Научная статья на тему 'Теневая экономика и проблемы экономического роста'

Теневая экономика и проблемы экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чапля В. В.

Автор обосновывает необходимость концептуального изменения экономической политики, выделяя в качестве главных ориентиров для глубоких системных преобразований национальную безопасность в целом и экономическую безопасность в частности, что, в свою очередь, актуализирует проблему функционирования теневого сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика и проблемы экономического роста»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2003 Том 1 № 4

ДЕБЮТ

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В.В. ЧАПЛЯ

преподаватель кафедры экономической теории экономического факультета, Кубанский государственный университет

© Чапля В.В., 2003

ПРОБЛЕМА экономического роста для России настолько актуальна, что ее решению посвящены практически все направления деятельности органов законодательной и исполнительной власти. Только рост общественного производства на интенсивной основе может решить все наболевшие экономические проблемы. Об этом четко заявлено в ежегодном послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (Москва, Кремль, 16 мая 2003 г.).

Приоритеты экономического роста в целом определены. В основном они сводятся:

• к реформе банковского сектора, включая систему гарантирования банковских вкладов населения;

• реформе земельного законодательства, включая закон об обороте земли;

• созданию условий конкурентного развития, малого и среднего бизнеса;

• реформе трудового и пенсионного законодательства;

• административной реформе;

Важным источником экономического роста служит экономическая безопасность страны. С ней связаны устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее производительность, эффективность и конкурентоспособность.

Экономическая безопасность сегодня выдвинулась в число наиболее важных проблем. По данным Минэкономразвития, общенародная собственность стоимостью 1 трлн долл., бесценные

природные ресурсы были проданы за 5 млрд долл., доходы от приватизации вместо запланированных 7 млрд долл. дали всего 500 млн долл. Общество сотрясают конфликты, происходящие между владельцами, менеджерами, трудовыми коллективами. Примером служит тяжба вокруг крупных приватизированных предприятиях, недавно развернувшаяся с новой силой. Продолжается передел собственности. Примерно четвертая ее часть ежегодно переходит из рук в руки в результате банкротства и криминальных разборок.

Широко распространена практика подставных фирм, через которые осуществляются попытки банкротств предприятий с целью овладения или продажи наиболее ликвидных активов. По оценкам Фонда ИНДЕМ, потери российской экономики от коррупции составляют около 15 млрд долл. в год [2].

Результатом подобного рода явлений стало сокращение инвестиций в основной капитал до 5 раз по сравнению с 1990 г. Причем существенно изменилась структура самих инвестиций. Из общего их числа около 45% приходится на приобретение отдельных установок, тогда как на технологические линии — только 15%, на промышленные комплексы — 5%. Это чревато существенным разрушением производственно-технического потенциала страны. Другой весьма болезненной проблемой является то, что иностранные инвестиции устремляются в основном в топливно-энергетический комплекс, способствуя закреплению сырьевой направленности нашей экономики.

Ликвидация командной экономики привела и к свертыванию исследований теневой хозяйственной деятельности в командно-административной социальноэкономической системе, хотя вряд ли можно утверждать, что зарубежные и отечественные исследователи успели вполне разобраться в сущности этого феномена. Сейчас очевидно, что имен-

но плохое понимание особенностей советской теневой экономики породило радужные надежды на быстроту и безболезненность рыночных реформ. И только во второй половине 1990-х гг., когда общество оправилось от шока «великой криминальной революции», началось трезвое осмысление теневой экономики как характерной черты российского «капитализма».

Сегодня можно констатировать, что экономическая преступность проникла во все отрасли народного хозяйства и бюджетной сферы. Наиболее криминализованными являются кредитно-финансовая и валютная сферы. Это тем более симптоматично, что по состоянию дел в них принято судить об успехах в продвижении реформ.

Последствия потерь объемов производства, структурной деградации, технического и технологического регресса, спада инвестиций грозят невосполнимым разрушением потенциала экономического роста. Они многократно умножаются прогрессирующим подрывом интеллектуального, информационного и научно-технического потенциала.

Сказанное свидетельствует, что концептуальный поворот в экономической политике, экономической безопасности неизбежен, если мы главным приоритетом своего развития имеем экономический рост. Национальная безопасность в целом и экономическая безопасность в частности должны служить главными ориентирами для глубоких системных преобразований. Нарушение этих ориентиров недопустимо.

В рамках экономической безопасности чрезвычайно актуальной является проблема теневой экономики. Согласно разработанной нами концепции, теневой экономикой является любое неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, равно как и скрываемые от органов государственно-

Экономический вестник Ростовского государственного университета ф 2003 Том 1 № 4

Экономический вестник Ростовского государственного университета ф 2003 Том 1 № 4

В.В. Чапля

го управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами, что вызвано чрезмерным контролем или его отсутствием.

Теневая экономическая деятельность проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков — труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

В сфере сбыта стремятся нейтрализовать меры по контролю над ценами, нормированию продуктов, ведению обязательных поставок государству, установлению импортных квот или запретов на экспорт.

На финансовом рынке ведутся поиски путей обхода мер по ограничению норм ссудного процента и ужесточению контроля над кредитными операциями. При установлении государством экономически необоснованных валютных курсов и введении контроля над вывозом капитала есть стремление найти решения, позволяющие действовать вопреки регламентации, в частности, путем завышения стоимости товаров при их импорте и занижения — при экспорте.

Анализ структурных элементов теневой экономики дает почву для переосмысления теоретических подходов к сущности этого феномена. В частности, в качестве возможной альтернативы факторов экономического роста можно предположить, что в период мощных структурных кризисов, радикальных экономических преобразований нет нужды в безоговорочной ликвидации теневой экономической деятельности. Здесь

нужна адресность и взвешенность. Рискнем предположить, что допускается очередность, первенство прекращения скрытых или частично скрытых экономических операций.

Соображения в пользу данного тезиса следующие. Экономический рост — это благо, причем совершенно безразлично, в каком секторе экономики — легальном или теневом (речь не идет об откровенном криминале). Ведь теневики так или иначе платят налоги, скажем, покупая товары и услуги в легальном секторе, к тому же внутри общества есть и другие каналы перераспределения теневых доходов. Поэтому задача государства состоит не в том, чтобы наносить удары по теневой экономике посредством ужесточения деятельности спецслужб, а в том, чтобы вывести экономику из тени исключительно разрешительными способами. Вот здесь-то и необходим адресный подход. Силовые методы здесь совершенно не применимы, надо вдумчиво и последовательно изменять и упрощать законодательство, уменьшать трансакционные издержки предпринимательства, снижать государственное давление на бизнес. Безусловному запрещению подлежат все виды деятельности, так или иначе связанные с криминальным бизнесом. Остальные же нуждаются в дифференциации и последовательном доведении до режима полной открытости.

Пока же государство преследует лишь цели чрезмерной регламентации предпринимательской деятельности, обнаруживая признаки позиции силового давления и диктата в отношении предпринимательских структур. По данным Фонда Индем и «Transparency International», выжить российской экономике в августе 1998 г. помогло не правительство своим курсом рыночных реформ, а теневая экономика, обеспечившая большую мобильность капитала и высокую устойчивость к кризисным проявлениям [2].

В современных условиях доля теневой экономики в легальном секторе России составляет, по некоторым данным, от 25 до 59% ВВП [1], что позволяет судить о достаточно высоком ресурсном потенциале альтернативного экономического роста. Главное заключается в том, что полностью использовать этот ресурс можно только опираясь на экономические методы воздей-

ствия. В противном случае это приведет к еще большему разрастанию теневой экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Россия в цифрах. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.

2. Центр антикоррупционных исследований — ИНДЕМ: Диагностика российской коррупции // Transparency International Russia; Monitoring.ru. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.