Научная статья на тему 'Тенденции развития внешнеэкономической деятельности в АПК России'

Тенденции развития внешнеэкономической деятельности в АПК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1941
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Н. В., Васильченко Е. Б.

Определены роль и место Российской Федерации в мировой торговле сельскохозяйственной продукцией. Оценены структура и динамика экспорта и импорта России в условиях членства ВТО. Выявлены направления развития внешнеэкономической деятельности в АПК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития внешнеэкономической деятельности в АПК России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.5:339.9

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК РОССИИ

Н.В. Иванова, кандидат экономических наук, доцент Е.Б. Васильченко, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Волгоградский государственный аграрный университет

Определены роль и место Российской Федерации в мировой торговле сельскохозяйственной продукцией. Оценены структура и динамика экспорта и импорта России в условиях членства ВТО. Выявлены направления развития внешнеэкономической деятельности в АПК РФ.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, глобализация, экспорт, импорт, внешнеторговый оборот, международный маркетинг, продовольственная безопасность.

Развитие внешнеэкономических связей Российской Федерации связано с осуществлением экспортно-импортных операций на мировых рынках и проведением различных маркетинговых мероприятий, что предполагает использование инструментов международного маркетинга для осуществления эффективной производственной, товарной, сбытовой и ценовой политики на глобальном уровне (мировая торговля; международные кредитно-финансовые связи; инвестиционное сотрудничество; научно-технические связи; внешнеэкономическая реклама; международные социально-культурные и информационные услуги).

Лидирующие позиции в международных экономических отношениях занимают развитые страны «^20», на долю которых приходится 90 % мирового валового национального продукта, 80 % мировой торговли (включая торговлю внутри ЕС) и две трети населения мира, а также страны большой восьмерки - «08», в которых весомую роль играет Россия, являясь по объемам ВВП - 5-й экономикой мира, обладающей 1/6 частью суши и 40 % мировых природных ресурсов.

Динамично развиваясь в международном экономическом пространстве (Всемирной Торговой организации, Евразийского экономического сообщества и Таможенного Союза), аграрный сектор российской экономики испытывает объективную необходимость повышения эффективности функционирования и применения инновационных форм международного маркетинга. Изменения рыночной конъюнктуры мировых агропродовольственных рынков создают для отечественного АПК условия неопределенности и могут провоцировать угрозы его дальнейшего развития. Однако грамотное применение маркетинговых инструментов и использование конкурентных преимуществ позволят многократно увеличить объёмы производства и сбыта отечественной сельскохозяйственной продукции, повысить рентабельность продаж и имидж государства на мировой арене.

Основу современных международных экономических отношений составляет мировая торговля, суммарный годовой оборот которой за последние 50 лет вырос более чем в 70 раз, составив в 2012 году около 20 трлн долларов [4]. В качестве товаров на мировом рынке выступают готовые изделия, сырьевые продукты и услуги.

Существенной особенностью сельскохозяйственного экспорта, является его представленность либо непосредственно продуктами питания, либо сырьем для их производ-

ства, потребность в которых определяется не только экономическими, социальными и историческими, но и физиологическими факторами. Причем эту потребность человек вынужден удовлетворять ежедневно, а производство носит в большинстве случаев сезонный характер и зависит от биотехнологических и физиологических особенностей животных и растений определенных стран.

С глубокой древности главными продуктами питания, товарного обмена и торговли были зерновые продукты (рис. 1).

Рисунок 1 - Основные зерновые культуры, возделываемые в мире

В настоящее время наибольшее значение в мировом производстве и сбыте продовольствия играют три зерновые культуры: пшеница, рис и кукуруза. В начале XX века Россия была крупнейшим экспортером зерна, в «постсоветский» период - лишилась лидерства, однако в последние годы мы частично вернули себе утраченные позиции (табл. 1 по [4]).

Таблица 1 - Мировые лидеры в производстве главных зерновых культур 2008-2012 гг.

Пшеница Рис Кукуруза

1 США Китай США

2 Евросоюз Индия Китай

3 Россия Индонезия Бразилия

4 Канада Бангладеш Мексика

5 Украина Вьетнам Евросоюз

По техническим культурам Россия прочно входит в число лидеров, занимая 1 -е место в мире по производству - подсолнечника и сахарной свеклы (табл. 2 по [4]).

Таблица 2 - Мировые лидеры в производстве технических культур 2008-2012 гг.

Подсолнечник Сахарный тростник Сахарная свекла

1 Россия Бразилия Россия

2 Украина Индия Франция

3 США Китай США

4 Аргентина Мексика Германия

5 Китай Куба Китай

По поголовью скота в мире лидируют Бразилия и Индия, по поголовью овец и свиней - Китай, однако в силу приверженности определенным культурным ценностям и религиозным убеждениям, первенство в экспорте продуктов животноводства принадлежит экономически развитым странам (табл. 3).

Таблица 3 - Основные направления и лидеры международной торговли _продуктами животноводства_

Продукты животноводства и живой скот Главные страны -экспортеры

Говядина и телятина Австралия, ФРГ, Финляндия, Новая Зеландия, Ирландия, Нидерланды, США, Венгрия

Свинина Нидерланды, Бельгия, Дания, Канада, Германия

Баранина Новая Зеландия, Австралия, Великобритания

Мясо птицы Франция, США, Нидерланды, Бразилия

Шерсть Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Уругвай, ЮАР

Крупный рогатый скот Бразилия, Аргентина, Мексика

Свиньи Эфиопия, Китай, Нидерланды, Канада

Овцы и козы Австралия, Турция, Сомали, Эфиопия

Товарная структура мировой торговли продовольствием постепенно меняется, поскольку продовольственная безопасность, наряду с другими глобальными проблемами, оказывает огромное влияние на развитие и само существование человеческой цивилизации.

Если на протяжении XX века человечество развивалось в атмосфере противостояния Восток - Запад, т.е. социалистического и капиталистического мира, то в настоящее время это напряжение уступило место противостоянию богатого, сытого, спокойного мира развитых стран Севера и голодного, бедного, жестокого мира развивающихся стран Юга. Не случайно великий философ Жан Жак Руссо говорил: «Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо - это сельское хозяйство. Обладай Вы хоть всеми богатствами мира, но если Вам нечем питаться - Вы зависите от других. Торговля обеспечивает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу» [1].

В настоящее время население планеты растёт быстрее, чем производство продовольствия. Треть населения мира голодает. 50 % населения Африки находится на пороге голода, смертность от недоедания составляет несколько миллионов человек в год. Поэтому решить продовольственную проблему можно лишь путём перевода сельского хозяйства на более высокий уровень интенсивности и оптимизации распределения продуктов питания (табл. 4). В этом отношении Россия обладает огромным потенциалом.

Таблица 4 - Направления решения продовольственной проблемы

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОПТИМИЗАЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Увеличение урожайности Совершенствование структуры мировой торговли

Повышение продуктивности животноводства Преодоление бедности в развивающихся странах и рост покупательной способности

Рациональное природопользование Повышение качества продуктов питания

Применение энерго - и ресурсосберегающих технологий Развитие маркетинговой кооперации и торгового сотрудничества между странами

Главной идеей осуществляемых интеграционных процессов в АПК России на перспективу является выработка универсальных правил международной торговли, которые в конечном итоге должны привести к увеличению производства продукции сельского хозяйства и продовольствия, росту товарооборота между странами и оздоровлению отечественной экономики в целом. В этих обстоятельствах весьма важно создать необходимые условия для перевода агропромышленного комплекса России на новую технологическую основу, повышения его конкурентоспособности, инновационного развития на основе углубления знаний в области международного маркетинга.

В соответствии с ратифицированным в 2012 году Соглашением по сельскому хозяйству, необходимое снижение «искажающих» торговлю форм поддержки аграрного сектора России предполагает обеспечение на всех уровнях управления экономических интересов отечественных товаропроизводителей посредством прямого (законотворчество, совершенствование системы органов управления и их полномочий, финансовые меры поддержки и т.д.) и косвенного (фискальная, финансовая, денежно-кредитная, налоговая политика и т.д.) регулирования [2].

В течение последних лет в России активно реализовывались соответствующие Госпрограммы, в частности, Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», плавно перешедший в Государственные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и 2013-2020 годы, которые уже дали положительные результаты. За 2007-2012 гг. в АПК были привлечены частные инвестиции свыше 1 трлн руб., совокупный объём государственной поддержки составил свыше 563 млрд рублей, в 2012 году рост аграрного производства превысил 22 %, положительная динамика развития сложилась в растениеводстве и животноводстве, отрасль вышла на устойчивый рост валовых сборов зерна. Россия стала активно позиционировать себя на мировых рынках, успешно продвигая отечественную сельскохозяйственную продукцию.

По данным Федеральной таможенной службы, в 2012 году в Российскую Федерацию было ввезено продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 40 202,5 млн долл. США, или на 5,4 % меньше, чем в 2011 году. В товарной структуре импорта доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья уменьшилась, по сравнению с 2011 годом на 2,1 процентных пункта и составила 12,8 %. По

сравнению с предыдущим годом, возросли физические объёмы импортных закупок мяса птицы (на 7,0 %), рыбы (на 4,5 %), зерновых культур (на 24,6 %), но сократился ввоз мяса свежего и мороженого (на 2,1 %), изделий и консервов из мяса (на 16,1 %), молока и сливок сгущенных (на 18,8 %), масла сливочного (на 15,1 %), цитрусовых (на 5,6 %), чая (на 4,1 %), масла подсолнечного (в 5,4 раза), сахара-сырца (в 4,5 раза), сахара белого (в 4,0 раза). По некоторым позициям произошел рост средних контрактных цен [5].

На фоне снижения импортных поставок, в 2012 году Российской Федерацией установлен своеобразный рекорд по экспорту продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, составивший 16,6 млрд долл. США, что на 38,7 % больше, чем в 2011 году (рис. 2). Но, несмотря на то, что агропромышленному комплексу оказывается пристальное внимание на самом высоком уровне, остается еще много нерешенных проблем, снижающих адаптационные возможности отечественных производителей на рынках ВТО: несовершенство существующего ценообразования, слабо развитая инфраструктура агропродовольственного рынка, низкий уровень консалтинговой и маркетинговой поддержки отечественных товаропроизводителей.

л л о

ч

ч а л

45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

42,5

35,2

36,4

30,1

9,3

9,0

9,4

40,2

12

6,6

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

- экспорт

Годы

- импорт

Рисунок 2 - Экспорт и импорт Российской Федерацией сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2000-2012 гг., млрд долл. США

Имея 143-миллионное население (9 место в мире), обладая значительными энергетическими и природными ресурсами при низкой стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте продовольствия в 2012 году составила только 2,7 %.

Но, если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10 %, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

Объём внешней торговли России в 2012 году составил 900,6 млрд долл. США при положительном сальдо в размере 184,4 млрд долл. Объём экспорта - 542,5 млрд долл. США, импорта - 358,1 млрд долл. США, соответственно 9-е и 16-е место в мире (табл. 5).

При этом основными статьями экспорта являются сырьевые товары: нефть и нефтепродукты, природный газ, металлы, древесина, химикаты, а также гражданская и военная промышленная продукция. Импортируются, главным образом, высокотехнологичные товары: техника, транспортные средства, фармацевтическая продукция, оптические и медицинские инструменты, железо, сталь. В товарной структуре российского экспорта 2012 года доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила всего - 2,8 %, а импорта - 12,8 %.

В 2012 году в общем объёме экспорта России на страны дальнего зарубежья наибольшие объемы пришлись на долю Нидерландов - 14,6 %, Китая - 6,8 %, Германии - 6,8 %, Италии - 6,2 %, Турции - 5,2 %, Польши - 3,8 %, Японии - 3,0 %, Соединенного Королевства (Великобритании) - 2,9 %, Республики Корея - 2,6 %, США -2,5 %, Финляндии - 2,3 %, Швейцарии - 2,1 % и Франции - 2,0 %.

Таблица 5 - Крупнейшие мировые экспортеры и импортеры 2008-2012 гг.

Экспорт Импорт

1 США США

2 Германия Германия

3 Япония Великобритания

4 Франция Япония

5 Великобритания Франция

6 Италия Италия

7 Китай Канада

8 Нидерланды Китай

9 Россия Нидерланды

10 Республика Корея Бельгия

В импорте преобладали поставки из Китая - 16,4 %, Германии - 12,1 %, Японии - 5,0 %, США - 4,8 %, Франции - 4,4 %, Италии - 4,2 %, Республики Корея -3,5 %, Соединенного Королевства (Великобритании) - 2,6 %, Польши - 2,4 %, Турции -2,2 %, Нидерландов - 1,9 % и Финляндии - 1,6 %.

Объём прямых иностранных инвестиций в российской экономике на конец 2012 года составлял около 596,2 млрд долл. США (13 место в мире). Российскими инвесторами за рубежом было размещено более 487 млрд долл. США (14 место в мире). Поэтому, дальнейшие перспективы развития внешнеэкономической деятельности России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ её агропромышленного комплекса. К ним, помимо сырьевых ресурсов, относятся: достаточно высокий уровень качества продукции и наличие экспортоориентированных отраслей АПК.

Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Сделав сельского товаропроизводителя свободным предпринимателем, государство не смогло реально создать для него необходимую инфраструктуру и свободную конкуренцию в системе товародвижения, по существу утратив контроль над ее элементами. В результате, с одной стороны, сельхозтоваропроизводители самостоятельно выбирают потребителя, расширяют круг своих постоянных клиентов, прибегают к услугам множества частных посредников, самостоятельно вывозят продукцию в другие страны и регионы, то есть начинают торговать цивилизованно. С другой стороны, чрезмерная диверсификация каналов дистрибуции привела к тому, что сельскохозяйственное сырье и продукция не находят сбыта на своих географических рынках, сельские товаропроизводители готовы продать ее любому покупателю и зачастую на очень невыгодных для себя условиях.

Безусловно, членство России во Всемирной Торговой организации, регулирующей 96 % мировой торговли - это неизбежный и прогрессивный шаг по созданию ёмкого внутреннего продовольственного рынка и повышения конкурентоспособности аграрного сектора, подразумевающий в качестве неотъемлемого условия создание общероссийской системы перестрахования рисков, позволяющей спокойно работать и сохранять бизнес, несмотря на колебания рыночной конъюнктуры и необратимость техногенного и климатического воздействия [3]. Но, на государственном уровне должно уделяться гораздо большее и пристальное внимание мерам «зеленой» корзины ВТО -развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, научным исследованиям, подготовке кадров, ветеринарным и фитосанитарным мероприятиям, созданию инновационного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на продовольственных рынках.

В этой связи, основными направлениями развития внешнеэкономической и маркетинговой деятельности в АПК России на ближайшую перспективу должны стать мероприятия по расширению мер «зеленой корзины»: 1) развитие инфраструктуры внутреннего агропродовольственного рынка; 2) проведение научных исследований, внедрение инноваций, передового опыта в АПК; 3) развитие прогрессивных форм и методов управления качеством продукции; 4) подготовка и переподготовка кадров агробизнеса; 5) помощь сельхозтоваропроизводителям в адаптации к условиям ВТО; 6) поддержка и защита внутреннего агропродовольственного рынка; 7) брендинг отечественных торговых марок; 8) обеспечение и поддержание продовольственной безопасности на должном уровне.

Инновационное развитие внешнеэкономической деятельности в АПК РФ должно быть направлено на создание надлежащих правовых, социальных, организационно-экономических и экологических условий для выпуска товаров определенного объема, ассортимента, качества и быстрого доведения их до потребителей. К числу таких условий в аграрной сфере можно отнести необходимость совершенствования элементов международного маркетинга: разработку сбытовых стратегий (охвата рынка, сегментирования, позиционирования) и комплекса решений по поводу формирования ассорти-

мента выпускаемой продукции, ценообразования, формирования спроса, стимулирования сбыта, маркетинговых коммуникаций, логистики и прочих аспектов маркетинговой деятельности.

Таким образом, происходящее в условиях глобализации экономики и ужесточения конкуренции на аграрных рынках, смещение акцентов управления АПК в сторону усиления международной составляющей агробизнеса в обозримой перспективе будет способствовать обеспечению продовольственной независимости и безопасности России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Джинджолия, А.Ф. Международный маркетинг [Текст] / А.Ф. Джинджолия, А.В. Ев-стратов. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. - 76 с.

2. Иванова, Н.В. Адаптация управления маркетингом АПК Волгоградской области к условиям членства России в ВТО [Текст] / Н.В. Иванова, А.Н. Цепляев, Е.Ф. Абрамова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - № 3. - С. 32-37.

3. Иванова, Н.В. Маркетинговые аспекты управления инновационным развитием АПК России в условиях ВТО [Текст] / Н.В. Иванова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - №4. - С.118-120.

4. Материалы Федеральной службы государственной статистики // Официальный портал Федеральной службы государственной статистики: [сайт]. URL: - http://www.gks.ru.

5. Материалы Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития Российской Федерации // Интернет-портал Минэкономразвития РФ: [сайт]. URL: -http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/ deptorg/ doc20120822_03.

Е-mail: inv.74@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.