Научная статья на тему 'Тенденции развития фундаментальных и прикладных исследований в туризме и рекреации'

Тенденции развития фундаментальных и прикладных исследований в туризме и рекреации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1997
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ФЕНОМЕН ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / TOURISM / RECREATION / DEVELOPMENT TENDENCIES / TOURISM PHENOMENON / TOURISM CLUSTER / TOURIST DESTINATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кружалин В. И.

Туризм рассмотрен как феномен XX столетия. Отмечена важность комплексного изучения рекреационных свойств территорий для успешного и устойчивого развития туризма. Перечислены принципы районирования территорий. Определены универсальные принципы для выделения всех иерархических уровней туристско-рекреационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кружалин В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development trends of fundamental and applied research in tourism and recreation

Tourism examined from the perspective of the phenomenon of the XX century. Comprehensive study of recreational property areas for successful and sustainable tourism development is highlighted. The principles of zoning territory are listed. Universal principles for the selection of all hierarchical levels of tourism and recreation space are identified.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития фундаментальных и прикладных исследований в туризме и рекреации»

3. Активное продвижение на рынке и эффективная рекламная политика.

4. Реструктуризация и реформирование бизнеса, оптимизация налоговых платежей.

5. Сокращение затрат, минимизация рисков, совершенствование бизнсс-про-цсссов.

6. Внедрение ГГ-технологий, совершенствование интернет-порталов, расшире-

ние доступа к российским и международным системам on-line бронирования.

7. Повышение квалификации персонала.

Властям всех уровней, обществу предстоит предпринять скоординированные действия для создания конкурентоспособного российского турпродукта и значительного роста туристской привлекательности страны.

В. И. КРУЖАЛИН

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРИЗМЕ И РЕКРЕАЦИИ

УДК 338.48-6:001.891

Туризм рассмотрен как феномен XX столетия. Отмечена важность комплексного изучения рекреационных свойств территорий для успешного и устойчивого развития туризма. Перечислены принципы районирования территорий. Определены универсальные принципы для выделения всех иерархических уровней туристско-рекреационного пространства

Ключевые слова', туризм, рекреация, тенденции развития, феномен туризма, туристский кластер, туристская дестинация.

Tourism scamined from the perspective of the phenomenon of the XX century. Comprehensive study of recreational property areas for successful and sustainable tourism development is highlighted. The principles of zoning territory are listed. Universal pri ncipiesfor the selection of all hierarchical la/els of tourism andrecreation space are identified.

Key words: tourism, recreation, development tendencies, tourism phenomenon, tourism cluster, tourist destination.

Туризм провозглашен феноменом XX столетия, а в начале XXI в. он фактически стал одним из ведущих направлений социально-экономической и культурной жизни большинства стран мира. Можно утверждать (и опыт многих стран мира, в том числе и России, свидетельствует об этом), что туризм сегодня становится

важнейшей составной частью жизнеобеспечения деятельности человека, направленной на восстановление и развитие его физических, духовных и интеллектуальных сил в нерабочее время. Одной из главных задач государства, органов законодательной и исполнительной власти всех уровней становится организация

отдыха и туризма как важнейшей потребности и нормы жизни россиян. Туризм и отдых выполняют также важнейшую профилактическу ю фу нкцию, связанную со здоровьем человека; способству ют интеллектуальному и духовному развитию личности; являются одними из стабильно растущих источников получения доходов для государства. Туризм вносит значительный вклад в устойчивое развитие регионов как страны, так и мира в целом. При этом мы принимаем содержательное определение у стойчивого развития в трактовке Н. С. Касимова и Ю. Л. Мазурова [9]: «как процесс модернизации социу ма на основе синтеза традиций и экологически приемлемых инноваций».

Успешное и устойчивое развитие туризма невозможно без комплексного изучения рекреационных свойств территорий. Мы наблюдаем взрыв интереса к этому сектору научных исследований о туризме. Туристско-рекреационные пространства являются объектом исследования рекреационной географии, а его субъектом - рекреанты. Резко возросший интерес к туристско-рекреационному' развитию регионов, переход к рыночным отношениям и ряд дру гих факторов заставляют искать новые теоретические и методологические подходы к изучению и развитию рекреационных территорий, поиску инновационных методов районирования.

Такого рода исследования базируются на представлениях о территориальной туристско-рекреационной системе, которая представляет собой совокупность объектов сферы рекреации и туризма, объединенных пространственными отношениями и вещественно-энергетиче-скими связями, формирующими туристские потоки.

Следует отметить, что феномен туризма охватил практически весь мир, его наземную, подземную, надводную, подводную. возду шну ю части и даже околоземное космическое пространство. Человек с туристскими целями побывал практически везде. Таким образом, все пространство Земли, с точки зрения реализации туризма и отдыха, можно рассматривать как глобальное ту ристско-рекреационное пространство. Вместе с тем мы видим, что реально существует целая иерархия туристско-рекреационных пространств (от глобального до локального), основанная на принципах районирования. Напомним, что под районированием понимают метод членения исследуемой территории (акватории) на такие таксоны, которые отвечали бы по крайней мере двум критериям;

1) специфике выделяемых территориальных ячеек;

2) взаимосвязанности насыщающих эти ячейки элементов. Результатом районирования является сетка районов, которая отражает объективную иерархичность пространственных систем. При этом как районы одного уровня, так и иерархическая цепочка районов разных уровней должны отвечать заранее заданным типологическим и классификационным характеристикам.

На сегодняшний день мы имеем много примеров физико-географического, социально-экономического и других видов районирования. При этом любое районирование до.лжно подчиняться общегео-графическим принципам. Практика районирования показывает, что таких принципов четыре:

I. Констру ктивность - характеризуется целью районирования, которая определяет выбор районообразу лощих признаков.

2. Объективность - определяется четкостью критериальных значений признаков.

3. Многоаспектность - определяется необходимостью многофакторного анализа.

4. Иерархичность - характеризуется делением территорий на кру пные и малые таксоны.

В настоящее время имеется достаточно обширный отечественный опыт изучения туристско-рекреационных пространств (ТРП) и большое разнообразие принципов районирования - от глобального уровня (туристско-рскрсационные макрорегионы) до выделения элементарных ту ристских и рекреационных объектов [6.'7. 8. II. 13].

Выбор принципов районирования ТРП зависит от целей и масштабности (от всего мира в целом до конкретных ту ристско-рекреационных объектов) исследования.

Универсальными принципами для выделения всех иерархических уровней туристско-рекреационного пространства являются:

1) принцип делимости территории до границ элементарного туристско-рекреа-ционного объекта;

2) принцип наличия рекреационного потенциала;

3) принцип наличия рекреационной функции.

Для самых крупных ТРП, охватывающих континенты и гру ппы стран (макрорегионы и регионы), можно выделить сочетание природно-географического, экономического и социокультурного принципов (первая группа ТРП).

Вы д е ле нис ту ристско -ре креацио нны х зон и районов основывается на вышеназванных принципах и на использовании принципа рекреационной специализации (вторая гру ппа ТРП).

Третья группа туристско-рекреационных пространств основана на принципах выделения территориальных рекреационных систем, т. е. наличии на территории: рСКреаНТОВ. ПрирОДНО-КуЛЬТУрНОГО КОУ1-плекса, инженерных объектов, обслуживающего персонала и систем управления. В эту гру ппу входят ТРП самого низкого таксономического ряда с наименьшими по площади территориями и просто устроенной территориально-

рекреационной системой.

Выявленные принципы выделения туристско-рекреационных пространств разного иерархического уровня можно подразделить на у ниверсальные и специализированные (характерные для определенного уровня иерархии). Сделанные обобщения. однако, не дают права утверждать, что только эти принципы выделения туристско-рекреационных пространств универсальны, стабильны и объективны. Районирование имеет не только научную, но и практическую ценность. Оно позволяет сравнивать районы друг с другом, чтобы узнать, какие связи и характеристики важны для развития туризма в данном районе; каков возможный прогноз развития инду стрии туризма на интересующих нас территориях и т. п. Приводимые во многих туристских изданиях различные схемы рекреационного районирования, по оценкам специали-стов-экспертов, безнадежно устарели и не отражают реальной картины российского туристского рынка. К сожалению, в условиях развития рыночных отношений до настоящего времени основные принципы, подходы и методы туристско-рекреационного районирования недостаточно разработаны. Районирование - это базис для организации и развития туризма в регионах любого ранга. В отечественной науке теория и практика районирования осно-

вывается на представлениях о районе, а его ядром служит территориальная система. При этом все районы ранжируются с точки зрения ту ристско-рекреационной ценности и освоенности.

Россия, как и многие другие страны мира, активно интегрируется в мировое туристское пространство. Страны и регионы мира заметно отличаются друг от друга по уровню развития ту ризма. Зако-номерности пространственной организации туризма, его поляризации и концентрации уже нашли отражение в новейших динамических моделях, согласно которым межрегиональные внутрирайонные пропорции являются результатом возникновения и пространственной передачи новшества (инновации). Инновация определяется как любой новый объект, явление или процесс на конкретной территории. В рекреационной географии в качестве инновации могут рассматриваться новые виды туристских продуктов, модели туристского бизнеса и поведения туристов. усовершенствованные технологии ту ристского обслуживания. Технологические, социальные, экономические и иные нововведения появляются в разное время в отдельных точках пространства. Место их зарождения принято называть Центром, а среда их распространения именуется Периферией.

Известный американский ученый И. Валлерстайн [3] разработал концепцию мировых систем, которая имеет особое значение для понимания закономерностей эволюции современного туризма. Согласно этой концепции пространственная стру кту ра мирового хозяйства состоит из трех ярусов: Центра, По-лупериферии и Периферии, различающихся уровнем экономического развития, ролью и специализацией в системе мирового хозяйства.

И. Валлерстайн ввел понятие Полупе-риферии как промежуточного звена, обладающего свойствами Центра и Периферии. Это самое динамичное звено в иерархической систсую ушровой экономики, придающее ей устойчивость. Территориальная структура мирового ту ризма во многом совпадает с географией мирового хозяйства. В ней также выделяются центр, полупериферия и периферия, которые находятся в постоянной динамике. Они связаны потоками туристов, факторов производства туристских продуктов - капитала и рабочей силы, трансфером технологий туристского обслуживания и валютно-финансовыуш отношениями. Благодаря многомерным экономическим связям мировое туристское сообщество из рыхлой совокупности сосуществующих стран превращается в целостную сложную динамично развивающуюся систему глобального, мирового рекреационного пространства. Это глобальное пространство представляет собой сочетание национальных рекреационных пространств с разным уровнем развития туризма.

А. Ю. Александрова [1] выделяет пять групп стран по совокупности показателей социально-эконоушческого развития, туристского спроса и туристского предложения, а также значимости туризма в экономике страны. Первая и вторая гру ппы (всего 11 стран) отнесены к странам центра мирового рекреационного пространства. Третья группа стран отнесена к полупериферии рекреационного пространства, а четвертая и пятая составляют ее периферию. Такой подход дает основания для типологического районирования стран, форушрующих мировое рекреационное пространство.

Типологический подход достаточно хорошо разработан в отечественной рекреа-

ционной географии при выделении рекреационных пространств. На основе типологии выявлялось разнообразие функций рекреационных систем, формы ее организации, иерархичности и динамичности. По мерс углубления исследований территориальных систем длительного

и. особенно, кратковременного отдыха складывалась их пространственная типология. В зависимости от территориальной ориентации в современной литературе выделяются рекреационные пространства мирового национального, зонального, регионального значения. В пределах региональных рекреационных систем выделяются рекреационные пространства более низкого таксономического ряда. Как правило, типологическое районирование проводится в границах политико-административного деления.

В качестве одного из последних примеров типологического районирования регионов России для развития международного туризма можно привести исследование по комплексной оценке турист-ско-рекреационного потенциала в сочетании с анализом въездного международного туризма и социально-экономических условий его реализации [10]. Оценка совокупного влияния уровня рекреационного потенциала и социально-экономических условий позволяет дифференцировать все су бъекты Российской Федерации по четырем типам регионов и перспективам развития международного туризма в них: благоприятные, относительно благоприятные, недостаточно благоприятные и неблагоприятные.

В западной научной литературе, имеющей отношение к туризму, опериру ют понятием «дестинация». Территория с такиу! названием должна уже изначально отвечать основным требованиям наличия

необходимых услуг для ту риста (проживание. транспорт, питание, развлечения), культурно-исторических и природных достопримечательностей, современных информационных систем и си-стсУ1ы безопасности. Формирование любой дестинации - это пространствен-но-врс.У1енной процесс. Концепция жизненного цикла туристской дестинации важна при принятии стратегических решений организации и развития туристско-рекреационной деятельности. В западных концепциях формирования ту-ристско-ре крсацио нно го пространства реализу ются, как правило, три общенаучных подхода (принципа): комплексный, исторический (временной) и деятельностный, отводящий решающую роль туристской деятельности в формировании туристской дестинации. В качестве примера можно привести динамическую модель территориальной организации туристской деятельности Ж. М. Миосе-ка, со-

четающую географический и психологический подходы (излагается в интерпретации у чебника «География ту ризма» [4. с. 611).

Эта модель основана на изучении объективно складывающихся региональных систем туристского обслуживания, поведения туристов и местного населения в принимающих районах, процессов управления туристской территорией. Ж. М. Миосеком убедительно доказано, что по мере освоения усложняется структура туристского пространства, меняются функции и заметно возрастает роль органов управления в обеспечении устойчивого развития территории по мерс увеличения туристской нагрузки. Иуг выделено четыре стадии освоения туристского пространства. На ранних стадиях (первой и второй) территория открывается тури-

стами, которые имеют весьма смутное представление о ней, а местное население лишь догадывается о возможных выгодах от туристского обслуживания. С появлением первого курорта растет популярность и рекреационное пространство начинает более активно заполняться туристскими объектами. Из мест и предприятий отдыха, постепенно соединяющихся в едину ю структуру, формируется своего рода расширяющееся «поле» (вторая

и третья стадии). Местное население и администрация от пассивного наблюдения переходят к действиям, связанным с выполнением сервисных функций и реализацией инфраструктурной политики. Четвертая стадия идет в направлении сосредоточения пунктов в отдельных областях поля, обладающих, как правило, уникальными туристскими ресурсами и транспортной доступностью. Образуются локализации - относительно территориально целостные специализированные системы туризма. В сформировавшемся поле складываются центры более низких иерархических уровней со своими полями. Туристско-географическое пространство принимает зрелые формы, в нем выделяются групповые системы курортов, ядра и ареалы.

Район приобретает широкую известность, и именно она, а не природные и культурные достопримечательности, как это было на предшеству ющих стадиях развития, привлекает новых посетителей. Большой их наплыв выну ждает административные органы у правления приступить к разработке и реализации планов развития территории, ограничить, а иногда и полностью запретить туризм в некоторых зонах по экологическим соображениям. Это стимулирует дальней-

шее продвижение туристов и освоение новых районов.

Наиболее известной в классе пространственных моделей туризма является модель жизненного цикла туристской де-стинации Р. В. Батлера, который выделил шесть последовательных стадий: разведка, вовлечение, развитие, укрепление, стагнация, упадок или обновление. Главным показателем перехода от одной стадии к дру гой слу жит изменение количества туристских прибытий, состояние природной среды и туристской инфраструктуры, а также отношение местного населения к приезжим. Из оценок экспертов следует, что концепция жизненного цикла туристской дестинации весьма полезна при принятии стратегических решений, но ею нельзя руководствоваться в теку щей маркетинговой работе.

Таким образом, мы видим большое разнообразие подходов, видов и типов туристско-рекреационного районирования, принципов изучения и выделения рекреационного пространства, его деление в границах различного таксономического ранга. Эти границы часто определяются и по природным, и по административно-политическим признакам. Следует констатировать, что пока отсутствует четкая методика проведения рекреационного районирования и его общепринятые принципы.

Современные исследования показывают, что районообразутощими в выделении разных у ровней рекреационного пространства являются три принципа:

1) наличие турпродукта;

2) организация маркетинга и продвижение турпродукта;

3) самоорганизация рекреационной деятельности.

Сочетание этих принципов дает возможность выделить регионы функцио-

нальные (с точки зрения туристского освоения) и проблемные, где туристская деятельность практически не развита.

Предлагается следующее определение туристско-рекреационного района. Это структурно организованное пространство, обладающее индивидуальными признаками привлекательности для ту ристов и предпринимателей, имеющее инновационную технологию создания и продвижения турпродукта на основе самоорганизации и у правления.

В специальной литературе явление территориальной концентрации в рамках производственной системы получили название кластера. По определению М. Портера [12], кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризу ющихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города или штата до страны или даже ряда соседствующих стран.

В кластере формируется особая инновационная среда способству ющая повышению конкурентоспособности входящих в него фирм и процветания региона. М. Портер утверждает, что кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей.

Исходя из объекта наших исследований, можно дать следу ющее определение туристско-рекреационного кнастера. Это группа географически соседствующих взаимодействующих компаний и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки, использую-

щие рекреационный потенциал территории.

Как показывает практика, кластерный подход играет решающу ю роль в формировании туристско-рскрсационного пространства и функционировании туристских центров. Сущность туристско-рекреационного кластера раскрывается через взаимосвязи входящих в него фирм, которые предстают в виде цепочки добавленной стоимости и системы накопления стоимости. В кластере компании-партнеры получают ряд выгод от совместной деятельности. Это снижение степени риска и неопределенности, ограничение конкуренции, господство на рынке, технологические и организационные инновации, укрепление имиджа, рост качества турпродукта, условия для результативного маркетинга, синергетический эффект, содействие развитию региональной экономики и др. Конкурентоспособные кластеры - это опора устойчивого регионального развития туризма и освоения новых рекреационных пространств через создание туристского продукта.

Туристско-рекреационные кластеры являются неотъемлемой частью рыночной экономики, и они образу ются в соответствии с законами рынка. Государство вместе с другими заинтересованными силами может высту пить одним из инициаторов процесса образования кластеров, но оно не играет главной роли в их организации и функционировании. Уже есть практика создания в ЮАР подобных кластеров на национальном и локальном уровнях, а также развитие тематических кластеров (спортивный, приключенческий, культурно-познавательный, винный и др.). В настоящее время в России идет процесс формирования ряда региональных и локальных кластеров Прежде все-

го это наблюдается в местах создания туристско-рекреационных особых экономических зон, где в пределах выделенных границ формируется система взаимосвязанных фирм, организаций, учреждений в сфере туризма и отдыха [2].

Концепция туристско-рекреационных кластеров и принципы их организации могут лечь в основу туристско-рекреаци-онного районирования и построения новой модели развития ту ризма, отражающей современные представления о его территориальной структуре.

Для этих целей необходимо формирование туристско-рекреационных паспортов (ТРП) территорий регионального и муниципального уровня. Туристско-рекреационный паспорт территории - это комплексный документ, созданный на основе ГИС-технологий. фиксирующий современное состояние сложившегося ту ристско-рекреационного кластера и являющийся основой для его дальнейшего развития. Такой паспорт ежегодно обновляется и является основой для разработки концепций и проектов турист-ско-рекреационного развития территории. Предполагаемые к реализации проекты следу ет подвергнуть туристско-рекреационной экспертизе. Это обязательная законодательно регламентированная процедура предшествующая эффективному освоению рекреационных ресурсов и направленная на выбор оптимальных проектов туристско-рекреационного освоения территории и получения кредитов и инвестиций.

Экспертиза должна проводиться общественно-государственными независимыми структурами, сформированными из специалистов-экспертов, представителей администрации и общественности.

□ Практическое внедрение технологии формирования туристско-рекреационных кластеров (ТРК) разной сложности предполагает следу ющие основные последовательно проводимые процедуры:

1. Разработка научно-обоснованной концепции туристско-рекреационного развития территории на основе оценки его потенциала.

2. Выбор управляющей компании.

3. Формирование состава туристско-ре-креационного кластера.

4. Разработка туристско-рекреационного паспорта территории.

5. Проведение конкурса по привлечению инвестиций и разработке проекта туристско-рекреационного развития территории.

6. Проведение ту ристско-рекреационной экспертизы.

7. Обеспечение подготовки и переподготовки профессиональных кадров для обслуживания потоков туристов и инфраструктуры ТРК.

8. Организация строительства и эксплуатации инженерных объектов ТРК в рамках государственно-частного партнерства.

9. Создание условий для эффективного у правления развитием ТРК.

Туристско-рекреационное освоение территории следует наиболее эффективно развивать в рамках государственночастного партнерства. Это система эффективного взаимодействия между органами государственного управления разных уровней, общественными организациями и бизнесом в це.лях реализации инновационно-значимых проектов и программ социально-экономического развития территорий, направленных на улучшение качества жизни населения.

Повсеместное внедрение такой техно- стему России, призванную обеспечить логии позволит создать единую террито- потребности российских и иностранных риальную туристско-рекреационную си- граждан в туризме и отдыхе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова А. 10. Методы систематизации географической информации о туризме II Рекреационная география'. идеи, методы, практика. Тверь, 2006.

2. Александрова А. Ю. Сущность и особенности туристских кластеров II Рекреационное природопользование, туризм и устойчивое развитие регионов. Барнаул, 2007.

3. Валлерстайн II. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире I пер. с англ. СПб., 2001.

4. География туризма '. учебник I под ред. А. Ю. Александровой. М., 2008.

5. Дмитриевский Ю.Д. Туристские районы мира. Смоленск, 2000.

6. Зорин II. В., Ирисова Т. А. Менеджмент туризма. М., 1996.

7. Ирисова Т. А. Менеджмент и туризм. Туризм и отраслевые системы. М., 2001.

8. Ирисова Т. А., Колотова Е. В. К вопросу об изменении подходов к рекреационному районированию России II Туризм и рекреация', фундаментальные и прикладные исследования. М., 2006.

9. Касимов И. С., Мазуров Ю. Л. Концепция развития и ее производные'. Студенческий дискурс. М., 2007.

10. Кружалин К. В. Экономико-географическая оценка рекреационного потенциала России для развития международного туризма. М., 2002.

11. Николаенко Д. В. Рекреационная география. М., 2001.

12. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М., 2001.

13. Теоретические основы рекреационной географии / под ред. В. С. Преображенского.

М., 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б. Л. НЕМКОВСКИЙ, Т. С. ЭЛИАРОВА

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ

УДК 338.488.2:640.41

Рассмотрены тенденции развития индустрии гостеприимства в России. Представлена статистика и прогнозы по индустрии туризма. Качество туристских услуг рассмотрено в контексте международных стандартов и инноваций.

Ключевые слова, туризм, тенденции развития, индустрия гостеприимства, качество услуг, туристская статистика, инновации в туризме, Всемирный совет по путешествиям и туризму.

De/elopment tendencies of hospitality industry in Russia are presented. Tourism statistics and forecasts are presented. Tourist services quality is considered in the context of international standards and innovations

Key words: tourism, dwelopment ten den ci es, hospitality industry, services quality, tourism statistics, tourism innovationSi WTTC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.