Научная статья на тему 'Тенденции использования свободного времени жителями России'

Тенденции использования свободного времени жителями России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1920
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арямов Андрей Валентинович, Арямова Татьяна Викторовна

Применительно к задачам социологического анализа образа жизни людей одной из характеристик составляющих его занятий выступают данные о затратах времени. Широкое использование показателей времяпрепровождения в значительной степени определяет методику и технику социологического изучения. В статье рассматриваются тенденции использования свободного времени жителями России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции использования свободного времени жителями России»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа. Thesis. 1993. Вып 3. С. 52-64.

2. Швери Р. Теория рационального выбора // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 25-34.

3. Conlisk J. Whu Bounded Rationality // Journal of Economic Literature, 1996. Vol. XXXIV.

4. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000. 744 с.

5. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. М., 2003. 160 с.

6. Никифоров А.Л. Соотношение рациональности и свободы в человеческой деятельности // Рациональность на перепутье. М., 1999. С. 295-313.

7. Аристотель. Политика. соч.: в 4 т. М., 1978-1983.

8. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. № 1.

9. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996. № 11. С. 92-101.

10. Фон Вригт Г. Х. Логико-философские исследования. М., 1986.

11. Попов В.В., Щеглов Б.С. Логика «будущего изменения» А. Прайора // Смирновские чтения. 2001. С.157-159.

12. Решер Н. Граница когнетивного релятивизма // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 35-58.

13. Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 107-114.

14. Popov V. V. The problem of intersybjectivity // Analecta Husserliana - Hague, 1997. P. 133-141.

15. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М., 1998. 480 с.

16. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995. 80 с.

А.В. Арямов, Т.В. Арямова

ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ЖИТЕЛЯМИ РОССИИ

Образ жизни отдельных людей, социальных групп, населения городов и целых народов отражает общую человеческую жизнедеятельность во всех ее проявлениях в данный исторический момент. Это одна из основных общесоциологических категорий, раскрывающих систему социальных связей, социальных общностей, отражающих социальные процессы и социальное развитие того или иного общества, класса, социальной группы. Она охватывает все существующие сферы деятельности людей: труд и формы его социальной организации, быт, способы использования людьми своего свободного времени, образование и культуру, общественную жизнь, включая национальные отношения и антиобщественные явления, формы удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, а так же вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Образ жизни позволяет выявить ценностные ориентации людей и причины их поведения, обусловленного укладом, уровнем и качеством жизни. Невозможно представить себе плодотворное изучение и тем более решение практических вопросов по совершенствованию его (и в теории и на практике) без изучения основных сфер деятельности человека - труда, семьи, быта, свободного времени и др.

Применительно к задачам социологического анализа образа жизни людей одной из характеристик составляющих его занятий выступают данные о затратах времени. Широкое использование показателей времяпрепровождения в значительной степени определяют методику и технику социологического изучения. В развернутой форме данные о времяпрепровождении - называемые бюджетами времени - представляют собой набор связанных со временем характеристик той или иной категории людей. Важное достоинство показателей времени заключается в том, что они доступны строгой количественной обработке. Соответственно, каждое занятие может характеризоваться рядом количественных показателей, относительно легко преобразуемых друг в друга.

Одной из неотъемлемых составляющих образа жизни является свободное время. Под свободным временем понимается часть времени суток, которая свободна от труда на производстве

и связанного с ним времени, а также - удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда [5].

Как известно, досуг является одной из важнейших сторон жизни человека. Это не просто свободное время, остающееся после работы, это, фактически, время воспроизводства самого человека - его физического воспроизводства и отдыха, наращивания им своего человеческого капитала, наконец, это просто возможность сделать жизнь ярче и насыщеннее, что непосредственно связано с качеством жизни. Вот почему характер досуга является важнейшим индикатором положения и социального самочувствия различных социальных групп.

Значение свободного времени в жизнедеятельности каждой личности и общества в целом на сегодняшний день приобретает новое звучание. В жизни современного общества это явление отличается исключительной сложностью, наполняется различным, подчас весьма противоречивым содержанием. Об этом может свидетельствовать многообразие исследовательских подходов к изучению этого явления.

Конец двадцатого века и начало двадцать первого является периодом коренных изменений в развитии российского общества. Экономические реконструкции активно влияют на все сферы человеческой жизнедеятельности. Изменения, происходящие в социальном и культурном мире, вызывают чувство неопределенности у многих людей, различных социальных групп и общества в целом. Всеохватывающий характер научно-технической революции, практически новая роль средств массовой информации и коммуникации, процессы демократизации, осознание необходимости не только физического, но и духовно-нравственного выживания человечества делают взаимосвязанным и взаимозависимым весь мир. По существу сейчас происходит формирование международно-ориентированной личности, мыслящей в духе общечеловеческих ценностей. Поэтому становится ясно, что анализ методологических проблем свободного времени необходимо вести с учетом динамичности современной жизни.

Несомненно, что интерес, проявляемый учеными к познанию сущности свободного времени, в значительной мере отражает степень практической значимости этого социального феномена и его влияние на основные сферы жизнедеятельности общества, на разных этапах его развития. Свободное время представляет большую ценность как для личности, так и для общества в целом. Оно - необходимое временное пространство для ряда важных видов деятельности и является нематериальной формой богатства каждого человека, семьи и общества. Как всякая другая форма богатства, оно нуждается в постоянном контроле и учете за его распределением и использованием.

Сущность свободного времени находится в прямой связи с его структурой и основными функциями. Под структурой понимается строение и внутренняя форма свободного времени как единство устойчивых взаимосвязей между различными видами деятельности.

Очень часто понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы. В связи с этим необходимо сделать уточнение следующего плана. Под досугом мы понимаем способ организации удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей личности в свободное время.

Таким образом, между понятиями свободное время и досуг существует связь следующего характера. Свободное время является содержанием, а досуг формой его проявления. Поскольку природа содержания определяет природу формы, то изучение специфики свободного времени представляется возможным через изучение досуговой деятельности.

Доступность полноценной культурной и социальной жизни, расширение спектра социальных контактов и форм проведения свободного времени являются одними из тех качественных параметров, которые в настоящее время наиболее заметно дифференцируют жизненные стандарты различных групп населения России. Разница в образцах избираемого досуга связана не только с возрастом и семейной ситуацией, но и с классовой и профессиональной принадлежностью индивида. Специфика реальных моделей досуговой активности во многом характеризует избираемый образ жизни, который, в свою очередь, наряду с уровнем образования и материальной обеспеченности, оказывается одним из главных ресурсов изменения положения тех или иных социальных слоев населения. Ведь именно это время используется и для вторичной занятости, и для самообра-

зования, и для контактов с друзьями и близкими, и просто для поддержания своего здоровья, отдыха и развития

Первые исследования свободного времени в советский период происходили в контексте изучения социального времени общества. Наиболее полно эти исследования освещены в работах С.Г. Струмилина [3]. Поскольку основной сферой жизни считалась трудовая деятельность, то эти исследования носили экономический характер. Главная функция свободного времени состояла в восстановлении работников для производственной деятельности, поэтому ему отводилась вспомогательная роль как одному из важных аспектов экономического развития. Эти исследования отражали в основном объем свободного времени трудящихся и изменение его величины в зависимости от изменения режимов труда.

Сравнение материалов исследований бюджетов времени рабочих за разные годы свидетельствуют о тенденции его увеличения. Как видно из таблицы 1, происходит постепенное сокращение продолжительности рабочего времени. В результате свободное время населения страны, как мужчин, так и женщин, возрастает. У мужчин бюджет свободного времени в 1924 г. составлял 4,4 часа на человека в день. В 1963 г. этот показатель возрос до 4,8 часа в день, а у женщин - соответственно 2,6 часа и 3 часа [7].

Таблица 1

Бюджет времени рабочих промышленности в 1924,1959 и 1963 гг.

(в среднем в часах на человека, за день недели)[3]

Вид деятельности Мужчины Женщины

1954 г. 1959 г. 1963 г. 1954 г. 1959 г. 1963 г.

Работа 7,3 7,1 6,2 7,3 7,0 6,0

Время, связанное с работой 0,7 1,6 1,7 0,7 1,2 1,6

Домашний труд и удовлетворение бытовых потребностей 1,5 2,6 2,2 4,6 4,5 4,8

Итого: Общая трудовая нагрузка 9,5 11,3 10,1 12,6 12,7 12,4

Удовлетворение физиологических потребностей 10,1 9,2 9,1 8,8 8,5 8,6

Свободное время 4,4 3,5 4,8 2,6 2,8 3,0

Всего 24,0 24,0 24,0 24,0 24,0 24,0

Важным этапом развития общества, в целом, и сферы свободного времени, в частности, являются процессы индустриализации и урбанизации. Этим процессам сопутствовало изменение социально-классовой структуры общества и изменение повседневной культурной жизни.

Как известно, один из основных социально-структурных сдвигов того времени заключался в увеличении населения городов за счет сельских жителей. Деревня дала более 80 % всего прироста городского населения в 1927-1938 гг. Пополнения городского населения сельской молодежью, переход части крестьянства в ряды рабочего класса явились одной из важных предпосылок осуществления социалистической индустриализации в те кратчайшие сроки, которые навязывала нашей стране историческая обстановка 30-х годов. В этот период происходит качественное изменение использования свободного времени. Оставаясь важным аспектом экономического развития, оно в то же время приобретает новое значение. Кроме функций отдыха и развлечения трудящихся свободное время становится сферой культурного воспитания. Этому способствовала развернувшаяся программа ликвидации неграмотности. Развитие производства требовало квалифицировнной рабочей силы, что также являлось стимулом для повышения образования.

Дальнейшее развитие социалистического общества совместно с ростом образованности укрепляло и расширяло материально-организационную базу повседневной культурной жизни. Заметно выросли тиражи книг, журналов и газет, фонды библиотек, продажа печатных изданий населению; сформировалась система телевидения, обеспечивающая трансляции передач на территории, в которых проживает примерно 3/4 населения страны; увеличилось число и вместимость кинотеатров; расширилась сеть заочных и вечерних учебных заведений [3].

Повышение уровня образования способствовало расширению и усложнению структуры реализации личностного потенциала населения, а требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом, способствовали превращению общественных потребностей в желания и стремления людей. В сложившейся ситуации простое распространение уже сформировавшихся образцов культурной жизни среди новых слоев населения перестало играть решающую роль в развитии культурной сферы. Главной чертой этого этапа является качественное и количественное совершенствование занятий сферы свободного времени всех групп городского населения.

Следующей вехой в развитии потенциала свободного времени было изменение режима труда, связанного с переходом на пятидневную рабочую неделю. В рассматриваемый период происходит значительное увеличение объема свободного времени населения.

Материалы таблицы 2 свидетельствуют, что проведение такой реконструкции было прогрессивным шагом, направленным на улучшение условий жизнедеятельности человека не только в досуговой сфере. Пятидневка позволяла сэкономить более 15 % времени, уходящего на дорогу к месту работы и обратно, обеденные перерывы и т.д. Одновременно происходит снижение бюджетов времени, связанных с выполнением домашней работы у женщин на 2,4 часа в неделю, у мужчин соответственно на 3,3 часа; здесь, по-видимому, сказывались преимущества концентрации, позволявшие при наличии двух выходных дней выполнить прежний объем домашних дел быстрее, чем раньше. Таким образом, пятидневный режим давал возможность в те дни увеличить фонд свободного времени на 20 %. Причем подобное расширение достигалось без ущемления рабочего времени.

Увеличение свободного времени было вызвано изменением и усложнением его объективных функций. Однако с изучением проблем пятидневной рабочей недели особенно важно выделить два следствия повышения социальной ценности свободного времени, проявления которых достаточно четко ощущались ко времени перехода на пятидневку.

Л.А. Гордон и Н.М. Римашевская отмечают: «Во-первых, резко увеличивается социальная потребность в продолжительности свободного времени, повышается его общественно необходимый уровень, или - иначе - повышается необходимый для большинства членов общества объем деятельности, которую мы связываем со свободным временем (различные виды общения с семьей и воспитания детей, внесемейного общения и развлечений, потребления культуры, общественная деятельность, спорт и т. п.) [4].

Таблица 2

Недельный бюджет времени рабочих металлургических, машиностроительных и текстильных предприятий

(по данным выброчного обследования 1965-1966 гг. в городах Днепропетровске, Запорожье, Одессе, Костроме)[4]

Виды затрат времени Величина затрат времени (часов в неделю)

у работающих 5 дней у работающих 6 дней

в неделю в неделю

женщины мужчины женщины мужчины

Рабочее время 39,6 40,1 39,8 40,1

Внерабочее время, связанное с производством 9,8 13,1 13,4 15,2

Время домашнего труда 30,5 12,8 32,9 16,1

Время удовлетворения физиологических

потребностей 64,4 64,5 63,3 64,6

Свободное время 23,7 37,5 19,6 32,0

Во-вторых, изменения функций свободного времени требует существенных сдвигов в его содержании. Условием и проявлением новых функций свободного времени является известное уменьшение доли пассивно-созерцательных и зрелищно-развлекательных форм досуга Их сегодняшнее преобладание в быту основной части работающего населения свидетельствует о том, что свободное время все еще не обеспечивает полностью всестороннее развитие человека. Для того,

чтобы свободное время, оставаясь важным условием нормального хода общественного производства, превратилось бы одновременно в «настоящее богатство», «в простор для развития способностей», творчества, самовыражения, в его составе должен резко возрасти процент сложных и активных форм деятельности. Сюда относятся совмещение труда с учебой, целенаправленное самообразование, непрофессиональное творчество и самодеятельность, рационализация, изобретательство, широкая общественная деятельность, регулярные занятия спортом. Для жителей крупных современных городов большое значение имеют также виды досуга, обеспечивающие тесное общение с природой» [4].

Увеличение границ свободного времени являлось не единственным достижением перестройки режимов работы. Происходило перераспределение периодов труда и отдыха, концентрация свободного времени в конце недели. Такое перераспределение периодов труда и отдыха позволяло уменьшить дробность свободного времени, что в свою очередь создавало условия для расширения границ досуга, внедрение в его структуру более емких по времени и имеющих больший результат отдачи форм активного проведения досуга. В этом заключалось чуть ли не самое важное потенциальное преимущество нового режима труда и отдыха.

Однако сравнительный анализ фактических данных проведенного в Таганроге исследования [4], изучающего влияние режимов шести и пятидневки на жизнедеятельность населения, показывает, что возможности воздействия нового режима на использование свободного времени реа-лизовывались не в полной мере. Внимательное рассмотрение материалов таблицы 3, в особенности тех столбцов, которые характеризуют динамику показателей использования свободного времени, свидетельствуют, что распространенность основных занятий в свободное время при пятидневном режиме превышает соответствующие данные по шестидневке обычно не более, чем на 5-10 %. В ряде случаев абсолютные отличия показателей при различных режимах работы столь невелики, что они лежат в пределах доверительных интервалов. Следовательно, бесспорные перемены на деле еще меньше, чем это следует из формального сопоставления процентов [4].

Таблица 3

Распространенность некоторых форм проведения свободного времени среди рабочих

(в % отношении ко всем опрошенным данной группы)[4]

Формы проведения свободного времени Все опрошенные рабочие В зависимости от пола

мужчины женщины

Работающие 5 дней Работающие 6 дней Увеличение (+), уменьшение (-) Работающие 5 дней Работающие 6 дней Увеличение (+), уменьшение Работающие 5 дней Работающие 6 дней Увеличение (+), уменьшение

Регулярно читают газеты 79 75 4 89 81 8 72 69 3

Читают книги 53 52 1 56 55 1 51 49 2

Посещают кинотеатры 64 59 5 70 60 10 59 57 2

В том числе 4 раза в месяц и более 27 19 8 33 20 12 22 17 5

Посещают театры 54 44 10 51 46 5 57 42 15

Посещают спортивные зрелища 16 14 2 30 28 2 5 0 5

Посещают лекции 44 55 -11 48 52 -4 41 58 -17

Занимаются самодеятельностью регулярно 3 1 2 4 0 4 2 1 1

От случая к случаю 5 2 3 6 1 5 4 4 0

Занимаются спортомрегулярно 5 4 1 7 5 2 2 2 0

От случая к случаю 15 14 1 22 21 1 9 9 0

Отдыхают за городом 51 45 6 54 49 5 47 38 9

Подтверждают сказанное и исследования бюджетов времени населения г. Пскова, проведенные в 1965 и 1986 гг. Первое исследование в Пскове было проведено в 1965 г. в рамках международного исследования бюджета времени городского населения под руководством А.Салаи. В 1986 г. по той же методике было проведено повторное исследование в рамках советско-американского проекта (руководители В.Г. Андреенков, Д.Робинсон, В.Д. Патрушев). Позднее исследование показывает, что население г. Пскова располагает значительной величиной свободного времени. У мужчин оно составляет 37 часов в неделю, у женщин - около 30 [11].

Большая часть свободного времени расходуется на средства массовой информации (телевидение, радио, чтение переодики) - им отводится больше половины бюджета свободного времени -57,3 %. Второе место занимают спорт и активный отдых - 10,3 %, на третьем - общение.

Если пытаться оценить характер свободного времени, то, по словам В.Д. Патрушева, «...его следует признать однообразным. Сам набор занятий «среднего городского жителя» довольно разнообразен: повышения образования, общественная работа, посещение учреждений культуры и отдыха, использование средств массовой информации и т. д. Однако степень участия во многих из них невелика, и у большинства жителей набор досуговых занятий весьма ограничен. Среди самых распространенных, как уже отмечалось - просмотр телепередач, пассивный отдых, общение, чтение. Наиболее велика и средняя продолжительность этих четырех видов занятий: на них приходится около 70 % всего свободного времени».

Формально в среднем у городского жителя прибавилось свободного времени на три часа. Но фактически возрастание его величины происходит за счет увеличения свободного времени у работающих женщин (в 1965 г. - 21,0 час в неделю, а в 1986 г. - 26,5 часов в неделю), потому что у работающих мужчин оно практически осталось прежним (в 1965 г. - 34,3 часа в неделю, 1986 г. - 34,5 часа в неделю).

Исследование 1986 г. показывает, что за предшествующие 20 лет изменилась продолжительность ряда занятий. Например, затраты на просмотр телепередач увеличились как у мужчин, так и у женщин в 2,7 и 3,6 раза соответственно. Несколько больше стали затраты на занятия физкультурой и спортом. Меньше времени стали занимать чтение и посещение массовых зрелищ, в первую очередь походы в кинотеатры. Значительно сократилось время, затрачиваемое на повышение уровня образования у работающего населения: у мужчин это снижение имеет более выраженный характер (с 50,8 мин. на человека в день до 16,1 мин. в день).

За 20 лет практически не изменились приоритеты использования свободного времени. По прежнему первое место отводится просмотру телепередач, затем пассивный отдых, общение и чтение. Учреждениям культуры и отдыха отводится достаточно скромная роль: доля посещающих самое распространенное из них - кинотеатр - составляет всего лишь около 4-6% от числа обследованных. Перечисленные цифры свидетельствуют о развитии наметившейся тенденции к пассивному проведению досуга.

Возросший уровень образования вкупе с его фактической востребованностью существенно изменили ситуацию еще в конце 70-х годов. Резко сократилась доля обучающихся без отрыва от работы, уменьшились затраты времени на занятия учебой, самообразованием, доля желающих использовать на них свободное время. Сократилась производственная и культурная функция повышения образования и квалификации, при некотором росте прагматической линии, связанной с материальной выгодой, и ослаблении развивающей, общекультурной функции [1].

Хочется отметить еще одну особенность свободного времени - это его домашний характер. Материалы обследования жителей Керчи [9] показывают, что основным местом проведения досуга является квартира. Увеличение «домашнего» использования свободного времени наблюдается в более старших возрастных группах: если в среднем по массиву эта цифра равна примерно 50 %, то в группе 40-летних и старше - 70 % и даже более. В связи с тем, что привлекательность домашних досуговых занятий увеличивается (развитие телевидения, улучшение качества его программ, рост интереса к газетным и журнальным публикациям), не только резко снижаются затраты времени на посещение различного рода учреждений культуры и отдыха, но и время на прогулки и туризм.

Упомянутую тенденцию подтверждают материалы других обследований (см. таблицу 4), а также официальная статистика. За период с 1980 по 1986 г. посещаемость кинотеатров упала в полтора раза, а их заполняемость по стране не превышает 30 %. На достаточно низком уровне стабилизировалась посещаемость театрально-зрелищных мероприятий - в пределах одного - двух раз на одного горожанина в год [6]. Свыше 30 % жителей больших городов не ходят в театры вообще [8]. Низкой популярностью пользуются клубы и дома культуры, призванные обеспечивать массовые культурно-досуговые потребности населения.

Происходящая в стране перестройка отразилась на всех отраслях общественной жизни: политической, экономической, духовной. Изучению изменений свободного времени горожан были посвящены исследования Института социологии РАН, проведенных в Пскове в 1995 и 1997 гг.

Таблица 4

Использование свободного времени работающими жителями ряда крупных городов СССР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(на человека, час за неделю) [9]

Виды деятельности Керчь Псков Караганда Рубцовск Улан-Удэ

Мужчины

Образование 1,3 0,8 1,6 1,9 1,3

Общественная деятельность 0,1 1,2 0,3 1,3 0,9

Посещение учреждений культуры 1,4 0,9 0,7 2,4 0,3

Общение 2,6 2,5 2,4 2,8 2,6

Физкультура и спорт 0,7 0,9 0,9 2,6 0,9

Отдых на открытом воздухе 5,9 1,7 1,0 - 0,5

Любительские занятия 0,6 0,8 0,5 0,3 0,4

Просмотр телепередач 10,4 14,6 14,6 - 15,1

Прослушивание радиопередач 0,1 0,2 0,1 18,0 0,1

Чтение 5,2 5,8 4,9 - 6,4

Пассивный отдых 3,0 2,6 2,0 1,1 1,8

Передвижения, связанные с досугом 3,0 2,0 1,4 - 1,3

Прочие виды - - - 2,7 -

Итого 34,3 34,0 30,4 33,1 31,6

Женщины

Образование 0,9 0,9 1,4 1,0 1,1

Общественная деятельность 0,2 0,8 0,4 0,5 0,7

Посещение учреждений культуры 1,1 0,6 0,4 2,6 0,5

Общение 1,9 2,5 2,3 3,3 2,9

Физкультура и спорт 0,5 0,5 0,5 0,4 0,5

Отдых на открытом воздухе 4,0 0,9 0,6 - 0,5

Любительские занятия 1,0 2,1 1,5 0,6 2,0

Просмотр телепередач 7,9 10,6 11,0 - 10,6

Прослушивание радиопередач 0,1 0,1 0,2 12,5 0,1

Чтение 2,8 3,5 3,3 - 4,0

Пассивный отдых 2,2 1,8 1,5 0,8 1,6

Передвижения, связанные с досугом 2,0 1,4 1,0 - 1,2

Прочие виды - - - 2,3 -

Итого 24,6 25,7 24,1 24,0 25,7

Обратимся сначала к материалам этих исследований [78, 82]. Для определения динамики происходящих процессов его данные будут сравниваться с предыдущими исследованиями в г. Пскове. Основное время по-прежнему расходуется на средства массовой информации (5560 %). Но следует отметить некоторое понижение интереса к телепередачам. Если в 1986 г. затраты на этот вид досуга составлял у мужчин 2,1 часа в день, а у женщин 1,5 часа, то спустя несколько лет фиксируются следующие данные - 2,0 часа и 1,2 часа для мужчин и женщин соответственно. Отмечается падение популярности многих программ - это зарубежные художественные сериа-

лы, эстрадно-музыкальные программы, падает интерес к учебным, спортивным программам, а также передачам для молодежи. Некоторый положительный сдвиг в интересах населения наблюдается лишь к информационным передачам (1986 г. - 74,8 %, 1995 г. - 78,3 %).

Происходит трансформация и в читательских предпочтениях. В 1995 г. газеты в Пскове читали почти каждый день 57,6 %, журналы - 12,1 %, книги - 39,4 % населения. Не занимались чтением вообще: газет - 6,1 %, книг - около - 10 %, журналов - около 16 %. Доля последних с 1986 по 1995 г. увеличилась, что обусловлено ухудшением материального положения большинства работающих жителей. Этим же объясняется уменьшение числа подписчиков газет и журналов [10].

Отмечается дальнейшее уменьшение посещаемости учреждений культуры. Этому есть объективные причины. С одной стороны многие учреждения перестали существовать, а с другой стороны происходит ухудшение материального состояния граждан.

Негативные процессы наблюдаются и в использовании свободного времени для повышения уровня общего образования. В 1986 г. учились где-либо 10,3 % респондентов, в 1995 г. их доля еще больше уменьшилась и составила только 6,8 %. Однако значительно возрастает интерес к обучению на различного рода курсах (с 20,5 до 69,6 %), особенно на курсах повышения квалификации, курсах бухгалтеров, и иностранных языков, в бизнес-школах. Последнее обусловлено развитием в стране рыночной экономики.

Следует отметить, что новым явлением для нашего свободного времени является участие в религиозных движениях. Так среди опрошенных почти треть (32,4 %) считают себя глубоко верующими людьми.

Изменилась за 10 лет степень участия и структура любительских занятий. Наибольшее распространение среди жителей Пскова получили слушание пластинок и магнитофонных записей -69,1% опрошенных, просмотр видеофильмов - 47,7 %, уход за комнатными животными, птицами, аквариумом - 46,9 %, изготовление предметов домашнего обихода - 41 %. Чуть больше трети опрошенных занимаются шитьем и вязанием (34,1 % и 35,6 % соответственно). Практически в два раза уменьшилось число любителей, занимающихся фотокиносъемкой (1986 г. - 24,3 %, 1995 г. -13,5 %), а также музыкой и пением (1986 г. - 15,6 %, 1995 г. - 8,9%). Наблюдается снижения почти в три раза в сравнении с 1986 г. интереса к техническому творчеству, рационализации и изобретательству (с 22,6 % до 8,6 %).

В ходе экономических реформ наблюдается резкое расслоение общества по получаемым доходам. В этом аспекте интересные результаты получило исследование качества свободного времени у богатых и бедных [2]. Под богатыми понимались лица с доходами, эквивалентными тысяче долларов и выше на члена семьи, под бедными - менее ста долларов в месяц. Если сравнивать свободное время богатых и бедных, то бросается в глаза, что первые за неделю, предшествующую опросу, называли в среднем больше различных занятий, как требующих, так и не требующих дополнительных расходов. Богатые в полтора раза чаще читают и периодику, и книги, значительно чаще (в 5 раз) посещают учреждения культуры ради зрелищ, а также другие учреждения, где сами чем-то занимаются; в 2,2 раза чаще ходят на спортивные мероприятия, в 1,8 раза чаще играют на музыкальных инструментах или поют, рисуют; в 1,2 раза чаще принимают гостей и сами ходят в гости, и даже в церковь ходят чаще в 1,1 раза, но в 1,3 раза меньше гуляют, в 1,4 раза реже занимаются спортом.

К концу первого десятилетия XXI века можно говорить о стабилизационных процессах в жизнедеятельности российского общества. Однако сфера свободного времени претерпевает в настоящий момент, если можно так сказать, «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения, но в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности, как таковой.

Необходимо подчеркнуть, что сфера свободного времени россиян тесно связана, как с устоявшимися традициями и привычками, так и с новыми возможностями, открывающимися перед населением в условиях рыночной экономики. Это и новые способы общения, рекреации, развлечений; и новые технологии, завоевывающие Россию и распахивающие перед ее гражданами преж-

де закрытые границы в остальной мир; и глобальная индустрия досуга, тиражирующая массовую унифицированную культуру.

Оценить тенденции развития современного досуга позволяют результаты исследования, проведенного в апреле-мае 2006 г. специалистами Института социологии РАН в сотрудничестве с Национальным инвестиционным Советом в рамках проекта «Горбачев-Фонда» - «Социальное неравенство и публичная политика». По репрезентативной общероссийской выборке во всех территориально-экономических районах страны (согласно районирования, принятого Росстатом) было опрошено 1750 респондентов, репрезентировавших население России по полу, возрасту, типу поселения и региону проживания [13].

Главным типологизирующим фактором, определяющим специфику и качество свободного времени того или иного социального слоя, является направленность досуговой активности. В целом, судя по данным проведенных исследований, можно выделить три основные типа реальной досуговой активности. Самые распространенные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, чтение, хозяйственные заботы или просто ничегонеделание) при отсутствии любой досуговой активности вне дома представляют собой самый «простой» тип досуговой активности.

Добавление к этим «домашним развлечениям» тех или иных увлечений, включая книги, музыку, видео, занятия компьютером и другие хобби, более активное общение, направленное на пребывание вне семьи, самообразование обогащает свободное время и несет в себе более выраженный развивающий компонент. Оставаясь домашним по своей сути, такой тип досуга более разнообразен и интересен, чем простое сидение перед телевизором и домашние хлопоты, и в целом именно он наиболее «традиционный» для России, поскольку именно его практикует подавляющее большинство населения.

Однако та часть населения, которая использует только простые или традиционные формы заполнения свободного времени, остается не в состоянии проявлять активное социальное и культурное участие вне дома, являющееся признаком полноценности и разносторонности досуга, важным условием высокого качества жизни. «Активный» досуг, о котором можно говорить как о важнейшем показателе качества жизни, начинается только при условии расширения спектра досуго-вых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, развлекательной, рекреационной, общественной или иной деятельности. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т. п., включенность в деятельность различных образовательных, оздоровительных, общественно -политических или гражданских институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат как материальных средств, так и времени. Однако именно она и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому активный тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен.

Как показано на рис. 1, активный внедомашний компонент присутствует в досуге среднего класса заметно чаще, чем у остальных социальных групп. Те, кто находятся на периферии этого социального слоя, а уж тем более бедные и малообеспеченные слои общества, вынуждены ограничиваться традиционным домашним отдыхом в свободное время, а если, и покидают стены дома, то опять же для традиционных встреч с друзьями, прогулок на природе или поездок на дачу. Также бесспорно, что по мере спуска вниз по социальной лестнице больше вероятность в известном смысле вообще не иметь никакого содержательного досуга («простой домашний» тип), то есть заниматься хозяйством и смотреть телевизор. Поэтому качественный внедомашний досуг и возможность себе его позволить действительно добавляют очень важную и специфическую черту в портрет современного российского СК. Но не будем забывать, что структура досуга зависит также от возраста и семейного положения. Плюс это всегда проблема выбора. Следовательно, активное социальное участие даже в случае со средним классом является преобладающим, но не всеобъемлющим.

Другие массовые слои 21 46 33

Периферия 15 46 39

Средний класс 10 37 53

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

□ Простой досуг □ Традиционный досуг □ Активный внедомашний досуг

Рис. 1. Структура досуга различных социальных слоев городского населения

Если от специфики предпочтений в сфере досуговой деятельности перейти к особенностям реальных досуговых практик, то, как показывают данные опроса, в реальной жизненной практике самым распространенным видом досуга для россиян является просмотр телепередач и слушание радио - обычно свое свободное время посвящают этому 76 % опрошенных. Вторая распространенная досуговая альтернатива - занятия домашним хозяйством, детьми, дачей (62 %).

Россия по-прежнему «читающая страна», правда, заметен явный «перекос» в пользу периодической печати - почти половина наших сограждан (48 %) в свободное время читают газеты и журналы. Читают книги не более 38 % опрошенных. Распространенными видами проведения досуга являются также встречи с друзьями и походы в гости (47 %), «просто отдых» (37 %), прогулки на природе (29 %). Заметное место в структуре досуга россиян занимают также посещения театров, концертов и кино (17 %), Интернет (14 %), хобби (12 %). Доля тех, кто регулярно хочет и может себе позволить ходить в кафе, бары и рестораны, посещать спортивные клубы и секции, а также получать дополнительное образование и повышать квалификацию, составляет сегодня всего 8 %-9 % россиян. Примерно столько же (7 %) посещают музеи, выставки, вернисажи. Что касается видов досуга активной общественной направленности, то они привлекают минимальное число наших сограждан. Лишь 1 %-2 % опрошенных заявили, что они в свободное время участвуют в работе общественных организаций, посещают политические организации, собрания и митинги. Единственные общественные объединения, представляющие интерес для заметной части (7 %) россиян - религиозные собрания (см. рис. 2).

Основные способы проведения свободного времени жителями России,

%

80 -| 70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -

76

62

48 47

38 37

29

17

14 12

12 9 9 8 8 7 7

11.П.П.П.п.п.п.п.1.1

утштт?

Рис. 2. Виды досуговой активности жителей России в 2006 г.

В заключение следует сказать следующее. Сфера досуга, имеющая непосредственное отношение к возможностям позиционировать себя в социальном пространстве и избирать соответствующий стиль жизни, в связи с протекающими глобальными процессами претерпевает серьезные изменения, не переставая оставаться важнейшим критерием идентификации высших и средних социальных слоев и безусловным индикатором качества их жизни. Модернизируется не только отношение к проведению свободного времени и выбор определенного стиля жизни (публичного, внедомашнего или приватного, частного), модернизируются и сами люди. Правда, заметно страдает при этом традиционный компонент российского образа жизни - стремление общаться, испытывать чувство сопричастности, участвуя в совместных мероприятиях, празднествах, зрелищах и лично приобщаясь к тем или иным событиям. И данные проведенных исследований отражают эти тенденции, характеризующие новый этап развития современного глобализирующегося общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Артемов В.А. Изменения условий и образа жизни в Сибири (1972-1993) // Социологические исследования. 1995. № 1.

2. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социологические исследования. 1998. № 7. С. 82-89.

3. Гордон Л.А., Клопов Э.В., Оников Л.А. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 1977.

4. Гордон Л.А., Римашевская Н.М. Пятидневная рабочая неделя и свободное время трудящихся (таганрогские исследования). М.: Мысль, 1972.

5. Грушин Б.А. Свободное время БСЭ. М.:Советская энциклопедия, 1976. Т. 23. С. 87.

6. Народное хозяйство СССР за 70 лет. М.: Финансы и статистика, 1988.

7. Орлов Г.П. Свободное время как социологическая категория. Свердловск: УрГУ, 1973.

8. Патрушев В.Д. Как и с кем проводит свободное время горожанин? // Социологические исследования. 1986. № 4.

9. Патрушев В.Д. Региональные различия в использовании бюджета времени городского населения СССР // Социологические исследования. 1992. № 2.

10. Патрушев В.Д. Свободное время горожан в 1986 и 1995 годах // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 44-50.

11. Патрушев В.Д. Изменения в использовании свободного времени городского населения за двадцать лет (1965-1986 гг.) // Социологические исследования. 1991. № 3. С. 24-32.

12. Патрушев В.Д. Динамика бюджетов времени горожан (1965-1997) // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 28-35.

А.Н. Береза

ЭВОЛЮЦИЯ ПАРАДИГМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Значительной проблемой в современной системе национальной безопасности России является вопрос стратегического моделирования энергетической политики, которая является ключевым элементом обеспечения экономического и научно-технического благополучия страны. В этой связи рассматриваются различные походы к формулированию стратегии использования энергетических ресурсов российского государства. Например, некоторые западные эксперты утверждают, что обеспечение энергетической безопасности должно основываться на свободных энергетических рынках, а не государственной опеки. В качестве основных доводов приводится тот факт, что объем инвестиций в энергетическую отрасль падает при государственном вмешательстве. К тому же «централизованное планирование не может точно спрогнозировать, какие меры будут наиболее эффективными для производителей и потребителей»1. Иным доводом служит утверждение о том, что неконтролируемый рост цен на энергоресурсы внутренних рынков неизбежно ударят по экономической безопасности страны и благополучию граждан. Достаточно убедительным видится и

'Робинсо К., Маршалл Э. Энергетическая небезопасность // http://www.inosmi.ru/stories/06/01/03/3471/228748.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.