Научная статья на тему 'Тенденции развития государственно-частного партнерства на региональном уровне'

Тенденции развития государственно-частного партнерства на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедалиева Ольга Вячеславовна

Рассмотрены тенденции развития государственно-частного партнерства на региональном уровне. Выявлено, что несмотря на наличие конкурентных преимуществ, Орловская область находится в группе регионов с незначительным инвестиционным потенциалом и умеренным риском. Это говорит о недостаточном использовании регионом своего потенциала. В Орловской области еще не получили развитие проекты ГЧП. Большинство осуществляемых в области инвестиционных проектов либо полностью реализуются государством, либо наоборот только бизнесом. Развитие, становление и реализация проектов ГЧП могут значительно изменить ситуацию в лучшую сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS AT THE REGIONAL LEVEL

The article considers tendencies of development of public-private partnerships at the regional level. It was revealed that despite the existence of competitive advantages, Orel region is in the group of regions with insignificant potential and moderate risk. This indicates insufficient use of the region's potential. In the Oryol region has not yet received the development of PPP projects. The most current in the sphere of investment projects either fully implemented by the state or Vice versa only business. Development, establishment and implementation of PPP projects can significantly change the situation for the better.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития государственно-частного партнерства на региональном уровне»

УДК 334.723

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

О.В. Магомедалиева

Рассмотрены тенденции развития государственно-частного партнерства на региональном уровне. Выявлено, что несмотря на наличие конкурентных преимуществ, Орловская область находится в группе регионов с незначительным инвестиционным потенциалом и умеренным риском. Это говорит о недостаточном использовании регионом своего потенциала.

В Орловской области еще не получили развитие проекты ГЧП. Большинство осуществляемых в области инвестиционных проектов либо полностью реализуются государством, либо наоборот только бизнесом.

Развитие, становление и реализация проектов ГЧП могут значительно изменить ситуацию в лучшую сторону.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, инвестиции.

Государственно-частное партнёрство за последние годы перестало быть чем-то экзотическим и стало вполне привычным экономическим понятием в России. Настолько привычным, что оно прочно вошло в организационную структуру государственных органов и инфраструктуру рынка. Появились соответствующие департаменты в министерствах, советы при органах власти, многочисленные профильные центры и агентства. К сожалению, степень освоенности данного метода в реализации общественных проектов в регионах разная.

По темпам роста инвестиций Орловская область в 1 квартале 2012 года - на 3 месте в ЦФО, в 1 полугодии - на 8 месте. Региональное законодательство гарантирует широкий спектр государственной поддержки инвесторов. В 2011 году валовой региональный продукт составил более 124 млрд рублей. В Орловской области сосредоточена крупная промышленная база. В структуре производственного потенциала - точная электроника, электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, черная и цветная металлургия, пищевая и легкая промышленность. Специально разработанная программа улучшения инвестиционного климата действует в регионе с апреля прошлого года. Она разработана с учетом рекомендаций Минэкономразвития РФ, некоммерческого партнерства «Деловая Россия» и подготовлена на основе рекомендаций бизнеса и лучших региональных практик. Программа подразумевает совершенствование нормативной правовой базы, создание инфраструктуры сопровождения проектов, стимулирование приоритетных направлений и, конечно, формирование позитивного имиджа области в глазах тех, кто ищет варианты для продвижения своего бизнеса [3].

Правительство Орловской области декларирует гарантированность инвесторам налоговых преференций. Освобождение от налога на имуще-

ство действует в течение одного налогового периода для компаний, вложивших от 100 до 500 млн рублей, двух периодов для компаний, вложивших от 500 млн до 2 млрд рублей, трех периодов для компаний, вложивших более 2 млрд рублей. В форме снижения процентных пунктов налога на прибыль в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта: от 100 до 500 млн - на 1,5%, от 500 млн до 2 млрд - на 3%, свыше 2 млрд - на 4,5%. Объем предоставленных льгот растет из года в год. Если в 2010 году объем льгот по налогу на имущество организаций, предоставляемых для реализации инвестиционных проектов, составлял 37 млн рублей, то уже в 2011 году он достиг 70 млн, прогнозируемый рост в 2012 году -до 79 млн. Только за последнее время принят целый пакет законов и нормативных актов по оказанию господдержки инвестиционной деятельности в форме предоставления налоговых преференций, государственных гарантий, развитию государственно-частного партнерства.

В борьбе за инвестиционные ресурсы область ярко позиционирует себя как регион активного развития. Орловский экономический форум, который прошел в начале июня в ультрасовременном комплексе «ГРИНН», стал одним из таких успешных презентационных мероприятий, позволивших региону показать свой потенциал, найти новых партнеров и расширить уже устоявшееся сотрудничество. Как результат, в ходе форума подписаны 11 инвестиционных соглашений на сумму около 30 млрд рублей. Во многом благодаря форуму состоялась встреча губернатора области и регионального уполномоченного посольства Германии в РФ. Эта страна - в числе 79-ти государств, с которыми у Орловской области прочные торгово-экономические связи. Есть и другие мощные инвестиционные драйверы. Среди них - подготовка к предстоящему через 4 года празднованию 450-летия Орла. Это не просто программа мероприятий, а серьезный инфраструктурный проект, призванный сделать город одним из самых продвинутых в стране и укрепить имидж особо перспективной территории для поддержки - как со стороны частных инвесторов, так и со стороны государства.

Согласно Закона Орловской области от 12 октября 2011 г. № 1277-ОЗ «Об участии Орловской области в государственно-частных партнер-ствах» под ГЧП понимают комплексное взаимодействие государства и частного сектора с целью привлечения на контрактной основе органами власти бизнес-структур к решению задач, которые относятся к публичному сектору. Регион работает и по линии привлечения средств Инвестиционного фонда РФ, и по организации взаимодействия с Внешэкономбанком.

В Центр ГЧП Внешэкономбанка направлены предложения по включению проектов модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Орловской области в программу типовых проектов Внешэкономбанка на сумму более 4 млрд. рублей. В настоящее время прорабатывается возможность формирования проектов ГЧП [1.

Развитие ГЧП в регионе находятся на начальном этапе. Формируется центр ГЧП Орловской области в форме обособленного отдела в составе региональной администрации и Агенство инвестиционного развития. До настоящего момента использовалось федеральное и региональное законодательство, регулирующее бюджетную и инвестиционную деятельность, градостроительное законодательство, закон о концессионных соглашениях, законодательство о тарифах, а также нормативная база, регулирующая взаимодействие с Инвестиционным фондом РФ и регулирующая отдельные виды деятельности, также используется закон Орловской области от 12.10.2011 N 1277-ОЗ «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах».

Сейчас в регионе в большей степени преобладают инвестиционные проекты. Они реализуются такими компаниями, как «РЖД» (2 500 млн руб.), «Афина Паллада» (17 000 млн руб), «Sanofi aventis» (1 500 млн руб.), «Kerama marazzi» (10 000 млн руб.), «Эксима» (10 000 млн руб.), «Rusnano» (500 млн руб.), «Московский Индустриальный Банк» (2 400 млн руб.), «Гринн компания» (1 300 млн руб.), общей суммой в 45200 млн руб. Планируются к реализации еще два инвестиционных проекта: индустриальные парки «Зеленая роща», находящийся в Мценском районе, Подмокринском с/с, п. Воля, и «Орел», который располагается в северной части Орла [6].

В Орловской области еще не получили развитие проекты ГЧП. Большинство осуществляемых в области инвестиционных проектов либо полностью реализуются государством, либо наоборот только бизнесом.

Орловская область имеет ряд достоинств, таких как удобное географическое положение (регион расположен на пересечении основных автомобильных и железнодорожных магистралей «Север-Юг» (Москва-Харьков-Крым-Кавказ) и «Запад-Восток» - Рига-Воронеж-Саратов); умеренно-континентальный климат, который позволяет развивать большинство видов с/х производства; наличие одного нефтяного и трёх газовых международных трубопроводов, имеющих важное стратегическое значение [3].

Несмотря на наличие конкурентных преимуществ, Орловская область находится в группе регионов с незначительным инвестиционным потенциалом и умеренным риском. Это говорит о недостаточном использовании регионом своего потенциала, который можно повысить, за счет внедрения проектов ГЧП. Развитие, становление и реализация проектов ГЧП может значительно изменить ситуацию в лучшую сторону.

Рассмотрим существующую ситуацию в сравнении с показателями развития ГЧП других субъектов Российской Федерации.

Центром развития государственно-частного партнерства ежегодно проводится исследование с целью определения уровня развития субъектов Российской Федерации для реализации проектов государственно-частного партнерства. Исследование призвано систематизировать накопленный региональный опыт при реализации ГЧП-проектов и продемонстрировать

объективную картину развития государственно-частного партнёрства на территории Российской Федерации.

Результаты рейтинга с одной стороны упрощают для частного инвестора процедуру выбора потенциального публичного партнера для реализации того или иного проекта ГЧП, с другой - стимулируют региональные администрации совершенствовать институциональную среду в сфере ГЧП и накапливать опыт реализации ГЧП-проектов.

При оценке потенциала регионов для привлечения инвестиций в проекты ГЧП учитываются следующие факторы:

- развитость институциональной среды в сфере ГЧП в регионе;

- опыт региона по реализации ГЧП-проектов;

- инвестиционная привлекательность региона для инфраструктурных инвесторов.

Рейтинг основывается на данных по 131 ГЧП-проекту из 60 регионов (табл.1) [5].

Согласно представленным данным Орловская область занимает только 59 место в рейтинге.

Таблица 1

Рейтинг текущего состояния развития ГЧП в субъектах Российской Федерации в 2014 г (фрагмент)

Субъект Российской Федерации Оценка потенциала для привлечения частных инвестиций в проекты ГЧП Место в рейтинге

Санкт-Петербург 73,9 1

Республика Татарстан 70,6 2

Новосибирская область 65,5 3

Свердловская область 63,9 4

Нижегородская область 62,3 5

Воронежская область 60,4 6

Ленинградская область 55,0 7

Самарская область 54,3 8

Ярославская область 52,7 9

Краснодарский край 51,8 10

Орловская область 26,0 59

Чукотский автономный округ 6 83

В первую очередь стоит выделить лидеров рейтинга: Санкт-Петербург и Республику Татарстан, которые обладают наивысшей инвестиционной привлекательностью (10 баллов по оценкам составителей Рейтинга) и имеют большой опыт реализации региональных ГЧП-проектов и развитую институциональную среду.

Регионы, представленные в первой пятерке, обладают наибольшим опытом при реализации ГЧП-проектов. Лидером по количеству проектов является Новосибирская область. Также значительный опыт накоплен в Свердловской и Нижегородской областях. Нижегородская область стала лидером по развитости практики применения концессионных соглашений на территории РФ, а Свердловская область обладает значительной инвестиционной привлекательностью (9 баллов). Также в лидеры рейтинга вошла и Воронежская область, которая выделяется наивысшим показателем по развитости нормативно-правовой базы для реализации ГЧП-проектов на территории субъекта. Примером может служить детальная проработка отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок реализации проектов на территории области. В Постановлении Правительства Воронежской области «О порядке принятия решений о заключении концессионных соглашений» от 18.02.2011, утвержден порядок принятия решений о заключении концессионных соглашений и определен уполномоченный орган власти, являющийся концендентом [4].

Представленные в сегменте «высокий потенциал» регионы характеризуются наличием относительно небольшого опыта реализации ГЧП-проектов (1-2 проекта), стабильной инвестиционной привлекательностью (6-8 баллов) и наличием номативно-правовой базы в сфере ГЧП, находящейся в стадии становления. В данной группе представлены в том числе и ведущие российские регионы (Москва и Краснодарский край), на территории которых в настоящий момент государственно-частное партнерство можно охарактеризовать как находящееся в стадии формирования, но при этом уровень инвестиционной привлекательности максимально возможный. Также стоит отметить регионы, которые активно внедряют практику реализации проектов ГЧП и обладают уже сложившимся опытом в данной сфере, это Пермский край, Ярославская область, Липецкая область, Самарская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Регионы, представленные в данном сегменте рейтинга, в настоящий момент характеризуются высоким потенциалом для привлечения частных инвестциций в проекты государственно-частного партнерства.

В сегменте рейтинга «средний потенциал» находятся регионы, в которых государственно-частное партнерство характеризуется стадией формирования первичного опыта, но при этом создаются условия для гармоничного развития механизмов ГЧП. В основном здесь представлены регионы, в которых проекты ГЧП находятся еще на прединвестиционной стадии (в частности проект «Строительство западного обхода г. Волгограда»), а также регионы, в которых усилиями администраций создаются условия для привлечения частного инвестора. Характерна позиция Московской области, которая обладает самым высоким инвестиционным потенциалом (10 баллов, наряду еще с 4 субъектами РФ), но при этом, пока еще не имеет ни одного регионального проекта, который находился бы в

стадии реализации. Также стоит отметить, что в данном сегменте находятся регионы с высоким уровнем экономического развития (Омская область, Красноярский край, Калининградская область), которые при определенной политической воле руководства субъекта могут иметь все шансы занять лидирующую позицию в рейтинге.

Регионы, находящиеся в сегменте «низкий потенциал», характеризуются низким уровнем развития нормативно-правовой базы, влияющей на реализацию проектов государственно-частного партнерства и не самой высокой инвестиционной привлекательностью (в среднем 4 балла). Также стоит отметить, что в данной группе регионов только Мурманская область.

Анализируя реализацию проктов ГЧП по сферам (табл.2), можно сказать, что наибольшее распространение в целом по РФ имеют проекты в социальной инфраструктуре, в ЦФО распределение количества реализуемых проектов между сферами применения ГЧП не столь значительно, как скажем в ПФО и СФО.

Общий объем привлеченных частных инвестиций в проекты ГЧП составляет -913,4 млрд. рублей (87,44 % от суммарной стоимости проектов) [1].

90 ГЧП-проектов в настоящий момент находятся на стадии реализации и управления.

Таблица 2

Сравнительная таблица реализации проектов по сферам и федеральным округам

Фед.округ/ сфера Коммунальная Социальная Транспортная Энергетическая Общий итог

ДВФО - - 2 2 4

ПФО 9 17 5 3 34

СЗФО 4 8 7 4 23

СКФО - 3 - 1 4

СФО 1 10 6 7 24

УФО 2 6 2 1 11

ЦФО 5 7 5 4 21

ЮФО 2 5 3 - 10

Общий итог 23 56 30 22 131

Суммарная стоимость проектов ГЧП по состоянию на начало 2014 года (на всех стадиях реализации) составляет - 1,044 трлн. рублей (рис. 1).

53% проектов ГЧП реализуются на условиях концессионного соглашения (рис.2).

■ Приостановленный

■ На конкурсе

I Реализованный\управ ляемый

■ Разрабатываемый

57%

■ Реализуемый 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рис.1. Стадии реализации ГЧП проектов по состоянию

на начало 2014 года

В Российской Федерации закон о концессионных соглашениях вступил в силу с 2005 года. Причиной слабого развития форм и видов концессионных соглашений является, прежде всего, слабая защищенность прав концессионера. Эта незащищенность обозначена не только рисками, связанными с самим проведением работ, в рамках концессионного соглашения, но также и с необходимостью оплаты государству концессионного соглашения.

Рис.2. Формы реализации ГЧП проектов по состоянию

на начало 2014 года

Более подробная информация о сравнении количества проектов по формам реализации ГЧП проектов и сферам по состоянию на начало 2014 года представлена в табл.3.

Для улучшения социально-экономического и конкурентного положения в Орловской области предстоит сделать еще многое - от создания и улучшения собственных производств своими силами, до совершенствования нормативно-правовой базы и привлечения частных инвестиций. Начальные шаги уже предприняты в виде разных инвестиционных проектов.

Таблица 3

Сравнительная таблица форм реализации ГЧП проектов по сферам по состоянию на начало 2014 года

Форма \ сфера Коммунальная Социальная Транспортная Энергетическая Общий итог

Аренда с инвестиционными обязательствами 1 3 - - 4

Государственные закупки с отсрочкой платежа 1 2 3 - 6

КЖЦ 4 1 - 5

Концессия 14 26 15 15 70

Региональный закон 7 21 11 7 46

Общий итог 23 56 30 22 131

Рассмотрим динамику инвестиций в основной капитал по Орловской области (59 место в рейтинге) и Калужской области, занимающей 22 место в рейтинге.

На рис.3 приведены данные по количеству средств, которые были вложены за этот период в основной капитал за 2011-2013 гг. по Калужской и Орловской области.

2011 г 2012 г 2013 г

Рис.3. Инвестиции в основной капитал по Калужской и Орловской областям

Сравнительная характеристика динамики и структуры инвестиции в основной капитал по Калужской и Орловской областям представлены в табл.4 [7].

На основе представленных данных можно сделать следующие выводы: количество инвестиций в основной капитал в Калужской области, в разы выше, чем в Орловской; удельный вес инвестиций, финансируемых за счет бюджетных средств в Калужской области меньше, чем в Орловской, несмотря на это их сумма наоборот, больше.

Таблица 4

Сравнительная характеристика динамики и структуры инвестиции в основной капитал по Калужской и Орловской областям

Показатель Год Калужская область Орловская область

Инвестиции в основной капитал финансируемых за счет бюджетных средств, млн руб. 2011 7 785,021 3 463,425

2012 9 683,57 3 837,51

2013 10 444,972 5 249,56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств, проценты к общему объему. 2011 12,9 17,5

2012 13,0 18,3

2013 15,1 14,8

Проекты государственно-частного партнерства, реализуемые в регионах России, при правильном подходе, позволили бы достигнуть в некоторых сферах существенных результатов и в Орловской области.

И в настоящее время выработка четкой государственной политики по ГЧП имеет ключевое значение для дальнейшего социально-экономического развития России.

Список литературы

1. EY: объем инвестиций в инфраструктурные проекты в РФ достигнет 969 млрд долл к 2030 г [Электронный ресурс] / «Expert Online». 23 мая 2014. Режим доступа: http://expert.ru/2014/05/23/ey-ob_em-investitsij-v-infrastrukturnyie-proektyi-v-rf-dostignet-969-mlrd-doll-k-2030-g/

2. Аналитический отчет по результатам исследования «Развитие государственно-частного партнерства в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура» [PDF] / сайт Центра развития государственно-частного партнерства. М., 2010. 34 с. URL: http://pppcenter.ru/assets/files/Anons/a_CFO%203.pdf

3. Загоровская В. Инвестиционный портрет Орловской области [Электронный ресурс] / В. Загоровская. Sfera.fm. 25.07.2012 г. Режим доступа: http://sfera.fm/analitika/investicionnyy-portret-orlovskoy-oblasti.html

4. Промышленник России [Электронный ресурс]: ГЧП в России: точечные проекты или масштабные институты / Официальный сайт журнала Промышленник России, 2013. Режим доступа: http://promros.ru.

5. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации [PDF]. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. 13 с. URL: http:// pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf

6. Официальный сайт Администрации г.Орла [Электронный ресурс] / Администрации г.0рла.0рел,2013.Режим доступа: http://www.orel-adm.ru/

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/

Магомедалиева Ольга Вячеславовна, канд. экон. наук, доц., olga-magomedalieva@yandex.ru, Россия, Орел, Госуниверситет-УНПК

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS

AT THE REGIONAL LEVEL

O.V. Magomedalieva

The article considers tendencies of development of public-private partnerships at the regional level. It was revealed that despite the existence of competitive advantages, Orel region is in the group of regions with insignificant potential and moderate risk. This indicates insufficient use of the region's potential. In the Oryol region has not yet received the development of PPP projects. The most current in the sphere of investment projects either fully implemented by the state or Vice versa only business. Development, establishment and implementation of PPP projects can significantly change the situation for the better.

Keywords: public-private partnership investments.

Magomedalieva Olga Vyacheslavovna, candidate of economic Sciences, docent, ol-ga-magomedalieva@yandex.ru, Russia, Orel, State University Education Science Production Conplex.

УДК 339.138

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА В УПРАВЛЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПРОДУКТОМ

Т. С. Киселева

Рассмотрены принципы развития инновационного маркетинга в управлении интеллектуальным продуктом, раскрыты понятия вирусного и партизанского маркетинга и обозначена область применения данных инструментов.

Ключевые слова: инновационный маркетинг, интеллектуальный продукт, партизанский маркетинг, вирусный маркетинг.

В управлении продуктом или продукт-менеджменте содержится следующая идея: организовать производство таких продуктов, которые смогут удовлетворить нужды, запросы и потребности потребителей. Но без грамотной маркетинговой стратегии все усилия по продвижению своего продукта будут недостаточными.

Маркетинг во всех сферах деятельности претерпевает существенные изменения в связи с текущей и прогнозируемой экономической ситуацией. Кроме того, современный потребитель за долгое время «маркетинговых войн» успел адаптироваться к «рядовым» способам и методам воздействия на него. Исходя из вышеуказанного, возникает необходимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.