Научная статья на тему 'Тенденции развития интерьерного текстиля в XXI веке на примере марок Rubelli, Armani Casa, Missoni, Fendi, Aldeco, Tormenta'

Тенденции развития интерьерного текстиля в XXI веке на примере марок Rubelli, Armani Casa, Missoni, Fendi, Aldeco, Tormenta Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
508
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития интерьерного текстиля в XXI веке на примере марок Rubelli, Armani Casa, Missoni, Fendi, Aldeco, Tormenta»

М. С. Широковских

Тенденции развития интерьерного текстиля в XXI веке на примере марок Rubelli, Armani Casa, Missoni, Fendi, Aldeco, Tormenta

В современных условиях трудно выдержать интерьер в рамках конкретного исторического стиля. В начале XXI века минимализм и хай-тек все реже становятся темой для дизайна интерьеров. Жители мегаполисов хотят, чтобы внутреннее убранство дома отражало их индивидуальность, вкусы и образ жизни. В последнее десятилетие в мебельной индустрии необычайно актуальны цитирование и даже полное копирование «чистых стилей». Наиболее популярен в этом отношении стиль ар деко, он стал поводом для создания частных и общественных интерьеров, а также внутреннего пространства яхт. Текстиль всегда являлся той частью интерьера, которая создает уют и настроение. На сегодняшний день модные тенденции в интерьерном текстиле - это совмещение технологий и природы. Текстуре поверхности придаются различные аспекты - сжатие, освещение, эффект блеска. В создании тканей и предметов интерьера частым явлением стало использование декоративной фурнитуры (страз, пайэток, стекляруса и т. д.). Блеск и переливчатость выдвигаются на первый план. Это связано с «модой на роскошь», обусловленной появлением «гламура» - эстетической формы, которую отличает яркость и незамысловатость. Форму гламура может принимать не только мода, но и любые процессы в современном обществе. Желая создать «гламурный интерьер», дизайнеры часто обращаются к ар деко. У этих направлений есть общее: эклектика, тяга к роскоши, интерес к экзотике. Но ар деко - это стиль, за которым стоит культура, общество, история искусства. Гламур -это стремление выглядеть лучше, чем есть, маскировка, которая нужна, чтобы повысить свой социальный статус. Ключевая идея гламура - поверхностность. В гламуре смысл роскоши не в вещах самих по себе, а в потреблении, выходящем за пределы функциональности, например, инкрустация любых предметов, даже текстильных, кристаллами и стразами. Квинтэссенция гламура - рецепт жизненного успеха - отражается в предметах интерьера. Мода обладает таким качеством как «демонстративность», когда понятия «быть» и «казаться» совпадают. Интерьер, где использована колористика, подчеркивающая пышность декора (черный, алый, лиловый цвет), множество тканей (в том числе и для обивки стен),

авторские ковры и очень дорогие аксессуары (рамки для картин и фото, бра и люстры) создают впечатление «успеха и элитарности»,

Применение в украшении текстиля страз, пайэток, а также любых других блестящих частиц известно с древнейших времен, этот прием декорирования пришел с Востока. В европейской культуре он использовался для оформления сценических костюмов и декораций. Современные технологии, позволяющие расшивать ткани машинным способом, делают вещи более доступными.

Австрийская компания «Swarovskу», основанная в конце XIX века, -лидер в производстве страз. Она выпускает пришивные и клеевые кристаллы. Одно из новшеств компании - линия Sylver Crystal - маленькие декоративные украшения для интерьеров из хрусталя, имеющие статус коллекционных. Компания «Preciosa» и египетская марка «Afourcrystal» выпускают более дешевые варианты стразов. Декоративную фурнитуру можно условно разделить на: стразы, пайэтки, стеклярус и металлические кнопки различной формы. Бисер и стеклярус активно использовались в XX веке, сейчас они являются более изысканным вариантом и применяются для оформления штучных вещей.

Ярким примером применения декоративной фурнитуры в текстильном дизайне могут быть шторы «Tormenta», которые представляют собой нитяной занавес или «веревочные шторы». Существуют различные варианты отделки: люрекс, пайэтки, шинил. Использование штор, имитирующих «золотой дождь» помогает создать иллюзию роскошного интерьера. Придание плоским, гладким поверхностям разнообразных фантастических эффектов является одним из факторов развития текстильных материалов.

В интерьере последнего десятилетия есть место антиквариату, но даже старинные вещи выбираются в соответствии с модой. В 2009 году на аукционе Sotheby’s был продан индийский ковер середины XIX века. Расшитый жемчугом, рубинами и сапфирами образец прикладного искусства был оценен в 5 млн. долларов и признан «самым дорогим ковром».

Модная марка «Fendi Casa» отличается изысканной ручной обработкой и тщательностью в выборе форм. Достаточно взглянуть на диванную подушку от Fendi, чтобы понять основные качества ее продукции: соответствие современным требованиям, эффектный дизайн (красная кожа и металлические кнопки), натуральные материалы, износоустойчивость. Линия «Fendi Out Door» предлагает чехлы и подушки с водоотталкивающей пропиткой, предназначенные в первую очередь для террас и яхт.

В 2000 году был запущен проект Armani Casa, который отражает философию дизайнера Джоржио Армани и его моду - минимализм, четкие линии, нейтральные оттенки. Стиль Armani в интерьере - это соединение комфорта с изысканностью, функциональности с элегантностью. Дорогие

материалы создают роскошную и уникальную атмосферу, как и мода Armani. Дизайнер предлагает большой выбор ковров ручной работы, в которых читается влияние таких источников как модернизм, экзотика, африканское искусство. Среди представленных образцов нет ярких, кричащих цветов. Цветовая палитра - от белого до черного через серые, песочные, золотистые оттенки. Рисунки геометрические, очень простые и эффектные. В модели «Croquis» воссоздан растительный мотив с характерными для ар деко волнистыми линиями, ковер выполнен в серебристо-серых тонах. «Bax» - крупный ковер (300 х 300см), в котором тоже читается влияние ар деко и модернизма, соткан вручную. Его рисунок максимально прост: на белом фоне половина коричневого круга, черный квадрат и несколько темных линий. «Tutankhamon» - ковер ручной работы, выполненный из шерсти лишь на 10%, остальные 90% - шелк. Рисунок имитирует шкуру аллигатора; цвет - оттенки песка и золота. «Charme» - еще один образец, раскрывающий анималистическую тему, орнамент этого ковра с точностью передает рисунок шкуры леопарда. Эффект ткачества, имитация наложения, основы и утка стал поводом для создания рисунка ковра, названного Caesar. Утонченным его делают не столько рисунок, сколько типичные для Armani Casa оттенки - сложнозолотистый, темно-серый, песочный, материал - 100% шелк. Представлены ковры в черно-белой гамме, графичные, с лаконичным рисунком («Bright», «Bovary», «Blason» - круглый ковер). Chaplin - ковер с визуальным эффектом мокрого темного песка. В коллекциях Armani Casa есть примеры простой геометрии (модели «Ofelia», «Orizzonte»), оптических эффектов («Anagramma»), имитации фактуры древесины в серебристых тонах («Cronos»). Почти все ковры изготовлены в Непале из шерсти и шелка.

Декоративные подушки от Armani Casa также весьма разнообразны. Они могут быть бархатно-серебристыми с цветочным принтом (Amanda), из жаккарда в черно-белой гамме («Astro», «Begin»), полосатыми («Villa»), черно-красными (Cloud). Популярные цвета: золото, серебро, сложный оливковый, черный. Модные темы оформления: цветы и растения (бамбук, бегония, цветы в стиле ар деко), полоска, сетка.

«Missoni» - еще одна известная итальянская компания, которая производит не только одежду, но и текстиль для интерьера, визитной карточкой которой стали ткани в полоску. Дизайнеры Missoni сочетают несочетаемое: растительные мотивы и строгую геометрию. Колористический ряд очень динамичный: алый в сочетании с белым, оранжевомандариновым, молочно-бежевым и бирюзовым. Мажорные цветовые темы совмещаются с плоским «коллажным» орнаментом из полос и растений.

Ускоренный темп жизни больших городов и экономическая нестабильность подталкивают современные текстильные компании к постоян-

ному поиску новых технологий. Компания Rubelli производит высокотехнологичный текстиль с помощью современного компьютеризированного оборудования78. Материалом для выработки тканей служат натуральный шелк, льняные, хлопковые волокна, шерсть, а также высококачественные искусственные материалы (Novafil, Bemberg). Для интерьеров отелей и крупных лайнеров компания производит огнестойкий текстиль. Rubelli изготавливает эксклюзивные ткани ручной работы на старинных ткацких станках и параллельно выпускает каждый год новую коллекцию, включающую 4 известных марки: «Rubelli», «Bises Novita», «Lisio Tessuti d’Arte», «Dominique Kieffer».

«Rubelli» развивает сразу несколько модных тем оформления тканей. Барочный орнамент - характерный знак этой марки. Роскошные переливчатые ткани с традиционным «гранатовым узором» есть в каждой коллекции, меняются лишь пропорции, оттенки и состав волокон. Изображения бабочек - один из признаков актуальной темы «Экология», появились в тканях Rubelli в 2009-2010 годах. Яркие, разноцветные бабочки помещены дизайнерами на черно-белый растительный рисунок. Цветочный «бум» - одна из модных тенденций последних 2-3 лет. Ткани от Rubelli с рисунком орхидей могут быть биколорными, графичными, контрастными, а могут быть акварельно или даже пастельно мягкими по цвету, с размытым рисунком. В последние 5 лет дизайн тканей испытывает влияние 1950-1990-х годов, а также нескольких стилей сразу (поп-арт, барокко, ар деко). Компания Rubelli выпускает ткани по старинным рисункам, часто являющиеся прямыми цитатами тканей прошлого или очень на них похожих. Пример - жаккардовая ткань, выработанная с использованием блестящих нитей, с растительным орнаментом. Рисунок этой ткани динамичный, построенный на принципах стилизации ар деко.

Компания «Aldeco» была основана дизайнером Альберто Диасом в 1993 году. Новые коллекции тканей «Aldeco» представляет дважды в год. Изящество и совершенство классических форм, непредсказуемое сочетание цвета и текстуры, минимализма и роскоши заставляют обращать внимание на текстиль этой компании. Глубокие оливковые тона, благородный блеск бархата, фактура, напоминающая кожу рептилий, отражают одну из концепций марки - «экологичность + инновационные технологии» (ткань «Fils croco»). Контрасты в графике, игра света и тени, комбинация матовости и блеска - эти параметры хорошо видны в тканях «Cosy Buble» и «Tribly».

Стремление к визуально богатым интерьерам привело к более частому использованию натурального и искусственного меха в качестве тек-

78 См. Ткани Rubelli: сайт. URL: http: // rubelli.su (дата обращения: 07.06.2013).

стильного оформления жилого пространства. Последние пять лет мех используется не только в качестве напольного покрытия в спальне, но и как покрывало, обивка стульев. Очень популярен печворк их меха.

Среди модных тенденций - синтез различных образов: сочетание геометрических полосок и цветочного орнамента; а иногда восточного орнамента и клетки. Смешиваются различные темы, стили и технологии декорирования, возвращается декоративность, «рукотворные» рисунки. Параллельно идет развитие таких тем как разводы, эффект выстиранной или вываренной ткани, имитация батика, акварели, деграде, делаве. В моде ткани, имеющие постепенный, но неравномерный переход от цвета к цвету, от тона к тону. В моде мавританский стиль: арабески, марокканские рисунки.

В интерьер возвращаются текстильные обои для стен и обшивка тканью остова кроватей. Театральность, яркость, игра света и тени, матовости и блеска сочетается с эклектичной тематикой рисунков. Таковы основные тенденции развития декоративного интерьерного текстиля последних лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.