Научная статья на тему 'Теневые экономические отношения в структуре национального хозяйства'

Теневые экономические отношения в структуре национального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1169
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / SHADOW ECONOMY / INFORMAL PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулик Юрий Павлович, Фатхутдинов Альберт Ахтамович

Годы рыночных реформ в национальном хозяйстве привели к формированию сильных теневых экономических отношений, при этом их рост носил гиперускоренный характер, охватив, по мнению экспертов, более 40 % национального хозяйства. Теневая экономика в большинстве своем есть следствие болезни экономики страны, трансформации системы взаимоотношения общества. В статье обосновывается точка зрения, согласно которой распространение теневых отношений наносит огромный вред национальному хозяйству, пагубно влияет на духовно-нравственную и, как следствие, на правовую сферы, видоизменяет личностные компоненты многих людей, подрывает суверенитет государства, уменьшает конкурентоспособность национальной экономики, однако именно теневые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, в частности, неформальные платежи, в сложившихся условиях не могут расцениваться однозначно с негативной стороны. Обществу, как фундаменту развитого государства, необходимо активно влиять, прежде всего, на сами причины формирования теневых экономических отношений, а не ее проявления. Наличие специфичных факторов и определенных пробелов в системе регулирования теневых экономических отношений на всех уровнях национального хозяйства, большой удельный вес теневого сектора в экономики России требует поиска причин разбухания, а также рычагов сдерживания теневой экономики. В данной статье выделяются наиболее специфичные компоненты формирования теневых отношений: укоренившаяся в ряде общественных групп противоправная ментальность; развитие практики псевдоконтроля, проявляющегося в желании надзорных органов контролировать все стороны общественной жизни при внутреннем безразличии к действенности реального контроля; отсутствие объективной заинтересованности части госслужащих в получении правдивой информации, что приводит к квазиинформированности большинства государственных информационных систем; инерционность контрольной деятельности сотрудников правоохранительной системы страны; распространение этнических криминальных групп, кланов; масштабные диспропорции в национальной экономической системе и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулик Юрий Павлович, Фатхутдинов Альберт Ахтамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW ECONOMIC RELATIONS IN STRUCTURE OF NATIONAL ECONOMY

Years of market reforms in national economy led to formation of the strong shadow economic relations, thus their growth had the hyper accelerated character, having captured, according to experts, more than 40% of national economy. The shadow economy in the majority is a consequence of an illness of national economy, transformation of system of relationship of society. In article authors justified the point of view according to which distribution of the shadow relations does huge harm to national economy, harmful influences on spiritual and moral and, as a result, on legal spheres, alters personal components of many people, undermines the sovereignty of the state, reduces competitiveness of national economy, however shadow forms of interaction of economic entities, in particular, informal payments, at this conjuncture can't unambiguously be regarded from a negative side. To society as to the base of the developed state, it is necessary to influence actively, first of all, the reasons of formation of the shadow economic relations, but not its manifestations. Existence of specific factors and certain gaps in system of regulation of the shadow economic relations at all levels of national economy, the big specific weight of shadow sector in economies of Russia demands search of the reasons of swelling, and also levers of control of shadow economy. In this article authors allocated the most specific components of formation of the shadow relations: the illegal mentality which took roots in a number of public groups; development of practice of the pseudo-control which is in desire of supervisory authorities to control all parties of public life at internal indifference to effectiveness of real control; lack of objective interest of part of civil servants in receiving accurate information that results in quasiknowledge of the majority of the state information systems; lag effect of control activity of staff of law-enforcement system of the country; distribution of ethnic criminal groups, clans; large-scale disproportions in national economic system etc.

Текст научной работы на тему «Теневые экономические отношения в структуре национального хозяйства»

ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

КУЛИК ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: lena538639@mail.ru

ФАТХУТДИНОВ АЛЬБЕРТ АХТАМОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: messsser@ya.ru

Годы рыночных реформ в национальном хозяйстве привели к формированию сильных теневых экономических отношений, при этом их рост носил гиперускоренный характер, охватив, по мнению экспертов, более 40 % национального хозяйства. Теневая экономика в большинстве своем есть следствие болезни экономики страны, трансформации системы взаимоотношения общества. В статье обосновывается точка зрения, согласно которой распространение теневых отношений наносит огромный вред национальному хозяйству, пагубно влияет на духовно-нравственную и, как следствие, на правовую сферы, видоизменяет личностные компоненты многих людей, подрывает суверенитет государства, уменьшает конкурентоспособность национальной экономики, однако именно теневые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, в частности, неформальные платежи, в сложившихся условиях не могут расцениваться однозначно с негативной стороны. Обществу, как фундаменту развитого государства, необходимо активно влиять, прежде всего, на сами причины формирования теневых экономических отношений, а не ее проявления. Наличие специфичных факторов и определенных пробелов в системе регулирования теневых экономических отношений на всех уровнях национального хозяйства, большой удельный вес теневого сектора в экономики России требует поиска причин разбухания, а также рычагов сдерживания теневой экономики.

В данной статье выделяются наиболее специфичные компоненты формирования теневых отношений: укоренившаяся в ряде общественных групп противоправная ментальность; развитие практики псевдоконтроля, проявляющегося в желании надзорных органов контролировать все стороны общественной жизни при внутреннем безразличии к действенности реального контроля; отсутствие объективной заинтересованности части госслужащих в получении правдивой информации, что приводит к квазиинформированности большинства государственных информационных систем; инерционность контрольной деятельности сотрудников правоохранительной системы страны; распространение этнических криминальных групп, кланов; масштабные диспропорции в национальной экономической системе и т. д.

Ключевые слова: теневая экономика, неформальные платежи

Криминализация различных сфер общественной жизни была, есть и будет одной из существенных проблем, препятствующих экономическому росту страны. При этом, поле экономических отношений, в котором приходится функционировать российским предприятиям, образовывается за счет движения потоков легальных и нелегальных капиталов.

Несмотря на научную полемику о положительных и отрицательных функциях теневой экономики, прежде всего «серой», ее воздействии на общий социально-экономический тренд, с уверенностью можно сказать, что теневой сектор -неотъемлемая часть экономических отношений в любом государстве. При этом объектом данного

проблемного поля является уровень ее распространенности и воздействия на эффективность функционирования национального хозяйства. В таких условиях задачей государства является снижение до минимального уровня таких отношений. При этом следует исходить из того, что в рамках социально ориентированного государства теневой сектор - фактор дестабилизации.

В научной литературе принято выделять ряд факторов, обладающих определенной спецификой, которые содействуют развитию теневой экономики. К ним относятся [3]:

- превалирующие диспропорции в наиболее важных экономических аспектах национального хозяйства;

YU. P. KULIK, A. A. FATKHUTDINOV

- имеющие место факты запоздалой реакции контрольной деятельности работников правоохранительных органов;

- отсутствие реальной заинтересованности части руководителей государственных органов в получении правдивой информации, квазиинформативность большинства государственных информационных систем;

- противоправная ментальность хозяйствующих субъектов;

- политическая нестабильность, что является следствием социальной стабильности, дисбаланс в системе вертикальной ответственности в институтах общества и т. п.;

- псевдоконтроль, выражающийся в желании внешнего контроля всех сторон экономической жизни, при внутренней безразличности к действенности реального контроля;

- уникально-специфичная многонациональ-ность, проявляющаяся в наличии значительного числа национальных этнокультурных криминогенных кланов, объединенных общей скрепой эт-нонациональной связи.

Также в данном контексте стоит сказать, что помимо вышеописанного имеется ряд характерных причин, определяющих интенсификацию развития теневого сектора экономики на этапе рыночных преобразований. При этом сформированный вектор противодействия экономическим преступлениям в СССР соответствовал определенным социально-политическим, социально-

экономическим и правовым реалиям того времени. К ним относились:

- возможность введения ограничений в направлении экономических преступлений, в превалирующем случае за счет незначительных, по государственным меркам, сумм оборота материальных и финансовых ресурсов;

- монопольное положение государства в отношении основных средств производства, массивов материальных, финансовых и информационных ресурсов;

- соответствующая локализация основных структур и механизмов экономической преступности;

- жесткая нейтрализация банковской и финансовой систем;

- жесткая система мер по контролю за безналичным и наличным оборотом рубля и валюты.

Заметим, что вышеописанное не может функционировать в открытом обществе, в правовом государстве с наличием различных форм собственности. Поэтому эволюция национального хозяйства, экономических отношений, приемлемых рыночной экономике, непосредственно оказывают воздействие на развитие теневой экономики. Как следствие данных процессов, является развитие новых факторов, которые необходимо учитывать при определении путей решения многочисленных проблем в этой области. Приведем пример данных факторов, ранжированных на группы: политические, экономические и организационные (табл.1.).

2 о

ПРОЯВЛЕНИЕ

ОП

изменение геополитической обстановки в мире в силу экономического кризиса российской экономики, активно затронувшего другие стороны функционирования государства, что привело к нарастанию негативных факторов взаимодействия российского государства и общества с зарубежными странами; нарушение экономических и правоохранительных связей по причине распада СССР; низкая правовая культура населения страны;

прямая и косвенная поддержка международных и государственных институтов ведущих стран Запада негативных явлений в различных областях жизнедеятельности России, способствующая ее ослаблению и занятию подчиненного места в мировом сообществе;

разрушение ранее существовавшей командно-административной системы государственного управления, а также системы обеспечения безопасности, борьбы с экономическими преступлениями и контроля над экономико-правовыми процессами;

становление новой российской государственности на основе принципов законности, демократии, экономической открытости;

стремление России к более тесному политическому, экономическому и иным формам сотрудничества с зарубежными странами в процессе проведения реформ на основе максимальной открытости сторон_

Таблица 1

Факторы, инициирующие теневые отношения в структуре национального хозяйства [1-3]

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - критическое состояние отраслей материального производства, науки, образования и т. п.; - переход России на рыночные отношения, появление множества негосударственных коммерческих организаций и предприятий различных организационно-правовых форм, разрушение жесткой централизации товарного и финансового оборота; - расширяющаяся кооперация с другими странами

ОРГАНИ-ЗАЦИ-ОННЫЕ - недостаточная нормативно-правовая база экономических отношений, в том числе в области обеспечения безопасности от экономических преступлений; - острый недостаток материальных и финансовых ресурсов для укрепления органов правопорядка; - слабое регулирование государством реальных экономических процессов; - широкое использование различными предприятиями и организациями всех форм собственности «серых» методов в своих финансово-хозяйственных операциях

КОМБИНИРОВАННЫЕ - бесхозяйственность и разбалансированность экономики страны, особенно в кредитно-финансовой, валютно-денежной и товарно-сырьевой сферах; - незаинтересованность в сохранности материальных ценностей со стороны должностных лиц государственных и финансово-коммерческих структур; - неспособность государственных институтов удовлетворить жизненно необходимые потребности населения; - противоречивость и несовершенство законодательной базы; - частичная потеря государственным аппаратом функции управления обществом и государством

Опираясь на данные таблицы, анализ ряда научных публикаций, посвященных данной тематике, сформулируем причины, которые являются фундаментом сложившейся ситуации в национальном хозяйстве.

Итак, причины, вошедшие в первую группу, можно отнести к факторам, лежащим в основе поведенческой природы индивида. Речь идет о стремлении любой личности получить больший результат, при минимальных усилиях. Заметим, что данный рационализм при наличии или отсутствии ограничителей, побуждает человека к теневой деятельности. При этом изменить сущность, природу человека нельзя, однако его поведение во многом обусловлено факторами окружающей среды. Также упомянем, что любой личностный конфликт в координатах добра и зла, разрешается в зависимости от сложившейся системы отношений в обществе и обусловлен следующими регуляторами:

- исторические традиции;

- законодательство;

- морально-нравственные устои общества.

Ко второй группе причин, обуславливающих

появление теневых отношений, относятся факторы экономической направленности, присущие рыночному хозяйству.

В третью группу входят факторы социальной направленности. Несмотря на развитость общественных отношений, обществу в целом не удалось решить ряд проблем социальной направленности, одна из которых - социальная дифференциация общества - характерна и, видимо, неотъемлема от рыночного хозяйства.

К четвертой группе причин, обуславливающих формирование теневых отношений, отнесем факторы правой направленности, как правило, несовершенство законодательной базы предпринимательской деятельности. Отметим, что данное несовершенство правовой сферы, в большинстве своем, носит объективный характер, в силу того, что экономические процессы всегда идут быстрее, чем развитие правовой сферы. Законодательная сфера, обычно, отстает от реалий экономической жизни. Поэтому совершенствование правового поля есть нескончаемый и перманентный процесс. Противоречия между стремительно меняющимися экономическими отношениями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой используются теневой экономикой в рамках существующих правовых пробелов.

К пятой группе отнесем факторы этической составляющей. Здесь особо хочется выделить противоречия, возникающие в поле морально-этической и законодательной основ предпринимательства. Безусловно, закон в большей своей части и есть документально закрепленная морально-этическая ценность данного времени, но тем не менее государственные интересы, закрепленные в правовом поле, не всегда коррелируют с интересами общества, а иногда и вовсе имеют противоречивый характер. В этой связи необходимо выделить роль институтов гражданского общества, так как на определенном этапе развития общества и хозяйственной системы государству становится сложно в одиночку бороться с элементами теневой экономики. Например, обще-

уи. Р. КИЛК А. А. РАТКНИТЭШОУ

ственные организации, вполне самостоятельны для проведения независимого расследования, чтобы оказывать государству помощь в борьбе с теневой экономикой. Также немаловажную роль играет воспитательная функция, которую должны воплощать институты гражданского общества:

- объединения предпринимателей;

- потребителей;

- деятелей культуры;

- профсоюзы;

- религиозные и другие организации;

- СМИ.

Шестая группа причин - факторы политической направленности, спровоцированные противоречиями в политической системе. Здесь одним из основополагающих явлений является вопрос отношений власти и крупного капитала. Как известно, при слиянии интересов бизнеса и власти формирует олигархия, наличие которой вызывает к жизни определенные черты теневых отношений. Здесь имеется в виду не только бизнес-лобби, что формирует для них благоприятные теневые экономические условия, но и среду для формирова-

ния социальных противоречий. При этом государство недополучает средства, а малый и средний бизнес становятся «не удел». Также отметим, что многие соглашения, достигнутые олигархическими структурами, заключаются в тени кабинетной власти, и носят договорной, но неправовой характер. Отметим, что с позиции закона данные соглашения малоуязвимы, однако по сути являются механизмами теневой экономики. Подчеркнем, что слабая политическая власть формирует проявления коррупции в среде госслужащих, что в свою очередь, увеличивает масштабы теневой экономики.

В общем, можно сказать, что наличие и воспроизводство механизмов теневой экономики в системе рыночного хозяйства также поддается описанию с позиции общефилософских положений, в частности, соотношения идеального и реального в социально-экономических системах.

В этой связи считаем необходимым рассмотреть механизмы идентификации теневых отношений в структуре национального хозяйства (рис. 1).

Рис. 1. Декомпозиция методов детектирования теневых экономических отношений в структуре национального хозяйства

,, _ „Л1_ SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Т. 10, № 7, 2015

Рассмотрев некоторые причины формирования теневых отношений, отметим, что нелегальная экономика является форпостом для тех субъектов хозяйственной деятельности, для которых издержки соблюдения законов превышают планируемую выгоду. При этом, как правило, институциональными рамками определяют границы теневой экономической деятельности. Также стоит заметить, что обилие разновидностей теневых

отношений обусловлено ответной реакцией хозяйствующих субъектов на просчеты в системе хозяйствования.

Формы теневой экономики можно классифицировать и по сферам экономической деятельности (табл. 2). Отметим, что это только некоторые примеры теневой деятельности, которая может осуществляться практически в любой сфере общественной жизни.

Таблица 2

Формы теневой экономики в различных сферах экономической деятельности [2]

Сферы экономической деятельности Формы теневой экономики

Торговля - контрабанда; - реализация фальсифицированной продукции; - таможенный сговор; - челночная торговля

Сфера услуг - взаимосвязь частных охранных предприятий с уголовными структурами; - необоснованные консультативные услуги за деньги; - фирмы-однодневки

Сфера здравоохранения - нелегальные платные услуги; - сговор между фармацевтическими организациями и медицинскими учреждениями

Производство - бартерные сделки; - задержки заработной платы; - банкротство; - использование нелегального труда; - перевод прибыли за рубеж; - подкуп чиновничества для получения госзаказов; - уход в оффшорные зоны; - фальсификация продукции

Финансово-кредитная сфера - отмывание денег; - финансовые операции под эгидой различных некоммерческих фондов; - финансовые пирамиды

Сфера образования взятки за поступление, получение диплома, прохождение учебы

Анализ сопутствующих процессов трансформации экономик разных государств показывает, что теневые отношения могут выступать положительным фактором. Например, в периоды социально-экономических потрясений теневая экономика зачастую выполняет конструктивные функции:

- играет для экономических агентов роль своеобразного оптимизирующего механизма хозяйственной деятельности в условиях незрелой рыночной инфраструктуры;

- нивелирует резко обозначившуюся дифференциацию доходов;

- снижает глубину трансформационного спада;

- снижает уровень безработицы.

т P. KULIK, A. A. FATKHUTDINOV

Так, например, если произвести корректировку статистических показателей с учетом теневых отношений, то падение производства в 1990-ые гг. в странах с переходной экономикой выглядит не столь угрожающим, а темпы современного экономического роста в действительности выше официально объявленных.

Формально теневые отношения, безусловно, нарушают правовые нормы, но в данном контексте считаем необходимым обратить внимание на причины, формирующие криминал и вынужденную внелегальную экономику. Во-первых, случай, характерный для первой ситуации, обусловлен патологической жаждой к наживе, причем любыми методами и средствами. Во втором слу-

чае, субъект хозяйственной деятельности вынужден не по своей воле искать пути минимизации издержек в силу сложившихся причин (непосильные налоги или социально несправедливые правовые нормы).

Литература

1. URL: http://any-book.org/download/47223.html

2. URL: http://www.igras.ru/files/ f.2009.05.19.01. 36.39..2.doc

3. Юрьев В. М., Степичева О. А. Влияние теневой экономической деятельности на экономическое развитие страны // Вестник Тамбовского университета.

Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. № 10 (54). С. 159-161.

References

1. URL http://any-book.org/download/47223.html

2. URL http://www.igras.ru/files/ f.2009.05.19.01. 36.39..2.doc

3. Yur'ev V. M., Stepicheva O. А. Vliyaniye tenevoj ekonomicheskoj deyatel'nosti na ekonomicheskoye razvitiye strany [Influence of shadow economic activity on economic development of the country] // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2007. № 10 (54). S. 159-161.

* * *

SHADOW ECONOMIC RELATIONS IN STRUCTURE OF NATIONAL ECONOMY

KULIK YURIY PAVLOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: lena538639@mail.ru

FATKHUTDINOV ALBERT AKHTAMOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: messsser@ya.ru

Years of market reforms in national economy led to formation of the strong shadow economic relations, thus their growth had the hyper accelerated character, having captured, according to experts, more than 40% of national economy. The shadow economy in the majority is a consequence of an illness of national economy, transformation of system of relationship of society.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In article authors justified the point of view according to which distribution of the shadow relations does huge harm to national economy, harmful influences on spiritual and moral and, as a result, on legal spheres, alters personal components of many people, undermines the sovereignty of the state, reduces competitiveness of national economy, however shadow forms of interaction of economic entities, in particular, informal payments, at this conjuncture can't unambiguously be regarded from a negative side. To society as to the base of the developed state, it is necessary to influence actively, first of all, the reasons of formation of the shadow economic relations, but not its manifestations. Existence of specific factors and certain gaps in system of regulation of the shadow economic relations at all levels of national economy, the big specific weight of shadow sector in economies of Russia demands search of the reasons of swelling, and also levers of control of shadow economy.

In this article authors allocated the most specific components of formation of the shadow relations: the illegal mentality which took roots in a number of public groups; development of practice of the pseudo-control which is in desire of supervisory authorities to control all parties of public life at internal indifference to effectiveness of real control; lack of objective interest of part of civil servants in receiving accurate information that results in quasiknowledge of the majority of the state information systems; lag effect of control activity of staff of law-enforcement system of the country; distribution of ethnic criminal groups, clans; large-scale disproportions in national economic system etc.

Key words: shadow economy, informal payments.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.