Научная статья на тему 'Тенденции реформы наследственного права Германии'

Тенденции реформы наследственного права Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1424
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО ГЕРМАНИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции реформы наследственного права Германии»

7.8. ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМЫ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ГЕРМАНИИ

Максименко Н. А., аспирант Российский университет дружбы народов

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

За последние 15 лет в России произошло существенное преобразование социальной жизни общества. Данные изменения относятся к экономической, политической, культурной сферам. Безусловно, социальноэкономические реформы, проводимые в России в начале 90-х гг., в свою очередь напрямую повлияли на изменение законодательства Российской Федерации в целом.

При таких обстоятельствах учет зарубежного права приобретает как теоретическую, так и практическую значимость.

Большой научный интерес в этой связи представляет правовая система Германии, которая одновременно и близка к российской и далека от нее. В историческом аспекте как культурного, так и правового развития Россия тесно связана с Германией. Германия не только продолжает оставаться одним из ведущих партнеров России в области торговли и технического обмена, но и может служить примером внедрения многих правовых институтов в систему российского права, в частности наследственного права.

Правовая реформа в России не может происходить без учета мирового правового опыта, включая и опыт Германии, ценность которого повышается тем, что ему уже известны преобразования такого рода. Несмотря на архаичность и устойчивость правовых институтов, германское наследственное право также претерпело ряд изменений под влиянием социальных реформ.

В связи с этим изучение германского права во многих случаях помогает лучше понять российские институты, их назначение, уяснить, с чем связаны трудности их функционирования. Особенно важным представляется изучение тенденций реформирования наследственного права Германии, научное осмысление методов преодоления сложившихся правовых проблем для учета данного опыта при реформировании наследственного права России.

Наследственное право Германии, в отличие от семейного права, благодаря ряду реформ претерпевшего с 50-х годов 20-ого столетия множество существенных изменений, с момента вступления в силу Гражданского германского уложения (далее ГГУ) осталось практически неизменным. Частично оно было видоизменено социальными реформами, по большей части предпосылкой своей имеющими область семейного права. Законом «Об установлении обязательной формы документации» от 28 августа 1969 года (вступил в силу 01 января 1970 года) подверглась упразднению компетенция судьи по утверждению публичного завещания, а также подписанию завещательного документа. Эти полномочия были закреплены за нотариусом1.

Закон «О правовом статусе внебрачных детей» от 19 августа 1969 года, вступивший в силу 01 июля 1970

1 Brox Hans. Erbrecht. Koln: Carl Heymanns Verlag, 2004. S.66 244

года, также укрепил позицию внебрачных детей, включив в ГГУ параграфы с 1934а по 1934е. Кроме того, он отменил часть 2 параграфа 1589 ГГУ. Согласно установкам данного закона, отец и его внебрачные дети, несмотря на кровное родство, с юридической точки зрения, тем не менее, не могли быть признаны родственниками. С отменой упомянутой нормы, части 2 параграфа 1589 ГГУ, также и на внебрачных детей стала без ограничений распространяться часть 1 параграфа 1589 ГГУ, в случае если они родились после 30 июня 1949 года: «лица, одно из которых происходит от другого, состоят в родстве по прямой линии. Лица, которые не состоят в родстве по прямой линии, но происходят от одного и того же третьего лица, состоят в родстве по боковой линии. Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого»2. В отношении детей, родившихся до 01 июля 1949 года, часть 2 параграфа 1589 ГГУ по-прежнему считался действительным. Отныне для внебрачных детей на законодательном уровне утверждена родственная связь с отцом, и, следовательно, за ними закрепляется право наследования, что подтверждается параграфом 1924 ГГУ, в соответствии с которым «наследники первой очереди по закону являются потомки наследодателя. Дети наследуют в равных долях»3.

Закон «О равных наследственных правах внебрачных детей» от 16 декабря 1997 года, вступивший в силу 01 апреля 1998 года, привел к упразднению специальных положений параграфов 1934а и 1934е ГГУ касательно внебрачных детей. Данная проблематика освящена также в работах Б. Бакхаус и Е. М. фон Мюнх, которые отмечают положительное и прогрессивное значение проведенной реформы (в частности, упомянутых законов) на полное устранение умаления неотъемлемых прав на наследование детей, родившихся вне брака, в отношении наследства своих биологических родителей4. Таким образом, внебрачные и законные дети во всех отношениях были уравнены в правах, а данный закон повлиял на формирование положений об узаконении внебрачных детей.

Закон «Об усыновлении» от 02 июля 1976 года, вступивший в силу 01 января 1977 года, поспособствовал установлению новых правоотношений и, соответственно, новых отношений права наследования.

Необходимо также отдельно отметить вопрос правовой реформы, поведенной в результате присоединения ГДР к ФРГ и ее правовые последствия.

Согласно ст. 230 Вводного закона к Гражданскому германскому уложению, Уложение и Вводный закон в соответствии с его переходными положениями вступает в силу на территории, указанной в ст. 3 Договора об объединении. Таким образом, с присоединением ГДР к ФРГ 03 октября 1990 года на всей объединенной территории действует право, установленное в ФРГ. Объединение Германии не могло в свою очередь не отразиться на сфере применения наследственного права,

2 См.: Гражданское уложение Германии, Deutsches Burger-liches Gesetzbuch mit Einfuhrungsgesetz: ввод. закон к Гражданскому уложению; пер. с нем./ (В. Бергман, введ., сост.); научн. редакторы - А.Л. Маковский (и др.). 2-е изд., доп. - М.: Волтерс Клувер. 2006. С. 402

3 См. там же С. 485

4 См.: Backhaus Beate, Eva Marie von Munch. Vererben und

Erben. Berlin: Stiftung Warentest Verlag ,6., aktualisierte Auflage, 2005. S. 21

что находит законодательное подтверждение в переходных положениях Вводного закона. Особого внимания заслуживают ст.ст. 213 и 235 Вводного закона.

Статья 213 Вводного закона устанавливает: «если наследодатель умер до вступления в силу Гражданского уложения, наследственно-правовые отношения определяются прежними законами; действие этого предписания распространяется также на правила о ликвидационном производстве по делу о наследстве». Статья 235 Вводного закона также регулирует наследственноправовые отношения, предписывая, что «если наследодатель умер после дня присоединения, то в отношении внебрачных детей, родившихся до присоединения, применяются предписания о наследственно-правовых отношениях ребенка, родившегося в браке».

Таким образом, внебрачный ребенок, родившийся в ГДР до 03 октября 1990 года, уже с даты присоединения согласно нормам ГГУ может пользоваться теми же правами в отношении наследуемого имущества, что и ребенок, родившийся в браке, в случае, если завещатель до 02 октября 1990 года находился на постоянном месте жительства в пределах ГДР.

Дитер Ляйпольд, комментируя решение Верховного суда Дрездена 1999 года по данному вопросу, отмечает, суд четко устанавливает, что и по праву ГДР право наследования незаконнорожденного ребенка зависело от признания, либо не признания его отцом5.

Закон «О зарегистрированном партнерстве» от 16 февраля 2001 года, вступивший в силу 01 августа 2001 года, ввел специфическую неизвестную ранее форму признания прав однополых пар или «однополого семейного союза» - партнерство (или зарегистрированное партнерство), которое существует наравне с браком. Статья 17Ь Вводного закона к ГГУ регламентирует общие положения правового статуса зарегистрированного партнерства: основание, общие и имущественно-правовые последствия, а также прекращение зарегистрированного для совместной жизни партнерства подчиняется нормам материального права государства, ведущего реестр. К последствиям образования партнерства для совместной жизни в отношении права на содержание и права наследования должно применяться право, определяемое в соответствии с общими предписаниями; если на основании партнерства для совместной жизни не возникает предусмотренное законом право на содержание либо право наследования, то в этих случаях соответственно применяется первое предписание.

Соответственно применяются часть 2 ст.10 и ст. 17 Вводного закона о фамилии супругов, а также супружеском жилище и предметах домашнего обихода.

Если общие последствия образования партнерства для совместной жизни подчиняются праву иного государства, то в отношении находящихся в пределах страны движимых вещей должны применяться предписания части 1 параграфа 8 Закона «О зарегистрированном партнерстве», а в отношении совершенных в пределах страны сделок - предписания части 2 параграфа 8 указанного Закона в сочетании с параграфом 1357 ГГУ в той мере, в какой эти предписания для добросовестных третьих лиц более благоприятны, чем иностранное право. Если же между одними и теми же

5 Dieter Leipoid. Erbrecht 1998 und 1999 - Teii 2 // Juristenz-eitung. 2GGG. № 19. S. 938

лицами существуют зарегистрированные в различных государствах партнерства для совместной жизни, то основанное последним партнерство считается с момента его образования определяющим для действий и последствий, указанных в части первой. Последствия зарегистрированного за границей партнерства для совместной жизни не действуют вне предписаний Гражданского уложения и Закона «О зарегистрированном партнерстве»6.

С введением Закона «Об изменениях правового положения партнерства» от 15 декабря 2004 года, вступившего в силу 01 января 2005 года, был одновременно осуществлен дальнейший шаг от общего семейного законодательства к правовой составляющей брака. Право наследования и право на обязательную долю наследства законного супруга состоит в неразрывной связи с соответствующим правом супруга, остающегося в живых. Вместе с Законом «Об изменениях обязательственного права» от 26 ноября 2001 года, вступившего в силу 01 января 2002 года, появились ссылки на измененные, в соответствии с законом, сроки. В дальнейшем прежние положения регламентации были обозначены, как обстоятельства, препятствующие выполнению обязательств.

Говоря о правовой реформе германского права, нельзя недооценить и влияние правотворческой деятельности Европейского Союза на современное наследственное право Германии. В так называемой «зеленой книге» комиссии Европейских сообществ касательно завещательного права и права наследования было постановлено, что вопросы законного порядка наследования и порядка наследования по завещанию, в соответствии с международными требованиями, подлежат унификации. Увеличивающаяся мобильность и возрастающее число заключенных браков между гражданами Евросоюза усложняют ведение дел о наследстве ввиду наличия различий материального, процессуального и коллизионного прав государствами - членами Евросоюза. Необходимость унификации правил наследования в условиях прогрессирующего влияния деятельности Европейского Союза является актуальной задачей, которую среди прочих выделяют германские правоведы, в том числе и д.ю.н. Хубертус Ролфинг7.

Об актуальности и правовой необходимости такой унификации говорит и тот факт, что согласно данным исследования, проведенного в 2002 году на основе сравнительного метода Немецким институтом нотариусов по поручению Европейской комиссии8, в государствах - членах Европейского союза ежегодно поступают на рассмотрение от 50.000 до 100.000 дел о наследстве с международным (иностранным) обременением. После увеличения Евросоюза на 10 государств эта цифра возросла. На основании этих данных, а также на основании необходимости ликвидации затруднений, связанных с различиями в интерпретации отдельными государствами Евросоюза норм международного частного и материального наследствен-

6 См.: Гражданское уложение Германии, Deutsches Burger-iiches Gesetzbuch mit Einfuhrungsgesetz: ввод. закон к Гражданскому уложению; пер. с нем./ (В. Бергман, введ., сост.); научн. Редакторы - А. Л. Маковский (и др.). 2-е изд., доп. - М.: Волтерс Клувер. 2GG6. С. 597-598

7 См. правовую базу www.iexisnexis.de

8 См.: официальный сайт Бундестаг - www.bundestag.de , публикация в журнале Weit Europa Nr. 16/6 (23.G3/2GG6)

ного права, возникают идеи создания универсального правового инструмента в делах о наследовании.

1 марта 2005 года Комиссия Европейских сообществ представила Сборник дипломатических документов по завещательному праву и праву наследования9, на основании которого начал свою работу многоплановый Совет по вопросам законного и завещательного порядков наследования, в том числе, международного характера. В этом сборнике, наряду с прочими, будет рассматриваться вопрос о том, как преодолеть административные и практические сложности, возникающие в делах о нетипичных случаях наследства. Предметом работы Совета являются вопросы законного и завещательного порядков наследования.

Запланированный «Кодекс наследования Евросоюза» призван осветить проблемы коллизионного права, точек соприкосновения, а также проблемы судебной компетенции и компетенции органов власти. Кроме того, должны быть прояснены вопросы, касающиеся определенных правовых институтов, действующих не во всех государствах Евросоюза. В данном случае речь идет о вопросах правового регулирования договоров о наследовании, аспектов обязательной доли наследственного имущества, а также случаев, когда доверительные отношения выступают в качестве основного принципа регулирования наследства. В конечном счете, административные и практические сложности должны быть устранены посредством принятия «Европейского кодекса о наследовании».

В соответствии с позицией Совета, запланированное регулирование должно не только охватывать положение дел внутри сообществ, но также и находить применение в случаях, когда в дела о наследовании задействованы субъекты права наследования государств, в Евросоюз не входящие. В таких случаях требуется, прояснить, каким именно образом допустимо осуществлять отсылку, и допустимо ли вообще. Вначале необходимо определить непосредственно диапазон коллизионных норм, иными словами, установить область применения права наследования. Это в равной степени относится и к вопросам семейного права, таким, как, например, действительность брака или партнерства, установление родства или отцовства.

Затем требуется привести в соответствие точки соприкосновения. В конечном итоге, возникает вопрос о том, должен ли запланированный правовой акт распространяться лишь на установление наследника и его прав, или он должен также касаться проблемы правопреемства наследства, и, тем самым, сопутствовать дальнейшему развитию процесса о наследстве.

На основании различных разработок государств Евросоюза в области права наследования коллизионные нормы должны прояснять, какое именно право является универсальным для определения дееспособности завещателя, в отношении действительности формы завещания, его содержания, действительности отказа от наследства, а также в отношении действительности совместных завещаний супругов и договоров о наследовании. В связи с тем, что правовые порядки в разных государствах Евросоюза в следующем случае обнаруживают разнотолкования, прояснения требует

9 Прим. автора: так называемый, «ОгипЬисИ 2ит ЕгЬ- ип<^ ТеБІатепІБгесМ»; см: официальный сайт Бундестаг -

www.bundestag.de

также и то, как развивается процесс о наследстве, в случае, когда его главные действующие лица - люди, одновременно заявившие о себе, как о наследниках, но впоследствии погибшие при обстоятельствах, не позволяющих установить, кто из них умер первым.

Принимая во внимание выбор статуса наследника, следует отметить также, что в некоторых случаях последний не отвечает ожиданиям других заинтересованных лиц, вследствие чего необходимо введение гибкого правового регулирования и в этом отношении; условия возможности данного выбора и средства к его осуществлению должны быть определены и оговорены до мелочей.

Требует также разрешения проблема о том, остается ли действительным требование обязательной доли наследственного имущества в случаях, когда отсылочные коллизионно-правовые нормы не знают подобного правового института. В отношении же документов о наследовании на так называемой «доверительной основе» возникает следующий вопрос о том, следует ли вводить специальные коллизионные нормы и какие?

Согласно взглядам Совета, различные интересы предполагаемых наследников и задействованных в процессе государств должны быть продуманы в документах о принадлежности, в которых определены предметы наследственного имущества из общей наследственной массы.

Относительно выбора подсудности дела, по мнению Совета, сохраняется возможность установить единственную, вне зависимости от того, о какого рода предмете наследственного имущества идет речь. В качестве определяющих критериев могут признаваться последнее местожительство завещателя, местожительство истца или ответчика, местонахождение недвижимого имущества, как предмет наследственной массы, а также гражданство завещателя. Допустимым является также и более гибкий порядок урегулирования спора, который позволял бы наследнику обратиться в суд другого государства Евросоюза, а не в тот суд, в который предписано, согласно коллизионным нормам и в компетенции которого находятся объекты наследования, а также ходатайствовать о немедленном принятии обеспечительных мер.

В числе прочих вопросов подлежит регулированию вопрос о нормативном основании передачи судом, в производстве которого находится дело о наследстве другому суду, находящемуся в другом государстве Евросоюза.

В случае наследования недвижимого имущества необходимым является введение единых формуляров на уровне собственности, а также упрощение отдельных этапов процесса.

К области компетенции внесудебных инстанций (например, нотариуса, или иного государственного органа) относится улаживание определенных формальностей при участии местного органа власти в случаях, когда наследник не проживает в указанном местожительстве.

Задача Совета является также регламентация вопроса признания решений судебных органов одних государств на территории других. Необходимо выяснить, может ли процесс подобного признания, будучи необходимой формальностью, при утверждении и приведении в силу решений иностранного суда, быть упразднен, или же определенные основания для при-

ведения судебных решений в силу все же должны быть приняты, в соответствии с установленным регулированием. К тому же, утверждение и вступление в силу юридических документов о порядке наследования и дела о наследстве зависят, равным образом, и от самого завещания. Требуется проследить, во всех ли странах Евросоюза используется система регистрирования завещания или реестр завещаний.

Среди прочих проблем, разрешения требует проблема максимально точной регламентации оформления документации о назначении наследника и о полномочиях попечителя над наследственным имуществом, которые предусмотрены далеко не во всех странах Евросоюза.

Особого внимания заслуживает вопрос правового значения судебной практики и ее влияния на законодательство Германии, в нашем случае - наследственного права Германии.

В литературе ФРГ ведется множество споров относительно данного вопроса. Чаще всего подчеркивается, что решения судов не являются источником права. В принципе такая позиция отвечает правовой сути романо-германской правовой семье, германское право которой является ее ярким представителем. Однако, как справедливо отмечают многие исследователи данного вопроса, судебная практика достаточно широко используется для аргументации юридических решений. Более того, утверждается, что большую часть фактически действующего права можно найти в судебных решениях. Достаточно остро дискутируется вопрос о возможности восполнения судом законодательных пробелов в частном праве10.

В любом случае данные споры имеют доктринальный характер, а знание юристом судебной практики в современной жизни является одним из показателей его профессионального уровня.

Решения Федерального Верховного суда по гражданским делам либо верховных судов земли зачастую касаются вопросов обязательственной силы совместных завещаний супругов. Обязательственное право по-прежнему определяется судебным решением земельных верховных судов и Федерального Верховного суда.

В каждом деле о наследовании имущества присутствуют вопросы, касающиеся налогового права. Налог с наследства чаще всего представляет собой предмет судебных решений. Судебная практика Верховного суда повлекла за собой в дальнейшем новые изменения в наследственном праве Германии.

Анализируя правовое значение судебной практики, автор приходит к выводу, что решения Верховного суда ориентируются, в первую очередь, на те аспекты, значение которых, в условиях прогрессирующей глобализации и совершенствующегося права свободного перемещения и повсеместного проживания, уже на сегодняшний день являются наиболее актуальными, и в своей перспективе будут реформироваться.

Следует также отметить, что реформы, проводимые в наследственном праве Германии, являются объективным следствием проходящей унификации права, что обосновывает идею принятия универсального правового инструмента, регулирующего отношения в области права наследования не только Германии, но и всех стран Евросоюза. Однако автор статьи сомневается в перспективе возможности выведения и применения подобного универсального правового механизма без изменения законодательства о наследовании отдельных стран, входящих в Евросоюз, чьи правовые механизмы на данный момент являются наиболее отличными. Если проект кодекса наследования Евросоюза все же будет разработан, то российским правоведам следует более детально изучить его положения.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

10 См.: Жаклинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. - М.: Спарк, 2001. С. 64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.