Научная статья на тему 'Теневая глобализация'

Теневая глобализация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2017
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОБАЛИЗАЦИЯ / УКЛОНЕНИЕ ОТ НАЛОГОВ / ИЗБЕЖАНИЕ НАЛОГОВ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НЕНАБЛЮДАЕМАЯ ЭКОНОМИКА / КРИМИНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / "ГРЯЗНЫЕ ДЕНЬГИ" / ОТМЫВ ДЕНЕГ / ОФШОР / ГРУППА РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВЫХ МЕР БОРЬБЫ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ / "DIRTY MONEY" / GLOBALIZATION / TAX AVOIDANCE / TAX EVASION / SHADOW ECONOMY / NON-OBSERVABLE ECONOMY / CRIMINAL ECONOMIC ACTIVITYY / MONEY LAUNDRY / OFFSHORE / FINANCIAL ACTION TASK FORCE ON MONEY LAUNDERING FATF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капица Лариса Михайловна

В статье рассматриваются некоторые вызванные глобализацией экономические тенденции, в частности возрастающие уклонение и избежание налогов, рост нелегального вывоза капитала и разрастание глобальных криминальных сетей. Автор обращает внимание на некоторые новые явления, порождённые глобализацией, в частности, на космополитизацию части национальных элит и растущий разрыв между национальными интересами и частными интересами элит. Современные СМИ, как российские, так и зарубежные, имеют тенденцию интерпретировать процессы глобализации исключительно с конформистских позиций, а для некоторых исследователей глобализация фактически стала «священной коровой», которой нужно только поклоняться. Критический анализ сопутствующих глобализации процессов воспринимается в штыки. В ответ на критику глобализации чаще всего можно услышать один и тот же довод: «Глобализация неизбежна!». Такое положение вещей вызывает, по меньшей мере, недоумение. Некоторые тенденции в мировом развитии, которые наблюдались в последние годы, дают серьёзные основания для беспокойства, так как явно несут в себе угрозу благополучию и безопасности народов мира. Одной из таких тенденций является глобализация теневой экономической деятельности. Методы борьбы с криминальной экономикой, применяемые в международной практике, можно объединить в две группы: 1) карательно-охранительные (или уголовно-правовые) и 2) социально-экономические. Как свидетельствуют результаты различных исследований, карательно-охранительные методы, не поддержанные социально-экономическими мерами, малоэффективны. Ужесточение контроля над экономической криминальной деятельностью в отсутствие превентивных и корректирующих мер, направленных на нейтрализацию институциональных, социальных и иных способствующих криминализации хозяйственной деятельности стимулов, может обернуться для страны значительными потерями финансовых активов в виде массового вывоза капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW GLOBALIZATION

The article reviews some development trends brought about by globalization, particularly, a growing tax evasion and tax avoidance, an expansion of illicit financial flows and the proliferation of a global criminal network. The author draws attention to some new phenomena, particularly, cosmopolitanization of some parts of national elites and a deepening divide between national interests and the private interests of elites as a consequence of financial globalization. Modern mass media, both Russian and foreign, tend to interpret globalization processes exclusively from the position of conformism, and for some of the researchers globalization became the "sacred cow", which one may only worship. Critical analysis of the processes associated with globalization is given a hostile reception. In response to criticism of globalization, one can hear the very same argument: "globalization in inevitable!" Such a state of affairs, the very least, causes perplexity. Some of the world development trends been observed over the past years raise serious concerns about the security and welfare of the peoples of the world. One of such trends has been the globalization of shadow economic activities. Methods of fight against the criminal economy been applied in international practice can be grouped into: 1) punitive enforcement (or criminal-legal) methods) and 2) socio-economic methods. As the results of various research works evidence punitive enforcement methods not supported by socio-economic measures not effective enough. Toughening the control over criminal economic activities in the absence of preventive and corrective actions aiming to neutralize institutional, social and other stimuli facilitating criminalization of economic activities can result in large losses of financial assets in the form of mass capital flight

Текст научной работы на тему «Теневая глобализация»

ЭКОНОМИКА

ТЕНЕВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Л.М. Капица

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия,119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

В статье рассматриваются некоторые вызванные глобализацией экономические тенденции, в частности возрастающие уклонение и избежание налогов, рост нелегального вывоза капитала и разрастание глобальных криминальных сетей. Автор обращает внимание на некоторые новые явления, порождённые глобализацией, в частности, на космополитизацию части национальных элит и растущий разрыв между национальными интересами и частными интересами элит.

Современные СМИ, как российские, так и зарубежные, имеют тенденцию интерпретировать процессы глобализации исключительно с конформистских позиций, а для некоторых исследователей глобализация фактически стала «священной коровой», которой нужно только поклоняться. Критический анализ сопутствующих глобализации процессов воспринимается в штыки. В ответ на критику глобализации чаще всего можно услышать один и тот же довод: «Глобализация неизбежна!». Такое положение вещей вызывает, по меньшей мере, недоумение. Некоторые тенденции в мировом развитии, которые наблюдались в последние годы, дают серьёзные основания для беспокойства, так как явно несут в себе угрозу благополучию и безопасности народов мира. Одной из таких тенденций является глобализация теневой экономической деятельности.

Методы борьбы с криминальной экономикой, применяемые в международной практике, можно объединить в две группы: 1) карательно-охранительные (или уголовно-правовые) и 2) социально-экономические. Как свидетельствуют результаты различных исследований, карательно-охранительные методы, не поддержанные социально-экономическими мерами, малоэффективны. Ужесточение контроля над экономической криминальной деятельностью в отсутствие превентивных и корректирующих мер, направленных на нейтрализацию институциональных, социальных и иных способствующих криминализации хозяйственной деятельности стимулов, может обернуться для страны значительными потерями финансовых активов в виде массового вывоза капитала.

Ключевые слова: глобализация, уклонение от налогов, избежание налогов, теневая экономика, ненаблюдаемая экономика, криминальная экономическая деятельность, «грязные деньги», отмыв денег, офшор, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

Как известно, современная экономика имеет, как и медаль, две стороны: видимую (наблюдаемую) и невидимую (ненаблюдаемую). Ненаблюдаемая экономика является сложным явлением и объединяет качественно разнородные виды деятельности, полностью или частично не подчиненные формальным институтам хозяйствования. Состав ненаблюдаемой экономики довольно разнороден и включает в себя теневую, неформальную и криминальную экономическую деятельность (см. табл.1). Хотя все виды неформальной экономической деятельности представляют собой определённую проблему, но с точки зрения государственного регулирования экономики наиболее остро стоят задачи выведения экономической деятельности из тени и обуздания криминальной экономической деятельности. Последнее особенно актуально в свете глобализации и сопутствующей ей возрастающей пористости межгосударственных границ, создающей благоприятные условия для транснационализации организованной преступности.

Теневая экономика в целом подрывает финансовую базу государства и сужает его возможности финансирования развития (включая развитие физической инфраструктуры, образования, науки, здравоохранения и сохранение окружающей среды), регулирования экономической деятельности и поддержания социального мира. Согласно оценке Министерства финансов РФ, в результате теневой экономической деятельности и ухода от налогов государство недополучает около 90 млрд долл. ежегодно в виде налогов [9]. Американский исследовательский центр Global Financial Integrity (GFI) оценивает потери России в результате нелегального вывоза капитала за период 1994-2011 гг. в 211,5

млрд долл., 135 млрд долл. из которых утекли из России благодаря неучтённым переводам [3]. В свою очередь, Банк России недавно заявил, что в период с 2010 по 2012 г. через сеть фирм-однодневок из России было вывезено около 760 млрд рублей.

Теневая экономика: структура, масштабы и динамика

О причинах, вызывающих формирование и/или устойчивость ненаблюдаемой экономики, можно говорить до бесконечности, как и о том, какие из факторов (экономических и/или неэкономических) могут послужить триггером для массового побега капитала из страны (см. табл. 2). В развивающихся странах, например, устойчивость неформальной экономики объясняется:

- недостаточным уровнем развития товарно-денежных отношений, социально-экономической инфраструктуры и институтов;

- избыточным предложением труда;

- низким экономическим ростом;

- неравенством доходов;

- коррупцией и неэффективностью государственного регулирования и др.

В той или иной мере эти факторы присутствуют практически во всех странах, однако в развивающихся странах сложившаяся их комбинация резко ограничивает возможности получения дохода значительной частью населения. В результате неформальная экономическая занятость становится чуть ли не единственным реальным источником заработка для значительной массы рабочей силы. Вместе с тем данные многочисленных исследований указывают на то, что ухудшение экономической ситуации, свёртывание производственных мощностей, рост налогового бремени, безработицы и падение

Таблица 1. Виды теневой экономической деятельности

Вид деятельности Денежные операции Неденежные операции

НЕЗАКОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Торговля похищенными товарами; торговля наркотиками и их производство; проституция; азартные игры; контрабанда; мошенничество Бартерные операции с наркотиками, похищенными или контрабандными товарами. Производство или выращивание наркотического сырья для собственного использования. Кражи для собственных нужд

Уклонение от уплаты налогов Законное уменьшение налоговых обязательств Уклонение от уплаты налогов Законное уменьшение налоговых обязательств

ЗАКОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Недекларированные доходы от самостоятельной занятости. Заработная плата и активы, полученные от незарегистрированной трудовой деятельности, связанной с законными услугами и товарами Скидки для сотрудников, дополнительные льготы Бартерные операции с законными услугами и товарами Все выполненные собственными силами работы и помощь соседей

Источник: Шнейдер, Фридрих и Доминик Энст. Скрываясь в тени. Рост подпольной экономики // МВФ, Вашингтон О.К. Март 2002 г., с. 2.

уровня заработной платы, как правило, ведёт к увеличению размеров неформальной экономики практически во всех группах стран, включая развитые [12].

Более того, «деформализация экономической деятельности» (уход в тень) может быть вызвана также и антикризисными мероприятиями государства [4]. Так, ужесточение государственного контроля над финансовой сферой в Греции, например, вызвало увеличение теневой экономики почти на 1% ВВП (то есть с 24,3% -в 2008 г. до 25,4% - в 2010 г.).

Таблица 2 Основные причины роста теневой экономики в развитых странах

Факторы, способствующие росту теневой экономики: Степень воздействия

(а) (в)

1) Рост налогового бремени и размера взноса на социальное обеспечение 35-38% 45-52%

2) Качество государственных институтов 10-12% 12-17%

3) Трансферты 5-7% 7-9%

4) Регулирование рынка труда 7-9% 7-9%

5) Государственные услуги 5-7% 7-9%

6) Мораль налогоплательщика 22-25% -

Влияние всех факторов 84-98% 78-96%

(а) средние величины, полученные в 12 исследованиях (в) средние величины, полученные в 22 исследованиях

Источник: Schneider, Friedrich. The Shadow Economy and Work in the Shadow: What Do We (Not) Know? // IZA DP No. 6423// Bonn: Institute for the Study of Labor, March 2012.

Каковы же масштабы теневой экономики в мире и отдельных группах стран? По оценке ОЭСР, в 2011 г. мировая теневая экономика достигла 10 трлн долл., и в ней было занято почти 50% рабочей силы мира (1,8 млрд человек). Как видно из рис. 1, теневая экономика в период 2001-2009 гг. имела наиболее внушительные размеры в Африке, южнее Сахары (39% ВВП в среднем по региону), и Латинской Америке (свыше 36% также в среднем по региону) На стра-новом уровне наибольшие масштабы теневая экономика имела в Зимбабве, Боливии и Грузии -свыше 60% ВВП. За ними следовали Таиланд и Перу - более 50% ВВП.

Вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008 г. теневая экономика имела тенденцию к сокращению практически во всех регионах мира. Наиболее значительное уменьшение масштабов теневой экономической деятельности было зафиксировано в Азии, где средний показатель для стран региона снизился с 39,4% ВВП в 1960-1970 гг. до 19,8% ВВП в 2001-2009 гг. (см. рис. 1). Однако в годы кризиса эта тенденция застопорилась. В 2008-2010 гг. рост теневой экономики был отмечен практически во всех странах мира. По данным

австрийского экономиста Фридриха Шнейдера, в 27 странах-членах ЕС теневая экономика увеличилась с 19,2 % ВВП в 2008 г. до 19,8% ВВП в 2009 г. и 19,6% ВВП в 2010 г., и лишь в 2012 г. тенденция к понижению возобладала опять. В других высокоразвитых странах, не являющихся членами ЕС (США, Канада, Австралия, Япония и Новая Зеландия), наблюдалась такая же тенденция (см. табл. 3 и рис. 2).

Таблица 3

Динамика теневой экономики в развитых странах и странах переходной экономики-членах ЕС (% ВВП)

2003 2008 2010 2013

Австрия 10,80 8,10 8,20 7,50

Бельгия 21,40 17,50 17,40 16,40

Болгария 35,90 32,10 32,60 31,20

Кипр 28,70 26,00 26,20 25,20

Чехия 19,50 16,60 16,70 15,50

Дания 17,40 13,90 14,00 13,00

Эстония 30,70 29,00 29,30 27,60

Финляндия 17,60 13,80 14,00 13,00

Франция 14,70 11,10 11,30 9,90

Германия 17,10 14,20 13,90 13,00

Греция 28,20 24,30 25,40 23,60

Венгрия 25,00 23,00 23,30 22,10

Ирландия 15,40 12,20 13,00 12,20

Италия 26,10 21,40 21,80 21,10

Латвия 30,40 26,50 27,30 25,50

Литва 32,00 29,10 29,70 28,00

Люксембург 9,80 8,50 8,40 8,00

Мальта 26,70 25,80 26,00 24,30

Нидерланды 12,70 9,60 10,00 9,10

Польша 27,70 25,30 25,40 23,80

Португалия 22,20 18,70 19,20 19,00

Румыния 33,60 29,40 29,80 28,40

Словения 26,70 24,00 24,30 23,10

Испания 22,20 18,40 19,40 18,60

Словакия 18,40 16,00 16,40 15,00

Швеция 18,60 14,90 15,00 13,90

Великобритания 12,20 10,10 10,70 9,70

Хорватия 32,30 29,60 29,80 28,40

Норвегия 13,60 14,70 15,10 13,60

Швейцария 9,50 7,90 8,10 7,10

Австралия 13,70 10,60 10,30 9,40

Канада 15,30 12,00 12,20 10,80

Япония 11,00 8,80 9,20 8,10

Новая Зеландия 12,30 9,40 9,60 8,00

США 8,50 7,00 7,20 6,60

Источник: Schneider, Friedrich. Size and Development of the Shadow Economies of Portugal and 35 other OECD Countries from 2003 to 2013: A further decline // The Johannes Kepler University of Linz, 2013.

Источник: Ceyhun, Elgin, Oguz Oztunali, Shadow economies all around the world: Model-based estimates, VOX, 10 May 2012 (VoxEU.org).

Экономика

Рисунок 1. Теневая экономика мира: средневзвешенные показатели, в % ВВП

МИР

Азия

Африка южнее Сахары

Ближний Восток и Северная Африка

Бывшие соцстраны

Латинская Америка

Страны ОЭСР-ЕС

■ 2001-2009

□ 1991-2000

□ 1981-1990 J 1971-1980

■ 1960-1970

10

20

30

40

50

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страны ОЭСР-ЕС Латинская Америка Бывшие соцстраны Ближний Восток и Северная Африка Африка южнее Сахары Азия МИР

2001-2009 14,56 36,19 35,95 23,51 39 19,85 21,67

1991-2000 15,939 36,59 34,13 23,93 36,68 23,37 20,02

1981-1990 16,51 36,88 24,77 37,44 29,63 20,76

1971-1980 17,89 40,86 27 41,74 34,39 22,56

1960-1970 20,32 47,5 34,58 48,71 39,4 25,75

0

Что касается стран-членов СНГ, то в большинстве из них теневая экономика по своим масштабам и в докризисный период превосходила средний для 39 стран-членов ОЭСР показатель (20% в 1999-2010 гг.). В некоторых страна СНГ масштабы теневой экономики весьма внушительны. По данным МВФ, на Украине размер теневой экономики составил 39% ВВП в 2008 г. В странах Южного Кавказа этот показатель составлял: 35% ВВП в Армении, 31,5% -в Азербайджане и 30,1% - в Грузии. В странах Центральной Азии он достигал: в Таджикистане -33%, в Казахстане - 33%, в Киргизстане - 26,3 % и Узбекистане - 15% ВВП [1]. В России, со-

гласно исследованию Global Financial Integrity (GFI - американский мозговой центр), теневая экономика в 2011 г. достигла 46% ВВП. В годы кризиса теневая экономика стала вырастать во всех странах СНГ, достигнув беспрецедентных масштабов: 68% ВВП- в Грузии, 57% ВВП- на Украине, 50% ВВП- в Молдове и Беларуси, более 62% ВВП -в Азербайджане [8].

Следует заметить, что данные по теневой экономике могут существенно варьироваться в зависимости от метода расчёта. Так, например, по оценке Государственного комитета по статистике Азербайджана, который применяет производственный метод расчёта, теневая эко-

номика Азербайджана составляет 18-20% ВВП, а рассчитанная по методу Гутманна - свыше 62% ВВП. И, несмотря на повсеместное распространение теневой экономической деятельности, она имеет везде далеко не однородную структуру. Экономики отдельных стран в буквальном смысле базируются на незаконном бизнесе - пиратстве, торговле наркотиками и оружием (к таким странам относятся Сомали, Нигерия, Колумбия, Афганистан), на нелегальном производстве контрафактной продукции (к ним относятся

Китай, Россия, Украина). В развитых странах теневая экономическая деятельность характерна для индивидуального и малого бизнеса. В США, например, она пронизывает индустрию моды, где широко применяется труд нелегальных мигрантов. В странах ЕС нелегальная экономическая деятельность присуща такому сегменту рынка труда, как самозанятые, и, как правило, начинает расти в ответ на увеличивающееся бремя налогов и/или спад спроса на рабочую силу и услуги.

Рисунок 2. Размер теневого сектора экономики в отдельных развитых странах и странах с переходной экономики-членах ЕС, 2003 и 2013 г., (% ВВП)

США Новая Зеландия Япония Канада Австралия Швейцария Норвегия Хорватия Великобритания Швеция Словакия Испания Словения Румыния Португалия Польша Нидерланды Мальта Люксембург Литва Латвия Италия Ирландия Венгрия Греция Германия Франция Финляндия Эстония Дания Чехия Кипр Болгария Бельгия Австрия

2013 12003

0,00 5,00 10,00 15,00 20,00 25,00 30,00 35,00 40,00

%

Источник: Schneider, F. Size and development of the Shadow Economy of 31 European and 5 other OECD countries from 2003 to 2013: A further decline //The Johannes Kepler University of Linz, 2013.

Во многих странах с переходной экономикой, включая Россию, теневая экономическая деятельность также характерна для микро- и малого бизнеса (розничная торговля, общественное питание, строительные работы, лесозаготовки и рыболовство и т.д.), но далеко не исчерпывается этим. Исследования теневой экономики в странах СНГ указывают на то, что практически все отрасли (в том числе рынок ценных бумаг, страхование, внешнеэкономическая сфера, строительство, производство и т.д.) страдают от теневой и криминальной деятельности. Нелегальная миграция также вносит свой вклад в развитие теневого бизнеса, представляя собой существенный источник коррупции. Что касается развивающихся стран, то многочисленные исследования Всемирного банка, МОТ и других международных организаций свидетельствуют о том, что теневая экономическая деятельность присуща всем отраслям экономики. Например, в строительстве, розничной торговле и производстве одежды развивающихся стран на долю неформальных компаний приходится 80% ВВП; в производстве автокомплектующих, пищевой, цементной и сталелитейной - свыше 30% ВВП; в производстве бытовой электроники и разработке программного обеспечения - от 20 до 25% ВВП [16].

Уход от налогов и вывоз капитала

Одним из серьёзнейших последствий теневой экономической деятельности являются уклонение и избежание налогов с последующим вывозом капитала в офшоры. По оценке доклада Eurodad (European Network on Debt and Development) «Дающие одной рукой - забирающие другой: роль Европы в вывозе капитала из развивающихся стран, бегущего от налогообложения 2013 г.», страны Европы ежегодно недособирают в государственный бюджет около 1 трлн евро, а развивающиеся страны - 600-870 млрд евро [2]. Только в одной Италии потери бюджета от неплательщиков налогов составляют 119,6 млрд евро. Больше всего потерь, то есть 49,5 млрд евро, приходится на налог с прибыли предприятий, за которыми следуют потери налоговых сборов на добавленную стоимость —

44,7 млрд В условиях экономического кризиса и острого дефицита налоговых поступлений большинство стран мира уже проводят или планируют проведение жёсткой финансовой экономии, предусматривающей:

- сокращение или ограничение роста заработной платы и государственных расходов на образование и здравоохранение (98 стран);

- реформу пенсионного обеспечения (86 стран);

- урезание социальной помощи (80 стран);

- наконец, ревизию и сокращение субсидий, в том числе на продовольствие (100 стран) [2].

По оценкам экспертов, эти меры экономии скажутся негативно на благосостоянии почти 80% населения мира. Уже сейчас почти 50% налоговых поступлений в 27 странах-членах ЕС складываются из налогов на трудовые доходы. Одну треть налоговых поступлений составляют налоги на потребление, включая VAT (которые, как известно, имеют регрессивный эффект на доходы относительно бедного населения, чьё потребление ограничивается местными товарами и услугами). И лишь одна пятая налоговых поступлений обеспечивается за счёт налогов на капитал. Более того, данные по 150 странам мира выявили две устойчивые тенденции:

- возрастание налогов на потребление;

- сокращения налогов на доходы корпораций.

Таким образом, бремя вывода экономик

из кризисного состояния, как всегда, ляжет на плечи большинства населения мира, толкая миллионы людей в нищету, тогда как богатейшие его слои, укрываясь и избегая налогов, будут становиться богаче.

Бедные страны со слаборазвитой финансовой системой и ослабленными регулирующей и контролирующей функциями государства, как и следовало ожидать, несут наибольшие потери (по отношению к ВВП) в результате нелегального вывоза капитала. Согласно некоторым оценкам, среднегодовые потери стран Африки составляли 5,7% ВВП в период с 2002 по 2011 г., развивающихся стран Европы - 4,5% ВВП и стран Азии -4,1% ВВП [3].

Рисунок 3 . Региональная структура нелегального вывоза капитала из развивающихся стран (

Источник: Dev Kar and Brian LeBlanc. Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2002-2011// Global Financial Integrity, December 11, 2013, р. 10.

На долю развивающихся стран Азии приходится почти 40% нелегального вывоза капитала. Доля европейских развивающихся стран составляет 21,5%, а стран Латинской Америки -19,6% (см. рис. 3). Лидерами по нелегальному вывозу капитала среди развивающихся стран являются Китай, Россия, Мексика, Малайзия и Индия (см. табл. 4).

В немалой степени столь масштабным избеганию, уходу от налогов и нелегальному вывозу капитала способствовала финансовая глобализация, создавшая благоприятные условия для спекулятивных международных сделок и трансграничного перемещения капитала. С другой стороны, нельзя не отметить и другие тенденции, как-то: космополитизация части национальных элит и возрастающий разрыв между национальными интересами и интересами элит. Более того, глобализация способствует формированию мобильных социальных групп, углубляя разрыв в интересах между мобильным меньшинством и немобильным большинством во многих странах мира. Международная миграция призвана смягчать в какой-то мере возрастающие противоречия между национальными социальными группами, но, как свидетельствуют факты, чаще всего это заканчивается переносом социальной напряжённости из посылающих в принимающие страны.

Криминальная экономика

Сужение возможностей получения устойчивых доходов часто сопровождается разрастанием криминальной экономики, являющейся компонентом теневой экономики. Стратегия выживания может привести молодых женщин и девушек в проституцию, а молодых безработных мужчин - в ряды наркоманов или наркоторговцев, не говоря уже о бандитских и террористических формированиях. Криминальные груп-

пировки, используя каналы международного обмена (торговля, миграция, туризм, транспортные и финансовые связи) и достижения науки и техники (в частности, Интернет), создают международные рынки криминальных товаров и услуг. Они пытаются оказывать влияние на общества и страны, в которых производят свои товары (например, наркотики) и/или в которых они создают свои криминальные снабженче-ско-сбытовые сети. В качестве примера можно привести Афганистан и Колумбию, превратившиеся в мировых поставщиков наркотиков, а с другой стороны, США и страны ЕС, ставшие важнейшими мировыми рынками сбыта наркотиков и живого товара.

Криминальная экономика, по общему признанию мировой общественности, представляет растущую угрозу устойчивости мирового экономического развития. Однако обуздание криминальной экономической деятельности -проблема не из лёгких. Одной из причин такого положения дел является криминализация формальной экономической деятельности в ряде стран, а другой - транснационализация организованной преступности. Ситуацию усложняет и отсутствие единой трактовки криминальной экономики. Так, например, российский учёный А.А. Крылов, который ввёл в научный оборот само понятие «криминальная экономика», квалифицирует её как «сложную систему незаконных социально-экономических отношений и материально-вещественных процессов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг"[5]. А. Нестеров и А. Вакурин расширяют понятие «криминальная экономика», определяя её как «специфический экономический уклад, способ хозяйствования, который призван обеспечивать определённую, относительно небольшую по численности группу лиц сверхдоходами,

Таблица 4. Рейтинг развивающихся стран по нелегальному вывозу капитала, в млрд долл.

Ранг Страна 2002 2007 2011 Кумулятивно 2002-2011 В среднем в год

1 Китай 67,5 112 151,3 1075,6 107,5

2 Россия 25,5 82,1 191,1 881 88,1

3 Мексика 35,6 58,6 38,1 461,8 46,2

4 Малайзия 19,7 36,8 54,2 370,4 37

5 Индия 7,9 33,1 85 344 34,4

6 Бразилия 8,9 17,4 34,1 192,7 19,3

7 Индонезия 14,8 18,4 19,6 181,8 18,2

8 Ирак 3,7 15 78,8 15,7

9 Нигерия 0 19,3 12,9 142,3 14,2

10 Таиланд 4,9 10,4 29,1 140,9 14,1

В целом 10 стран 201,2 437,1 692 4232,6 28,2

- в % от всего нелегально вывезенного капитала из развивающихся стран 74% 74% 73% 72%

Источник: Dev Kar and Brian LeBlanc. Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2002-2011// Global Financial Integrity, December 11, 2013, р. 13.

Таблица 4. Региональный рейтинг стран мира по размеру чёрного рынка

Азия Сев. Америка Юж. Америка Африка Европа

1. Китай 1. США 1. Перу 1. Марокко 1. Испания

(261 млрд долл.) (625,63 млрд долл.) (22,07 млрд долл.) (12,7 млрд долл.) (124 млрд долл.)

2. Япония 2. Канада 2. Бразилия 2. Нигерия 2. Италия

(108,3 млрд долл.) (77,83 млрд долл.) (17 млрд долл.) (6,4 млрд долл.) (111 млрд долл.)

3. Юж. Корея 3. Мексика 3. Колумбия 3. ЮАР 3. Великобритания

(26,2 млрд долл.) (126,08 млрд долл.) (14,5 млрд долл.) (3,94 млрд долл.) (62 млрд долл.)

4. Индонезия 4. Венесуэла 4.Египет 4. Германия

(3,8 млрд долл.) (19,7 млрд долл.)

5. Индия 5. Парагвай

5. Зимбабве 5. Франция

(1 млрд долл.) (9,8 млрд долл.)

Источник: Науовеорг (www.havocscope.com/countries/ranking/).

доходами от преступной деятельности, доходами от использования "прорех" в законодательстве"^].

Концепция криминальной экономики канадского экономиста Томаса Нейлора исходит из категоризации экономических преступлений, дифференцированных согласно следующим критериям:

1) тип передачи (имущество против товаров или услуг);

2) способ передачи (грабёж, нелегальный вывоз/ввоз или легальная сделка);

3) метод осуществления передачи (насилие, добровольная передача или обман).

В результате все экономические преступления были сгруппированы следующим образом:

• хищнические преступления с применением насилия или вымогательства;

• производство и распространение нелегальных товаров и услуг (отдельными предпринимателями, компаниями, банками, инвесторами). Их можно также разбить на три подгруппы: а) сопровождаемые уходом от налогов; б) нарушающие административные запреты; 3) нарушающие законы; экономические преступления, совершённые легальными бизнес-структурами (например, применение незаконных методов в производстве и реализации легальных товаров и услуг) [6].

В структурном плане большинство экономистов усматривают в криминальной экономике следующие компоненты:

- перераспределительная деятельность маргинальных преступных групп:

*с применением насилия или покушением на частную собственность (хищения, бандитизм, рэкет);

^преступления против власти или общества (коррупция, контрабанда, фальшивомонетничество);

- незаконная производственная деятельность (наркобизнес, производство поддельной, контрафактной, нелегальной или нелицензионной продукции);

- традиционно нелегальная (для частных лиц) деятельность:

^торговая (продажа оружия, бутлегерство, работорговля);

*оказание услуг (проституция, незаконные азартные игры).

Криминальную экономику чрезвычайно трудно измерить, учитывая степень секретности, в которой она оперирует, поэтому большинство обобщений представляют собой экстраполяции результатов отдельных целевых исследований (например, розничная цена и подушевое потребление того или иного наркотика в странах, располагающих крупнейшими по обороту чёрными рынками; годовой объём наркотиков или численность нелегальных мигрантов, захваченных полицией). По оценке Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), мировые криминальный доходы составляют около 3,6% мирового ВВП, или 2-3 трлн долл. [18], а мировая незаконная торговля - 1,7 трлн долл.[17]. Крупнейшие международные чёрные рынки размещаются в США (626 млрд долл., или 4% ВВП), Китае (261 млрд долл., или 2,1% ВВП), Мексике (126 млрд долл., или 6,2 % ВВП), Испании (124 млрд долл., или 8,2% ВВП), Италии (111 млрд долл., или 5,6% ВВП), Японии (108 млрд долл., или 2,4% ВВП), Канаде (78 млрд долл., или 5,2% ВВП), Великобритании (62 млрд долл., или 2,7% ВВП) и России (49 млрд долл., или 1,4% ВВП) [17]. Региональный рейтинг стран по размеру чёрного рынка представлен в табл. 4. Что же касается стран СНГ, то кроме России относительно крупные чёрные рынки имеют Украина (4,3 млрд долл.), Молдова (0,3 млрд долл.) и Грузия (0,05 млрд долл.). Однако самая высокая криминализация внутреннего рынка в Афганистане, где чёрный рынок достигает 18% ВВП.

Ведущим сегментом криминальной экономической деятельности в мировом масштабе является производство и распространение наркотиков. По оценке Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), доходы от распространения наркотиков составляют около 20-25% всех мировых криминальных доходов или 50% доходов транснациональной организованной преступности, что равнозначно 0,6% мирового ВВП (см. табл. 5).

Таблица 5. Размер нелегального рынка наркотиков: региональная структура, в млрд долл.

(в ценах 2003 г.)

Регионы мира Размер регионального рынка наркотиков, в млрд долл. Удельный вес в мировом рынке, в %

Северная Америка 142 44

Южная Америка 9 3

Европа 106 33

Азия 35 11

Африка 14 4

Океания 16 5

Мировой рынок 322 100

Источник: UNODC. Estimating illicit financial flows resulting from drug trafficking and other transnational organized crime/Research Report//Vienna, 2011, p. 31.

За наркотиками следует производство поддельной, контрафактной, нелегальной или нелицензионной продукции. Потери (как производителей-держателей патентов, так и покупателей, которые платят за подделку) в результате этой криминальной деятельности составляют для США, например, 225 млрд долл. в год, для Мексики и Японии - по 75 млрд долл., для Китая - 60 млрд долл., а для Германия - 32 млрд долл. Потери России в 2012 г. составили 29 млрд долл.[17].

Проституция - третий сегмент мировой криминальной экономики, приносящий свыше 186 млрд долл. в год. Самый большой рынок сексуальных услуг в Китае (73 млрд долл.), за которым следуют Испания (26,5 млрд долл.), Япония (24 млрд долл.), Германия (18 млрд долл.) и США (14 млрд долл.). Среди стран СНГ выделяются Украина (свыше 1,5 млрд долл.) и Россия (0,5 млрд долл.) [17]. Доход сутенёра от женщины-проститутки, например в США, достигает 67 тыс. долл. в год. По мнению некоторых экспертов, например Ричарда Пулена, профессора кафедры социологии и антропологии университета Оттавы, «трафикинг движется в направлении педофилизации». Возраст 48% проституируемых в настоящее время женщин в мире младше 18 лет [9]. В Таиланде, например, самые юный возраст проститутки (обычно дети, проданные своими родителями сутенёрам) - 8 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нелегальная торговля людьми составляет четвёртый сегмент мировой криминальной экономики. Торговля людьми (трафикинг) - это покупка и продажа людей с целью их сексуальной или экономической эксплуатации, то есть современная форма рабства. В результате трафикинга люди оказываются жертвами насилия, обмана или принуждения. Доходы криминальных групп от этого вида деятельности достигают свыше 32 млрд долл. в год. По некоторым оценкам, число жертв трафикинга людей достигает 800 тыс. человек в год. Как правило, мужчин используют на принудительных работах, а женщин и детей подвергают сексуальной эксплуатации. В некоторых странах, как, например, Саудовской Аравии, нелегально завезённых детей и женщин используют в качестве уличных попрошаек и/или для распространения наркотиков. Доходы орга-

низованных преступных групп, занимающихся нелегальным трафикингом людей, например в США, составляют свыше 50 тыс. долл. за одного нелегального мигранта.

Особая роль в мировой криминальной экономике принадлежит транснациональной организованной преступности. Помимо вышеназванных видов криминальной деятельности транснациональные преступные группировки занимаются нелегальной торговлей оружия (размер рынка оценивается в 1 млрд долл.), ядерного сырья (100 млн долл.), похищением произведений искусства (10 млрд долл.), нелегальным похищением и усыновлением детей, торговлей человеческими органами, азартные игры, порнография и т.д. Опасность транснациональной организованной преступности состоит не только в том, что она стала важным фактором в поддержании внутренних и межгосударственных конфликтов, поставляя оружие инсургентским и сепаратистским группам в обход международных санкций. Угроза заключается ещё и в том, что она фактически создала свою финансовую подсистему в рамках международной финансовой системы, через которую осуществляется легализация «грязных денег» (доходов, полученных от криминальной деятельности), подкуп государственных чиновников и финансирование преступной деятельности, включая, например, разработку новых видов наркотических средств или финансирование международного терроризма.

Во многих исследованиях легализация преступных доходов определяется как связующее звено между криминальным сектором теневой экономики и открытой экономикой, канал, посредством которого доходы, полученные от криминальной практики, переводятся в легальную сферу экономических отношений, поддерживая тем самым и легальный, и криминальный бизнес. При этом подчёркивается характер легализации преступных доходов как процесса, при котором «грязные деньги», обычно наличные, полученные в ходе преступной деятельности, пропускаются через банковскую систему таким образом, что превращаются в «чистые» деньги, то есть им придаётся видимость законных доходов, в связи

с чем не представляется возможным установить лицо, являющееся инициатором сделки, или преступное происхождение этих средств. Последствия легализации криминальных доходов имеют многоплановый характер. В результате легализации преступных доходов преимущество получают лица, ведущие преступный образ жизни. Они живут в лучших условиях, получают в полной мере услуги здравоохранения, образования, материально обеспечивают свои семьи.

Подобное улучшение жизни производится за счёт потерпевших от преступлений, способствует воспроизводству преступности, обнищанию целых социальных слоёв, распространению аморального образа жизни. В финансовой сфере страдают законные интересы государства: преступные доходы в большинстве случаев представляют собой не что иное, как денежные средства, выпущенные и обеспечиваемые государством. Таким образом, реализуя монетаристские функции, государство невольно оказывается пособником своего социального противника -криминального бизнеса, способствуя его воспроизводству и развитию. В предпринимательской сфере бизнесмены вынуждены конкурировать с криминальными дельцами, которые активно инвестируют в законную экономику и мало зависят от ее конъюнктуры. В результате криминальных инвестиций искажаются данные финансового рынка, что вводит в заблуждение инвесторов, влечёт крупные финансовые потери. В политической сфере лица, владеющие значительными доходами, полученными от преступной деятельности, стремятся занять должности в представительных и исполнительных органах власти, обеспечивая себе иммунитет от уголовного преследования, возможность лоббирования своих интересов, установления новых связей. Криминальные капиталы используются для финансирования политических партий и движений, направленных на захват власти.

Масштаб отмывания «грязных денег», по оценке Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), достигает 60 - 80% всех мировых криминальных доходов и составляют свыше 3% мирового ВВП. Оценки масштабов отмывания «грязных денег», однако, варьируются в силу различий в методах подсчёта. Так, например, Всемирный банк и МВФ, например, считает, что отмыв «грязных денег» через мировую финансовую систему достигает 5% мирового ВВП. Другие экспертные группы называют еще большую цифру - 6% мирового ВВП [12]. Большая часть «грязных денег» - это доходы от наркотиков. Географическая структура отмывания «грязных денег» следующая: Северная и Южная Америка - 38%, Азия - 31%, Европа -26%, Африка и Ближний Восток - 5% [18]. По оценке экспертов профсоюза служащих полиции Германии, в стране каждый год отмывается от 65 до 75 млрд долл. Три четверти банков Великобритании подозреваются в участии в отмывании «грязных денег».

Отмыв «грязных денег» через мировую банковскую систему вызывает растущую озабоченность правительств многих стран. Необходимость борьбы с легализацией преступных доходов осознается как на международном, так и на национальном уровнях. Для борьбы с этим явлением в 1989 г. была создана межправительственная организация - ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF). На сегодня в данную организацию входят 34 страны, преимущественно индустриально развитые государства, Европейская комиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Россия вступила в ФАТФ в 2003 г.

По типу ФАТФ были созданы также 8 региональных межправительственных групп для борьбы с отмыванием «грязных денег». Это:

- Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ);

- Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ);

- Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГА-ФИСУД);

- Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ);

- Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ);

- Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МА-НИВЭЛ);

- Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (КФАТФ);

- Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА);

- Офшорная группа банковского надзора (ОГБН).

К настоящему времени ФАТФ выработала 40 общих рекомендаций и 9 специальных «антитеррористических рекомендаций». Разработаны также соответствующие специальные конвенции ООН, регламентирующие международно-правовое сотрудничество в целях противодействия отмыванию криминальных доходов (Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Конвенция против транснациональной организованной преступности и Конвенция против коррупции), конвенции Совета Европы (Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию), программы МВФ и Базель-ского комитета.

ФАТФ и региональные группы сосредотачивают свои усилия на разработке финансовых методов, позволяющих выявлять и изымать «грязные деньги» до их легализации, что в условиях глобализации и дифференциации

уровня развития стран мира представляет собой серьёзный вызов. Экономика некоторых офшорных, и не только, стран подпитывается трансграничными, в том числе криминальными, доходами, что вызывает сопротивление международным усилиям, направленным на борьбу с организованной преступностью. Например, ежегодный приток отмытых «грязных денег» (в основном доходы от реализации наркотиков) в Мексику из США составляет 11 млрд долл. Доходы Колумбии от торговли наркотиками оцениваются в 17 млрд долл.

С другой стороны, отмытые «грязные деньги» чаще всего оседают на банковских счетах развитых стран и офшорах. Так, в Италии в период 2002-2012 гг. в результате аудита банковских счетов государственной финансовой службой было выявлено свыше 1 трлн долл. подозрительных вкладов. В Швейцарии в результате идентичных мероприятий было обнаружено около

1,5 тыс. подозрительных финансовых сделок, осуществлённых через швейцарские банки, общим объёмом в 3,3 трлн долл.[17].

Методы борьбы с криминальной экономикой, применяемые в международной практике, можно объединить в две группы: 1) карательно-охранительные (или уголовно-правовые) и 2) социально-экономические. Как свидетельствуют результаты различных исследований, карательно-охранительные методы, не поддержанные социально-экономическими мерами, малоэффективны. Ужесточение контроля над экономической криминальной деятельностью в отсутствие превентивных и корректирующих мер, направленных на нейтрализацию институциональных, социальных и иных стимулов, способствующих криминализации хозяйственной деятельности, может обернуться для страны значительными потерями финансовых активов в виде массового вывоза капитала.

Список литературы

1. Abdih,Yasser and Leandro Medina. Measuring the Informal Economy in the Caucasus and Central Asia // IMF Working Paper 13/37, May 2013, рр. 1-17; Bayramov, Gubad. The Shadow Economy in Azerbaijan: Size and Causes// Norwegian Institute of International Affairs (NUPI), 2012, рр. 1-16.

2. Giving with one hand and taking with the other: Europe's role in tax- related capital flight from developing countries 2013//A report coordinated by Eurodad// Brussels, 2013, рр. 1-70.

3. Dev Kar and Sarah Freitas, Russia: Illicit Financial Flows and the Role of the Underground Economy// Global Financial Integrity, February 2013, рр. 1-78.

4. Ybarra J. La-estructuracion Espontanea de la Industria del Calzaado Espanol // Boletin de Estudios Economicos, 1982, no. 37, рр. 483-503.

5. Крылов А.А. Социально-экономические проблемы нейтрализации криминальной экономики: Лекция. М.: Академия МВД РФ, 1992 48 с.

6. Naylor, R.T. Towards a General Theory of Profit-Driven Crimes, «British Journal of Criminology», no. 43, 2003, рр. 81-101.

7. Нестеров А. Криминализация экономики и проблемы безопасности// Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 135-142.

8. Объем теневой экономики в Азербайджане меньше, чем в Армении [Электронный ресурс] //AZE.az. Пятница, 27 апреля 2012 г. Режим доступа: http://www.aze.az/news_obem_tenevoy_ekonomiki_76257. html

9. Poulin Richard. Vamos hacia una pedofilizacion de la trata [Электронный ресурс]. //Pagina 12, Domingo, 7 de junio de 2009. Режим доступа: http://www.pagina12.com.ar/diario/sociedad/3-126224-2009-06-07.html.

10. Russia's shadow economy accounts for 15-20% of GDP [Электронный ресурс]. //RIA Novosti, 21 June 2013. Режим доступа: http://en.ria.ru/business/20130620/181784882/Russias-Shadow-Economy-Accounts-for-15-20-of-GDP--Minister.html

11. Ceyhun Elgin, Oguz Oztunali. Shadow economies all around the world: Model-based estimates [Электронный ресурс]// VoxEU.org, 10 May 2012. Режим доступа: http://www.voxeu.org/article/shadow-economies-around-world-model-based-estimates

12. Schneider Friedrich. Money laundering and financial means of organized crime: some preliminary empirical findings. EU Economics of security working paper 26. EUSECON: February 2010, рр. 1-29.

13. Schneider Friedrich, The Shadow Economy and Work in the Shadow: What Do We (Not) Know? IZA DP, no. 6423. Bonn: Institute for the Study of Labor, March 2012, рр. 1-73.

14. Schneider Friedrich, Size and Development of the Shadow Economies of Portugal and 35 other OECD Countries from 2003 to 2013: A further decline. The Johannes Kepler University of Linz, 2013, рр. 1-30.

15. Шнейдер Фридрих и Доминик Энст. Скрываясь в тени. Рост подпольной экономики. МВФ, Вашингтон О.К., Март 2002 г., 23 с.

16. Фаррелл Диана. Скрытые угрозы неформальной экономики. The McKinsey Quarterly, 2004. № 3. С.14

17. Havocscope - Global Black Market Information [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. havocscope.com/countries/ranking/

18. UNODC. Estimating illicit financial flows resulting from drug trafficking and other transnational organized crime. Research Report, Vienna, 2011. P. 1-140.

Об авторе

Капица Лариса Михайловна - к.э.н., профессор кафедры мировой экономики МГИМО(У)МИД России. Она является автором более 20 научных монографий, брошюр и учебных пособий, имеет большой опыт работы в международных организациях - Секретариате ООН (Нью-Йорк) и Экономической комиссии ООН для Европы (Женева), продолжает оставаться экспертом ООН по целому ряду проблем международного развития, включая гендерное неравенство, устойчивое развитие, международное сотрудничество в целях развития и др.

SHADOW GLOBALIZATION

L. M. Kapitsa

Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

Abstract:The article reviews some development trends brought about by globalization, particularly, a growing tax evasion and tax avoidance, an expansion of illicit financial flows and the proliferation of a global criminal network. The author draws attention to some new phenomena, particularly, cosmopolitanization of some parts of national elites and a deepening divide between national interests and the private interests of elites as a consequence of financial globalization.

Modern mass media, both Russian and foreign, tend to interpret globalization processes exclusively from the position of conformism, and for some of the researchers globalization became the "sacred cow", which one may only worship. Critical analysis of the processes associated with globalization is given a hostile reception. In response to criticism of globalization, one can hear the very same argument: "globalization in inevitable!" Such a state of affairs, the very least, causes perplexity. Some of the world development trends been observed over the past years raise serious concerns about the security and welfare of the peoples of the world. One of such trends has been the globalization of shadow economic activities. Methods of fight against the criminal economy been applied in international practice can be grouped into: 1) punitive enforcement (or criminal-legal) methods) and 2) socio-economic methods. As the results of various research works evidence punitive enforcement methods not supported by socio-economic measures not effective enough. Toughening the control over criminal economic activities in the absence of preventive and corrective actions aiming to neutralize institutional, social and other stimuli facilitating criminalization of economic activities can result in large losses of financial assets in the form of mass capital flight

Key words: globalization, tax avoidance, tax evasion, shadow economy, non-observable economy, criminal economic activity^ "dirty money", money laundry, offshore, Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF

References

1. Abdih Yasser and Leandro Medina. Measuring the Informal Economy in the Caucasus and Central Asia. In IMF Working Paper 13/37, May 2013, рр. 1-17; Bayramov Gubad. The Shadow Economy in Azerbaijan: Size and Causes. Norwegian Institute of International Affairs (NUPI), 2012, рр. 1-16.

2. Giving with one hand and taking with the other: Europe's role in tax- related capital flight from developing countries 2013. A report coordinated by Eurodad. Brussels, 2013. Pp. 1-70.

3. Dev Kar and Sarah Freitas. Russia: Illicit Financial Flows and the Role of the Underground Economy// Global Financial Integrity, February 2013. Pp. 1-78.

4. Ybarra, J. La-estructuracion Espontanea de la Industria del Calzaado Espanol // Boletin de Estudios Economicos. 1982. № 37, рр. 483-503. (In Spanish)

5. Krylov, А.А. Sotsyalno-economicheskie problemy: Lektsiya [Social-economic problems: Lecture]. Moscow, Akademiya MVD RF Publ., 1992, 48 p. (In Russian)

6. Naylor, R.T. Towards a General Theory of Profit-Driven Crimes. British Journal of Criminology, no. 43, 2003, рр. 81-101.

7. Nesterov, A. Kriminalizatsiya ekonomiki i problemy bezopasnosti [Criminalization of economy and security problems]. Voprosy ekonomiki, no. 1, 1995, pp. 135-142. (In Russian)

8. Obyem tenevoy ekonomiki v Azerbaydzhane menshe chem v Armenii [Shadow economy in Azerbaijan less than in Armenia], Friday, April 27, 2012. AZE.az Available at: http://www.aze.az/news_obem_tenevoy_ ekonomiki_76257.html (In Russian)

9. Poulin, Richard. Vamos hacia una pedofilizacion de la trata. Pagina 12, Domingo, 7 de junio de 2009 Available at: http://www.pagina12.com.ar/diario/sociedad/3-126224-2009-06-07.html (In Spanish)

10. Russia's shadow economy accounts for 15-20% of GDP. RIA Novosti, 21 June 2013. Available at: http://en.ria. ru/business/20130620/181784882/Russias-Shadow-Economy-Accounts-for-15-20-of-GDP--Minister.html

11. Ceyhun, Elgin, Oguz Oztunali. Shadow economies all around the world: Model-based estimates. VOX, 10 May 2012 (VoxEU.org) Available at: http://www.voxeu.org/article/shadow-economies-around-world-model-based-estimates

12. Schneider, Friedrich. Money laundering and financial means of organized crime: some preliminary empirical findings. EU Economics of security working paper 26. EUSECON: February 2010, pp. 1-29.

13. Schneider, Friedrich, The Shadow Economy and Work in the Shadow: What Do We (Not) Know? IZA DP, no. 6423. Bonn: Institute for the Study of Labor, March 2012, pp. 1-73.

14. Schneider, Friedrich, Size and Development of the Shadow Economies of Portugal and 35 other OECD Countries from 2003 to 2013: A further decline. The Johannes Kepler University of Linz, 2013, pp. 1-30.

15. Shneider, Friedrich i Dominik Enst. Skryvayas v teny. Rost podpolnoy ekonomiki [Lurking in the shadows. Growth of the underground economy]. IMF, Washington, D.C., March, 2002, 23 p. (In Russian)

16. Farell, Diana, Skrytye ugrozy neformalnoy ekonomiki [The Hidden dangers of the informal economy]. The McKinsey Quarterly, 2004, №3, 14 p. (In Russian)

17. Havocscope - Global Black Market Information. Available at: http://www.havocscope.com/countries/ranking/

18. UNODC. Estimating illicit financial flows resulting from drug trafficking and other transnational organized crime. Research Report. Vienna, 2011, p. 7, p. 50 (pp. 1-140).

About the author

Kapitsa Larissa Mihaylovna - Ph.D in Economics, Professor of the World Economy Department of MGIMO MID RF, is the author of more than 20 scientific monographers, brochures and textbooks, including such works as: "Economic integration of developing countries", "Economic Diplomacy under the Condition of Globalization", "Indicators of International Development", "Foreign Aid", The Economy of Brazil. L. M. Kapitsa L.M. gained a significant work experience with international organizations, particularly, with the UN Secretariat (New York) and UNECE (Geneva). She continues to cooperate with the United Nations in the capacity of expert on a number of problems of international development, including gender inequality, sustainable development and international cooperation for developments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.