Научная статья на тему 'Тенденции развития человеческого капитала в России: проблемы измерения и оценки'

Тенденции развития человеческого капитала в России: проблемы измерения и оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3412
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ОТЧЕТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ КАПИТАЛЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT INDEX THE HUMAN CAPITAL REPORT ON HUMAN CAPITAL / PRIMARY EDUCATION / HIGHER EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеичева И.А.

Статья представляет собой обзор подходов к определению экономической категории «человеческий капитал», к его измерению и оценке. Более подробно описаны два наиболее известных метода измерения человеческого капитала: в России индекс человеческого развития, в Европеиндекс человеческого капитала. Приведены и проанализированы статистические данные представленных методик на 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN RUSSIA: PROBLEMS OF MEASUREMENT AND EVALUATION

Article describes approaches to the definition of economic category "human capital" and its measurement and evaluation. Further described and analyzed the two most well-known method of measuring human capital in Russia human development index, Europe index of human capital. Presented and analyzed the statistical data presented techniques for 2015.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития человеческого капитала в России: проблемы измерения и оценки»

УДК 330.59 ББК 65.01

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ

И.А. Сергеичева, к.э.н., доцент ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», Е-шаИ: sergeichevaia@mail.ru

Аннотация

Статья представляет собой обзор подходов к определению экономической категории «человеческий капитал», к его измерению и оценке. Более подробно описаны два наиболее известных метода измерения человеческого капитала: в России - индекс человеческого развития, в Европе- индекс человеческого капитала. Приведены и проанализированы статистические данные представленных методик на 2015 г.

Ключевые слова: человеческий капитал, индекс развития человеческого капитала, отчет о человеческом капитале, начальное образование, высшее образование, качество образования.

В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. «Инновационная Россия - 2020»1 отмечается необходимость перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Согласно документу, России предстоит одновременно реализовать комплекс взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по нескольким направлениям. Первым из них является развитие человеческого потенциала страны. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.

В экономической литературе существует множество подходов к определению понятия «человеческий капитал». Основные идеи о формировании человеческого капитала и его компонентах были обозначены еще А. Смитом, но оформление и развитие они получили во второй половине 20 в. в трудах Т. Шульца, Г. Беккера, Я. Минцера и др.2Так, например, классическим произведением в данной области считается монография Г. Беккера «Человеческий капитал», в которой автор сформулировал составляющие человеческого капитала (знания, производственные навыки и мотивацию), ввел понятия «общих» и «специфических» инвестиций, а также обосновал необходимость инвестиций в человека как основной ресурс организации3.

В результате анализа теоретико-методологических основ к исследованию человеческого капитала были выявлены подходы к определению данного понятия. Так, основоположник теории человеческого капитала Т. Шульц считал, что человеческим его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого»4. Э. Долан под человеческим капиталом понимает капитал в виде умственных способностей, полученных через формальные обучение или образование, либо через практический опыт.

С. Дятлов, А. Добрынин и др. определяют человеческий капитал как «совокупность всех атрибутивных качеств и свойств, производительных способностей и сил, функциональных ролей и форм, рассматриваемых с позиций системной целостности и адекватных современному состоянию общества эпохи научно-технической и социально-

информационной революции, включенных в систему рыночных отношений в качестве ведущего фактора общественного производства»5.

М. Критский трактует человеческий капитал «как всеобщую форму экономической жизнедеятельности - итог исторического движения человеческого общества к современному состоянию»6. В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие производственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт»7. Таким образом, мы определим человеческий капитал как это совокупность физических, умственных предпринимательских способностей человека, его знания, умения, навыки, профессионализм, опыт, используемые в производстве товаров и услуг и обеспечивающие получение дохода в будущем. В «Новой экономической энциклопедии» подчеркивается, что человеческий капитал включает врожденные способности, а также образование и приобретенную квалификацию, которая способствует повышению производительности труда. Обычно имеется ввиду стоимость, создаваемая в результате затрат на обучение, образование и укрепление здоровья8.

Соответственно, человеческий капитал не является простой совокупностью или запасом различных способностей, знаний, умения, опыта, которыми обладает человек. Важно отметить, что такая совокупность, во-первых, должна использоваться человеком в процессе производства товаров и услуг, и во-вторых, способствовать росту доходов работника, в-третьих, приносить выгоду стране в виде добавленной стоимости. Кроме того, носителям человеческого капитала для получения более высоких доходов требуется осуществлять определенные вложения в отдельные его составляющие элементы. В связи с этим функционирование человеческого капитала сопряжено с формированием, накоплением, использованием, инвестированием.

Таблица 1 - Подходы к определению понятия «человеческий капитал»

Подход Представители Определения понятия «человеческий капитал»

Человеческий капитал как воплощенная в индивидууме потенциальная способность приносить доход Б.А Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, Носова С.С., Талахадзе А.А., Румянцева Е.Е. Капитальные ресурсы общества, вложенные в людей, в человека; человеческие возможности участвовать в производстве, творить, строить, создавать ценности (Б.А.Райзберг и др.). Капитал, представленный воплощенной в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанный на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и навыков, полученных в ходе обучения, образования и практической деятельности (Носова С.С. и др.). Оценка воплощенной в индивиде потенциальной способности приносить доход (Румянцева Е.Е.)

Человеческий капитал как запас способностей, знаний, навыков, используемых в деятельности Дж.С. Уолш, Л.С. Тороу, У. Боуэн, В.Н. Костюк, Т.Е. Дрок, Ю.П. Бойко Капиталом является не сам человек, а унаследованные и приобретенные им способности к труду, а также образование и квалификация (Дж.С. Уолш). Человеческий капитал представляет способность индивидуума к производству товаров и услуг, его производственные способности и знания (Л.С. Тороу).

Человеческий капитал как запас Г. Беккер, ТУ. Шульц, Капитал, который представлен в индивидууме как потенциальная способность приносить

способностей, знаний и других характеристик, позволяющих получать более высокие доходы в будущем Ф. Махлуп, И. Фишер, Е.В. Бобкова, Н.А. Майорова, С.М. Климов высокий доход. Эта особенность основана не только на врожденных способностях и каких-либо талантах, но и на знаниях, которые человек приобретает в процессе обучения (Г.Беккер) Капиталом является все то, что представляет собой источник будущих удовлетворений, заработков, любой актив — физический или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов (Т.У. Шульц). Человеческий капитал — увеличивающиеся интеллектуальные и умственные способности человека, делающие его способным производить экономические блага в большем объеме и лучшего качества, получать более высокие доходы. (Ф. Махлуп).

Человеческий капитал как сформированный в результате инвестиций запас способностей, знаний и других характеристик, позволяющий получать более высокий доход в будущем С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова, Р.И. Капелюшников, B.Т. Смирнов, И.В. Скоблякова, И.Т. Корогодин, А.Н. Добрынин, C.А. Дятлов Сформированный в результате инвестиций накопленный запас знаний, здоровья, мотивации, способностей, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного производства, содействуют росту производительности труда и тем самым влияют на рост доходов этого человека (С.А. Дятлов). Человеческий капитал-это экономическая категория, представляющая совокупность содержательных способностей, личных качеств, накапливаемых за счет инвестиций, используемых в национальном хозяйстве в течение определенного периода времени с целью получения доходов в будущем (Е.Д. Цыренова).

Человеческий капитал как всеобще- конкретная форма человеческой жизнедеятельности М.М. Критский Л.Г. Симкина Человеческий капитал-всеобще-конкретная форма человеческой жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующую форму производительную и потребительную, адекватные эпохам производящего и присваивающего хозяйства и осуществляющуюся как итог исторического движения общества к современному состоянию (М.М. Критский). Человеческий капитал-основанное на экономии времени обогащение жизнедеятельности, которое является основным отношением современной инновационной системы (Л.Г. Симкина).

Несмотря на то, что ряд исследователей считает постановку задачи оценки человеческого капитала в принципе некорректной, необходимость оценки человеческого капитала, по нашему мнению, является неоспоримым фактом.

Человеческий капитал, являясь сложной экономической категорией, характеризуется как качественной, так и количественной определенностью. Многие экономисты в разные периоды времени разрабатывали методы оценки человеческого капитала и вводили соответствующие понятия (ценность человека, стоимость труда, стоимость рабочей силы, стоимость человеческого капитала, стоимость жизни, стоимость образовательного фонда и т. п.). При определении величины человеческого капитала используются натуральные (временные) и стоимостные методы измерения человеческого капитала.

Рис.1. Методы определения величины человеческого капитала

Считается, что первые стоимостные оценки для измерения ценности трудоспособного человека применил В. Петти, оценивающий величину запаса человеческого капитала капитализацией заработка как пожизненной ренты с рыночной ставкой процента. А.Смит объяснял дифференциацию заработной платы квалифицированных и неквалифицированных рабочих различиями во временных, трудовых и денежных затратах, которые первые понесли для получения необходимых знаний, навыков и мастерства. Среди имен западных экономистов, которые рассматривали людей или их мастерство как капитал, имеются такие хорошо известные в истории западной экономической мысли авторы: Вильям Петти, Адам Смит, Жан-Батист Сэй, Нассау Сениор, Фридрих Лист, Иоганн фон Тюнен, Вальтер Багехот, Эрнст Энгель, Генри Сиджвик, Леон Вальрас и Ирвинг Фишер. В основном использовались два метода стоимостных оценок человеческих существ: стоимость производства и процедура капитализации заработка. Первая процедура заключается в оценивании реальных затрат (обычно чистого расхода средств существования) на «производство» человека; вторая -заключается в оценивании настоящей (приведенной к настоящему моменту времени) ценности будущего потока доходов индивидуума (чистого или валового дохода).

Временные методы предполагают оценку человеческого капитала в человеко-годах обучения (чем выше уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала обладает индивид).

С точки зрения макроэкономического подхода, специалисты выделяют следующие подходы и соответствующие им инструменты к измерению и оценке человеческого капитала (таблица 2).

Таблица 2 - Базовые подходы к измерению и оценке человеческого капитала9

Подходы и инструменты измерения Краткая характеристика

1. Измерение человеческого капитала на основе инвестиций Применение данной методики требует, в первую очередь, решения вопроса о том, какие именно затраты (частные, предприятий, государственные и т. д.) рассматривать как инвестиции в этот вид капитала. Здесь существуют два крайних подхода и некоторое количество их комбинаций.

2. Измерение человеческого капитала на основе оценки отдачи ^ Размер заработной платы в зависимости от образования Данная методика не позволяет отследить динамику среднего уровня человеческого капитала во времени, поскольку исследования такого рода не проводятся ежегодно или ежеквартально. Кроме того, данные о заработной плате в разных странах могут приводиться в разном виде: может сообщаться

^■Текущая стоимость ожидаемого пожизненного дохода ^■Оценка Минцера и норма доходности обучения средняя, минимальная заработная плата, отдельно для мужчин и женщин, дневная, еженедельная, ежемесячная и т. д. Применение рекурсивных расчетов, т. к. текущая стоимость пожизненного дохода для индивида заданного возраста - это сумма ожидаемых текущих ежегодных трудовых доходов и текущей стоимости ожидаемого пожизненного дохода в будущем периоде (причем ожидания зависят от вероятности дожития), а также человеческого капитала тех индивидов, которые обучаются на том или ином этапе. Человеческий капитал, реализованный в рабочей силе, можно оценивать в денежных единицах, при этом каждому году обучения ставится в соответствии стоимость в денежных единицах в зависимости от того, какой доход работник с данным уровнем образования получает на рынке труда

3. Представительные (замещающие) оценки (proxies) ^Уровень грамотности взрослого населения ^■Процент учащихся ^Уровень образования и средний срок обучения ^■Коэффициент Джини ^■Индекс агрегированного человеческого капитала ^■Показатели, связывающие человеческий капитал с научно-исследовательской деятельностью и инновациями ^■Измерение экономики знаний Количество статей, опубликованных в научных журналах, на миллион жителей старше 25 лет (по индексу цитирования); количество патентов на миллион населения в возрасте от 25 лет и отношение количества патентов к количеству статей, которое характеризует эффективность научной работы. Размер инвестиций в сектор знаний; численность занятых в сфере науки и услуг; объем и структура венчурного капитала; участие частного капитала в финансировании НИОКР; структура расходов на НИОКР по стадиям научных исследований и по направлениям; межстрановой обмен результатами изобретательской деятельности; международная мобильность ученых, инженеров и студентов высших учебных заведений; степень информатизации населения; доля высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности и высокотехнологичных услуг; доля высокотехнологичной продукции в международной торговле; патентование научных разработок и изобретений и т. д.

С точки зрения управления компанией и человеческими ресурсами, можно обозначить несколько подходов к оценке человеческого капитала организации, а именно:

- метод расчета прямых затрат на персонал;

- метод конкурентной оценки стоимости человеческого капитала;

- метод перспективной стоимости человеческого капитала;

- метод измерения индивидуальной стоимости работника;

- финансовый метод;

- сравнительный метод.

Несмотря на многочисленность работ, исследующих человеческий капитал, и разнообразие подходов к его оценке, на практике при измерении данного вида капитала остается огромное количество нерешенных проблем, так как некоторые активы человеческого капитала не поддаются непосредственной оценке. Поэтому приходится прибегать к различным опосредованным методам их оценки. Это говорит о том, что подсчет стоимостных

значений является очень трудоемким процессом. Однако это не единственная трудность в процессе оценки человеческого капитала. Гораздо большее затруднение вызывают сбор, обработка и оценка достоверности необходимой информации на всех уровнях исследования (макроэкономическом, региональном, корпоративном). Возникают сомнения в том, что методы оценки человеческого капитала имеют реальное практическое значение и что хотя бы одному из них можно доверять.

Однако, на наш взгляд, следует подробнее остановиться на двух методах, наиболее известных и интересных с точки зрения методологии анализа. Первый из них, метод изучения человеческого развития, является результатом независимого исследования, проводимого Отделом по подготовке Доклада о человеческом развитии (ОДЧР) Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). В прошедшем году этот документ носил название «Труд во имя человеческого развития». Доклад объединяет сведения по группе из 156 стран, охватывающих 98% населения мира.

Индекс человеческого развития - это составной показатель, фокусирующийся на трех основных измерениях человеческого развития: долголетии и здоровье, измеряемых ожидаемой продолжительностью жизни при рождении; способности получать знания, измеряемой средней продолжительностью обучения и ожидаемой продолжительностью обучения; и способности достигнуть достойного уровня жизни, измеряемой валовым национальным доходом на душу населения. Максимальное значение ИЧР - 1,0. Чтобы измерить человеческое развитие всесторонне, Доклад о человеческом развитии предлагает еще четыре составных индекса. ИЧР, скорректированный с учетом неравенства, дисконтирует ИЧР по уровню неравенства. Индекс гендерного развития (ИГР) сравнивает значения ИЧР у мужчин и женщин. Индекс гендерного неравенства (ИГН) акцентирует расширение прав и возможностей женщин. А Индекс многомерной бедности (ИМБ) измеряет аспекты бедности, не связанные с доходом10.Все страны в рейтинге классифицируются четырьмя категориями:

1) страны с очень высоким уровнем ИЧР;

2) страны с высоким уровнем ИЧР;

3) страны со средним уровнем ИЧР;

4) страны с низким уровнем ИЧР.

_Таблица 3 - ТОР-10 стран мира по уровню человеческого развития в 2015 г._

Страны с очень высоким уровнем ИРЧ ИЧР Страны с высоким уровнем ИРЧ ИЧР Страны со средним уровнем ИЧР ИЧР Страны с низким уровнем ИЧР ИЧР

1. Норвегия 0.944 Беларусь (50) 0.798 Ботсвана (106) 0.698 Кения (145) 0.548

2. Австралия 0.935 Россия (50) 0.798 Молдова (107) 0.693 Непал (145) 0.548

3. Швейцария 0.930 Оман (52) 0.793 Египет (108) 0.690 Пакистан (147) 0.538

4. Дания 0.923 Румыния (52) 0.793 Туркменистан (109) 0.688 Мьянма (148) 0.536

5. Нидерланд ы 0.922 Уругвай (52) 0.793 Габон (110) 0.684 Ангола (149) 0.532

6. Германия Ирландия 0.916 0.916 Багамские Острова (55) 0.790 Индонезия (110) 0.684 Свазиленд (150) 0.531

7. США 0.915 Казахстан (56) 0.788 Парагвай (112) 0.679 Танзания (151) 0.521

8. Канада Новая Зеландия 0.913 0.913 Барбадос (57) 0.785 Палестина (113) 0.677 Нигерия (152) 0.514

9. Сингапур 0.912 Антигуа и Барбуда (58) 0.783 Узбекистан (114) 0.675 Камерун (153) 0.512

10 Гонконг 0.910 Болгария (59) 0.782 Филиппины (115) 0.668 Мадагаскар (154) 0.510

РФ в рейтинге нынешнего года поднялась на семь позиций по сравнению с предыдущим годом (см: Индекс человеческого развития в странах мира в 2014 г.) и занимает 50-е место с ИЧР0.798, открывая список стран с высоким уровнем человеческого развития и разделив это место с Беларусью. Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 70,1 лет; средняя продолжительность получения образования — 14,7 лет; валовой национальный доход на душу населения — $ 22 352 в год (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США в ценах 2011 г.). В стране проживают около 142 500 000 человек. В целом на показатели России негативное влияние оказывают социально-экономическое неравенство среди населения, экологические проблемы, относительно низкая продолжительность жизни (особенно среди мужчин, свойственная скорее неблагополучным странам). Следует также учитывать, что нынешние показатели России рассчитаны по итогам относительно благополучных 2013-2014 гг., тогда как в 2015 г. к негативным факторам прибавились значительные экономические проблемы, которые сейчас оказывают существенное отрицательное влияние на развитие государства и благополучие его населения. Тем не менее Россия пока опережает в рейтинге своих соседей по группе крупнейших государств с быстрорастущей экономикой (БРИКС), где Бразилия занимает в рейтинге 75 место, Китай - 90, Южная Африка - 116, Индия - 130.

Кроме названного, представляет наибольший интерес исследование, проводимое Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) совместно с международной консалтинговой фирмой по управлению человеческими ресурсами Mercer. Это исследование носит название «Отчет о человеческом капитале-2015».

В отчете ВЭФ указывается, что в 21 в. ключевым фактором развития страны и экономического роста является человеческий капитал. Таким образом, оценивая возможности развития человека по 46 показателям в стране, можно сформулировать индекс человеческого капитала. В отчете представлен рейтинг, измеряющий возможности для развития человеческого капитала в различных возрастных группах (младше 15 лет; 15-24; 25-54; 5564; и 65 лет и старше), включая доступность и качество образования; возможности для повышения квалификации; занятость (вовлеченность) в экономику страны, а также навыки и компетенции.

Данные для каждого показателя получены из публично доступных данных таких международных организаций как Международная организация труда (МОТ); Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В дополнении к этим сведениям используются данные опроса Всемирного экономического форума.

В топ-10 стран с самым высоким индексом человеческого капитала вошли: Финляндия - 85,78; Норвегия - 83,84; Швейцария - 83,58; Канада - 82,88; Япония - 82,74; Швеция - 82,73; Дания - 82,47; Нидерланды - 82,3; Новая Зеландия - 81,84 и Бельгия - 81,12. Они находятся в группе четырнадцати стран, которые пересекли порог 80%.

Среди других крупных стран с развитой экономикой, Франция - на 14-м месте, а США на 17 месте, набрав чуть менее 80%. Соединенное Королевство занимает 19-е место и 22 место у Германии. Среди стран БРИКС, РФ на 26 месте с индексом 77,54; Китай на 64 месте, оптимизировав 67% своего человеческого капитала. Бразилия находится на 78-м месте, за ней следуют Южная Африка (92) и Индия (100).

В дополнение к 14 странам, которые достигли 80%, в 38 странах результат от 70% и 80%. Еще в 40 странах балл от 60% до 70%, в то время как 23 страны поддерживают балл от 50% до 60%, а в девяти странах балл остается ниже 50%.

На рис. 2 представлена карта мира по ранжированию показателя индекса человеческого капитала за 2015 г.

Рис.2.Теплокарта индекса человеческого капитала - 2015

Индекс используется для оценки человеческого капитала через показатели уровня образования, квалификации и трудоустройства людей пяти различных возрастных групп, начиная от 15 лет и свыше 65 лет. Цель состоит в том, чтобы оценить результаты прошлых и нынешних инвестиций в человеческий капитал и дают возможность прогнозировать ситуацию в будущем.

Таблица 4 - Ключевые показатели Российской Федерации в рейтинге Human Capital

Index 2015

Наименование показателей Значение

Общая численность населения, млн. чел. 142,098

Население трудоспособного возраста (от 15 до 64 лет), млн. чел. 99,947

из них с высшим образованием, млн. чел. 69,664

Коэффициент пенсионной нагрузки (%) 18,2

Коэффициент потенциального замещения (%) 20,7

Средний возраст населения, лет 38

ВВП на душу населения (по ППС, в долл. США) 24,764

Уровень участия в рабочей силе (%) 63,7

Занятость населения (%) 60,2

Уровень безработицы (%) 5,5

В дополнение к индексу отчет содержит самую последнюю информацию о количестве текущих и недавних выпускников в основных областях исследований в каждой стране и подробную информацию о деятельности рабочей силы населения, а также уровнем образования.

Эксперты отмечают, что Россия занимает высокие позиции в рейтинге по уровню образования и квалификации рабочей силы. Так, по уровню начального, среднего, среднего специального и высшего образования Россия находится в группе лидеров по всем возрастным группам: 4-е место в Европе в группе 55-64 лет, 8-е место в Европе возрастной группе 25-34 лет (рис. 3).

Рис.3. Образование и распределение рабочей силы в РФ (по материалам исследования «Отчет о человеческом капитале-2015») В профиле страны по распределению населения по видам экономической деятельности заметная тенденция, характерная для стран с сельскохозяйственным укладом производства -это высокий процент квалифицированных сельскохозяйственных и рабочих профессий (таблица 5).

Таблица 5 - Распределение занятости по видам экономической деятельности и профессиям, %

Процент населения, занятого в

сельском индустрии сервисе

хозяйстве

Общая 4,3 16,4 38,3

Менеджеров, специалистов и техников 0,6 5,2 19,5

Клерки, работники торговли и сферы 0,1 0,8 9,4

услуг

Квалифицированные 2,1 5,7 2,1

сельскохозяйственные и рабочие

профессии

Операторы установок и машин, сборщики 0,8 2,8 3,8

Начальная профессия 0,8 1,9 3,5

Исходя из цели исследования, нас интересует возрастная группа населения, способная получать высшее образование по очной форме обучения - от 15 до 24 лет.

Таблица 6 - Показатели образования в возрастной группе от 15 до 24 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели Значение Балл Ранг

Показатели образования

Основной уровень образования (начальное образование) 100,0 100,0 1

Вторичный (дополнительный) уровень образования (общее среднее образование) 98,3 98,29 10

Третичный уровень образования (Высшее профессиональное образование) 76,1 76,14 16

Коэффициент охвата профессионально-техническим образованием (соответствующий среднему профессиональному образованию -уровню МСКО 5В) 51,3 51,32 20

Качество образования

Качество системы образования 3,48 (от 1 до 7) 41,28 73

Уровень грамотности среди молодежи 99,7 99,7 41

Сильные позиции страны во многом связаны с доступностью системы образования на всех уровнях- от начального до высшего образования. Практически по всем показателям, характеризующим доступность образования, Россия занимает высокие места: например, первое место по доступности начального образования. Слабые стороны России связаны с демографическими факторами, т. е. относительно низкой долей населения в трудоспособном возрасте (82-е место), относительно высоким уровнем безработицы (52-е место), ограниченными возможностями для развития на рабочем месте (79-е место). Также к слабым сторонам относится качество системы образования (73-е место) и здоровье населения (81-е место)11.

Что касается направлений подготовки, то приоритетными оказались социальные науки, бизнес-обучение, правовые направления. Их величина составила более 940 тыс. человек, или 45,8% от общего годового выпуска. Кроме этого, положительным фактором для экономики страны является подготовка специалистов в области строительства, производства и проектирования - 22%. С разрывом в три процента, третье место по приоритетности разделили выпускники в области образования и науки - 9,15% и 6% соответственно (таблица 7).

Таблица 7 - Студенты по направлениям подготовки

Направления обучения Годовой выпуск (за последний год)

Общий 2 064 473

Сельское хозяйство 34 440

Образование 189 053

Проектирование, производство, строительство 454 436

Здоровье и социальное обеспечение 110 815

Гуманитарные науки и искусство 72 958

Науки 125 881

Услуги 96 051

Социальные науки, бизнес, право 945 953

Неучтенные 34 886

В той же возрастной категории, специалистами ВЭФ были приведены сведения об экономическом участии и навыках молодежи. Его результаты показаны в таблице 8.

Таблица 8 - Экономическое участие и навыки

Показатели Значение Балл Ранг

Экономическое участие

Уровень трудовой 39,6 39,6 82

занятости

Уровень безработицы 12,9 87,1 52

Уровень неполной 1,8 98,2 5

занятости

Долгосрочный уровень безработицы 20,0 80,0 34

Навыки

Сфера действия 15,8 84,2 37

(охват) образованием

Охват согласно 15,2 84,8 14

образованию

Данные таблицы приводят к амбивалентным по своему значению выводам. Тот факт, что Россия занимает пятое место по уровню неполной занятости можно трактовать двояко: с одной стороны, неполная занятость - это неспособность к полной занятости, вызванная различными факторами (инвалидность, личные убеждения работника, неспособность найти

работу на полный рабочий день и др.) Неполная занятость в большей мере аналитическое понятие и с большим трудом поддается формализации и измерению. Обратной же стороной неполной занятости является вторичная или дополнительная занятость. Поэтому, однозначно положительно (или отрицательно) характеризовать показатель пятого места в рейтинге, не представляется возможным.

Стоит отметить, что государственные расходы на образование в России (по материалам исследования ВЭФ) в 2015 г. составили 4,10% от ВВП. Статистика по России приблизительно схожа: государственные расходы на образование по отношению к ВВП в2015 г. (по сравнению с 2014 г.) снизились с 4,25% до 4,14%12.

В целом, по показателям образовательного уровня, экономического участия, навыков, обучения на рабочем месте, РФ занимает следующие места, приведенные в таблице 9.

Таблица 9 - Профиль страны в разрезе возрастных групп

Возрастная группа Балл Ранг

До 15 лет 86,81 44

15-24 года 79,13 13

25-54 года 71,77 29

55-64 года 80,45 17

Старше 65 лет 70,69 15

Что касается измерения человеческого капитала в РФ, то подобное измерение проводится аналитическим центром при Правительстве РФ. В них за основу принимается индекс человеческого развития (до 2013 г. - индекс развития человеческого потенциала), описанный выше.

Относительно российского образования отмечено, что обеспечена одна из главных целей развития образования - в контексте адаптированных для России целей развития тысячелетия - обеспечение большей доступности образования к 2015 г. Данная цель в существенной степени была достигнута - об этом говорит и первое место в рейтинге Human Capital Index 2015. Выводы аналитиков более чем благоприятные: если рассматривать уровень достижения Целей развития тысячелетия в области образования с позиций показателей, закрепленных в международных документах, то в России эти цели достигнуты, и ситуация более чем благополучная13. Это важно, если учитывать, что на сегодняшний день, когда природные ресурсы как фактор развития экономики во многих странах начали отходить на второй план, человеческий капитал может стать тем самым ресурсом, способным и дальше обеспечивать стабильное развитие производства и повышение уровня и качества жизни населения.

Примечания

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=82134

2. Панкратов А.С. Человеческий капитал: социально-экономическая сущность и формы проявления [Электронный ресурс]. - URL: http://www.inspp.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57&Itemid=0

3. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special. Reference to Education. 3rd Edition by Gary S. Becker.

4. Shultz T. Capital Formation by Education// The Journal of Political Economy.1967, Vol. 68, p. 571.

5. Добрынин А.И., Дятлов С.А. и др. Производительные силы человека: структура и формы проявления. СПб: УЭФ, 1993, с. 4.

6. Критский М.М. Человеческий капитал. - СПб: Лен. Унив., 1991. с. 15.

7. Экономическая энциклопедия. - М., 1999. с. 275.

8. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - 3-е изд.-М.: ИНФРА-М, 2010.-VI, С. 214.

9. Мичасова, О.В. Проблема измерения человеческого капитала и его вклада в экономический рост// Экономика качества- 2013. - №1 (2). [Электронный ресурс]. - URL: http://eq-journal.ru/

10. Труд во имя человеческого развития. Доклад о человеческом развитии 2015. [Электронный ресурс]. -URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr15_standalone_overview_ru.pdf

11. События.14 апр. 2016 г.

12. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Бюллетень о состоянии российского образования. Выпуск №4, - июнь 2015. - С.5. [Электронный ресурс]. - URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/5474

13. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2015 год / под ред. Л.М. Григорьева и С.Н. Бобылева. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2015. С.209

TRENDS OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN RUSSIA: PROBLEMS OF MEASUREMENT AND EVALUATION

I. A. Sergeicheva, Educational institution of higher professional education "South Ural Institute of management and Economics", associate Professor, Ph. D.

E-mail: Sergeichevaia@mail. ru

Abstract

Article describes approaches to the definition of economic category "human capital" and its measurement and evaluation. Further described and analyzed the two most well-known method of measuring human capital in Russia - human development index, Europe index of human capital. Presented and analyzed the statistical data presented techniques for 2015.

Keywords: human capital development index the human capital report on human capital, primary education, higher education, quality of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.