Научная статья на тему 'Тенденции развития высшего профессионального образования'

Тенденции развития высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свирелкина Ирина Ивановна

В статье анализируется динамика спроса и предложения на рынке высшего профессионального образования в России и в Вологодской области. Рассматриваются последствия этих изменений и выделяются основные проблемы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития высшего профессионального образования»

УДК 378.1(470.12)

И.И. Свирелкина

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируется динамика спроса и предложения на рынке высшего профессионального образования в России и в Вологодской области. Рассматриваются последствия этих изменений и выделяются основные проблемы высшего образования.

Вторая половина XX века ознаменовалась серьезными изменениями в глобальных условиях, которые так или иначе повлияли на роль высшего образования во всем мире. В числе наиболее важных перемен - ускорение научно-технического прогресса; возрастающая значимость знаний как движущей силы экономического роста; усиление значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70 - 80% национального богатства1. Рассмотрение высшего образования как одного из главных факторов роста благосостояния людей привело к тому, что с 1950-х гг. в развитых странах, а несколько позже в большинстве развивающихся спрос населения на высшее образование стал возрастать. Государства стремились удовлетворить его. В итоге число обучающихся в высшей школе росло беспрецедентными темпами. Так, за 30 лет, с 1955 по 1986 г., численность

1 Материалы заседания Государственного совета Российской Федерации «О развитии образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ 1ех1Мсс1ос5/2006/03/104573.51'ит1

СВИРЕЛКИНА Ирина Ивановна аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН

поступивших в высшие учебные заведения Испании возросла в 15 раз, Швеции - в 9,7 раза, Австрии - в 9,4 раза, Франции - в 6,7 раза. В развивающихся странах рост был еще более внушительным. За то же самое время число поступивших в вузы Тайланда возросло в 33 раза, Индонезии - в 36 раз, Конго -в 60 раз [5]. Однако расширение высшего образования сопровождалось обострением проблем равенства доступа к нему и снижения качества.

В 1960-е гг. в России (тогда - РСФСР) в связи с ростом экономики и обусловленной этим потребности в высококвалифицированных специалистах начал увеличиваться спрос на высшее образование. При существовавших в 1960 -80-х гг. темпах роста численности студентов Россия могла к началу 1980-х гг. подойти первой к реализации задачи всеобщего высшего образования. Стагнационный период в экономике России 1980 - 90 гг. привел к уменьшению численности студентов, которая вплоть до середины 90-х продолжала падать. В 1993 г. численность студентов соответствовала уровню 1970 г. [1]. Затем последовал сначала медленный, потом стремительный рост интереса молодежи к получению высшего образования, что совпало с переходным периодом становления рыночных отношений. Вторая волна массовизации высшего образования, захлестнувшая страны Европы прибли-

зительно в середине 1980-х гг., достигла России через десять лет. В 1990/91 уч. г. в российских вузах численность студентов составляла 190 чел. на 10 тыс. населения, в 1995/96 - 188 чел., в 2006/07 -514 чел. Контингент студентов увеличился по сравнению с 1990/91 и 1995/96 уч. гг. в 2,6 раза2.

Аналогичные процессы происходили и в Вологодской области. За период с 1995/96 по 2007/08 уч. г. количе-

О востребованности высшего образования среди молодежи также свидетельствует увеличение доли выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих в вузы. В 1995 г. из 8 тыс. выпускников школ Вологодской области поступили в государственные вузы региона 35%, в 2007 г. из 9 тыс. выпускников пополнили ряды студентов уже 58%3.

В то же время анализ результатов приема в государственные вузы Вологодской области за период 1995 -2007 гг. показал сокращение доли поступающих с полным средним образованием с 69 до 54%; увеличение доли выпускников средних специальных учебных заведений с 25 до 32% и доли желающих получить второе высшее образование с 1 до 6%. Уменьшение

2 Данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

3 Без учета иногородних вузов.

ство учреждений высшего профессионального образования (ВПО) увеличилось с 5 до 22 ед. Контингент обучающихся в государственных вузах региона вырос более чем в два раза, в негосударственных вузах за последние восемь лет - в 5,6 раза. Численность студентов увеличилась за указанный период со 140 до 433 студента на 10 тыс. населения (табл. 1).

доли поступающих с полным средним образованием объясняется сокращением численности одиннадцатиклассников, что в свою очередь было вызвано падением рождаемости в 1990-е гг. Уже в 2007/08 уч. г. число получивших аттестаты о среднем (полном) образовании превысило количество мест приема в учреждения ВПО на 7704 чел., или на 40%. Согласно прогнозным оценкам, численность выпускников 11-х классов будет снижаться до 2016 г.4

4 Демографический прогноз осуществлялся ВНКЦ ЦЭМИ РАН на основе естественной динамики численности населения и определялся его половозрастной структурой, возрастными коэффициентами рождаемости и смертности. В качестве методики был использован классический метод «подвижки возрастов» с учетом вероятности дожития каждой возрастной группы до следующей, более старшей. Ожидаемое число родившихся рассчитывалось путем умножения численности женщин репродуктивного возраста (15 - 49 лет) на соответствующие половозрастные коэффициенты рождаемости.

Таблица 1. Показателе развития высшего профессионального образования Волото&ской области ___________________________ за 1995/96 - 2007/08 уч. гг.*__________________________________

Показатель На начало учебного года

1995/96 2000/01 2001 /02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08

Численность студентов, тыс. чел.

- государственные вузы 18,9 30,2 33,7 38,8 40,5 41,7 41,9 43,0 45,3

- негосударственные вузы Н.Д. 1,4 1,9 1,3 1,0 1,0 7,1 7,6 7,6

На 10 тыс. населения, чел. 140 245 278 317 330 343 396 412 431

*До 2007/08уч. г. - без учета численности студентов Вологодского института права и экономики Министерства юстиции РФ.

Источники: Статистический ежеюдник Вологодской обласш. 2006: Счт. сб. ~Воло1да, 2007; Образование в Вологодской области в 1997- 2007годах: Стат. сб. -Вологда, 2008.

Таблица 2. Структура численности студентов учреждений ВПО в странах мира по формам обучения,

2003/2004 уч. г., в %

Страна Очное обучение Неочное обучение*

Страны с подушевым ВВП свыше 25 тыс. долл. 86,4 13,6

Страны с подушевым ВВП от 15 до 25 тыс. долл. 67,3 32,7

Страны с подушевым ВВП ниже 15 тыс. долл. 79,9 20,1

Россия 55,0 45,0

* Здесь и далее включены формы обучения: очно-заочная, заочная, экстернат. Исто чник. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Общественной палаты ¡Эл. ресурс]. - Режим доступа :www. hse.ru

В России с каждым годом растет число желающих получить высшее образование по неочной форме. В 2003/04 уч. г. доля студентов, обучающихся по этой форме, составила 45% против 14% в развитых странах и 20% в странах с подушевым ВВП менее 15 тыс. долл. (табл. 2). В 2006/07 уч. г. доля «неочников» превысила долю «очников» на 6 п.п. и составила 51%. По оценкам ученых Общественной палаты РФ, сдвиг в сторону вечернего и заочного образования означает, что в среднем работники прилагали меньше усилий в образовательном процессе, поскольку были вынуждены сочетать его с работой. С одной стороны, это ведет к бо-

лее низкому качеству профессиональных компетенций. С другой стороны, работники, уже занятые профессиональной деятельностью, повышают свою квалификацию в вузе. Однако в любой экономике доля таких случаев не превышает 10 - 15% [5].

В Вологодской области на долю студентов, которые получают образование по неочной форме обучения, на начало 2007/08 уч. г. приходился 51% от общей численности студентов. Эта форма обучения в наибольшей степени распространена в негосударственных вузах, где доля «неочников» составляла 84%, в то время как в государственных - 45% (табл. 3).

Таблица 3. Структура численности студентов учреждений ВПО Вологодской области по формам обучения, 1995/96 - 2007/08 уч. гг. (на начало учебного года; в %)

Форма обучения 1995/96 2000/01 2001/Ö2 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08

Государственные учреждения ВПО

Очная 66,1 61,6 59,9 55,4 55,4 55.6 57,3 56,2 55,0

Неочная 33,9 38,4 40,1 44,6 44,6 44,4 42,7 43,8 45,0

Негосударственные учреждения ВПО

Очная н.д. 56,6 нд Н.Д. Н.Д. н.д. 13,6 14,0 16,0

Неочная н.Д. 43,4 Н.Д. Н.Д. Н.Д. н.д. 86,4 86,0 84,0

Источники: Статистический ежегодник Вологодской области. 2006: Стат. сб. -Вологда, 2007; Образование в Вологодской

облает в 1997- 2007годах: Cim. сб. -Волоіда, 2008.

Увеличение численности студентов вузов привело к росту количества выпускников. В Вологодской области выпуск государственных вузов в 2007 г. по сравнению с 1995 г. вырос в 3,3 раза; негосударственных вузов по сравнению с уровнем 2001 г. - в 23,3 раза (табл. 4). Это не могло не отразиться на образо-

вательной структуре населения региона. Согласно данным социологических исследований, проводимых ВНКЦ ЦЭМИ РАН5, в 1996 - 2006 гг. удельный

5 Социологические опросы проводятся в гг. Вологде, Череповце и 8 районах области; N=1500.

Таблица 4. Выпуск специалистов учреждениями ВПО Вологодской области в 1995 - 2007 гг., чел.

1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Всего

2 565 3 849 4 958 5 586 6 392 7 056 7 819 8429 9 516

Государственные вузы

2 565 3 849 4 909 5434 6264 6 855 7 080 7 324 8372

Негосударственные вузы

Н.Д. - 49 152 128 201 739 1 105 1144

Источники: Данные Вологдастата; Образование в Вологодской области в 1997- 2007годах: Стат. сб. - Вологда, 2008.

вес населения области старше 18 лет с высшим образованием увеличился с 18 до 24%.

Одной из тенденций, связанных с повышением спроса населения на высшее образование, стала его коммерциализация. Надо сказать, что рост сектора платного образования и увеличение числа частных вузов идет в мире с 1980-х гг. В США за период с 1966 по 1976 г. количество государственных учебных заведений выросло более чем в 1,8 раза, частных — всего лишь в 1,1 раза. Однако с середины 1970-х гг. частные вузы стали развиваться более быстрыми темпами, чем государственные. В континентальной Европе до середины 1980-х гг. высшее образование было общественной услугой, которую оказывало исключительно государство, в 1990-е гг. резко расширился сегмент негосударственных вузов. Например, в Португалии, после того как в 1986 г. правительство разрешило учреждение частных вузов, ежегодный рост их численности вдвое превышал рост государственного сектора высшего образования. Как отмечают эксперты, в первую очередь от этого выиграли студенты, которые, не будучи подготовленными для поступления в государственные вузы, располагали достаточными средствами для оплаты обучения в частных [3].

В российских условиях коммерциализация образования проходила по двум следующим направлениям: уве-

личение негосударственного сектора и рост числа студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных вузах.

Негосударственный сектор высшего образования появился в стране в середине 1990-х гг. и развивается быстрыми темпами. В1995/96 уч. г. доля студентов негосударственных вузов в общей численности студентов составляла 5%, в 2006/07 - уже 16%.

В Вологодской области статистические сведения по негосударственным вузам разрабатываются с 2000 г. Согласно имеющимся данным, доля студентов негосударственных вузов увеличилась с 4% в 2000/01 уч. г. до 14% в 2007/08 уч. г.

Появилась и приобрела значительные масштабы практика обучения на платной основе в государственных вузах. Если в 1995 г. на места с полным возмещением затрат было зачислено около 15% от общего приема, то начиная с 2000 г. доля внебюджетного приема на 1 курс государственных вузов России превышает долю приема на бюджетные места [2]. В 2006 г. удельный вес принятых с полным возмещением затрат на обучение составил 57,5% от общего объема приема. В том же году в Вологодской области доля поступивших на условиях платного обучения была равна 58%.

В целом в государственных вузах Вологодской области удельный вес внебюджетного контингента увеличился с 29,5% в 2000 г. до 49,6% в 2007 г. (рисунок).

59,5 56,3 54,7 53 5

“ ‘ 4---------------*

50,7 50,4

5 43,7 45,3 46,5 49'3 49,6

-•— Доля студентов, обучающихся за счет средств бюджета

♦—Доля студентов, обучающихся с полным возмещением затрат

2000/01 200Ш 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 Р

Учебный год

Изменение удельного веса студентов государственных вузов Вологодской области за период 2000/01 - 2007/08 уч. гг.

Источник: Образование в Вологодской облает в 1997 - 2007 годах: С га г. сб. - Воло/да, 200Н.

В соответствии с потребностями населения изменяется профильная структура подготовки специалистов с высшим образованием. В 1995 г. государственные вузы Вологодской области принимали будущих студентов по двум направлениям и по 16 специальностям6. В тройке лидеров по наибольшей доле приема находились специальности групп: «образование» (20% от общего приема), «гуманитарно-социальные» (16%) и «экономика и управление» (15%). Доли четырех групп специальностей, а именно: «сельское и рыбное хозяйство», «естественнонаучные», «строительство и архитектура» и «технические науки» - варьировались от 6 до 9%. На остальные группы специальностей и направления было принято от 0,5 до 3,5% студентов7.

Прием студентов в государственные вузы осуществлялся в 2007 г. уже по 11 направлениям, что объясняется введением бакалавриата, и 23 специальностям; в негосударственные - по 4 направлениям и 3 специальностям.

Анализ результатов приема в государственные вузы за наблюдаемый период показал увеличение спроса населения на направление и группу специальностей «экономика и управление» на 21 п.п. В итоге доля приня-

6 В 1995 - 2003 гг. действовал Классификатор специальностей по образованию ОКСО (ОК 009-93), с 2004/05 уч. г. введен в действие Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003.

7 Данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Вологодской области.

тых студентов составила 36%. Лидирующие позиции занимали также «гуманитарные науки» (14%) и «образование и педагогика» (12%). Доли пяти групп специальностей: «строительство и архитектура», «энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «сельское и рыбное хозяйство», «металлургия, машиностроение и ма-териалообработка» и «транспортные средства» - находились в диапазоне от 3 до 7%. Доли поступивших на остальные специальности и направления составили от 0,2 до 2,6%.

Структура приема 2007 года в негосударственные вузы выглядела следующим образом: «экономика и управление» (62% от общего приема), «гуманитарные науки» (36%) и «культура и искусство» (2%) [4]. Интересно отметить, что в структуре образовательных услуг, предлагаемых негосударственными вузами, практически нет технических или естественнонаучных специальностей и направлений, за исключением направления «информатика и вычислительная техника». Однако доля принятых студентов составила всего 0,4%. Во многом это объясняется высокой себестоимостью и фондоемкостью подготовки технических специалистов.

В связи с расширением спроса на услуги высшего образования актуализируется проблема недостаточной численности профессорско-преподавательского состава.

В государственных вузах его численность за период 1997/98 - 2007/08 уч. гг. увеличилась с 1666 до 2355 чел., или на 41% (табл. 5), в то время как количество

Таблица 5. Численность профессорско-преподавательского персонала в учреждениях высшего профессионального образования Вологодской области в 1997/98 - 2007/08 уч. гг., чел.

На начало учебного года

1997/98 2000/01 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08

Государственные учреждения ВПО

Штатный персонал 1 505 1 531 1667 1669 1670 1725 1875

Преподаватели, работающие на условиях штатного совместительства 161 190 372 369 339 390 480

Негосударственные учреждения ВПО

Штатный персонал нд. 27 62 29 149 151 112

Преподаватели, работающие на условиях штатного совместительства н.Д 242 85 55 203 197 169

Исючиик: Образование в Вологодской облисій в 1997- 2007годах: Стаг. сб. -Вологди, 2008.

студентов выросло более чем в два раза. В негосударственных вузах численность профессорско-преподавательского состава за период 2000/01 - 2007/08 уч. гг. увеличилась с 269 до 281 чел., или на 4%, тогда как студентов стало больше в 5,6 раза. Рост численности студентов значительно опережает темпы пополнения преподавательского состава, что негативно сказывается на качественных показателях образования.

Таким образом, с середины 1990-х гг. в России и в Вологодской области отмечается значительный рост востребованности высшего профессионального образования. Спрос увеличился не только среди выпускников средних школ, но и среди лиц, закончивших учреждения начального и среднего профессионального образования, а также уже имеющих высшее образование. Это создает благоприятные возможности для развития наукоемких видов деятель-

ности и формирования экономики, основанной на знаниях. Более того, молодежь становится заказчиком, оплачивающим свое обучение.

В то же время вместе с увеличением контингента вузов изменяется и его структура: растет доля обучающихся по неочной форме, что, как правило, влечет за собой ухудшение качества образования; растет также доля обучающихся по экономическим специальностям, что грозит переизбытком специалистов на рынке труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессорско-преподавательский состав пополняется недостаточно быстрыми темпами. Численность молодежи студенческого возраста сокращается, в результате чего можно предположить обострение конкуренции вузов за привлечение потенциальных студентов, а значит, и смягчение критериев отбора. В связи с этим вопрос о качестве образования становится еще более актуальным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батурина, Е. В. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор / Е.В. Батурина, Н.В. Дрангусова, Я.Ш. Евдокимова, И. А. Майбуров.—Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2006. - С. 58.

2. Высшее образование в России: правила и реальность / А.С. Заборовская, ТЛ. Клячко, И.Б. Королев [и др.]. - М.: Независимый институт социальной политики, 2004. - С. 20.

3.Княгин,В. Россия постиндустриальная: коммерциализация образования / В. Княгин, Н. Трунова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.csr.ru

4. Образование в Вологодской области в 1997 - 2007 годах: стат. сб. - Вологда, 2008.

5. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?: доклад Общественной палаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.hse.ru

6. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А.Н. Тихонов, А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, АД. Иванников, О.П. Молчанова. -М.: Вита-Пресс, 1998. - С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.