Научная статья на тему 'Тенденции миграции и приоритеты миграционной политики в современной России'

Тенденции миграции и приоритеты миграционной политики в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лукьянова Анна Юрьевна, Рязанцев Сергей Васильевич, Письменная Елена Евгеньевна

The article examines trends in the international and internal migration characteristic of modern Russia. It provides analysis of the migration policy in the country and offers some suggestions for improvement of the migration policy with due account of the national interests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration trends and priorities of the migration policy in modern Russia

The article examines trends in the international and internal migration characteristic of modern Russia. It provides analysis of the migration policy in the country and offers some suggestions for improvement of the migration policy with due account of the national interests

Текст научной работы на тему «Тенденции миграции и приоритеты миграционной политики в современной России»

Я.Ю.Яукьянова СВРязанцев, Е.Е.ПисьМенная

Тендениш мигроиии и приоритеты миграционной политики 6 современной России

Миграция для России всегда была и остается важным компонентом демографического и социально-экономического развития. В 2006 г. внешняя миграция компенсировала примерно 23% естественной убыли населения страны. Однако статистика миграции в стране крайне неточна, так как не учитывает иностранцев, которые находятся в России с временным статусом (например, с разрешением на временное проживание и на трудовую деятельность). Не случайно перепись населения 2002 г. «обнаружила» в стране около 2 млн. человек, которые были «невидимы» для текущего учета, в большинстве своем — это иммигранты. По данным ООН, Россия стала второй страной в мире по количеству принятых иммигрантов: в 1991—2001 гг. она приняла 11 млн. человек.

Россия активно вовлечена в процесс международной миграции населения, поскольку занимает промежуточное положение между двумя экономическими полюсами мировой экономики — богатым Севером и бедным Югом. Многие мигранты из менее развитых стран Азии и Африки рассматривают территорию России

как «перевалочный пункт» для дальнейшей миграции в экономически развитые страны Запада. Россия испытывает довольно мощный демографический «пресс» со стороны некоторых развивающихся стран. Например, на приграничной с Россией территории Китая проживает около 100 млн. человек, в то время как на территории Дальневосточного федерального округа насчитывается всего 6,7 млн. человек. Китай, Индия и ряд стран Азии обладают высоким миграционным потенциалом. Как показывает анализ полей расселения, Россия может стать территорией вселения значительно -го числа иммигрантов из этих государств.

В 1990-е годы РФ стала довольно привлекательной для мигрантов из стран СНГ, в большинстве своем русских, и представителей разных российских народов. Сейчас Россия получает мигрантов из стран СНГ и Балтии («ближнего» зарубежья) и отдает мигрантов в государства «дальнего» зарубежья. Практически половина всего миграционного прироста приходилась на Центральный федеральный округ, где основным центром притяжения мигрантов являются г. Москва

и Московская область (более 40% иммигрантов). Другими центрами притяжения иммигрантов в России являются Приволжский и Уральский федеральный округа. Меньшая доля международных мигрантов приходится на Южный, Северо-Западный и Сибирский федеральный округа. Наконец, положительный, но едва заметный миграционный прирост отмечался на Дальнем Востоке.

История расширения территории страны связана с переселением населения из центральных регионов в Сибирь и на Дальний Восток на протяжении последних нескольких веков, включая советский период. Благодаря государственной политике миллионы людей были переселены в восточную часть России. Социально-экономические и политические преобразования в 1990-е годы кардинально поменяли основные направления и характер внутренних миграций в России. Главным направлением пространственного перемещения населения внутри страны стали «центростремительные» миграционные потоки, или так называемый «западный дрейф» населения — движение из северных и восточных регионов (Сибири, Дальнего Востока, Европейского Севера) в центральные и юго-западные регионы (Северный Кавказ, Центральную Россию).

В настоящее время территория России по показателю результативности внутренней миграции разделилась на две зоны. Первая — регионы, притягивающие мигрантов (Центральный и Северо-Западный федеральные округа). Вторая зона — территории, отдающие мигрантов (Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа). Главная причина сложившейся ситуации — колоссальная диспропор-

ция в уровне социально-экономического развития между регионами страны. По данным Минэкономразвития и торговли РФ, разница в среднедушевом валовом региональном продукте между благополучным Ямало-Ненецким автономным округом и Ингушетией составляет почти 90 раз.

Сегодня в стране обозначилась серьезная проблема — территории на востоке и севере интенсивно теряют население. Складывающаяся ситуация опасна с геополитической точки зрения. Демографический вакуум на Дальнем Востоке создает объективные предпосылки для полного замещения населения иммигрантами из соседних стран (прежде всего из Китая). В среднесрочной перспективе следует сбалансировать территориальное распределение населения в масштабах страны, а также реализовать устойчивые стратегии в области регионального развития, иначе свободные пространства России окажутся заселенными исключительно иммигрантами.

После распада Советского Союза в новых государствах стали с разным успехом проводиться политические и социально-экономические преобразования. Экономика России развивалась достаточно успешно и требовала дополнительных трудовых ресурсов. С середины 1990-х годов поток трудовых мигрантов устремился в Россию, в основном из стран СНГ — Украины, Таджикистана, Узбекистана, Молдавии, Армении, Азербайджана, а также из Китая, Турции, Вьетнама, КНДР. В 2006 г. численность официально оформленных трудовых мигрантов в России составила 1 млн. 150 тыс. человек. Некоторые ниши в российской экономике прочно закрепились за мигрантами, потому что местные жители не хотят работать в этих сферах.

Так, многие из мигрантов работают подсобными рабочими в строительстве, уборщиками улиц, водителями городского транспорта, ремонтными рабочими, торгуют на рынках. Большинство трудовых мигрантов — это мужчины в возрасте 30—39 лет, которые обычно приезжают работать на 3—5 месяцев, затем возвращаются домой. Трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом экономической интеграции, сближающим между собой население стран СНГ.

Легальная трудовая миграция имеет множество позитивных аспектов для России. Трудовые мигранты заполняют многие непрестижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы. Этим поддерживается и стимулируется рост целых отраслей экономики. Наглядным примером может считаться развитие строительной отрасли в крупных городах России, обусловленное использованием дешевой рабочей силы из-за рубежа. В СНГ трудовая миграция породила мощный поток денежных переводов, поступающих из России в страны происхождения трудовых мигрантов их родственникам и семьям. Однако не все денежные переводы проходят через официальные каналы. По примерным оценкам, трудовые мигранты переводят и вывозят из России до 15 млрд. долл. ежегодно, что при абсолютной прозрачности может давать 4,5 млрд. рублей налогов для нашей страны. Сейчас эти средства обращаются в неформальном секторе экономики, с них не платятся социальные отчисления, налоги, а сами мигранты не имеют возможности получать медицинскую помощь, в будущем — пенсию.

Пока в России четко не отрегу-

лирован механизм привлечения иностранных работников. Длительное время процедура их оформления была долгой и дорогой. Поэтому многие работодатели нанимали и продолжают нанимать трудовых мигрантов в обход официальных законов. По разным оценкам, в России на 1 легального мигранта приходится 9-10 нелегальных. Федеральная миграционная служба считает, что в стране находится не менее 10 млн. неоформленных в установленном порядке трудовых мигрантов. Нелегальная трудовая миграция имеет целый ряд негативных аспектов — она стимулирует рост теневой экономики и демпинг заработной платы, создает почву для коррупции, нарушения прав и эксплуатации работодателями мигрантов, формирует замкнутые анклавы и усиливает межнациональную напряженность в обществе. Многие нелегальные мигранты живут и работают в сложных условиях, помногу часов в сутки, не имеют страховки, порой не получают заработную плату. Власти пытаются бороться с работодателями, которые эксплуатируют незаконных трудовых мигрантов, устанавливают значительные штрафы, проверяют стройки и предприятия, но до конца искоренить это зло пока не удается.

В начале 2007 г. был принят ряд новых законов, которые призваны исправить положение дел в сфере трудовой миграции. Например, было запрещено иностранцам торговать на рынках, была упрощена процедура регистрации по месту пребывания, увеличены штрафы работодателям за использование незаконных мигрантов. Действительно, сейчас трудовым мигрантам стало гораздо легче и проще зарегистрироваться. Однако главная проблема заключается в том, что пока

в стране нет четкого представления, в каком объеме нужно привлекать трудовых мигрантов из-за границы, не определены потребности российских регионов и предприятий в иностранной рабочей силе с учетом существующих резервов. Работодатели нанимают иностранных работников стихийно и неорганизованно, главным образом из-за того, что платить им можно меньше. Между тем в России более 5 млн. безработных собственных граждан, очень остро стоит проблема трудоустройства в некоторых регионах страны. Миграционная подвижность россиян ограничена из-за низкого уровня заработной платы и сильной разницы в ценах на жилье между разными регионами страны. Например, многие работники в России получают заработную плату, на которую нельзя снять жилье, а, продав собственную квартиру в провинции, — не купишь жилья в крупном городе, где есть возможность устроиться на работу.

Несмотря на усиление взаимозависимости в условиях глобализации, большинство стран мира регулируют иммиграцию, исходя из собственных национальных интересов, не только удовлетворяя потребности экономики в трудовых ресурсах, но и пытаясь сохранить культурную и этническую самобытность. Россия не должна быть исключением в этом ряду, и ей надлежит использовать иммиграцию в интересах своего развития. В 2001 г. в России была принята Концепция демографического развития страны на период до 2015 г. Она обозначает абсолютно адекватную времени цель — стране необходимы иммигранты. Данную точку зрения неоднократно высказывал Президент России. Однако на уровне практики регулирования иммиграции до последнего

времени сложилась и существовала кардинально противоположная ситуация — иммиграционная политика сводилась к борьбе с нелегальной миграцией и ограничивала приток любых иммигрантов в страну.

В условиях экономического роста и депопуляции роль иммиграции в удовлетворении потребности в трудовых ресурсах и стабилизации численности населения России значительно возрастает. Стране требуется иммиграционная политика, направленная не на ограничение въезда, а на привлечение необходимых категорий иммигрантов. При этом Россия, в отличие от других стран мира, находится в уникальном положении — она окружена государствами, которые ранее составляли единую страну, а сейчас сосредоточивают миллионы людей, близких в культурном и ментальном отношении, говорящих на русском языке. Это дает шанс на протяжении нескольких лет привлекать русских и представителей российских народов, резко не изменять этнический состав населения, а также тратить гораздо меньшие средства на интеграцию иммигрантов в общество, избежать серьезных межнациональных конфликтов.

Исходя из собственных национальных интересов и учитывая зарубежный опыт миграционной политики, Россия должна осуществлять протекционистские меры в отношении представителей коренных народов и национальностей Российской Федерации, а также привлекать трудовых иммигрантов с необходимой квалификацией, соблюдая права коренного населения. В настоящее время созданы благоприятные условия для реализации идеи привлечения мигрантов и «собирания российской нации». Необходимо максимально

облегчить процедуру получения российского гражданства, расширить круг его потенциальных получателей, дать четкие государственные гарантии организации переезда в страну и обустройства на месте соотечественникам из стран СНГ. В 2006 г. была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Миграционная политика должна учесть возможность легализации тех соотечественников, кто уже давно живет и работает в России нелегально и полулегально.

Другое важное направление иммиграционной политики России — это привлечение высококвалифицированных трудовых ресурсов и учебных мигрантов (студентов и аспирантов) из различных стран. Образованные иммигранты способны удовлетворить объективные потребности в рабочей силе, быстро адаптироваться к российскому рынку труда и принести пользу стране. В мире нарастающей тенденцией становится конкурентная борьба за квалифицированные трудовые ресурсы, которые обладают необходимыми профессиями и знаниями.

Как показывают прогнозы, в среднесрочной перспективе в стране начнет сокращаться численность трудоспособного населения, и будут расти потребности в рабочей силе. Отчасти сокращение трудовых ресурсов можно будет компенсировать ростом производительности труда и внедрением передовых технологий в экономику. Однако, даже при самых благоприятных прогнозах, покрыть все более нарастающий дефицит трудовых ресурсов только за счет внутренних резервов России не удастся, придется привлекать иностранных

работников. В этих условиях власти должны определить, в каком количестве и качестве стране нужны трудовые мигранты. Россия вправе предъявлять определенные требования по уровню квалификации, знанию языка и профессиям мигрантов. Необходимо регулировать регионы трудоустройства и условия занятости трудовых мигрантов. Важно стимулировать работодателей, которые официально оформляют работников, платят налоги и обеспечивают трудовых мигрантов страховкой. В стране требуется развивать сеть бирж и частных агентств по трудоустройству, контролировать условия труда мигрантов. Также нужно подписать двусторонние соглашения со странами — основными поставщиками трудовых мигрантов в Россию. Именно организованная трудовая миграция способна принести пользу экономике нашей страны.

Острой проблемой для России является нелегальная иммиграция, создающая существенную угрозу национальной безопасности страны. Борьба с нелегальной иммиграцией и ее предотвращение должны стать приоритетными задачами иммиграционной политики. На территории России сложились изолированные этнические анклавы, в которых проживают нелегальные иммигранты, куда не имеют доступа представители власти, где, по существу, не действуют российские законы. Это не только становится средой для распространения преступности, но и угрожает национальной безопасности страны.

Необходимо кардинально пересмотреть подход к регулированию внутренней миграции, поставив во главу угла не столько административные меры управления ею (ограничение регистрации), сколько экономи-

ческие. Отток из неблагополучных регионов продолжится до тех пор, пока не будут уменьшены диспропорции в социально-экономическом развитии регионов, что возможно через перераспределение средств, полученных от налогов, сборов за регистрацию и трудовую деятельность легальных мигрантов из принимающих регионов в отдающие территории. Власти на местах должны увязывать региональ-

ные миграционные программы с другими направлениями социально-экономической политики, прежде всего с поддержкой молодежи при обеспечении жильем, создании рабочих мест и повышении уровня заработной платы. Это позволит создать условия для социально-экономической реализации потенциальных мигрантов и предотвратит отток населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.