Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования лидерских качеств военнослужащих по призыву'

Теоретические аспекты формирования лидерских качеств военнослужащих по призыву Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МЛАДШИЙ ОФИЦЕРСКИЙ СОСТАВ / RESPONSIBILITY / JUNIOR OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Н. С., Коцарева В. И.

В статье рассматривается сущность понятия «лидерство военнослужащих», его специфика и основные направления; определены характеристики, условия формирования лидерских качеств военнослужащих по призыву. Сформулированы выводы, имеющие важное значение для разработки методологии исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Н. С., Коцарева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical approaches to developing military leadership qualities

The article describes the essence of the notion of military leadership, its specifics and the main points; the characteristics of military leadership and the conditions of their development are presented. The author makes conclusions which are important for elaborating the methodological basis of the study.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования лидерских качеств военнослужащих по призыву»

H. С. Александрова, В. И. Коцарева. Теоретические аспекты формирования лидерских качеств.

4. Следует заметить, что нередко в научных работах просветительство соотносится, прежде всего, с начальным этапом в развитии образования в данной стране, регионе или у данного народа, что, впрочем, не слишком противоречит выдвинутому выше тезису, поскольку начальный этап, как правило, и есть самый важный.

5. Характерной чертой просветительства выступает ярко выраженная этничность; у каждого народа свои просветители.

6. Просветительство отличается такой характерной особенностью, как ярко выраженная индивидуальность. Каждый просветитель неповторим, и эта черта распространяется на все его деяния, - материальные и духовные. Именно эта особенность открывает возможности для всестороннего, глубокого изучения его духовного, педагогического наследия с целью поиска в нем, извлечения и возможного использования позитивного потенциала.

7. Просветительство подразумевает формирование просветительских (педагогических) династий и наличие последователей. Обычно просветитель - это педагог, имеющий преданных учеников, которые вместе с ним (и после него) осуществляют просветительскую деятельность. Ярким подтверждением этого утверждения выступает пример К. Д. Ушинского и его верных соратников: В. И. Водовозова, Л. Н. Модзалевско-го, Я. П. Пугачевского, Д. Д. Семенова и др. Среди выдающихся просветителей нерусских народов России отметим Н. И. Ильминского и его соратников и учеников П. Д. Шестакова, К. А. Андреева, И. В. Яковлева, П. П. Глезде-нева и других, оставивших яркий след в развитии просвещения в Вятской губернии.

8. Феномен просветительства предполагает диалектическое сочетание в педагогическом сообществе общепризнанных (мировых) и региональных образцов просветительства. Просветитель - это человек, оставивший особенно яркий след в истории просвещения; его деятельность приобрела особую значимость для дела образования своего народа. Однако размах и значимость деятельности просветителя могут быть весьма различными. Так, педагоги всего мира чтят заветы великого просветителя Я. А. Коменского. А вот для чувашского народа, наряду с общепризнанными в мировом и российском педагогическом сообществе, национальными просветителями своего народа выступают Иван Яковлевич Яковлев и Никифор Михайлович Охотников.

Пример жизни и деятельности педагогов-просветителей служит примером все новым поколениям отечественных учителей, а исследование образовательной деятельности просветителей, изучение самого просветительства как социально-педагогического феномена представляется нам

достаточно важной и актуальной задачей современной отечественной науки.

Примечания

1. История педагогики и образования: учеб. пособие для вузов / под ред. А. И. Пискунова. М., 2001. С. 240.

2. Добрусин Д. Л. Педагогические взгляды Н. И. Новикова: дис. ... канд. пед. наук. М., 1959. 366 с.

3. Каменский 3. А. Философские идеи русского просвещения. М., 1971. С. 16.

4. Зеткина И. А. Национальное просветительство Поволжья // Педагогика. 2002. № 8. С. 61.

5. Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 7 т. М., 1986-1988. С. 239-240.

6. Русская беседа. 1856, т. 3, отд. 5. С. 1-9.

7. Зеньковский В. В. История русской философии: в 2 т. Л., 1991. Т. 1, ч. 2. С. 71.

8. Зеткина И. А. Указ. соч. С. 61.

9. Горская Т. В. Педагогическая проблематика в литературно-критическом наследии В. Г. Белинского. Л., 1965. 356 с.

10. Bloom A. The Closing of the American Mind. N. J., 1987. 230 p.

11. Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII в. М., 1994. С. 200.

12. Эймонтова Р. Г. Идеи просвещения в обновляющейся России: 50-60-е годы XIX в. М., 1998. 230 с.

УДК 355.13

Н. С. Александрова, В. И. Коцарева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ

В статье рассматривается сущность понятия «лидерство военнослужащих», его специфика и основные направления; определены характеристики, условия формирования лидерских качеств военнослужащих по призыву. Сформулированы выводы, имеющие важное значение для разработки методологии исследования.

The article describes the essence of the notion of military leadership, its specifics and the main points; the characteristics of military leadership and the conditions of their development are presented. The author makes conclusions which are important for elaborating the methodological basis of the study.

Ключевые слова: ответственность, младший офицерский состав.

Keywords: responsibility, junior officers.

Формирование нового облика Вооруженных Сил РФ направлено на повышение уровня боеготовности и мобильности как отдельных частей и соединений, так и всей армии в целом. Президент Российской Федерации подчеркивает, что приведение Вооруженных Сил РФ к новому об-

© Александрова Н. С., Коцарева В. И., 2009

лику предусматривает изменение организационно-штатной структуры, что предполагает относительное увеличение числа сержантского состава. Призыв граждан на военную службу должен обеспечить качественное повышение уровня профессионализма военнослужащих и боевой готовности подразделений. При этом происходят существенные перемены в самом укладе военной службы и, прежде всего, в организации взаимодействия и совместной деятельности военнослужащих.

Солдатам и сержантам в условиях реформирования армии необходим совершенно иной уровень профессионализма, изменяется социальный статус рядового состава армии и флота. В результате основная работа по воспитанию и обучению подчиненных будет возложена на сержантов, большую часть из которых составляют молодые юноши, что подразумевает формирование и развитие лидерских качеств у данной категории военнослужащих.

Анализ функционирования воинских подразделений показал, что управленческое взаимодействие сержантов с подчиненными не всегда эффективно. Более 70% командиров батальонов и рот отмечают, что многие сержанты не готовы к взаимодействию с военнослужащими. Около 15% командиров считают, что им приходится учить молодых сержантов простейшим принципам организации взаимодействия с военнослужащими. Анализ деятельности подразделений показывает значительные различия между сержантами как в эффективности решения стоящих перед ними управленческих задач, так и в величине усилий и ресурсов, затрачиваемых ими для достижения требуемого результата. Практика свидетельствует, что одной из причин этого является различный уровень сформированности лидерских качеств сержантов. Их формирование и развитие приведет к значительному повышению эффективности совместной деятельности личного состава подразделения.

Сложность и противоречивость проблемы заключается в том, что в научной литературе прослеживается различное понимание сути лидерства и разное отношение к данному явлению в обществе, не определено единых характеристик лидерских качеств и недостаточно изучены вопросы их формирования. Программы формирования лидерских качеств военнослужащих в воинских частях разработаны недостаточно.

Теоретический анализ проблемы лидерства как психолого-педагогического явления показывает, что в науке существуют различные подходы к его изучению. Так, проблему лидерства исследовали как социально-психологический феномен. В отечественной психолого-педагогической науке первые работы в этой области были проведе-

ны Б. Зейгарник [1]. Ею были организованы экспериментальные исследования социально-психологических проблем в России. Одним из первых в отечественной педагогике к данной проблеме обратился А. С. Макаренко, совершив выдающееся открытие идеи воспитательного коллектива как основы целостной системы формирования личности. Важное место в этой системе занимает проблема самоуправления воспитанников как самое эффективное средство формирования лидерских качеств. В 20-30-е гг. в социальной педагогике появились работы, обобщившие практический опыт А. С. Макаренко [2]. Они в основном касались феномена лидерства в детских группах. В дальнейшем исследования показали, что существенным фактором изучения лидерства в отечественной психолого-педагогической науке является анализ этого феномена в реальных социальных группах.

Исследователи выделяют в понятии «лидер» два значения: во-первых, это индивид, обладающий ярко выраженными личностными качествами, благодаря которым его деятельность является наиболее продуктивной; во-вторых, это лицо, за которым определенная социальная группа признает право на принятие наиболее важных решений, отражающих групповой интерес, выражающих основные ценности группы [3]. На основе проведенного ретроспективного анализа подходов к изучению феномена лидерства обосновывается вывод о том, что сущность лидерства заключается в признании права лидера на организацию совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов конкретного сообщества, в его влиянии на окружающих людей.

Поскольку лидерство предполагает влияние на окружающих людей, эффективную организацию совместной деятельности, лидер должен обладать определенными чертами характера. Однако единого перечня лидерских качеств в науке не существует до сегодняшнего дня. Проведенный анализ научной литературы и практики воинских частей позволил выявить следующие основные лидерские качества: активность, инициативность, самостоятельность, решительность. Также лидеру необходимы организаторские и коммуникативные умения. Значимость каждого качества может быть разной в зависимости от времени и социально-политических условий.

Исследователи считают, что лидерские качества могут проявляться уже в раннем возрасте, причем важным этапом являются школьные и юношеские годы, когда происходит жизненное самоопределение личности и человек получает первые уроки организаторской работы. Юношеский возраст, по мнению Л. С. Выготского, является сензитивным для формирования лидерских

Н. С. Александрова, В. И. Коцарева. Теоретические аспекты формирования лидерских качеств.

качеств личности в силу психических особенностей, поскольку для него свойственны желание общественно полезной деятельности, активное отношение к действительности и стремление ее изменить, готовность к жизненному и профессиональному самоопределению, формируются убеждения, чувство долга и ответственности, определенного уровня развития достигают такие волевые качества, как самостоятельность, инициативность и др. [4]

Попытки структурно выделить качества личности юноши как организатора, руководителя и лидера коллектива предпринимаются и в современной научной литературе как гражданскими, так и военными педагогами и психологами. С точки зрения А. В. Барабанщикова, процесс становления лидерских качеств представляет собой развивающийся в разных видах деятельности комплекс мировоззренческих, нравственных, профессиональных и педагогических качеств будущего руководителя [5].

С учетом этого вполне справедливо считать, что основу процесса становления лидерских качеств личности у современного военнослужащего составляют, во-первых, объективные внешние факторы (реформа ВС РФ, организационные условия, уставы ВСРФ, приказы и руководящие документы), внутренние факторы (личностно-пси-хологические условия, воздействующие на процесс становления лидерских качеств личности руководителя профессионального коллектива при исполнении им персональной деятельности, такие, как создание положительно эмоциональной стимулирующей среды в процессе взаимодействия военнослужащих в системе «сержант - солдат», «сержант - офицер», что предполагает наличие развитых коммуникативных и организаторских умений военнослужащих, уровни сформирован-ности лидерских качеств).

При этом специфика военной службы по своим целям предполагает, что сержант обладает высокими профессиональными качествами, необходимыми для успешной организации и ведения современной учебно-боевой деятельности. Это, прежде всего, активность, инициативность, самостоятельность, решительность, выносливость, в том числе физическая; также установлено, что лидер должен владеть развитыми коммуникативными и организаторскими умениями. Воинские части имеют возможность формирования лидерских качеств личности военнослужащего в период его подготовки к учебно-боевой деятельности. Данный период можно рассматривать как особую форму самостоятельной деятельности, направленной на развитие социальной активности военнослужащих, на решение важных вопросов их жизнедеятельности. Анализ научной литературы и практики работы позволяет сделать

вывод о том, что в процессе адаптации военнослужащего к условиям службы способствует формированию гражданской позиции, развивает коммуникативные и организаторские умения, самостоятельность в принятии решений. Социально значимая деятельность влияет на формирование активности, инициативности и решительности военнослужащих. Следовательно, подготовка в воинской части к профессиональной деятельности сержантов требует наличия специального педагогического влияния на процесс становления этих качеств, что в итоге обеспечивает развитие профессиональной готовности личности к профессиональной деятельности, являясь в то же время основой для персонального лидерства в коллективе.

Анализ научной литературы и эмпирические данные позволяют сделать вывод, что к факторам, влияющим на формирование лидерских качеств, относятся внешние (реформа ВС РФ, организационные условия, уставы ВСРФ, приказы и руководящие документы), внутренние (создание положительно эмоциональной среды в процессе взаимодействия военнослужащих в системе «сержант - солдат», «сержант - офицер», что предполагает наличие развитых коммуникативных и организаторских умений военнослужащих, уровни сформированности лидерских качеств, стимулирования военнослужащих по призыву в условиях воинской части). Критерии сформирован-ности лидерских качеств военнослужащих по призыву: мотивационный - осознание важности лидерских качеств в профессиональной деятельности, когнитивный - приобретение знаний о лидерских качествах, принятие роли лидера; проявление интереса к взаимодействию в учебно-боевой деятельности; операционный - оперирование полученными знаниями, умениями, навыками в учебно-боевой деятельности.

Формирование лидерских качеств военнослужащих по призыву осуществляется через развитие их характеристик: активности, инициативности, самостоятельности, решительности, выносливости, в том числе физической, коммуникативных и организаторских умений. Результатом формирования лидерских качеств является успешное функционирование подразделений.

При анализе опыта работы частей Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия по формированию лидерских качеств военнослужащих по призыву в учебно-воспитательной работе было отмечено, что инициатива военнослужащих по призыву поддерживается, общественная активность стимулируется офицерами; но вместе с тем анализ занятий по боевой подготовке позволяет сделать вывод о том, что работа по формированию лидерских качеств военнослужащих по при-

зыву недостаточна, ее результативность не отслеживается. На занятиях по боевой подготовке преобладают информационно-рецептивные и репродуктивные методы обучения, способствующие слуховому освоению основ общения, приобретению некоторых знаний об особенностях лидерских качеств. При наблюдении на занятиях в период проведения курса молодого бойца за общением военнослужащих нами зафиксированы субъект-объектные отношения, что существенно снижает учебный интерес во взаимодействии в группе сослуживцев, особенно в начальный период службы, военнослужащие выполняют поставленные задачи нерешительно, безынициативно. Во внеучебное время также недостаточно взаимодействие в системе «солдат - сержант - офицер».

Анализ бесед и результатов ранжирования показал, что военнослужащие недооценивают значимость таких лидерских качеств, как решительность, самостоятельность, недостаточно владеют коммуникативными и организаторскими приемами, средствами, техниками, что отрицательно влияет на становление коллектива, несение службы, овладение программой боевой подготовки.

Результаты проведенного эксперимента позволяют сделать вывод о том, что задача формирования лидерских качеств у военнослужащих по призыву осуществляется в недостаточной степени.

Нами была разработана методика формирования лидерских качеств военнослужащих по призыву в условиях воинской части, которая состояла из трех этапов. Первый подготовительный этап был нацелен на создание эмоционально положительной среды, как стимулирующей базы, способствующей формированию основных характеристик лидерских качеств, расширение теоретических знаний офицерского состава о лидерстве. Нами были проведены лекции («Лидерство: методологические подходы к изучению, научные теории и концепции» и др.), консультации («Приемы развития лидерских навыков» и др.). Помимо этого решались следующие задачи: вызвать положительно эмоциональное отношение к принятию роли лидера; формировать у военнослужащих интерес и потребность в лидерстве; развивать адекватную самооценку и способность к рефлексии. Реализация поставленных задач обеспечивалась проведением развивающих занятий и тренинга эмоционально-выразительного характера.

Второй этап - обучающий - был направлен на формирование лидерских качеств военнослужащих по призыву. Для реализации данной за-

дачи мы провели комплекс занятий «Лидер», в основе которого лежали теоретические занятия по вопросам лидерства, специально организованные упражнения на овладение знаниями об особенностях коммуникативной и организаторской деятельности и специально разработанные задачи для актуализации и оценки полученных знаний. Для эффективности работы по формированию лидерских качеств военнослужащих по призыву были созданы необходимые условия: положительно-эмоциональная мотивирующая среда в процессе взаимодействия военнослужащих; стимулирование военнослужащих по призыву в условиях воинской части. В ходе работы в рамках созданной методики «Лидер - кто он?» мы использовали игровые, проектные технологии, тренинги, дискуссии, применяли диалоговую технологию и технологию критического мышления и др.

Третий этап - итоговый - способствовал формированию так называемого «ядра» - навыков взаимодействия. Деятельность осуществлялась в ходе парной, групповой и коллективной работы. Занятия проходили по следующему алгоритму: мотивация; предоставление необходимой информации; интерактивное упражнение (цель - практическое освоение материала, достижение поставленных целей); подведение итогов - рефлексия. Этап закончился итоговым мероприятием (брифинг), в ходе которого военнослужащие применяли полученные знания и опыт по овладению лидерскими качествами.

Процесс формирования лидерских качеств военнослужащих по призыву требует расширения, а существующая система формирования лидерских качеств не всегда отвечает требованиям, предъявляемым к профессиональной подготовке сержантов; нерешенной остается проблема моделирования процесса формирования лидерских качеств военнослужащих в условиях воинской части, поиск новых современных форм и методов их развития.

Примечания

1. Зейгарник Б. В. Психология личности // Избр. тр. / под ред. М. Р. Гинзбурга. Изд. 3-е, испр. М., 1993. С. 105-109.

2. Макаренко А. С. Стиль работы с коллективом // Собр. соч.: в 8 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1984. С. 234271.

3. Зейгарник Б. В. Указ. соч; Ковалевский С. А. Руководитель и подчиненный. М.: Прогресс, 2005. С. 164-165.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 322-325.

5. Барабанщиков А. В. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967. С. 67-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.