Научная статья на тему 'Тенденции развития рынка полиграфии в России'

Тенденции развития рынка полиграфии в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1181
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития рынка полиграфии в России»

Тенденции

развития

рынка

полиграфии в России

О.В. Пашкова,

аспирант кафедры АПП

В.В. Ковалева,

доцент кафедры АПП

Полиграфическая промышленность - особая отрасль, способная выполнять индивидуальные заказы на изготовление единичных экземпляров, малых, средних и массовых тиражей печатной продукции.

Развитие полиграфического рынка можно разделить на пять этапов: возникновение, укрепление, бурное развитие, насыщение и возникновение нового направления развития, которое призвано заменить уже существующее.

На полиграфическом рынке можно выделить технологии, оборудование, материалы, сервис и услуги для изготовления печатной продукции. Технологии на рынке предлагают отдельные программные продукты или в системе с оборудованием. Полиграфисты покупают технологии, оборудование, материалы и сервис, предлагая услуги по изготовлению и производству печатной продукции для всех отраслей промышленности России, а также и для частных лиц.

Этапы развития. На этапе зарождения полиграфического рынка в России не было достаточного опыта и капитала. В дорыночный период в Советском Союзе существовали крупные полиграфические предприятия и небольшие (отраслевые) типографии на базе промышленных предприятий и учебных заведений, которые выполняли заказы государственных организаций (издательств и промышленности). Почти во всех союзных республиках и крупных городах были созданы находившиеся в подчинении управления делами ЦК КПСС очень мощные полиграфические объединения (издательство + типография), такие как «Правда», «Ульяновская правда», «Лениздат» и др., которые выполня-

72

ли государственные заказы. Государство одновременно выступало в роли заказчика продукции и исполнителя. Зарождение рынка в период с 1985 г. по начало 1990-х гг. привело к распаду полиграфических объединений из-за их неповоротливости, неумения работать с заказчиками и непонимания рыночных законов. При социализме о заказах и снабжении оборудованием, материалами заботились государственные чиновники, а с полиграфических предприятий требовали только план, который тоже определяли те же государственные чиновники. Распад привел к созданию частных полиграфических предприятий - кооперативов и центров. Некоторые из них были созданы в результате приватизации небольших типографий. Почти все полиграфические кооперативы и центры начинали свою деятельность, создавая малые предприятия с использованием офсетных печатных машин Romayor и Dominant, взятых или выкупленных у государственных предприятий. На первом этапе развития рынка заработал и рынок вторичного оборудования.

После распада СССР многие предприятия, производящие полиграфические материалы или распались, или находились на территории новообразовавшихся из бывших союзных республик государств со своей валютой и национальными претензиями. Первичный полиграфический рынок в России зародился на базе расходных материалов -красок, бумаги, офсетных полотен, формных пластин и не только. Накопив первоначальный капитал, полиграфические кооперативы начали закупку нового оборудования у совместных с иностранными компаниями предприятий. Это был первый рыночный шаг к созданию крупных частных полиграфических предприятий, к организации филиалов западноевропейских и азиатских фирм по продаже в России технологий, оборудования, материалов, сервиса и полиграфических услуг. Heidelberg, KBA, MAN Roland, Ryobi, Riso предлагали на рынке России свою продукцию - технологии, оборудование, материалы и сервис. Компания Heidelberg организовала свой офис в Московском государственном университете печати, создала в нем свои лаборатории и спонсировала издания учебных пособий. Это послужило примером и для других иностранных компаний, работающих на российском рынке и также принявших участие в учебном процессе в России. На 90-е гг. пришелся следующий этап - началась бурная продажа технологий совместно с оборудованием, материалами и сервисом, выросли новые крупные частные полиграфические предприятия. Капитал в полиграфию потек не только из других отраслей промышленности России, но и из-за рубежа. Рынок нуждался в производстве печатной продукции, которая включает не только книги, брошюры, журналы и газеты. Рынок требовал с производителей готовой рыночной продукции этикетки и упаковку, строительство требовало обои и линолеум, мебельная промышленность -покрывную пленку, легкая промышленность - бирки и наклейки,

73

печатная реклама - проспекты и плакаты. Как и полиграфия, многие отрасли России стали возрождаться и заказывать печатную продукцию. Растущим направлением в полиграфии стала печатная реклама.

С начала 2000-х гг. наступил этап бурного развития полиграфического рынка в России. Однако в продаже полиграфического оборудования есть одна особенность - цикл жизни техники доходит до двух десятков лет, и оборудование будет покупаться, пока рынок услуг развивается. Как только начинается борьба за заказчика печатной продукции и специалистов для полиграфии, создание новых предприятий становится редким явлением. Новое оборудование и технологии покупают только на замену морально и физически устаревшим. Рынок сервиса и материалов приходит к насыщению на очень высоком уровне, а рынок технологий и оборудования идет на спад.

Объем российского рынка печатной продукции в 2004 г. оценивался в 2,5 млрд долл. Наибольшие доли рынка принадлежат печатной упаковке (540 млн долл.), производству журналов и каталогов (498 млн долл.) и изготовлению рекламно-коммерческой продукции (432 млн долл.) (рис. 1).

Рис. 1. Объем производства различных видов печатной продукции в РФ

74

Российский полиграфический рынок имеет неоднородную структуру. Наиболее консервативными его сегментами являются производство газет и книг среднего качества. Здесь давление импорта минимально. Наиболее прибыльными и привлекательными для импортеров сегментами рынка являются производство упаковки, многотиражных журналов и рекламных каталогов, а также высококачественных книг.

Насыщение рынка в России наступило примерно к 2008 г., когда разразился глобальный финансово-экономический кризис. В борьбе за рынок услуг по изготовлению печатной продукции возникает тенденция к слиянию и укрупнению полиграфических предприятий, что актуально и для сегодняшнего дня. Насыщение техникой и укрупнение предприятий приводят к стабилизации рынка материалов, сервиса и технологий. Рынки нового оборудования и вторичные рынки оборудования идут на спад. Компании, продающие технику, терпят убытки и сворачивают или сокращают свою активность на российском рынке, уходя на быстро развивающиеся рынки Азии и Латинской Америки.

Кризисные явления в книжно-журнально-газетной полиграфии всего мира также связаны с наступлением новых электронных технологий в этой сфере. Интернет, электронные книги и электронные СМИ завоевывают свою часть рынка. Повсеместно сокращаются тиражи. Зародилось и набирает силу новое направление книжного производства -«книги по требованию», которое сделало рентабельной цифровую печать книг в одном единственном экземпляре. Эти процессы в сочетании с финансовым кризисом подтолкнули производителей традиционного печатного оборудования и полиграфические предприятия к переориентации на изготовление упаковки. Так, в 2010 г. рынок печати упаковки в развитых странах составлял примерно четверть всех тиражей.

Рынок журнальной продукции. Состояние рынка и тенденции развития. В России на регулярной основе ныне выходит примерно 2,5 тыс. журналов, представляющих интерес для рекламодателей. Половина из них имеет разовый тираж 10 тыс. экз. и более, но ситуацию на рынке определяют около 850 федеральных и 50 региональных журналов. 40 ведущих издательских домов России выпускают примерно 420 журналов для массовых потребителей, совокупный тираж которых приближается к 55% от общероссийского. Более половины из этого количества приходится на семь журнальных издательских домов. Всего к январю 2012 г. в России было зарегистрировано около 33,7 тыс. журналов. Общее их количество выросло на 317 изданий. Глянцевые журналы в мире сохраняют тренд на восстановление, начавшийся в 2010 г. Российский журнал «Men's Health» в 2011 г. добился 165 тыс. скачиваний своей электронной версии, что составило 6,4% от его общего тиража. В 2012 г. этот показатель поднялся до 16,1%. Характер и

75

направленность дальнейшего развития журнального бизнеса в России эксперты оценивают по-разному. Но компании ZenithOptimedia оценивают рост рекламных доходов российских потребительских журналов за 2010 г. в 7%. В 2011 г. они выросли на 8%. Как считают в «ZenithOptimedia», примерно на столько же вырастет журнальная реклама и в 2012 г. Конечно, это далеко от уровня 2008 г., но миф о скором конце бумажной журнальной прессы серьезно пошатнулся. Вместе с тем, едва ли не главным трендом 2011 г. стала массовая «планшетизация» глянцевых журналов. По мере падения популярности их бумажных версий, издатели все активнее устремляются в мир планшетных компьютеров в надежде «застолбить» себе здесь место. Их издатели агрессивно заманивают новых читателей, предлагая льготную подписку или даже бесплатную цифровую версию всем традиционным подписчикам на бумажные копии. В цифровом пространстве российские издатели работают весьма активно. Строго говоря, в настоящее время цифровые версии имеют практически все более или менее значимые глянцевые журналы страны.

Другое знаковое явление сегодняшнего дня - попытка издателей по максимуму задействовать в интересах продвижения журнальной прессы социальные сети, формируя в них сообщества по интересам из числа своей аудитории.

Важным итогом первого десятилетия XXI в. на журнальном рынке России можно считать возрождение русского «толстого» журнала, но не на бумаге, а в Интернете. Являясь по форме журналами нового типа, такие издания во многом строятся по лекалам традиционных русских «толстых» журналов, апробированных в нашей стране еще два века назад. Тех самых, которые в течение длительного времени были в России источниками мнений и авторитетных комментариев, площадками для больших литературных премьер и кратких обозрений текущей театральной, музыкальной, выставочной, литературной, общественной жизни. Сейчас таких изданий в России три: «OpenSpace.ru», «Snob.ru» и «Peremeny.ru». Все они делают акцент на культуру и искусство, активно поднимают общественно-политические темы.

Из появившихся в 2011 г. на рынке новых журналов изрядную часть составляют детские издания. Немало журналов посвящены путешествиям и истории, как правило, в виде специальных выпусков к уже существующим изданиям. В последнее время появилось много новых материалов и технологий печати бумажных журналов, позволяющих издателям создавать из них настоящие шедевры. Наиболее интересными и перспективными из них являются следующие:

- металлизированные и флуоресцентные чернила. Пока довольно редко используются при печати глянцевых журналов, хотя и позволяют выгодно акцентировать внимание читателя на логотипе или

76

фотографии, улучшить визуальное восприятие издания и элементов его дизайна;

- текстурирование УФ-лаком. Позволяет создавать удивительные по красоте изображения: сделать картинку шершавой на ощупь или гладкой, как выделанная кожа, или блестящей. Если умело совместить этот эффект с версткой журнала, то можно добиться замечательного эффекта для привлечения внимания потенциальных покупателей;

- металлизированная обложка. Обеспечивает голографическое изображение или текстурирование обложки/страницы журнала;

- мягкаяламинация позволяет внести в журнал дополнительные привлекательные для читателей элементы. Обычно используется в комбинации с другими технологиями подобного рода;

- аромачернила используются рекламодателями в журналах для продвижения духов или лосьонов после бритья. Аромат духов заключен в микрокапсулы, входящие в состав краски. Для того чтобы журнал заблагоухал, достаточно надавить на область, где нанесено специальное изображение, содержащую микрогранулы с эссенцией;

- термочернила, реагирующие на тепло человеческих рук, помогают привнести в журнал интерактивность. Чернила могут использоваться для появления на свет спрятанной фотографии или текстового сообщения;

- фотохромирование. Применение чернил, невидимых при дневном свете или в лучах ультрафиолета. Напечатанные с их помощью изображения на солнечном свете постепенно исчезают, создавая красивый эффект.

- дополненнаяреальность - технология позволяет добиться потрясающего 3D-эффекта;

- печать «электроники» (небольших простейших электронных устройств) непосредственно на страницах журнала достигается за счет использования металлизированных чернил. Но разработки в этом направлении пока находятся в самом начале пути.

Ситуация в российском книгоиздании продолжает оставаться сложной, и 2011 г. стал для российских книжников не годом выхода из кризиса, а годом продолжения испытаний. Решающее значение для развития книжного рынка, повышения посещаемости книжных магазинов, роста числа покупателей имеет развитие книготорговой инфраструктуры. Серьезным фактором риска для российской книжной отрасли являются высокие цены на книги, которые практически достигли западноевропейского уровня на фоне, в целом, невысоких зарплат российских граждан. По мнению большинства участников рынка, дальнейшее повышение цен приведет к заметному оттоку покупателей из книжных магазинов. Главной задачей для издательств в 2012 г. была смена бизнес-моделей и определение оптимального соотношения между прода-

77

жами электронной и традиционной печатной книги, что могло бы привести к росту издательского рынка в целом.

Вывод, который делают эксперты, таков: преодоление накопившихся проблем в отечественной книжной отрасли возможно только при консолидации усилий производителей книжной продукции (издателей), ее распространителей (книжных магазинов) и государства. Издателям периодической печати, в том числе широко использующим в ведении бизнеса Интернет и мобильные коммуникации, надо сегодня предпринять надлежащие меры по сохранению и развитию интереса аудитории именно к печатной прессе. В этом залог их успеха и хорошей прибыли - по крайней мере, в ближайшей перспективе.

Библиографический список

1. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под общ. ред. В.В. Григорьева. - М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2012.

Материалы с сайтов

2. Статьи: Аналитика, обзоры рынка // [Страница Отраслевого портала «UNIPACK.RU»] - М., 1999-2013. URL:

http://article.unipack.ru/43056/

(дата обращения : 21.04.2013).

3. Статьи // [Страница Web-сервер журнала САПР и графика, материалы «КомпьюАрт 1'2005»] - М., 2013. URL:

http://www.sapr.ru/artide.aspx?id=8390&iid=339 (дата обращения : 21.04.2013).

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.