ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВ КРАУДЛЕНДИНГОВОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ КАК РАЗВИТОЙ МОДЕЛИ КРАУДФАНДИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВ КРАУДЛЕНДИНГОВОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ КАК РАЗВИТОЙ МОДЕЛИ КРАУДФАНДИНГА' по специальности 'Экономика и экономические науки' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 06 — Экономика и экономические науки
  • ВАК РФ: 08.00.00
  • УДK: 33

Статистика по статье
  • 5
    читатели
  • 0
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки" из научного журнала "Сибирский торгово-экономический журнал", ГРАХОВ А.А.

 
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — ГРАХОВ А.А.

Текст
научной работы
на тему "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВ КРАУДЛЕНДИНГОВОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ КАК РАЗВИТОЙ МОДЕЛИ КРАУДФАНДИНГА". Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки"

Система оценки эффективности железнодорожного транспорта должна быть подчинена задаче экономики как трансформационных, так и трансак-ционных издержек, динамика которых дает возможность определить оптимальность распределения ресурсов при данной спецификации прав собственности, а также выявить резервы для уменьшения отрицательных экстерналий, возникающих в результате деятельности железнодорожного транспорта.
Показатели экономической эффективности железнодорожного транспорта отражают динамику трансформационных издержек, непомерный рост которых сигнализирует не только об экономическом, но и о социальном неблагополучии данной сферы. Это обстоятельство, соответственно, свидетельствует о необходимости институциональных преобразований и мер по снижению трансакцион-ных издержек. Между тем, причина роста трансформационных затрат, может быть сопряжена с осуществленными инвестициями и инновациями в данной отрасли, в связи с чем, в систему показателей включаются коэффициенты обновления и интенсивности обновления основных производственных фондов и величины доходов, полученных или получаемых в будущем, в результате внедрения новых техники и технологии. Осуществляя «диагностику эффективности» железнодорожного транспорта, следует помнить, что главной целью деятельности железнодорожного транспорта является достижение социальной эффективности, основанное на их экономических успехах. Динамику некоторых из предлагаемых показателей социальной эффективности на макроэкономическом уровне невозможно трактовать как улучшение или ухудшение результатов деятельности железнодорожного транспорта, но они необходимы для индикации социальной значимости и величины трансакционных издержек. Это показатели удельного веса продукции (услуг) железнодорожного транспорта в ВВП в постоянных и текущих ценах; структуры и доли собственников в данном железнодорожном транспорте; наличия законов и контрактов, регламентирующих деятель-
ность контрагентов; траектории и динамики институциональных реформ в данном железнодорожном транспорте. Оценка данных параметров позволит, по нашему мнению, уловить изменения, происходящие в институциональной среде и предотвратить проявления оппортунистического поведения [3].
Основная причина низкой эффективности некоторых казахстанских железнодорожно-транспортных сфер кроется в несовершенстве и нескоординиро-ванности институтов управления и регулирования данного сектора экономики. Объектом регулирования деятельности железнодорожного транспорта по вертикали выступают трансакции, возникающие в цепочке: «общество - государственные регулирующие органы - субъекты железнодорожного транспорта - потребители», а по горизонтали - взаимодействия между отраслевыми министерствами и агентством по регулированию железнодорожного транспорта, между субъектами разных отраслей, а также между потребителями услуг железнодорожного транспорта. Осуществление всего множества трансакций между контрагентами в сфере железнодорожного транспорта может сопровождаться ростом трансакционных издержек, поэтому необходимы институциональные корректировки в трансформации отношений собственности и организации производства, труда и управления, позволяющие предотвратить проявление оппортунистического поведения, а также способствовать увеличению эффективности железнодорожного транспорта.
Литература:
1. Сагиева Р. Естественные монополии: стратегия эффективного функционирования. Автореферат. Алматы: Экономика. 2006.
2. Сатубалдина Ж. О принципах новой тарифной политики АО «НК Казахстан темiр жолы» //Саясат -POLICY. - 2005. - №6. - С. 82-84.
3. Тулембаева А Проблемы и перспективы формирования региональных транспортных макрологисти-ческих систем в Республике Казахстан //Транспортная экономика. - 2004. - №2. - С. 34-35.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВ КРАУДЛЕНДИНГОВОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ КАК РАЗВИТОЙ МОДЕЛИ КРАУДФАНДИНГА
ГРАХОВ АЛ.,
аспирант, НОУ ВПО Омской гуманитарной академии
Сегодня, в условиях недоразвитых рынков капитала, краудфандинг может стать эффективным финансовым инструментом, основанном на открытости
и достоверности. Суть краудлендинга, как развитой модели краудфандинга, в том, что неопределённый круг лиц предоставляет кредиты заёмщикам через
специализированные интернет-сервисы. Выгода для кредитора заключается в высоком, по сравнению с традиционными инструментами инвестирования, уровне дохода.
Основной причиной выбора данного способа кредитования заёмщиками является недоступность традиционного банковского кредита, особенность и перспективы рынка р2р-кредитования в России (см. Рис.1), растущая популярность р2р-сервисов среди заемщиков ввиду низкой, по сравнению с банковской, процентной ставкой.
Краудлендинг (народное кредитование), популярный способ альтернативного кредитования (интернет-кредитования), в ближайшем будущем может стать более развитой ветвью крауд-фандинга, превзойдя краудфандинговые модели нефинансового вознаграждения, акционерного краудфандинга, благотворительной и исследовательской направленности. По мнению экспертов J'son&Partners Consulting, в настоящее время краудлендинг является значительным сегментом рынка краудфинансов (400-440 млн рублей, или 66%). К 2016 г. общий объем рынка краудлендин-га, нового «молодого» сегмента отрасли, должен был превысить 20 млрд долл., в то время, когда в 2013 году был чуть более 5 млрд долл. [1,2].
Краудлендинговые платформы охватывают сферу кредитования частных лиц (P2P) и новую форму кредитования бизнеса (P2B).
Замедление роста в своем секторе банков и сервисов взаимного кредитования (p2p-lending),
заставляет искать новые способы привлечения клиентов, отдавая предпочтения данному рынку кредитования. ввиду Тенденциями возникновения и обеспечения процветания рынка Р2р являются:
• тотальноое распространение модели кредитования (отставание акционерного краудфандинга и моделей на основе нефинансового вознаграждения);
• стабильная прибыли для инвесторов (желание обезопасить и расширить портфель, получая прибыль);
• снижение интереса к краудфандинговым моделям на основе нефинансового вознаграждения (снижение интереса и степени популярности данных моделей в соцсетях, отсутствие эффекта новизны финансированных кампаний);
• смешивание различных моделей в рамках одной платформы за счет стимулирования возникновения решений, стирающих границы отдельных моделей и созданию эклектичных платформ.
• Экосистема краудлендинговых платформ определяет некоторые особенности Р2Р -кредитования (см. Таблицу 1).
На российском рынке Р2Р краудлендинговые кампании частного инвестирования (например, Вдолг.ру; Billiloan. С^Ьеггу; Loanberry; WebMoney), единолично не могут конкурировать по объемам финансирования с кампаниями-миллионерами из других секторов, но в целом, комплексно, рынок может приносить миллиарды.
В России никто пока никто не считал совокупный кредитный портфель р2р-сервисов. Данные по сегменту р2р-кредитования подсчитать пробле-
Рисунок 1. Экосистема краудлендинговых платформ [3].
Таблица 1. Особенности P2P-кредитования
1. Механизм Кредитование без посредников, от человека человеку, предложение денежных средств заемщику под незначительный процент, обеспечивает возможность роста заработка кредиторов по сравнению с депозитами и консервативным инвестированием
2. Возникновение Существует с 2005 года благодаря основателю рынка, ныне крупнейшей британской компанией Zopa, выдавшей ссуд на £500 млн более чем 500 тыс. клиентам.
3. Соотношение с краудфан-дингом Существуют различия, не есть классический краудфандинг: 1) при классическом крауд-фандинге - индивидуальные инвесторы объединяются при финансировании компании владеющей собственностью, в обмен на ее долевое владение, с целью увеличения капитала; 2) при р2р-кредитовании - кредиторы финансируют физическое лицо, собственника, рассчитывая на меньшие показатели доходов и уровней рисков.
4. Типы кредитования Представлено тремя типами кредитования - кредитованием малого и среднего бизнеса, недвижимости и потребительским кредитованием: При кредитовании малого и среднего бизнеса ссуда выдается компании при - 1) не обеспечении или обеспечении ее собственностью, 2) персональных гарантиях директора или акционеров компании с целью финансирования роста компании или покупки активов. При кредитовании недвижимости, используемом частными лицами и организациями для покупки жилья и коммерческой недвижимости, ссуда обеспечена залогом первой очереди на собственность. При кредитовании частных лиц для финансирования крупных покупок, свадеб, отпусков, ремонта дома, либо для консолидации долгов. выдаются небольшие необеспеченные ссуды.
5. Особенность займов Займы дробятся на малые части, снижая степень риска, поскольку невозврат при финансировании множества небольших займов объемом от $25, не отразится на качестве портфеля.
6. Форма кредита Надежная форма кредита, - залог первой очереди на собственность. Проданная собственность, находящаяся в залоге, покрывает в первую очередь долг кредита.
7. Пропускная способность Ежемесячная пропускная способность р2р-платформ составляет миллионы долларов: к 2016 году объем мирового рынка составит до $60 млрд, рынка США - до $30 млрд, рынка Великобритании - £5 млрд
8. Свойства кредитов Кредиты в среднем дешевле, чем по кредитной карте, что показывает практика Lending Club, крупнейшего оператора р2р-кредитования в США. Сравнение ссуды в $10 000, взятой через Lending Club под 12,4% и через кредитную карту под 18,5% демонстрирует, что за пять лет за кредит по карте необходимо выплатить на $3050 больше. Подавляющее большинство р2р-кредитов выдано на реструктуризацию банковских долгов [4].
9. Инвестирование в платформы Менее рискованно, чем на фондовом рынке. Статистика Lending Club подтверждает, что в финансовый кризис 2008 года фондовый рынок США упал на 53%, а инвесторы р2р-кредитования потеряли около 3%.
10. Выгодные направления кредитования Выгоднее давать кредиты, приносящие большую прибыль - ссуды на рефинансирование долга (8,5%), на организацию свадеб (8%), на переезд (4,2%) и на отпуск (3,8%). Процент доходности ссуд на обучение - минимизирован.
11. Временные затраты Значительная конкуренция среди инвесторов за выгодные ссуды - ссуды с высоким отношением доходности выгоды к риску, обеспечивает их моментальное финансирование, возможное при мгновенной реакции инвестора.
матично, поскольку доступная информация, предоставленная открытыми источниками реальной ситуации не отражает. Предположительно, его настоящие объемы могут быть выше ее в разы, хотя рост данного рынка ежегодно оценивается в районе 100%, поскольку рынок таких услуг притягивает инвесторов.
Исключая влияние барьеров, рынок краудлен-динга в России может иметь оптимистичный сценарий развития, предполагающий в следующем году его экспоненциальный рост, к чему сподвигнет: снижение процентных ставок (опережающее микрофинансовые организации); появление новых сервисов (в том числе на базе данных организаций); усиление системы скоринга (рисков и доли «плохих» кредитов); привыкание и повышение уровня доверия населения; законодательное регулирование; принятие
законопроектов, позволяющих формировать портфель кредитора в автоматическом режиме на основании желаемой ставки доходности/уровня риска; привлечение инвесторов на рынок.
По мнению аналитиков J'son & Partners Consulting, в Российской Федерации предпосылками активного развития рынка краудлендинга является: активное развитие микрокредитования под сверхвысокие проценты, рост доли просроченных кредитов, ухудшение кредитной истории и необходимость рефинансирования долгов; снижение активности банков на кредитном рынке и ужесточение требований к заемщикам по потребительским кредитам; затрудненный доступ к кредитным средствам для компаний малого и среднего бизнеса; низкая доходность традиционных консервативных инструментов в виде депозитов [5].
Литература:
1. Объем мирового рынка краудлендинга превысил 5 млрд долларов в 2013 г. // Плас журнал. По материалам J'son& Partners Consulting. - Режим доступа: http://www.plusworld.ru/daily/obem-mirovogo-rinka-kraudlendinga-previsil-5-mlrd-dollarov-v-2013-g/
2. Якорева А. На Западе у этого сегмента р2р-кредитования лозунг «Долой банки». - 30 марта 2015. - Режим доступа: https://roem.ru/30-03-2015/190217/no-banks/
3. Обзор рынка он-лайн кредитования. По материалам J'son & Partners Consulting. // Официальный портал IT директоров GLOBAL ClO. 2014. - Режим доступа: http://www.globalcio.ru/analytics/824/
4. 10 фактов о р2р-кредитовании. / Сайт «БАНКИР. РУ». - 11.12.2015. - Режим доступа: Ь:Кр://Ьапкк. ш/puЫikacN/20151112/10-faktov-o-p2p-kreditovaшi-10006899/
5. Обзор российского и мирового рынков крауд-лендинга по итогам 2013 года. - Выпуск 07.2014. -Режим доступа: http://informarket.ru/research/obzor_ rossiyskogo_i_mirovogo_rinkov_kraudlendinga_po_ itogam_2013_goda.pdf
6. Метелев С.Е., Елкин С.Е., Погребняк О.В. Управление ликвидностью банка (теория и практика) / Учебное пособие - Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - 149 с.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх