электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»
www.apriori-journal.ru
№ 3 2016
УДК 316
ТЕНДЕНЦИИ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ВЫБОРЕ РЕСТОРАНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА МАЦУРИ В Г. ЯКУТСКЕ)
Варламова Алина Петровна
студент
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Якутск
Аннотация. Статья посвящена анализу результатов учебного-социологического исследования критериев выбора ресторанов в г. Якутске. Объектом исследования выступили посетители ресторана Мацури в возрасте от 18 лет. На основе анализа анкет социологического опроса были определены основные критерии в выборе ресторана.
Ключевые слова: мотив, цель посещения, критерии выбора ресторана.
TRENDS PREFERENCE IN THE CHOICE OF RESTAURANTS (FOR EXAMPLE, MATSURI RESTAURANT IN YAKUTSK)
Varlamova Alina Petrovna
student
M.K. Ammosov Northeast Federal University
Yakutsk
Abstract. This article analyzes the results of the educational and sociological research criteria for the selection of restaurants in the city of Yakutsk. The object of the study were Visitors Matsuri restaurant at the age of 18 years. Based on the analysis of questionnaires sociological survey identified the main criteria in choosing a restaurant.
Key word: motive, purpose of the visit, price category of restaurant, criteria for the selection of the restaurant.
В последние годы происходят существенные изменения в ресторанных услугах, что способствовало развитию ресторанного бизнеса и стало образом жизни самих потребителей. Во-первых, сформировалось такое население, которое смогло оплачивать предоставленные услуги. Это связано с ростом доходов населения. Во-вторых, произошли изменения в самом понимании ресторанных услуг - от отношения к ресторану как к заведению, в котором можно не только поесть, но и приятно провести время.
Следовательно, проблема настоящего исследования заключается в неизвестности мотивов и целей посещения ресторана, а также критериев его выбора, так как вполне очевидно, что потребители приходят в ресторан не только с целью удовлетворения потребности в еде или же из-за нежелания готовить ужин дома.
В марте 2016 г. нами проведено учебное социологическое исследование, в ходе которого приняли участие всего 100 респондентов. Распределение по полу: мужчин 42 человека (42 %) и женщин и 58 человек (58 %).
Опрос респондентов осуществлялся в самом ресторане по соглашению с руководством, размещая анкеты на столиках при условии, что в анкету будет включено не больше 10 вопросов.
Мотивы и критерии выбора ресторана зависят от цели его посещения. В исследовании рассматривалось 5 основных ситуаций:
• посещение ресторана с семьей;
• встреча с друзьями;
• бизнес-ланч (деловая встреча);
• романтический ужин;
• значимое событие в жизни (день рождение, свадьба и т.п.).
Всего было проанализировано 11 различных видов критериев (рис. 1), которые могут повлиять на выбор посетителя: от широкого выбора блюд до интерьера ресторана.
В ходе исследования респонденты должны были выбрать только три главных критерия, по которым они выбрали ресторан, но некоторые воздержались от ответа. В таком случае, мы добавили еще один показатель для нашего анализа выявления общих результатов.
Воздержались ответить Престижность ресторана Реклама ресторана в СМИ Уровень шума в помещении Размер ресторана Интерьер Качество обслуживания Стоимость блюд Широкий выбор алкогольных напитков Широкий выбор блюд Тип кухни
Высокие вкусовые качества блюд
0% 5% 10% 15% 20% Рис. 1.
По диаграмме (рис. 1) выявлено, что 18 % посетителей выбирают ресторан Мацури из-за интерьера ресторана, затем из-за типа кухни -15 %, такой результат можно объяснить тем, что женщины как правило, предпочитают, красивые, уютные и тихие места, выбрали критерий - интерьер ресторана. Далее - из-за качества обслуживания (13 %). Самым низким критерием стал широкий выбор алкогольных напитков (1 %) и реклама ресторанов в СМИ, что составило в 2 %.
Посещение ресторана с семьей. Согласно нашему исследованию, посетители, выбирая ресторан для посещения всей семьей, больше всего обращают внимание на качество обслуживания, что составило 22 %. Посетители отметили важность этого критерия. Это можно объяснить быстротой обслуживания, ведь многие семьи приходят со своими ма-
ленькими детьми, которые не могут ждать долго. На втором месте - интерьер и тип кухни, что составили по 18 %. Третье место занимает высокие вкусовые качества блюд в ресторане (16 %). Кроме того, немаловажное значение при выборе ресторана для посещения всей семьей имеет уровень шума в помещении (11 %) и широкий выбор блюд (7 %).
Деловые люди. При выборе ресторана для деловой встречи на первое место по степени значимости для посетителей выходит уровень шума в помещении (23 %). Чуть меньшее число процентов (22 %) набрали пункты «качество обслуживания» и «тип кухни». На третьем месте - интерьер ресторана (11 %) и с таким же процентом высокие вкусовые качества блюд (11 %). Можно сделать вывод, что деловые люди обычно приходят на деловую встречу, исходя из этого, для них более важным является уровень шума в помещении.
Друзья. В ситуации, когда посетитель выбирает ресторан для встречи с друзьями, на его решение в первую очередь влияет интерьер (20 %), тип кухни (14 %), а также такие факторы, как уровень шума в помещении (11 %) и качество обслуживания (10 %). По нашим гипотезам было рассмотрено, что в ситуации встречи с друзьями на первом месте такой критерий, как широкий выбор алкогольных напитков, но результаты показали, что более значим для них интерьер, что составило 20 %.
Романтический ужин. Если человек выбирает ресторан для романтического ужина, то для него, по результатам исследования, наиболее значимым является «высокие вкусовые качества блюд» (23 %). На втором месте качество обслуживания (20 %). Третье место занимает интерьер (16 %). Не менее важным являются такие факторы, как уровень шума в помещении (11 %) и стоимость блюд (11 %). Для романтического ужина все должно быть незабываемо, красиво и вкусно. Наше исследование показало, что при выборе ресторана для романтического ужина более важными критериями являются высокие вкусовые качества блюд (23 %) и интерьер (20 %).
Значимое событие в жизни. Результаты опроса показали, что при выборе ресторана для проведения значимого события, самыми значимыми для посетителя являются такие факторы, как интерьер (22 %), тип кухни (20 %), качество обслуживания (15 %) и высокие вкусовые качества блюд(15 %). К наименее важным факторам посетители отнесли рекламу ресторана в СМИ и широкий выбор алкогольных напитков, которые оба показали нулевой результат.
Данное социологическое исследование позволило увидеть как меняются критерии при выборе ресторана в зависимости от цели посещения ресторана. Особо важными остаются такие факторы как интерьер, качество обслуживания и тип кухни.
Менее важными факторами при выборе ресторана стали широкий выбор алкогольных напитков и реклама ресторана в СМИ.
Таким образом, исходя из нашего учебного социологического исследования, можно увидеть позитивные и негативные качества ресторана, которые в дальнейшем можно улучшить. Такой фактор как качество обслуживания уже на высоком уровне, но можно сказать, что ресторан Мацури имеет свою перспективы для дальнейшего развития. Тип кухни -ресторан в своем названии уже имеет свою ценность. Ведь, в настоящем времени такая кухня, как японская, достаточно популярна во многих местах. Из-за того, что г. Якутск очень маленький город по сравнению с Москвой, посетители больше всего ориентируются на мнения своих друзей и знакомых.
В итоге, наши результаты могут позволить ресторану повысить количество посетителей. Ведь почти каждый посетитель все плюсы и минусы доносит до своих друзей и знакомых.
Список использованных источников
1. Исследование: как клиенты выбирают ресторан // Ресторатор. 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.foodsmarket.info (дата обращения 05.02.2015 г.).
2. Драгунов Е. Опрос от Nextep // Руфа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rufa.ru (дата обращения 05.02.2015 г.).
3. Факторы, влияющие на посещаемость ресторанов и кафе // Академия ресторанного бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://academyrestaurantbusiness.ru (дата обращения 05.02.2015 г.).