Научная статья на тему 'Тенденции развития системы образования Тульской области с учетом прогноза демографической ситуации'

Тенденции развития системы образования Тульской области с учетом прогноза демографической ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОД ПЕРЕДВИЖКИ ВОЗРАСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефьева Е. А., Сафронова М. А.

Проведено исследование проблемы развития системы образования Тульской области с учетом демографической тенденции: построен демографический прогноз развития области методом передвижки возрастов и оценена потребность в образовательных учреждениях на основе перспектив демографического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития системы образования Тульской области с учетом прогноза демографической ситуации»

позволит восстановить доверие народа к властным органам, направить ресурсы на общенациональное возрождение.

Библиографический список

1. Экономика труда: социально-трудовые отношения: учебник / под ред. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. 736 с.

2. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Есаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2009. 284 с.

3. Остапенко ЮЖ. Экономика труда: учеб. пос. M.: ИНФРА-M,

2003.

4. Новейший философский словарь. 3-е изд., испр. М.: Книжный Дом, 2003. 1280 с.

E.S. Eremin

The Development of Labour Resources in Present-day Russia

The article discusses the development of labour resources as an economic category, indicates the core problems of the labour market and suggests recommendations for state policy in social and labour sector.

Key notions: labour resources, development, concept of state policy.

УДК 330.341:314.17

Е.А. Арефьева, канд. техн. наук, доцент, доцент, (4872) 35-19-80, агеГ elena@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ),

М.А. Сафронова, канд. техн. наук, доцент, (4872) 35-19-80, safronovama@rambler.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ С УЧЕТОМ ПРОГНОЗА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Проведено исследование проблемы развития системы образования Тульской области с учетом демографической тенденции: построен

демографический прогноз развития области методом передвижки возрастов и оценена потребность в образовательных учреждениях на основе перспектив демографического развития.

Ключевые слова: возрастная структура населения, взаимосвязь

демографического развития и системы образования, метод передвижки возрастов.

Деятельность образовательных учреждений во многом определяется численностью контингента, которому предоставляются образовательные

услуги. Демографическое развитие нашей страны происходило неравномерно, имели место демографические волны, приводящие к неравномерности возрастной структуры населения. С целью определения тенденций развития системы образования в Тульской области, прогнозирования необходимой численности образовательных учреждений целесообразно построить прогноз поло-возрастной структуры населения. Для прогнозирования используем метод передвижки возрастов [1], так как он позволяет оценить численность возрастных контингентов с учетом существующих демографических волн.

Исходными данными для прогноза являются поло-возрастная структура населения Тульской области на начало 2009 г., построенная с пятилетними возрастными интервалами [2].

Прогноз рождаемости, построенный методом передвижки возрастов, показал некоторое увеличение абсолютной численности рождений на период с 2009 по 2013 гг. и ее снижение на период с 2014 по 2018 гг. Снижение абсолютной численности рождаемости обусловлено приходом в репродуктивный период малочисленного поколения 90-х годов.

Прогноз поло-возрастной структуры населения показывает, что при условии сохранения показателей воспроизводства на уровне 2009 г. к 2014 г. (по сравнению с 2009 г.) численность населения моложе трудоспособного возраста увеличится на 1,4 %; в трудоспособном возрасте увеличится на 2,9 %; старше трудоспособного возраста уменьшится на 4,3 %.

Предполагается снижение численности молодого поколения в возрасте от 0 до 19 лет на 11 % к 2014 г. и на 13 % — к 2019 г. по сравнению с 2009 г. Однако (таблица) к 2014 г. численность детей в возрасте до 5 лет вырастет на 3 %, а численность дошкольников и школьников младших классов к 2014 г. увеличится на 7 %, к 2019 г. на 10 %. Численность остальных возрастных контингентов по прогнозу снижается. Наиболее этому процессу подвержен возрастной интервал 15-19 лет, а это — абитуриенты и студенты начальных курсов.

Пассивный прогноз снижения численностимолодого поколения

2009 г. 2014 г. 2019 г.

тыс. чел. тыс. чел. % тыс. чел. %

0-4 64,0 65,9 1,03 62,5 0,98

5-9 59,2 63,3 1,07 65,2 1,10

10-14 66,1 59,2 0,90 63,2 0,96

15-19 97,3 66,0 0,68 59,0 0,61

Всего 286,6 254,4 0,89 249,9 0,87

Построенный прогноз предполагает постоянство процесса рождаемости по возрастным группам. Однако, если проанализировать в динамике повозрастные коэффициенты рождаемости, то можно увидеть ряд изменений. Так, число рождений в возрастах до 25 лет имеет тенденцию к снижению, а старше 25 — к увеличению.

Демографическая ситуация в Тульской области тесно взаимосвязана с развитием системы образования. На основании проведенного прогнозирования возрастной структуры молодого поколения на период до 2019 г. можно сделать ряд важных выводов:

- увеличение рождаемости приведет к повышению потребности в ясельных учреждениях, учреждениях дошкольного образования, начальных школах;

- снижение численности молодежи в возрасте от 10 до 20 лет потребует реформирование системы профессионального образования.

Система дошкольного образования относится к факторам укрепления и сохранения здоровья детей и улучшения демографической ситуации в стране. За прошедшие годы удалось преодолеть отрицательную динамику изменения количества дошкольных образовательных учреждений [5]. Показатель удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования на начало 2008/09 учебного года по России составляет 81,3 % [6]. В г. Туле — 53 % [2]. В связи с дефицитом мест в дошкольных учреждениях проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей.

На основании проведенных выше расчетов можно выявить необходимую динамику численности образовательных учреждений Тульской области. Предполагается увеличение численности детей дошкольного возраста, а соответственно потребуется увеличение количества дошкольных учебных заведений (рисунок).

п п гп Г|

п

600 -500 -400 -300 -200 -100 -

^ су5 с?5 с?3 ^ ^ ч*5 ^ ^ ^ ^ □ Число самостоятельных ■ Потребность с учетом загрузки 2000 г. дошкольных учреждений, всего □ Потребность с учетом загрузки 2008 г.

Прогноз потребности дошкольныхучреждений

Демографический спад приводит к сокращению общего контингента учащихся общеобразовательной школы, которое начинает замедляться с 2005 г. При существующих основных нормативах деятельности школы сокращение контингента школьников повлечет за собой уменьшение количества укомплектованных классов и общей учебной нагрузки учителей (а значит, и потребность в их количестве) [7].

В отличие от общеобразовательной школы на деятельность образовательных учреждений профессионального образования демографический спад окажет воздействие в силу сокращения спроса на образовательные услуги, когда общее количество абитуриентов (выпускники основной и полной средней школы) сравняется или будет ниже современных размеров приема обучаемых в учебных заведениях, осуществляющих подготовку по основным программам профессионального образования всех уровней [7].

Сокращение контингента абитуриентов (а следовательно, и контингента обучающихся) повлечет для профессионального образования следующие основные последствия (при существующих нормативах): уменьшится общая учебная нагрузка преподавательского персонала (т. е. потребность в его численности); приемы во многие государственные учебные заведения профессионального образования, прежде всего — среднего профессионального образования, станут практически бесконкурсными; произойдет изменение структуры намерений населения на получение профессионального образования: относительно уменьшится спрос на начальное и среднее, возрастет — на высшее образование; при сохранении сложившихся размеров приема за счет бюджета в учреждениях профессионального образования сократится сектор платного обучения [7] .

В этом учебном году количество обучающихся в техникумах и ВУЗах Тульской области уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 9,7 %. В 2010-2011 гг. дефицит абитуриентов в учреждениях начального и среднего профессионального образования составит около 35 % [8]. Эта негативная тенденция обусловлена не только демографическим спадом, но и доминирующей позицией высшей школы, которая сложилась на образовательном рынке.

В отношении путей сохранения и эффективного использования потенциала высшей школы предлагается определить следующие направления: расширение масштабов дополнительной подготовки и переподготовки работающих и высвобождающихся работников; увеличение контингента студентов из зарубежных стран, особенно из государств-участников СНГ; оптимизация сети вузов путем их объединения в университетские комплексы различных типов. Особенно существенным должно стать упорядочение сети иногородних подразделений вузов, ликвидация части филиалов, не располагающих необходимым кадровым, финансовым и материальнотехническим потенциалом, или объединение филиалов разных вузов на одной территории в хорошо оснащенный филиал университетского ком-

плекса [7]. Все мероприятия как по отношению к системе образования в целом, так и отдельным ее уровням должны разрабатываться и реализовываться с учетом специфики функционирования каждого конкретного учебного заведения региона.

Библиографический список

1. Саградов А.А. Экономическая демография: учеб. пос. М.: ИНФРА-М, 2005. 256 с.

2. Демографический ежегодник Тульской области: статистический сборник / Туластат. Т., 2009. 101 с.

3. Характеристика системы образования Тульской области. Режим доступа: http ://www. admportal.tula.ru/catalog/1144.aspx.

4. Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: ре-

гиональные, глобальные и информационные аспекты: электронный журнал. М., 2007-2008. Режим доступа: http://rspu.edu.ru/university/

publish/pednauka/index.htm.

5. Дошкольное образование — забота государства. Режим доступа: http://uotula.ru.

6. Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации забота государства. Режим доступа: http ://sdo-j ournal.ru/ news.

7. Вестник ВГУ. Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru.

8. Официальный сайт Росстата. Режим доступа: http://www.gks.ru.

E.A. Arefieva, M.A. Safronova

Trends in the education system tula region based prediction of demographic situation

The paper studied the problem of educational development of the Tula region, taking into account demographic trends: a demographic forecast of the development of a method Movements ages and assess the need for educational institutions on the basis of future demographic development.

Key words: age structure of the population, interrelation of demographic development and an education system, a method age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.