Научная статья на тему 'Тенденции в практике менеджмента туристской дестинации'

Тенденции в практике менеджмента туристской дестинации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1889
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / ФАКТОРЫ / МЕНЕДЖМЕНТ / TOURIST DESTINATION / TRENDS / FACTORS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вапнярская Ольга Игоревна, Харитонова Татьяна Викторовна, Кривошеева Татьяна Михайловна

Менеджмент туристской дестинации за рубежом на протяжении ряда лет является объектом научных исследований и практических разработок. Ключевой целью управления дестинацией выступает обеспечение ее конкурентоспособности. Для достижения данной цели предлагаются различные подходы, методы, механизмы. Основываясь на составе системы менеджмента туристской дестинации, в статье представлены тенденции, характерные для России. Прежде всего, к таким тенденциям отнесено развитие туристских ресурсов в части создания и продвижения концептуальных туристских ресурсов. Относительно новой тенденцией становится развитие частных и корпоративных музеев. К российским тенденциям менеджмента дестинации отнесена и интеграция объектов показа в сферу туризма за счет более полного использования туристских технологий показа и интерпретации. Безусловно, важной тенденцией становится развитие информационных технологий в туризме, систем туристской навигации. К списку тенденций добавлена и диверсификация турпродуктов дестинации за счет развития новых видов туризма. В статье показан переход к кастомизации туристского продукта за счет предоставления туристам возможности сформировать нужный турпакет. Представлены результаты анализа регулирования в управлении туристской дестинацией. В статье обосновывается вывод, что туристские дестинации из обычных туристских регионов превращаются в территориальные структурные единицы индустрии туризма, обладающие широкими возможностями для удовлетворения разнообразных туристских потребностей; что выражается в: развитии новых видов туризма и формировании концептуальных туристских продуктов; улучшении туристской инфраструктуры, в том числе ее информационной и сервисной составляющих; повышении качества предоставляемых услуг. Для хозяйствующих субъектов также открываются определенные перспективы с точки зрения развития предпринимательских инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Вапнярская Ольга Игоревна, Харитонова Татьяна Викторовна, Кривошеева Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN MANAGEMENT PRACTICE FOR TOURISM DESTINATIONS

Management of tourist destinations abroad over many years is the subject of research and practical elaborations. The key aim of destination management is ensuring its competitiveness. To achieve this goal, experts offer a variety of approaches, methods, mechanisms. Based on the composition of the management system for tourist destinations, the article presents the trends in this field which are pertinent to Russia. First of all, to such trends can be related development of tourist resources as creation and promotion of conceptual tourist resources. A relatively new trend is the development of private and corporate museums. To Russian trends in destination management can be attributed integration of tourist sites in the tourism industry due to a more comprehensive utilization of tourist technologies in display and interpretation. Of course, an important trend is the development of information technologies in tourism, tourist navigation systems. To the list of trends should be added diversification of tourism products of destinations through the development of new types of tourism. The article shows the transition to the tourism product customization by offering tourists the opportunity to form desired tour packages. The article presents the results of the analysis of governance in the management of tourist destinations. The article substantiates the conclusion that tourist destinations are transformed from usual tourist regions into territorial structural units of the tourism industry, with extensive capabilities to meet diverse needs of tourism; resulting in: development of new types of tourism and forming conceptual tourism products; improvement of tourism infrastructure, including its information and service components; improving the quality of services provided. For businesses also uncover some opportunities in terms of entrepreneurial initiatives.

Текст научной работы на тему «Тенденции в практике менеджмента туристской дестинации»

10. Shvets, I.Iu. Regional’noe upravlenie konkurentosposobnost’iu turisticheskikh uslug: metodologiia i praktika [Regional management of competitiveness of tourist services: Methodology and Practice]. Simferopol’: ChP «Predpriiatie Feniks», 2011. 364 p.

11. Ermakov, S.A., Ilkevich, S.V., Ermakov, A.S. Information resources strategy in the promotion of russia’s rural tourism attractions // World Applied Sciences Journal. 2014. T. 30. № 30. pp. 91—92.

УДК 338.48 DOI 10.12737/7939

I ТЕНДЕНЦИИ В ПРАКТИКЕ МЕНЕДЖМЕНТА ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

Вапнярская Ольга Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, vap.olga@gmail.com; Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, naceka@mail.ru; Кривошеева Татьяна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, ktm-ipad@mail.ru, ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Менеджмент туристской дестинации за рубежом на протяжении ряда лет является объектом научных исследований и практических разработок. Ключевой целью управления де-стинацией выступает обеспечение ее конкурентоспособности. Для достижения данной цели предлагаются различные подходы, методы, механизмы. Основываясь на составе системы менеджмента туристской дестинации, в статье представлены тенденции, характерные для России. Прежде всего, к таким тенденциям отнесено развитие туристских ресурсов в части создания и продвижения концептуальных туристских ресурсов. Относительно новой тенденцией становится развитие частных и корпоративных музеев. К российским тенденциям менеджмента дестинации отнесена и интеграция объектов показа в сферу туризма за счет более полного использования туристских технологий показа и интерпретации. Безусловно, важной тенденцией становится развитие информационных технологий в туризме, систем туристской навигации. К списку тенденций добавлена и диверсификация турпродуктов дестинации за счет развития новых видов туризма. В статье показан переход к кастомизации туристского продукта за счет предоставления туристам возможности сформировать нужный турпакет. Представлены результаты анализа регулирования в управлении туристской дестинацией. В статье обосновывается вывод, что туристские дестинации из обычных туристских регионов превращаются в территориальные структурные единицы индустрии туризма, обладающие широкими возможностями для удовлетворения разнообразных туристских потребностей; что выражается в: развитии новых видов туризма и формировании концептуальных туристских продуктов; улучшении туристской инфраструктуры, в том числе ее информационной и сервисной составляющих; повышении качества предоставляемых услуг. Дая хозяйствующих субъектов также открываются определенные перспективы с точки зрения развития предпринимательских инициатив.

Ключевые слова: туристская дестинация, тенденции, факторы, менеджмент

Введение

Управленческий аспект в отношении такого объекта, как туристская дестинация, в отечественной научной и практической литературе стал предметом дискуссии сравнительно недавно. Туристский регион или территория — более привычные для российских исследователей объекты анализа. Зарубежный опыт, наоборот, основным эле-

ментом в туризме признает именно дестина-цию. Проблематика управления туристской дестинацией активно стала обсуждаться за рубежом в начале XXI в., когда появились результаты важнейших исследований системы управления и конкурентоспособности туристских дестинаций [7; 9]. В дальнейшем объектами изучения стали отдельные элементы системы менеджмента туристской

21

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

дестинации, такие как маркетинг [10], организационные структуры [11], качество [8], отдельные функции и подходы [2]. Поэтому логично, что российские разработки в области управления дестинацией отражают преемственность ряда положений зарубежного опыта. По аналогии с зарубежным подходом, но с учетом отечественной специфики туризма, российские исследователи акцентируют свое внимание на организационном аспекте [3; 4], маркетинговых стратегиях [5].

Методология исследования

Обобщая подходы к определению состава системы менеджмента туристской дестинации, приведенные в научно-практической литературе, можно заключить, что ее основными элементами выступают:

• туристские ресурсы дестинации, их определение, сохранение и развитие;

• многоканальное финансирование устойчивого развития туризма в дестинации;

• реализация принципов управления качеством;

• система кадрового обеспечения дестина-ции;

• системы туристской информации.

Результаты исследования

Рассмотрим наиболее яркие современные тенденции в менеджменте туристской дестинации в России.

Развитие концептуальных туристских ресурсов. Концептуальные туристские ресурсы рассматриваются как вид первичных туристских ресурсов, созданные человеком (антропогенные) объекты туристского показа, относимые к социально-экономическим ресурсам [6]. В отличие от традиционных туристских ресурсов, появление концептуального туристского ресурса не обусловлено природными или историческими закономерностями развития дестинации. Это могут быть объекты, превращенные из корпоративной или частной коллекции в объект туристского показа, или, наоборот, специально созданные с этой целью аттрактивные объекты.

Например, в подмосковном городе Мытищи завод Московской пивоваренной компании предлагает экскурсии на производство, дегустации и широкий выбор сувениров. Небольшой город Кукобой в Ярос-

лавской области превращен в туристскую аттракцию — он был объявлен родиной Бабы Яги, создан туристский центр с анимационными программами и прочими туристскими сервисами. Такие аттракции повышают гибкость менеджмента дестинации, позволяют перераспределять турпотоки, регулировать их и работать с сезонностью.

Динамика развития концептуальных туристских ресурсов в России связана со сравнительно низкой стоимостью и краткими сроками их создания. Кроме того, поскольку эти объекты, по сути, являются коммерческими проектами, они легко и гармонично интегрируются в туристское пространство с применением лучших методов и технологий обслуживания, продвижения, показа.

Развитие частных музеев является следствием потребности в насыщении туристской дестинации объектами показа. В России богатейшее и многообразное культурноисторическое наследие. Однако туристская интерпретация достаточно однообразна и для современных туристов зачастую скучна. Кроме того, она не позволяет дифференцировать турпродукт одного региона от другого. Например, схожи туристские слоганы двух дестинаций: «Великий Новгород — Родина России», а в соседней дестинации — «Псковская область: Россия начинается

здесь!». В программе туристского пребывания в двух разных городах запланировано посещение сходных объектов — монастырей, храмов и краеведческих музеев. В результате впечатления туриста сливаются, сложно разграничить и увидеть уникальность того или иного места. Турпродукт не сопровождается сильными и устойчивыми впечатлениями, поэтому не обладает высокой конкурентоспособностью.

Поэтому современные туристы предпочитают иметь широкий выбор в программе пребывания, чтобы выбрать объекты осмотра в соответствии со своими индивидуальными интересами.

В связи с этим в ключевых городах туристских дестинаций создаются частные, коммерческие проекты музеев, которые позволяют уникализовать туристский продукт и разнообразить туристскую программу. Например, в г. Переславль-Залесский, входящим в наиболее известный маршрут «Золотое кольцо», историческим монастырям

22

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Тенденции в практике менеджмента туристской дестинации

и храмам, известным природным объектам показа, памятникам языческих времен конкуренцию составляют небольшие, но интересные, интерактивные частные музеи. Среди них музей граммофонов и грампластинок, музей истории денег, музей масок, музей ремесел, музей утюгов, музей чайников.

Интеграция объектов показа в сферу туризма. Если для коммерческих проектов, таких как частные музеи, интеграция в сферу туризма — одна из ключевых задач, то для объектов культуры, спорта, досуга и развлечений — это новая возможность. На протяжении многих лет российские музеи, функционирующие как государственные учреждения культуры, не рассматривали обслуживание туристов своей целью. Они были нацелены, прежде всего, на сохранение и изучение культурно-исторического наследия. И, как следствие, были недоступны туристам. Например, ряд музеев был закрыт в выходные и праздничные дни. В настоящее время многие из этих компаний начинают работать над эффективной интеграцией в сферу туризма. Основными инструментами такой интеграции выступают новые технологии показа, интерпретации, работы с гостями, использование Internet и SMART-приложений. Многие объекты предлагают виртуальные туры, smart-путеводители, покупку билетов онлайн и пр.

Развитие информационных технологий в туризме обусловлено многими факторами. Прежде всего, это ответ на потребности современных туристов самостоятельно планировать свое путешествие. Это стимулирует развитие различных интерактивных карт и путеводителей. Загрузив путеводитель по Эрмитажу на любое смарт-устройство, турист сможет легко найти нужный артефакт, составить собственный маршрут осмотра. Кроме того, информационные технологии используются как инструмент для обеспечения информационной доступности объектов туристской дестинации. В ряде городов России (в Москве, Угличе, и др.) реализованы проекты размещения краткой туристской информации на объекте или рядом с ним, где указан код, позвонив по которому возможно услышать более подробную информацию об объекте на нужном языке. Они решают задачу интеграции этого объекта в туристскую индустрию.

Развитие проектов туристской навигации

происходит в двух направлениях. Во-первых, это проекты туристской навигации по территории туристской дестинации. Задачи в этой области решаются в сотрудничестве с органами власти, ответственными за развитие сети автодорог и транспорта. Однако есть и исключительно туристские проекты. Так, многие регионы на сайтах туристскоинформационных центров размещают интерактивные карты, туристские карты превращают в SMART-приложения для различных операционных систем. Такие технологии позволяют туристу самому планировать маршруты, остановки, программу пребывания. Во-вторых, это проекты внутрифирменной туристской навигации, например, по залам музеев.

Развитие новых для дестинации видов туризма. На протяжении ряда лет в России развивались такие традиционные виды туризма, как культурно-познавательный, активный, курортный. Однако стремление к уникали-зации туристского продукта, его дифференциации и насыщению привели к необходимости развития новых для дестинаций видов туризма. Так, в Санкт-Петербурге планируется развивать гастрономический туризм. В Ярославской области в региональной стратегии развития туризма декларирована поддержка ранее не характерных для этой дестинации видов туризма — сельского, водного и промышленного.

Проектирование туристского продукта дестинации — один из наиболее дискуссионных вопросов в российском туризме. Традиционная практика формирования туристского продукта в России подразумевала разработку достаточно жесткой программы туристского пребывания для группы туристов. В настоящее время происходит переход к другому организационному подходу, подразумевающему предоставление туристам выбора экскурсий, анимационных программ, мест питания. Такой подход позволяет для одной группы на одном маршруте создавать несколько вариантов интерпретации турпродукта.

Например, группе туристов на многодневном круизном маршруте при запланированном посещении ряда городов дестинации предлагается выбрать объекты посещения, среди которых традиционные объекты

23

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

показа и концептуальные туристские ресурсы. В остальное время туристам на выбор предлагается выбор анимационных шоу, возможностей спортивных занятий, оздоровительных программ, уединения. Тем самым, каждый турист сможет сформировать свой уникальный круиз.

В данном случае формированием турпродукта занимается туроператор, он отбирает наиболее аттрактивные объекты, интересные туристам.

Формирование турпродукта дестинации для туристов, самостоятельно организовывающих свое пребывание, осуществляется в основном с помощью систем туристской навигации.

Наиболее общий взгляд на турпродукт дестинации отражен и представлен сайте туристско-информационного центра. Как правило, адрес сайта начинается с www.visit.

По сути, это полиязычный портал общей туристской информации, которая делится на разделы в соответствии с туристской специализацией региона.

Например, «Центр развития туризма «Красная Изба» — туристский офис и его полиязычный интернет-портал VisitNovgorod (http://www.visitnovgorod.ru/) — представляют один из древнейших городов России — Великой Новгород. Портал дает туристу разнообразные возможности. На портале размещена разнообразная информация относительно истории, географии, достопримечательностей и транспорта города. Представлена афиша мероприятий и карта города, а также описаны возможности активного отдыха, детского отдыха, экскурсий, покупок, развлечений, питания, размещения и т. д. Можно скачать аудиогид по Кремлю Великого Новгорода. Порталы, как правило, предоставляют возможность онлайн общения, телефоны круглосуточной справочной службы.

Ключевым вопросом проектирования турпродукта выступает понимание объема и структуры ресурсов, которыми располагает дестинация. В связи с этим в России развивается практика разработки реестров/када-стров туристских ресурсов.

Чаще региональные туристские администрации формируют реестры туристских ресурсов, которые представляют собой списки объектов показа, расположенных на территории дестинации. В дополнение к ним так-

же создают реестры предприятий туристской индустрии, прежде всего, средств размещения и общественного питания. Создание реестра не предполагает каких-либо стоимостных оценок объектов. Несколько реже регионы практикуют разработку и ведение реестров объектов (организаций) туристской индустрии. Как правило, вхождение в эти реестры добровольное.

Например, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре создан единый «Реестр туристских ресурсов и организаций туристской индустрии Югры», в котором выделены два раздела — туристские ресурсы и организации туристской индустрии. Совокупность туристских ресурсов разделена на группы: особо охраняемые природные территории, памятники истории, памятники зодчества и архитектурные ансамбли, памятники археологии.

При этом разработка кадастра туристских ресурсов в России практически не практикуется. Это обусловлено необходимостью стоимостной оценки ресурса, общепринятой методики которой для туристского объекта нет. Данные вопросы в настоящее время являются объектом научных дискуссий.

Федеральные и региональные туристские администрации в России имеют возможность поддерживать устойчивое развитие туризма с помощью финансовых инструментов. В практике программно-целевого регулирования туризма в России разработана Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в России (2011—2018)». Бюджет этой программы включает прямую финансовую поддержку кластерных инициатив регионов, соответствующих требованиям эффективности и устойчивого развития туризма. Как правило, финансирование в рамках этой программы предоставляется крупным, значимым туристским проектам для экономики и социального развития субъекта Российской Федерации.

Если руководство субъекта Российской Федерации рассматривает туризм как одну из приоритетных отраслей, то, как правило, региональные туристские администрации разрабатывают региональную (областную) целевую программу по развитию туризма. Такие программы также включают финансовые инструменты поддержки приоритетных туристских проектов.

24

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Тенденции в практике менеджмента туристской дестинации

Как правило, федеральная или региональная поддержка направляется на финансирование инфраструктурной составляющей проектов — модернизацию и строительство дорог, жилищно-коммунального хозяйства и пр.

Кроме того, участие региональных туристских администраций в поддержке устойчивого развития туризма реализуется посредством соглашений государственно-частного партнерства при реализации отдельных инвестиционных проектов в туризме.

В практике управления качеством в туризме в России развита практика стандартизации. Наряду с международными стандартами ISO, в России действуют национальные стандарты (ГОСТ и ГОСТ Р), которые устанавливают обязательные общие требования к туристскому обслуживанию, обеспечивающие безопасность, охрану здоровья и жизни населения, охрану окружающей среды, комплексность, точность и своевременность исполнения, а также рекомендательные требования (назначения, комфортности, эргономические, эстетические и др.) к видам услуг, включая условия обслуживания.

Ряд положений в сфере оказания туристских услуг регламентированы в системе технического регулирования Российской Федерации (известны 11 национальных стандартов в области туризма) [14].

Относительно новой практикой выступает разработка комплекса стандартов гостеприимства. Стандарт гостеприимства определяют как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики гостеприимства и правила обслуживания туристов на территории туристской дестинации [1]. Цель разработки стандартов гостеприимства туристской дестинации заключается в формировании на территории туристской дестинации среды, благоприятной для пребывания туристов и обеспечивающий должный уровень гостеприимства, информационного обеспечения и безопасности.

Позитивные изменения можно отметить также в развитии профессионального образования в туризме.

Так, в России более 10 колледжей и 50 учреждений высшего профессионального образования предлагают программы бакалавриата в области туризма, более 30 из них —

программы магистратуры. В практике организации российского образования часто вузы, специализирующиеся на туризме, имеют ряд программ в области сервиса.

В России действуют известные туристские информационные системы GDS, ADS и другие. За последние пять лет был разработан ряд инновационных российских проектов в области туризма.

Проект «Живая карта России» — инновационный проект по формированию единой информационной системы — туристской интерактивной карты России по регионам. С одной стороны, этот проект создает сервисную, навигационную среду для туристов. Он позволяет различным туристским компаниям и туристам встретиться на единой площадке. С другой стороны, проект стал новым способом изучения туристского пространства. Проект реализуется в рамках портала «Живая Карта России» [15]. При проектировании портала используются элементы навигации, учитывающие особенности мобильных устройств.

Ассоциация национального туризма [13] реализует проект «Мой Музей» [12] — объединение единомышленников среди коллекционеров и музейщиков с целью широкого распространения информации о коллекции среди профессионалов (искусствоведов, художников, историков, профильных студентов), а также для туристов. Проект реализуется как инструмент интеграции объекта культуры в туризм.

«Мой Музей» — это коммуникационный канал с потребителями, который позволяет позиционировать учреждения культуры и искусства как объекты туристского показа. Основная информация о музее включает в себя следующие компоненты.

1. Название и концепция учреждения культуры и искусства.

2. Месторасположение (точный адрес с отметкой на интерактивной карте, с возможностью построения маршрута проезда, информация об общественном транспорте).

3. Креативное описание и визуальное представление артефактов-«локомотивов».

4. Перечень доступных туристу сервисов.

5. Календарь событий.

6. Обратная связь с потребителем (туристский блог).

7. Рейтинг лучших объектов показа за неделю.

25

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

Данный коммуникационный проект в первую очередь ориентирован на неорганизованных туристов, для которых построение тура по индивидуальной программе лично считается одним из главных потребительских предпочтений.

Заключение

Подводя итоги, нельзя не отметить позитивных изменений, происходящих в практике управления туристскими дестинациями в России, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на их развитии.

Туристские дестинации из обычных туристских регионов превращаются в территориальные структурные единицы индустрии туризма, обладающие широкими возможностями для удовлетворения разнообразных туристских потребностей. Это, прежде всего, выражается:

• в развитии новых видов туризма и формировании концептуальных туристских продуктов;

• улучшении туристской инфраструктуры, в том числе ее информационной и сервисной составляющих;

• повышении качества предоставляемых услуг.

Для хозяйствующих субъектов также открываются определенные перспективы с точки зрения развития предпринимательских инициатив. Так, у учреждений культуры появляется возможность диверсифицировать деятельность и, соответственно, возникают дополнительные источники дохода.

Совершенствование системы менеджмента туристской дестинацией укрепляет конкурентоспособность России на мировом рынке туристских услуг, формирует ее имидж как страны, благоприятной для развития туризма.

Литература

1. Вапнярская О.И., Асоян Т.М. Разработка стандартов гостеприимства на региональном уровне (на примере Ярославской области) // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 32—38.

2. Вязовик С.М. Моделирование системы управления развитием туристско-рекреационной дестинации на основе кризис-менеджмента // Менеджер. Вюник Донецького державного ушверситету управлшня. 2013. № 4. С. 134-138.

3. ГончароваН.А. Организации по менеджменту дестинаций (DMOs) как система управления туризмом на национальном, региональном и локальном уровнях: зарубежный опыт // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 11 (59). С. 77.

4. Гончарова Н.А. Развитие туристской дестинации. Ольборг: Институт истории, международных и социальных исследований Ольборгского университета, 2010. 128 с.

5. Кривошеева Т.М. Туристские дестинации: вопросы формирования маркетинговых стратегий // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т 8. № 6 (53). С. 217-229.

6. Платонова Н.А., Артемьева О.А., Вапнярская О.И. Зарубежный и российский опыт создания туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции: методические особенности // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 1. С. 90-96.

7. Buhalis D. Marketing the Competitive Destination of the Future // Tourism Management. 2000. № 21 (1). P. 97-116.

8. Kozak M. The Practice of Destination-based Total Quality Management // Anatolia: An International Journal of Tourism and Hospitality Research. 2004. Volume 15, Issue 2. pages 125-136.

9. Ritchie B.J.R., Crouch G.I. The competitive destination: a sustainable tourism perspective. UK. CABI Publishing. 2003.

10. Shirazia S.F.M., Soma A.P.M. Destination Management and Relationship Marketing: Two Major Factors to Achieve Competitive Advantage // Journal of Relationship Marketing. 2011. Volume 10, Issue 2. P. 76-87.

11. Zehrer A., Pechlaner H., Holzl B. The Development of a Destination Management System (DMS) in South Tyrol // Anatolia: An International Journal of Tourism and Hospitality Research. 2005. Volume 16, Issue 2. P. 147-161.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. http://mymuseumportal.com (дата обращения 15 сентября 2014).

13. http://mytourism-rf.ru (дата обращения 17 сентября 2014)

14. http://standartgost.ru (дата обращения 17 сентября 2014).

15. http://www.2r.ru/ (дата обращения 15 сентября 2014).

26

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Тенденции в практике менеджмента туристской дестинации

TRENDS IN MANAGEMENT PRACTICE FOR TOURISM DESTINATIONS

Vapnyarskaya Olga Igorevna, PhD (Candidate of Science) in Economics, Associate Professor, vap.olga@gmail.com;

Kharitonova Tatyana Viktorovna, PhD (Candidate of Science) in Economics, Associate Professor, naceka@mail.ru;

Krivosheeva Tatyana Mikhailovna, Ph.D., PhD (Candidate of Science) in Economics, ktm-ipad@mail.ru, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

Management of tourist destinations abroad over many years is the subject of research and practical elaborations. The key aim of destination management is ensuring its competitiveness. To achieve this goal, experts offer a variety of approaches, methods, mechanisms. Based on the composition of the management system for tourist destinations, the article presents the trends in this field which are pertinent to Russia. First of all, to such trends can be related development of tourist resources as creation and promotion of conceptual tourist resources. A relatively new trend is the development of private and corporate museums. To Russian trends in destination management can be attributed integration of tourist sites in the tourism industry due to a more comprehensive utilization of tourist technologies in display and interpretation. Of course, an important trend is the development of information technologies in tourism, tourist navigation systems. To the list of trends should be added diversification of tourism products of destinations through the development of new types of tourism. The article shows the transition to the tourism product customization by offering tourists the opportunity to form desired tour packages. The article presents the results of the analysis of governance in the management of tourist destinations. The article substantiates the conclusion that tourist destinations are transformed from usual tourist regions into territorial structural units of the tourism industry, with extensive capabilities to meet diverse needs of tourism; resulting in: development of new types of tourism and forming conceptual tourism products; improvement of tourism infrastructure, including its information and service components; improving the quality of services provided. For businesses also uncover some opportunities in terms of entrepreneurial initiatives.

Keywords: tourist destination, trends, factors, management

References

1. Vapniarskaia, O.I., Asoian, T.M. Razrabotka standartov gostepriimstva na regional’nom urovne (na primere Iaroslavskoi oblasti) [Development of standards of hospitality at the regional level (for example, Yaroslavl region)] // Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2014. T 8. № 2. pp. 32-38.

2. Viazovik, S.M. Modelirovanie sistemy upravleniia razvitiem turistsko-rekreatsionnoi destinatsii na osnove krizis-menedzhmenta [Modeling management systems for development of a tourist and recreational destination on the basis of crisis management] // Menedzher. Visnik Donets’kogo derzhavnogo universitetu upravlinnia. 2013. № 4. pp. 134-138.

3. Goncharova, N.A. Organizatsii po menedzhmentu destinatsii (DMOs) kak sistema upravleniia turizmom na natsional’nom, regional’nom i lokal’nom urovniakh: zarubezhnyi opyt [Destination management organizations (DMOs) as a system oftourism management at the national, regional and local levels: international experience] // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2013. № 11 (59). pp. 77.

4. Goncharova, N.A. Razvitie turistskoi destinatsii. Ol’borg [The development of a tourist destination. Aalborg]: Institut istorii, mezhdunarodnykh i sotsial’nykh issledovanii Ol’borgskogo universiteta, 2010. 128 p.

5. Krivosheeva, T.M. Turistskie destinatsii: voprosy formirovaniia marketingovykh strategii [Tourist destinations: the issues of forming marketing strategies] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. 2014. T. 8. № 6 (53). pp. 217-229.

6. Platonova, N.A., Artem’eva, O.A., Vapniarskaia, O.I. Zarubezhnyi i rossiiskii opyt sozdaniia turistskikh produktov, osnovannykh na iskusstvennoi attraktsii: metodicheskie osobennosti [Foreign and Russian experience in creating tourism products based on artificial attractions: methodological features] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2010. № 1. pp. 90 — 96.

7. Buhalis, D. Marketing the Competitive Destination of the Future // Tourism Management. 2000. № 21 (1). pp. 97-116.

27

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

8. Kozak, M. The Practice of Destination-based Total Quality Management // Anatolia: An International Journal of Tourism and Hospitality Research. 2004. Volume 15, Issue 2. pages 125—136.

9. Ritchie, B.J.R., Crouch G.I. The competitive destination: a sustainable tourism perspective. UK. CABI Publishing. 2003.

10. Shirazia, S.F.M., Soma A.P.M. Destination Management and Relationship Marketing: Two Major Factors to Achieve Competitive Advantage // Journal of Relationship Marketing. 2011. Volume 10, Issue 2. pp. 76—87.

11. Zehrer, A., Pechlaner H., Holzl B. The Development of a Destination Management System (DMS) in South Tyrol // Anatolia: An International Journal of Tourism and Hospitality Research. 2005. Volume 16, Issue 2. pp. 147-161.

12. http://mymuseumportal.com (data obrashcheniia 15 sentiabria 2014) [Accessed on September 15, 2014].

13. http://mytourism-rf.ru (data obrashcheniia: 17 sentiabria 2014) [Accessed on September 17, 2014].

14. http://standartgost.ru (data obrashcheniia: 17 sentiabria 2014) [Accessed on September 17, 2014].

15. http://www.2r.ru/ (data obrashcheniia: 15 sentiabria 2014) [Accessed on September 15, 2014].

УДК 338 DOI 10.12737/7940

ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Лагусев Юрий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, Lagusev@yandex.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В связи с началом реализации «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р, возможности для координации туристской деятельности муниципальных образований значительно расширились. Комплекс действенных механизмов, представленных в Стратегии, и план мероприятий по ее реализации открыли широкие возможности для муниципальных образований по освоению потенциала внутреннего и въездного туризма. Важнейшей целью настоящего этапа по координации туристской деятельности в муниципальных образованиях является содействие в продвижении туристских ресурсов малых городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, разработка программ событийных мероприятий в сфере туризма, проходящих в малых городах России, участие в фестивале малых городов России, разработка мероприятий по финансированию деятельности по продвижению туристских услуг малых городов России, в том числе, с использованием механизма государственно-частного партнерства. Это соответствует действующим целевым программным документам ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» в части решения задачи развития туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации.

Статья базируется на материалах исследования, проведенного при непосредственном участии автора, основным результатом которого стала разработка содержания программы учебной дисциплины «Управление туризмом на государственном и муниципальном уровнях» по направлению магистерской подготовки 43.04.02 «Туризм».

В статье рассматриваются вопросы организационного обеспечения процесса координации туристской деятельности на государственном и муниципальном уровнях направленного на получение конкретного социально-экономического результата от внедрения инновационных технологий.

Результаты, полученные непосредственно автором, опираются на достаточно обширную эмпирическую базу, которую составили разработанные в регионах и муниципальных образованиях нормативно-правовые документы по координации туристской деятельности, а так-

28

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.