Научная статья на тему 'Тенденции совершенствования налогового контроля'

Тенденции совершенствования налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3260
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахаткина Елена Валерьевна

Совершенствование налогового контроля является важнейшей задачей налоговых органов. Автор статьи указывает на необходимость кардинального изменения порядка проведения налогового контроля в части выездных налоговых проверок. Содержатся предложения по изменению налогового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малахаткина Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of improvement of tax control

Improvement of the tax control is the most important task of the tax authorities. The author of the article points to the need for radical changes of the procedure of tax control in parts of the field tax inspections. Contains proposals to change the tax legislation.

Текст научной работы на тему «Тенденции совершенствования налогового контроля»

12. НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

12.1. ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Малахаткина Елена Валерьевна, к.ю.н., профессор кафедры Московского налогового института. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Место работы: Московский налоговый институт

89104500432@mail.ru

Аннотация: Совершенствование налогового контроля

является важнейшей задачей налоговых органов. Автор статьи указывает на необходимость кардинального изменения порядка проведения налогового контроля в части выездных налоговых проверок. Содержатся предложения по изменению налогового законодательства.

Ключевые слова: Налоговый контроль, выездная налоговая проверка, истребование документов, налоговое бремя

TENDENCIES OF IMPROVEMENT OF TAX CONTROL

Malahatkina E. V., candidate of legal Sciences, Professor Department The Moscow tax Institute. Adviser of the state civil service Russian Federation, class 2

Place of employment: Moscow tax Institute

89104500432@mail.ru

Annotation: Improvement of the tax control is the most important task of the tax authorities. The author of the article points to the need for radical changes of the procedure of tax control in parts of the field tax inspections. Contains proposals to change the tax legislation.

Keywords: The tax control, the on-site tax inspection, discovery of documents, tax burden

Разработанная концепция предпроверочного анализа выездных налоговых проверок ФНС РФ, фактически раскрывает те направления, которые должны исключать в формировании своей налоговой политики налогоплательщики.

Начиная с 2002 года контрольные действия налоговой службы от истинно ревизионных приняли больше характер оперативных мероприятий по выявлению фирм-однодневок в структуре контрагентов налогоплательщиков.

Как маятник изменчива на протяжении десятилетия судебная практика по этому вопросу. Интерпретация Постановления пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» ежегодно дополняется новыми комментариями со стороны суда, с учётом ст.127 Конституции РФ, устанавливающей право ВАС РФ на разъяснение применения законодательства.

Налогоплательщики накануне сделок получают выписки из ЕГРЮЛ, пытаясь в дальнейшем доказать свою добросовестность.

Не малый урон наносят те, кто реально минимизирует налогообложение за счет использования фирм-«однодневок», но так надо это

тщательно проверять и разделять: кто мошенник, а кто случайно пострадал.

В настоящее время трудозатраты инспекторского состава налоговых органов практически в каждой выездной налоговой проверке направлены не на ревизирование бухгалтерской, налоговой отчетности, а на поиск и опросы учредителей, представителей исполнительного органа фирм-однодневок.

Предлагается ввести в Налоговый кодекс РФ дополнение о проведении специальных проверок по фирмам однодневкам, которые могут проводить отделы предпроверочного анализа, камеральные отделы, при необходимости - помощь оперативных отделов и ОВД по заданию ИФНС, т.к. мероприятия налогового контроля по однодневкам не требуют присутствия непосредственно инспекторов на территории проверяемого налогоплательщика налогоплательщика. Эти проверки можно делать оперативно, на постоянной основе по утвержденному регламенту на основании выписок банковского счета, установив обязанность банков предоставлять выписки вне рамок налоговой проверки.

Целесообразно в этой связи законодательно сократить период выездной налоговой проверки до 2-х месяцев по крупнейшим налогоплательщикам и налогоплательщикам с филиалами, по прочим налогоплательщикам - период проверки 1 месяц, при этом приостановки и прочие контрольные мероприятия не должны превышать 1 месяц. Так как сейчас общий баланс времени налоговой проверки составляют приостановки для установления факта сделки с нереальным контрагентом.

Попытки законодателя в этом направлении наметились. Так, с 30.07.2013 Федеральным законом РФ от 23.07.2013 № 248-ФЗ действует новая редакция п.2 ст.93.1 НК РФ, согласно которой налоговый орган будет вправе истребовать у налогоплательщика вне рамок проверок не только информацию относительно сделки, но и конкретные документы. Однако следует заметить, что данная редакция закона не предполагает использование результатов оценки истребуемых документов в ходе перспективных контрольных мероприятий. На сегодняшний день, с учётом установившейся правоприменительной практики, для вынесения решения по результатам налоговой проверки необходимы материалы, доказательственная база, полученные в ходе контрольных мероприятий. Таким образом, как налоговый орган будет использовать документы, истребованные вне рамок налоговой проверки, покажет время и судебная практика.

Хочется ещё остановиться на таком аспекте, как налоговое бремя. Анализ расходной составляющей финансово-хозяйственной деятельности всегда должен анализироваться с учётом налоговой нагрузки в организации.

Не секрет, что в ходе выездной налоговой проверки налоговая служба ориентируется на

среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки, при этом не анализируя, кем в сделке является проверяемое лицо (например, генподрядчик и т.п.). При значительных оборотах по выручке, реальная

доходность у таких налогоплательщиков не сопоставима с предлагаемыми доначислениями в ходе предпроверочного анализа. Так у генподрядчика в строительном секторе налоговая нагрузка колеблется 2-5%, а среднеотраслевая по строительству 12-15%. Соответственно организации надо быть готовой в ходе проверки к объяснению очевидного.

Не благоприятные налоговые претензии возникают у псевдо крупнейших налогоплательщиков, не осуществляющих активную доходную финансовохозяйственную деятельность, но имеющих на балансе значительные в стоимостном выражении активы, или те, кто провёл разовую продажу таких активов. Данные налогоплательщики попадают в категорию крупнейших, без анализа их доходов. Критерии отнесения к категории крупнейших

налогоплательщиков не выделяют такие организации в отдельную группу или исключают из крупнейших. А претензии доначислений налогового ведомства применимы к ним как к крупнейшим.

Позволю заметить: как на недопустимо низком уровне проводится контроль при выездной налоговой проверке НДФЛ, налога на имущество организаций, транспортного налога (практически все акты проверок в установочной части констатируют нарушения по налогу на прибыль, НДС, и, далее «по остальным видам налогов нарушений не установлено...». Необходимо вернуться к прежней структуре первичных территориальных налоговых органов, когда контрольный блок был разделен и отдельные виды налогов администрировались специалистами конкретного направления. Качество знаний по отдельно взятому налогу у инспекторов выше, следовательно, качество проверки выше.

В настоящее время налогоплательщикам стоит задуматься не только о чистоте сделок, но и о своём участии в других организациях.

Действие раздела V.1 НК РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» распространяется на

неопределённый круг лиц. Речь идёт не только о тех, кто является обязанным лицом по контролируемым сделкам.

Само понимание взаимозависимости (прямое, косвенное участие), порядок расчёта участия, особенно косвенного, в ближайшей перспективе, скорее всего, примет обязательное направление в ходе контрольных мероприятий. Смеем предположить, что налоговые претензии получат новый вектор контроля: формирование цены и доходности, как налогооблагаемой базы.

Эффективность налоговых проверок зависит от степени их организации налоговыми органами. Совершенствование всего комплекса мероприятий, проводимых в процессе выездной налоговой проверки, позволит оптимизировать процесс организации этой работы и рационально построить систему управления налоговой инспекцией.

Совершенствование налогового контроля является важнейшей задачей налоговых органов.

В первую очередь, необходимо устранение существующих проблем, возникающих в ходе проведения налогового контроля.

В целом для этого необходимо выполнение трех основных условий:

1) повышение налоговой культуры

налогоплательщиков, их налоговой

дисциплинированности;

2) повышение квалификации работников налоговых органов, контроль за соблюдением ими норм, регламентирующих проведение налогового контроля;

3) совершенствование налогового законодательства в сфере налогового контроля.

Следует отметить, что выездная налоговая проверка очень трудоемка, требует больших затрат рабочего времени сотрудников налоговых органов и высокого уровня их квалификации. Основным условием для упрощения процедуры проведения выездной налоговой проверки, оформления ее результатов и снижения трудоемкости деятельности налоговых органов является применение компьютерных технологий в контрольной работе налоговых органов.

Выездная налоговая проверка сама по себе практически не поддается автоматизации. Это творческий процесс, связанный с использованием всех знаний и опыта самих проверяющих, которые необходимы для проведения анализа документов налогоплательщика и иной информации о нем. Однако это не значит, что вся работа на этом технологическом участке должна делаться вручную.

Важной задачей автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного канала с банками, таможенными органами и другими внешними структурами, а также рабочими местами налогоплательщиков.

Отношения между налоговым органом и налогоплательщиком могут приобретать конфликтный характер. В значительной степени это вызвано наличием объективных противоречий между фискальными интересами государства, с одной стороны, и физических лиц, организаций, обязанных уплачивать налоги и сборы, - с другой.

Большинство споров касается несогласия налогоплательщиков с результатами выездных и камеральных проверок. Налогоплательщики часто выражают несогласие с суммами дополнительных налоговых претензий.

Конфликтность налоговых правоотношений диктует повышенные требования к детальной формализации налоговых процедур, их нормативной фиксации, строгому соблюдению на практике.

Для уменьшения количества судебных споров необходимо законодательно устранить ряд пробелов в процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, а именно:

- повысить эффективность участия налоговых органов в судах путем тщательной работой по сбору доказательственной базы в ходе проведения мероприятий налогового контроля;

- привлекать специалистов, чьи знания и навыки были необходимы для разрешения специальных вопросов.

Предлагаемые меры помогут преодолеть лишь часть проблем, возникающих в ходе налогового контроля, а как следствие пресечение попыток отмывания

денежных средств. Но в целом можно сделать вывод, что налоговый контроль будет наиболее эффективен при детальном изложении этапов, форм, методов и действий налогоплательщиков и налоговых органов в законодательстве и контроле за его соблюдением всеми субъектами.

Государству и бизнесу необходимо быть честными по отношению друг к другу, что послужит стабилизации экономической ситуации в стране в целом.

TENDENCIES OF IMPROVEMENT OF TAX CONTROL.

The developed concept предпроверочного analysis of field tax audits of the Federal tax service of the Russian Federation, actually reveals those directions, which should prevent the formation of his tax policy taxpayers.

Since 2002 the control actions of the tax service from the truly audit took more of the nature of operational measures to identify firms-somethings ephemeral in the structure of counterparties taxpayers.

Like a pendulum with variable for a decade, the judicial practice on this issue. Interpretation of Resolution of the Plenum of the Russian Federation of 12 October 2006 N 53 "On evaluation by arbitration courts of the validity of receipt by the taxpayer of the tax benefit is annually supplemented with new comments from the court, taking into account ст.127 Constitution of the Russian Federation, which establishes the right of the Russian Federation on explanation of application of the legislation.

Taxpayers on the eve of the deals are receiving an extract from the USRLE, trying to further prove their honesty.

Not inflict little damage to the ones who really minimize taxation through the use of firms«ephemeral», but this must be carefully checked and share: who is a scammer and who is accidentally injured.

Currently work of inspectors of the tax authorities in almost every field tax audit are not aimed at ревизирование accounting, tax reporting, and the search and surveys founders, representatives of the Executive body of firms-somethings ephemeral.

Required by the Tax code of the Russian Federation addition of conducting special inspections on firms ephemera that can conduct departments предпроверочного analysis, in-house departments, if necessary assistance operational divisions and ATS on the instructions of the IFTS as measures of tax control on ephemera not require the presence directly inspectors in the taxpayer the taxpayer. These checks can be done promptly, on a permanent basis according to the approved regulations on the basis of statements of Bank account, setting the banks ' obligation to provide the statements outside the framework of the tax audit.

It is advisable in this connection legally reduce the period of on-site tax inspection of up to 2 months for major taxpayers and taxpayers with affiliates, and other taxpayers - validation period 1 month suspension and other control measures should not exceed 1 month. So as of now, the overall balance of time of a tax audit are to pause for establishing the fact of a deal with unreal counterparty.

Attempts of the legislator in this direction are outlined. So, with 30.07.2013 Federal law of the Russian Federation of 23.07.2013 № 248-FZ of a new edition of clause 2 ст.93.1 the tax code, under which the tax authority may require the taxpayer outside the framework

of checks not only information relating to the transaction, but specific documents. However, it should be noted that this version of the law does not involve the use of evaluation results claimed by the documents in the development of control measures. Today, taking into account the established law enforcement practice for making a decision on results of the tax audit necessary materials, evidence base of obtained during the inspection. Thus, the tax authority will use documents, истребованные outside the framework of the tax audit, time will tell, and judicial practice.

We would like to dwell on this aspect, as the tax burden. Analysis of the expenditure component of the financial and economic activity should always be evaluated according to the tax burden in the organization.

Not a secret, that during a field tax audit, the tax service focuses on the industry average tax burden, analyzing, whom the transaction is the person being tested (for example, the General contractor etc). At significant speeds revenues, the real yield of such taxpayers is not comparable with the proposed доначислениями during предпроверочного analysis. As the General contractor in the construction sector, the tax burden varies 2-5%, and average construction of 12-15%. Accordingly, organizations should be prepared in the course of checking to explaining the obvious.

Not favorable tax claims arise in pseudo largest taxpayers, not carrying on active profitable financial-economic activity, but with the balance of significant in terms of value, the assets, or those who held a one-time sale of such assets. Data taxpayers fall in the category of the largest, without analysis of their income. Criteria for inclusion in category largest taxpayers do not emit such organizations in a separate group or exclude from the largest. And claims of additional accruals tax authorities apply to them as to the largest.

I will see: how the unacceptably low level of control is a field tax audit, tax, corporate property tax, transport tax (in practice all acts of inspections in the installation part of the found violations of income tax, VAT, and, hereinafter «on other types of tax violations is not installed...». You must return to the former structure of primary territorial tax authorities when the control unit was divided and a separate types of taxes managed by the specialists of specific field. The quality of knowledge on individual tax inspectors of the above, therefore, the quality check of the above.

Currently, taxpayers should think not only about the purity of transactions, but also about his participation in other organizations.

Action section V.1 of the TC RF «Interdependent persons. General provisions on prices and taxation. Tax control in connection with the transactions between related parties. Pricing agreements apply for an indefinite circle of persons, the question is not only who is the responsible person for controlled transactions.

The very understanding of interdependence (direct, indirect participation), the order of calculation of the contribution, especially indirect, in the short term is likely to accept mandatory direction during control actions. We dare to assume that tax claims will receive a new vector control: the formation of prices and yields, as the tax base.

The efficiency of tax inspections depend on the degree of their organization by the tax authorities. Perfection of the whole complex of activities held during the site inspection, will optimize the process of organization of this

work and rationally to build a system of management of the tax Inspectorate.

Improvement of the tax control is the most important task of the tax authorities.

First of all, elimination of existing problems, arising during the performance of tax control.

In General, this requires the fulfillment of three conditions:

1) the increase of the tax culture taxpayers of their tax discipline;

2) training of the employees of tax authorities, the control over observance of norms, regulating the performance of tax control;

3) improvement of the tax legislation in the sphere of tax control.

It should be noted that the exit tax check is very labour intensive, costly working time of the employees of tax bodies and the high level of their qualification. The basic condition for the simplification of procedures for the conduct of a field tax audit and presentation of their results and reduce the complexity of the tax authorities is the use of computer technologies in the control of the tax authorities.

On-site tax inspection in itself practically is not amenable to automation. It is a creative process related to using all the knowledge and experience themselves of inspectors needed for the analysis of the taxpayer's documents and other information about it. However, this does not mean that all the work on this technological area must be done manually.

An important task of automation of the tax service is not only laying on your computer taskbar, control, processing and storage of information on the accrual and payment of various taxes, normative-legal base for tax legislation, reporting to the tax authorities, but also the creation of an automated channel with banks, customs authorities and other outside entities, as well as jobs for taxpayers.

The relationship between the tax authority and the taxpayer may acquire conflict character. This is largely due to the presence of objective contradictions between the fiscal interests of the state, on the one hand, and individuals, organisations obliged to pay taxes and charges.

Most of the debate concerns the disagreement of the taxpayers with the results of field and Desk audits. Taxpayers often Express their disagreement with the amounts of additional tax claims.

Conflict of tax legal relations demands detailed formalization of tax procedures, their regulatory fixation, strict observance in practice.

To reduce the number of lawsuits it is necessary to legislatively fix a number of gaps in the procedure of pretrial settlement of tax disputes, namely:

- to improve participation of tax authorities in courts through careful work on the collection of evidence in the course of tax control measures;

- to attract specialists, whose skills were needed for the resolution of specific issues.

The proposed measures will only overcome some of the problems arising during the tax control, as a consequence of the suppression of attempts of money laundering. But in General we can conclude that fiscal control will be most effective when detailing stages, forms, methods and actions of taxpayers and tax bodies in the legislation and control over its observance by all actors.

The state and the business community must be honest with each other, which will stabilize the economic situation in the country as a whole.

Список литературы:

1. Конституция РФ 12.12.1993г.// Российская газета, 25.12.1993, №237

2. Налоговый кодекс РФ часть первая// Собрание законодательства РФ, 1998, №31, ст.3824

3. Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.07.2013,

"Российская газета", N 163, 26.07.2013,

4. Постановления пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»// "Вестник ВАС РФ", N 12, декабрь, 2006.fi

Reference list:

1. the Constitution of the Russian Federation 12.12.1993г.// Rossiyskaya Gazeta, 25.12.1993, №237

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Tax code of the Russian Federation part one// collected legislation of the Russian Federation, 1998, №31, ст.3824

3. the Federal law from 23.07.2013 N 248-FZ "On amendments to parts one and two of the Tax code of the Russian Federation and some other legislative acts of the Russian Federation and on the invalidation of certain provisions of legislative acts of the Russian Federation, Official web-portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 24.07.2013, "Rossiyskaya Gazeta", N 163, 26.07.2013,

4. Resolution of the Plenum of the Russian Federation of 12 October 2006, N 53 "On evaluation by arbitration courts of the reasonableness of the taxpayer receives a tax benefit»// proceedings of the RF", N 12, December, 2006.

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность представленной статьи вызвана тем, что к изменению налогового законодательства в части налогового администрирования в последнее время уделяется много внимания.

В статье автор делает попытку анализа применяемых норм права в ходе выездных налоговых проверок.

Высказывается авторская позиция об изменении правоприменительной практики налогового производства с целью оптимизации трудозатрат инспекторского состава налогового ведомства и с получением большей эффективности при осуществлении налогового контроля .

Содержание статьи способствует изучению и оценке норм в части производства дел о налоговых правонарушениях, и как следствие-привлечение внимания научных кругов и общества в целом к проблемам правового государства в России.

Рецензируемая статья разрешается для публикации в открытой печати, не содержит элементов плагиата, может быть направлена для печати в журнале, рекомендуемом ВАК РФ для научных публикаций.

Профессор кафедры правовых и социальных дисциплин Московского налогового института, к.ю.н.,

Татьяна Эдуардовна Погудина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.