер удовлетворяемых потребностей;

Характер проявления эффекта для предприятия; Приоритетность реализации; Взаимосвязь с маркетинговой стратегией; Степень участия торгового предприятия в создании инновации

По виду деятельности предприятия;

По технологии внедрения; По источникам финансирования; По типу новизны.

Виды инноваций

Экстернальные и интер-нальные.

Организационные, технологические.

Радикальные, пошаговые, революционные, локальные.

Основанные на комбинации различных типов знаний; Заменяющие; Централизованные.

Продуктовые, ассорти-ментно-продуктовые, процессные, организационно-управленческие, маркетинговые, инновации-рынки, социальные;

Радикальные, революционные, пошаговые; Точечные, системные; Удовлетворяющие существующие потребности, создающие новые потребности;

Запаздывающие, своевременные, опережающие Инновации-лидеры, инновации-последователи, «терпящие» инновации; Атакующие, сдерживающие, парирующие;

Инновации в оптовой торговле и розничной торговле;

Продуктовые и процессные;

Инновации для отрасли и инновации для предприятия.

Авторами были систематизированы и дополнены критерии классификации в более общие и, на наш взгляд, самые основные:

- по сфере проявления -продуктовые, ассортиментно -продуктовые, процессные, организационно-управленческие, маркетинговые, инновации-рынки, социальные;

- по приоритетности реализации - инновации-лидеры, инновации-последователи, «терпящие» инновации;

- по глубине вносимых изменений - радикальные, пошаговые, революционные, локальные;

- по характеру проявления эффекта для организации - заменяющие, запаздывающие, своевременные, опережающие.

Достоинством предложенной классификации инноваций является не только выбор признаков, но в гибкости, обеспечивающей возможность добавлять новые виды инноваций с учетом специфики развития розничных услуг. Предложенная классификация отвечает следующим требованиям, обусловленным уровнем современного развития розничной торговли:

1) способствует оптимизации управления ими в условиях конкурентной среды;

2) обладает методическим и организационным единством;

3) общедоступна и открыта для добавления новых видов инноваций и изменений в организации производства розничных услуг;

4) позволяет проводить автоматическую обработку данных;

5) важна при разработке тактики и маркетинговой стратегии развития розничной торговли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кутаева Татьяна Николаевна, Горшкова Дарья Сергеевна, Дубиновский Марк Зиновьевич жономические

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» В РОЗНИЧНОЙ ... науки

Заключение

Таким образом, сегодня развитие розничной торговли представляет собой процесс изменений качественного и количественного характера, осуществляемых под воздействием взаимосвязанных причин и факторов внешней и внутренней среды, направленных на повышение эффективности деятельности. Количественные изменения осуществляются под воздействием факторов экстенсивного характера: увеличение производственных (торговых) площадей и численности работников, а качественные изменения осуществляются под воздействие факторов интенсивного характера: совершенствование материально-техникой базы розничных организаций, внедрение новых технологических процессов припродажи товаров и предоставлении услуг, совершенствование управления. В розничной торговой сети качественные изменения возможны в результате инновационной активности организаций и определяется как деятельность, направленная на повышение эффективности использования совокупных ресурсов розницы посредством инноваций.

Следует отметить, что к весомым причинам и факторам развития инноваций в сфере розничных услуг относятся:

- стремление занять лидирующие позиции в сегменте рынка отрасли, региона, страны, мира;

- закрепление рыночных позиций;

- обострение конкуренции в области цен на товары и услуги;

- расширение дифференциации и индивидуализации потребностей жителей;

- внедрение новейших изменений или нового рыночного обеспечения технологических процессов купли-продажи товаров и услуг;

- введение товаров, продукции, услуг, обладающие новыми характеристиками и качеством;

- расширение и создание новых международных рынков сбыта;

- возможности использования современных достижений, технологических разработок и результатов научно-технического прогресса в отрасли;

- ресурсное обеспечение инноваций: возможность привлечения капитала, инвестиций и финансов для внедрения новых идей и технологий;

- возможности использования международной интеграции в деятельности розницы: объединение ресурсов, использование льготных кредитов, создание единой маркетинговой политики;

- возможности привлечения к внедрению инноваций высококвалифицированных кадров.

Научная новизна проведенного авторами исследования заключается в обосновании методических подходов к сущности понятия «инновация» применительно к розничной торговли, а также определению инновационного развития в целом как ключевой детерминантой успешного развития отрасли в целом. В настоящее время инновации в розничной торговле находятся на этапе развития, о чем свидетельствует внедрение инновационных технологий, используемых торговыми организациями в нашей стране.

Практическая значимость работы состоит в систематизации и дополнение классификации инноваций в розничной торговли, которая позволяет расширить представление о содержание инноваций в качестве основного показателя повышения экономического роста исследуемой отрасли. Полученные результаты исследований можно будет использовать:

- при анализе и мониторинге эффективности внедряемых инвестиций в торговой деятельности;

- для обоснования целесообразности финансовых вложений в инвестиции розничных торговых организаций;

- для организации, контроле, управление деятельности по развитию инвестиций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аганбегян, А. Густой навар. Деловая среда // Аргументы и факты. 2016. № 6.

2. Рейтинг 30 развивающихся стран мира, наиболее перспективных для инвестиций в розничную торговлю [Электронный ресурс]Режим доступа: http://www.grdi. atkearney.com/web/guest

3. Никитинская, Е.Ф. Экономический анализ: теория и практика, № 5 (356). 2014. С.12-25.

4. Унанян, А. Стратегия инновационного развития реального сектора экономики // Логистика. 2011. №1. С. 43-44.

5. Пецольдт, К., Коваль, А. Г., Григорьева, А. С. Инновации в розничной торговле: технологии самообслуживания как путь повышения конкурентоспособности компаний // Инновации. 2012. № 7. С. 78-85

6. Шумпетер, Й. Теория экономического развития: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.

7. Мальцева, О.И., Гнедов Г.В. Инновации в розничной торговле [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.orelgiet.ru

8. Шпакова, А.В. Инновационный фактор устойчивого развития торговых предприятий: автореферат канд. экон. наук: 08.00.05. Брянск, 2011

9. Акмаева, Д.Р. Особенности обеспечения инновационного развития розничной торговли. - Теория и практика общественного развития, № 7, 2014 . С. 18-21

10. Шарф, А. А. Инновации в торговле: основные проблемы и пути их решения // Проблемы современной экономики- Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 31-33.

11. Гомилевская, Г.А. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Организационно-управленческие инновации в повышении эффективности гостиничного бизнеса. ВладЬвосток, 2010

12. Бабенешев, С.С. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Совершенствование механизма управления экономической эффективностью инновационной деятельности научно-внедренческих организаций, Краснодар, 2011

13. Солодилов, К. В. Инновации в розничных торговых сетях // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность, № 7. 2012. С. 63-67

14. Горелова, Е.Н. Состояние и оценка инновационной активности организаций в сфере производственной инфраструктуры// Инновации и инвестиции. №4, 2009. С. 46-50.

15. Клейменов, А.О. Инновационное развитие торговых розничных сетей на основе региональной экспансии: автореферат дисс. канд. экон. наук. 08.00.05 Москва, 2010.

16. Блондо, Э. Инновации в розничной торговле// Бизнес-журнал, 2005. №4. С. 26-29

17. Стасишин, Н.Е. Обеспечение долгосрочной конкурентоспособности розничных торговых бизнес-структур: автореферат дисс. канд. экон. наук 08.00.05. СПб, 2010.

18. Власова, А.Е. Проблемы оценки инновационной активности торговых предприятий [Электронный ресурс] Режим доступа^Ир^атШй.т

19. Гаркушова, М.В. Повышение качества услуги по реализации товаров в розничной торговле потребительской кооперации: автореферат канд. дисс: 08.00.05. Белгород, 2011

20. Карх, Д. А. Экономическая и социальная эффективность услуг розничной торговли: дисс. доктора эк. наук:08.00.05. Екатеринбург, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.