Тенденции развития вооружённых сил ведущих государств мира в условиях меняющихся политических реалий Текст научной статьи по специальности «Военное дело»

Научная статья на тему 'Тенденции развития вооружённых сил ведущих государств мира в условиях меняющихся политических реалий' по специальности 'Военное дело' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Журнал
Выпуск № 4 /
Коды
  • ГРНТИ: 78.27 — Вооруженные силы
  • УДK: 356/359

Статистика по статье
  • 2359
    читатели
  • 325
    скачивания
  • 1
    в избранном
  • 1
    соц.сети

Ключевые слова
  • Государство
  • Военная политика
  • военное строительство
  • армия
  • вооружённые силы
  • ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ
  • вооружение
  • военная техника
  • нормативные правовые документы
  • тенденции
  • state
  • MILITARY policy
  • force development
  • army
  • ARMED Forces
  • effectives
  • armament
  • military equipment
  • normative legal documents
  • trends

Аннотация
научной статьи
по военному делу, автор научной работы — Копылов Игорь Александрович

В статье представлены характерные черты современных вооружённых сил некоторых ведущих государств мира, их количественные и качественные показатели. Особое внимание уделено вопросам экономического обеспечения и комплектования армий личным составом, техникой и вооружением. Существующие модели строительства вооруженных сил рассматриваются с учетом изменений геополитической и военно-политической обстановки, произошедших на рубеже XX и XXI веков. Автор раскрывает закономерности формирования армий в условиях меняющихся политических реалий нового столетия, а также основные задачи, стоящие перед ними.

Abstract 2010 year, author — Kopylov Igor Aleksandrovich

This article is devoted to the trends and changes in quantitative and qualitative composition of modern armed forces of the leading nations of the world. Special focus is on the economic provision of technical equipment, armament and recruiting. Existing models of the force development is considered with account of geopolitical changes and changes of military-political situation at the turn of the XX and XI centuries. It reveals the basic regularities of the formation of modern armies, as well as the main challenges facing them.

Научная статья по специальности "Вооруженные силы" из научного журнала "Армия и общество", Копылов Игорь Александрович

 
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по военному делу , автор научной работы — Копылов Игорь Александрович

Текст
научной работы
на тему "Тенденции развития вооружённых сил ведущих государств мира в условиях меняющихся политических реалий". Научная статья по специальности "Вооруженные силы"

Копылов И.А.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ ВЕДУЩИХ ГОСУДАРСТВ МИРА В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩИХСЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ
Анализ современной геополитической обстановки в мире свидетельствует о том, что развитие человечества происходит крайне неравномерно в различных регионах планеты. Все государства можно разделить на три условные группы: с развитой экономикой, развивающиеся страны и страны, сильно отстающие в своём развитии от остального человечества. Уровень жизни в этих группах государств очень разнится. Так, 6% населения Земли владеет половиной всего достояния человечества, которое включает в себя землю с ее недрами, заводы, фабрики, энергосистемы, средства коммуникаций, финансы, тогда как около 50% населения находится в состоянии постоянного голода, 60% живет в трущобах. Крайне неравномерно распределена и территория планеты. К примеру, Российская Федерация, численность населения которой составляет примерно 2,7% от общей численности населения Земли, владеет территорией, составляющей 14% площади всей земной суши, в то время как Китай с населением более 1,3 млрд. чел. довольствуется вдвое меньшей по площади территорией.
Кроме того, современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещается от более ясных вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонацио-нальным, демографическим и другим проблемам.
Очевидно, что при таком положении вещей перспективы мирного сосуществования государств и народов - весьма проблематичны, тем более, что международные организации и сообщества, созданные для предотвращения войн, как показывает практика, лишь закрепляют природное право сильных диктовать свои порядки и вершить суд над теми, кто слабее. Отсюда и проистекает необходимость для любого государства иметь в своем распоряжении эффективные средства защиты своих вечных интересов, в том числе и методами вооруженной борьбы.
Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х гг.
ХХ в., значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. В современных условиях вооруженные силы, как и прежде, продолжают оставаться непременным атрибутом власти и одним из важнейших государственных институтов. Более того, в начале XXI в. обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира. Это заставляет по-новому взглянуть на комплекс вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [3].
Изменения в мировой экономике, уровне и концептуальной направленности технического развития в последней трети минувшего столетия создали предпосылки для радикальных перемен в самой концепции военного строительства. Прежде всего, эти перемены заключаются в уходе в прошлое характерной для промышленной эпохи системы массовых армий. Отставание армий ряда государств от требований времени, привело к катастрофическому падению их боеспособности, значительному отставанию в военно-экономической и военносоциальной сферах.
Эффективность таких армий резко упала с появлением оружия массового уничтожения, систем высокой точности поражения, новейших по своим технологиям систем вооружений. Всё большую роль стали приобретать небольшие по численности, современно вооруженные, хорошо обученные вооружённые формирования, социально и экономически защищённые.
В целом основой военной мощи ведущих держав к настоящему времени, окончательно становятся не многочисленные подразделения плохо обученных солдат, а компактные профессиональные части высокого уровня подготовки и специализации, способные самостоятельно решать стратегические задачи, в том числе дистанционного уничтожения больших войсковых масс.
В соответствие с заявленной темой приведем результаты анализа состояния вооружённых некоторых ведущих стран мира.
ГОСУДАРСТВО ТЕРРИТОРИЯ (тыс. кв. км) НАСЕЛЕНИЕ (тыс. чел.) ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ (млрд. $) АРМИЯ (тыс. чел.)
В еликобр итания 229 567 58 882 34,8 212,4
Г ермания 357 022 82 112 23,1 321,2
Израиль 27 799 6 200 7 172,5
Индия 3 300 000 1 016 242 15,9 1 303,3
Китай 9 596 960 1 255 000 14,5 2 470,1
Россия 17 075 260 132 000 8,8 1 200,2
США 9 400 000 275 636 293,3 1 385,8
Франция 550 000 59 425 27 294,4
Япония 378 126 840 40,8 236,7
Табл. 1. Количественные и качественные показатели ведущих стран мира в начале ХХ1 в. (составлена автором на основе данных, заимствованных из различных источников)
На основе данных, приведенных в сводной таблице 1, путём простых арифметических действий автором были получены следующие результаты:
1) площадь охраняемой территории в расчете на одного военнослужащего: в России - 14,2; в США - 6,78; в Китае - 3,88; в Индии - 2,53; во Франции - 1,86; в Германии - 1,11; в Великобритании - 1,08; в Израиле - 0,16; в Японии - 0,0015 тыс. кв. километров;
2) сумма денег, выделяемых на военные нужды, в расчете на одного военнослужащего составляет: в США - 211,6; в Японии - 172,3; в Великобритании -163,8; во Франции - 91,7; в Германии - 71,9; в Израиле - 40,5; в Индии - 12,2; в России - 7,3; в Китае - 5,87 тыс. американских долларов.
Из этого следует, что страны, которые имеют возможность выделять из государственного бюджета большие суммы на военные цели - содержат и стремятся содержать многочисленные вооружённые силы. Эти страны, в основном США и их союзники, могут себе позволить выделять огромные суммы денег на модернизацию и техническое оснащение своих армий. Страны с огромной территорией, но с меньшим военным бюджетом (Россия, Китай, Индия) вынуждены делать ставку не на многочисленную и плохо оснащённую армию, а армию мобильную, достаточно вооружённую и профессионально обученную.
Сразу же возникает вопрос о системе комплектования и структуре современных вооружённых сил, которые в основном состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. Наиболее распространёнными, из существующих в настоящее время систем набора военнослужащих, являются: на доб-
ровольной основе (контрактная); по призыву; а также смешанная, в которой присутствуют элементы первых перечисленных систем. Так, комплектование на добровольной (контрактной) основе проводится: в США, Индии, Великобритании, Франции, Японии; по призыву - в Израиле и Китае; по смешанному принципу - в Германии и России.
С изменением геополитической обстановки, как уже было отмечено, перед руководством ведущих мировых держав встали многочисленные проблемы, связанные с дальнейшим развитием как самих государств, так и вооружённых сил. Принимаются, дополняются, изменяются не только чисто политические, социальные, экономические законы и кодексы, но и военные стратегии и доктрины.
Так, в Китае на протяжении трех десятилетий с момента образования народной республики военно-политическое руководство придерживалось стратегической концепции «народной войны», базировавшейся на идеях Мао Цзэдуна. Эта концепция, разработанная на основе обобщения опыта антияпонской и гражданских войн, предполагала наличие многочисленной армии и массовых резервов по принципу «весь народ — солдаты». Китайское руководство считало, что третья мировая война неизбежна, и борьбу в ней придется вести с технически гораздо лучше оснащенным противником в основном на суше в пределах материковой части КНР. Отсюда оборонительный, континентальный характер стратегии. Решающее значение в ней придавалось численному превосходству над противником в живой силе, которое должно было компенсировать отсталость в военно-технической сфере. Функции военно-воздушных и военно-морских сил сводились к поддержке операций сухопутных войск [7, р. 61 -62].
Современные реформы в Китайской Народной Республике не могли не коснуться военной сферы. На смену доктрине «народной войны» пришла стратегия «активной обороны», которая по существу и является военной доктриной Китая XXI века. Эта стратегия заключается в осуществлении превентивных мер политического, дипломатического, экономического и военного характеров, направленных на создание благоприятных внешних условий и минимизацию факторов нестабильности. Одновременно, следуя мировой тенденции в военной области и опираясь на растущую экономическую мощь, Китай взял курс на совершенствование качественных параметров оборонного потенциала на базе достижений современной науки и передовых технологий.
Согласно новой стратегии страна должна обладать сравнительно компактными, хорошо сбалансированными по видам и родам вооруженными силами, го-
товыми как к оборонительным, так и к наступательным действиям в соответствии с формулой: «Китай не собирается ни на кого нападать, но в случае агрессии ответит контрударом».
К факторам нестабильности Китай, как и Российская Федерация, относит увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами; обострение соперничества за природные ресурсы планеты; гегемонизм и политику с позиции силы, которую проводят отдельные государства [5, с. 9].
В соответствии с американским законодательством основными документами, определяющими военно-доктриальные взгляды государственной администрации в области обеспечения национальной безопасности, являются нормативноправовые акты, которые можно подразделить на три основных блока: концептуально-установочные документы, федеральные законы, в том числе касающиеся вооружённых сил, и подзаконные акты. К основополагающим документам относятся: «Стратегия национальной безопасности» (документ президента, который готовится Советом национальной безопасности США в открытом и закрытом вариантах); «Стратегия национальной обороны» (документ министра обороны, содержащий основные задачи военного ведомства); «Национальная военная стратегия» (документ комитета начальников штабов вооружённых сил США, который разрабатывается один раз в два - три года).
Всесторонний обзор состояния и перспектив развития вооружённых сил США разрабатывается военным ведомством каждые четыре года, докладывается президенту и конгрессу. Кроме того, комитетом начальников штабов разработан концептуальный документ «Единая перспектива 2020», определяющий основные направления строительства вооружённых сил США на длительную перспективу. Основу политической стороны военной доктрины страны составляет «глобальное лидерство», а военной - «устрашение и превосходство» [2, с. 50].
Рассматривая вооружённые силы ближайших союзников США, нельзя не отметить, что они развиваются своеобразным путём. Вооружённые силы Германии, Франции, Великобритании реформируются как отдельные армии государств, так и с учётом членства в блоке НАТО.
Отношения Евросоюза (ЕС) и НАТО тесно переплетаются в военной области. Это объясняется тем, что список членов двух организаций разнится минимально: из 28 государств, входящих в альянс, членами ЕС является 21 страна1.
В последние годы всё очевиднее стала проявляться тенденция проведения собственной военной политики стран Евросоюза. Так, в настоящее время созданы несколько военных группировок для выполнения операций как на его территории, так и за его пределами. Интересна позиция крупнейших стран ЕС в отношении к созданию собственных вооружённых сил.
В своём выступлении на конференции по проблемам безопасности в Мюнхене в феврале этого года министр иностранных дел Германии Г. Вестервелле отметил: «Германия всегда поддерживала идею создания войск Евросоюза». По словам министра, создание войск ЕС, которые должны подчиняться Европарламенту, придаст организации больший политический вес. Отмечая пятидесятилетие Римского договора, канцлер А. Меркель заявила, что создание единой европейской армии должно стать одним из основных приоритетов для ЕС в следующие 50 лет.
Франция считает необходимым создать единый оперативный штаб Евросоюза в Брюсселе для руководства зарубежными военными операциями. Кроме того, предложения, разосланные европейским правительствам, включают переход к общему финансированию военных операций, создание единых воздушнотранспортных сил, запуск общеевропейских военных спутников и т.д.
Великобритания, хотя и поддерживает проект, но стремится оставаться лояльной к США, сохраняя свою роль главного партнёра этой державы в Европе и «посредника» между Америкой и Европой.
На основании приведённых в статье данных можно утверждать, что в
ХХ1 в. перед человечеством стоят несколько глобальных проблем. Одна из основных - большое количество накопленного оружия массового уничтожения (таблица 2), другая - угроза его распространения и применения. Кроме того, в некоторых странах активно ведутся работы по обогащению урана в целях получения этого смертоносного вида оружия. В тоже время, по мнению автора, наличие в арсенале ряда государств ядерного оружия является основным фактором, который сдерживает начало новой мировой войны.
1 Финляндия, Швеция, Австрия, Ирландия, Кипр, Мальта, являясь членами Евросоюза, не входят в НАТО. - И.К.
Годы США СССР/РФ Великобритания Франция Китай
1945 6 - - - -
1949 235 1 - - -
1953 1436 120 1 - -
1964 3753 5224 310 4 1
1978 24243 25393 350 235 220
1986 23254 40723 300 355 425
1998 10763 10764 260 450 400
2002 10640 8600 200 350 400
Табл. 2. Ядерные арсеналы ведущих стран мира (1945-2002 гг.) [4, с. 9].
Российская Федерация ведёт активную миролюбивую международную политику в целях сохранения мира на планете. Главными критериями и основой такой политики являются международные правовые акты и само международное право в целом. В целях сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки был подписан новый Договор от 8 апреля 2010 года. Россия также активно участвует в международном сотрудничестве в сфере борьбы с международным терроризмом, особенно в ядерной сфере. Например, в 2005 г. нашим государством была подписана «Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма № 59/290».
Необходимо отметить, что за последнее десятилетие в стране принят ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих как политическую, социальную, экономическую, так и военную сферы деятельности государства.
В частности, разработаны основные приоритеты развития военной организации нашей страны. К ним относятся:
а) совершенствование системы управления военной организацией и повышение эффективности ее функционирования;
б) развитие мобилизационной базы военной организации и обеспечение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других войск;
в) обеспечение необходимой степени укомплектования, оснащения, обеспечения соединений, воинских частей и формирований постоянной готовности и требуемого уровня их подготовки;
г) повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивание военно-научного потенциала [1, ст. 31].
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2010 г.» записано, что главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил. В этом документе уточняется система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления [6, ст. 32].
Несмотря на все трудности переходного периода экономического развития, великая страна, какой является Россия, может и должна занять лидирующие позиции в современном мире, а создаваемые современные Вооружённые Силы, исходя из того, что за последнее десятилетие в стране впервые осуществляется на деле крупномасштабная модернизация военной организации, ускоренными темпами идёт перевооружение войск, реформируется организационная структура, послужат надёжным щитом для защиты нашей Родины от внешних и внутренних угроз.
* * *
1. Военная доктрина Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146. ЦРЕ: // http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm
2. Вооружённые силы зарубежных государств: информационно-аналитический сборник /А.Н. Сидорин, Г.М. Мингатин, В.М. Прищепов, В.П. Акуленко. М: Воениздат, 2009.
3. Кабакович Г.А., Спицын Ю.Г. Вооружённые силы как осознанная необходимость // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. Вып. 3. ЦРЕ: http://www.soc.pu.ru/puЫications/jssa/1998/3/kabak.html
4. Коробушин В.В. Надежное стратегическое ядерное сдерживание - важнейший компонент общей системы стратегического сдерживания в обеспечении национальной безопасности России // Вестник Академии военных наук. 2008. № 4.
5. Российско-китайское Совместное заявление: седьмой российско-китайский саммит (Пекин, 9- 10 декабря 1999 г.) // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 1.
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2010 года. URL: http://www.naukaxxi.ru/strategiya-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii-do-2020-goda/
7. Issues & Studies // By Institute of International Relations. Taipei. Vol. 31. 1995. № 11. November.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх