ЖШШШЖ № 1,2013
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 316.346.32-053.6
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В СРЕДЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (по результатам социологического исследования)
В. В. Монаков (Казанский национальный исследовательский технологический университет)
Статья посвящена исследованию такого сложного остросоциального явления в среде российской молодежи, как правовой нигилизм. На основе данных, полученных в результате эмпирических исследований, автором анализируются динамика, видоизменение, основные направления развития правового нигилизма в среде российской молодежи в период с 2000 по 2010 г.
Ключевыге слова: гражданское общество; правовой нигилизм; правовая социализация; девиантность; ценности; преступные группировки; правопорядок; управление; закон; мотивация.
В период с 2000 по 2010 г. руководителями Российского государства был принят ряд неотложных мер административного, социально-экономического характера, одной из целей которых было преодоление правового нигилизма. Результаты этих мероприятий имели противоречивый и неоднозначный характер. Так, наряду с позитивными тенденциями, связанными с успехами в борьбе с организованной преступностью, ростом экономики, подъемом жизненного уровня населения, укреплением государственных структур, проявились негативные, обусловленные прежде всего ростом коррупции, что привело к трансформации, видоизменению форм правового нигилизма в российском обществе, в среде российской молодежи.
Объектом исследования была определена российская молодежь как возрастная группа от 18 до 30 лет. При установлении рамок предмета исследования была выявлена проблема социологического понимания правового нигилизма как социального явления. В научной и публицистической литературе используется правоведческое определение правового нигилизма, предложенное Н. И. Ма-тузовым [1] и дополненное В. А. Тумановым [2]. В нем указывается, что правовой нигилизм — это патология общественного сознания, которая проявляется в отрицании социальной ценности права. Тем самым, несмотря на выделение главной черты правового нигилизма —
отрицания социальной ценности права, — правоведческое определение сужает понимание правового нигилизма до уровня общественного сознания, не раскрывая его социальный характер. По сути оно представляет правовой нигилизм как систему негативных норм и установок в общественном сознании по отношению к праву.
С учетом связи данного явления с пониманием социального факта возникла необходимость включить в рамки социологического понимания правового нигилизма и негативное отношение (attitude) к праву, а также результату правоприменительной практики — правопорядку, который в объективной реальности представляется как деятельность государственных органов. Таким образом, правовой нигилизм как социальное явление характеризуется: 1) отрицанием социальной ценности государства и права; 2) отказом от правового решения проблем в отношениях государства и личности, а также межличностных отношений; 3) негативным отношением к правопорядку, к результатам деятельности государственных органов как результатам правоприменительной практики.
Итак, предметом нашего исследования стали тенденции изменения правового нигилизма российской молодежи, которые проявляются в изменении отношения к деятельности государственных органов, осуществляющих правоприменительную практику, результатом которой © Монаков В. В., 2013 ll
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
выступает правопорядок. Цель исследования заключалась в определении тенденций развития правового нигилизма в среде российской молодежи на основе исследования генеральной выборки — молодежи Татарстана. Поставленная цель потребовала решения ряда задач.
1. Была разработана программа проведения панельных опросов совместно с Казанским Центром аналитических исследований и разработок. Ежегодные панельные опросы проводились с 2004 по 2011 г. для выяснения изменения отношения молодежи Татарстана к деятельности президента России, полиции (милиции), суда, Государственной Думы, местных органов исполнительной власти.
2. Была установлена квотная выборка исследования, которая составила от 1 860 до 1 924 респондентов.
3. Отношение опрошенных к деятельности государственных органов определялось на основе ответов, расположенных в порядковой шкале «Безусловно, не доверяю», «Скорее не доверяю», что в целом характеризовало негативное отношение, и ответов респондентов «Безусловно, доверяю» и «Скорее доверяю», что в целом характеризовало позитивное отношение.
4. На основании анализа результатов опросов были установлены причинноследственные связи между социальноэкономическими, социально-политическими изменениями, происходящими в российском обществе в указанный период, и динамикой изменения отношения молодежи к вышеуказанным государственным органам.
Результаты проведенного исследования позволили нам предположить тенденции развития и видоизменения правового нигилизма как следствие изменения отношения молодежи к деятельности государственных органов России, которые осуществляли и олицетворяли правопорядок, правоприменительную практику в 2004—2011 гг.
В целом результаты анализа развития отношения российской молодежи к деятельности российских государственных органов отразили противоречивость социально-экономических, социально-политических тенденций, определяющих формирование российского молодежного сознания. Отношения молодежи к деятельности различных органов российской государственной власти дифференцированно и полярно: от стабильно позитивного высокого уровня доверия на уровне 70—80 % респондентов до стабильно негативного уровня доверия на уровне 40—48 % на всем протяжении исследуемого периода. Следует отметить наличие устойчивых позитивных тенденций в изменении отношения российской молодежи к деятельности некоторых государственных органов, проявляющемся в росте доверия в течение 3—4 последних лет, а также точки флуктуации тенденций к позитивному росту в 2005— 2007 гг., что подтверждает тезис об инерции общественного сознания.
В результате опросов было установлено, что уровень доверия президенту России оставался в целом высоким на протяжении всего исследуемого периода и колебался в коридоре от 85 до 69 %, как представлено в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Отношение респондентов к деятельности президента РФ, %
Ответ
Годы
2004 2005 2006 2007 2008—2009 2010 2011
В целом не доверяю 9,7 21,6 18,4 10,9 18,5 12,5 13,1
В целом доверяю 85,0 69,0 78,9 78,6 74,4 80,5 78,0
Затрудняюсь ответить 5,3 9,4 2,7 10,5 7,1 15,0 8,9
Наиболее высокий уровень доверия российской молодежи президенту РФ наблюдался в 2004 г. — 85 %, что объяс-
няется популярностью экстренных мер, принятых президентской администрацией в борьбе с сепаратистскими движе-
№ 1, 2013
ниями, в деятельности по укреплению государственного аппарата, централизации власти еще в начале 2000-х гг. Наиболее низкий уровень доверия показали респонденты в 2005 г. — 69 %, что объясняется негативными последствиями принятых президентской администрацией управленческих решений — свертыванием демократических процедур в формировании власти, усилением коррупции. С 2006 по 2011 г., когда экономическая ситуация в стране стала показывать стабильные показатели экономического роста, ощущение стабильности в обществе проявилось в стабильно высокой степени доверия российской молодежи к деятельности президента РФ (74,4—80,5 %). При этом уровень негативной оценки деятельности президента РФ был стабильно низким с небольшим повышением в 2005 г. (21,6 %), что в целом демонстрирует позитивное отношение российской
молодежи к деятельности главы государства в исследуемый период.
Далее, чтобы подчеркнуть противоречивость отношения российской молодежи к деятельности государственных органов, осуществляющих правопорядок, перейдем к оценке деятельности российской полиции (милиции). В целом состояние доверия российской молодежи к деятельности российской полиции (милиции) можно определить как стабильно низкое или крайне недостаточное в период с 2004 по 2011 г. Анализ результатов опросов показал стабильно низкий уровень доверия к деятельности полиции (милиции) при медианном значении 40 % респондентов, выражающих позитивное отношение, против 53 % опрошенных, выражающих негативное отношение. При этом ситуация не отражает какую-либо позитивную тенденцию к улучшению (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Отношение респондентов к деятельности полиции (милиции), %
Ответ
Годы
2004 2005 2006 2007 2008—2009 2010 2011
В целом не доверяю 48,3 61,0 55,9 62,1 47,9 49,3 49,1
В целом доверяю 42,3 31,7 34,9 27,1 45,0 42,8 41,0
Затрудняюсь ответить 9,2 7,3 9,8 10,9 7,1 7,9 9,9
Вместе с тем анализ развития отношения российской молодежи к другим органам власти позволяет предполагать наличие позитивных тенденций по повышению уровня доверия к их деятельности. В целом доверие российской молодежи к Государственной Думе можно характеризовать как низкое или недостаточное, а в отдельные годы — как катастрофически низкое. Так, в 2005 г. этот показатель оказался катастрофически низким — 26,2 % при соответственно высоком уровне недоверия — 54,5 %. Такая же негативная ситуация характеризует и 2006 г.: 31,3 % респондентов
выразили позитивное отношение к деятельности Государственной Думы,
53,2 % — негативное. Перелом ситуации наступил в 2007 г., что отразилось в соотношении опрошенных с позитивной и негативной оценкой — 39,3 к 38,0 %. Это позволяет говорить о позитивной тенденции изменения отношения российской молодежи к деятельности Государственной Думы. Мы наблюдаем устойчивый рост доли респондентов с позитивной оценкой до уровня 51,7 % с одновременным уменьшением числа опрошенных с негативной оценкой до 33,5 % в 2010 г. (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Отношение респондентов к деятельности Государственной Думы,
Ответ
Годы
2004 2005 2006 2007 2008—2009 2010 2011
В целом не доверяю 40,8 54,5 53,2 38,0 41,7 33,5 34,2
В целом доверяю 38,1 26,2 31,3 39,3 44,6 51,7 52,3
Затрудняюсь ответить 20,8 19,3 15,0 8,7 13,7 14,9 13,5
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Подобная ситуация прослеживается и в изменении отношения российской молодежи к суду. Прежде всего, учитывая важность и значимость этого органа в правоприменительной практике, стоит отметить в целом низкий уровень доверия к его деятельности российской молодежи. В исследуемый период он находился в коридоре от 42,5 до 55,8 % — именно столько респондентов поставили
суду позитивную оценку. Вместе с тем отмечается позитивная тенденция к изменению ситуации, которая наметилась в 2007 г., когда количество доверяющих деятельности суда достигло 40,6 % опрошенных против 38,4 % не доверяющих его деятельности. Далее эта тенденция заметно прогрессирует и к 2010 г. выглядит так: 55,8 против 32,5 % (табл. 4).
Т а б л и ц а 4
Отношение респондентов к деятельности суда,
Ответ Годы
2004 2005 2006 2007 2008—2009 2010 2011
В целом не доверяю 42,6 41,4 42,6 38,4 38,8 32,5 32,0
В целом доверяю 42,5 39,7 42,5 40,6 53,1 55,8 56,0
Затрудняюсь ответить 14,8 19,0 14,8 21,0 9,0 11,6 12,0
Аналогичное развитие отношения российской молодежи наблюдается в исследуемый период и к деятельности органов местной власти. В целом состояние доверия российской молодежи к деятельности органов местной власти можно характеризовать как низкое, неудовлетворительное. Позитивная оценка колебалась в коридоре от 24,4 % в 2004 г. с падением до критического уровня в
19,3 % в 2006 г. и с позитивной тенденцией роста до уровня 51,2 % в 2011 г. Тенденция изменения количества респондентов, дающих негативную оценку, имеет обратную зависимость: от 56,2 % в
2004 г. с повышением до 63,3 % в 2006 г. и устойчивым падением до 38,0 % в 2011 г.
Следует заметить, что переломный момент изменения тенденции наступает в 2007 г., когда количество респондентов не доверяющих и число доверяющих деятельности органов местной власти максимально приблизились друг к другу и составили 36,7 и 32,3 % соответственно. Данный факт заставляет выдвинуть предположение об устойчивой позитивной тенденции в молодежном сознании, которая начинается в 2007 г. (табл. 5).
Т а б л и ц а 5
Отношение респондентов к деятельности местной власти, %
Ответ Годы
2004 2005 2006 2007 2008—2009 2010 2011
В целом не доверяю 56,2 59,5
В целом доверяю 24,4 22,8
Затрудняюсь ответить 16,5 17,7
Таким образом, результаты анализа позволяют заключить, что к 2010 г. уровень доверия российской молодежи к деятельности государственных законодательных и исполнительных органов России можно обозначить как низкий, а в отношении к полиции (милиции) — как очень низкий или неудовлетворительный. Однако следует отметить устойчивую
63,3 36,7 39,7 38,1 38,0
19,3 32,3 48,7 50,7 51,2
15,2 23,6 11,6 11,2 10,8
позитивную тенденцию роста доверия российской молодежи, который начинается в 2007 г. Исключением является лишь уровень доверия к деятельности полиции (милиции), который не имеет позитивной тенденции к росту и продолжает быть крайне низким. При этом можно констатировать позитивную ситуацию, которую демонстрирует постоянно высо-
111!111Й1И1!Ш № 1,
кий уровень доверия к президенту РФ в период с 2004 по 2010 г.
Анализ вышеизложенных данных проведенных социологических исследований и их выводов позволяет нам обозначить следующие тенденции развития правового нигилизма в среде российской молодежи в исследуемый период.
1. Произошло изменение соотношения форм проявления правового нигилизма в сторону уменьшения «стойкого» правового нигилизма как формы решительного отрицания и российского права, и российского государства, т. е. социально значимых институтов в принципе, и увеличения «колеблющегося» правового нигилизма, при котором социальная значимость этих институтов признается преимущественно в случаях их «эффективной» применимости. При этом «эффективная» применимость понимается российской молодежью прежде всего как использование коррупционных схем.
2. Изменение произошло и в такой форме правового нигилизма, как подмена правовых регуляторов иными «альтернативными» регулятивными системами, когда молодой человек, столкнувшись с необходимостью решить какую-либо проблему социального свойства, предпочитает обращаться к криминальным группировкам. В связи с тем что к 2011 г. влияние криминальных группировок резко снизилось, а в отдельных случаях просто исчезло в результате успехов борьбы с преступностью, в сознании молодежи возросла значимость институтов суда, исполнительных органов, в решении социально значимых проблем по от-
ношению к уровню 1990-х гг. Однако коррупция и недостаточная эффективность в работе этих органов не позволили сформировать в сознании молодежи уважения к ним и к их деятельности.
3. Так как к 2011 г. влияние и значимость криминала в российском обществе значительно уменьшились, а в отдельных случаях исчезли полностью, сократилось количество молодых людей, которые входят в криминальные группировки, где существуют своя субкультура, свои правила и законы, чаще всего привнесенные из уголовного мира и представляющие собой «альтернативные» закону правила и нормы поведения.
4. Сужение «внеправового» пространства вынуждает молодых людей изучать право, что повышает социальную значимость последнего. Однако это обстоятельство не формирует в сознании молодежи понимания права как единственно возможной, справедливой, честной основы их жизни в социуме. Возникает коллизия между пониманием права как установленных «правил игры», которые приходится принимать во внимание при поведении в социуме, и пониманием справедливого, честного порядка в обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Матузов, Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм : курс лекций / Н. И. Матузов. — Москва, 1994.
2. Туманов, В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В. А. Туманов // Государство и право. — 1993. — № 8. — С. 52—58.
Поступила 10.12.12.