Научная статья на тему 'Тенденции развития инновационной деятельности в российском малом бизнесе'

Тенденции развития инновационной деятельности в российском малом бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
689
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев В.И.

Статья посвящена анализу особенностей развития малого инновационного бизнеса. Показано современное состояние инновационной деятельности в российских малых предприятиях. Особое внимание уделя-ется характеристике основных тенденций. Показывается необходимость и формы интеграции малых предприятий с другими участниками в рамках инновационных кластеров. Предложены рекомендации относительно путей повышения эффективности инновационной деятельности малых предпри-ятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития инновационной деятельности в российском малом бизнесе»

УДК 338.2

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОМ МАЛОМ БИЗНЕСЕ

В.И. Королев

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей развития малого инновационного бизнеса. Показано современное состояние инновационной деятельности в российских малых предприятиях. Особое внимание уделяется характеристике основных тенденций. Показывается необходимость и формы интеграции малых предприятий с другими участниками в рамках инновационных кластеров. Предложены рекомендации относительно путей повышения эффективности инновационной деятельности малых предприятий.

Ключевые слова: малые предприятия, инновации, развитие, организация, взаимосвязь, совершенствование.

TRENDS FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN SMALL BUSINESS

V.I. Korolev

Abstract. The article is devoted to the analysis of small innovative business. It is shown the modern conditions of innovative activity in the Russian small companies. A special attention is dedicated to the characteristics of the main trends. The necessity of integration forms for small companies with the other participants of innovative clusters is examined. There are determined some recommendations on the ways to improve the effectiveness of innovative activity of small companies.

Keywords: small companies, innovations, development, company, link, modernization.

Современные условия экономического развития предприятий, связанные с действием разнонаправленных, зачастую противоречивых, факторов придают особое значение поиску перспективных возможностей их деятельности. Одним из ключевых ресурсов, как об этом свидетельствует мировой опыт, являются инновации. Их применение приводит к новому качеству роста на принципиально иной технологической основе. На это обращают внимание как российские, так и зарубежные исследователи. Инновационные процессы становятся всеохватывающими, в них вовлечены хозяй-

ственные субъекты всех уровней и размеров. Ведущая роль в них принадлежит крупному бизнесу. Но это не снижает роли среднего и малого бизнеса. В американских компаниях, например, с числом занятых менее 1000 чел. разрабатывается в 17 раз больше крупных технологических нововведений, чем в фирмах с количеством занятых свыше 1000 чел. [1].

Использование нововведений небольшими предприятиями формирует особый сектор экономики - малый инновационный бизнес. Обладая преимуществами, связанными с размером и гибкостью, малые предприятия получают возможность активно сотрудничать с крупными компаниями и исследовательскими центрами. Потенциал малых инновационных предприятий наиболее широко используется в новых высокотехнологичных отраслях, в которых разрабатываются перспективные проекты.

В российской экономике в настоящее время имеется немало успешно реализуемых инновационных проектов с участием малого бизнеса. Так, например, в последнее время получают все большее развитие инновационные предприятия на базе высших учебных заведений (бизнес-инкубаторы, технопарки, учебно-научно-инновационные комплексы и т.п.). Они являются связующим звеном между наукой и реальным сектором экономики.

Инновационная деятельность малого бизнеса осуществляется также в реальном секторе экономики, прежде всего в промышленности. Ее конечным результатом в этой отрасли служат технологические инновации. Они воплощены в новых или усовершенствованных продуктах (услугах), внедренных на рынке, в новых либо усовершенствованных процессах или способах производства. Динамика технологических инноваций в малом бизнесе промышленного производства России характеризуется следующими показателями (таблица 1).

Как можно видеть из таблицы, при общей тенденции роста технологических инноваций, этот процесс осуществляется неравномерно. Об этом свидетельствует снижение ряда показателей в 2015 г. по сравнению с 2011 г. (число малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, удельный вес таких предприятий и среднесписочная численность работников). В целом же проблема инновационного развития экономики, в том числе малого бизнеса, является весьма острой.

Таблица 1

Основные показатели технологических инноваций малых предприятий в промышленности РФ [9, с. 5]

Показатели 2005 2011 2015

Объем отгруженных инновационных товаров -всего, млн. руб., 3103,2 16 389,7 31 270,9

из них осуществляющих технологические инновации - 15 220,7 24 677,8

Затраты на технологические инновации, млн. руб. 1932,7 9479,3 13 510,5

Число малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, единиц 919 1276 1189

Удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных малых предприятий, % 1,6 5,1 4,5

Среднесписочная численность работников малых предприятий, осуществляющих технологические инновации (без внешних совместителей), чел. - 57 756 48 978

По имеющимся статистическим данным, только 9,4 % российских промышленных предприятий можно отнести к инновационным, тогда как в странах ЕЭС этот показатель составляет более 50 %, а в США около 30 % [12]. Если обратиться к малым предприятиям, то здесь ситуация аналогичная. По сравнению с развитыми, а также некоторыми развивающимися странами, в которых в среднем до 60 % малых предприятий являются инновационно-активными, у нас доля инновационного бизнеса в общей структуре малого предпринимательства составляет, по оценкам различных экспертов, от 1,4 до 3,5 %. Из всех инновационных предприятий малого бизнеса около 15 % можно назвать по-настоящему инновационными [8]. Нередко так называемая «инновационная» активность сводится к поиску новых форм ухода от налогов, изысканию нерыночных форм финансирования, разработке разнообразных схем использования административного ресурса и т.п.

Причины такого положения достаточно известны. Это несовершенная нормативно-правовая база в сфере малого предпри-

нимательства, низкая востребованность малого инновационного бизнеса, малоэффективная государственная поддержка, отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов развития, кадровое обеспечение специалистами. Как можно видеть, значительная часть трудностей лежит за рамками самой сферы малого бизнеса.

Инновационные процессы в малых предприятиях определяются их особенностями и сферой деятельности. Вместе с тем анализ развития таких предприятий в российской и в зарубежной экономике позволяет выявить ряд общих тенденций, на которых следует остановиться более подробно.

Прежде всего, наблюдается тенденция к усилению внимания организационным факторам построения бизнес-процессов. Опыт передовых инновационных предприятий позволяет говорить о существовании определенного организационного механизма осуществлении инновационной деятельности, включающим в себя следующие основные элементы:

1. Постановка целей. Хотя эти цели производны от общефирменных целей, они во многом определяют перспективу развития предприятия. К числу основных целей в области инноваций относятся такие, как повышение конкурентоспособности за счет освоения выпуска новых товаров или разработки новых технологий, повышение деловой репутации, выход на новые рынки и т.п.

2. Оценка инновационного потенциала предприятия. Под ним понимается способность малого предприятия к разработке и практическому использованию нововведений за счет использования факторов внутренней и внешней среды. Для определения уровня инновационного потенциала существует система показателей. К наиболее важным из них относятся научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих ученую степень, количество рационализаторских предложений на одного сотрудника, количество инновационных проектов и т.д.), показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции, количество лицензионных договоров и др.), характеристика инновационной управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности в компании, участие в реализации инновационных проектов руководства, степень свободы участников инновационной деятельности),

экономическая эффективность инноваций (интегральный эффект, индекс рентабельности инноваций, срок окупаемости и т.п.). 3. Определение типа инновационной деятельности. Она может осуществляться на основе собственных разработок либо посредством приобретения инноваций на стороне. В первом случае возникает необходимость в создании специальной группы, которая будет заниматься исследованиями и разработками или в структуре предприятия образуется научно-исследовательское инновационное подразделение. Во втором - предприятие организует стратегическое партнерство с научно-исследовательскими организациями, что требует значительных единовременных затрат [4, с. 55-56].

Логически взаимосвязанная и последовательно реализуемая система действий по организации инновационных бизнес-процессов позволяет повысить их эффективность.

Потенциал малых предприятий и их ограниченные возможности побуждают к поиску путей решения этой проблемы. К их числу относится сотрудничество с другими участниками хозяйственной деятельности. В связи с этим наблюдается тенденция к усилению внимания малого бизнеса к сотрудничеству с крупными компаниями. Оно строится на взаимовыгодной основе. Использование разработок малого малых предприятий позволяет крупному бизнесу экономить время и средства, а также выходить на новые рынки. Основной риск в данном случае несут разработчики нововведений при относительно небольших возможных потерях. В свою очередь, малый бизнес приобретает дополнительные возможности и ресурсы. В частности, по заказу крупных компаний малые инновационные предприятия могут взять на себя выполнение научно - исследовательских работ. Примером такого взаимодействия может служить образование технопарков при университетах. Так, в результате взаимодействия АО «ГМС Нефтемаш» и Тюменского университета проведение НИОКР было перенесено на базу университета. В ходе разработки и реализации совместного проекта в 2015 г. был создан инновационный научно - исследовательский стенд - самый крупный в России современный испытательный метрологический комплекс [15].

Особое место среди тенденций развития малых предприятий занимает их участие в инновационных кластерах. Последние пред-

ставляют собой группу взаимосвязанных в рамках определенной территории фирм, их поставщиков и клиентов, а также крупных исследовательских центров и образовательных учреждений. Как известно, современная теория кластеров была разработана М. Портером [10] В европейских кластерах преобладающей категорией фирм являются именно малые и средние предприятия. Кластер - это новая управленческая технология, позволяющая его участникам обмениваться инновационными достижениями и выходить на новые рынки.

Все созданные в России инновационные территориальные кластеры с участием малых предприятий различаются моделями создания и пропорциями соотношения научно - технической и производственной деятельности. Существующие кластеры условно можно подразделить на три вида: «якорные» территории крупного высоко технологичного бизнеса, регионы концентрации малого и среднего инновационного бизнеса, ведущие научные и образовательные центры. В каждом из них малые и средние предприятия составляют важное звено механизма образования инновационных территориальных кластеров. Так, например, в наиболее распространенной «якорной» модели малые предприятия группируются вокруг крупных предприятий, которые образуют вокруг себя инновационный пояс. По такой схеме организованы, например, такие кластеры, как судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области, Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии, Камский инновационный территориально- производственный кластер, кластер Республики Удмуртия «Удмуртский машиностроительный кластер» [13].

Несмотря на высокие потенциальные возможности участия малых предприятий в инновационных кластерах, кластерная политики в российской экономике имеет много изъянов. Далеко не всегда инновационные кластеры отвечают своему названию, образуя своего рода квазикластеры в виде обычных объединений субъектов хозяйствования. Формирование кластеров происходит во многих случаях по решению «сверху», что не соответствует их сути, поскольку кластер - это рыночный механизм, его создают рынок и конкуренция [5, с. 25]. В целях повышения эффективности результатов участия малого бизнеса в инновационных территори-

альных кластерах требуется система первоочередных мероприятий. Укажем лишь некоторые из них:

- системность и последовательность принимаемых государством мер в данной области;

- синхронизация действий всех участников кластера на федеральном, региональном, местном уровне и уровне отдельных предприятий;

- формирование инфраструктуры кластеров и ее финансирование;

- кадровое обеспечение инновационных кластеров;

- формирование сети устойчивых связей между участниками кластера.

К числу тенденций развития малого инновационного бизнеса относится выстраивание системы приоритетов на каждом этапе жизненного цикла предприятия, обеспечивающих возможность его существования и развития. Основные различия в расстановке акцентов по этапам (создание, рост, зрелость, спад) связаны с такими характеристиками, как степень неопределенности, инновационный потенциал и новые задачи. Система приоритетов учитывает как общие, так и специфические условия развития бизнеса, определяемые национальными особенностями. В качестве иллюстрации можно обратиться к одному из исследований, проведенному в 2009-2010 гг. в Новосибирской области, в котором участвовало 70 предприятий малого бизнеса. Оно показало, в частности то, что на этапе создания бизнеса залог успеха инновационные предприятия связывали в первую очередь с наличием связи с деловыми партнерами, органами административного управления и личностными качествами руководителя. На этапе развития основными приоритетами назывались квалификация команды и маркетинговая политика. Аналогичным образом определялись приоритеты и на других этапах [6]. При этом обращает на себя внимание то, что на всех этапах важное значение уделяется человеческому капиталу. И это не случайно. Инновационная активность малого предприятия во многом зависит от компетентности руководителей, от их умения грамотно организовать инновационные процессы.

В отличии от других специалистов инновационный менеджер должен обладать особым набором качеств. Исследование, проведенное Ассоциацией Менеджеров России позволило выявить следующие ключевые компетенции такого менеджера:

- способность эффективно работать в команде (68 % от числа респондентов);

- умение убеждать, преодолевать сопротивление изменениям, разрешать конфликты (61 %);

- восприимчивость к критике, альтернативному мнению (36 %);

- умение использовать эффективные средства коммуникации (24 %) [11].

В инновационную команду должны входить сотрудники не только инициирующие творческий процесс (генераторы идей), но и продолжающие и обеспечивающие его.

В отношении кадрового обеспечения может оказаться полезным опыт использования высококвалифицированных специалистов (инженеров, ученых, управленцев), вышедших на пенсию, но заинтересованных в практическом использовании своих знаний и опыта. Практически во всех высокоразвитых странах образованы особые консультационные центры, обслуживаемые специалистами пенсионного возраста. В США, например, действует 389 таких консультационных пунктов, с которыми сотрудничают 11 400 специалистов-пенсионеров [14]. Аналогичные структуры действуют в странах Евросоюза, оказывая консультационную помощь с выездом на предприятия. Этот мощный интеллектуальный резерв можно использовать с минимальными организационными и финансовыми затратами. Так, действующая в Токио «Японская организация содействия промышленному конструированию» оказывает помощь сектору малого и среднего бизнеса в разработке технологической документации силами городских ассоциаций конструкторов и проектировщиков [9].

Как показывает практика развития малого инновационного бизнеса в зарубежных странах, он не мог бы играть высокой роли без активной государственной поддержки. Основное направление государственной политики в этой области сводится к реализации комплекса законодательных и организационных мер, направленных на создание и поддержку в стране инновационного климата. Механизмы государственной поддержки направлены на стимулирование малого бизнеса как такового и непосредственная помощь конкретным предприятиям. В этом отношении нельзя сказать, что у нас такие механизмы отсутствуют. Имеются соответствующие нормативные

документы, разрабатываются и реализуются государственные и региональные программы, обращается внимание на необходимость развития малого бизнеса. Так, в целях стимулирования малого бизнеса работать в инновационной сфере в 2016 г. вступили в силу ряд документов. К ним относятся:

- решение о ежегодном увеличении на 5 % расходов госкомпаний на закупку инноваций;

- перечень компаний, которые обязаны совершать закупки инноваций у малого бизнеса;

- документ, обязывающий включать в план закупок инновационную и высокотехнологичную продукцию, произведенную в том числе и малым бизнесом;

- положение о закупке инноваций, которым компании будут регламентировать свою закупочную деятельность [3].

Однако общая тенденция такова, что результативность и реальная поддержка данного сектора экономики находятся на низком уровне. Взять, к примеру, такой аспект развития малого бизнеса как налоги. Чтобы развиваться, предприятию требуются средства, остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов и платежей. Для этого в мировой практике используется система льгот по налогообложению малого бизнеса. Она включает в себя, в частности, такие стимулы, как освобождение от уплаты налогов на прибыль в течении нескольких лет, отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели, снижение ставки налога на прибыль при оплате НИОКР сторонних организаций. Пользуясь такими преференциями, предприятия малого бизнеса получают ощутимую поддержку. Если обратиться к российской системе налогообложения малых предприятий, то она также включает в себя определенные формы поддержки. Но в целом эта система сложная и запутанная, налоги в сочетании с различными платежами зачастую становятся неподъемными, нестабильное законодательство, сложная налоговая отчетность. В результате государственная поддержка малого бизнеса зачастую носит нередко декларативный характер [7, с. 48]. Настоятельной необходимостью в этой связи является создание эффективных механизмов государственной поддержки малого бизнеса.

Анализ существующих тенденций позволяет сделать ряд выводов. Малый инновационный бизнес в силу своей специфики

является самым уязвимым звеном в инновационной системе. В целях его поддержки требуется взаимосвязанная система мероприятий на микро-и макроуровнях. Следует принимать во внимание и использовать имеющийся положительный опыт как российских, так и зарубежных компаний в организации инновационной деятельности. Особое значение имеет определение наиболее эффектиных механизмов реализации инновационного потенциала предприятий. Это будет способствовать выходу малых инновационных предприятий на качественно новый уровень.

Библиографический список

1. Иванов Я.В. Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса // Молодой ученый. 2012. URL: https://www.moluch.ru/archive/59/8018/ (дата обращения 10.12.2017).

2. Инновационная деятельность в Российской Федерации. Вып. 6. М., 2016 URL: http://www.csrs.ru/archive/stat_2017_inno/innovation_2017. pdf (дата обращения: 10.12.2017).

3. Инновационные идеи для малого бизнеса. URL: //https://www.beboss. ru/bizideas/all/innov (дата обращения 10.12.2017).

4. Королев В.И. Механизмы инновационного развития малого бизнеса в зарубежных странах // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 11.

5. Королев В.И. Инновационные территориальные кластеры: зарубежный опыт и российские условия // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 11.

6. Кравченко Н.А, Кузнецова С.А., Юсупова А.Т. Перспективы развития малого инновационного бизнеса (на примере Новосибирской области). URL: http://www.m.-economy.ru/art/php?nArtid=3466 (дата обращения 10.12.2017).

7. МарковА.К., ОрловаГ.А. Инновационная политика компаний на рынке // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 1.

8. Мерзлякова В.С. Управление инновационным развитием предприятий малого бизнеса. URL: https://www.novainfo.ru/article/5478 (дата обращения 10.12.2017).

9. Ногин В.А., Хоменко Я.В. Зарубежный опыт инновационной деятельности малых и средних предприятий. URL: https://www.uecs.ru/uecs51-512013/item/2042-2013-03-19-06-20-05 (дата обращения 10.12.2017).

10. ПортерМ. Конкуренция. М., 2003.

11. Проблемы внедрения организационно-управленческих инноваций на предприятии. URL: https://www.ibl.ru/.../problemy-vnedrenija-

organizacionno-upravltncheskih-innovacij-na-pr (дата обращения 10.12.2017).

12. Саванович С.В. Проблемы повышения инновационной активности российских предприятий. URL: https://www.mai.ru/events/sfiro/articles/ sec7/savanovich.doc/ URL: https://www.uecs.ru/uecs51-512013/item/2042-2013-03-19-06-20-05 (дата обращения 10.12.2017)

13. Хафизов Р.Р, Хоперская О.В. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации программ развития инновационных кластеров. URL: https://www.cyberleninka.ru/.../uchastie-subjektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-... (дата обращения 10.12.2017)

14. Free Small Business Advice. URL: https://www.score.org/ (дата обращения 10.12.2017)

15. URL: https://www.books.google.ru/books?id=599aCwAAQBAJ (дата обращения 10.12.2017)

В.И. Королев

Доктор экономических наук, профессор

Заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга

Всероссийской академии внешней торговли, г. Москва

Е-mail: janiven@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.