БорискинаИрина Павловна, канд. экон. наук, доц., boriskirina@yandex.ru, Россия, Тула, Финуниверситет при Правительстве РФ
SYSTEMS OF THE ACCOUNT OF THE INCOMPLETE COST PRICE -”DIREKT-KOSTING”. ADVANTAGES AND LACKS
I.P. Boriskina
Features of the account and the analysis of the limited cost price in the conditions of system application "direkt-kosting" are considered, the basic making systems of the account of the incomplete cost price are presented, allowing to define the degree of risk connected with sharp change of demand for let out production, to define competitive price of let out products, taking into account potential and social benefit
Keywords: the cost price, variable expenses, constant expenses, общепроизводственные costs, a factor cost
Boriskina Irina Pavlovna, candidate of economical science, docent, boriskiri-na@yandex.ru, Russia, Tula Financial University at the Government of the Russian Federation
УДК 336.22:332.14
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТИПОВОГО РЕГИОНА РОССИИ
С.Н. Алёхин, Е.В. Бельская
Рассмотрены основные тенденции экономического развития субъекта РФ на примере Тульской области с учетом налогового потенциала региона, дана характеристика собираемости основных налогов, спрогнозированы объема налоговых поступлении
Ключевые слова: налоговый потенциал, экономическое развитие региона, администрирование налогов
Тульская область - регион, расположенный практически в центре Центрального федерального округа, является типовым субъектом РФ с населением 1,5 млн. чел., территории которого (с площадью 257 тыс. кв. км) действуют 35,7 тыс. юридических лиц и 41,9 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Особенностями региона являются:
- практическое отсутствие значимых полезных ископаемых;
- существенная доля экспортируемой продукции.
В условиях быстро изменяющейся экономической ситуации в стране, интерес представляет процесс развития налогового потенциала региона с учетом его особенностей.
Сравнительный анализ проведен для периода с 2007г. по 2012г. Указанные период включает временные интервалы:
- до проявления кризиса - 2007г.;
- непосредственно кризиса (до 2009г. включительно);
- выхода из кризиса (2010г. - 2012г.).
Состояние экономики характеризуют следующие макроэкономические показатели области:
- индекс промышленного производства (относительный показатель оценки изменения масштабов производства);
- динамика внешнеторгового оборота;
- фонд начисленной заработной платы,
- индекс потребительских цен (под индексом потребительских цен понимается показатель, отражающий изменение среднего уровня цен на товары и услуги).
Представленные данные свидетельствуют:
- инфляция за рассматриваемый период достигла 59%;
- экспортный потенциал не имеет выраженных устойчивых положительных тенденций,
- объем экспорта примерно в 6 раз превышает импорт;
- заработная плата увеличилась на 84% и темпы ее роста существенно превысили рост объемов производства (16%).
В целом в 2012г. налоговыми органами региона
- в территориальный бюджет и бюджеты местного уровня привлечено более 39,6 млрд. руб., что на 17,8% больше, чем в 2011г.;
- в Федеральный бюджет направлено 8,8 млрд. руб., прирост за год - 31%.
Приведенные результаты - лучшие за выбранные 5 лет наблюдения.
Учитывая, что инфляция в 2012г. по оперативным данным составила 5,5%, следует признать прошедший год весьма успешным, по результатам которого финансовые возможности области существенно возросли.
Естественным представляется рассмотрения итогов работы в сочетании с анализом возможностей по перспективному наполнению бюджетов. Актуальность предложенного обусловлена угрозой ухудшения экономических показателей региона: так по итогам 2012г.:
- индекс промышленного производства составил около 103% (почти на 10% меньше, чем за предыдущие год);
- экспорт продукции снизился почти на четверть.
Основной составляющей федерального бюджета является НДС (на долю налога в 2012г. пришлось 84% собранного). В целом за рассматрива-
емый пятилетний период поступления в федеральный бюджет увеличились почти на 70%.
Высоки темпы наполнения территориального бюджета - рост за 5 лет почти на 80% что на 21% больше, чем рост уровня инфляции.
Гамма основных составляющих территориального бюджета весьма разнообразна, в частности в 2012г. структура собранного имеет вид:
- 15,9 млрд. руб. (40% от общих поступлений) - налог на доходы физических лиц;
- 10,6 млрд. руб. (27%) - налог на прибыль организаций;
- 5,4 млрд. руб. (14%) - акцизы;
- 5,2 млрд. руб. (13%) - группа имущественных налогов (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог).
Проблематика действий налоговых органов в настоящее время и в перспективе выглядит следующим образом.
1. Прирост поступлений НДС ожидается на уровне 11% (6% - соответственно инфляционных процессов и дополнительно 5% вследствие перспективного расширения производства).
2. В отношении НДФЛ (прирост собранного в 2012г. - более 15%) актуальна работа по легализации заработной платы.
В 2012 г. эта работа велась весьма эффективно. Проведение контроля «белой» заработной платы позволило дополнительно привлечь в бюджет более 150 млн. руб. налога. Прогнозируемый, с учетом поквартальной динамики, прирост поступлений налога в 2013г. составляет 12,5%.
3. Сохраняет актуальность работа по легализации налоговых баз данных, необходимых для начисления налога на прибыль организаций. По результатам работы суммы убытков прошлых периодов уменьшены почти на 1,5 млрд. руб.
Ожидаемый в 2013г. прирост налога - 11,5%.
4. Ситуация со сбором акцизов определяется планами развития единственного предприятия, на которое приходится 99% этого налога. С учетом представленных этим предприятием материалов, прирост поступлений акцизов ожидается на уровне 14%.
5. Налога на имущество организаций собрано в 2012г. более 3,4 млрд. руб., на 16% больше чем за предшествующий год.
На поступления налога в 2013г. основное влияние окажут 2 примерно равные, противоположно действующие факторы.
С одной стороны, - в текущем году отменены федеральные льготы на объекты имущества магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объ-
ектов. В отношении данного имущества установлено предельное значе-ние налоговой ставки, которое является пониженным по сравнению со ставками на иное имущество. В 2013г. ставки не могут превышать 0,4%. Так как указанные льготы составляли наибольший удельный вес заявлен -ных федеральных льгот, прогнозируется увеличение поступлений в бюджетную систему области (сумма льгот по данным основаниям в предыдущие годы составила до 700 млн. руб.; таким образом, при учете максимально допустимой ставки налога на 2013г. для данных категорий сумма налога составит около 120 млн. руб.).
С другой стороны, с 1 января 2013г. не подлежит налогообложению движимое имущество, поставленное на бухгалтерский учет после 1 января текущего года.
Остаточная стоимость движимого имущества в налоговой базе, используемой для расчета налога на имущество организаций, занимает 45,2%. Движимые объекты являются наиболее мобильной составляющей налоговой базы. Обновление производственных мощностей за счет недвижимого имущества происходит единовременно и достаточно ред-ко, а модернизация движимых объектов, как правило, происходит постоянно, что приводило к перманентному росту налоговой базы и суммы поступлений. Вывод из-под налогообложения объектов движимого имущества значительно снизит темпы прироста поступлений.
Кроме этого, необходимо учитывать наличие региональных льгот по инвестиционным проектам, применение которых снижает налоговую нагрузку на инвестора (в 2012г. выпадающие доходы составили около 450 млн. руб. в 2013г. - ожидается около 600 млн. руб.).
Учитывая все эти факторы, можно предположить, что темпы роста поступлений снизятся до 10%.
6. Особенностью транспортного налога, обеспечившего поступление в бюджет почти 690 млн. руб. (на 14% больше чем год назад), является обилие льгот (на сумму почти 300 млн. руб.). Заслуживает внимания анализ обоснованности льгот на легковые автомобили представительского класса с мощностью двигателя более 200 л.с. (доля таких автомобилей - 2%, доля льготы - 20%). Ожидаемый прирост поступлений в 2013г. - около 10%.
7. Земельный налог является одним из основных источников формирования бюджета муниципальных поселений. В 2012г. Собрано более 1 млрд. руб., на 20% больше чем год назад. Особенность налога - сложность учета налоговых баз.
Основные причины потерь налога:
- неиспользование земель вообще;
- нецелевое использование земельных участков.
Сложность вопроса состоит в том, что проверка использования земельного участка по целевому назначению не входит в компетенцию нало-
говых органов. В этой связи при разрешении вопроса о неправомерности применения пониженной налоговой ставки (0,3%) при неиспользовании земельных участков для сельскохозяйственного производства налоговым органам необходима соответствующая информация из органов земельного контроля. В декабре 2012г. Налоговыми органами области получена информация от Управления Росреестра и Управления Россельхознадзора, которая в данный момент анализируется с целью отбора объектов выездной налоговой проверки. С учетом результатов контрольной деятельности, ожидаемый прирост поступлений налога - 20%.
8. Поступления налога на имущество физических лиц в настоящее время весьма незначительны: в 2012г. Собрано около 70 млн. руб. Тем не менее, у этого налога большое будущее - он со временем должен стать для региона бюджетообразующим.
Особенность налога - крайне низкий рост: с 2007г. По 2012г. - всего лишь 11%.
Причина - длительное - с 2003г. Отсутствие переоценки инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства. Приходящийся на один объект налог в области - около 200руб., явно занижен (по ЦФО - без Москвы - более 450 руб.).
Коэффициенты перерасчета на 2013 год утверждены Постановлением Правительства Тульской области от 27.12.2012 № 773. Необходимо отметить, что в соответствии с законодательством, применяться эти коэффициенты при налогообложении будут только в 2014 году. С учетом изложенного, рост поступлений в 2013г. Ожидается на уровне 10%.
На основании анализа тенденции развития налогового потенциала Тульской области, ожидаемый прирост поступлений налогов в 2013г. Составляет:
- в федеральный бюджет - 9,8 млрд. руб. (прирост по сравнению с 2012г. - 11%);
- в территориальный бюджет - 44,6 млрд. руб. (прирост 12,5%).
Обеспечение ожидаемых поступлений требует высокой налоговой дисциплины, достигаемой посредством постоянной контрольной работы налоговых органов, характеризуемой следующими результатами, полученными в 2012г.:
- в результате контрольной работы доначислено в бюджеты обоих уровней почти 1,9млрд. руб.;
- основная доля доначислений по результатам контрольной работы
- более 77% - приходится на выездные налоговые проверки;
- беспечен рост эффективности налоговых проверок на 30%;
- сумма дополнительных поступлений по результатам контрольной работы составила более 600 млн. руб. (существенное отставание поступивших сумм от начисленных вызван тем, что отдельные решения по результатам налоговых проверок с крупными суммами доначислений не вступили в законную силу на конец 2012г.)
Список литературы
1.Портал Правительства Тульской области URL:tularegion.ru
2. Постановлениеправительства Тульской области от 27.12.2012 N 773. "Об утверждении коэффициентов пересчета восстановительной стоимости строений, сооружений и квартир, находящихся в собственности граждан". URL:tularegion.ru
3. Исполнениебюджетаза 2012 год. URL:http://dfto.ru/www/open/
4. Исполнение основных параметров бюджета. Динамика и анализ основных параметров бюджета за 2008-2013
URL : dfto .ru/www/doc/index.php?option=com zoo&task.. .id
Алехин Сергей Николаевич, канд. экон. наук, доц. кафедры «Финансы и менеджмент», Россия, Тула, Тулъскийгосударственный университет,
Вельская Елена Валерьевна, доцент кафедры «Финансы и менеджмент», Россия, Тула, Тулъскийгосударственный университет
TRENDS OF TAX POTENTIAL TYPE REGION OF RUSSIA S.N. Alexin, E.V. Belskaya
The main trends in the economic development of the subject of the Russian Federation on the example of the Tula region with the fiscal capacity of the region, the characteristic of the main tax collection, tax revenues are predicted
Keywords: potential of taxation, economic development of the region, tax administration
Alexin Sergey Nikolaevich, candidate of economical science, docent of department «Finance and Management», Russia, Tula, Tula State University,
Belskaya Elena Valerievna, docent of department «Finance and Management», belskaya.ev@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University