Научная статья на тему 'Тенденции развития отечественного профессионального образования в первой половине XIX века (на примере Архангельской губернии)'

Тенденции развития отечественного профессионального образования в первой половине XIX века (на примере Архангельской губернии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / REGIONAL LABOUR MARKET / PRINCIPLES OF REGIONALIZATION / CORE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баскова Людмила Юрьевна

В первой половине XIX века в России начали складываться элементы будущей системы профессионального образования. Учебные заведения готовили обучающихся к выполнению определенной профессиональной деятельности. В статье проанализированы основные тенденции и региональные особенности развития профессионального образования в данный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the first part of XIXth century the elements of future system of professional development began to form in Russia. Educational institutions prepared the students to certain professional activity. Main tendencies and regional features of professional education development of this period are analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития отечественного профессионального образования в первой половине XIX века (на примере Архангельской губернии)»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 370 (091) (470.11)

Л.Ю. Баскова ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (на примере Архангельской губернии)

В первой половине XIX века в России начали складываться элементы будущей системы профессионального образования. Учебные заведения готовили обучающихся к выполнению определенной профессиональной деятельности. В статье проанализированы основные тенденции и региональные особенности развития профессионального образования в данный период.

Ключевые слова: профессиональное образование, региональный рынок труда, принципы регионализации, профильное обучение.

Идеи профессиональной подготовки подрастающего поколения занимают особое место в истории отечественной педагогической мысли. Необходимость развития специальных учебных заведений поддерживали А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, В.Г. Белинский. Так, Н.И. Пирогов отмечал, что существуют «немаловажные причины, оправдывающие существование специальных школ во всех странах и у всех народов. Сюда относится почти жизненная потребность для некоторых наций в специальном образовании граждан по различным отраслям сведений и искусств, самых необходимых для благосостояния и даже для существования страны...» [5, с. 226].

Экономическое развитие страны в первой половине XIX века инициировало увеличение числа грамотных людей и специалистов для работы в различных областях хозяйства. Государственная образовательная политика в рассматриваемый период строилась на основе сочетания принципов централизации и регионализации. Поэтому развитие образования осуществлялось в русле общероссийских тенденций с учетом специфических особенностей конкретного региона. Профессиональные учебные заведения в первой половине XIX века открывались на основе учета потребностей экономического развития той или иной губернии. Северный край был торгово-промышленным районом, в котором ведущая роль отводилась морским промыслам и торговле. Жители Архангельской губернии имели до 500 мореходных судов. Для работы на них необходимы были отечественные квалифицированные специалисты, поскольку до середины XIX в. дол-

жности на рыболовных и торговых судах занимали в основном иностранцы.

Первым профессиональным учебным заведением в Архангельской губернии была открытая в 1781 году в Холмогорах мореходная школа для подготовки шкиперов и штурманов. В 1786 году школу объединили с училищем, создав мореходный и навигационный классы, которые в 1804 году закрыли по причине отсутствия в них учеников. Однако в правительство с ходатайствами об учреждении мореходных школ стали обращаться частные лица и чиновники.

6 октября 1841 года Николаем I утверждены проект Положения и штаты шкиперских курсов. В феврале 1842 года шкиперские курсы в Архангельске и Кеми были открыты. Цель их создания заключалась в «ознакомлении слушателей с корабельною архитектурой и вооружением судов, в особенности для починки аварий и исправления неправильной постройки судов, равно для улучшения такелажа» [2, ф. 2, д. 2785, л. 1]. Первоначально на шкиперских курсах обучалось 4 человека. На следующий год министерство финансов (в его ведении были эти курсы) выделило средства в размере двух тысяч рублей на Архангельские курсы и 1800 рублей - на Кемские. За счет этих ассигнований на обучение приняли по 15 человек из бедных крестьян в Архангельске и в Кеми. На них готовили штурманов, помощников штурманов, шкиперов. Занятия начинались в ноябре, с момента закрытия навигации, и заканчивались в марте-апреле, с открытием навигации. Содержание обучения включало в себя как общеобразовательные дисциплины, так и специальные: арифметику, геометрию, навигацию, тригономет-

© Л.Ю. Баскова, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 20091

415

рию, лоцию. Конкретный срок обучения не устанавливался.

Существенным недостатком организации учебного процесса в морских учебных заведениях рассматриваемого периода являлось отсутствие в программе соответствующей практики. Поэтому значимо то, что для приобретения учащимися практических навыков судовождения в 1845 г. администрацией шкиперских курсов были закуплены 2 судна. С 1861 г. слушатели курсов направлялись для прохождения практики на частные суда.

В период с 1842 по 1874 гг. на курсах обучался 131 человек, из них на полном государственном обеспечении находилось 96, окончили курсы - 85.

Шкиперские курсы имели огромное значение для подготовки квалифицированных специалистов. Выпускники умели пользоваться морскими картами, навигационными инструментами. Стало уменьшаться и количество рабочих-иностранцев на судах: в 1869 г. их было 89, в 1875 - 19. К 1877 г. иностранных специалистов на судах практически не встречалось.

В Поморье была сосредоточена почти вся внешняя торговля государства, поэтому во второй половине XVШ в. жители приморских городов, занимающиеся торговлей, указывали на необходимость создания специальных учебных заведений, которые готовили бы молодых людей к коммерческой деятельности. В 1834 г. проверявший Архангельскую гимназию князь М.А. Дондуков-Корсаков писал в донесении в Министерство народного просвещения: «Здесь все исполнено духа промышленности и торговли; рыбная ловля, работа на фабриках и мануфактурах - вот основные местные предметы деятельности, состояния, богатства... Поэтому в Архангельской гимназии должны быть преподаваемы коммерция, часть химии и технологии, бухгалтерии, языки - английский, немецкий, французский, ибо архангельские капиталисты находятся в отношениях с англичанами в торговле» [6, с. 32]. В 1835 г. Министерство просвещения предложило Архангельской гимназии ввести преподавание коммерции и английского языка за счет доходов города. Планировалось выделять на преподавание этих дисциплин 1700 руб. ежегодно, из них 1200 руб. - на преподавание английского языка, 500 руб. - бухгалтерии. Но в реальности ситуация сложилась иначе. Обучение английскому языку началось с 1835 г., учитель получал жалованье в 343 руб. 20 коп. в год, а на преподавание бухгалтерии средства так и не были выделены.

Российская школа накопила большой опыт дифференцированного обучения. Первая попытка построить процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся относится к 1839 г., когда было издано «Положение о реальных классах при учебных заведениях Министерства народного просвещения». Реальные классы предполагалось создавать в виде эксперимента при государственных образовательных учреждениях. Они имели факультативный характер. Их могли добровольно посещать гимназисты VI и VII классов, а также посторонние лица. Появление факультативов, изменение содержания учебных предметов позволяло учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Уровень общеобразовательной подготовки при этом не снижался.

Направление работы реальных классов определялось особенностями экономического развития местности. В Тульской, Курской, Московской гимназиях оно носило промышленный характер, в Архангельской, Нижегородской - дополнительный курс имел торговое направление.

Министр народного просвещения С.С. Уваров в письме помощнику попечителя Санкт-Петербургского учебного округа в 1840 г. писал: «...дополнительный курс в Архангельской гимназии, долженствующий в особенности удовлетворять потребности торгового класса, и, следовательно, обнимать в возможной полноте науки коммерческие, не может быть уравнен с реальным курсом в вышеперечисленных заведениях (реальные курсы в Тульской, Виленской и Курской гимназиях - прим. авт), главная цель которых состоит в распространении технических сведений, нужных там, где более развита деятельность фабричная» [4, с. 228]. Регионализация должна была обеспечить более полное соответствие профессиональной подготовки кадров особенностям и требованиям конкретного региона.

В мае 1841 г. в Архангельской гимназии открываются реальные курсы. В «Проекте положения о реальном курсе при Архангельской губернской гимназии» говорилось, что он учреждается помимо общего гимназического курса «для доставления торговому сословию города Архангельска средств к приобретению познаний по торговой промышленности» [5, с. 231]. Учебный план реального отделения отличался от гимназического. В дополнительный курс, наряду с общеобразовательными дисциплинами, входили естественная история, товароведение, бухгалтерия, ком-

416

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

мерческая арифметика, наука о торговле, коммерческое законоведение, английский язык, коммерческая корреспонденция на русском и иностранном языках. В 1842 г. Министерство финансов на содержание реального курса выделило 1200 руб., которые шли на выплату жалованья двум преподавателям коммерческих наук (по 500 руб. каждому), учителю по переписке 100 руб., на учебную литературу - 100 руб.

Но реальный курс не оправдал ожидания органов власти. До VI и VII классов доучивались немногие. С 1849 по 1853 гг. в двух высших классах реального курса совсем не было учащихся. Предполагалось, что в этот класс придут учиться дети купцов, но этого не произошло. В большом количестве в них стали обучаться дети мещан. Из 12 выпусков реального курса свидетельства об окончании получили всего 26 человек. Директор гимназии И.А. Никольский причины такого положения дел объяснял тем, что выпускников реального отделения не брали на работу в торговые учреждения. В них трудились в основном иностранцы, и на вакантные места предпочитали брать выпускников частного немецкого евангелического училища, имеющего репутацию одного из лучших учебных заведений Архангельска. В сентябре 1849 г. он писал прошение о закрытии реального курса, но разрешение получено не было.

Реальный курс все же имел определенное положительное влияние на развитие образования. Он давал профессиональную подготовку, кроме того, учащиеся реального отделения гимназии имели более обширные и глубокие знания, в сравнении с обучающимися в уездных училищах, и по общеобразовательным предметам.

С 21 марта 1849 г. по Постановлению государственного совета курс обучения в гимназии, начиная с 4 класса, был разделен на 2 отделения: классическое и юридическое. Организация образовательного процесса позволяла создавать условия для обучения гимназистов в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. На классическом отделении изучались латинский и греческий языки, на юридическом - законоведение и закон божий. На юридическом отделении программа была более обширной, нежели на классическом, больше часов отводилось на изучение русского языка, математики, французского языка. По нашему мнению, это объясняет-

ся тем, что учащиеся классического отделения готовились к продолжению обучения в университете, а обучающиеся на юридическом отделении - к военной и гражданской службе. На юридическое отделение также поступали и те, кто не желал изучать латинский язык, необходимый для обучения в университете, так как многие преподаватели были иностранцами, не знавшими русского языка. За 13 лет полный курс юридического отделения закончили всего 25 учеников.

Реальный курс также продолжал работать, поэтому в Архангельской гимназии существовало 3 отделения. Учащиеся могли выбирать один из курсов (профилей): реальный, классический, юридический. Учебный план включал в себя базовые общеобразовательные предметы, которые являлись обязательными для всех учащихся, и профильные предметы, определявшие направленность каждого конкретного профиля обучения.

Известно, что одним из основных условий высокого качества подготовки специалистов является материально-техническая база учебного заведения. Анализ архивных документов показал, что в гимназии постоянно приобреталось учебное оборудование, книги для библиотеки.

Особое внимание уделялось подготовке педагогических кадров. В 1815 г. была учреждена специальная стипендия двум гимназистам, желающим после окончания гимназии стать учителями уездных и приходских училищ.

В 1834 г. по ходатайству попечителя С.-Петербургского учебного округа М.А. Дондукова-Кор-сакова вышло распоряжение Министра народного просвещения С.С. Уварова, разрешающее иметь в Архангельской гимназии «10 казеннокоштных воспитанников с употреблением на содержание каждого из них не более двухсот рублей в год, из сумм, отпускаемых Приказом общественного призрения, с обязанностью прослужить за то в учебном ведомстве не менее шести лет» [6, с. 34]. Будущие педагоги получали стипендию в размере 57 руб. 14 коп. в год. Так гимназия восполняла недостаток учителей в уездных и приходских училищах. За период с 1817 по 1853 гг. в ней было подготовлено 16 учителей для уездных училищ, 2 выпускника стали преподавателями в этой же гимназии.

Таким образом, на основе анализа архивных документов и историко-педагогической литературы следует выделить следующие тенденции

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

417

развития профессионального образования в Архангельской губернии в первой половине XIX века: государство инициировало развитие учреждений профессионального образования, исходя из общероссийских тенденций развития экономики и с учетом особенностей региона, частично финансировало образовательные учреждения; профессиональное обучение строилось на базе общего образования; содержание обучения выстраивалось с учетом индивидуальных интересов и склонностей обучающихся; в учебных заведениях создавалась материально-техническая база для подготовки специалистов; подготовка профессиональных кадров велась с учетом потребностей регионального рынка труда (в Архангельской губернии готовили специалистов для коммерции, образования, морского промысла, канцелярских служащих). В целом, в данный период начинают складываться элементы уровневого, профильного профессионального образования, адаптированного к возможностям и потребностям личности, специфике региона.

Библиографический список

1. Антология педагогической мысли в России первой половины XIX века (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - 560 с.

2. Государственный архив Архангельской области, ф. 2, д. 2785, л. 1

3. Историческая записка Архангельской Ломоносовской гимназии (1811-1911) / Сост. Н.К. Ки-зель, В.И. Мазюкевич. - Архангельск, 1911. - 501 с.

4. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. -Челябинск, 1971. - 280 с.

5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX века / Редкол.: А.И. Пискунов, А.М. Арсеньев, М.Ф. Шабаева. - М., 1973. - 608 с.

6. Синицына П. Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период). - Архангельск: Изд-во Поморского педу-ниверситета, 1996. - 142 с.

7. Шперк Ф. Ф. Краткий очерк народного образования в Архангельске. - Архангельск, 1905. - 95 с.

УДК 377.5 Б 44

Н.Н. Бельков ВЕДУЩИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ТЕХНИКУМОМ

В статье раскрываются основные подходы к построению системы управления качеством в современном автотранспортном техникуме. Определяются цели и стратегические линии педагогического управления.

Ключевые слова: управление качеством, качество образования, образовательный продукт, компетентность, процесс управления качеством, системное управление качеством.

Современный мир обладает динамическими характеристиками организации всех сфер деятельности, кардинальные изменения происходят в самые короткие отрезки времени. При рассмотрении этих изменений можно выделить ключевое - это повышение требований общества к качеству не только товаров и услуг, но и к качеству технологий, что приводит к изменению качества жизни человека в современном обществе. Сегодня соответствие образования социальным запросам зависит от повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

Данные изменения затрагивают в полной мере и техникумы, в связи с чем повышаются потребности общества в качестве профессионального технического образования. Это обусловлено также тем,

что на настоящий момент в промышленности востребованы специалисты, способные осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с запросами современного производства.

Наряду с этим, происходит обновление технологий обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности техникумов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных и научных услуг, что ведет к смене позиции государства по отношению к ним. Конкурентоспособным становится тот техникум, который стремится предоставить эффективное практическое образование наиболее высокого качества.

Усиление конкуренции связано с недостаточной сформированностью рынка труда и инвестиционных ресурсов образовательной сферы при

418

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

© Н.Н. Бельков, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.