Научная статья на тему 'Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов'

Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / ТЕХНОПАРКИ / INNOVATION / FORMATION / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / BUSINESSINCUBATORS / TECHNO PARKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малинин Виктор Леонидович, Тишкин Всеволод Вадимович

Один из важнейших аспектов модернизации российского образования состоит в том, что вузы начинают занимать ведущие позиции в процессе реализации инновационных образовательных проектов. Именно они становятся технологоорганизационной основой процесса создания и внедрения новшеств в современном образовании. Отмечается, что вузы жизненно заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ, а также обладают материально-технической базой для внедрения инноваций в процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The trends of the development of the innovation infrastructure of Russian universities

One of the most important aspects of the modernization of Russian formation lies in the fact that higher education institutes begin to occupy the leading positions in the process of the realization of innovation educational projects. Specifically, they become the technological-organizational basis of creation and introducing the innovations in the contemporary education system. It is noted that higher education instates are vitally interested in the innovations for guaranteeing their own competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов»

ЭКОНОМИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В.Л. Малинин

Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов

Один из важнейших аспектов модернизации российского образования состоит в том, что вузы начинают занимать ведущие позиции в процессе реализации инновационных образовательных проектов. Именно они становятся технологоорганизационной основой процесса создания и внедрения новшеств в современном образовании. Отмечается, что вузы жизненно заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ, а также обладают материально-технической базой для внедрения инноваций в процесс обучения.

Ключевые слова: инновации, образование, высшие учебные заведения, бизнес-инкубаторы, технопарки.

В.В. Тишкин

Исследование различных аспектов системы создания инновационной структуры вуза в большей степени нашло отражение в зарубежной экономической науке, в трудах таких ученых, как Г. Барановски, X. Берр, М. Вуллакотт, Э. Маркварт, Р. Нельсон, У Рёслер, С. Тайдман, Б. Твисс, С. Тэмаси, О. Уильямсон, В. Швеглер-Ромайс, Р. Штернберг и др.

В отечественной литературе современные проблемы развития инноваций в университетах исследованы в недостаточной мере. В частности, это труды ученых Н.С. Антоненко, Е.В. Бобровой, Н.В. Гапоненко, В.Л. Горбунова, Л.В. Ежкина, Ю.А. Иваницкого, В.Ш. Каганова, Т.В. Ломоносова, Е.А. Сошниковой, А.А. Фурсенко, В.Е. Шукшунова, М.Л. Щербакова.

В большинстве работ по данной проблеме авторы затрагивают, как правило, отдельные вопросы управления элементами инновационной инфраструктуры. Отсутствует системный подход к управлению социально-экономическими процессами, а также методика оценки управленческих процессов и результатов функционирования инновационной инфраструктуры.

Таким образом, становится актуальной задача построения теории и методики создания инновационного пояса российских университетов инвариантных к отраслевой специфике вузов.

В связи с ожидаемым сокращением финансирования образования и перехода значительной час-

© Малинин В.Л., Тишкин В.В., 2011

110

Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов

ти университетов в автономный режим, встает вопрос о формировании источников самофинансирования российского инженерного образования. В 2009 году был принят Федеральный закон Российской Федерации № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», который создал новую реальность в законодательстве, обеспечивающую предпринимательскую и инновационную деятельность технических университетов России. Правительство Российской Федерации в 2010 году приняло ряд постановлений о финансировании деятельности российских высших учебных заведений, которые направлены на развитие инновационной инфраструктуры и инновационной деятельности в технических университетах. Один из возможных вариантов, в связи со спецификой текущего момента, а именно, провозглашенного перевода экономики на инновационные рельсы в направлении ее модернизации — это интенсивное развитие инновационного пояса университета.

На данный момент существует один основной элемент инновационной инфраструктуры, который пытается выполнять все необходимые функции инновационной инфраструктуры вуза, то есть инновационная деятельность локализована в рамках отдельно взятого подразделения. Весь университет при этом занимается инновациями в «фоновом режиме». Для создания полноценной инновационной инфраструктуры целесообразно включить в инновационную деятельность непосредственно научные и учебные подразделения. При этом существует риск, что при низкой компетентности в инновационной сфере, без необходимой подготовки специалистов организация начнет выдавать «инновационные проекты» сомнительного качества. Однако, при достаточно высокой подготовке и наличии объективного контроля за качеством инновационных проектов, инновационная деятельность может скачкообразно развиться. Особо значимо качество подготовки не только для сотрудников научных и учебных подразделений, но и для сотрудников центра трансферта технологий, то есть той части инновационной инфраструктуры, целью которой является первичный отбор и аудит проектов для их последующей коммерциализации.

В рамках настоящей работы инновацией будем считать нововведения, приносящие прибыль в условиях рыночной экономики. Вузовская инновационная инфраструктура должна обеспечивать коммерциализацию инновационных проектов.

Специфика коммерциализации научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР) выражается в нескольких аспектах. Во-первых, в сложном положении в вопросе собственности на результаты НИОКР, когда заказчик ограничивает право на коммерциализацию, либо независимое использование результатов НИОКР без своего согласия. При

111

Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов

этом важным аспектом являются косвенные результаты НИОКР, которые прямо не записаны в техническом задании или отчете, но получены при выполнении работ, так называемые спин-офф-проекты. Во-вторых, часто результаты НИОКР не представляют собой самостоятельную готовую потребительскую стоимость, то есть результаты НИОКР не всегда являются товаром. Это видно в тех случаях, когда НИОКР носят промежуточный характер или проводятся в качестве соисполнителя головного контракта.

Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» позволяет использовать для коммерциализации НИОКРы, полученные в ходе выполнения государственных контрактов, где заказчиком выступало государство. В случае же, когда заказчиком выступают другие субъекты (юридические лица, в том числе находящиеся частично или полностью в федеральной собственности), 217 Закон не регулирует этот вопрос и коммерциализация данных НИОКР сводится к договорным отношениям между заказчиком и исполнителем.

Что касается спин-офф-проектов, то — это проекты, полученные в качестве дополнительного выхода от основных работ, произведенных в рамках заказных НИОКР. Вопрос интеллектуальной собственности на подобные проекты является узким местом: дело в том, что обычно в контракте не указываются конкретные результаты научно-технической деятельности, попадающие под защиту, а указывается более широкое толкование (например, все результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках реализации данного контракта, принадлежат заказчику). При этом автор (физическое лицо) является сотрудником университета и, выполняя свою работу, создает интеллектуальную собственность, которая принадлежит работодателю. При этом также может возникнуть ситуация, при которой автор, с той или иной степенью успеха, может зарегистрировать результаты научно-технической деятельности на себя лично, как физическое лицо. Такой тонкий аспект в вопросе права собственности на спин-офф-проекты задает необходимость тщательного анализа процесса создания интеллектуальной собственности и действующего на момент создания законодательства.

Еще один нерегламентированный вопрос — студенческие инновационные проекты. Правовое положение студента в российском вузе не предполагает права учебного заведения на интеллектуальную собственность, созданную студентом за время обучения, за исключением случаев, когда студент является сотрудником университета, или тех случаев, когда в основу инновационного продукта, созданного студентом, положена собственность, принадлежащая университету или третьим лицам, с которыми университет имеет договорные отношения. Таким образом, если не счи-

112

Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов

тать этих двух исключений, интеллектуальная собственность, созданная студентами и аспирантами (но не сотрудниками университета), является их частной собственностью. Встает очевидный вопрос: стоит ли использовать инновационную инфраструктуру вуза, созданную за счет государства, для поддержки инновационных частных проектов отдельных студентов. Ответ на данный вопрос остается в компетенции руководства учебного заведения. При этом стоит отметить, что наличие инновационного пояса университета, в который входят малые, средние и крупные инновационные предприятия (созданные «вокруг» университета), является важным фактором, определяющим стабильность экономики вуза, наличие заказов на НИОКР со стороны этих предприятий, наличие мест трудоустройства для выпускников университета и заказов на целевую подготовку специалистов. Как показала практика ведущих стран мира, инновационный пояс университета является важным локомотивом инновационных процессов национальной экономики, а также имеет большое влияние на инновационные процессы конкретного государства.

На наш взгляд, представляются возможными три способа продажи инновационной разработки. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, продажа лицензии на использование интеллектуальной собственности. Несмотря на достаточно большой опыт проведения НИОКР в России данный способ, а именно, продажа лицензии на использование интеллектуальной собственности, не особо широко представлен в российской практике. Это объясняется спецификой культуры, которая допускает интеллектуальное пиратство и достаточно слабо обеспечивает реальную защиту владельца интеллектуальной собственности. Стоит отметить, что ситуация существенно изменилась за последние несколько лет, интеллектуальная собственность и права на ее использование все шире вводятся в коммерческий оборот в виде нематериальных активов в балансе предприятия. В частности активно усиливает оборот нематериальных активов 217 Федеральный закон, который позволяет создавать предприятия при университетах, вкладывая туда исключительно нематериальные активы. Вопросы обращения лицензий на право использования нематериальных активов прописаны в четвертой главе Гражданского кодекса Российской Федерации, который является нормой прямого действия.

Во-вторых, продажа инновационной разработки вуза, которая включает в себя его традиционные виды деятельности, а именно образование и наука. Полученные в результате выполнения НИОКР нематериальные активы передаются квалифицированным представителям заказчика, которые прошли повышение квалификации в указанном университете. Стоит отметить, что данный способ пока не часто применяется в российских условиях в связи с тем, что одновременно включаются два процесса: разработка и передача НИР и обучение команды. При этом, в отличие от традиционного способа, когда результаты просто передаются заказчику, при

113

Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов

данном способе устанавливается кооперация вуза и заказчика, и происходит формирование у заказчика команды, которая сможет не только поддерживать проект на необходимом уровне, но и осуществлять его дальнейшее развитие. Организационно-правовые формы подобной кооперации различны, важно здесь другое, что вуз получает не только разовые роялти, но и закладывает фундамент к долгосрочному получению заказов, в том числе на переподготовку кадров. Заказчик при этом также страхует свои риски от возможного ухода отдельного специалиста, который произошел бы в случае отсутствия системного взаимодействия с вузом, и мог бы привести к негативным последствиям.

Новые возможности по передаче нематериальных активов в реальный бизнес возникли после выхода 217 Федерального закона. Возможность создания дочернего предприятия, где университет вносит исключительно нематериальные активы, а другая сторона вносит денежные средства, формирует механизм активизации оборота нематериальных активов. Создание малых инновационных предприятий при вузах существенно отличается от других механизмов коммерциализации разработок. Важнейшей задачей дальнейших теоретических и методических исследований является формирование алгоритма создания малых инновационных предприятий. В свернутом виде этот алгоритм можно представить так:

1. После окончания опытно-конструкторских работ, в процесс включается команда по коммерциализации полученного результата. В ее задачу входит разработка бизнес-идеи продукта, основанного на полученной технологии.

2. С помощью сервисных структур формируется предварительный бизнес-план проекта, создается дизайн и прототип изделия.

3. Затем экспертная группа оценивает полученное технико-экономическое обоснование и опытный образец товара (при его отсутствии — прототип). Оценка проводится с позиции успешной коммерциализации и наличия спроса на товар. По результатам оценки происходит коррекция технического задания на товар.

4. Далее необходимо провести комплекс работ по бизнес-инкубированию, включающий в себя разработку и совершенствование товара, проведение тестовых маркетинговых исследований, в том числе тестовых продаж, необходимую коррекцию бизнес-плана, формирование и развитие команды проекта, а также вопрос обеспечения проекта необходимыми ресурсами.

5. На выходе из этого этапа получается концепция инновационного рыночного продукта, которая выносится на рассмотрение комитета инновационного развития. Комитет инновационного развития состоит из постоянных членов и специалистов по конкретным отраслям, привлеченных при необходимости на разовой основе. Задачей комитета является принятие решение о целесообразности и возможности коммерциализации конкретного проекта, а также выбор способа коммерциализации (передача лицензии, создание команды под целевую задачу и передача созданной ко-

114

Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов

манды заказчикам, или создание малого инновационного предприятия). Необходимо проводить заседания комитета оперативно, по мере готовности соответствующих проектов, в противном случае комитет вместо механизма поддержки коммерциализации может стать ее тормозом.

6. В случае наличия инвестора, готового вложить свои деньги в развитие малого инновационного предприятия, целесообразно использовать именно этот способ коммерциализации, так как это снижает риски для университета и передает результаты научно-технической деятельности в руки людей, непосредственно заинтересованных в получении финансового результата. При этом важно отметить следующее: нельзя передавать в качестве взноса в уставной капитал создаваемого малого предприятия интеллектуальную собственность, разглашение которой может нанести существенный вред безопасности страны и/или вред (в той или иной форме) университету. Кроме того, становится принципиально важной оценка доли университета в размере вклада в уставной капитал формируемого малого предприятия, собственно величина уставного капитала и механизм контроля со стороны университета за данной собственностью (долей фирмы).

7. Созданное малое инновационное предприятие помещается в технопарковую зону. Задача этого этапа — доведение уровня продаж и производства до заданного уровня, выход на прибыльность и самоокупаемость. Технопарковая зона не является структурным подразделением университета, но входит в его инновационную инфраструктуру. Технопарковая зона состоит из бизнес-инкубатора, фонда инновационного развития и собственно технопарка.

8. В бизнес-инкубатор помещается фирма (команда) на этапе от образца продукции до единичных продаж. В процессе бизнес инкубирования команда проекта получает консалтинговую поддержку и выход на старта-повские деньги бизнес-ангелов и/или фонда инновационного развития.

9. Фонд инновационного развития — механизм поддержки инновационных разработок соответствующего университета аккумулирует средства, полученные от национальных институтов развития, от спонсоров и выпускников для развития инновационных проектов университета.

10. Собственно технопарк — не просто набор офисных помещений, но и еще три важнейших инфраструктурных элемента:

• центр коллективного пользования и прототипирования — возможность изготавливать презентационные материалы и 3D модели изделий;

• опытный завод (он может не входить структурно в технопарк, но иметь с ним договор о взаимодействии) для изготовления опытных образцов и первых мелких серий;

• организационная группа, в задачу которой входит организация регулярных встреч с инвесторами (типа бизнес-ангелов и венчурных фондов), и вообще интересными людьми в режиме свободного общения или мастер-классов.

115

Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов

Для получения дохода от коммерциализации результатов научно-технической деятельности необходимо реализовать соответствующий алгоритм, выбор которого зависит от желаемого способа получения этих доходов. И если получение дохода за счет проведения заказных научноисследовательских работ и передачи лицензий достаточно традиционно, то получение дохода за счет создания малого инновационного предприятия требует разработки соответствующего алгоритма.

При построении инновационной инфраструктуры вуза необходимо учитывать положительный опыт, накопленный в России и за рубежом по формам поддержки инновационной активности. Рассмотрим наиболее значимые и апробированные из них.

Бизнес-инкубатор — это субъект инновационной инфраструктуры, созданный с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на основе комплексного метода организации инновационного процесса.

Инкубатор бизнеса может быть самостоятельной хозяйственной организацией с правами юридического лица или действовать в составе технопарка. В этом случае он называется также инкубатором технологий. Последний можно рассматривать как частный случай инкубатора бизнеса, который оказывает помощь в становлении и развитии различных организаций и фирм, занимающихся технологическим бизнесом. Бизнес-инкубатор — это организация, способствующая развитию среднего и малого бизнеса, как правило, в высокотехнологичных областях на основе квалифицированного консалтингового сопровождения, предоставления офисных, бухгалтерских и правовых услуг. В бизнес-инкубаторах выделяются офисные и производственные площади, где на льготных условиях размещаются создаваемые высокотехнологичные компании. Представляемые бизнес-инкубаторами для аренды помещения должны отвечать современным техническим и функциональным требованиям.

Главные действующие лица бизнес-инкубатора — вновь образовавшиеся малые инновационные предприятия. Задача бизнес-инкубатора заключается в том, чтобы в нем были созданы все необходимые условия для преодоления трудностей стартового этапа, для творческой самостоятельности работы малых фирм. Прием малых фирм осуществляется на строго ограниченное время.

Бизнес-инкубатор, будучи многопрофильным учреждением, имеет своей целью помочь опекаемым им юридическим и физическим лицам начать собственное дело, выйти на рынок, закрепиться на нем, защищаться от недобросовестных и некомпетентных действий контрагентов, органов власти, банков.

Технопарк — в соответствии с действующим законодательством — это субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития предпринимательства в научно-

116

Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов

технической сфере при наличии оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров.

Целью создания технопарков является совместное использование усилий высококвалифицированных специалистов различных областей знаний: научной, экспериментальной и производственной базы для ускорения инновационного развития.

Университетский технопарк создается на базе высших учебных заведений, одного или нескольких, а также в рамках стратегического партнерства университета и промышленных предприятий. Создание университетского технопарка преследует три цели: коммерциализация накопленного научного знания, повышение привлекательности научной работы в вузе (для учащихся, преподавателей и научных сотрудников), обеспечение притока нового научного знания из решения практических задач.

Существует разница в понимании значения технопарка в России и в западных странах. В российской практике технопарки при вузах являются, в сущности, еще одним факультетом вуза или лабораторией завода. На Западе же они имеют значительную свободу от учредителей, не навязывающих технопаркам не только конкретных клиентов, но даже и направлений работы. Европейские и американские технопарки руководствуются теми же принципами, что и любая самостоятельная коммерческая фирма — экономической эффективностью.

Технопарковая зона — это сетевая система, объединяющая малые инновационные предприятия, бизнес-инкубатор, информационные, консультативные и другие организации научно-технической инфраструктуры вокруг крупного высшего учебного заведения. Целесообразно включить в технопарковую зону структуру, обеспечивающую финансовую подпитку на начальном этапе созданных малых предприятий (фонд развития, специализированную площадку для поиска инвесторов и т.п.)

Малым предприятиям, вышедшим на этап продаж и завершившим фазу нахождения в бизнес-инкубаторе, как правило, требуются реальные офисные и производственные площади, а также другие основные и консультационные услуги, предоставляемые технопарком. Под защитой технопарка фирмы активнее осваивают новые технологии, методы предпринимательства, используют профессионалов в маркетинговых структурах и в результате обеспечивают высокую конкурентоспособность своей продукции. Технопарки решают важнейшие проблемы региона: создают новые рабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии. Срок пребывания предприятия в нем должен составить не более двух лет. За этот период предприятие должно быть окончательно готовым к самостоятельной деятельности на рынке.

Посевные фонды — фонды, которые поддерживают инновационные проекты на посевной стадии. Стоит отметить, что риск вложения в по-

117

Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов

добные проекты очень высок, и определить на данном этапе перспективность проекта можно лишь приблизительно.

В странах с развитой инновационной системой подобные проекты финансируются за счет денег по поддержанию и развитию рыночной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура вуза должна или включать в себя посевной фонд, или другим образом выполнять функции посевного фонда.

Венчурные инвесторы отличаются от традиционных инвесторов тем, что они вкладывают средства в начальные этапы развития инновационных проектов. Обычно венчурные инвесторы начинают интересоваться проектом со стадии «старт-ап» (то есть с первой продажи), но в некоторых случаях интерес для венчурных инвесторов представляют проекты на более ранней стадии развития. Стоит отметить, что в связи с высоким риском вложений в начинающие предприятия, венчурные инвесторы требуют большего уровня прибыльности на вложенный капитал, чем традиционные инвесторы.

Еще одна форма — бизнес-ангелы. Под бизнес-ангелами понимают венчурных инвесторов, которые вкладывают «умные деньги» на начальных этапах развития инновационного проекта. Под «умными деньгами» понимаются не просто инвестиционные деньги, а инвестиционные деньги со связями, советами, иногда с возможностью пользоваться готовой системой сбыта и т.п.

То есть, «бизес-ангел» не просто предоставляет деньги инновационному проекту, но и использует весь свой опыт и связи для развития проекта. Такой толчок часто помогает начинающей фирме подниматься гораздо более успешно и преодолеть «зону смерти» начинающих фирм.

Возникает очевидный вопрос: если мы считаем инновацией то, что приносит прибыль, то есть прибыльно продается на рынке, о каком рынке мы говорим, об отечественном или мировом?

С точки зрения понятия инновации это не имеет особого различия, но с точки зрения формирования инфраструктуры, поддерживающей процесс развития инновации и выхода на рынок инновационной продукции это достаточно существенно. Каждый тип рынка имеет свои особенности.

Отечественный рынок инновационной продукции в настоящий момент сильно отличается от мирового. Дело в том, что по целому ряду показателей российская экономика значительно отстала от мировой. Часто оказывается, что то, что в России считается инновацией, является или повторно изобретенным, или аккуратно срисованным с зарубежных образцов пяти-семилетней давности. И если экономика СССР в 80-е годы ХХ века по многим показателям (в том числе уровню компьютеризации и уровню освоения достижений научно-технической революции) уже отставала от Запада, то в 90-х годах произошел тотальный спад и разрушение экономической системы.

118

Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов

Таким образом, специфика отечественного рынка инноваций заключается в следующем:

• неготовности значительной части субъектов экономической деятельности (предприятий и корпораций) вкладывать средства в обновление основных производственных фондов и линейки продукции;

• в случае наличия плетежеспособного спроса на инновационную продукцию предприятия часто готовы приобрести готовую (даже устаревшую на Западе, но «инновационную» у нас) технологию для модернизации производства;

• в стране существует «политический заказ» на инновации и выделяются средства на поддержку инновационной деятельности;

• решения о выделении средств на поддержку инноваций часто еще пока принимаются не по принципу «экономической эффективности», а по принципу «политической целесообразности», а также по традиционным каналам распределения бюджетных средств;

• есть спрос на инновационные решения (или решения, как минимум «выглядящие инновационно») со стороны предприятий, производящих продукцию для государственного заказа (вооружение, космос, отдельные виды машиностроения и т.п.) и крупных корпораций;

• при сохранении тенденции поддержки модернизации и инноваций возможна ситуация начала массового спроса со стороны бизнеса на инновационные решения, учитывающие специфику российской экономики (например, как спроектировать цех, у которого часть оборудования 50-х годов, часть — 80-х, а часть — импортная современная).

Можно сделать вывод о том, что на отечественном рынке есть в настоящий момент спрос на инновационную продукцию, но с очень сильной спецификой. Если вуз может встроиться в эту специфику, то стоит ориентироваться на отечественный рынок. При этом (особенно при наличии административного ресурса) на данном рынке сравнительно невысокая конкуренция по сравнению с мировым и низкая стоимость выхода на него.

Мировой рынок инновационной продукции имеет ряд ограничений, которые затрудняют выход на него для инновационной инфраструктуры российского вуза. Среди наиболее существенных можно выделить:

• языковой барьер (основная документация по инновационной продукции требуется на английском языке, причем с учетом специфики отраслевой лексики);

• барьер стандартов (стандарты, принятые за рубежом часто не знакомы нашим инженерам, воспитанным на ГОСТ СССР и России);

• барьер патентной защиты (стоимость патента США + оформление заявки превышает 10.000 долларов, что на порядок больше, чем аналогичные затраты в Российской Федерации);

• жесткая конкуренция на мировых рынках и необходимость оперативного реагирования на запросы;

119

Тенденции развития инновационной инфраструктуры российских университетов

• опасность пиратского копирования инновационных решений со стороны конкурентов, а значит, необходимость значительных затрат на правовую поддержку требований о компенсации вреда от интеллектуального пиратства.

Однако на мировом рынке инновационной продукции имеется гораздо больше возможностей, как с точки зрения финансов, так и с точки зрения диапазона спроса на инновационные решения. Поэтому если предприятия, созданные инфраструктурой вашего вуза, готовы преодолеть (самостоятельно или с помощью партнеров) как указанные выше, так и еще огромное количество других барьеров, то их ждет успех гораздо более высокий, чем на отечественном рынке.

Инновационная инфраструктура вуза должна обеспечивать поддержку инновационным проектам вуза на целевых рынках с учетом их специфики. Кроме рассмотренных выше сравнений рынков мирового и отечественного, необходимо учитывать и отраслевую специфику, а также специфику покупательского поведения, например, отличие рынка b2b (business to business — бизнес для бизнеса) от b2c (business to consumer — бизнес для конечного потребителя) и b2g (business to government — бизнес для государства). Таким образом, при проектировании инновационной инфраструктуры вуза необходимо учитывать специфику как вуза, так и предприятий, которые вуз планирует выращивать в своем «инновационном поясе».

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ — ВШЭ, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука,

1999.

4. Федеральный Закон от 13 января 1996 года № 12 — ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Российской федерации «Об образовании».

5. Менделеев Д.И. Заветные мысли. СПб.: Наука. 1903—1904.

6. Смирнов И.П. Формирование механизмов социального партнерства. М.: 2003.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.