Научная статья на тему 'Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий сферы сервиса'

Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий сферы сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
765
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА СЕРВИСА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дарбаева А.Е., Шестакова Е.В.

В статье систематизированы определения и уточнено понятие конкурентоспособности предприятия сферы сервиса. Представлена классификация факторов, определяющих конкурентоспособность и конкурентоустойчивость сервисных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий сферы сервиса»

244

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

5. Чередниченко О.А. Роль экологического аудита в обеспечении устойчивого развития / О.А. Чередниченко, С.В. Аливанова, Н.В. Лазарева // Состояние и перспективы развития аграрной экономики: региональный аспект: сб. науч. статей. - Ставрополь: АГРУС, 2008. - С. 36.-39.

6. Чередниченко О.А. Неблагоприятное воздействие производства продукции животноводства на окружающую среду как следствие растущего мирового потребления // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6 (49). -С. 276-280.

7. Чередниченко О.А. Социальная и экологическая ответственность хозяйствующих субъектов как инновативная составляющая перехода российской экономики на устойчивое развитие // Экономика и маркетинг: новый взгляд: сборник научных работ по материалам VI Региональной научнопрактической конференции. Ч. I. - Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. - С. 5-11.

8. Чередниченко О.А. Экологизация производства как фактор повышения эффективности и устойчивости птицепродуктового подкомплекса региона: автореф. дис. ... канд. эк. наук. - Ставрополь, 2006. - 26 с.

9. Чередниченко О.А. Экологизация производства как фактор повышения эффективности и устойчивости птицепродуктового под-комплекса региона: дис. ... канд. экон. наук. - Ставрополь, 2006. - 186 с.

10. Чередниченко О.А. Экологические аспекты устойчивого экономического развития птицепродуктового подкомплекса Ставропольского края /

О.А. Чередниченко, О.Н. Кусакина // Вестник АПК Ставрополья. - 2014. -№ 4 (16).

11. Экономика предприятия (фирмы): учебное пособие / В.А. Фурсов, Н.В. Лазарева, В.В. Куренная, О.А. Чередниченко, С.В. Аливанова. - М., 2013. - 351 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ СЕРВИСА

© Дарбаева А.Е.*, Шестакова Е.В.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье систематизированы определения и уточнено понятие конкурентоспособности предприятия сферы сервиса. Представлена классификация факторов, определяющих конкурентоспособность и конкурентоустойчивость сервисных организаций.

Ключевые слова сфера сервиса, конкурентоспособность, факторы конкурентоспособности.

Ведущий инженер кафедры Региональной экономики факультета Экономики и управления.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

245

В настоящее время в России сфера сервиса является одной из быстроразвивающихся отраслей экономики, охватывающей большое поле деятельности: от транспорта и торговли до страхования, финансирования и посредничества самого различного рода. По данным государственной статистики основными показателями, отражающими развитие сферы сервиса, являются: деятельность хозяйственных субъектов, оказывающих различные виды услуг; обследование деловой активности в сфере услуг; информация о сети объектов бытового обслуживания населения, объем платных и бытовых услуг населению. Рассматривая динамику изменения таких показателей, как объем платных услуг населению и объем бытовых услуг, можно отметить их увеличение за последние три года на 24,5 %, на 33,5 % соответственно [1, с. 8].

В существующих условиях экономического развития основным элементом сферы сервиса является предприятие, представляющее производственно-хозяйственный комплекс, который объединяет различные виды ресурсов для выполнения работ, услуг, изготовления продукции по индивидуальным заказам клиентов [2, с. 6]. Причем, предприятия сферы сервиса могут быть различной мощности, различного уровня специализации, различной формы собственности, что способствует возникновению высокого уровня конкуренции, позволяющей удовлетворять возрастающие потребительские требования. Наличие конкуренции ставит перед предприятиями сферы сервиса условия, при которых они должны осуществлять свою деятельность более высокопрофессионально, т.е. быть конкурентоспособными, способными выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам [3, с. 290].

Понятие конкурентоспособности, ее сущность трансформировались в российской экономической науке под влиянием социально-политических и экономических реформ XX - начала XXI. В результате таких изменений в настоящее время существуют различные подходы к определению конкурентоспособности предприятия сферы сервиса.

Чаще всего конкурентоспособность рассматривается в широком ракурсе ее объектов: конкурентоспособность товара, организации, муниципального образования, региона, государства - и представляет собой способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

В Большом экономическом словаре конкурентоспособность представлена как свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. На основании оценки этого свойства выделяется высокая, средняя, низкая конкурентоспособность [4, с. 412].

В конце XX в. экономист Р.А. Фатхутдинов характеризовал конкурентоспособность предприятия сферы сервиса как совокупность относительных характеристик предприятия, определяющих его потенциальную и реальную способность вести конкурентную борьбу на основе использования стратегии обеспечения конкурентоспособности для достижения поставленных

246

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

целей, проявляющихся в повышении эффективности деятельности и росте стоимости предприятия [5, с. 80].

Азоев Г.Л. и Челенков А.А. подошли к системному изучению понятия конкурентоспособности, выделив иерархическую структуру, которая включает последовательную оценку товара, предприятия, затем отрасли, экономики с позиции их превосходства над подобными конкурирующими объектами.

По мнению И.О. Миргородской, конкурентоспособность представляет собой некую возможность приспособления к изменениям с точки зрения улучшения или удержания позиций соперничающих [6, с. 29].

Обобщив представленные выше определения, можно отметить, что конкурентоспособность предприятия сферы сервиса определяется ее потенциалом, который достаточен для удержания или расширения доли на рынке в условиях конкурентной борьбы.

Таким образом, по нашему мнению конкурентоспособность предприятия сферы сервиса представляет собой относительную характеристику, которая отражает степень отличия развития данного предприятия от конкурентов по степени удовлетворения потребностей людей, оказываемым сервисом, а также возможность, динамику приспособления предприятия к существующим условиям рыночной конкуренции.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия сферы сервиса достигается с помощью соблюдения основополагающих принципов рыночной системы, а также разумного использования факторов, которые воздействуют на результативность его деятельности и конкурентоспособность производства и процесса оказания услуг.

Факторы конкурентоспособности предприятия сферы сервиса представляют собой процессы и явления хозяйственной деятельности предприятия, вызывающие изменение как абсолютной, так и относительной величины затрат на производство, и, как следствие, изменение уровня его конкурентоспособности.

Также на деятельность предприятия сферы сервиса воздействуют факторы, которые возникают при замкнутом контакте экономического субъекта и управленческой задачи и факторы, возникающие при решении той же задачи, но при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой. Следовательно, совокупность факторов конкурентоспособности предприятия сферы сервиса можно разделить на внешние, которые в незначительной степени зависят от предприятия, и внутренние, которые полностью определяются руководством предприятия.

При классификации факторов конкурентоспособности предприятия Е.В. Печеркина выделяет следующие признаки и виды (табл. 1) [7, 8].

Представленные в табл. 1 факторы конкурентоспособности предприятия сферы сервиса оказывают положительное или отрицательное влияние. В первом случае они будут являться конкурентными преимуществами, во втором - конкурентными проблемами.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

247

Таблица 1

Классификация факторов конкурентоспособности предприятия сферы сервиса

Наименование Признаки Виды

Факторы конкуренте-способности По среде функционирования Внешние

Внутренние

По степени зависимости Независимые

Слабо зависимые

Взаимозависимые

По степени влияния на конкурентоспособность Слабое

Сильное

Мультипликативное

По степени измеримости Неподдающиеся измерению

Измеряемые экспертным путем

Измеряемые прямым счетом

По времени воздействия Долгосрочные

Среднесрочные

Краткосрочные

По уровню управленческих решений стратегические

Тактические

Оперативные

По постоянству воздействия Постоянно действующие

Периодические

Непериодические

Спорадические

Рассматривая конкурентное преимущество предприятия можно отметить, что им является выигрышное состояние фактора влияния (учитывается максимально возможное значение фактора либо по сравнению с конкурентами), которое способствует повышению конкурентоспособности предприятия [5, с. 81].

В большинстве случаев конкурентные преимущества предприятия сферы сервиса в отрасли определяются широтой целевого рынка. Следовательно, при выборе одной из общих стратегий развития предприятия сферы сервиса должно определить ряд ограничивающих факторов: тип потенциальных клиентов, ассортиментный набор оказываемых услуг, а также планируемые каналы сбыта, место оказания услуги, ряд смежных отраслей, в которых предприятие будет конкурировать.

Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (конкурентные проблемы) побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, т.е. влиять на факторы с целью улучшения значений критериев [6, с. 29].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: обеспечение конкурентоспособности предприятия сферы сервиса достигается благодаря совокупности внешних и внутренних факторов, характеризующих результативность его деятельности на рынке, а также критериев конкурентоспособности.

248

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Таким образом, чтобы создать конкурентоспособное предприятие сферы сервиса, необходимо не просто модернизировать производство, процесс оказания услуг и управление, но и четко знать, для чего это нужно делать, какая цель должна быть достигнута. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают предприятие сферы сервиса, как от потенциальных, так и от реальных конкурентов.

Список литературы:

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Ы1р://сЬ8Л£;к5.т. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.12.15).

2. Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учебное пособие для вузов / М.В. Виноградова,

З.И. Панина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2007. - 464 с. -ISBN 978-5-91131-490-3.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразе-ол. выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Технологии, 2005. - 944 с.

4. Большой экономический словарь: 25 000 терминов / под ред. А.Н. Аз-рилияна. - М.: Ин-т новой экономики, 2004. - 1376 с.

5. Фатхутдинов Р.А. Ориентация на конкурентоспособность / Р.А. Фат-хутдинов // Стандарты и качество. - 2007. - N 12. - С. 79-83.

6. Ильина И.Е. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы обслуживания и оказания услуг как элемент инновационного развития // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 10. - С. 27-34.

7. Печеркина Е.В. Организационно-экономическое обеспечение конкурентоустойчивости предприятия: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.В. Печеркина. - Оренбург, 2005. - 18 с.

8. Печеркина Е.В. Классификация факторов конкурентоустойчивости предприятия / Е.В. Шестакова // Вестник ОГУ - 2005. - № 8. - С. 89-95.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

© Жеглова Н.В.*

Ивановский государственный университет, г. Иваново

В условиях экономического спада и обострения внешнеполитической ситуации на международной арене проведение оценки экономи-

Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.