Научная статья на тему 'Тенденции социально-экономического развития Ставропольского края и направления модернизации региональной экономики'

Тенденции социально-экономического развития Ставропольского края и направления модернизации региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1310
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровик А. С.

В статье рассматриваются проблемы социально-экономического развития российских регионов. Подчеркивается необходимость усиления социальной направленности регионального воспроизводства. Определяются направления модернизации региональной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции социально-экономического развития Ставропольского края и направления модернизации региональной экономики»

ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

А.С. БОРОВИК,

ассистент,

кафедра «Организация и управление», ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», Кавминводский институт сервиса (филиал),

е-шай: Alkogol26@rambler.ru

В статье рассматриваются проблемы социально-экономического развития российских регионов. Подчеркивается необходимость усиления социальной направленности регионального воспроизводства. Определяются направления модернизации региональной экономики

Ключевые слова: региональная экономика; тенденции социально-экономического развития; социальная ориентация региональной экономики; модернизация региональной экономики.

Коды классификатора JEL: O16, O18.

В последнее время, в связи с нарастанием дифференциации социально-экономического развития регионов России, все большее внимание уделяется анализу факторов модернизации территориального хозяйства. Так, на VIII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России» (19-20 октября 2009 г., Санкт-Петербург) основной темой обсуждения были посткризисный мир и новый этап стратегирования.

В выводах и рекомендациях форума было особо подчеркнуто, что для преодоления кризиса, создания новых точек роста, прежде всего в регионах страны, нужно максимально способствовать расширению внутреннего спроса, последовательному улучшению инвестиционного климата, сокращению барьеров для прямых инвестиций, для выхода на рынок малого и среднего бизнеса. Требуется активное развитие конкуренции, демонополизация, инфляционное таргетирование, предотвращение регионального протекционизма, обеспечивающие рост предпринимательской активности и максимально свободное движение капитала.

Важным фактором, определяющим возможность и темп перехода России от положения страны со средним уровнем доходов к положению страны с высоким уровнем доходов населения, является региональная организация экономической деятельности. Это происходит потому, что для успешного развития необходима не только структурная перестройка экономики, но и территориальная трансформация.

Государственная политика может способствовать рыночным процессам изменения регионального распределения экономической деятельности в России, обеспечивая при этом доступ к базовым благам и социальным услугам на всей ее огромной территории. Необходимо добиться повышения территориальной эффективности, которая, как правило, связана с усилением процессов агломерации, миграции и специализации, и, главное, без усиления территориальных диспропорций в социальной сфере.

Используя факторы экономии от масштаба и выгоды от экономической концентрации для повышения производительности и глобальной конкурентоспособности, государство может реализовывать социальную политику, направленную на выравнивание территорий по уровню жизни и социальным стандартам. Выравнивание условий предоставления базовых благ и социальных услуг, наличие устойчивых, разнообразных и гибких мер регулирования рынков земли и недвижимости, а также рынков труда являются институциональной основой политики, которая может привести к более равномерному распределению доходов и социальных услуг. Такие институты, которые помогают социально объединить население различных регионов, позволяют даже тем, чья жизнь на начальном этапе ниже экономических возможностей, воспользоваться выгодами от растущей эффективности производственной специализации.

Одной из наиболее сложных проблем модернизации является то, что современные управленческие структуры не столько соответствуют требованиям рыночной трансформации, сколько дореформенным структурам функционирования регионов в рамках единого народнохозяйственного комплекса. Поэтому в ныне существующих экономических региональных системах оказались широко распространенными прежние административные характеристики, являющиеся противоречащими основам рыночного развития. Среди последних — усиление процессов локального монополизма, прогрессирующая в разнообразных формах бюрократическая коррупция, отсутствие, а порой и прямое корыстное разрушение основ конкуренции, невосприятие малого и частного предпринимательства как основы экономического развития и социального прогресса.

В условиях периода кризисного развития требуется больше внимания к региональным структурам экономики, поскольку сокращаются возможности федерального финансирования, особенно в инвестиционной составляющей.

При этом, необходимо учитывать, что сейчас основная специфика категории региональной экономики, применительно к постсоветскому периоду, заключается в формировании соответствующих управленческих структур по завершению рыночной трансформации планомерно созданного в рамках единого народнохозяйственного комплекса регионального хозяйства. Эта специфика является определяющей в части выработки траектории современного реформирования регионального хозяйства.

В отличие от единого планового хозяйства, когда все капиталовложения осуществлялись через союзные министерства, и с учетом кризисной ситуации, федеральная власть, по сути дела, не имеет инвестиционных ресурсов для решения проблем всех регионов страны. Следовательно, с одной стороны, на федеральном уровне должны решаться наиболее крупные национальные задачи. С другой стороны — необходимо обеспечить сложную гармонию при наложении на региональном уровне трех разных, часто жестко конкурирующих программ, представляющих разнонаправленные интересы. Это программы развития федеральных округов, собственные программы регионов и программы развития частных структур, представленных, как правило, финансовопроизводственными группами. При этом основное противоречие пролегает по линии использования прибыли

© А.С. Боровик, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

частными структурами, которые не обязаны реинвестировать свои прибыли там, где они их получили. Но при этом получается, что регионы теряют значительную часть созданного валового регионального продукта, и они должны искать пути сокращения оттока капитала.

Это дает достаточные аргументы для расширения теоретического представления об экономике региона как развивающемся многоуровневом социально-экономическом воспроизводстве и соответствующем определении специфики категории региональной экономики применительно к постсоветскому периоду, которая заключается в формировании эффективных управленческих структур по осуществлению рыночной трансформации, которые должны соответствовать не только критериям рациональности, но и обеспечивать осуществление современной модернизации организационно-экономических отношений.

Проблемы модернизации развития российской экономики становятся одними из наиболее актуальных на современном этапе. Сохранение в пореформенное время таких явлений, как примитивная сырьевая экономика, хроническая коррупция, низкая энергоэффективность производства, недостаточная производительность труда и т.п., являются вескими аргументами необходимости масштабной модернизации страны, осознание чего подчеркивается высшим руководством страны.

Сама постановка проблемы модернизации с учетом драматической российской истории оказывается сложным и противоречивым делом. Прежде всего, по причине традиционно высокой социальной «цены» имевших место модернизаций. В этом контексте, как правило, указывается на петровский и советский периоды, когда все предпринимаемые меры никак не были ориентированы на интересы и защиту человека. К сожалению, и в настоящее время рыночные реформы пока тоже сопровождаются сокращением численности населения, низкими доходами большой части наших граждан, усугублением дифференциации регионального развития и др.

Таким образом, в истории нашей страны, по сути дела, нет опыта гуманистической модернизации как широкомасштабного преобразования всех основ жизнедеятельности общества. В таких условиях потребуются поиски новых форм и направлений системных мероприятий, в том числе и в сфере регионального развития.

Наиболее распространенной трактовкой модернизации является ее восприятие как общественноисторического процесса трансформации традиционного общества в прогрессивное, отличающееся широким распространением рационализации в хозяйственной деятельности и в социальной сфере. При этом основным движущим фактором является мотивация всех участников производственной и социальной деятельности на использование инновационных инструментов, предполагающих создание и внедрение новых технологий, выработку и формирование принципиально новых организационно-экономических отношений на всех уровнях.

В совокупности, модернизация представляет собой создание новой социально-экономической системы страны, в которой одно из ключевых мест принадлежит региональным компонентам. Важную роль в этой системе должно сыграть формирование внутренних мотивационных институтов, обеспечивающих сбалансированное развитие экономики на основе эффективного творческого трудового начала.

Мировой практике известно множество форм модернизации (органических, эндогенных, экзогенных, либеральных и т.п.), которые показали свою результативность в тех или иных странах. При этом все они сопровождались постоянным совершенствованием производственной специализации тех или иных регионов и территорий, в которой преимущественно расширялась компонента сервиса и экономики знаний.

При анализе динамики социально-экономических показателей развития Российской Федерации и Ставропольского края за 1999-2008гг., можно выявить достаточно устойчивые по периодам и большинству параметров темпы роста региональной экономики. При сопоставлении этих данных проявляется, что в течение анализируемого периода Ставропольский край занимал лидирующую позицию по России более чем по 50% показателей, определяющих социально-экономический рост.

При проведении работ по модернизации региональной экономики необходимо осуществление более детального анализа основных показателей, определяющих уровень развития местной экономики и положения социальной сферы.

На рис. 1 представлена динамика темпов роста ВРП Ставропольского края и ВВП России. Видно, что региональные показатели имеют превосходящие значения над общероссийскими. Данный факт положительно характеризует экономику Ставропольского края, особенно с учетом восходящих трендов представленных показателей и тем, что за последние 5 лет темпы роста ВРП Ставропольского края превышали темпы роста ВВП России почти на 3 процентных пункта. Более детальную картину роста экономики края может дать структурный анализ ВРП.

240 220 200 180 160 140 120 100 80

1998 1999 2000 2001 2002 200В 2004 200S 2006 2007 2008

— — Россия Ставропольский кр>й

Рис. 1. Динамика ВРП и ВВП в сопоставимых ценах (диаграмма построена автором на основе ЦБСД Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru)).

ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО... 305

При анализе структуры ВРП края можно выделить отрасли, развитие которых на региональном уровне опережало развитие в общероссийских масштабах. Данное опережение не носило постоянный характер и в 19% случаев были зафиксированы значительные спады, большая часть которых приходится на сельскохозяйственное производство и строительные работы. В наибольшей степени оказались устойчивыми, высокими и постоянно опережающими среднероссийские темпы роста — показатели по ВРП, промышленному и сельскохозяйственному производству. Высокие темпы роста розничного товарооборота и объема платных услуг населению были вызваны ростом реальных денежных доходов населения [2].

Наибольший вклад в создание валового регионального продукта края создают четыре основных вида экономической деятельности, каждый из которых дает от 13-20% объема ВРП. Ими являются:

❖ оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (19,1%);

❖ сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (16,8%);

❖ обрабатывающее производство (14,3%);

❖ транспорт и связь (10,6%).

Промышленность в целом является ведущей отраслью экономики Ставропольского края. По итогам 2008 года на долю промышленного производства Ставропольского края приходилось 20,0% ВРП и 70,5% экспорта, более 35,0% налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации на территории Ставропольского края. Среди регионов ЮФО край занимает устойчивое четвертое место по объему отгруженной продукции и темпам роста промышленного производства.

В структуре промышленности профилирующую роль играют электроэнергетика, пищевая, химическая промышленность, а также производство и распределение газообразного топлива, на которые приходится более 75% отгруженной продукции. Их доля в структуре промышленности края в 3-4 раза превышает аналогичные показатели по России в целом [6].

Ставрополье — самый газифицированный регион России. В крае находится крупнейшее в Европе хранилище природного газа объемом более 20 миллиардов кубометров. Здесь начало транснационального газопровода «Голубой поток».

Ставропольский край — крупнейший в Европе производитель минеральных удобрений и искусственных сапфиров. По объемам производства полимерной продукции, изделий стекольной промышленности, розливу минеральных вод и напитков край занимает лидирующие позиции в России. Немногим выше среднероссийского уровень развития таких отраслей как: производство электро-, электронного и оптического оборудования; производство прочих неметаллических минеральных продуктов.

Сложившаяся структура промышленности и ее специализация позволяют охарактеризовать Ставропольский край как регион разнообразной и достаточно развитой промышленности.

Однако анализ динамики и структуры ВРП не является достаточным для определения социальноэкономического положения региона, выявления главных проблем и разработки плана модернизации экономики. Этот факт становится очевидным на фоне представления ВРП в сравнении с численностью населения территории. Так, в Ставропольском края показатель валового регионального продукта на душу населения более чем в два раза ниже по сравнению со среднероссийскими показателями.

Стоит уточнить, что уровень ВРП на душу населения не является безупречным индикатором уровня развития экономики и благосостояния жителей субъектов Федерации. Но все же, как правило, регионы с более высоким значением ВРП на душу населения являются и наиболее благополучными в социально-экономическом плане, в сравнении с регионами с более низкими значениями данного показателя. В частности при высоком ВРП существуют более значительные инвестиционные возможности, т.е., основные предпосылки для долгосрочного устойчивого развития региональной экономики и социальной сферы [3].

С другой стороны, при определении уровня социально-экономического развития региона через ВРП на душу населения необходимо учитывать различную покупательную способность рубля. Это происходит из-за того, что данные по ВРП на душу населения по российским регионам публикуется в текущих ценах, которые не учитывают различную покупательную способность рубля в различных частях страны [1].

Однако, несмотря на трудность в расчете и недостаточность для полноценной оценки социальноэкономического состояния, валовой региональный продукт является базовым показателем диагностики регионального хозяйства. При расчете ВРП происходит учет практически всей экономической деятельности региона, в том числе и теневой. Кроме того, расчет, основанный на добавленной стоимости, лишен недостатков «двойного счета» произведенных товаров и услуг [4].

Приоритетной же целью модернизации экономики Ставропольского края является успешное развитие экономического и социального потенциалов территории и обеспечение достойного места в структуре Российской экономики. Достижение подобной цели на этапе вступления в эпоху информационного общества и экономики знаний возможно только на базе реализации инновационных направлений развития всех элементов общественной системы.

Как уже отмечалось, ВРП Ставропольского края в основном создается четырьмя ведущими отраслями экономики региона. При этом на фоне высоких показателей темпов роста ВРП края и низких показателях ВРП на душу населения следует рассчитать удельный вес вклада каждой из представленных отраслей экономики региона в ВРП, в расчете на одного занятого в каждой отрасли. Данный показатель поможет оценить эффективность использования трудовых ресурсов, а вместе с тем, при разработке плана модернизации экономики края, позволит определить направление социально-экономической политики руководства края.

Наибольший вклад дают занятые в добыче полезных ископаемых; производстве и распределении электроэнергии, воды и газа; транспорте и связи; операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; государственным управлением и обеспечением военной безопасности, социальным страховании. Именно укрепление названных отраслей в ходе модернизации социально-экономического развития Ставропольского региона может привести к прямому увеличению ВРП на душу населения, а, следовательно, и к улучшению уровня жизни населения. Такой эффект возможен в силу создания прочной финансово-экономической базы края.

Подобные выводы о производственной структуре Ставропольского края помогут в решении наиболее значимых задач в области государственного регулирования рынка труда. К таким задачам относятся:

❖ оптимизация баланса спроса и предложения рабочей силы в каждой конкретной сфере экономической деятельности;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

• достижение принципиально нового качественного уровня трудового потенциала края, соответствующего нормам экономики, основанной на высоких технологиях;

• обеспечение эффективного функционирования наличной рабочей силы и реализации мер по использованию всех возможных резервов привлечения новой рабочей силы, как за счет внутренних ресурсов, так и за счет иммиграционных процессов;

• своевременная разработка и реализация упреждающих мер по смягчению последствий ожидаемой естественной убыли численности экономически активного населения.

Указанные выше аспекты являются важными элементами модернизации социально-экономического положения края. Данный факт имеет значимое место в рамках стратегии социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 г., подготовленной Правительством края. В этой стратегии основной целью является обеспечение гармоничного развития каждой личности на основе повышения благосостояния и качества жизни населения путем инновационного развития экономики края [5].Основой роста конкурентоспособности экономики и опережающего долгосрочного развития территории, является именно ориентация на ведущий инновационный ресурс современного общества — человеческий потенциал. В этом случае производство уже рассматривается не в качестве конечной цели, а как средство повышения уровня жизни людей. Это определяет необходимость формирования принципиально новой региональной политики — политики социального развития, главным приоритетом которой становится человек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А.Г., Зайцева Ю.С. Валовой региональный продукт: межрегиональные сравнения и динамика. М.: СОПС. 2003.

2. Денежные доходы и расходы населения. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю (www.stavstat.ru).

3. Кузнецова О.В., Кузнецов А.В. Системная диагностика экономики региона. М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ». 2010.

4. Методологические положения по статистике. Вып. 2. М.: Госкомстат России. 1998.

5. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020г. (http://www. stavregion.ru/proekty_strategii_razvitiya_regiona/).

6. Экономика Ставропольского края за 2008г. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю (www.stavstat.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.