Научная статья на тему 'Теневая экономика и региональный экономический интерес'

Теневая экономика и региональный экономический интерес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
660
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБОСОБЛЕННОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ «БЕЗ ЖЕРТВ» / SHADOW ECONOMY/ BLACK MARKET / REGIONAL ECONOMIC INTEREST / INDUSTRIAL APPROACH / ECONOMIC ISOLATION / VICTIMLESS CRIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанчеев Виктор Николаевич, Неволина Вера Викторовна

Представлено исследование влияния теневой экономики на региональный экономический интерес. Подчеркивается наличие региональных особенностей теневых процессов, неоднозначность их влияния на экономический интерес региона. Делается вывод о том, что в вопросах борьбы с теневой экономикой нельзя использовать только возможности данного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW ECONOMY AND REGIONAL ECONOMIC INTEREST

In the article by V.N. Kazancheev and V.V. Nevolina the research of the influence of shadow economy (black market) on the regional interest is presented. The existence of the regional peculiarities of the shadow (black market) processes, their complicated influence on the economic interest of the region is stressed. The authors come to the conclusion that in the light of the struggle against shadow economy (black market) one cannot use only the possibilities of the given region.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика и региональный экономический интерес»

УДК 330.83

В. Н. Казанчеев, В. В. Неволина ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС

Представлено исследование влияния теневой экономики на региональный экономический интерес. Подчеркивается наличие региональных особенностей теневых процессов, неоднозначность их влияния на экономический интерес региона. Делается вывод о том, что в вопросах борьбы с теневой экономикой нельзя использовать только возможности данного региона.

Ключевые слова: теневая экономика, региональный экономический интерес, воспроизводственный подход, экономическая обособленность, преступления «без жертв».

Непосредственный момент движения и развития производственных отношений проявляется в экономических интересах. Именно они характеризуют направленность движения и развития, связаны с целью данного движения. Интересы представляют собой главную движущую силу экономики, они характеризуют глубинные движущие факторы, не видные на поверхности экономических явлений, они указывают направленность деятельности людей на удовлетворение потребностей.

Интересы классов и отдельных индивидуумов выражают отношения людей по поводу материальных условий жизни. Поэтому и основу интересов как движущего фактора производства следует искать не в сознании, а в самой материальной жизни общества.

Как уже отмечалось в наших работах [1, с. 34], через экономические интересы выражается необходимость действий людей, обусловленных определенными потребностями, вытекающими из объективных условий производства. Только познание объективных экономических интересов участников производства позволит выработать научно обоснованную экономическую политику, верно сформулировать цель производства на том или ином уровне.

Интересы и потребности - представляют собой экономические категории, наиболее близко стоящие к практической деятельности людей. Через них непосредственно осуществляется использование экономических законов в планировании, прогнозировании, регулировании экономических процессов на микро- и макроуровне. Внутреннее содержание производственных отношений, их сущность выражают экономические законы, а внешнее проявление тех же отношений - экономические интересы, поэтому экономические интересы представляют собой центральное звено процесса использования экономических законов.

Каждый субъект рыночной экономики имеет свой экономический интерес, занимающий определенное место в системе интересов. Это в полной мере касается и региона.

При определении региона мы придерживаемся воспроизводственного подхода, исходный пункт

которого состоит в единстве территориально-производственной общности, формируемом в результате общественного разделения труда. С позиций данного подхода регион представляет собой социально-экономическую систему, которая включает в себя не только комплекс производительных сил, но и всю систему экономических и социальных отношений, в частности основные пропорции региональной экономики, региональные условия воспроизводства рабочей силы, социальную структуру населения и т. д. Исходя из этого регион можно определить как выделившуюся в процессе территориального разделения труда, относительно обособленную воспроизводственную подсистему национальной экономики, которая характеризуется общностью и специфическим характером воспроизводственного процесса на всех его стадиях, единством производственной и социальной инфраструктуры.

Содержание регионального интереса, его взаимосвязь с общенародным и отраслевыми дает ключ к определению форм и методов рационального сочетания данных интересов в целях повышения эффективности общественного производства. Региональные интересы являются выражением коллективных потребностей, присущих региону как специфическому субъекту рыночного хозяйствования.

Почти все свойства региона вытекают из его относительной экономической обособленности как подсистемы общественного воспроизводства. Относительная обособленность региона следует из того, что производственные процессы организованы в определенном пространстве, все организации региона используют сообща элементы производственной инфраструктуры: транспорт, систему материально-технического снабжения и электроснабжения.

Другой аспект относительной обособленности региона выражается в появлении у него специфического коллективного интереса, связанного не с материальными условиями существования территориальной общности людей, а с наличием общих элементов производственной и непроизводственной инфраструктуры. Но одним этим не ограничи-

ваются причины возникновения регионального интереса. Они непосредственно связаны с развитием материально-технической базы регионального производства, поскольку от ее масштабов и качественного состояния зависят объемы общественного продукта, произведенного на территории региона, а также доходы, трудовая деятельность населения региона, рост его профессионального мастерства и образовательного уровня, масштабы жилищного строительства, уровень благосостояния населения.

Наконец, формирование региональных интересов связано с аспектом относительной самостоятельности кругооборота средств производства, используемых в регионе.

Таким образом, региональные интересы имеют под собой объективную основу - относительную обособленность регионального воспроизводства, они связаны с функционированием территориальной общности и поэтому могут быть отнесены к разновидности коллективных экономических интересов.

Конкретная направленность регионального интереса определяется особенностями экономики региона, которая, с одной стороны, является функциональной частью народного хозяйства, а с другой -представляет собой относительно самостоятельную воспроизводственную подсистему. Из этого можно сделать следующий вывод: региональный интерес связан, во-первых, с той частью общественного продукта, которая производится в регионе, и, во-вторых, с той его частью, которая потребляется в этом регионе.

Наиболее полный учет и использование регионального экономического интереса является значимым резервом в решении такой важной проблемы, как борьба с теневой экономикой, поскольку решение ее в масштабе всей страны зависит от того, насколько успешно она будет решаться во всех структурных звеньях народного хозяйства, в том числе и в регионах.

При определении сущности теневой экономики в российской научной литературе преобладают три основных подхода, который можно определить как учетно-статистический, формально-правовой и оптимизационно-позитивистский.

Учетно-статистический подход обычно используется в тех случаях, когда речь идет о степени распространения теневых экономических отношений. В соответствии с этим подходом теневая экономика определяется как «совокупность скрываемых от органов государственного управления и контроля экономических отношений между хозяйствующими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и услуг» [2, с. 113]. Это определение отличается четкостью и лаконичностью, но вместе с

тем оно не лишено некоторых недостатков. Во-первых, данный подход в трактовке сущности теневой экономики подразумевает установку на необходимость тотального управления и контроля этим сектором экономик. Но в реальности многие процессы рыночной саморегуляции не поддаются централизованному управлению и контролю (например горизонтальные, неформальные договорные отношения между хозяйствующими субъектами).

Однако причислять их к теневым отношениям было бы не совсем верно. Во-вторых, в данной интерпретации сущности теневой экономики под ее определение попадают обширные сегменты, которые не регулируются и не могут регулироваться какими-либо правовыми нормами, и не относящиеся к теневым процессам (экономика домашних хозяйств).

Формально-правовой подход сводит определение теневой экономики к экономическим процессам, вступающим в противоречие с правовыми нормами. Этот подход также имеет сильные и слабые стороны.

С одной стороны, право есть концентрированное выражение доминирующих в обществе представлений о должном [3, с. 46]. Те процессы и явления, которые нарушают нормы права, считаются разрушающими сложившуюся структуру общественных институтов и действительно являются потенциально опасными для общества.

Однако, с другой стороны, далеко не всегда деятельность «вне рамок правового поля» оказывает на общество однозначно негативное влияние. Общество непрерывно меняется, и в общественной жизни постоянно возникает нечто новое, по поводу чего не сразу становится ясно, вредна эта новизна или полезна. Например, долгое время в нашей стране за рамки правового поля были выведены частно-предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество, которые являются основой продуктивной рыночной экономики. Кроме того, при данном подходе установка на жесткое противопоставление теневой экономики закону может быть истолкована как стремление навечно закрепить существующие рамки правового поля и исключить возможность каких бы то ни было перемен.

Оптимизационно-позитивистский подход

связан с пониманием неизбежной рассогласованности между существующими нормами права и потребностями развития общества. В соответствии с этим подходом теневой называют экономическую деятельность, объективно мешающую оптимальному развитию экономики и общества. Отсюда возникает вопрос: какой же путь развития общества оптимален? Ответу на него часто придают опре-

деленный этический смысл: теневой называют экономику, нарушающую общепринятые моральные нормы, приносящую вред обществу. Сторонники такого подхода считают, что идея общественной вредности обладает значительным конструктивным потенциалом, поскольку позволяет рассматривать объект относительно независимо от действующей системы правового регулирования [4, с. 34]. Но это обстоятельство неизбежно уводит исследование в сферу откровенно субъективных оценок.

Все три подхода по-разному очерчивают границы теневой экономики, но все они отмечают ее главный признак - скрытый характер. В первом случае речь идет об экономической деятельности, скрытой от государственного регулирования, во втором - от учета, в третьем - от морального осуждения.

Казалось бы, наиболее часто встречающиеся первые два подхода легко совместить и, дополняя один другим, взять их за основу определения теневой экономики. Это возможно, однако только если содержащиеся в них не весьма четкие понятия («совокупность», «уклад») заменить представлением о теневой экономике как о всеобъемлющей системе экономических отношений по разным причинам, выходящим за рамки действующего законодательства.

Таким образом, для обсуждения проблем теневых экономических систем современной России можно сформулировать следующее определение: теневая экономика представляет собой разветвленную, всепроникающую и всеобъемлющую систему взаимосвязанных экономических отношений, которые имеют место вне рамок действующих законов и недоступны прямому и регулярному статистическому и налоговому учету.

Значимость исследования теневой экономики и разработки эффективных способов противодействия ей признается на государственном уровне. Актуальность этой проблемы отражена в публикациях ведущих российских и зарубежных ученых-эко-номистов. Повышенный интерес к теневой деятельности объясняется главным образом значительным влиянием, которое оказывает этот сектор экономики на социально-экономические процессы в РФ.

Однако отдельные составляющие этой проблемы недостаточно разработаны. Прежде всего, мало внимания уделяется региональному аспекту теневой деятельности. Этот аспект просматривается, в частности, в определении причин теневой эконо-

мики. Объем теневой экономики зависит в числе многих факторов от общей криминальной обстановки региона. Во-вторых, от общей доступности товаров и услуг, которые можно приобрести как на легальном, так и нелегальном рынке (например алкогольная продукция). В-третьих, на структуру теневого сектора влияют такие социально-экономические факторы, как структура легального рынка труда, уровень реальной заработной платы, уровень безработицы, эффективность работы органов правопорядка, уровень образования населения. Все эти факторы имеют определенные региональные особенности, что отражается на особенностях теневого сектора в регионах. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге теневой сектор распространен в основном в финансово-кредитной сфере и на рынке недвижимости. В регионах с развитой добывающей промышленностью теневой сектор связан с экспортно-ориентированным сырьевым производством. Это Тюменская (нефть) и Кемеровская области (уголь), Якутия ( алмазы, золото ) и т. д.

Развитие и функционирование теневой экономики происходит в условиях столкновения экономических интересов. Интересы предприятий теневого сектора могут защищать местные органы власти и правопорядка, кроме того, большая часть теневой экономической преступности (уклонение от уплаты налогов, выдача зарплаты «в конвертах») является так называемыми преступлениями без жертв, то можно утверждать, что для борьбы с такими преступлениями недостаточно использовать только силы и возможности данного региона.

В целом следует отметить, что наличие теневого сектора в конкретном субъекте Российской Федерации имеет неоднозначное влияние на содержание регионального интереса.

Прежде всего, наличие теневого сектора в регионе проявляется в уменьшении доходов местных бюджетов из-за недополучения части налогов. Во-вторых, сотрудничество теневых и властных региональных структур резко снижает эффективность работы последних. В-третьих, наличие на территории региона производства благ с отрицательным эффектом означает повышение общей криминализации и преступности в данном регионе.

В этой связи легализация бизнеса в стране, осуществление экономических и правовых мер по выводу экономики из тени, выступает актуальной задачей социально-экономической политики страны в условиях рыночных отношений.

Литература

1. Неволина В. В. Особенности экономического интереса региона в сфере образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2000. Вып. 5.

2. Экономическая безопасность. Производство, финансы, банки / под ред. В. К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 2005.

3. Рябушкин Б. Т. О подходе к статистическому измерению параметров теневой экономики в российских условиях. М.: Финансы и стати-

стика, 2010.

4. Попов Ю. Н., Тарасов М. Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М.: Дело, 2005.

Казанчеев В. Н., аспирант.

Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050.

E-mail: gamentbnt@vtomske.ru

Неволина В. В., доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: vera2@vtomske.ru

Материал поступил в редакцию 18.11.2013.

V. N. Kazancheev, V. V. Nevolina SHADOW ECONOMY AND REGIONAL ECONOMIC INTEREST

In the article by V.N. Kazancheev and V.V. Nevolina the research of the influence of shadow economy (black market) on the regional interest is presented. The existence of the regional peculiarities of the shadow (black market) processes, their complicated influence on the economic interest of the region is stressed. The authors come to the conclusion that in the light of the struggle against shadow economy (black market) one cannot use only the possibilities of the given region.

Key words: shadow economy/ black market, regional economic interest, industrial approach, economic isolation, victimless crime.

References

1. Nevolina V. V. Features of economic interest of the region in the sphere of education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2000, no. 5, pp. 34-36 (in Russian).

2. Economic security. Manufacturing, finance, banks. Ed. V. K. Senchago. Moscow, Finstatinform Publ., 2005 (in Russian).

3. Ryabushkin B. T. An approach to statistical measurement of the parameters of the shadow economy in the Russian context. Moscow, Finance and Statistics Publ., 2010 (in Russian).

4. Popov Yu. N., Tarasov M. E. Shadow economy in the system of the market economy. Moscow, Delo Publ., 2005 (in Russian).

Kazancheev V. N.

National Research Tomsk State University.

Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: gamentbnt@vtomske.ru

Nevolina V. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: vera2@vtomske.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.