Научная статья на тему 'Тенденции транснационализации компаний на мировом рынке дорожно-строительной техники'

Тенденции транснационализации компаний на мировом рынке дорожно-строительной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА / РЫНОК ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ / СТРАТЕГИИ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА / ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РЫНКА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ / TRANSNATIONALIZATION / ROAD CONSTRUCTION EQUIPMENT MARKET / BUSINESS TRANSNATIONALIZATION STRATEGIES / TRENDS OF TRANSNATIONALIZATION IN ROAD CONSTRUCTION EQUIPMENT MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капустина Лариса Михайловна, Коровина Евгения Ивановна

В статье рассмотрены основные стратегии транснационализации бизнеса на примере компаний – производителей дорожно-строительной техники. Представлен обзор рынка дорожно-строительной техники, проведен сравнительный анализ показателей рынка и деятельности лидеров отрасли за 2005 и2011 гг. Выявлены тенденции развития и транснационализации рынка дорожно-строительной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transnationalization Trends in the Global Marketof the Road Construction Equipment

The article is devoted to the business transnationalization strategies, which are illustrated with the examples of manufacturers of the road construction equipment. The road construction equipment market is analyzed and comparative analysis of market indicators and market leaders’ performance for 2005 and 2011 is carried out. As a result, development and transnationalization trends in the market are identified.

Текст научной работы на тему «Тенденции транснационализации компаний на мировом рынке дорожно-строительной техники»

УПРАВЛЕНЕЦ / 11-12/39-40/2012

капУСТИнА лариса Михайловна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга и международного менеджмента

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-17-75 E-mail: lakapustina@bk.ru

Коровина Евгсния Ивановна

Соискатель кафедры маркетинга и международного менеджмента

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (908) 928-12-79 E-mail: Korovinash@yandex.ru

Ключевые слова

транснационализация бизнеса

рынок дорожно-строитЕльной техники

стратегии транснационализации бизнеса

тенденции транснационализации рынка дорожно-строитЕльной техники

Аннотация

В статье рассмотрены основные стратегии транснационализации бизнеса на примере компаний - производителей дорожностроительной техники. Представлен обзор рынка дорожно-строительной техники, проведен сравнительный анализ показателей рынка и деятельности лидеров отрасли за 2005 и 2011 гг. Выявлены тенденции развития и транснационализации рынка дорожно-строительной техники.

Тенденции транснационализации компаний на мировом рынке дорожно-строительной техники

Производство дорожностроительной техники относится к динамично развивающимся отраслям современного машиностроения. Необходимость постоянного эксплуатационного обслуживания дорожной инфраструктуры и строительства новых дорог предопределяет устойчивый спрос на дорожно-строительную технику, мало меняющийся по фазам экономического цикла. Производство грейдеров, бульдозеров, асфальтоукладчиков, кранов и экскаваторов характеризуется относительно высокой рентабельностью и наукоем-костью. Компании, производящие дорожно-строительную технику, вынуждены внедрять инновационные технологии для ее усовершенствования и в целях расширения сбыта активно увеличивать продажи на внешние рынки. Самые крупные компании создают новые производственные мощности за рубежом.

Мировой рынок дорожно-строительной техники сильно монополизирован: в настоящее время практически каждая пятая машина производится

компанией Caterpillar, а на 5 компаний - крупнейших производителей техники приходится 46,8% рынка. В последние годы на рынок выходят китайские компании, которые отвоевывают позиции у конкурентов, вытесняя их с первых мест. На долю американских компаний приходится треть мирового производства дорожно-строительной техники, на долю японских производителей - более одной пятой. Если анализировать распределение мирового производства по регионам мира, то можно заключить, что Северная Америка занимает 31,3% мирового рынка дорожно-строительной техники, Европа - 22,4%, Азия - 45,9%. Китай уверенно занимает 3-е место, опередив все европейские страны. Географическая структура мирового производства дорожно-строительной техники представлена на рис. 1.

Проанализируем соотношение сил между ведущими производителями дорожно-строительной техники на мировом рынке (табл. 1).

Лидер рынка - американская компания Caterpillar - за 5 лет значи-

Рис. 1. Доля стран в мировом производстве дорожно-строительной техники

в 2011 г.1, %

Transnationalization Trends

in the Global Market

of the Road Construction Equipment

тельно уступила свои позиции, хотя и остается на первом месте. Старейшие европейские и американские производители техники Liebherr, John Deer, Terex, JCB, CNH, Metso, Manitowoc также опустились на более низкие строчки рейтинга, уступив свои позиции заводам из Китая и Кореи. При этом китайский производитель Sany поднялся с 48-го места в 2005 г. на б-е место в 2011 г., корейский Doosan - с 17- го на 9-е, китайский XCMG - с 41-го на 11-е, а китайские компании Zoomlion и Shantui, не вошедшие в рейтинг 2005 г., в 2011 г. находились уже на 7-м и 19-м местах соответственно.

Объемы продаж дорожностроительной техники за прошедшие б лет у всех компаний выросли, при этом у американских и европейских производителей рост составил 50100%, в то время как у китайских и корейских - 150-300% (рис. 2).

На рис. 3 отражено изменениие доли рынка лидеров по производству дорожно-строительной техники в 2011 г. по сравнению с 2005 г.

За 6 лет снизилась доля рынка американского Са1егр1!!аг, незначительного выросла доля шведского Уо!уо и немецкого ЫеЬИегг и стремительно увеличилась доля китайских и корейских производителей, упрочивших свое присутствие на мировом рынке в несколько раз.

Рынок дорожно-строительной техники относится к глобальным, ведущие производители техники - транснациональные корпорации. Большинство экономистов к стратегиям транснационализации бизнеса относят экспорт, лицензирование, франчайзинг, представительство или филиал за рубежом, совместное предприятие с национальной компанией, прямое инвестирование и создание собственного производства за границей.

Экспортная стратегия менее рискованная и затратная, но при этом и менее прибыльная. Лицензирование и франчайзинг освобождают производителя от большого объема работы, при этом оставляя ему минимальный контроль

Larisa M. KAPUsTINA

Dr. Sc. (Ec.), Prof., Head of Marketing and International Management Dprt.

Urals state University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 221-17-75

E-mail: lakapustina@bk.ru

Yevgenya I. korovina

Applicant for candidate degree of Marketing and International Management Dprt.

Urals state University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (908) 928-12-79

E-mail: korovinash@yandex.ru

Key words

TRANSNATIONALIZATION

ROAD CONSTRUCTION EQUIPMENT MARKET

BUSINESS TRANSNATIONALIZATION STRATEGIES

TRENDS OF TRANSNATIONALIZATION IN ROAD CONSTRUCTION EQUIPMENT MARKET

Summary

The article is devoted to the business transnationalization strategies, which are illustrated with the examples of manufacturers of the road construction equipment. The road construction equipment market is analyzed and comparative analysis of market indicators and market leaders' performance for 2005 and 2011 is carried out. As a result, development and transnationalization trends in the market are identified.

2005

2011

4151

290 °

Caterpillar Komatsu Volvo Hitachi Liebherr Sany Zoomlion

Компания

Рис. 2. Объемы продаж ведущих производителей дорожно-строительной техники в 2005 и 2011 гг.1

UPRAVLENETS / 11-12/39-40/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 11-12/39-40/2012

Таблица 1 - Показатели деятельности крупнейших компаний - производителей

дорожно-строительной техники

место в рейтинге 2011 г. (2005 г.) Компания Страна Объем продаж в 2011 г., млн дол. Доля в мировом объеме продаж в 2011 г., % Объем продаж в 2005 г., млн дол. Доля в мировом объеме продаж в 2005 г., %

1 (1) Caterpillar США 35296 19,4 22931 23,2

2 (2) Komatsu Япония 21750 12,0 9470 9,6

3 (5) Volvo Construction Equipment Швеция 10013 5,5 4582 4,6

4 (7) Hitachi Construction Machinery Япония 9997 5,5 3998 4,0

5 (6) Liebherr Германия 7930 4,4 4151 4,2

6 (48) Sany Китай 7861 4,3 290 0,3

7 (-) Zoomlion Китай 7171 3,9 - -

8 (3) Terex США 6505 3,6 6400 6,5

9 (17) Doosan infracore Корея 5830 3,2 1358 1,4

10 (4) John Deer США 5372 3,0 5229 5,3

11 (41) XCMG Китай 5259 2,9 376 0,4

12 (11) JCB Великобритания 4300 2,4 2230 2,3

13 (16) Kobelco Construction Machinery Япония 3927 2,2 1557 1,6

14 (8) CNH США 3876 2,1 3963 4,0

15 (12) Metso Финляндия 3839 2,1 2118 2,1

16 (18) Hyundai Heavy industries Корея 3560 2,0 1288 1,3

17 (37) Liugong Китай 2768 1,5 461 0,5

18 (21) Wirtgen Group Германия 2448 1,3 1013 1,0

19 (-) Shantui Китай 2433 1,3 - -

20 (15) Manitowoc Crane Group США 2165 1,2 1629 1,6

Итого 152300 73044

Источник: Машиностроительный портал Экскаватор.ру (www.exkavator.ru)

25

23,2

12

9,6

2005

2011

I ■

її Гг

5,5 5,5

4-6 . 4.24,4___________4JL

______4,^,*_____________________________Зу9—

И .» °

Caterpillar Komatsu Volvo Hitachi Liebherr Sany Zoomlion

Компания

Рис. 3. Доля мирового рынка ведущих производителей дорожно-строительной техники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в 2005 и 2011 гг.

за продукцией. Представительство или филиал за рубежом требуют хорошего знания рынка и местных потребителей при этом близость к клиентам позволяет более точно выявить их потребности и предложить востребованный товар. Прямое инвестирование и собственное производство за рубежом - самая затрат-

ная и рискованная стратегия, но при правильных расчетах и самая прибыльная.

Проведем анализ стратегий выхода на внешние рынки крупнейших компаний-производителей дорожностроительной техники, которые используются для завоевания рынков сбыта и увеличения доли рынка (табл. 2).

По результатам анализа транснационализации бизнеса крупнейших производителей дорожно-строительной техники получены следующие выводы:

1. Большинство компаний - лидеров мирового рынка дорожно-строительной техники - европейские и американские фирмы с вековой историей, которые были образованы в XIX - начале XX века. Так, деятельность компании John Deer началась с заселения и освоения американского запада, с ростом потребностей американских землепашцев.

2. Все исследуемые предприятия начали интернационализацию своего бизнеса с экспорта. Изначально создавались местные компании с небольшими объемами производства, но с насыщением местного рынка возникла необходимость в новых рынках сбыта. Практически все предприятия начали экспортировать свою продукцию, затем, достигнув успеха, через 20-30 лет перешли ко второй стратегии интернационализации бизнеса - открытию в этих странах своих представительств, сервисных центров, сбытовых компаний.

На третьем этапе выхода на зарубежные рынки открывались совместные предприятия с национальными производителями или строились заводы со 100%-ным владением капиталом. В результате стандартизации производства, переноса производственных мощностей ближе к потребителю, сни-

жения себестоимости изготовления дорожно-строительной техники за счет использования дешевой рабочей силы и экономии на транспортных издержках увеличивается эффективность транснационализации бизнеса.

3. Темпы транснационализации производителей дорожно-строительной техники выросли в условиях I и II Мировых войн, поскольку правительства стран формировали государственные заказы на технику. Для строительства военных объектов, а затем восстановления разрушенных городов пострадавших от войн стран правительства направляли дорожно-строительную технику. Тем самым система государственных закупок и помощи зарубежным государствам обеспечивала производителям выход на внешние рынки.

В мирное время правительства развитых стран реализуют государственные проекты строительства объектов инфраструктуры в развивающихся странах. Например, американская компания Boart Langyear в 1912 г. реализовала государственный проект на поставку техники на Кубу, а затем в Африку. Дорожно-строительная техника американской компании Caterpillar закупалась правительством США для освоения Антарктики, строительства

дорог в Индии, возведения олимпийских объектов в Австралии в 1956 г., во Франции в 1968 г., в Германии в 1972 г., в Испании в 1992 г., в Норвегии в 1994 г., в Афинах в 2004 г., в Китае в 2008 г. Техника Caterpillar поставлялась по государственным контрактам для реализации Карибских проектов США, прокладки трубопровода по территории Ирана и России, строительства Панамского канала, международных аэропортов в Гонконге и Японии, трубопровода Ямал в России. Двигатели Caterpillar были установлены в космическом корабле Аполлон-11, отправившемся на Луну. Немецкая техника Putzmeister применялась для строительства туннеля электростанции в Испании в 1985 г., ликвидации последствий в Чернобыле в 1986 г., осушения земель в Японии в 2002 г. Для разработки нефтяных месторождений на Сахалине была закуплена японская техника Komatsu.

Некоторые производители дорожностроительной техники изначально были ориентированы на производство военных машин, но конверсионная политика государств привела к перепрофилированию военных предприятий на гражданское производство. Таким образом, государство сыграло значительную роль в продвижении национальных произво-

дителей дорожно-строительной техники на мировой рынок.

4. В результате формирования мировой социалистической системы некоторые компании были вынуждены перенести свои производственные мощности в капиталистические страны. Так, фирма \Wacker 1\1еи$оп, располагавшаяся на территории бывшей ГДР, после Второй мировой войны перенесла штаб-квартиру и построила завод в США.

5. Процесс выхода европейских и американских производителей дорожностроительной техники на внешние рынки растянулся на долгие годы - каждый этап длился десятилетия. Ускорение наметилось лишь в 80-е годы ХХ века благодаря увеличению темпов развития мировой экономики. Пик активности процесса транснационализации компаний пришелся на конец ХХ века.

6. Азиатские компании перешли к экспансии на внешние рынки намного позже европейских и американских. В отличие от заводов «старого света», новые азиатские предприятия интернационализируют свой бизнес значительно быстрее. Большинство китайских предприятий созданы в конце ХХ века, в начале ХХ1 века они имеют свои представительства в большинстве стран

Таблица 2 - Стратегии выхода на внешний рынок крупнейших мировых производителей дорожно-строительной техники

Компания Год основания Экспорт Представительство или филиал за рубежом Совместное предприятие с местной компанией Прямое инвестирование (свой завод за рубежом)

Caterpillar 1905 1914 1950 1963 1997

Komatsu 1921 1955 1967 1964 1975

Hitachi Construction Machinery 1910 1950-е 1959 1989 -

Volvo Construction Equipment 1927 1930 1936 1978 1968

Liebherr 1949 1950-е 1960-е - 1990-е

Doosan infracore 1896 1970 2010 - 2006

Sany 1989 1990-е 1990-е 2009 2000-е

Sandvik Mining and Construction 1862 1860-е 1860-е 1909 1938

Zoomlion 1992 1990-е - - 2008

XCMG 1951 2000-е - - -

Terex 1925 1930-е 1960-е - 1950-е

Atlas Copco CMT 1873 1917 1956 - 1960-е

Kobelco Construction Machinery 1905 1960 1960 1990 2009

John Deer 1837 1900-е 1912 2008 1912

JCB 1945 1950-е 1980-е - 1980-е

Metso 1750-е 1860-е - - 1865

CNH 1999 2000-е 2007 1999 2000-е

Hyundai Heavy industries 1987 1990-е 1991 1995 -

Oshkosh Access Equipment (JLG) 1969 1970-е 1977 2005 2002

Liugong 1958 1990-е - 1995 2009

UPRAVLENETS / 11-12/39-40/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 11-12/39-40/2012

мира, а некоторые начали собственное производство за рубежом. В то же время в Китае, Северной Корее и Японии немало предприятий имеют вековую историю, но долгие годы они действовали преимущественно на внутренних рынках, а стратегию интернационализации бизнеса стали применять относительно недавно.

7. Франчайзинг редко используется производителями дорожностроительной техники в качестве стратегии транснационализации. Из исследуемых нами предприятий только американская компания Terex использует этот метод. Заводы по всему миру производят продукцию под маркой Terex, а также под марками компаний-франчайзи: Advance, American, American Truck Company, Amida, ATC, Atlas, Bartell, Bendini, Benford, Bid-Well, Canica, Cedara-pids, CMI, CMI-Cifali, CMI Johnson-Ross, Co-medil, Demag, ELJay, Fermec, Finlay, Franna, Fuchs, Genie, Hi-Ranger, Jaques, Load King, Morrison, O&K, Pegson, Peiner, Power-screen, PPM, Reedrill, Schaeff, Simplicity, Standard Havens, Tatra, Telelect, TerexLift и Unit Rig.

Также редкой формой выхода предприятий на внешние рынки является лицензирование - его используют только Atlas, John Deer, Changlin и Shantui. Так, компания Atlas в 1898 г. приобрела лицензию Diesel на производство двигателей. На заводе Shantui в 1980 г. налажено производства бульдозеров по лицензи-

ям Komatsu и Caterpillar. Changlin применяет технологии Komatsu и Dynapac, а компания John Deer, наоборот, в 1977 г. продала лицензию японской компании Yanmar на производство тракторов под своей маркой.

8. В рейтинге 20 крупнейших производителей дорожно-строительной техники российские заводы не представлены, но практически все крупнейшие фирмы действуют на российском рынке, открывая свои представительства или даже заводы. Например, в России имеются заводы Komatsu в Ярославле, Volvo в Санкт-Петербурге, John Deer под Липецком. Компания Atlas открыла свое представительство в Москве почти 100 лет назад - в 1913 г.

9. Большинство европейских и американских предприятий стремятся перенести производство в Китай в целях снижения себестоимости изготовления продукции. Пик экспансии на китайский рынок пришелся на конец ХХ века, когда азиатские экономики стали более открытыми для иностранных партнеров и КНР вступила в ВТО. Кроме Китая привлекательными являются и другие страны с дешевой рабочей силой. Так, японская компания Kubota наладила производство в Египте, а индийская компания BEML -в Индонезии.

10. Новейшей тенденцией стало проникновение китайских предприятий на европейские рынки в целях улучшения качества производимой продукции.

Несмотря на быстрые темпы развития китайской экономики, качество китайской продукции пока не достигло европейского уровня. Например, китайская компания Sany в 2009 г. открыла завод в Германии, китайский Zoomlion в 2008 г . купил итальянский завод CIFA. Кроме того, китайские производители вводят в строй новые производственные мощности и в менее развитых странах. Например, компания Liugong открыла свой завод в Индии.

11. В условиях жесткой конкуренции усиливаются процессы слияния и поглощения предприятий, прослеживается тенденция проведения совместных НИОКР при создании новых видов техники. Наибольший интерес представляет кооперация Komatsu c Volvo, продажа в 1999 г. части бизнеса компании Volvo фирме Ford. В 2001 г. Volvo объединилась с компаниями Renault и Mack в области производства грузовых автомобилей, а в 2006 г. - с Nissan и Lingong. В 1997 г. Volvo создало совместное предприятие с Mitsubishi, в 1999 г.- с компанией Scania, в 2001 г. - с фирмой Rolls-Royce для производства комплектующих Airbus A 380 супер-джет. В 2009 г. чешская компания Skoda создала совместное предприятие с компанией Doosan. В 1989 г. свои усилия объединили Sandvik и Atlas Copco, а позднее Manitou с Toyota, Aichi с Toyota и Telcon с Hitachi. Совместные предприятия компании образуют не

Мальцева вера Андреевна

Аспирант кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 251-96-10 E-mail: MaltsevaVA@gmail.com

о зарождении государственной аграрной политики в промышленно развитых странах1

Ключевые слова

АГРАРНАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ АГРАРНЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация

Выделены узловые моменты становления системы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства в период с первой промышленной революции до Великой депрессии. Рассмотрена эволюция основных направлений и инструментов государственной аграрной политики в промышленно развитых странах в 1800-1920-е годы. Проанализировано воздействие мер государственной аграрной политики на динамику развития сельского хозяйства США и Европы.

1 Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по лоту № 16.740.11.0696 «Компаративный анализ модернизационных стратегий в мировой экономической практике».

только в области производства готовой продукции, но и для изготовления комплектующих. Так, в 1999 г. компания Ko-belco создала совместное предприятие с Mitsubishi Materials Corporation для удовлетворения потребностей в качественных комплектующих.

12. Стратегии роста нередко вынуждают компании диверсифицировать свой бизнес. Так, помимо дорожностроительной техники, компания Lieb-herr производит холодильники, Hitachi - бытовую технику, Doosan изначально было предприятием, занимающимся продуктами питания, John Deer с 1985 г. занимается медицинскими услугами, а в 2000 г. компания получила банковскую лицензию, дающую фирме право финансировать продажу своего оборудования по всей Европе и тем самым повысить конкурентоспособность своей продукции.

13. Для борьбы с конкурентами производители дорожно-строительной техники используют патенты. Так, компания John Deer получила свой первый патент в 1864 г. на формы для отливки стальных плугов, фирма Ammann - в 1908 г. на машины для формирования дорожного покрытия.

Таким образом, проведенное исследование крупнейших мировых производителей дорожно-строительной техники выявило общие тенденции в развитии этих компаний, схожесть их стратегий транснационализации и ме-

тодов работы на зарубежных рынках независимо от того, когда компании начали свою деятельность и когда приняли решение осваивать новые рынки. У одних фирм этот процесс занял десятилетия, другие пошли по уже известному пути и преодолели все этапы развития намного быстрее. Компании начинают освоение зарубежных рынков преимущественно с экспорта. Успешный экспорт сопровождается открытием представительств и созданием производственных мощностей в новых странах. В настоящее время большинство производителей дорожно-строительной техники придерживаются стратегии открытия филиалов и представительств за рубежом, сохраняя производство в своей стране.

on the Genesis

of State Agricultural Policy

in Industrialized Countries

Как показывает мировая практика, развитие сельского хозяйства с момента становления государственности всегда опиралось на соответствующую государственную аграрную политику, которая в своей эволюции прошла целый ряд этапов. Ее сердцевину фактически с самого начала составляли вопросы регулирования земельных отношений, обеспечения продовольственной безопасности и налаживания стабильного снабжения сельскохозяйственным сырьем пере-

рабатывающих производств. За ограниченностью места содержательную часть вопроса рассмотрим на примере развитых стран на этапе зарождения основ государственной аграрной политики, т. е. начиная с первой промышленной революции до Великой депрессии.

По большому счету, развитие государственной аграрной политики насчитывает более чем 2000-летнюю историю, беря начало еще с описанных в Библии реформ Прекрасного Иосифа в Древнем Египте, предусматривавших

Vera a. maltseva

Postgraduate of Global Economy Dprt.

Urals state University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 251-96-10

E-mail: maltsevava@gmail.com

Key words

AGRICULTURAL SCIENCE AND EDUCATION AGRICULTURAL PROTECTIONISM STATE AGRICULTURAL POLICY LAND ISSUE RURAL CREDITING RURAL INFRASTRUCTURE AGRICULTURE

Summary

The key points of the formation of government support for agriculture system from the first Industrial revolution to the Great Depression are distinguished. There is considered the evolution of major directions and tools of developed countries' agricultural policy in 1800-1920'. The impact of the state agricultural policy on agricultural development of the United States and Europe is analyzed.

UPRAVLENETS / 11-12/39-40/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.