Научная статья на тему 'Тенденции социального развития молодежи в условиях растущего влияния информационно-коммуникационных технологий'

Тенденции социального развития молодежи в условиях растущего влияния информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2021
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / YOUTH / YOUTH CULTURE / SOCIAL DEVELOPMENT / INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES / INTERNET / INFORMATIZATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жаданов Алексей Юрьевич

В статье рассматриваются особенности процесса социального развития российской молодежи в начале XXI в. Автор уделяет внимание причинно-следственным связям между становлением структур глобального информационного общества и трансформацией процесса социального развития российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF SOCIAL DEVELOPMENT OF YOUTH IN CONDITIONS OF GROWING INFLUENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

In the article the features of the process of social development of the Russian youth at the beginning of the XXIth century are considered. The author pays attention to the cause-and-effect relations between the formation of the structures of global information society and transformation of social development process of the Russian youth.

Текст научной работы на тему «Тенденции социального развития молодежи в условиях растущего влияния информационно-коммуникационных технологий»

УДК 316

Жаданов Алексей Юрьевич

адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России editor@hist-edu.ru

ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ РАСТУЩЕГО ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются особенности процесса социального развития российской молодежи в начале XXI в. Автор уделяет внимание причинно-следственным связям между становлением структур глобального информационного общества и трансформацией процесса социального развития российской молодежи.

Ключевые слова: молодежь, молодежная культура, социальное развитие, информационно-компьютерные технологии, Интернет, информатизация, глобализация.

Zhadanov Alexey Yuryevich

Adjunct of the Department of Philosophy and Sociology Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia editor@hist-edu.ru

TENDENCIES OF SOCIAL DEVELOPMENT OF YOUTH IN CONDITIONS OF GROWING INFLUENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

In the article the features of the process of social development of the Russian youth at the beginning of the XXIth century are considered. The author pays attention to the cause-and-effect relations between the formation of the structures of global information society and transformation of social development process of the Russian youth.

Key words: youth, youth culture, social development, information and computer technologies, Internet, informatization, globalization.

В условиях все возрастающего влияния информационно-компьютерных технологий в начале XXI в. наблюдается ряд тенденций, касающихся социального развития российской молодежи. Наш анализ охватывает хронологический период с середины 2000-х гг. до начала 2010-х гг. Речь, прежде всего, идет о социокоммуникативной и социокультурной составляющей процесса преемственности и смены поколений в современной России.

Так, исследователи указывают, что в социокультурном пространстве отмечается активный процесс генезиса новых, ранее не известных субкультурных объединений. Новые субкультуры стали своего рода отражением социокоммуникативных трансформаций начала XXI в., в частности, информационного неравенства, возникающего, в свою очередь, из-за образовательной и интеллектуальной поляризации социума.

В современном обществе имеет место унификация социокультурных признаков молодежи в различных континентах, странах инструментами массовой потребительской культуры посредством процесса глобализации. Данная ситуация значительно усложняет процесс социального развития современной российской молодежи, так как происходит постепенная потеря уникальности внутригосударственного процесса социального развития и его включение в глобальную систему социального взросления молодежи. В результате в сознании молодых людей актуализируются механизмы социального развития, характерные для американских, канадских, японских и пр. сверстников, что потенциально угрожает дисфункционально-дезорганизационными эффектами для современной России. Как известно, далеко не всегда модели социального развития можно «экспортировать» и адаптировать к условиям других стран, так как социокультурная система различных обществ весьма вариативна и вряд ли можно рассуждать об универсальных моделях социального развития в современном глобальном информационном обществе. Однако именно тенденция к универсализации моделей социального развития проявляется довольно зримо.

Как справедливо отмечает Е.О. Кубякин, «молодежной культуре присущи и некоторые контркультурные элементы, воплощенные в осознанном и часто агрессивном отчуждении от ценностей, идеалов, морально-нравственных принципов старших поколений. Часто в основе формирования контркультурного молодежного стиля лежит именно социально-психологические особенности молодежи - гипертрофированное желание выделиться, продемонстрировать свое «я» любой ценой, показать свою самостоятельность, независимость» [1].

Стоит отметить, что процесс социального развития в 2010-х гг. проходит в контексте роста социальной значимости Интернета. Глобальная компьютерная сеть играет ключевую роль в данном процессе. Одновременно происходит актуализация дополнительных рисков социального развития, связанных со становлением глобальной информационно-коммуникационной среды и вхождением в общественную жизнь информационно-компьютерных технологий.

По мнению М.М. Гридчина, «для молодежи Интернет становится стандартом потребления, жизненного комфорта, как собственный автомобиль или путешествие за границу. Вместе с тем нельзя не отметить, что «паутина» становится свалкой, бесконтрольным местом, где помещаются материалы фашистского, расистского характера. Там пользователь может найти все: и полезное, и запретное (как изготовить бомбу, как совершить террористический акт). Интернет создает свой особый «виртуальный» мир, параллельный мир, в котором молодой человек живет по своим законам. Возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде» [2]. Исследователь убежден, что «анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь связанные с тягой к насилию и сексуальностью). В итоге меняется стиль поведения личности, который определяется как девиантный. В сети легко обнаружить сайты, где положительно оценивается такие явления, как сатанизм, наркомания, педофилия и другие виды сексуальных извращений. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов нередко виртуальные идеи переносят в повседневную жизнь» [3].

Конец ХХ - начало XXI в. ознаменован все более широким применением компьютеров и информационных технологий в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Компьютеры позволяют значительно повысить эффективность работы в различных видах деятельности и открывают человеку новые горизонты познания и отдыха. Пожалуй, теперь сложно найти область жизнедеятельности человека, где не участвуют компьютеры: с ними связана и познавательная, и трудовая, и коммуникативная (творческая, рекреационная и т.д.) жизнь человека. Особую роль на современном этапе развития человечества обретает Интернет.

По нашему мнению, вхождение Интернета и информационно-компьютерных технологий в социальную жизнь серьезным образом меняет и облик процесса социального развития молодежи. В настоящее время успешное социальное развитие молодого человека уже не мыслимо без эффективной интеграции в глобальное информационное пространство. Вместе с тем, имеющийся «цифровой разрыв» между столичными городами, крупными мегаполисами и остальными населенными пунктами в современной России предполагает актуализацию состояния риска, обусловленного дезориентацией системы координат эффективного социального развития. Имеется в виду ситуация, когда молодежь, овладевшая информационно-компьютерными технологиями в «глубинке» не реализует свой потенциал социального развития из-за неблагоприятных условий внешней среды и вынуждена мигрировать за рубеж или в столичные города (Москву, Санкт-Петербург), мегаполисы. В результате генерируются дополнительные риски социального развития современной российской молодежи, возникает дисбаланс социальных перемещений в социуме.

Стоит отметить, что факт успешной интеграции большинства молодых людей в пространство глобального информационного общества, их овладения информационно-компьютерными технологиями подтверждается результатами проведенных в России социологических исследований.

Изменяется и характер коммуникации в молодежной среде (особенно межличностный и групповой уровень). Так, возросшая популярность виртуального общения способствует скрыванию или презентации ложных сведений о себе, именно особенность проявляется в наше время в социальных сетях среди молодёжи («В Контакте», «Одноклассники», «Facebook»). Молодые люди считают, что если они приукрасят информацию о себе, то тем самым повысят свой статус, найдут больше друзей. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в Интернете проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Кроме того, молодые люди, не видя собеседника в лицо, сформировывают свой взгляд о том, что он из себя представляет, исходя из особенностей и манер общения в Интернете. Также имеет место стремление к нетипичному, ненормативному поведению - зачастую пользователи Интернета презентуют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают нереализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения [4].

Практически повсеместная доступность сети Интернет привела к тому, что молодые люди не только свое свободное, но и рабочее время проводят в сети Интернет: общаются, ищут информацию, организуют досуг. Можно констатировать, что современное молодое поколение формируется в социальном плане в очень сложных условиях, характеризующихся деформацией прежних социокультурных основ общества и формированием новых социальных отношений, основанных на стремительно прогрессирующих информационно-компьютерных технологиях.

М.Н. Извекова так характеризует новые условия внешней, социокоммуникативной среды

начала XXI в., в которых происходит социальное развитие российской молодежи:

- противоречия постиндустриальной цивилизации явились причиной формирования совершенно нового типа коммуникативного взаимодействия, обеспечиваемого огромным количеством коммуникативных средств и посредников;

- произошло не только увеличение во все нарастающих размерах роли СМИ, Интернета, сотовой связи во взаимодействиях между молодыми людьми, но и изменение их образа жизни за счет трансформации социальных механизмов, обеспечивающих структурирование и функционирование коммуникативного пространства;

- развитие средств массовой информации, раскрывающее широкие возможности воздействия (вплоть до манипулирования) на массовое сознание, включает страны мира в неизбежную культурную глобализацию. Глобализация социокультурных процессов благодаря СМИ ощущается самыми широкими слоями населения, в том числе молодежью;

- доступность практически любой информации самым широким слоям населения способствует формированию в самосознании молодого человека своего собственного образа, выровненного в возможностях со всеми.

- быстротечность, фрагментарность, отмечаемых, в первую очередь, в сфере межличностных коммуникаций, а также в сфере потребления и услуг. Но именно эти сферы оказывают наибольшее влияние на современного молодого человека [5].

Как отмечают М.К. Горшков, М.К. и Ф.Э Шереги, роль массовой коммуникации в социальном взрослении молодежи, в формировании ее мировоззрения неоспорима, особенно в век всеобщей информатизации. В каждом государстве массовые коммуникации являются либо конструктивным, либо деструктивным средством формирования массового сознания, ценностных ориентаций, политических и общегражданских установок молодого поколения. В последнее десятилетие в России, как и во всем мире, интенсивное развитие электронной информационной технологии внесло существенные коррективы во влияние традиционных СМИ на молодежь:

- в аспекте тематического содержания характер информационного воздействия на молодежь из массового превращается в индивидуализированный;

- возможности традиционных СМИ директивно определять направленность и содержание информационного потока в адрес молодежи как пассивного объекта непосредственного воздействия уступают место избирательности, при которой характер коммуникации уже во многом определяется не источником, а потребителем; то есть объект пассивного восприятия информации трансформируется в субъект активного выбора информации, а традиционные СМИ - в агента удовлетворения информационных запросов молодежи;

- степень информационной свободы нового поколения увеличивается «семимильными шагами» за счет интенсивного развития и широкого распространения электронных технологий: компьютера, Интернета, мобильного телефона, мобильных электронных носителей информации;

- в результате резко уменьшается потенциал государственных институтов в формировании массового сознания, мировоззрения молодого поколения [6].

Становление информационно-коммуникативной среды как медиума социальной коммуникации за последние годы стало для большей части молодежи важным каналом общения и получения информации, предоставило возможность двустороннего активного взаимодействия практически со всем миром. Быстрое развитие системы коммуникаций на основе информационнотелекоммуникационных технологий оказывает существенное влияние на изменения, происходящие в сфере молодежных социальных коммуникаций, то есть в сфере общения молодежи, обмена информацией и в системе средств сообщений.

Информационно-телекоммуникационные технологии превращаются в субстанциональное основание молодежной системы межличностных отношений, тем самым выступают в качестве фактора, формирующего информационно-коммуникативное пространство как новую социокультурную гомогенную среду. Благодаря информационно-телекоммуникационным технологиям молодой человек современного общества может находиться в том «фрагменте» культурного пространства, который ему наиболее интересен, ему уже больше не надо подстраивать свою индивидуальность под общую идею, он может полноценно жить своей собственной жизнью, не оглядываясь на общепринятые стереотипы [7].

Процесс глобализации культуры оказывает серьезное влияния на основные показатели социального развития российской молодежи. В современной России наблюдается противоречие между декларируемыми официальной властью критериями успешного социального развития молодежи и фактически принятыми на вооружение критериями «успешности» современного россиянина. Эти критерии прямо противоречат друг другу. Если государство заинтересовано в некоем

альтруизме, патриотизме, идеологической, морально-нравственной устойчивости российской молодежи, то массовая культура посредством глобализационных механизмов насаждает культ физической силы и внешней привлекательности, установки агрессии, цинизма, жажду наживы, успеха, гламур и «вычурность» во всем. Особенно успешно установки «альтернативного» социального развития молодежи (по-масскультовски) внедрились в сознание молодежи Москвы и ряда крупных российских городов, сформировав целую прослойку «золотой» молодежи.

Таким образом, процесс социального развития молодежи в условиях растущего влияния информационно-коммуникационных технологий приобретает ряд уникальных особенностей. Так, модель полноценного включения молодого человека во взрослую жизнь существенным образом отличается в зависимости от региона, места проживания. В Москве, Санкт-Петербурге, ряде крупных городов сложились все условия для формирования структур глобального информационного общества. В то же время в «провинции» таких условий не сложилось и вряд ли они сложатся в ближайшие годы. Соответственно, критерии и условия социального развития в зависимости от субъекта РФ коренным образом отличаются друг от друга. Возникающий конфликт критериев успешного социального развития российской молодежи (главным образом, по линии «столичная»

- «провинциальная» молодежь) на основе овладения/не овладения информационнокомпьютерными технологиями приводит к актуализации состояния риска в современной России.

Возникает системный дисбаланс критериев социального развития российской молодежи начала XXI в., угрожающий не только самому процессу социального развития молодежи, но и, шире, стабильности социума в аспекте преемственности и смены поколений. Ситуация также осложняется тем, что научная и управленческая мысль не успевают за развитием социальных трансформаций, не осуществляется должным образом анализ условий внешней и внутренней среды социального развития современной российской молодежи. Не проводя такой анализ крайне сложно объективно и системно рассматривать социальное развитие российской молодежи в условиях прогресса информационно-компьютерных технологий начала XXI в.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Кубякин Е.О. Экстремизм и ксенофобия в молодежной среде в контексте обеспечения национальной безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2010. № 1.

2. Гридчин М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь // Власть. 2007. № 9.

3. Там же.

4. Моисеенко А.И. Проблемы Общения молодёжи в сети Интернет // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: материалы XIV Междунар. конф. молодых ученых. Пермь, 2011.

5. Извекова М.Н. Влияние информационно-коммуникативной среды на становление молодёжи как социальной группы в структуре общества // Теория и практика общественного развития. 2010. № 1.

6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

7. Извекова М.Н. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.