Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования мировоззрения сотрудника полиции у курсантов вузов МВД России'

Теоретические аспекты формирования мировоззрения сотрудника полиции у курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1209
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POLICE OFFICER'S OUTLOOK / МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФЕНОМЕНА / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ВЗГЛЯДЫ / УБЕЖДЕНИЯ / ИДЕАЛЫ / ESSENCE AND PHENOMENON STRUCTURE / WORLD OUTLOOK KNOWLEDGE / VIEWS / BELIEF / IDEALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ласточкина Ольга Анатольевна

В статье рассматривается проблема формирования мировоззрения сотрудника полиции у курсантов ведомственных вузов в условиях реформирования системы МВД. Анализируются теоретические подходы к определению мировоззрения как духовного феномена, его сущность, структура, значение для становления и развития личности сотрудника полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ласточкина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF OUTLOOK OF THE POLICE OFFICER AT CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The problem of police officer's outlook formation at cadets of departmental higher education institutions in the conditions of reforming of Ministry of the Interior of Russia is considered. Theoretical approaches to outlook definition as spiritual phenomenon, its essence, structure, value for formation and development of the identity of the police officer are analyzed.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования мировоззрения сотрудника полиции у курсантов вузов МВД России»

О .А Ласточкина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ У КУРСАНТОВ

ВУЗОВ МВД РОССИИ

THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF OUTLOOK OF THE POLICE OFFICER AT CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

В статье рассматривается проблема формирования мировоззрения сотрудника полиции у курсантов ведомственных вузов в условиях реформирования системы МВД. Анализируются теоретические подходы к определению мировоззрения как духовного феномена, его сущность, структура, значение для становления и развития личности сотрудника полиции.

The problem of police officer’s outlook formation at cadets of departmental higher education institutions in the conditions of reforming of Ministry of the Interior of Russia is considered. Theoretical approaches to outlook definition as spiritual phenomenon, its essence, structure, value for formation and development of the identity of the police officer are analyzed.

Сегодня общепризнанным является пред -ставление о мировоззрении как духовном феномене, как результате сложного синтеза знаний, убеждений, идеалов, ценностей человека, как особой форме отражения объективно сущест-вующих интересов и целей общества в целом или отдельных людей. Опираясь на синтез знаний, преломленныш через интересы и цели, мировоззрение выполняет регулятивные и организующие функции в деятельности каждого человека и все -го общества [1].

Опираясь на такой подход, можно выделить основные аспекты в изучении мировоззрения: гносеологический, онтологический, аксиологический, социологический и другие. В работах по проблемам мировоззрения в той или иной степени затрагиваются указанные аспекты в зависимости от цели исследования, но общего взгляда на роль и место каждого из них в целостной концепции мировоззрения пока нет. Проблеме формирования мировоззрения посвящены многие научные исследования и публикации, позволяющие судить о степени ее разработанности. В разные годы исследовались теоретические и методологические основы формирования мировоззрения в работах П.В. Алексеева, М.П. Арутюнян, РА. Арцишев-ского, В.С. Буянова, Р.М. Ганиева, А.С. Кравеца, И.В. Мартышыгаева, В.С. Овчинникова, П.Н. Федосеева, В.И. Шинкарука, А.К. Уледова и др.

В Указе Президента России о реформировании системы МВД, в Законе «О полиции», нормативных документах МВД России [2 — 6] особый упор делается на формирование у сотрудников полиции основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государст-

венности, патриотизма; верности Присяге, слу-жебному долгу, личной ответственности, самоотверженности , готовности к самопожертвованию, честности и нравственной чистоплотности, справедливости, неподкупности, объективности. В последние годы, когда ослабли государствен -ные институты, проявились нестабильность, не -определенность во всех сферах общества, и особенно в духовной, были ослаблены или даже утрачены эти фундаментальные мировоззренческие ценности, следствием чего явились коррупция, взяточничество, круговая порука, пьянство и иные проявления девиантного поведения.

Подготовка сотрудников для правоохра-нительных органов предполагает формирова-ние их профессионального мировоззрения. Однако следует отметить, что с начала 90-х годов данной проблеме не уделялось должно -го внимания в силу как объективных, так и субъективных причин, основными из которых явились: социально -экономическая нестабиль -ность в стране; неопределенность духовных ориентиров; ослабление влияния на процесс формирования профессионального мировоз -зрения системы образования в вузах МВД России и др.

Выходом из сложившейся ситуации может явиться осуществляемая в системе МВД России коренная реформа, в том числе и целенаправлен -ная, четко организованная и спланированная работа по формированию мировоззренческих знаний, убеждений, ценностей, идеалов у будущих специалистов правоохранительных органов в ведомственных вузах МВД России.

В теоретическом плане актуальность разработки проблемы формирования мировоззрения сотрудника полиции у курсантов вузов МВД России определяется:

- недостаточным теоретико-методологичес-

ким обоснованием проблемы формирования мировоззрения студенческой молодежи в целом и курсантов вузов МВД России в частности, предполагающим необходимость определить методологические подходы, задачи, принципы формирования духовного феномена, а также рассмотреть его сущность, структуру,

содержание — то, что составляет и раскрышает его архитектонику, особенности формирования в ведомственных вузах системы МВД;

- потребностью в разработке научно

обоснованной концепции формирования профессионального мировоззрения сотрудника полиции у курсантов, обеспечивающей эффективное становление и развитие феномена, что является необходимым условием качественной подготовки специалистов для правоохранительной системы;

- необходимостью формирования мировоз-

зрения сотрудника полиции как целостного и системного духовного образования, так как мировоззрение современной молодежи, по -ступающей в вузы МВД России, преимущественно является мозаичным, эклек -

тичным, что затрудняет становление личности курсанта как будущего специалиста право -

охранительных органов;

- усилением ценностного аспекта мировоззрения, так как излишний сциентизм существенно снижает аксиологическую направленность профессионального мировоззрения сотрудника полиции, ведь вне такого рассмотрения оно распадается, превращаясь во вневременную и непространственную, не значимую для личности совокупность отдельный элементов. Это приводит к снижению роли и значения мировоззренческих ценностей в правоохранительной сфере, что выражается в несоблюдении отдельными сотрудниками профессионально-этических норм, падении уровня их морально-психологического состояния, в невнимательном отношении к гражданам, в оскорблении и унижении людей, в правонарушениях и даже преступлениях, совершаемых сотрудниками.

Рассматривая структуру формирования мировоззрения сотрудника полиции у курсантов образовательных учреждений МВД России, выявим предметно-содержательный аспект феномена через совокупность политического, правового, экономического, нравственного, эстетиче-ского, естественнонаучного и других элементов на теоретическом и обыденно-психологическом уровнях и определим смысложизненные образования этих элементов: мировоззренческие знания, взгляды, убеждения, принципы, идеалы, ценностные ориентации и установки.

С точки зрения уровней отражения действи -тельности, т.е. в гносеологическом аспекте, мировоззрение может быть обыденньм, может быть теоретическим, а чаще имеет смешанный вариант из самого различного взаимодействия этих двух уровней. Основными элементами обыденно-психологического уровня мировоззрения курсантов должны стать такие социально -значимые морально-психологические качества, как ответственность, инициативность, трудолю -бие, чувство нового и другие, проявляющиеся в отношении к решению сложных проблем, в реальных действиях и поступках будущих специа -листов правоохранительных органов. На теоретическом уровне мировоззрение курсантов ха -растеризуется по сравнению с обыденным большей устойчивостью, логической стройностью, глубиной и систематичностью отражения объективной реальности. Отражение действительности осуществляется не во всем ее многообразии, а в главном, существенном. Теоретическое мировоззрение есть продукт сознательного творчества теоретиков и строится в соответствии с опреде -ленными принципами; оно выражает коренные интересы определенных социальных групп, обосновывает конкретные цели деятельности. Теоретическое мировоззрение по типу может быть донаучным, ненаучным, непоследовательно научным и последовательно научным [7].

Таким образом, в содержательном плане профессиональное мировоззрение сотрудника полиции, которое должно быть сформировано у курсантов за годы обучения в вузе МВД России,

— это целостное духовное образование в совокупности основных аспектов (элементов): поли -тического, правового, экономического, нравст-венного и других, основанных на научных мировоззренческих знаниях, идеалах, принципах, ценностных ориентациях, определяющих место человека в противоречивом, взаимозависимом мире, его отношение к этому миру и к самому себе. Мировоззрение должно адекватно отражать реальности современного этапа общественного развития и выражать его практическую направленность на решение правоохранительных задач, стоящих перед сотрудником.

В настоящее время в содержании и структуре мировоззрения сотрудников правоохранитель -ных органов особый упор делается на развитие мировоззренческих профессионально-значимых качеств, без которых не может быть высокопрофессионального полицейского, достойно выпол -няющего свой долг по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан.

Значимость исследования поставленной проблемы состоит в том, что его результаты вносят существенный вклад в развитие теоре-тико- методологического обоснования, проек -тирования и внедрения в педагогическую прак -тику теории формирования профессионального

мировоззрения сотрудников полиции у курсан -тов, что усиливает мировоззренческую состав -ляющую процесса обучения и воспитания в ву -зах МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буянов В.С. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. — М.: Политиз -дат, 1987. — 236 с.

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ // Российская газета. — 2011. — 12 февр.

3. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. №120 // http://www.businesspravo.ru. Docum / DocumShow DocumГО 126887.html.

4. Об информационно-пропагандистской работе: приказ МВД России от 10 апреля 2006 г. №246 // intopravo.by.ru/fed2006/ ch05 / akt 18293.shtm.

5. О морально-психологическом обеспечении

оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 //

www.gzt.ru/addition/-prikaz-mvd-rt-80-/294651.html.

6. Кодекс профессиональной этики сотруд-ника органов внутренних дел Российской Феде -рации: приказ МВД России от 24.12.2008 г. №1138. — М.: ДКО МВД России, 2008. — 58 с.

7. Паластрова Г.В. Юридическое мировоззрение: теоретико-методологический аспект // Философия права. — 2008. — № 3.— С .113—117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.