Научная статья на тему 'Тенденции развития гуманитарного образования и потребности в специалистах гуманитарного профиля на рынке труда Санкт-Петербурга : материалы круглого стола Совета ректоров вузов С. -Петербурга'

Тенденции развития гуманитарного образования и потребности в специалистах гуманитарного профиля на рынке труда Санкт-Петербурга : материалы круглого стола Совета ректоров вузов С. -Петербурга Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
211
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бордовский Г.А., Гончаров С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития гуманитарного образования и потребности в специалистах гуманитарного профиля на рынке труда Санкт-Петербурга : материалы круглого стола Совета ректоров вузов С. -Петербурга»

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ В СПЕЦИАЛИСТАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ НА РЫНКЕ ТРУДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Материалы круглого стола Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга*

6 марта 2006 года в РГПУ им. А. И. Герцена проводился круглый стол Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга на тему «Тенденции развития гуманитарного образования и потребности в специалистах гуманитарного профиля на рынке труда Санкт-Петербурга». В работе круглого стола приняли участие ректоры ведущих вузов северной столицы. Инициатором встречи был Г. А. Бордовский, который является Председателем Совета по гуманитарному образованию студентов при Совете ректоров вузов Санкт-Петербурга.

Круглый стол был посвящен злободневной теме — проблеме конкуренции на рынке труда в гуманитарной сфере. По мнению участников круглого стола, в Санкт-Петербурге сложилась кризисная ситуация в сфере занятости специалистов гуманитарного профиля. Это связано с низким уровнем информированности и отсутствием четких перспектив будущего трудоустройства. Причинами, которые мешают получить работу, являются: недостаток профессионального опыта, невостребованная на рынке труда специальность, недостаток профессиональных знаний и отсутствие информации о вакансиях.

Рынок труда ждет от молодых специалистов проявления навыков организационной работы, коммуникативных навыков, знания персонального компьютера и знания иностранного языка. В условиях рынка молодому специалисту должны быть свойственны такие личные качества, как ответственность, коммуникабельность, порядочность, интеллект, организаторские способности.

Специалист гуманитарного профиля будет востребован на рынке труда только в том случае, если он будет уметь свободно ориентироваться в мире людей и знаний (способность к навигации) и самостоятельно выстраивать свою профессиональную траекторию. Такой специалист не останавливается на достигнутом, а находится в постоянном поиске. Его профессиональное поле — гуманитарные технологии.

Современная экономика формирует новое качество рабочей силы в гуманитарной сфере. Существуют несколько перспективных направлений, характеризующих данный процесс.

Первое из них — реализация принципов междисциплинарного подхода при подготовке профессионалов-гуманитариев. Профессионал, работающий на стыке различных отраслей и областей знания, будет постоянно востребован современной экономикой. Это лингвисты, специализирующиеся в различных областях права, экономисты, социологи и политологи, специализирующиеся в области математического моделирования, специалисты в области клиентского обслуживания и логистики.

Второе направление — освоение пространства Интернета. Идея подготовки навигатора и путеводителя, специалиста в области поиска информации становится все более востребованной на рынке труда. Речь идет о специалистах в области структурной лингвистики и специалистах по опосредованным межкомпьютерным коммуникациям.

Третье направление — овладение гуманитарными технологиями, которые будут направлены на взаимоотношения между людьми, организациями и социальными институтами.

В перспективе это приведет к достижению нового качества жизни. Новое качество жизни заключается в том, что решение социальных проблем в условиях неполной информации направлено на достижение общественного консенсуса. Консенсус порождает конвенциональную коммуникацию. Эта коммуникация реализуется в рамках неидеологических гуманитарных проектов, которые инициируются, разрабатываются и осуществляются внутри гражданского общества, при посредстве корпораций, с неполитическим участием государства. Сам консенсус оказывается подвижным диалогом в ходе выполнения конкретных проектов.

* Печатается по стенографическому отчету.

Г. А. БОРДОВСКИЙ (ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, заместитель председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга)

Я искреннее благодарю всех, кто откликнулся на наше предложение провести круглый стол, связанный с проблемами развития гуманитарного образования в Санкт-Петербурге.

Гуманитарное образование в советской образовательной системе занимало достаточно специфическое место, что наиболее существенно отличало нашу систему образования от так называемой «западной». В советское время «гуманитарное образование» было практически синонимом подготовки специалистов «идеологического фронта». Это касалось практически всех гуманитарных профессий — учителей, журналистов, философов, филологов, историков, искусствоведов, социологов, редакторов, включая даже творческие профессии — художников, писателей и музыкантов.

Рынок труда специалистов-гуманитариев был достаточно ограничен. Очень немногие предприятия вводили у себя психологические или социологические службы. Даже к работе с персоналом в кадровых службах в основном привлекались люди с техническим образованием или отставные военные. В стране практически не велась подготовка менеджеров, специалистов по общественным связям и рекламе и многих других.

В то же время развитие демократических принципов управления и самоуправления невозможно без построения гражданского общества, в котором, в свою очередь, ведущей является сфера «человек—человек» и «человек—общество». Поэтому не случайно, что в западных университетах, в отличие от советских вузов, студенты-гуманитарии составляли и составляют большинство.

Также не случайно, что в России, начиная с 90-х годов XX века, возник бум высшего гуманитарного образования, который продолжается до сих пор. Так, в 2001 году в вузах Санкт-Петербурга обучалось по гуманитарным специальностям и направлениям 37 800 студентов, а в 2003 — уже 63 900! За последние пять лет выпуск специалистов гуманитарно-социальных направлений вырос в три раза! Рост числа специалистов-гуманитариев происходит за счет как негосударственных вузов, так и вузов технического профиля. В результате рынок труда в этой сфере складывается

стихийно и не может считаться сбалансированным.

При подготовке круглого стола мы проанализировали ситуацию на этом рынке и сделали некоторые предварительные выводы. Я хочу кратко обозначить их и предложить как возможный предмет наших дискуссий.

1. Гуманитарные специальности, включая экономику и управление, входят в состав лидеров по числу обучающихся вместе с инженерно-техническими специальностями и направлениями.

2. Специалисты-гуманитарии активно пополняют рынок труда. Важнейшим фактором, который оказывает влияние на рынок труда в Санкт-Петербурге, является несоответствие между спросом и предложением в гуманитарной сфере. В результате обнаруживается низкая конкурентоспособность многих выпускников гуманитарных специальностей.

3. Потребность в специалистах с высшим гуманитарным образованием испытывают в основном бюджетные организации — исследовательские, образовательные учреждения, учреждения культуры, искусства. Такого рода специалисты необходимы органам государственного и муниципального управления, правоохранительным органам. Гуманитарии востребованы также в средствах массовой информации, в некоммерческих организациях. Однако доля коммерческих организаций в трудоустройстве гуманитариев невелика.

4. К числу специальностей, востребованных на рынке труда, относятся: юриспруденция, психология, менеджмент, журналистика, филология, издательское дело и редактирование. Пользуются определенным спросом специалисты в таких областях, как социология, теоретическая и прикладная лингвистика, история, историко-архивоведение, искусствоведение, философия, связи с общественностью. В то же время количество специалистов с высшим гуманитарным образованием, занятых поиском работы, порой в 4 раза превосходит количество открытых вакансий.

5. Наличие конкуренции на рынке труда в гуманитарной сфере приводит к тому, что к молодым специалистам предъявляются высокие требования, касающиеся их навыков и квалификации, в то время как традиционная организация учебного процесса в вузах не способствует приобретению этих качеств.

6. На рынке труда от молодых специалистов ждут проявления навыков организационной

работы, опыта работы в гуманитарной сфере, коммуникативных навыков, знания персонального компьютера и знания иностранного языка. Молодому специалисту должны быть свойственны такие личные качества, как ответственность, коммуникабельность, порядочность, интеллект, организаторские способности.

7. Большинство специалистов и выпускников вузов воспринимают ситуацию с занятостью специалистов с высшим гуманитарным образованием в Санкт-Петербурге как нестабильную. Это связано с низким уровнем информированности о рынке труда и отсутствием четких перспектив будущего трудоустройства.

8. Отличительной особенностью стратегии поведения выпускников гуманитарного профиля, по данным социологических исследований, является то, что только 1/4 выпускников гуманитарных специальностей (27,6%) намерены работать по избранной специальности, хотя при поступлении в вуз у 65,7% абитуриентов интерес к будущей профессии был основным мотивом выбора специальности. В результате часть выпускников (50,5%) планируют сменить специальность, а часть (43,8%) — переквалифицироваться в рамках избранной специальности.

Эта ситуация рассматривается как негативная в связи с тем, что подавляющее большинство вузов по-прежнему готовит конкретных (узких) специалистов по старой советской системе. Надо иметь в виду, что такая проблема отсутствует при обучении по Болонской системе «бакалавр-магистр» с большим числом специализаций, поскольку в этом случае весь образовательный процесс строится на выборе студентом своего образовательного маршрута с целью согласования личных интересов с ситуацией на рынке труда.

9. Специалисты-гуманитарии — это важная составляющая социально-профессиональной структуры общества, носители знаний социальной, гуманитарной направленности, необходимых для поддержания нравственных ценностей, законности, гражданского общества. Снижение социального статуса специалистов с высшим гуманитарным образованием приводит к негативным для общества последствиям, снижению уровня культуры, образования, значимости национальных и общечеловеческих ценностей.

Я надеюсь, что обсуждение этих проблем на круглом столе позволит уточнить не только названные тезисы, но и высветить новые вопросы, требующие нашего совместного решения.

А. Д. ВИКТОРОВ (председатель Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга)

Я очень благодарен Педагогическому университету и всем вам за то, что мы собрались здесь для обсуждения столь важной темы.

У нас есть целый ряд предстоящих событий, которые позволят учесть наши рекомендации. 21 марта состоится заседание Правительства города, которое будет рассматривать Программу развития высшей школы Санкт-Петербурга до 2010 года, у нас будет возможность включить ряд позиций в проект постановления. Кроме того, я думаю, что наши рекомендации можно адресовать министерству, Агентству по образованию и Правительству Санкт-Петербурга.

Я хотел бы добавить несколько слов к тому, что сказал Геннадий Алексеевич, в части остроты этой проблемы. В последние годы мы все сталкиваемся с проблемами, связанными с толерантностью, с нетерпимым отношением друг к другу, наблюдаем нарастающий экстремизм. Все это создает очень серьезную проблему. Вопросы, связанные с повышением роли гуманитарного образования, это очень важная тема.

В настоящее время два комитета Правительства города готовят программу с рабочим названием «Толерантность», так что можно рассматривать включение предложений в эту программу. У нас есть хорошая база — прекраснейшие учебные заведения, руководители которых здесь присутствуют. У нас есть все возможности, только надо выделить наиболее важные вопросы и на них сосредоточиться. У нас есть опыт проведения круглых столов. Как представитель исполнительной власти, я бы хотел попросить вас высказать соображения, которые можно было бы исполнительной власти взять в качестве основных элементов для реализации.

И еще один момент. Может быть, рассмотреть целесообразность возрождения такого метода или способа обмена мнениями и распространения знаний среди педагогов и специалистов, как постоянно действующий семинар. Может быть, организовать систему повышения квалификации. Город может выступить здесь в качестве заказчика. Мы все сетуем на телевидение, где гуманитарная составляющая недостаточно подробно представлена, но многое зависит и от нас. Я думаю, что наши коллеги из средств массовой информации

тоже могут воспользоваться нашими рекомендациями.

В программе «Толерантность» заложены предложения, связанные с научными, экономическими исследованиями в этой области, с заказом на конкретной основе средствам массовой информации цикла передач, публикаций, связанных с положительным героем в различных областях деятельности.

Наш город не выделяется с точки зрения экстремистских выходок, тем не менее, частота подобных случаев не может не настораживать. Поэтому мы придаем большое значение сегодняшнему «круглому столу».

В. Е. СЕМЕНОВ (директор НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета)

Вы привели интересные цифры. Что касается студенчества, у нас более оптимистические данные.

В процессе учебы каждый пятый гуманитарий разочаровывается в своей специальности и способах обучения. Самая главная претензия к тому, что очень мало связи с практикой, лекционная форма преобладает. Более трети гуманитариев параллельно с учебой работают, но по специальности лишь 8%. Понятно, что ребята вынуждены работать, но в связи с этим они пропускают лекции со всеми вытекающими последствиями. Эту проблему надо решать. Может быть, надо переносить лекционные часы и т. п. Необходимо провести специальное исследование по этой проблеме.

Я бы хотел коснуться экстремизма. Экстремизм у нас сводится только к экстремизму в этнической сфере, но это только одна сторона. Возьмем, журналистику — типичная гуманитарная профессия, четвертая власть. Почему же эта четвертая власть у нас такая не гуманизированная? Санкт-Петербург должен занять здесь более определенную позицию. Студент выходит из вуза и видит казино, убогие игральные автоматы, ларьки с порнографией. Как же он живет в этой аморальной атмосфере? Духовно-нравственный климат у нас очень низкий. Президент Путин недавно сказал, что поток насилия на телевидении сказывается даже на военных проблемах. Возьмем Ксению Собчак, которая учит жить нашу молодежь, с такими учителями мы никуда не придем. «Русский шансон» — это вообще уголовная музыка. Машина одурачивания, оглупления сегодня работает на всю катушку.

Самое главное — это духовно-нравственный климат, который у нас сегодня совершенно ненормален. Осталось только два института доверия в стране — Президент и Русская Православная Церковь, а где гуманитарные ценности, роль интеллигенции, образования? Педагогическая, научная общественность должны поднять эту тему. Полтора года назад несколько представителей общественности направили открытое письмо в «Санкт-Петербургские ведомости» Валентине Ивановне Матвиенко по поводу совершенно невозможной рекламы на Невском проспекте. Надо сказать, что позитивные изменения произошли. У нас есть замечательное сообщество «Покров», которое должно сказать свое слово.

Д. С. БЕССМЕРТНЫЙ (начальник организационно-правового отдела Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга)

Вопросы образования и профессиональной ориентации молодежи видны сегодня невооруженным взглядом. По большому счету, гуманитарное образование сегодня большая роскошь, потому что капиталистический строй серьезно сужает поле деятельности для гуманитариев. Как известно, не хлебом единым жив человек, если все отношения в обществе будут построены исключительно на жажде наживы, ни к чему хорошему такое общество не придет. Если кто-то не будет заниматься образованием, нравственным воспитанием, духовными вопросами, мы ни к чему хорошему не придем.

В связи с этим на первый план здесь выходит государство. Государство должно воспринимать гуманитарное образование и соответствующее трудоустройство гуманитариев, как одно из приоритетных направлений своей деятельности с точки зрения сбалансированного развития общества, социального блага.

Необходимо действовать по нескольким направлением. Во-первых, стимулировать гуманитарное образование. В условиях развивающейся экономики очень большую роль начинают играть институты гражданского общества, общественные организации. Задача государства стимулировать развитие этих организаций, стимулировать участие этих организаций, как в выработке важных государственных решений, так и в вопросах благотворительной деятельности. А это те сферы, где

гуманитарии будут находить возможность проявлять себя.

В советское время большое внимание уделялось идеологическим вопросам. 90-е годы показали актуальность этих вопросов, оказывается, людям трудно жить без идей державности, без воспитания гражданственности и патриотизма, без нравственного воспитания. Сегодня какая-то часть общества с удовольствием воспринимает все, что льется с телеэкранов, но у какой-то части общества это вызывает отторжение, далеко не все считают, что все в жизни исчерпывается вопросами материального благосостояния. Государство должно всемерно поддерживать гуманитарную сферу, исходить из того, что не все отношения в жизни должны исчерпываться прагматическими мотивами.

Явная недоработка современного законодательства — это чрезмерная либерализация рынка труда. Высшие учебные заведения, служба занятости и работодатели, между этими структурами нет связи. Необходимо разработать правовую нормативную базу, для того чтобы между этими службами осуществлялась не только связь, но была разработана подробная процедура взаимодействия. Кроме того, необходимо, чтобы эта информация освещалась в средствах массовой информации.

Итак, две составляющие: поддержка гуманитарной сферы государством как государственного приоритета и большое внимание к созданию механизмов функционирования рынка труда в интересах государства и общества, т. е. социальная ориентированность рынка труда.

Л. В. ИЛЮШИН (специалист Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга)

На мой взгляд, не совсем логично выделять специальное гуманитарное образование. В любом образовании должна существовать гуманитарная компонента. Когда молодой человек идет осваивать профессию, необходимо уделять серьезное внимание гуманитарной компоненте, даже если эта сфера деятельности не относится к гуманитарным. Здесь точка соприкосновения исполнительной власти и тех, кто осуществляет образовательный процесс. Сегодня в городе идет разработка стандартов качества проживания. Если стандарт здравоохранения, экологический стандарт не вызывают особых вопросов, то нужно выводить на поверхность сторону, связанную с гуманитарной сферой.

Здесь уже говорили по поводу рекламы. Должен сказать, что огромное количество людей приезжают в Венецию, потому что там нет ни одной рекламной растяжки. Это решение принято нормативно.

И одна мысль, связанная с толерантностью. Конечно, толерантность — это вопрос, связанный не только с социально и психологически активной группой молодежи. Проблема толерантности пронизывает все слои общества. Здесь совокупная позиция тех, кто определяет вектор гуманитарного образования, должна быть единой. Общий климат взаимодействия людей в таком городе, как Санкт-Петербург, должен быть четко позиционирован.

Мне кажется, что наш «круглый стол» может стать очень значимой точкой продвижения вперед по взаимодействию тех, кто принимает решения, и тех, кто эти решения подготавливает путем углубленных научных исследований, идеологической работы.

Гуманитарное образование — это не определенные знания, а определенные ценности и присвоенные модели поведения между людьми. Эти модели и эти ценности должны быть свойственны абсолютно всем людям, с которыми мы сейчас совпадаем по времени и пространству.

А. С. ГОРШКОВ (ректор Северо-Западной академии государственной службы)

Я не вполне согласен с тем, что в условиях рынка гуманитарное образование не развивается. Наша педагогическая практика показывает другое. Гуманитарное образование развивается в России даже больше, чем другие направления образования. Гуманитарное образование как никогда востребовано, в вузы приходят талантливые люди, причем, юноши. Гуманитарное образование развивается по своему масштабу, по содержанию, появляются новые специальности. Технические вузы открывают гуманитарные специальности, для того чтобы сохранить традиционные направления и специальности.

Я вижу проблему в другом. Для меня необъясним факт небывалого роста системы высшего образования в России. Высшее образование из высшего превратилось в общее, потому что оно доступно всем.

С другой стороны, высшее образование есть только тогда, когда есть другие уровни: начальное, среднее. Мы должны себе представлять, что не нужно столько выпускников вузов, есть сферы деятельности, которые требуют другой

квалификации. Запросы социально-экономического комплекса не учитываются сегодня.

Есть еще одна проблема. Для того чтобы обеспечить качество высшего образования, нужно, чтобы наши обучающиеся были интеллектуально развитыми людьми, иначе нам надо упрощать программы, снижать требовательность.

Северо-Западная академия государственной службы — самый крупный вуз Северо-Запада. У нас обучается 21 тысяча студентов и до 5 тысяч слушателей. Обоснованное задание мы имеем только по одной специальности — «Государственное муниципальное управление». Все остальные специальности в академии открыты под воздействием конъюнктуры рынка образовательных услуг.

Пока мы не будем иметь четкого представления о потребности в молодых специалистах того или иного профиля, будем руководствоваться только экономическими показателями, мы наши проблемы не решим. Необходимо сдерживать рост системы высшего образования: и государственный сектор, и негосударственный.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ (ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов)

Если посмотреть формально на ситуацию, нет проблемы с гуманитарным образованием, нет проблемы с трудоустройством. Но если посмотреть вперед, то надо прогнозировать, что через 3-5 лет наступит кризис перепроизводства по целому ряду специальностей. На самом деле многие выпускники вузов не работают по специальности. С одной стороны, высшая школа не реализует свой потенциал так, как нужно, а с другой — реализует свой потенциал не на том материале, на котором нужно реализовывать.

Нужно прекращать существование «дикого» рынка подготовки кадров в Санкт-Петербурге. На сегодня Совет ректоров не в состоянии регулировать рынок.

Если говорить о пожеланиях к власти, то это — эффективно административно регулировать набор на гуманитарные и технические специальности. Надо ограничивать разбухание вузов, устанавливать планку. Первый шаг, который здесь можно сделать, это законсервировать набор на уровне любого предыдущего года. А далее надо смотреть, что происходит с потребностью в специалистах, иначе через некоторое время будет обвал рынка.

Далее, что я хотел сказать уже в более широком плане. Здесь правильно говорили о Ксении Собчак. Я полагаю, что сегодня в российской культуре происходит борьба между христианством и язычеством. Национальной идеей сегодня стала бессовестность и безнравственность. Эту идею сегодня утверждают средства массовой информации, в первую очередь центральное телевидение. Возьмем, фильм «Дневной дозор». В конце этого фильма ребенок говорит о том, что добро на самом деле хуже, чем зло, потому что светлые такие же, как темные, только они лицемерят, поэтому лучше быть темным.

Во времена коммунизма в России доминировали христианские ценности, после этого начался откат к язычеству. Мы должны говорить о том, что такое христианство — это любовь к ближнему, сострадание. Сегодня этому противостоит другая идеология — слабого толкни, сильный прав. Эта идеология утверждается средствами массовой информации. Мне кажется, что Петербургу надо посылать и административные импульсы наверх и общественные. Нам надо, чтобы наш голос на общероссийской арене звучал громче.

Советская вузовская система была очень мощным воспитательным фактором. С начала 70-х годов эта воспитывающая роль стала снижаться. Сегодня Санкт-Петербург является, по сути, воспитателем со знаком «минус», потому что приезжающий к нам молодой человек имеет массу шансов набрать много дряни в свой личностный багаж и пойти не по тому пути развития. Меня беспокоит общая ситуация с культурой в нашем городе. Питерская культура разрушается, Правительство города должно инициировать соответствующую программу, тогда вузам будет легче с воспитанием.

С. А. ГОНЧАРОВ (проректор по учебной работе РГПУ им. А. И. Герцена)

Сегодня назрела потребность не только в таких «круглых столах», необходимо вести серьезную работу по анализу и прогнозированию возможностей складывающегося рынка труда в Санкт-Петербурге. Необходима интеграция не только в рамках «круглого стола», но в рамках центров, которые занимаются этой работой систематически.

Мы готовим специалистов, а они не работают по специальности. Мне кажется, что сегодня требует пересмотра представление о том, что такое гуманитарные специальности,

насколько они соответствуют рынку труда. Здесь есть несоответствие. С другой стороны, новое понимание подготовки гуманитариев в современных условиях дает возможность заполнять новые ниши труда.

Если мы создадим центр, который будет заниматься профессионально аналитикой потребностей рынка труда в аспекте компетенций специалистов-гуманитариев и будет оказывать помощь развитию гуманитарного направления, в частности применению гуманитарных технологий, через пять лет мы не окажемся в ситуации перепроизводства или каком-то ином тупике.

Г. А. БОРДОВСКИЙ

Старая вузовская номенклатура не соответствует реалиям гуманитарной сферы сегодня. Это очень важно исправить, чтобы не было

ситуаций, когда в дипломе записана специальность, которой нет ни в одном штатном расписании.

Когда мы говорим о проблеме гуманитарного образования, мы видим две ипостаси. Первая заключается в том, что существует признанный рынок гуманитарного труда, гуманитарные профессии существуют, поэтому существует и будет существовать подготовка специалистов в этой сфере. Это одна сторона вопроса. Но совершенно очевидно, что есть вторая проблема гуманитарного образования не только в нашем городе, но и в стране в целом. С моей точки зрения, у нас нет ни экономического кризиса, ни политического кризиса, ни экологического кризиса, у нас есть один кризис — кризис нравственности в обществе. Это очень глубокий кризис.

РЕКОМЕНДАЦИИ

круглого стола Совета ректоров Санкт-Петербурга «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ПОТРЕБНОСТИ В СПЕЦИАЛИСТАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ НА РЫНКЕ ТРУДА ГОРОДА»

Участники круглого стола «Тенденции развития гуманитарного образования в Санкт-Петербурге и потребности в специалистах гуманитарного профиля на рынке труда города», обсудив современное состояние гуманитарного образования в Санкт-Петербурге, основные тенденции развития рынка труда и требования, предъявляемые к профессиональной деятельности специалистов гуманитарного профиля, отмечают, что в последнее время:

• активно формируется гуманитарный сектор образования в классических университетах, творческих и технических вузах Санкт-Петербурга;

• повышается интерес выпускников общеобразовательных школ к овладению гуманитарными специальностями, что ведет к устойчивому росту конкурса на факультеты и отделения гуманитарного профиля в вузах Санкт-Петербурга;

• наблюдается увеличение числа новых образовательных программ по подготовке специалистов гуманитарного профиля;

• осуществляется постепенный переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования, которая включает бакалавриат и магистратуру;

• совершенствуется содержание гуманитарного образования с учетом специфики развития Северо-Западного региона и Санкт-Петербурга как культурного мегаполиса России и Европы;

• укрепляются отношения вузов с работодателями, учитываются их мнения и оценки в подготовке современных специалистов;

• обновляется интеллектуальный потенциал Санкт-Петербурга через обширную сеть и активную деятельность диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней по гуманитарным наукам;

• развиваются разнообразные направления международного сотрудничества вузов в сфере подготовки кадров, совершенствования образования и студенческих обменов, формирующие имиджевую стратегию развития Санкт-Петербурга как международного университетского города.

Вместе с тем участники круглого стола отмечают:

• отсутствие системных отношений и последовательного механизма взаимодействия между подготовкой специалистов гуманитарного профиля и потребителем в согласовании образовательных программ и профессиональной компетентности, в прогнозировании востребованности специалистов гуманитарного профиля на рынке труда и в новых сферах деятельности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.