УДК 025.5:004.9
М.В.Севастьянова
Тенденции развития информационно-библиографического обслуживания в виртуальной среде: основные проблемы
Виртуальное информационно-библиографическое обслуживание в социальных сетях. Проблемы качества информации для пользователей.
Ключевые слова: виртуальные услуги библиотек, виртуальное информационно-библиографическое обслуживание, качество информации, социальные сети, социальные медиа
Maria V. Sevastyanova
Tendencies of development of information and bibliographic service in the virtual environment: main problems
Virtual information and bibliographic service in social media. Problems of quality of information for users.
Keywords: virtual services of libraries, virtual information and bibliographic service, quality of information, social networks, social media
Формы виртуального информационно-библиографического обслуживания уже давно не являются чем-то новым для сотрудников информационно-библиографических служб, в той или иной степени они представлены фактически во всех библиотеках. Традиционно выделяются две формы такого обслуживания: синхронное и асинхронное. При этом, как правило, тот или иной тип виртуального обслуживания четко относится к одной из этих двух форм - будь то чат с библиографом (синхронная форма) или служба виртуальной справки (асинхронная). Асинхронная форма более доступна для реализации, т.к. для нее необязательно наличие какого-либо специализированного программного обеспечения (например, выполнение запросов по электронной почте), а также не требуется непрерывный контроль (достаточно регламентированного мониторинга). Дополнительной - «статичной» формой информационно-библиографического обслуживания пользователей в режиме онлайн можно считать предоставление web-версий каталогов библиотеки, а также набирающие популярность в последние несколько лет так называемые «виртуальные читальные залы», которые предоставляют доступ пользователям к внешним полнотекстовым базам данных, или к собственным оцифрованным полнотекстовым коллекциям библиотек.
Сама по себе виртуальная среда является динамичной системой, со своими тенденциями и закономерностями развития, а удаленные пользователи - как часть этой среды, имеют собственные ожидания и предпочтения, неразрывно связанные с этими процессами. За последние 10 лет фокус внимания интернет-пользователя
переключился с обыкновенных web-сайтов (а в т.ч. и сайтов библиотек) на площадки социальных медиа. По данным исследований, проведенных TRU, TNS и Marketing Evolution, пользователи проводят в социальных сетях более 7 часов в день, а более 31 % опрошенных подтверждают, что стали проводить больше времени онлайн именно после регистрации в социальных медиа.
Современные библиотеки учитывают данную тенденцию и стараются создавать и регулярно поддерживать свои виртуальные представительства на тех или иных площадках социальных медиа, но зачастую работа на них ведется несистемно и не учитывается как информационно-библиографическое обслуживание. При этом такие виртуальные площадки социальных медиа как социальные сети могут являть собой квинтэссенцию форм виртуального информационно-библиографического обслуживания, т.к. в силу своей внутренней организационной специфики позволяют осуществлять обслуживание пользователей как синхронно, так и асинхронно, а также осуществлять упреждающее информирование и предоставление доступа к «статичной» информации. В настоящее время происходит активное осознание и освоение виртуальных площадок социальных медиа как значимого канала информационно-библиографического обслуживания: библиографические службы активно включаются в процесс ведения страниц в социальных сетях, отвечают на поступающие запросы пользователей, предоставляют информацию о библиографических и полнотекстовых базах данных и т.д.
Несмотря на очевидную позитивную тенденцию к развитию информационно-библиографического обслуживания на площадках социальных медиа в целом и в социальных сетях в частности, существует ряд проблем, сопутствующих данному процессу. Среди них можно выделить две основные проблемы: использование таких форм информационного сообщения, которые являются устаревшими для целевой аудитории пользователей социальных сетей и некоррелируют с форматом используемой виртуальной площадки; неочевидная и некачественная подача информации с точки зрения технических и стилистических характеристик медиаданных, используемых в качестве информационного сообщения. Рассмотрим подробнее заявленные проблемы.
Информационное сообщение может являться как ответом на пользовательский запрос, так и актом упреждающего информирования. При формировании самого сообщения специалисты часто отталкиваются от опыта традиционных форм обслуживания, не обращая внимания на свойства среды, в которой они размещают данные сообщения. Это может касаться, в первую очередь, соответствия типа разрабатываемого контента типу выбранной площадки социальных медиа, а также, например, длины сообщения, подбора иллюстративного материала или его отсутствия, частоты выхода публикаций и т.д.
Кроме того, важной проблемой является уровень качества медиаданных, которые представляют собой информационное сообщение, размещаемое в социаль-
73
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
ных медиа. Это касается как технических характеристик текстового и иллюстративного материала (например, качество изображения или форматирование текста), так и стилистических (например, лексическая нейтральность текста сообщения). Таким образом, мы получаем невостребованную пользователем информацию, т.к. главным требованием к работе в среде социальных медиа является удовлетворение не только информационной потребности пользователя, но и его эстетических и формальных ожиданий.
При качественном и своевременном решении и ликвидации подобных проблем в процессе информационно-библиографического обслуживания на площадках социальных медиа, данное направление деятельности может рассматриваться как высокоперспективное как для удовлетворения информационных потребностей пользователей, так и для продвижения информационно-библиографических услуг и, как следствие, расширения круга их потребителей.