Научная статья на тему 'Теоретическая сущность и структура коммуникативной компетентности и особенности ее формирования'

Теоретическая сущность и структура коммуникативной компетентности и особенности ее формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / компетентность / коммуникативная компетентность / коммуникативная деятельность / психологическая подготовленность / педагогическое общение / competence / knowledge / communicative knowledge / communicative activity / psychological prepares pedagogical contact

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлбарсова Х. А.

В статье обоснована необходимость формирования коммуникативной компетентности у будущего учителя-бакалавра, перечислены умения и навыки, составляющие структуру коммуникативной компетентности педагога. Выявлены пути и средства формирования коммуникативной компетентности у будущего учителя-бакалавра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлбарсова Х. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ESSENCE AND STRUCTURE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AND SPECIFICS OF IT’S FORMING

There is considered in the article the issues of essence and structure of communicative competence and peculiarities of its formation. There is proved the necessity of formation communicative competence of the future teacher with the bachelor degree. It is elicited ways and resources of formation communicative competence the future teacher.

Текст научной работы на тему «Теоретическая сущность и структура коммуникативной компетентности и особенности ее формирования»

V_/

Юлбарсова Х.А.,

преподаватель кафедры социологии Ферганского государственного университета

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ЮЛБАРСОВА Х.А. КОММУНИКАТИВ КОМПЕТЕНТЛИК МОЦИЯТИ ВА УНИ ШАКЛЛАНТИРИШ ТИЗИМИ

Маколада булажак укитувчида коммуникатив компетентликни ривожлантириш зарурлиги асосланган, шунингдек, педагогнинг коммуникатив компетентлиги тузилмасини х,осил килувчи куникма ва малакалар санаб утилган. Булажак укитувчида коммуникатив компетентликни шакл-лантириш йул ва воситалари хусусида фикр юритилган.

Таянч суз ва тушунчалар: компетенция, компетентлик, коммуникатив компетентлик, коммуникатив фаолият, психологик тайёргарлик, педагогик мулокот.

ЮЛБАРСОВА Х.А. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ

В статье обоснована необходимость формирования коммуникативной компетентности у будущего учителя-бакалавра, перечислены умения и навыки, составляющие структуру коммуникативной компетентности педагога. Выявлены пути и средства формирования коммуникативной компетентности у будущего учителя-бакалавра.

Ключевые слова и понятия: компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, психологическая подготовленность, педагогическое общение.

YULBARSOVA H.A. THEORETICAL ESSENCE AND STRUCTURE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AND SPECIFICS OF IT S FORMING

There is considered in the article the issues of essence and structure of communicative competence and peculiarities of its formation. There is proved the necessity of formation communicative competence of the future teacher with the bachelor degree. It is elicited ways and resources of formation communicative competence the future teacher.

Keywords: competence, knowledge, communicative knowledge, communicative activity, psychological prepares pedagogical contact.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

Узбекистан на сегодняшний день обладает большим научно-образовательным, профессиональным потенциалом, который, безусловно, способствует успешному интегрированию в мировое сообщество, а также предоставляет возможность осваивать более эффективные и современные знания и технологии.

Как отметил Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своём произведении «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса»: «Исторически сложилось так, что на пороге XXI века в Республике Узбекистан сформирован интеллектуальный потенциал, который по своему уровню развития, инновационным открытиям, возможностям превосходит сегодня многие развивающиеся страны мира, а во многом и не уступает экономически развитым странам»1.

Известно, что важнейшая роль в личностном и социальном становлении учащихся принадлежит именно педагогу. Президент Ислам Каримов изначально обратил внимание, что в деле подготовки кадров необходимо проводить качественные изменения: «... в деле преобразования общества решающим фактором является опора на людей мыслящих по-новому, по-современному»2.

Формирование кадров, отвечающих требованиям современного общества и высокотехнологичного производства, предполагает вовлечение учащихся в процесс обучения на правах активного субъекта на каждом этапе системы образования. При этом важен уровень владения педагогом коммуникативными навыками и умениями, так как именно он осуществляет планирование и реализацию процесса обучения. Таким образом, развитие и модернизация образования, в том числе и высшего профессионального образования, требует комплексного формирования коммуникативной компетентности у будущего учителя.

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает, согласно

1 Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т.: «Узбе-кистон», 1997. -251 с.

2 Каримов И.А. Наша цель: свободная и процветающая

Родина. Т. 2. - Т.: «Узбекистон», 1996. -252 с.

словарю И.Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» имеет следующее значение: «Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении»3.

Принцип профессиональной компетенции - один из главных этических принципов работы специалиста любой области. Профессиональная компетентность будущего педагога складывается из ряда слагаемых, среди которых немаловажную роль в обеспечении эффективности, результативности работы играет коммуникативная компетентность. Следовательно, компетентный в определенной профессиональной области человек, обладает соответствующими знаниями и умениями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Также профессиональной компетентностью именуют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, психологическую готовность.

Отличают синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Эти понятия для узбекской педагогической школы являются относительно новыми, поэтому и наблюдается разное их понимание:

- компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;

- компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Профессиональная компетентность будущего педагога складывается из ряда слагаемых, среди которых немаловажную роль в обеспе-

3 Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: «Язь», 1994. -С. 234.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

чении эффективности, результативности работы играет коммуникативная компетентность.

Высокий уровень коммуникативной компетентности делает будущего учителя - бакалавра более подготовленным и защищенным в условиях полноценного интенсивного межличностного общения. А важнейшая сторона профессиональной деятельности преподавателя заключается именно в работе с людьми. Чтобы овладеть всеми формами коммуникативного общения, грамотно проводить работу с окружающими его людьми, педагогу необходимы уверенность в себе, гибкость, находчивость в любой ситуации, и умение импровизировать. Также немаловажное значение имеет наличие развитой речи, владение современными информационно-коммуникационными технологиями.

Проблема формирования коммуникативной компетентности у будущего учителя-бакалавра затрагивалась в трудах таких ученых-исследователей, как Г.З.Асламова, М.Н.Вражнова, Э.Газиев, М.Г.Давлетшин. В работах Ю.П.Азарова, С.К.Аннамуратовой, К.Я.Вазиной, Р.Х.Джураева, Н.В.Кузьминой, М.Очилова, В.А.Сластенина и других раскрывается содержание таких понятий, как «компетентность», «коммуникация», «профессионализм». Педагогическую коммуникативную компетентность в связи с формированием личности будущего учителя рассматривали Н.Артиков, Н.Н.Богомолова, А.Х.Мунаваров, Л.А.Петровская и другие. Общая структура педагогического общения, функции профессионального общения учителей рассматриваются в исследованиях А.А.Абдукадырова, В.А.Кан-Калика, К.М.Левитана, А.А.Леонтьева, Ф.Р.Юзликаева и др.

Фундаментальные труды этих ученых, несомненно, внесли неоценимый вклад в развитие педагогического образования. Но, тем не менее, необходимо дальнейшее изучение данной проблемы. В ходе нашего исследования были выявлены психолого-педагогические условия высшего профессионального образования, которые способствуют формированию коммуникативной компетентности у будущего учителя-бакалавра; на основе изучения различных психолого-педагогических источников по проблемам профессиональной подготовки будущего учителя-бакалавра осуществлен

анализ формирования коммуникативной компетентности у будущего учителя-бакалавра; определены сущность, содержание и структура формирования коммуникативной компетентности у будущего учителя со степенью бакалавра на примере психолого-педагогического исследования.

По мнению одного из ведущих исследователей Н.Е.Костылёвой «профессиональная компетентность учителя - это сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающее готовность учителя к актуальному выполнению педагогической деятельности»1. Данное определение профессиональной компетентности указывает на ее структурные составляющие: знания и умения, воплощенные в опыте, формируемом на основе соответствующих личностных качеств.

Изучение роли коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности преподавателя позволяет выявить то, что компетентность выступает как непременное условие общения и способна выполнять воспитательную, образовательную и мировоззренческую функции.

Коммуникативная компетентность - динамическое образование, которая в своем развитии проходит две стадии: общую и профессиональную (причем с определенного этапа развития личности они сосуществуют), а также может развиваться от уровня к уровню. Это происходит и благодаря стихийному усвоению «языка» коммуникации, а также посредством обучения. И если речь идет о профессии человека, то правомерно говорить о том, что этот процесс будет более эффективным в случае коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности преподавателя2.

По определению В.Н.Лавриненко стихийное развитие коммуникативных умений нередко приводит к формированию авторитарного стиля поведения, что часто приводит к возникновению частных конфликтных положе-

1 Жаркова Т.И., Сороковых Г.В. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку. - М.: «Флинта», 2014. -С. 282.

2 Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Издательство МГУ, 1989. -С. 2-12, 112.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

Схема 1. Структура формирования коммуникативной компетентности педагога

ний, напряженности, снижению успеваемости учащихся, психологическим ударам и невосполнимым потерям в духовно-нравственном воспитании, а также нередко и к асоциальному поведению учащихся1. Поэтому важно чётко представлять сущность и структуру коммуникативной компетентности педагога.

Исследователь Т.Шибутани подчеркивал, что коммуникация - «это, прежде всего, способ деятельности, который обличает взаимное приспособительное поведение людей»2.

К содержанию коммуникации относятся взаимопонимание, сопереживание, степень согласия между партнерами, а к форме - вербальные и невербальные средства коммуникации3.

Анализируя общение как деятельность, и обозначая его как «коммуникативную деятельность», следует рассмотреть её основные структурные компоненты:

1 Северин М.М. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров-воспитателей. IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий форум». 15 февраля-31 марта 2012 года. -С. 14 (http://www.rae.ru/ Ьшт2012/290/2079).

2 Шибутани Т. Социальная психология. / Пер. с англ. В.Б.Ольшанского. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. -С. 126.

3 Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: «Аспект Пресс», 1996. -С. 223.

- предмет коммуникативной деятельности -это другой человек, партнер по общению как субъект;

- потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке;

- коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение;

- действия коммуникативной деятельности - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные);

- задачи коммуникативной деятельности

- это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

- средства коммуникативной деятельности

- это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

- продукт коммуникативной деятельности

- образования материального и духовного характера, создающегося в итоге общения.

Уточнение сущности коммуникативной компетентности педагога позволило представить ее структуру, способствующую пониманию путей ее совершенствования (схема 1).

Способность правильно воспринимать и оценивать себя «предполагает развитие адек-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

ватной ориентации человека в самом себе -собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче». Для учителя также важно правильно воспринимать и оценивать партнёра по общению, т.к. существуют такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое, а также интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я - ты - контакт. Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстраненной и близкой.

В педагогическом общении другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнеру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

Способность управлять собой и партнёром по общению непосредственно связано со способностью правильно воспринимать и оценивать себя и партнёра, так как трудности в осуществлении успешной коммуникации могут быть связаны с инерционностью позиции - владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнера и своеобразия ситуации. В целом, компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения.

Развитие вышеперечисленных способностей у будущих учителей-бакалавров возможно только через формирование у них социально-психологических знаний, коммуникативных способностей и обеспечение накопления опыта ролевого поведения. Всё это должно быть учтено при планировании и организации процесса обучения студентов.

В рамках исследования нами был осуществлён анализ содержания образования, организационных форм обучения, педагогических технологий, используемых преподавателями в процессе подготовки будущих учителей-

бакалавров. Данные анализа позволили нам сделать выводы о путях совершенствования процесса формирования у будущих учителей коммуникативной компетентности.

Можно утверждать, что в первую очередь, формированию коммуникативной компетентности будущего учителя - бакалавра способствует содержание профессионального образования. Это обеспечивается не только включением в него определённого перечня учебных дисциплин, но и профессиональных умений и навыков, которые формируются в процессе овладения каждым предметом.

Анализ содержания образования факультетов педагогического направления Ферганского государственного университета показал, что в учебный план включено изучение ряда педагогических и психологических дисциплин (перечень изучаемых дисциплин различается в зависимости от факультета): педагогика-психология, теория и практика общей педагогики, педагогическое мастерство, профессиональная педагогика, методика преподавания, актуальные проблемы обучения математике в академических лицеях и колледжах (название учебного предмета соответственно конкретному факультету), культура речи учителя школы, технологии обучения и проектирование. Круг вопросов, указанный в учебных программах этих дисциплин может обеспечить фундаментальную теоретическую подготовку будущих учителей-бакалавров к педагогической деятельности. Основной формой практической подготовки является педагогическая практика, также включённая в учебные планы. Бесспорно, что именно практика даёт возможность студентам накопить начальный педагогический опыт, в частности и опыт коммуникации. Соответственно учебному плану студенты 4-курса проходят педагогическую практику. Количество часов, отве-дёных на практику, варьируется в зависимости от факультета (таблица 1).

Как видно из вышеприведённых данных в таблице 1, количество времени, отводимого на педагогическую практику на определённых направлениях обучения, недостаточно для формирования начального педагогического опыта. Кроме того, данная форма обучения предусмотрена на последнем курсе обучения, тогда как именно педагогическая практика

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

22 ТАЪЛИМ ПСИХОЛОГИЯСИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ч___/

Таблица 1. Количество часов, отведёных на практику

Код и название направления Количество недель

1 5110100 - Методика обучения математике 11

2 5110200 - Методика обучения физике и астрономии 11

3 5110300 - Методика обучения химии 13

4 5110400 - Методика обучения биологии 11

5 5110700 - Методика обучения информатике 11

6 5110800 - Изобразительное искусство и инженерная графика 11

7 5111000 - Профессиональное образование (агрономия) 5

8

9

10 5111000 - Профессиональное образование (информатика и информационные технологии) 2

11

12

13 5111000 - Профессиональное образование (экономика) 8

14

15

16 5111300 - Русский язык и литература (для групп с другим языком обучения) 11

17 5111400 - Иностранный язык и литература (английский язык) 10

18 5111500 - Допризывное военное образование 13

19 5111700 - Начальное образование и спортивно-воспитательная работа 11

20 5112000 - Физическая культура 11

21 5112100 - Трудовое воспитание 11

даёт опыт коммуникации, являющийся одним из ключевых составляющих развития коммуникативной компетентности.

Исходя из сложившихся реалий, нами был сделан вывод о необходимости создания условий, в которых студенты смогут получать практический опыт педагогической коммуникации. Подобные условия можно создать через организацию процесса преподавания педагогических и психологических дисциплин на основе деятельностного подхода, ориентированного на формирование практических умений и навыков. Особенно эффективно в этом плане внедрение в процесс обучения технологии case - study, имитационно-ролевого моделирования, игровых технологий, модели процесса формирования профессиональной компетентности средствами научно-исследовательской деятельности. В рамках исследования были разработаны специальные методические разработки, основой которых стали вышеперечисленные технологии. Эксперимент по внедрению методических разработок показал рост уровня коммуникативной

компетентности у будущих учителей - бакалавров (таблица 2):

Уровни сформированности профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя-бакалавра были определены в следующем порядке:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- низкий уровень - характеризуется слабой выраженностью коммуникативных качеств и умений (высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность; поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей);

- средний уровень, для которого характерна умеренная степень проявления коммуникативной компетенции (в общении непосредственен, искренне относится к другим; сдержан в эмоциональных проявлениях; соотносит свои реакции с поведением окружающих людей);

- высокий уровень, для которого характерно доминирование исследованных личностно-профессиональных коммуникативных качеств и коммуникативных умений учащихся (учитель постоянно контролирует свои действия;

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

V_/

Таблица 2. Определение коммуникативных компетентностей студентов Ферганского государственного университета по специальности «Русский язык и литература (для групп с другим языком обучения)» (36 человек в экспериментальной группе) и (36 человек в контрольной группе)

2 курс 3 курс 4 курс

Уровень Эксперимен- Контрольная Эксперимен- Контрольная Эксперимен- Контрольная

тальная группа группа тальная группа группа тальная группа группа

Высокий 26% 24% 37% 32% 42% 33%

Средний 40% 41% 45% 43% 43% 46%

Низкий 34% 35% 18% 25% 15% 21%

управляет выражением своих эмоций; хорошо осведомлен о нормах поведения).

Кроме того, известно, что совершенствование профессионального мастерства, в частности коммуникативной компетентности, требует беспрерывного самообразования учителя. Проведённый нами среди студентов опрос на выявление их готовности к самообразованию в процессе будущей профессиональной деятельности показал наличие низкой мотивации к данному виду деятельности в будущем (непрерывное самообразование в процессе профессиональной деятельности необходимо учителю - 43%, достаточно плановых курсов повышения - 54%, нет необходимости - 9%, затрудняюсь ответить - 4%).

Основываясь на результатах опросов можно утверждать, что при подготовке будущих учителей необходимо учитывать и их позицию в социальной, культурной и политической жизни, способствовать усилению гражданской позиции, формированию в них чувства профессиональной ответственности. Все это

формирует и развивает личность будущего учителя таким образом, чтобы он стремился к овладению способами самосовершенствования и саморазвития. Это обеспечило бы ему в будущем эффективное функционирование как профессионала в системе образования.

Таким образом, мы имеем возможность сделать вывод о том, что эффективное проектирование и организация учебного процесса обеспечивает формирование коммуникативной компетенции у будущего учителя-бакалавра. Роль преподавателя при этом выступает в качестве ключевой в стимулировании учебно-познавательной деятельности учащегося в целом, развитии и формировании коммуникативной компетентности в частности. Преподаватель, правильно выстроив учебный процесс, посредством системы специальных коммуникативных упражнений и заданий, способен создать благоприятные условия и атмосферу стимулирования коммуникативной компетентности, применяя различные методы и технологии обучения.

Литература:

1. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т.: «Узбекистон», 1997.

2. Каримов И.А. Наша цель: свободная и процветающая Родина. Т. 2. - Т.: «Узбекистон», 1996.

3. Жаркова Т.И., Сороковых Г.В. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку. - М.: «Флинта», 2014.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Издательство МГУ, 1989. -С. 2-12, 112.

5. Северин М.М. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров-воспитателей. IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий форум». 15 февраля-31 марта 2012 года (http://www.rae.ru/ ^шт2012/290/2079).

6. Шибутани Т. Социальная психология. / Пер. с англ. В.Б.Ольшанского. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: «Аспект Пресс», 1996.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.