Научная статья на тему 'Тенденции развития пассажирских перевозок и дополнительных услуг в гражданской авиации'

Тенденции развития пассажирских перевозок и дополнительных услуг в гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1172
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЗАИМОРАСЧЕТОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ (СВВТ НСАВ-ТКП) / ГЛОБАЛЬНЫЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (ГРС) / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПАССАЖИРСКОГО ТPАНСПОРТА / ЭЛЕКТРОННЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ДОКУМЕНТ / AIR TRANSPORT SETTLEMENT SYSTEM - ATSS / GLOBAL DISTRIBUTION SYSTEM - GDS / INFORMATION TECHNOLOGY - IT / SUPPLEMENTARY SERVICES / ELECTRONIC MISCELLANEOUS DOCUMENT - EMD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вороницына Галина Сергеевна, Ребезова Марина Ильинична, Суринов Роман Татевосович

В представляемой работе проанализированы тенденции развития дополнительных услуг СВВТ в сочетании с развитием каналов дистрибуции и IT. Приведены общая схема организации дистрибуции дополнительных услуг и документооборот, основанный на первичных документах - EMD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вороницына Галина Сергеевна, Ребезова Марина Ильинична, Суринов Роман Татевосович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL AVIATION PROGRESS TREND IN PASSENGER AIR TRANSPORTATION AND SUPPLEMENTARY SERVICES

There is an analysis of ATSS supplementary services progress trend combined with distribution channels and IT development in the represented article. In addition, the general scheme of supplementary services distribution arrangement and flow of documentation based on initial documents (EMD) are given there.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития пассажирских перевозок и дополнительных услуг в гражданской авиации»

УДК 656.7.072

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Г.С. ВОРОНИЦЫНА, М.И. РЕБЕЗОВА, Р.Т. СУРИНОВ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Фридляндом А.А.

В представляемой работе проанализированы тенденции развития дополнительных услуг СВВТ в сочетании с развитием каналов дистрибуции и IT. Приведены общая схема организации дистрибуции дополнительных услуг и документооборот, основанный на первичных документах - EMD.

Ключевые слова: система взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ НСАВ-ТКП); глобальные распределительные системы (ГРС); информационные технологии; дополнительные услуги пассажирского транспорта; электронный многоцелевой документ.

Гражданская авиация в мире несмотря на положительный тренд показателей перевозок пассажиров испытывает серьезные финансовые затруднения, вызываемые как субъективными, так и объективными причинами.

Одним из эффективных путей повышения доходности авиакомпаний является реализация дополнительных платных услуг, как связанных с авиаперевозками, так и не связанных с ними.

СВВТ следует указанной тенденции и предоставляет авиакомпаниям и провайдерам дополнительных услуг современные технологии продаж, электронного документооформления и взаиморасчетов в нейтральной среде. Развитие дополнительных услуг требует диверсификации и оптимизации каналов их распределения, выставляет новые требования к их IT.

Целью исследования является анализ тенденций развития дополнительных услуг авиакомпаний и СВВТ на основе критического обзора многочисленных публикаций и увязки проблемы развития спектра дополнительных услуг с проблемами развития каналов дистрибуции услуг, обеспечивающих их IT, и документооборота в нейтральной среде.

Пассажирский коммерческий воздушный транспорт в последние годы достиг предкризисного уровня, перевезя в 2011 г. около 2.8 млрд. пассажиров [1]. Коэффициент занятости кресел составил около 0,8. Доходы и расходы авиакомпаний совместно с грузовыми перевозками составили в 2011 г. около $590 и $575 млрд. соответственно. Перевозчики выплатили около $54 млрд. провайдерам. Однако мировая гражданская авиация отягощена накопленными за предшествующее десятилетие убытками в размере свыше $50 млрд.

Основными проблемами мировой гражданской авиации, порождающими причины существенного роста затрат и убытков авиакомпаний, остаются: террористические акты и рост расходов на борьбу с терроризмом; природные катаклизмы; рост напряженности в мире; нестабильная финансово-экономическая ситуация; цены на топливо; монополизм поставщиков услуг.

Уже в этом году уровень затрат авиакомпаний также повысится в связи с принятием решения Евросоюзом о сборах на выброс в атмосферу СО2 при полетах через его страны.

Международные организации (ICAO, IATA), правительства стран и сами авиакомпании в настоящее время реализуют серьезные проекты, влияющие на снижение затрат на авиаперевозки. К ним относятся: реализация основных мероприятий Концепции IATA «Взгляд в 2050 год»; реализация программы IATA «Упрощение бизнеса»; реализация программы IATA «КПП будущего»; либерализация международных актов, направленная на реализацию принципа открытого неба и введение уведомительного порядка использования воздушного пространства; структурирование, объединение авиакомпаний; меры безопасности, реализуемые за счет государственных бюджетов; спрямление воздушных трасс; внедрение сокращенных минимумов интервалов вер-

тикального эшелонирования воздушных судов (RVSM); широкое применение стратегии «low cost» классическими авиакомпаниями; борьба с Интернет-мошенничеством; ввод в действие технологии электронного билета; ввод в действие технологии EMD и т.д.

Россия считается одним из перспективных рынков авиаперевозок [2]. Основные показатели коммерческого ВТ РФ представлены в табл. 1 [3, 4].

Таблица 1

Характеристика перевозок пассажиров коммерческим воздушным транспортом РФ

Показатели 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Перевозки пасс. (млн.) 23 36.5 39.6 45.1 49.8 45.1 57 64.1

в т.ч. международные перевозки (млн.) 27.7 31.4

Пассажирооборот (млрд.пкм) 53.4 85.8 93.7 111 122.6 112.5 147.1 166.8

в т.ч. международные перевозки (млрд. пкм) 87.5 100.4

Процент занятости кресел 78.2 77.2

В табл. 2 представлены итоги деятельности 5 российских авиакомпаний, выполнивших более 50% от общего объема перевозок авиапассажиров [4].

Таблица 2

Перевозки пассажиров и пассажирооборот за 2010 г. и 2011 г. ведущих авиакомпаний РФ

Авиапредприятие Перевезено пассажиров, млн. чел. Пассажирооборот, млн. пасс. км. Процент занятости пассажирских кресел

Месяц / год январь- декабрь % январь-декабрь % январь- декабрь %

2010 2011 к пр. 2010 2011 к пр. 2010 2011 к пр.

Аэрофлот - РА 11.29 14.17 125.6 34777 42021 120.8 77.2 77.5 +0.3

ТРАНСАЭРО 6.65 8.45 127.2 26294 33180 126.2 83.7 82.9 -0.8

ЮТэйр 4.42 5. 8 131.3 7982 11119 139.3 77.0 73.1 -3.9

Сибирь 4.84 5.13 106.1 10278 10543 102.6 76.5 75.6 -0.9

Россия 3.07 3.54 115.1 6242 7191 115.2 75.3 75.3 0

Итого по 5 а/к 30.26 37.1 122.6 85574 104054 121.6

Уд.вес 5 а/к от общего рынка ГА, % 53.1 57.9 58.2 62.4

С 2000 г. в гражданской авиации России наблюдался устойчивый рост пассажирских авиаперевозок. В 2009 г. рынок испытал глубокий спад, количество пассажиров сократилось с 49,8 до 45,1 млн. пасс. (на 9,5%). Однако в 2010 г. и 2011 г. рост рынка возобновился.

В целом с 2000 г. по 2011 г. количество перевезенных пассажиров увеличилось почти в 2,8 раза, пассажирооборот - более чем в 3,1 раза. Рост пассажирских перевозок несколько отстает, а пас-сажирооборота - опережает контрольные цифры Транспортной стратегии РФ (табл. 3) [5].

Более 50 % перевозок выполняют 5 крупных компаний (57,9 % - по перевезенным пассажирам и 62,4% - по пассажирообороту): «Аэрофлот»; «ТРАНСАЭРО»; «ЮТэйр»; «Сибирь»; «Россия».

Финансовые результаты работы воздушного транспорта РФ в целом отображают мировые тенденции. При ежегодном росте доходов авиаперевозчики пока «наращивают» свои убытки [6].

В РФ авиакомпании несут дополнительные затраты, обусловленные налогами и таможенными пошлинами на ввоз и эксплуатацию зарубежной авиатехники; неразвитостью наземной

инфраструктуры и системы сборов за ее использование; сдерживанием применения электронного билетооформления и документооформления при интермодальных перевозках и продажах дополнительных услуг; протекционизмом по назначенным перевозчикам на воздушных линиях.

Таблица 3

Прогноз перевозок пассажиров и пассажирооборота по инновационному варианту развития транспортной системы России до 2030 г.

Показатели 2000 2010* 2015* 2020* 2030*

Перевозки пасс. (млн.) 23,0 59,5 86,1 126,5 240,0

Пассажирооборот - всего, млрд. пасс./км 53,4 144,1 204,3 290,0 593,0

* Прогноз в соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года

Несмотря на трудности, российские авиакомпании непрерывно повышают эффективность своей работы, реализуя в частности такие проекты: вступление в международные альянсы; объединение и консолидация авиакомпаний; попытки или намерения создания авиакомпаний-дискаунтеров (low-cost); учет «льготных миль» пассажиров в авиакомпаниях по партнерским программам, напрямую не связанным с перевозкой; использование для маркетинга баз часто летающих пассажиров и т. д.

Повышение эффективности работы авиакомпаний связано не только с сокращением расходов. Важное значение имеет увеличение доходов, которое обеспечивает развитие авиакомпаний.

Оказание дополнительных услуг - основная тенденция мировой гражданской авиации в сфере повышения доходности.

Дополнительные услуги условно разделяются на две группы:

- дополнительные услуги, непосредственно связанные с перевозкой пассажиров или с собственной деятельностью авиакомпаний;

- посреднические услуги по перепродаже товаров и услуг других поставщиков.

Традиционными дополнительными услугами первой группы являются услуги авиакомпании

другим перевозчикам по наземной обработке, техобслуживанию, материально-техническому обеспечению, консалтингу, чартерам, поставкам бортпитания, беспошлинной торговле и др.

В последнее десятилетие к первой группе добавились услуги пассажирам, связанные непосредственно с перевозкой, когда из перевозки вычленяются все второстепенные услуги, ранее входившие в основной тариф. Происходит дробление тарифа и такие «раздробленные» услуги оплачиваются по отдельному прейскуранту.

Одной из важнейших платных услуг пассажирского транспорта первой группы является бронирование и продажа перевозок, которая на российском ВТ включает: оформление билетов пассажирам; финансовые расчеты с пассажирами за оформление билетов; бронирование мест с последующим оформлением перевозочной документации; отмена бронирования и возврат платежей пассажиру при отказе от полета; предоставление пассажирам информационных услуг о расписании движения самолетов, тарифах, наличии свободных пассажирских мест и др.; прием заказов на бронирование мест по телефону; доставка билетов заказчику; организация работы выездных кассиров по продаже перевозок в местах проведения массовых мероприятий.

Дополнительные услуги второй группы - это услуги, которые напрямую не связаны с перевозкой. К ним относится торговля самыми разнообразными товарами и услугами других поставщиков по каналам распределения перевозчика.

В результате появилась новая стратегия управления доходами авиакомпаний, наиболее характерная для авиакомпаний-дискаунтеров. Суть стратегии - «коэффициент занятости кресел важнее выручки от продажи перевозки». Чем больше пассажиров будет на борту, тем большее количество дополнительных услуг можно продать на рейсе. Чем дешевле тариф на перевозку,

тем меньше услуг в него включено. На европейском рынке самой продвинутой авиакомпанией со сверхдешевыми перевозками и обширнейшим набором дополнительных услуг является авиакомпания «Ryanair» [7], генеральный директор которой Майкл О’Лири в конце 2001 г. сформулировал концепцию дополнительных доходов - это замещение доходов от перевозок доходами от дополнительных услуг.

Общая формула успеха:

<больше партнеров> + <миллионы посетителей сайта> + <миллионы пассажиров> + <агрессивность> = < большая дополнительная выручка>.

Диверсификация услуг авиакомпаний привела к долгосрочному тренду эволюции программ для часто летающих пассажиров в программы для часто покупающих пассажиров [8], основу которых составляет начисление «миль» не только за авиаперевозки, но и за покупки дополнительных услуг.

Основные и дополнительные услуги авиакомпаний необходимо довести до конечного потребителя - пассажира. В связи с этим возникает еще одна из важнейших задач повышения доходности авиакомпаний - диверсификация каналов распределения этих услуг (расширение спектра каналов) и выбор эффективных IT каналов для конкретной авиакомпании.

Основой IT каналов распределения являются автоматизированные системы бронирования (АСБ) и IT он-лайн доступа к АСБ. АСБ разделяются на инвенторные системы перевозчиков (Inventory) и глобальные распределительные системы (ГРС), не зависимые от перевозчиков. ГРС являются мощнейшим каналом дистрибьюции, но их практически монопольные цены за свои услуги идут «вразрез» с политикой авиакомпаний по сокращению расходов. В этой связи авиакомпании, не имея потенциальной возможности отказаться от услуг ГРС в связи с высоким уровнем и разнообразием спектра их услуг, в противовес - расширяют спектр своих услуг через свои инвенторные системы и пытаются ограничить доступ агентов через ГРС к своему полному контенту (для примера технология American Airlines Direct Connect) [10]. Однако авиакомпании далеко не готовы к отказу от услуг ГРС. Продукты АСБ авиакомпаний находятся еще не на таком высоком уровне, как продукты ГРС с индивидуальными предложениями и сформированными пакетами услуг по месту продажи. Поэтому сокращение объема услуг ГРС авиакомпаниями в будущем маловероятно.

Еще одним проектом, нацеленным в будущее, становится намерение компании Google сконцентрировать в своих руках продажу путешествий в Интернете, обещая более выгодные и комфортные условия за счет объединения возможностей своего Интернет-поисковика с одной из лучших систем отслеживания авиатарифов - ITA Software [11]. Однако ведущие агенты онлайн («Expedia» и др.) объединяются против этого проекта, обвиняя компанию Google в нарушении антимонопольного законодательства.

Доступ к АСБ осуществляется как по классическим системам связи, так и через Интернет. Теперь стали возможны продажи перевозок и дополнительных услуг непосредственно через мобильные телефоны с соответствующим электронным билето- и документооформлением.

Переход к глобальному информационному обществу (Global Information Society - GIS) [12]

- это новые вызовы для развития инфокоммуникационных услуг во всех отраслях деятельности человечества, в том числе и в гражданской авиации. Как подчеркивается в Окинавской Хартии GIS, принятой лидерами «восьмерки» в 2000 г., «информационно-коммуникационные технологии (IT&T) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века». Основу инфокоммуникационных услуг в таком обществе составят сети нового поколения NGN (Next Generation Network). Понимание сетей NGN укладывается в следующие постулаты [13]: все виды услуг IT&T для пользователя - «из одной розетки» (интеграция и мультисервисность); трафик данных более весом по сравнению с речевым трафиком, поэтому он ставится в центр NGN.

Решение проблем ускорения роста он-лайн продаж связано с использованием сетей NGN в сочетании с услугами «электронного консультанта» (как IT-приложения) для обеспечения

мультимедийного резервирования услуг пассажирского воздушного транспорта в АСБ. Клиент, резервируя и покупая перевозку и дополнительные услуги, «общается» не только с «электронным движком» на сайте перевозчика или агента, но и использует мультимедийные продукты, как IT-приложения NGN, для он-лайн консалтинга, обеспечивая наиболее эффективный выбор услуг.

Каналы распределения услуг пассажирского воздушного транспорта и доведения их до кли-ентов-пассажиров подразделяют на прямой канал (без посредников) и многоуровневые каналы, в которых могут быть один или более посредников.

В прямом канале распределения перевозчик продает свои услуги через собственные офисы и представительства в режимах офф-лайн или он-лайн.

К числу многоуровневых каналов относят логистические цепочки сети продаж перевозчика

- агентов он-офф-лайн: <агент>; <агент - субагент>; <генеральный агент - агент - субагент>.

В качестве агента может быть и другой перевозчик со своими каналами распределения. Агенты он-лайн - это агенты, продающие услуги перевозок и дополнительные услуги только через трэвел-сайты. Крупнейшие из них в мире - «Expedia», «Orbitz», «Travelocity» и др.

В различных цепочках многоуровневого канала распределения перевозчика кроме систем взаиморасчетов (СВР) используются собственные документы перевозчика.

В последние два десятилетия важнейшие каналы распределения услуг перевозчиков и других поставщиков индустрии путешествий - это мировые системы взаиморасчетов: ARC (Airlines Report Corporation) - преимущественно в США; BSP (Billing and Settlement Plan) IATA (International Air Transport Association) - в мире, кроме США; СВВТ с управляющим органом Транспортная Клиринговая Палата - преимущественно в СНГ.

По своей значимости СВР превосходят другие каналы распределения, т.к. являются системами, обеспечивающими продажи и взаиморасчеты по услугам многих перевозчиков и поставщиков услуг путешествий и туризма через сети аккредитованных агентств. СВР предоставляют аккредитованным агентам и авиакомпаниям-участникам для оформления продаж перевозок и дополнительных услуг в основном собственные электронные стандартные перевозочные документы (СПД). СВР, как и авиакомпании, развивают дополнительные услуги.

В завершение приведем разработанную авторами интегрированную схему логистики и документооборота по предоставлению дополнительных услуг в СВВТ (рис. 1). Дополнительные услуги в СВВТ - продажи и взаиморасчеты: по пассажирским железнодорожным перевозкам; перевозкам поездами «Аэроэкспресс»; автобусным перевозкам; услугам путешествий и туризма.

Технология расчетов за дополнительные услуги в СВВТ обеспечивает: резервирование услуг пассажирам; прием от пассажиров платежей; оформление электронных МСО (маршрут/квитанции); возврат платежей при отказе пассажиров от зарезервированных услуг.

Остановимся подробнее на логистических схемах документооборота и движения денежных средств при продажах воздушных перевозок и дополнительных услуг в СВВТ. Маршрут движения документов в СВВТ неразрывно связан с маршрутом движения денежных средств.

На рис. 1 взаимоотношения участников определены следующим образом.

Клиент оплачивает услугу АВС (перевозку, дополнительную услугу и т.д.) и получает от АВС документы, подтверждающие оплату, и документ, удостоверяющий право на получение услуги (билет, EMD-квитанцию).

Аккредитованное агентство (на рисунке - АВС) получает от клиентов оплату за купленные услуги; предоставляет клиентам документы, подтверждающие оплату и право на получение услуг; получает от ТКП информацию о продажах; отчитывается перед ТКП; перечисляет в ТКП выручку от продаж услуг за вычетом своей комиссии.

ТКП получает от АВС отчетность и выручку; направляет АВС и поставщикам услуг информацию о продажах; перечисляет поставщикам выручку; получает оплату за собственные услуги.

Клиент

і і

Документ, подтвер-

Оплата услуги ждающий оплату

Документ, подтвер-

ждающий право на полу-

чение услуги

і г

АВС-нерезидент РФ

Стоимость доп. услуг Отчет о взаиморасчетах

АВС-резидент РФ

Вознаграждение

АВС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация о результатах продаж Отчет о взаиморасчетах

Стоимость доп. услуг за минусом вознаграждения АВС Отчет о взаиморасчетах

Отчеты

Стоимость доп. услуг за минусом вознаграждения АВС и стоимости услуг ТКП

Провайдеры доп. услуг

Пассажирские Ж/Д перевозки

Перевозки «Аэроэкспресс»

Автобусные

перевозки

Отели, трансферы и др.

Туры

Рис. 1. Интегрированная схема логистики и документооборота по предоставлению дополнительных услуг в СВВТ

Поставщики услуг (перевозчики, поставщики дополнительных услуг и др.) получают от ТКП информацию о продажах; выручку от продаж; услуги по взаиморасчетам.

В заключение отметим:

1. Объемы пассажирских перевозок и доходы авиакомпаний растут, но рост затрат приводит к нарастанию убытков. Поэтому международные организации, правительства и авиакомпании реализуют программы и меры, направленные на снижение затрат.

2. Одной из основных тенденций мирового авиапассажирского транспорта в сфере повышения доходов является оказание разнообразных дополнительных услуг, как собственных, так и других поставщиков. В связи с этим повышается значимость диверсификации каналов дистрибуции этих услуг и IT их обеспечения. Развитию IT-продуктов он-лайн способствует не только переход отрасли на полное электронное билетооформление перевозок пассажиров, но и переход на электронные многоцелевые документы для оформления продаж дополнительных услуг.

3. На рынке дистрибуции услуг пассажирского транспорта появляются новые «игроки», такие как компания Google, намеревающаяся сконцентрировать в своих руках продажу путешествий в Интернете за счет объединения возможностей своего Интернет-поисковика с одной из лучших систем отслеживания авиатарифов - ITA Software.

4. В ближайшем будущем следует ожидать появления «электронных консультантов» и других мультимедийных продуктов, как IT-приложений сети NGN для обеспечения резервирования услуг пассажирского воздушного транспорта в АСБ.

5. Мировые СВР, включая и СВВТ, все больше выходят за рамки воздушного транспорта, превращаясь в интегрированные системы продаж услуг всех видов транспорта и туризма в нейтральной среде и обеспечивая взаиморасчеты между всеми участниками продаж.

6. Эффективность оптимизации состава, диверсификации и совместного использования различных дистрибутивных каналов, их «настройки» на распределение основных и растущего спектра дополнительных услуг определят основные тенденции развития бизнеса авиакомпаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Centre for Asia Pacific Aviation, IATA. Что год грядущий нам готовит? / Обзор иностранных отраслевых публикаций // Информационный бюллетень. - Декабрь 2010 г. - № 47.

2. Airline leader. 08.2011. Российская авиация на пороге чего-то особенного / Обзор иностранных отраслевых публикаций // Информационный бюллетень. - Сентябрь 2011 г. - № 50.

3. Электронный ресурс: www.gks.ru

4. Электронный ресурс: http://www.favt.ru/favt_new/?q=novosti/novosti/novost/1685

5. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. Электронный ресурс: www.mintrans.ru.

6. Официальный печатный орган Минтранса РФ «Транспорт России». Электронный ресурс: http://www.trans-portrussia.ru/vozdushnyy-transport/chto-god-minuvshiy-nam-gotovil.html

7. Предложение, от которого нельзя отказаться. www.traveldailynews.gr.

8. Plank W. The Wall Street. Journal online. 5.02.2010 г.

9. Махарев Э.И., Русс А.А., Суринов Р. Т. Основы Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте: уч. пособие Института транспорта и связи. - Рига, 2011.

10. Электронный ресурс: http://www.aa.com/i18n/agency/General/aa_direct_connect.jsp. Updated March 23, 2011 г.

11. Lidtke М., Tessler D. «Google Enters the Battle». Canadian Business 16.02. 2011 г.

12. The Global Information Society Project. http://www.global-info-society.org.

13. Бакланов И.Г. NGN: принципы построения и организации / под ред. Ю.Н. Чернышова. - М.: Эко-Трендз, 2008. - С. 11.

CIVIL AVIATION PROGRESS TREND IN PASSENGER AIR TRANSPORTATION AND SUPPLEMENTARY SERVICES

Voronitsyna G.S., Rebezova M.I., Surinov R.T.

There is an analysis of ATSS supplementary services progress trend combined with distribution channels and IT development in the represented article. In addition, the general scheme of supplementary services distribution arrangement and flow of documentation based on initial documents (EMD) are given there.

Key words: Air Transport Settlement System - ATSS, Global Distribution System - GDS, Information Technology -IT, Supplementary Services, Electronic Miscellaneous Document - EMD.

Сведения об авторах

Вороницына Галина Сергеевна, окончила Московский инженерно-экономический институт (1974), заведующая кафедрой организации перевозок на воздушном транспорте МГТУ ГА, автор 30 научных работ, область научных интересов - коммерческая деятельность авиапредприятий, организация продажи и взаиморасчетов при перевозках.

Ребезова Марина Ильинична, окончила МАИ (1995), начальник отдела Транспортной клиринговой палаты, автор 3 научных работ, область научных интересов - системы и технологии взаиморасчетов.

Суринов Роман Татевосович, 1983 г.р., окончил МАИ (2006), председатель совета директоров OAO FPG Rosaviaconsortium, автор 1 научной работы, область научных интересов - Air sales proceedings; IT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.