Научная статья на тему 'Теоретическая модель улучшения нравственно-правовых качеств курсантов вузов МВД России'

Теоретическая модель улучшения нравственно-правовых качеств курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS IN MVD RUSSIAN'S INSTITUTES / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА КУРСАНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КУРСАНТОВ В ВУЗАХ МВД РОССИИ / THEORETICAL MODEL / MORAL-LEGAL QUALITIES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осинцева Л. М.

В этой статье автор описала теоретическую модель улучшения нравственно-правовых качеств личности курсантов вузов МВД России. Базой модели является технологический алгоритм, который включает три главных составляющие: проблемы нравственно-правового воспитания курсантов вузов МВД России; исполняющую программу педагогов по воспитанию курсантов; модель нравственно-правовых качеств личности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TNE TNEORETICAL MODEL OF TNE IMPROVEMENT MORAL-LEGAL QUALITIES OF STUDENT'S PERSONALITY, MVD RUSSIAN'S INSTITUTES

In this artical the author has described the theoretical model of the improvement moral-legal qualities of student's personality MVD Russian's institutes. The base of the model is technological algorithm, which includes three main components: The problems moral-legal bringing up students of MVD Russian's institutes; The acting program of teachers in bringing up students; The model of moral-legal qualities of student's personality.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель улучшения нравственно-правовых качеств курсантов вузов МВД России»

12. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1993.

13. Теплов, Б.М. Избранные труды. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 1, Т. 2.

14. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. — М.: МИП «МВ Магистр», 1993.

Bibliography

1. Shadrikov, V.D. Psychology of activity and human abilities. — Moscow, 1996.

2. Bogoyavlenskaya, D.B. Intellectual work as an issue of creative activity. — Rostov-on-Don: Publishing house of RSU, 1983.

3. Rubinstein, S.L. Fundamentals of general psychology. — St. Petersburg: Piter Kom, 1998.

4. Yavorsky, B.L. Articles, memoirs, letters. — Moscow, 1964. — Vol. 1.

5. Tsypin, G.M. Teaching to play the guitar. — Moscow: Prosveschenie, 1984.

6. Tsypin, G.M. The musician and his work: issues of creativity psychology. — Moscow: Soviet composer, 1988. - Vol.1.

7. Tsypin, G.M. The art of musical performance: theory and practice. — St. Petersburg: Aleteya, 2001.

8. Oleynik, M.A. Formation of personality-oriented mentality of a future music teacher: abstract of the the doctoral thesis candidate of science in pedagogy. — Volgograd, 1998. — 19 pp.

9. Klimov, E.A. Psychology of personality/ E. A. Klimov. — Moscow: Prosveschenie, 1970.

10. Karstev, S.V. Pedagogic conditions of musical and rhythmic training of future actors at university: abstract of the the doctoral thesis (candidate of

science in pedagogy). — Tambov, 2009.

11. Philosophical encyclopedic dictionary. — Moscow: INFRA, 2006.

12. Tarasova, K.V. Ontogenesis of musical abilities. — Moscow, 1993.

13. Teplov, B.M. Selected works. — Moscow: Pedagogika, 1985. — Vol. 1-2.

14. Gotsdiner, A.L. Music psychology. — Moscow: MIP “MV Magistr”. 1993.

Статья поступила в редакцию 15.03.11

УДК 371.351.851

Osinceva L.M. TNE TNEORETICAL MODEL OF TNE IMPROVEMENT MORAL-LEGAL QUALITIES OF STUDENT’S PERSONALITY, MVD RUSSIAN’S INSTITUTES. In this artical the author has described the theoretical model of the improvement moral-legal qualities of student’s personality MVD Russian’s institutes.

The base of the model is technological algorithm, which includes three main components: The problems moral-legal bringing up students of MVD Russian’s institutes; The acting program of teachers in bringing up students; The model of moral-legal qualities of student’s personality.

Key words: theoretical model, moral-legal qualities of students, educational process of students in MVD Russian’s institutes.

Л.М. Осинцева, асп. каф. управления образованием и прикладной психологии АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: osinal77@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УЛУЧШЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

В этой статье автор описала теоретическую модель улучшения нравственно-правовых качеств личности курсантов вузов МВД России. Базой модели является технологический алгоритм, который включает три главных составляющие:

- проблемы нравственно-правового воспитания курсантов вузов МВД России;

- исполняющую программу педагогов по воспитанию курсантов;

- модель нравственно-правовых качеств личности курсантов.

Ключевые слова: теоретическая модель, морально-нравственные качества курсантов, образовательный процесс курсантов в вузах МВД России.

В настоящее время, когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой становится обретение нравственного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для общества в целом, и для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место во вновь возникшей системе общественных координат. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: форми-

руются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Актуальность проблемы нравственно-правового воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Свободной и законопослушной может быть только нравственная личность, так как нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно.

К сожалению, в юридическом вузе курсанты приобретают знания и навыки для воплощения их в сфере правоохрани-

тельной деятельности и жизнедеятельности неравномерно. Например, для благополучной и счастливой семейной жизни курсанты в юридическом вузе не получают достаточных знаний. Общий недостаток нравственно-этических знаний сказывается на качестве их труда, а значит и в целом неблагоприятно влияет на всю дальнейшую жизнедеятельность.

Курсанты 1 курса часто путают правовые и нравственные оценки, подменяют правовые категории нравственными. Оценка правовых категорий дается ими с позиции долга, чести, реже - законности и незаконности. Преступное поведение нередко называется «плохим», «бесчестным», «несправедливым». Нет четких правовых акцентов. Отсутствие таких акцентов в сознании курсанта может приводить к существенным искажениям ценностных ориентации. Так, мелкие правонарушения (кража имущества, драка и т.д.) зачастую не воспринимаются как правонарушения. Подобные ошибочные оценки поступков нередки на уровне обыденного сознания, и нравственно-правовое воспитание призвано сделать оценки поступков более четкими, определенными, соответствующими требованиям гражданского долга перед государством.

Своеобразие нравственно-правового воспитания в том, что поддержку, моральное влияние командиров, педагогов-воспитателей курсанты должны ощущать всегда, даже когда они находятся вне стен вуза. Социальная среда - постоянно действующий объективный фактор, который не поддается быстрому изменению и воздействует на курсанта как положительными ее гранями, так и отрицательными. Вот задачей педагога-воспитателя и является нейтрализация, насколько это возможно, негативного влияния неблагоприятных условий. Например, трудности в учебе, нездоровый моральный климат в группе, неурядицы в семье, необъективное общественное мнение о деятельности правоохранительных органов - все это может привести к внутренней деформации, которая позднее отразится на профессиональной подготовке курсантов.

Педагог-куратор должен поддерживать и развивать положительные традиции и не допускать поспешную критику отдельных традиций, которые наносят определенный ущерб некоторым его методам руководства коллективом. Нет сомнения в том, что воспитатель должен быть сам в достаточной степени воспитан. Успешно могут справляться с возлагаемыми на них функциями лишь те педагоги-воспитатели, которые сами обладают высокими нравственными качествами, сами служат примером нравственной и общей воспитанности, образцом соблюдения законности.

Наблюдения за курсантами показали, что многие из них, оценивая противоправные поступки, склонны «оправдывать» их псевдоморальными аргументами (был запуган, отдал присвоенные вещи или деньги другим, поступил так из-за дружеских побуждений и т. д.). Формирование у курсантов четких представлений о высокой нравственности правовых норм, о единстве содержания норм права и нравственности в российском обществе, обеспечивает правильность и принципиальность оценки ими сложных фактов окружающей жизни и собственных поступков, способствует выработке правильной мотивации поведения. Поэтому, обучая нормам права, следует активно вскрывать нравственную основу той или иной правовой нормы. В нерасторжимом соединении права и нравственности содержится прочная основа воспитания вооруженного правовыми знаниями нравственного человека.

Задачи нравственно-правового воспитания состоят в том, чтобы разбудить в сознании курсантов представление о смысле их жизни. Опираясь как на внутренние силы курсантов, так и на доведение до их сознания основных этических знаний, процесс освоения курсантом нравственно-правового содержа-

ния смысла жизни будет протекать на основе усвоения общечеловеческих ценностей, знаний права и реализации этих знаний в деятельностном проявлении любви, стремлении к идеалу (совершенствовании).

Американский педагог и психолог Э.Л. Торндайк писал: «Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений» [1, с. 25]. Нравственно-правовые основы как раз и определяют воспитание не как изменение, а как обогащение врожденного духовнонравственного потенциала личности: «Воспитание не начинается с «чистого листа», оно всегда застает в индивиде природные предпосылки, исходный потенциал дарований, в том числе ценностных, часто неявных и трудно проявимых. У каждого человека этот потенциал имеет свой неповторимый, уникальный «рисунок», и нуждается в признании, в уважении его своеобразия, тем более что он может как обогащаться прижизненно, так и утрачиваться [2, с. 42-43].

Получение знаний или повышение эрудиции для будущего офицера еще не значит, что он стал лучше, чем был до поступления в юридический вуз (гражданский вуз). При настоящей организации учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе (вузе) не исключена возможность совместно с повышением интеллекта приобрести и отрицательные моральные качества, такие как: высокомерие, зазнайство, эгоизм, грубость, карьеризм и т.п. Несколько столетий назад М. Монтень обратил на это внимание: «... взгляните, вот он (наш школяр) возвращается после 15 или 16 лет занятий: найдется ли еще кто-нибудь, столь же неприспособленный к практической деятельности? От своей латыни и своего греческого он стал надменней и самоуверенней, чем был прежде, покидая родительский кров, - вот и все его приобретения. Ему полагалось бы прийти с душой наполненной, он приходит с разбухшей: ей надо бы возвеличиться, а она у него только раздулась» [3, с. 178].

Самосовершенствование (улучшение) личности в юридическом вузе может быть облегчено при целенаправленном взаимодействии профессорско-преподавательского состава и курсантов в целях повышения духовности будущих офицеров.

«Улучшение природных предпосылок» индивида заключается в образовании и развитии позитивного потенциала личности, в неповторимом, уникальном «рисунке», множестве разнообразных и не всегда только положительных моральных качеств. «Каждое положительное качество имеет свою противоположность. Это обстоятельство имеет свои хорошие стороны, так как дает возможность преобразовать (трансмутиро-вать) нежелательные качества в желательные» [4, с. 10].

Этика определяет отрицательными следующие моральные качества: вероломство, высокомерие, грубость, зазнайство, злорадство, злословие, карьеризм, корыстолюбие, косность, лицемерие, малодушие, мещанство, распутство, скупость, трусость, тунеядство, цинизм, чванство, эгоизм. Так как природный потенциал личности может как обогащаться в течение жизни, так и утрачиваться, то основное направление воспитательной работы профессорско-преподавательского состава и вуза по «улучшению» личности и есть основа нрав-ственно-этическо-правового воспитания. Таким образом, этическое положение об улучшении природных предпосылок индивида находит свое педагогическое выражение в нравственно-правовом воспитании как процессе образования и развития положительных моральных качеств личности и вытеснения ими противоположных отрицательных качеств.

Рис. 1. Комплексная теоретическая модель связей и противоположений нравственно-правовых качеств личности курсантов Примечания:

Духовность тесно связана с трудолюбием

Трудолюбие оказывает влияние на развитие всех положительных качест. _____

Развивая смелость, выдержку и самоотверженность личность повышает мужество.

Развивая вежливость, великодушие, скромность и благородство личность повышает чуткость. _____р.

Развивая правдивость, верность, принципиальность, искренность и идейность (которая связана с честностью через

верность ^ и принципиальность I личность повышает честность.

^ у >.

6. Развитие чуткости и честности повышает человечность ' ' .

7. Развивая мужество, трудолюбие, человечность, терпимость, бережливость, чувство юмора личность повышает в течении жизни духовность. ►

8. Таким образом, личность, развивая каждое положительное качество, постепенно изживая противоположное отрицательное, приближается к общечеловеческому идеалу, повышая тем самым духовность (например: развивая вежливость - изживаем грубость).

Из чего следует сделать вывод, что самосовершенствование (улучшение) личности курсанта и объединение правового воспитания с нравственным в соответствии с разработанной комплексной теоретической моделью связей и противоположений нравственно-правовых качеств поможет курсантам в их будущей профессиональной деятельности более точно ориентироваться в морально-психологической обстановке, верно квалифицировать как свое поведение, так и действия других людей, проникать в систему их мотивации, подвергать критическому пересмотру устаревшие взгляды.

Библиографический список

1. Торндайк, Э. Принцип обучения, основанный на психологии. - М.: Учпедгиз, 1930.

2. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1989.

3. Монтень, М. Опыты // Собр. соч.: в 2-х томах. - М.: Политиздат, 1960. — Т. 1.

4. Андреева, А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики: дис. ... канд. пед. наук. — М., 1996. Bibliography

1. Torndike, E. The principal of education, based on psychology. — M.: Uchpedgiz, 1930.

2. Ethics dictionary / in A. Gusseinov and I. Kon reduction. - M.: Politizdat, 1989.

3. Monten, M. Experience. Work in two volumes. — M.: Politizdat, 1960. — Volume 1.

4. Andreeva, A. Pedagogical basis of spiritual education in the Theory of Living Ethics-thesis, Master of Pedagogics. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 15.03.11

УДК 371

Ivanova S.V. THE MECHANISM SUPPORT OF RESOCIALIZATION OF INNOVATION IN THE NON-FORMAL TEACHER EDUCATION. Non-formal teacher education contributes to the integration of innovative behavior in the structure activites of the teacher. The mechanism of support re-socialization of innovation based on the triad model is shown in the article.

Key words: informal teacher education, the rehabilitation, the triad- system approach.

С. В. Иванова, канд. пед. наук, с. н.с. УРАО ИПО, г. Санкт-Петербург, E-mail: s.ivanova@iporao.ru

МЕХАНИЗМ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В НЕФОРМАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Неформальное педагогическое образование способствует включению инновационного поведения в структуру деятельности педагога. Механизм сопровождения ресоциализации инноваций на основе триадной модели показан в статье

Ключевые слова: неформальное педагогическое образование, ресоциализация, системный триадный подход.

Инновации в образовании, в том числе и в педагогическом, проблемы ресоциализации инноваций рассматривались в работах К. Ангеловски, Б.М. Бим-Бада, А.В. Хуторского, В.С. Лазарева, О.Г. Юсуфбековой, М.В. Кларина, О.Г. Хоме-рики, Т.А. Татуйко и др. В современном педагогическом словаре ресоциализация рассматривается как необходимая повторная социализация личности в новых изменившихся социальных условиях и обстоятельствах [1]. Б.М. Бим-Бад представляет ресоциализацию как изменение ставших неадекватными ценностей человека в новых условиях социума. Это справедливо по отношению и к таким ценностям, как знания, профессионализм. Потребность в механизме ресоциализации инноваций в педагогическом образовании обусловлена рядом противоречивых процессов в социуме и педагогике. Обозначим наиболее значимые из них, которые противостоят и, напротив, способствуют ресоциализации инноваций.

1. Потребность в инновационном прорыве обозначается в программных заявлениях руководителей государства. Модернизация, реформирование образования наряду с внедряемыми инновационными проектами на фоне противоречивых представлений о реальном оснащённости учебного процесса, об учительской зарплате, и других финансово-инфраструктурных условиях обучения детей и взрослых часто будоражат умы учительской общественности, вызывая психологическое отторжение и неприятие любого новшества.

2. Ускоряющиеся темпы информатизации, увеличивающиеся объёмы сведений из различных наук и социума, объективно усиливающиеся требования подготовленности выпускников к профессиональной деятельности и социальному взаимодействию побуждают думающего учителя постоянно действовать в режиме ресоциализации инноваций - доведённого до поведенческого уровня инновационной активности [2]. На практике это означает, что учитель с определённой периодичностью обращается к новым методам, формам, технологиям профессиональной деятельности. Поэтому правы те, кто утверждает, что настоящий учитель постоянно учится. Подчас для этого недостаточно формального образования (второго образования, курсов повышения квалификации, образовательных модулей и др.) поэтому спасает различным образом организованное неформальное педагогическое образование: целевые семинары, обучение в режиме самообучающегося учреждения, индивидуальных маршрутов самообразования и др.

В современном неформальном образовании Т.В. Мухлае-ва [3, с. 162] отмечает следующие характеристики: ориентация на конкретные образовательные запросы; отсутствие принудительного характера обучения, основанность его на собственной мотивации обучающегося; высокий личностный

смысл обучения, обеспечение возможности лучше понимать и,если это необходимо, изменять окружающую социальную структуру; гибкость в организации и методах обучения; самооценка слушателями получаемых результатов на основе значимых для них критериев; культуру взаимопонимания и поддержки в отношениях между обучающими и обучаемыми и т.д.. Часто неформальное педагогическое образование адресуется сфере образования взрослых - родителей, воспитателей специализированных учреждений, пенсионеров с невостребованными профессиями и др.. Не отрицая необходимости педагогического образования для самых разных категорий взрослого населения, будем вести речь о неформальном педагогическом образовании в образовательных учреждениях. Адресатами неформального педагогического образования подразумеваются целые педагогические коллективы, получающие новое знание и конструирующие профессиональные компетентности в режиме самообучающихся учреждений.

Возможно ли на современном этапе развития педагогического образования вести речь о том, что можно было бы назвать механизмом ресоциализации инноваций: планомерное целенаправленное воздействие на процессы неформального образования, а также влияние, оказываемое на состояние ресоциализации инноваций со стороны управленческих и иных структур образования? Как можно представить алгоритм действия этого механизма?

Прежде всего, приступая к ответам на эти вопросы, целесообразно переосмыслить суть инновационных процессов [4, с. 311] в неформальном педагогическом образовании и обозначить их характеристики. Инновации в неформальном педагогическом образовании - это преобразование новых видов, способов, технологий педагогической деятельности (нововведений) в нормы и образцы профессиональной культуры, обеспечивающие их институционное оформление, интеграцию и закрепление в педагогике. Инновационные процессы педагогики выражают суть процессов социальных изменений, характеризуют источник развития общества. Эти процессы в неформальном педагогическом образовании носят дискретный, дихотомический характер, тесно связанный с жизненным циклом нововведения и направленный не на сохранение уже имеющегося, а на его трансформацию, на переход в иное качество, с неизбежным риском неоптимальности или даже нежизнеспособности предлагаемого, с ревизией устаревших норм, ролей и функций, а нередко и с их заменой. Это - одна из основных социокультурных предпосылок развития педагогической практики, обогащения ее новыми технологическими, инструментально-коммуникационными и всеми другими формами педагогического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.