Научная статья на тему 'Теоретические аспекты экономической безопасности вуза в современных условиях'

Теоретические аспекты экономической безопасности вуза в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВУЗ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлин Е. В.

Автор рассматривает актуальные проблемы экономической безопасности вуза, такие как конфликт между образовательными и экономическими целями вуза как социального института, проблема конкурентоспособности вуза, «криминальной конкуренции» и др. При этом формулируется понятие экономической безопасности государственного вуза и классификация угроз экономической безопасностью вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты экономической безопасности вуза в современных условиях»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Е.В. МИХАЙЛИН,

адъюнкт кафедры экономической теории Московского университета МВД России, старший ревизор Центра проведения ревизий и проверок деятельности

органов внутренних дел МВД России

Аннотация. Автор рассматривает актуальные проблемы экономической безопасности вуза, такие как конфликт между образовательными и экономическими целями вуза как социального института, проблема конкурентоспособности вуза, «криминальной конкуренции» и др. При этом формулируется понятие экономической безопасности государственного вуза и классификация угроз экономической безопасностью вуза.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, вуз, конкурентоспособность вуза, стратегия безопасности вуза.

Рыночные отношения, все более завоевывающие умы людей, коллективов и других общностей, ставят перед высшим учебным заведением множество проблем, главная из которых — проблема сохранения вуза, обеспечения его экономической безопасности.

Обостряют актуальность исследования указанной проблемы те условия, в которых в настоящее время функционируют вузы, а именно: нехватка бюджетного финансирования, существенно ограничивающая возможности государственных вузов; рост конкуренции на рынке образовательных услуг, вызванный распространением коммерческих образовательных учреждений и ухудшением демографической ситуации в стране; высокая динамика факторов, определяющих порядок функционирования образовательных учреждений, создающая необходимость в постоянном отвлечении ресурсов вуза на разработку адаптационных механизмов вместо их направления на образовательные цели.

Анализ определений экономической безопасности образовательных учреждений свидетельствует о недостаточной проработке данного вопроса. В отечественной науке сложилась парадоксальная ситуация, когда экономическая безопасность стала условным, собирательным понятием, «насыщаемым» участниками общественной жизни содержанием и объемом по собственному усмотрению. Фиксируемая на обыденном уровне как состояние защищенности, экономическая безопасность все более и более размывается на уровне идеологическом, впитывая в себя все большее число «околобезопасных» проблем, обретая рыхлые очертания1. Между тем очевидно, что экономическая безопасность — понятие, имеющее многомерный и межотраслевой характер, охватывающее «безграничный спектр объектов, свойств, критериев»2.

В этой связи считаем необходимым выделить следующие ключевые свойства и признаки экономической безопасности вузов, которые отражают в пред-

метном плане именно категорию «экономическая безопасность», а в качестве объекта определяют особенные черты именно вузов.

Существующие определения экономической безопасности следует дополнить двумя свойствами данной категории, учитывающими особенности высших образовательных учреждений:

$ соблюдение требований законодательства, определяющих статус учреждения как образовательного; $ соблюдение принципа целеполагания вуза как социально-рыночной системы.

Несоблюдение первого положения влечет за собой угрозу потери аккредитации, а следовательно, и статуса образовательного учреждения.

Несоблюдение второго создает опасность потери конкурентоспособности, а следовательно, и экономической возможности обеспечения экономической безопасности.

Управление экономической безопасностью вуза в рамках управления вузом должно быть основано на принципах инновационного развития. Именно инновационное развитие, адаптированное к изменению внутренних и внешних факторов экономической системы, связано с ее способностью сохранять динамическое равновесие, успешно реагировать посредством политических, правовых и иных механизмов на изменяющиеся условия, в том числе эффективно преодолевать кризисные явления.

Исходя из этого считаем, что под экономической безопасностью государственного вуза следует понимать функционирование экономической системы вуза в рамках действующего законодательства, обеспечивающее его независимость, целостность и устойчивое развитие как социально-рыночной системы, а также ее защищенность от действия внешних и внутренних угроз.

Данное определение обладает, на наш взгляд, следующими преимуществами:

во-первых, отражает прогрессивный комплексный подход к определению безопасности, основанный на взаимосвязи и дополнении функционального и институционального подходов (устойчивое развитие экономической системы — защищенность);

во-вторых, определяет необходимые условия безопасности вуза: независимость, целостность и соблюдение норм законодательства;

в-третьих, учитывает современные тенденции ин-новационности развития вуза с ориентациией как на чисто экономические, так и на социальные цели.

Экономическая безопасность образовательного учреждения формируется в момент создания общей концепции развития вуза за счет осознания возможных опасностей при определении желаемого его состояния на основе выявления состава угроз и их предметов, оценки угроз по важности, времени наступления, определения ожидаемых ущербов, выработки возможных способов устранения опасностей, оценки затрат труда при использовании тех или иных способов устранения опасностей3.

Выявление факторов риска, опасностей и угроз — одна из наиболее важных задач обеспечения экономической безопасности в сфере образования4.

В качестве угроз экономической безопасности вуза можно выделить конфликт между образовательными и экономическими целями вуза как социального института.

Современная коммерциализация представляет собой угрозу традиционным академическим нормам и морали. Это выражается, например, в следующем5: Ь конкурирующие университеты стараются привлечь студентов с широкими финансовыми возможностями, но которые мало уделяют внимания учебе;

повышение уровня преподавания и требований к студентам при широком распространении нецелевой мотивации (нежелание служить в армии; боязнь оказаться безработным без диплома, дань моде («все с дипломами»)) — угроза потери части студентов, которые предпочтут получение диплома с меньшими усилиями в других вузах;

Ь возможность вузов «переманивать» студентов друг у друга за счет облегчения учебных программ и процедур, что усугубляет снижение качества обучения; Ь поскольку самым доступным источником увеличения финансовых ресурсов являются расширение приема на платные отделения и филиализация вузов, то расходы вузов на экспансию расцениваются как предпочтительные по сравнению с расходами на повышение качества обучения;

Ь в условиях маркетизации конфликт образовательных и коммерческих целей снижает академическую автономию преподавателей, делает невыгодной кропотливую работу со студентами, не поощряемую, не оплачиваемую по затратам и непрестижную.

В итоге вузы выбирают более легкий путь развития — преследование экономических целей в ущерб

социальным, что в конечном итоге приводит к трансформации системы высшего образования в институт получения прибыли.

Несмотря на многообразие выделяемых угроз и критериев для их классификации, представленные в научной литературе подходы к классификации угроз экономической безопасности вуза не охватывают собой весь спектр современных проблем угроз экономической безопасности вуза, что препятствует созданию эффективного механизма по противодействию и нейтрализации данных угроз.

При рассмотрении видов угроз экономической безопасности в литературе уделяется недостаточное внимание потенциальным угрозам, т.е. таким угрозам, которые могут возникнуть вследствие изменения экономической системы вуза.

Окружающая среда современного высшего учебного заведения развивается более быстрыми темпами, чем инструментарий, с помощью которого можно проводить управление экономической безопасностью вуза6. В ускоряющемся темпе меняются виды образовательных услуг, формы бизнеса и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. Очень непросто выживать и развиваться в этом стремительно меняющемся мире. Привычные, неповоротливые структуры организаций с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями работников, ориентированные на «спокойную» среду, теперь не подходят. Динамичная среда их просто ломает. Сегодня нужны гибкие, приспосабливающиеся структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а трансформируются вместе с ней7.

Поэтому особое значение приобретает прогнозирование потенциальных угроз экономической безопасности вуза, вызываемых как изменениями во внешней среде вуза, так и динамикой развития самого образовательного учреждения.

Вуз следует рассматривать не как статичный хозяйствующий субъект, а как динамично развивающуюся организацию в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Исходя из этого потенциальные угрозы экономической безопасности вуза следует рассматривать и анализировать в рамках двух основных групп:

1) потенциальные угрозы, вызванные изменениями внешней среды функционирования вуза в условиях статичности развития образовательного учреждения;

2) потенциальные угрозы, вызванные развитием вуза и переходом его на новую ступень развития.

В рамках первой группы можно выделять угрозы, связанные с изменением экономических, политических, правовых, социальных, международных и иных факторов, влияющих на деятельность вуза.

В качестве инструмента прогнозирования изменений внешней среды и выявления вызванных этими изменениями угроз для экономической безопасности вуза считаем возможным использование мониторинга

внешней среды образовательного учреждения с целью выявления количественных и качественных изменений факторов внешней среды и прогнозирования предстоящих изменений в системе управления вузом.

Менее исследованной проблемой с точки зрения экономической безопасности вуза является анализ угроз, связанных с развитием образовательного учреждения и переходом экономической системы вуза на новый уровень развития. Развитие вуза как социально-экономической системы — это процесс закономерного перехода управления с одного качественного уровня на другой, обеспечивающий рост конкурентных преимуществ. Осуществляя свою деятельность, вузы могут повышать свой уровень. Однако переход на новую стадию, по нашему мнению, сопро-

вождается изменениями в структуре факторов и угроз экономической безопасности вуза. Предлагаем классифицировать угрозы экономической безопасности вуза на основе выделения стадий, форм и направлений развития образовательного учреждения (рис. 1).

Стратегия безопасности вуза должна быть основана на знании угроз своего уровня — т.е. реальных угроз. При этом угрозы экономической безопасности следующего уровня являются потенциальными для вуза, стремящегося к переходу на следующую стадию развития. При достижении нового уровня потенциальные угрозы становятся реальными.

Каждому уровню соответствует определенная система опасностей, отличаемая от других по следующим аспектам: перечню угроз, степени опасности

Рис. 1. Классификация угроз экономической безопасности вуза, вызванных его развитием

угроз экономической безопасности, факторам экономической безопасности и их пороговым значениям.

Данная классификация позволяет вузу заранее прогнозировать возможные угрозы экономической безопасности, связанные с его переходом на новую стадию развития, что позволит более быстро адаптироваться системе управления образовательным учреждением как с позиций требований соответствующей стадии развития, так и с позиций обеспечения экономической безопасности. Соглашаясь с Н.К. Алимовой, отметим, что «цели функционирования системы экономической безопасности образовательного учреждения зависят от этапа развития экономики и соответствия этому этапу уровня экономической безопасности образовательного учреждения»8.

Считаем, что дальнейшим развитием приведенной классификации является установление конкретных угроз экономической безопасности для каждого уровня развития вуза.

Многие исследователи проблем экономической безопасности хозяйствующих субъектов и образовательных учреждений, в частности, если не отождествляют, то выделяют в качестве ключевых факторов экономической безопасности конкурентоспособность рассматриваемого в качестве объекта защиты хозяйствующего субъекта.

В действительности защита экономических интересов и обеспечение экономической безопасности в условиях рыночных отношений осуществляется в динамичной обстановке конкуренции за прибыльное существование и развитие.

Функционирование любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики связано с его конкурентоспособностью. Не исключением в последнее время являются и вузы. Главным фактором, воздействующим на функционирование образовательного учреждения, является рынок, который определяет отношения и взаимозависимость образовательного учреждения и общей экономической системы. Для решения задач адаптации, выживания и развития в рыночных условиях у вузов появилась потребность в обеспечении конкурентоспособности9.

С позиций экономической безопасности высокая конкурентоспособность вуза позволяет: ® получить большие по сравнению с конкурентами финансовые ресурсы за счет расширения платных услуг населению;

® получить дополнительные финансовые ресурсы со стороны государства за счет оказания более качественных услуг и получения дополнительного государственного заказа;

получить дополнительные финансовые ресурсы от представителей рынка труда за счет заключения контрактов на подготовку и переподготовку специалистов для конкретных предприятий;

иметь возможность приобретать на стадии поступления абитуриентов больший объем человеческого

капитала за счет престижности обучения в более конкурентоспособном вузе.

Получаемые дополнительные финансовые ресурсы являются фактором усиления экономической безопасности вуза как с точки зрения возможности их направления непосредственно на нужды системы экономической безопасности вуза, так и с позиции их использования в образовательном процессе и укреплении позиции вуза на рынке образовательных услуг.

Однако далее хотим отметить важные особенности их сопоставления, а точнее различия, на которые до этого в научных исследованиях не обращалось внимания.

Так, экономическая безопасность любой организации первична по отношению к ее конкурентоспособности. Здесь речь идет о так называемой силовой составляющей экономической безопасности вуза, которая обеспечивает10:

# физическую безопасность сотрудников, руководителей и студентов вуза (сохранность их жизни и здоровья от физических воздействий);

сохранность имущества вуза от отрицательных воздействий (безопасность имущества, ценностей, активов вуза);

защиту информационных ресурсов вуза от несанкционированного доступа.

Для обеспечения превосходства перед конкурентами в ресурсах для начала необходимо обеспечить сохранность этих ресурсов. Обеспечение данных факторов функционирования вуза еще не обеспечивает его конкурентоспособности, однако без них говорить о конкурентоспособности невозможно. Вуз может быть неконкурентоспособным, но для обеспечения возможности быть конкурентоспособным необходимо обеспечить базис — защиту персонала и имущества.

Также иметь дополнительные ресурсы вследствие высокой конкурентоспособности еще не означает эффективно их использовать с учетом проблем обеспечения экономической безопасности вуза. В данном случае чрезвычайно важен и субъективный фактор, зависящий от руководителей ведомства в целом и от личности руководителя конкретного высшего образовательного учреждения.

Кроме того, следует отметить и тот факт, что рост конкурентоспособности ведет к возникновению новых опасностей для вуза.

С целью подтверждения и повышения конкурентоспособности вуза требуется дополнительная иммобилизация финансовых резервов для привлечения высококвалифицированных преподавателей, повышения квалификации сотрудников, совершенствования материально-технической базы, что снижает уровень финансовой устойчивости и соответственно экономической безопасности образовательного учреждения. Поэтому в таком ракурсе повышение конкурентоспособности и улучшение финансового состояния являются разнонаправленными (конфликтными) целями развития вуза. Очень часто встречается ситуа-

ция, когда предприятия с высоким уровнем рыночной эффективности работают на грани финансового риска с низким уровнем экономической безопасности, и, наоборот, компании со стабильными показателями экономической безопасности имеют сравнительно низкую конкурентоспособность11.

Одной из причин возникновения негативных воздействий на экономическую безопасность вуза вследствие роста его конкурентоспособности является неспособность вузов-конкурентов добиться преимуществ законными методами. Это усиливает угрозу криминальной конкуренции.

С ростом конкурентоспособности, а следовательно, и престижности учебного заведения (если рассматривать конкурентоспособность как внешнюю оценку вуза со стороны потребителей образовательной услуги) увеличивается риск коррупционного поведения как со стороны управленческого персонала вуза в рамках системы обеспечения материально-

техническими и финансовыми ресурсами, так и со стороны профессорско-преподавательского состава в рамках образовательного процесса.

Рост конкурентоспособности приводит к появлению новых угроз, связанных также с:

появлением на новом уровне развития вуза более сильных конкурентов;

# увеличением оперируемых вузом величин ресурсов, что приводит к росту вероятностного ущерба для вуза;

# необходимостью функционировать в рамках более строгих параметров экономической безопасности, что усложняет процесс управления вузом.

Обобщая вышесказанное, предлагаем типовую модель взаимосвязи конкурентоспособности вуза и его экономической безопасности (рис. 2).

Исходя из предлагаемой модели, несмотря на наличие значительной области обеспечения экономической безопасности вуза посредством обеспечения его конкурентоспособности, отождествлять эти две

Экономическая безопасность вуза

Конкурентоспособность вуза

Элемент модели, в котором отсутствует экономическая безопасность вуза, а следовательно и возможность его функционирования

Базисные элементы экономической безопасности вуза, не гарантирующие его конкурентоспособность

Элемент модели, в котором

экономическая

безопасность

обеспечивается

конкурентоспособностью

вуза

Элемент модели, в котором рост

конкурентоспособности приводит к снижению уровня экономической безопасности вследствие появления новых угроз

Защищенность жизни и здоровья персонала и обучаемых

Защищенность имущества вуза

Защищенность информационных ресурсов вуза

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов, используемых на развитие вуза и систему ЭБ вуза

Возможность решать поставленные задачи и защищать собственные интересы в конкурентной борьбе

Появление более сильных конкурентов

Возрастание риска незаконной конкуренции со стороны уступающих вузов

Возрастание риска коррупционного поведения вследствие роста престижности вуза

Установление более жестких границ безопасного состоянии на новом уровне развития вуза

Возрастание риска более масштабного ущерба вузу в силу оперирования более высокими величинами

Рис. 2. Модель соотношения экономической безопасности и конкурентоспособности вуза

категории нельзя, так как, во-первых, без обеспечения базовых элементов экономической безопасности нельзя обеспечить конкурентоспособность вуза, а во-вторых, рост конкурентоспособности не только позволяет обеспечивать экономическую безопасность вуза, но и приводит к появлению новых угроз, противодействие которым возможно только при использовании специальных инструментов системы экономической безопасности. Однако несмотря на это в современной экономике обеспечить экономическую безопасность вуза без обеспечения его конкурентоспособности невозможно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегия экономической безопасности и экономическая политика, направленная на обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения, — категории и инструменты управления хозяйственной деятельности вуза — должны находиться во взаимосвязи и взаимодействии. С одной стороны, стратегия экономической безопасности является частью экономической политики вуза, отражая ее целевые ориентиры, желаемое качество экономической системы. С другой — оценки на основе количественных показателей, характеризующих желаемое состояние экономики, определяют ограничения по использованию тех методов экономической политики, при которых прогнозируемые хозяйственные результаты способны ухудшить, понизить необходимый уровень экономической безопасности. Такие подходы способствуют снятию или ослаблению угроз экономической системе вуза, обеспечивая прогресс и динамизм как способ существования и совершенствования образовательного учреждения в целом.

1 См.: Баранов В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и совре-

менные проблемы ее правового обеспечения // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2001. № 1.

2 См.: Исмагилов Р.Ф. и др. Экономическая безопасность России: Концепция — правовые основы — политика / Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников, С.В. Степашин. — СПб., 2001.

3 См.: Зотова О., Ленева В., Синюкова Н. Стратегия безопасности в чрезвычайных ситуациях // Вопросы экономики. 2006. № 1.

4 См.: Кондрат И.Н. Экономическая безопасность производства образовательных услуг и ее институциональное обеспечение. — СПб., 2005.

5 См.: Строев В.В. Влияние экономики знаний на интеграционные процессы в высшем образовании: Автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05 — СПб., 2008.

6 См.: Загородняя А.А. Совершенствование управления конкурентоспособностью и эффективность деятельности ВУЗа // Проблемы современной экономики. 2005. № 3 (23).

7 Внешняя среда организации // Инновационный менеджмент. — Материалы сайта: http://www.bmanage.cond-info. сот/4.Ыт

8 См.: Алимова Н.К Экономическая безопасность образовательного учреждения в условиях становления инновационной экономики: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — М., 2009.

9 См.: Чаусова Ю.С. Система и механизмы управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 05.13.10. — Ростов н/Д, 2008.

10 См.: ВечкановГ.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007.

11 См.: Кельчевская Н.Р. Оценка экономической устойчивости государственного вуза // Университетское управление. 2002. № 4 (23).

ЗНАЧЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

М.В. САУДАХАНОВ,

кандидат юридических наук

Научный руководитель доктор экономических наук, профессор

Н.Д. ЭРИАШВИЛИ

Аннотация. В статье рассматривается значение нефтегазового комплекса для экономики России. Автор анализирует состояние отрасли на современном этапе, а также изучает перспективы развития в соответствии с энергетической стратегией развития до 2020 г.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, перспективы развития нефтегазовой отрасли, энергетическая стратегия развития до 2020 г.

MEANING OF OIL AND GAS INDUSTRY FOR RUSSIAN ECONOMY

M.V. SAUDAKHANOV,

candidate of law

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.